Аэропорт темпельхоф Берлин

Märzkaterbordbuch

ad memoriam alicujus rei Tempelhof
Вкратце
30 октября 2008 года был закрыт аэропорт Темпельхоф, что расположен практически в центре немецкой столицы. В 22:12 в небо поднялся B-737-700 airberlin чартерным рейсом AB1001, который через 22 минуты после взлета совершил посадку в аэропорту Тегель. Пятью минутами позже последний регулярный рейс Cirrus Airlines на самолете Dornier 328 с тридцатью счастливчиками на борту вылетел в Маннхайм.

Dornier 328 Cirrus Airlines
Наконец, в 23:55 по двум параллельным плосам 09R/027L и 09L/027R взмыли вверх и ушли в Шенефельд два легендарных борта: Douglas DC-3 „Rosinenbomber», один из знаменитых «изюмных бомбардировщиков» времен «воздушного моста», и Junkers Ju 52/3m „Berlin-Tempelhof“, принадлежащие Deutsche Lufthansa AG, после чего аэропорт был закрыт. Так была перевернута одна из самых славных страниц в истории немецкой, европейской, да и мировой авиации.

Douglas DC-3 на перроне Темпельхофа, 2007 год (фото с de.wikipedia.org)
Сейчас Темпельхоф (Tempelhof, IATA: THF, ICAO: EDDI) считается старейшим постоянным аэропортом Германии и одним из самых старых в Европе. Он был официально открыт 8 октября 1923 года, а первые регулярные рейсы были в Мюнхен (с продолжением в Цюрих, а также в Вену и далее на Балканы) и в Кенигсберг. В том самом 1923 году в Темельхофе было выполнено около 100 взлетно-посадочных операций.
Кто старше?
Впрочем, какой аэропорт считать старейшим в Германии, единое мнение отсутствует.
26 сентября 1909 года было открыто первое в Германии летное поле (и по совместительству второе в мире после открывшегося всего несколькими неделями ранее летного поля в Реймсе). Оно располагалось в 15 км к юго-востоку от Берлина между местечками Йоханништаль и Адлерсдорф. Получивший название по первому городу аэродром был основной воздушной гаванью немецкой столицы вплоть до открытия Темпельхофа.

Летное поле Йоханништаль, 1910 год (фото с de.wikipedia.org)
30 октября 1909 года на моноплане Grade II Libelle («Стрекоза») Ханс Граде совершил первый в истории полет на моторном летательном аппарате, построенном в Германии, за что получил «небесную» премию Карла Ланца и 40 000 марок впридачу.

Ханс Граде в своей «Стрекозе» (фото с de.wikipedia.org)
С аэродрома Йоханништаль (Flugplatz Johannisthal) взлетали первые в Германии коммерческие пассажирские авиарейсы, здесь работали Отто Лилиенталь и Антон Фоккер. 5 февраля 1919 года из отсюда открылись первые в стране регулярные почтовые рейсы в Веймар, где в это время проходило учредительное собрание, определявшее судьбу послевоенной Германии.

Получение почты, Йоханништаль, 1919 год (фото с de.wikipedia.org)
После открытия Темпельхофа в 1923 году, Йоханништаль потерял свое значение, но с переменным успехом продолжал эксплуатироваться вплоть до 1952 года. Перед и во время Второй Мировой войны здесь размещался исследовательский центр DVL (Deutsche Versuchsanstalt für Luftfahrt – «Немецкая исследовательская лаборатория авиации»). После оккупации советскими войсками в апреле 1945 года, Йоханништаль год использовался в качестве военно-воздушной базы, а затем для наземных тренировок Народной армии ГДР. Удивительно, но официально закрыто летное поле, уже основательно застроенное корпусами Академии наук ГДР, было только в 1995 году.
Еще один претендент на звание «самого старого» — аэропорт Бремена, который был открыт 13 мая 1913 года. Но вскоре после открытия нагрянула война, и бременское «картофельное поле», площадь которого составляла добрую половину квадратного километра, пустовало аж до 1919 года, когда сенат города принял решение открыть аэропорт вновь. 18 июля полеты в Бремен открыла нидерландская KLM, которая скоро уже летала через Бремен в Гамбург и Копенгаген. А Lloyd Luftfahrtdienst GmbH (дочка Norddeutschen Lloyd) в том же году открыла регулярные рейсы из Бремена в Берлин, Дортмунд и Вангероге (что на Восточно-Фризских островах).
Кенигсберг-Девау
Но вот с Кенигсбергом и связан наиболее интересный момент в истории немецких аэропортов. Все дело в том, что первый постоянный аэропорт открылся вовсе не в Берлине, а в столице Восточной Пруссии, и было это в далеком 1919 году — сразу после создания «польского коридора», отделившего Восточную Пруссию от основной территории Германии. Так что рейс Берлин-Темпельхоф — Калининград-Храброво Кенигсберг-Девау был первым для столичного аэропорта, а вовсе не для кенигсбергского. Но послевоенный раздел Восточной Пруссии как бы не давал немцам права называть кенигсбергский аэропорт первым, а в Советском Союзе к этому вопросу подходили и вовсе без фанатизма.
Аэропорт Девау (Devau, что происходит от прусского слова «deywis» — «Бог») был расположен в одноименном районе на северо-востоке Кенигсберга, ныне на улице Юрия Гагарина. До аэропорта с 1900 года на этом месте был небольшой вокзал Девау, с которого по Кенигсбергской узкоколейке поезда ходили в направлении Шааксвитте (ныне Каширское) и Поссиндерна (ныне Пощино). Впрочем, от раритетного железнодорожного объекта ныне не осталось и следа.
Аэропорт в Кенигсберге был открыт в 1919-1921 годах на месте существовавшей еще во времена Первой Мировой войны Flieger-Beobachter-Schule (в которой велась подготовка кадров для военно-воздушных сил). Запущенный в эксплуатацию осенью 1922 года аэровокзал, построенный по проекту известного кенигсбергского архитектора Ханса Хоппа, стал первым постоянным коммерческим терминалом в мире. В 1921 году в Девау была учреждена опять же первая в мире стационарная авиационная метеослужба.

Аэровокзал Девау, 1922 год (фото с www.baltnet.ru)
24 ноября 1921 года был учрежден Deruluft (Deutsch-Russische Luftverkehrs AG) — совместное советско-германское авиапредприятие, которое с 1 мая 1922 года эксплуатировало сначало трассу Кенигсберг — Ковно — Смоленск — Москва, а затем Кенигсберг — Рига — Москва. С 1925 года Derulift начал регулярные полеты на линии Кенигсберг-Берлин.

Junkers R13 авиакомпании Deruluft (фото с www.baltnet.ru)
После Второй Мировой войны аэропорт в Девау был закрыт. Непродолжительное время эксплуатировался аэродром в Черняховске (бывший Инстербург), а в конце 1950-х годов стало ясно, что нужен новый аэропорт, ВПП и аэровокзал которого отвечали бы требованиям по размерности самолетов и возросшему пассажиропотоку. Новый аэропорт, теперь уже города Калининграда, расположился на месте бывшей военной авиабазы Luftwaffe в местечке Повунден, сейчас Храброво.
Девау до нашего времени остается базой местного аэроклуба РОСТО. Однако в соответствии с генеральным планом Калининграда (от 2004 года) на территории Девау предполагается создать музей авиации.

Калининград, аэродром Девау, 2006 год.
На переднем плане — здание диспетчерского пункта, построенное в 1938 году (фото с www.baltnet.ru)
Темпельхоф. Начало
Но вернемся к Темпельхофу. Еще в 1909 году один из братьев Райт, Орвилл, на Темпельхофском поле (Tempelhofer Feld) демонстрировал возможности авиационной техники. Затем на поле предполагалось строительство новой берлинской выставки, но по предложению тогдашнего главного архитектора Берлина Леонарда Адлера магистрат принял решение о создании здесь центрального аэропорта.
В 1922 году на северной окраине поля на средства компаний Junkers и Aero Lloyd был выровнен участок, достаточный для проведения взлетно-посадочных операций, а в парке Хасенхайде (сейчас городской округ Нойкелльн) построены 2 деревянных ангара и здание аэровокзала. И в октябре 1923 года аэропорт был открыт. 1 мая 1924 года авиакомпанией Luft Hansa (не путать с той, которая образовалась двумя годами позднее) был совершен первый в мире ночной рейс из Темпельхофа в Кенигсберг-Девау. Затем был открыт регулярный рейс Берлин-Москва, на умопомрачительное по тогдашним меркам расстояние.
В конце 1924 года началось строительство шести ангаров для самолетов, в это же время в аэропорту появились осветительная башня, радиостанция и новый аэровокзал. А в 1927 году к Темпельхофу была подведена линия метро (Nord-Süd U-Bahn, сейчас Линия 6), и станция с незамысловатым названием Flughafen («Аэропорт», сейчас Paradestrasse) стала первой в мире, построенной специально для обслуживания воздушной гавани.

Первый аэровокзал Темпельхофа, 1926 год
6 января 1926 года после слияния Deutsche Aero Lloyd и Junkers Luftverkehr AG была образована Deutsche Luft Hansa AG, первый регулярный рейс которой состоялся ровно через три месяца, 6 апреля, по маршруту Берлин — Халле — Эрфурт — Штуттгарт — Цюрих (аэродром Дюбендорф), который одновременно стал и первым регулярным международным рейсом. Парижским соглашением в 1926 году были сняты ограничения на развитие гражданской авиации, наложенные на Германию Версальским договором, и вслед за этим открылся рейс Берлин — Кельн — Париж (аэропорт Ле Бурже).
В начале 1930-х годов по объему перевозок Темпельхоф значительно превосходил аэропорты Парижа (Ле Бурже), Амстердама (Слипхол) и Лондона. Но уже в 1928 году стало ясно, что существующее летное поле и аэровокзал полностью исчерпали свои технические возможности, и в 1930 году власти Берлина приняли решение о строительстве нового здания.

Зона ожидания авиакомпании Lufthansa, 1930 год (фото с de.wikipedia.org)
Новый терминал
В 1934 году архитектором Эрнстом Загебилем был предложен проект нового аэровокзала, который не только позволил бы увеличить пропускную способность аэропорта в 30 раз (с 200 тыс. до 6 млн. человек в год), но и полностью отвечал модным тогда стандартам неоклассической монументальной архитектуры. Дело близилось к Олимпийским играм 1936 года, к которым был построен невероятно монументальный Olympiastadion (Олимпийской стадион) на 86 тысяч зрителей (тот самый, на котором Лени Рифеншталь снимала знаменитую «Олимпию») и другие объекты. Берлин (а точнее, нацистские лидеры) остро нуждался в достойных воздушных воротах.

Гитлер на Олимпийском стадионе в Берлине, 1936 год (фото с de.wikipedia.org)
Построенное в 1936 году, здание аэропорта Темпельхоф стало крупнейшим на тот момент в мире. Его общая площадь составила 307 тыс. кв. км, а протяженность изогнутого полукругом фасада – 1,2 км, что и сейчас делает его одним из самых длинных зданий в Европе. Летное поле представляло собой овальный газон диаметром почти 2 км, что позволяло достаточно легким самолетам того времени свободно садиться и взлетать против ветра. Рядом с парадным входом в здание нового аэровокзала на той же линии, что и предыдущая, но немного ближе к центру города, была открыта станция метро Kreuzberg (по названию этого района города), которая была затем незамысловато переименована в Flughafen (сейчас она называется Platz der Luftbrücke – «Площадь «Воздушного моста»).
И вот на этом здании, которое на самом деле не было закончено ни в 1936 году, ни в 1939 году, перед началом войны, надо остановиться подробнее. Норман Фостер назвал его «матерью всех аэропортов», поскольку это было первый в мире терминал в принятом ныне смысле этого слова. Верхний уровень здания, включая 13 башен, предназначен для прибывающих и отправляющихся пассажиров, нижний уровень – для грузов и почты. Вдоль и внутри здания была проложена железная дорога. В здании аэропорта также размещались ангары для воздушных судов.

План нового аэровокзала Темпельхофа
Кроме собственно аэропортовых, терминал Темпельхофа был рассчитан на множество вторичных функций: в нем размещалась гостиница, конгресс-центр, рестораны и центральный офис авиакомпании Lufthansa. Здание аэропорта было совершенно уникальным для своего времени и в том же виде эксплуатировалось вплоть до своего закрытия в октябре 2009 года. Как, кстати говоря, и Олимпийский стадион, реконструированный лишь в 2004 году (к чемпионату мира 2006 года). Именно поэтому Темпельхоф называют «папой всех аэропортов».
Нижние уровни здания (три этажа в глубину) таят в себе много интересного. Здесь во время войны размещался подземный завод по выпуску самолетов (!), киноархив, электростанция, а позднее — даже командный пункт армии США. В ходе войны часть помещений использовалась как бомбоубежище. А вот коллекция фильмов (несомненно, интересная) не уцелела — во время занятия аэропорта советскими войсками в хранилище произошел пожар (история умалчивает, кто был виноват), и все пленки сгорели.
Железнодорожные тоннели вели от аэровокзала Темпельхофа на юг и запад, соединяя его с общенемецкой сетью железных дорог.

Железнодорожный тоннель в здании аэропорта (фото с de.wikipedia.org)
Здание аэропорта было украшено прекрасными орлами (точнее, беркутами) в истинно нацистском духе, которые, правда (за исключением центрального, самого большого) висят на нем до сих пор. Видел объяснение, что орлы появились на здании аэровокзала Темпельхофа еще до прихода Гитлера к власти в 1933 году (т.е. их видимо сняли со старого аэровокзала), но что-то я сомневаюсь.

Орел на фасаде Темпельхофа (фото автора)
Согласно гитлеровскому плану реконструкции Берлина, приземлившиеся в Темпельхофе гости должны были проехать под гигантской (в три раза больше парижской) триумфальной аркой. Однако дальше испытаний почвы на прочность дело не пошло. Заросший лопухами гигантский бетонный цилиндр, оставшийся от этих пробных работ, до сих пор торчит у перекрестка Левенхардтдамм и Генерал-Папе-штрассе.
После войны
28-29 апреля 1945 года район Темпельхоф и аэропорт были оккупированы советскими войсками, а 4 июля того же года был передан американцам. Новое здание аэропорта практически не пострадало, но в результате нескольких пожаров были серьезно повреждены стальные конструкции ангаров. Старое здание аэровокзала (который какое-то время использовался параллельно с новым, в первую очередь для диспетчерских функций) было практически полностью разрушено, и его остатки снесены уже в 1950-х годах.
Новые хозяева аэропорта восстановили ангары 1 и 2 и укрепили ВПП перфорированными стальными листами для приема более тяжелых самолетов. 18 мая 1946 года на аэродроме приземлилась первая за долгое время гражданская машина – борт DC-4 American Overseas Airlines, которая обслуживала еженедельный рейс Нью-Йорк – Франкфурт-на-Майне – Берлин.
С 1947 года Темпельхоф использовался американскими войсками в качестве военно-воздушной базы, получив незамысловатое название «Tempelhof Air Base».

Tempelhof Air Base, 1945 год (фото с de.wikipedia.org)
Редчайший случай — господствующее направление ветра в Темпельхофе изменилось с север-юг (на этой фотографии ВПП имеет склонение 0/18) на запад-восток (и в этом азимуте построены две ныне существующих полосы). Похожий каприз природы я припоминаю только в Алыкеле (Норильск).
Luftbrücke. Политический кризис
А потом открылась одна из самых славных страниц истории Темпельхофа – der Berliner Luftbrücke, воздушный мост между Западной Германией и Западным Берлином в 1948-1949 годах.
После раздела Берлина все городские аэропорты (Темпельхоф и Гатов) были распложены в его западной части. Восточный сектор обслуживал аэропорт Шенефельд, расположенный недалеко от одноименного бранденбургского городка на юго-восточной окраине Берлина. Шенефельд (Flughafen Berlin-Schönefeld, IATA: SXF, ICAO: EDDB) был открыт 15 октября 1934 года как заводская полоса авиастроительного концерна Henschel. В 1945 году аэродром был оккупирован советскими войсками, и с 1946 года служил главной базой советских ВВС, выведенных из Йоханништаля. А в 1947 году Советская военная администрация в Германии приняла решение об откытии Шенефельда для гражданского сообщения (хотя «Аэрофлот» стал летать туда еще в предыдущем году).

Аэропорты Берлина
В ответ на «Лондонское совещание шести держав» (США, Великобритании, Франции и стран Бенилюкса), положившее начало процессу образования ФРГ, которое Советский Союз рассматривал как нарушение Потсдамского соглашения, 1 апреля 1948 г. за подписью главы советской военной администрации в Германии Василия Соколовского (будущего министра обороны СССР) вышел приказ о краткосрочном закрытии границ советской зоны оккупации.
В период между 31 марта и 10 апреля 1948 года СССР потребовал, чтобы все поезда, идущие в Берлин из западных зон, подвергались досмотру. Впоследствии, 12 июня из-за ремонтных работ было прекращено дорожное сообщение с Западным Берлином, затем 21 июня прекратилось речное сообщение, и 24 июня — железнодорожное сообщение из-за «технических проблем». Западные союзники были вынуждены снабжать в это время свои гарнизоны в Берлине по воздуху. Этот инцидент получил название «малой» блокады Берлина.
В ночь с 23 на 24 июня 1948 г. была прервана подача электроэнергии с электростанции в Гольпа-Цшорневиц в западные районы Берлина. Вслед за этим ранним утром 24 июня последовало прекращение автомобильного, водного и железнодорожного сообщения между западной и восточной частью Берлина. В это время в западных секторах лежащего в руинах Берлина проживало около 2,2 млн человек, полностью зависимых от внешних поставок продовольствия.
В отличие от наземного воздушное сообщение регулировалось специальным договором, предоставлявшим в исключительное пользование западных союзников воздушный коридор шириной в 32 км. Решение об организации авиаснабжения Берлина принималось на уровне командующего ВВС США Кертиса ЛеМэя. К операции был привлечен генерал-лейтенант Уильям Х. Таннер, который организовал в свое время функционировавший в течение нескольких лет воздушный мост «Хамп» (The Hump) в Гималаях для снабжения войск Чан Кайши. 23 июля 1948 г. генерал Таннер возглавил командование воздушным мостом в Берлине.
Luftbrücke. Создание моста
После так называемой «малой» блокады весной 1948 г. британцы провели собственные расчеты на случай новой блокады Берлина, которые показали, что возможно снабжать по воздуху не только войска, но и население Берлина. На основании этих данных глава военной администрации США Клей принял решение об открытии воздушного моста.
Первый рейс в Берлин по воздушному мосту состоялся ещё вечером 23 июня 1948 года. Транспортным самолетом, загруженным картофелем, управлял американский гражданский пилот Джек О. Беннетт. 25 июня генерал Клей издал приказ о создании берлинского воздушного моста, а 26 июня в аэропорту Темпельхоф приземлился первый военный самолет США, положивший начало операции Vittles («Провиант»). Операция британских ВВС под названием Plain Fare стартовала двумя днями позже.

Берлинцы наблюдают за посадкой «изюмного бомбардировщика», 1948 год (фото с ru.wikipedia.org)
Аэропорт Тегель
Сначала самолеты «воздушного моста» садились в Темпельхофе и старом аэропорту Гатов на западе города. Вскоре стало очевидно, что существовавшая транспортная система не в силах справиться с таким увеличением объема перевозок. Франция (в «воздушном мосте» не принимавшая участия — как раз началась война во Вьетнаме) дала согласие на строительство в своем секторе нового аэропорта Тегель. На месте Тегеля еще во время Первой Мировой войны была база дирижаблей, закрытая в соответствии с условиями Версальского договора. 30 сентября 1930 года под руководством Рудольфа Небеля, одного из пионеров немецкого ракетостроения, здесь был открыт ракетный полигон, на котором работали Клаус Ридель и Вернер фон Браун.
Во время Второй Мировой войны территория полигона была основательно перепахана бомбами (о чем еще долго напоминали неразорвавшиеся боеприпасы). Первоначально этот район (видимо, после разминирования) предполагалось застроить, чтобы хоть как-то смягчить острый жилищный кризис в Западном Берлине. Но жизнь распорядилась иначе, и с началом блокады в Тегеле (5 августа) развернулось строительство самой протяженной на тот момент ВПП в Берлине — длиной 2428 м. Строительство завершилось в рекордные сроки — за 90 дней, и уже 5 ноября 1948 года на ней приземлился первый самолет. Официальное открытие аэропорта состоялось только в конце декабря того же года.
Для ускорения процесса французы даже взорвали мешавшую посадке самолетов мачту берлинской радиостанции Berliner Rundfunk, находившейся в ведении советской администрации, что привело к дальнейшим осложнениям в отношениях между двумя странами.
Аэропорт Тегель (Flughafen Berlin-Tegel „Otto Lilienthal“, IATA: TXL, ICAO: EDDT) открылся для гражданских авиаперевозок лишь 2 января 1960 года — именно в этот день в нем приземлился первый регулярный рейс Air France. Кстати, все воздушные перевозки из ФРГ в Западный Берлин, в соответствии с особым статусом города, могли выполняться только авиакомпаниями трех оккупационных держав: США, Великобритании и Франции. Lufthansa смогла открыть полеты в Берлин, именно в Тегель, только после объединения Германии.

Памятник Отто Лилиенталю в аэропорту Тегель (фото с de.wikipedia.org)
С 1975 года Тегель стал основным пассажирским аэропортом Западного Берлина, поскольку относительно короткие ВПП Темпельхофа уже тогда создавали серьезные проблемы.
Изюмные бомбардировщики
«Изюмные бомбардировщики» (нем. Rosinenbomber, англ. Raisin bombers) — прозвище, которое получили самолеты союзников, снабжавшие продовольствием и другими предметами первой необходимости западные сектора Берлина по «воздушному мосту».
Идея сбрасывать сладости на самодельных парашютиках пришла в голову американскому пилоту Гейлу Хелворсену. Он первым стал привязывать носовые платки в качестве парашютов к упаковкам шоколадных вафель, которые он получал в посылках с родины, и сбрасывать этот груз перед посадкой в Берлине. Вскоре к акции вскоре подключились и другие пилоты, а сбор сладостей берлинским детям, получивший название Operation Little Vittles («Малый провиант»), охватил всю Америку. В этих наборах чаще всего был шоколад и жевательная резинка, а также — изюм.

Разгрузка «изюмных» С-47 в Темпельхофе, 1948 год (фото с de.wikipedia.org)
Luftbrücke. Окончательный успех
Первоначально планировавшийся объем ежедневных поставок грузов в Берлин составлял 750 тонн. Однако благодаря реорганизации, проведенной генералом Таннером, уже с конца июля 1948 года в Берлин по воздуху ежедневно доставлялось более 2 тыс. тонн грузов. 15-16 апреля 1949 года был поставлен рекорд: за 24 часа было совершено 1 398 рейсов и перевезено 12 849 тонн грузов. Помимо продовольствия (сухое молоко, порошковое картофельное пюре и мука) на самолетах доставлялся уголь для отопления и производства электроэнергии, а также бензин, медикаменты и многое другое.
Такие объемы грузоперевозок стали возможны только благодаря четко отстроенной системе воздушного движения, состоящей из трех односторонних коридоров. Самолеты прибывали в Берлин по северному (из Гамбурга) и южному (из Франкфурта-на-Майне), а возвращались по центральному (в Ганновер). В полете по коридору самолеты занимали пять эшелонов. Каждому пилоту предоставлялась только одна попытка посадки. Если она не удавалась, самолет вместе со всем грузом отправлялся обратно. Благодаря этой системе транспорты в Берлине садились каждые три минуты. Пребывание самолета на земле было сокращено с 75 до 30 минут.
Блокада Западного Берлина была снята 12 мая 1949 г. в 00.01. С июня 1948 года по май 1949 года было перевезено около 2,34 млн. тонн грузов (из которых 1,78 млн тонн силами ВВС США), которые составили 1,44 млн. тонн угля, 490 000 тонн продовольствия и 160 000 тонн строительных материалов для перестройки аэропортов и строительства новой ТЭЦ в Рулебене.
В память об одиннадцатимесячной блокаде на Platz der Luftbrücke перед аэропортом Темпельхоф установлен монумент в виде разорванного моста, три луча которого символизируют три воздушных коридора. Вторые половинки моста стоят в аэропорту Франкфурта-на-Майне, откуда взлетало большинство самолетов в Берлин, и на военном аэродроме в Целле.

Памятник берлинскому воздушному мосту в аэропорту Темпельхоф (фото автора)
После войны
С 1950 года часть аэропорта была передана Верховным комиссаром США в Германии для гражданских авиаперевозок. Имевшиеся мощности быстро достигли предела, и в результате переговоров с американцами остававшаяся за ними часть аэропорта в том же году передана для гражданского использования.
Чтобы несколько облегчить монументальный облик входного зала («Зала почета») аэровокзала и придать ему более современный вид, была снижена высота потолка за счет установки промежуточного перекрытия. «Зал почета» над ним до сих пор не использовался, и увидеть его можно только на экскурсиях. Укрепленная для тяжелых самолетов воздушного моста и порядком поизносившаяся металлическая ВПП была заменена на асфальтовую.

Неиспользуемая часть Ehrenhalle («зала почета») (фото с de.wikipedia.org)
В 1982 году рядом с северо-восточной оконечностью аэровокзала была построена шарообразная башня радарной антенны высотой 71 м, которая во времена холодной войны была самой восточной точкой авиадиспетчерской службы США. Современный дизайн башни как бы сознательно противопоставлялся тяжелой монументальности аэровокзала, хотя такая странная конструкция опор использована для минимизации помех, создаваемых ветром.
Сегодня эти 100 кв. м. являются единственной территорией аэропорта, используемой бундесвером.

Радарная башня аэропорта Темпельхоф (фото с de.wikipedia.org)
В 1975 году Темпельхоф был закрыт для гражданского авиасообщения, и внось открыт в 1985 году. В 1993 году ВВС США передали его в собственность управляющей компании аэропорта Шенефельд — Flughafen Berlin-Schönefeld GmbH.

Год

Пассажирооборот, чел.

Оборот грузов и почты,
тонн

Число
взлетно-посадочных
операций

1923

150

0

ок. 100

1928

41.214

1,0

20.799

1933

81.335

2,0

40.202

1938

247.453

7,7

63.571

1943

ок. 80.000

3,0

ок. 20.000

1948

21.556

3,0

0,2

1.098

1953

833.718

51,4

2,2

42.791

1958

1.27.235

8,1

2,9

30.163

1963

2.395.640

11,6

6,8

52.106

1968

4.128.743

21,0

8,7

72.903

1973

4.779.411

19,7

11,0

76.753

С 1974 по 1991 гг. данные отсутствуют

1993

1.124.822

1.541

114

53.956

1998

932.149

271

0

42.018

2003

451.116

396

0

28.351

2007

350.172

538

0

24.042

Закрытие
Долгое время аэропорт использовался в основном для полетов бизнес-авиации и внутренних рейсов, поскольку две короткие ВПП Темпельхофа (1840 м и 2094 м) не могли принимать воздушные суда классом выше Boeing 737 или Airbus A320. Интересно, что в сентябре 1976 года и июне 1987 года в аэропорту дважды садились Boeing 747 PanAm, правда, без пассажиров. Зачем они это делали — история умалчивает. 8 сентября 2007 года в Темпельхофе сел Airbus A330 LTU/airberlin, на этот раз с пассажирами, — тоже чтобы что-то доказать. Безрезультатно.
Аэропорт был убыточным, а столько пустующей земли в почти в центре города (Темпельхоф расположен внутри кольцевой линии S-Bahn) не оставляли равнодушными (нет, не инвесторов — в Берлине других пустырей полно) городских чиновников.

«День открытых дверей» в Темпельхофе, 1984 год (фото с de.wikipedia.org)
В 1996 году министр транспорта, Германии, правящий бургомистр Берлина и премьер-министр Бранденбурга приняли так называемое «консенсусное решение» о строительстве международного аэропорта Берлин-Бранденбург (на месте нынешнего Шенефельда), за которым последует закрытие аэропортов Темпельхоф и Тегель. Противники закрытия аэропорта организовали инициативную группу, провели сбор подписей для проведения референдума и добились его проведения. Несмотря на то, что при явке в 36,1 % за сохранение аэропорта проголосовали 60,1 % участвовавших в референдуме, их голоса составили только 21,7 % от всех избирателей, что недостаточно для признания референдума состоявшимся (25 %).

30 октября 2008 года состоялось официальное закрытие аэропорта.
Жизнь после смерти
На территории, занимаемой аэропортом, в соответствии с градостроительным проектом Tempelhofer Freiheit («Свобода Темпельхофа») в здании аэропорта появятся культурный, медийный и творческий центр Tempelhof Forum THF, а по границе летного поля — новые жилые кварталы. На самом же летном поле будет разбит парк.

А пока что Темпельхоф выглядит именно так (одна из башен северного крыла аэровокзала) (фото автора)
Вместо заключения
Вот собственно и все. Спасибо тем, кто смог дочитать до конца.
ХХ век неразрывно связан с развитием авиации, и аэропорты — такие же памятники истории, как и маяки XVIII века. Когда-то по Темпельхофу будут ходить туристы и восхищаться, да они и сейчас ходят — сам видел. Вокруг ходят — внутрь пока не пускают.
Очень жаль, что в России так относятся к своей собственной истории. Кто помнит аэродром Девау в Калининграде? Будет ли там музей авиации, или здание аэровокзала постройки 1922 года, первое в мире (!) благополучно развалится, как разваливаются в Монино уникальные самолеты, многие из которых были выпущены в единственном экземпляре?? Или его снесут, как разнесли Ту-154 на ВВЦ, один из всего шести построенных этой, самой первой модификации?Tags: pro memoria, Берлин, Германия, Темпельхоф, авиация, аэропорты, история

История

Расположение аэропортов в окрестностях Берлина

Темпельхофское поле, на котором был построен аэропорт Темпельхоф, раньше служило плацем для строевой подготовки. В 1909 году Орвилл Райт представил здесь свой летательный аппарат, проводил показательные полёты и установил несколько рекордов. В 1922 году площадь выровняли и укрепили, а в 1923 году здесь появилось два первых ангара. Первая авиалиния соединила Берлин с Кёнигсбергом. Отсюда после сдачи аэропорта в эксплуатацию 6 апреля 1926 года был совершён первый регулярный рейс авиакомпании «Lufthansa» (тогда ещё «Deutsche Luft Hansa A.G.») в Цюрих. Уже в 1927 году к аэропорту Темпельхоф — первому в мире — была подведена линия U-Bahn.

В 1930-е годы по объёму перевозок Темпельхоф значительно превосходил аэропорты Парижа, Амстердама и Лондона. Однако технические возможности аэропорта были быстро исчерпаны, и в 1934 году архитектором Эрнстом Загебилем был представлен план его расширения, в соответствии с которым аэропорт смог бы обслуживать до шести миллионов пассажиров в год (в 1934 году — только 200 тысяч человек).

Появившийся в результате аэровокзал площадью в 284 тысяч кв. м. стал по тем временам самым крупным зданием в мире. Оно также является и одним из самых длинных зданий: общая длина дугообразной части здания составляет около 1,2 км. Покрытое травой лётное поле овальной формы имело в диаметре около двух километров и позволяло достаточно лёгким самолётам того времени, как, например, «Junkers Ju 52», точно садиться и взлетать против господствующего ветра. Строительство продолжалось и после начала войны в 1939 году, но и к 1945 году аэропорт ещё не был полностью достроен. Станция метрополитена была соответственно перенесена к новому зданию аэропорта.

Воздушный мост

Основная статья: Берлинский воздушный мост Памятник воздушному мосту в аэропорту Берлин-Темпельхоф «Изюмные бомбардировщики» в ожидании разгрузки в аэропорту Темпельхоф в 1948 году

В апреле 1945 года аэропорт Темпельхоф был захвачен советскими войсками, а 4 июля был передан американским оккупационным властям. Американская военная администрация реквизировала его и отменила вылеты самолётов гражданской авиации. К моменту передачи аэропорта американцам его новое здание ещё не эксплуатировалось.

В 1948 году аэропорт стал играть новую роль. Во время блокады Западного Берлина вместе с другими аэродромами в Тегеле и Гатове Темпельхоф использовался для доставки в город продовольствия. Большая часть груза представляла собой горючее. Авиаснабжение города жизненно необходимым продовольствием по берлинскому воздушному мосту, соединившему Берлин с другими западногерманскими городами, продолжалось с 26 июня 1948 года по 12 мая 1949 года. Самолёты взлетали и садились в Темпельхофе каждые 90 секунд. Благодаря американскому пилоту Гейлу Хелворсену, который при посадке в Темпельхофе сбрасывал для берлинских детей из окна кабины сладости на парашютиках из носовых платков, самолёты, работавшие на берлинском воздушном мосту, стали называть «изюмными бомбардировщиками». Для бесперебойной работы воздушного моста была построена южная взлётно-посадочная полоса, перекрывшая улицу Одерштрассе в районе Нойкёльн.

Об этих исторических событиях напоминает памятник воздушному мосту на площади перед аэропортом. Ироничные берлинцы дали памятнику прозвища «грабли голода» (Hungerharke) и «когти голода» (Hungerkralle). Аналогичные памятники установлены в аэропорту Франкфурта-на-Майне и на военном аэродроме в Целле.

Аэропорт Западного Берлина

С 1950 года часть аэропорта была передана Верховным комиссаром США в Германии для гражданских авиаперевозок. Имевшиеся мощности быстро достигли предела, и в результате переговоров с американцами остававшаяся за ними часть аэропорта в том же году передана для гражданского использования.

Чтобы несколько облегчить монументальный облик входного зала («Зала почёта») аэровокзала и придать ему более современный вид, была снижена высота потолка за счёт установки промежуточного перекрытия. «Зал почёта» над ним до сих пор не использовался, и увидеть его можно только на специальных экскурсиях. Укреплённая для тяжёлых самолётов воздушного моста и износившаяся металлическая взлётно-посадочная полоса была заменена на асфальтовую.

Важную роль играла шарообразная радарная антенна в северо-восточной части здания, которая во времена холодной войны была самой восточной точкой авиа-диспетчерской службы США. И сегодня эти 100 м² являются единственной территорией аэропорта, используемой Бундесвером.

В 1954 году пассажирооборот Темпельхофа составил 650 тысяч человек, которые в основной массе обслуживались авиакомпаниями союзников: «British European Airways», ставшей впоследствии «British Airways», «Air France» (до 1960 года) и «Pan American World Airways». Летом 1975 года Темпельхоф был закрыт для гражданского воздушного сообщения, его заменил новый аэропорт Тегель, появившийся на территории французского военного аэропорта по проекту гамбургских архитекторов «Gerkan, Marg und Partner».

Возобновление работы аэропорта в 1985 году

Статистика пассажирооборота аэропорта с 1991 года

В 1985 году аэропорт Темпельхоф открылся вновь для бизнес-авиации и авиаперевозчиков с небольшими самолётами.

Аэропорт в мае 1984 года в день открытых дверей Обслуживание приземлившегося самолёта

В 1990 году аэропорт обслужил более 400 тысяч пассажиров. В 1994 году ВВС США передали аэропорт в собственность управляющей компании аэропорта.

Длина ВПП аэропорта составляла 2116 м, поэтому размер самолётов, приземляющихся в Темпельхофе, был ограничен (не больше Airbus A320 и Boeing 727), и аэропорт использовался преимущественно для рейсов внутри Германии и Европы. Аэропорт Темпельхоф также использовался для нужд авиации, не относящейся к регулярным рейсам авиакомпаний и чартерам.

Закрытие аэропорта

В 1996 году федеральный министр транспорта, правящий бургомистр Берлина и премьер-министр Бранденбурга приняли так называемое «консенсусное решение» о строительстве международного аэропорта Берлин-Бранденбург, за которым последует закрытие аэропортов Темпельхоф и Тегель. На территории, занимаемой нерентабельным аэропортом, в соответствии с градостроительным проектом «Темпельхофская свобода», в здании аэропорта появятся культурный, медийный и творческий центр «Темпельхоф Форум THF» (нем. Tempelhof Forum THF), а по границе лётного поля — новые жилые кварталы. На самом лётном поле будет разбит парк. Планы берлинского Сената столкнулись с противодействием некоторых авиакомпаний. Противники закрытия аэропорта организовали инициативную группу, провели сбор подписей для проведения референдума и добились его проведения. Несмотря на то, что при явке в 36,1 % за аэропорт проголосовали 60,1 % участвовавших в референдуме, их голоса составили только 21,7 % от всех избирателей, что недостаточно для признания референдума состоявшимся (25 %). Проведение референдума обошлось городской казне в 2,5 млн евро.

30 октября 2008 года состоялось официальное закрытие аэропорта для регулярного сообщения. Последним самолётом, взлетевшим с ВПП Темпельхоф 24 ноября 2008 г., является частный Ан-2, рег. D-FBAW, ранее принадлежавший ВВС ГДР. В настоящее время летное поле аэродрома открыто для свободного посещения всеми желающими.

В честь закрытия аэропорта авиастроительная компания Германии, основанная Хуго Юнкерсом в Дессау как фирма Junkers&Co, создала ограниченную по всему миру серию наручных мужских часов с надписью на циферблате «Berlin. Tempelhof. Letzter Flog 30.10.2008»

После закрытия

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Предлагались различные варианты использования территории и зданий аэропорта.

С 2015 года здание аэровокзала и ангары используются как временный центр приема и размещения беженцев (самый крупный в Германии).

Архитектура

Схема аэровокзала с перроном: а) площадь Воздушного моста, b) зона регистрации, c) зона вылета, d) перрон Зона регистрации Модель аэропорта Темпельхоф в Немецком техническом музее

В своём проекте нового аэропорта в Темпельхофе архитектор Эрнст Загебиль учёл все требования, которые предъявлялись в то время к крупным аэропортам, предусмотрев в единой архитектурной форме отдельные функциональные уровни для зон прибытия, вылета, почтовых и грузовых перевозок. На момент возведения аэропорта функциональная комплексность сооружений аэропорта, заключавшаяся не только в выделении уровней, но и в разнообразной привычной сейчас дополнительной инфраструктуре, как отели, конгресс-центры, рестораны и офисные помещения авиакомпании «Lufthansa», являлась абсолютно уникальным решением и стала образцом в строительстве современных аэропортов. В 2004 году британский архитектор сэр Норман Фостер назвал Темпельхоф «матерью всех аэропортов».

В 2011 году аэропорт Берлин-Темпельхоф был внесён в список исторических памятников инженерно-архитектурного искусства Германии.

masterok

Аэропорт Темпельхоф в Берлине (нем. Flughafen Berlin-Tempelhof, IATA: THF, ICAO: EDDI) был самым большим и самым загруженным в Германии. Он являлся одним из культовых аэропортов Европы перед Второй мировой войной. Комплекс был разработан по форме орла в полете, с полукруглыми ангарами длинной в милю, формирующими распростертые крылья птицы.

Его большая крыша с навесом могла разместить большинство современных авиалайнеров 1950-х, 1960-х и начала 1970-х, защищая пассажиров от непогоды. У Темпельхофа было две параллельных взлетно-посадочных полосы более 2 километров длиной, а главное здание аэропорта когда-то входило в список 20 самых больших зданий на земле. Сегодня аэропорт закрыт, а его территория превращена в невероятный парк.

Давайте вспомним как так получилось …

История этого места начинает в конце позапрошлого века… В то время эти территории, расположенные совсем недалеко от центра города, служили плацем для строевой подготовки. А в начале прошлого века именно там были представлены первые летательные аппараты братьев Райт, проводились испытания, устанавливались рекорды!

В начале 20-х годов площадь выровняли и построили первые ангары и здание, получившее статус центрального аэровокзала и ставшее портом приписки авиакомпании «Deutsche Luft Hansa» (современная «Lufthansa»). А спустя еще пару лет специально к аэропорту – впервые в мире – проложили линию метро.

Темпельхофское поле, на котором был построен аэропорт Темпельхоф, раньше служило плацем для строевой подготовки. В 1909 году Орвилл Райт представил здесь свой летательный аппарат, проводил показательные полёты и установил несколько рекордов. В 1922 году площадь выровняли и укрепили, а в 1923 году здесь появилось два первых ангара. Первая авиалиния соединила Берлин с Кенигсбергом. Отсюда после сдачи аэропорта в эксплуатацию 6 апреля 1926 года был совершён первый регулярный рейс авиакомпании «Lufthansa» (тогда ещё «Deutsche Luft Hansa A.G.») в Цюрих. Уже в 1927 году к аэропорту Темпельхоф — первому в мире — была подведена линия U-Bahn.

В 1930-е годы по объёму перевозок Темпельхоф значительно превосходил аэропорты Парижа, Амстердама и Лондона. Однако технические возможности аэропорта были быстро исчерпаны, и в 1934 году архитектором Эрнстом Загебилем был представлен план его расширения, в соответствии с которым аэропорт смог бы обслуживать до шести миллионов пассажиров в год (в 1934 году — только 200 тысяч человек).

Фото 1.

Появившийся в результате аэровокзал площадью в 284 тысяч кв. м. стал по тем временам самым крупным зданием в мире. Оно также является и одним из самых длинных зданий: общая длина дугообразной части здания составляет около 1,2 км. Покрытое травой лётное поле овальной формы имело в диаметре около двух километров и позволяло достаточно лёгким самолётам того времени, как, например, «Junkers Ju 52», точно садиться и взлетать против господствующего ветра. Строительство продолжалось и после начала войны в 1939 году, но и к 1945 году аэропорт ещё не был полностью достроен. Станция метрополитена была соответственно перенесена к новому зданию аэропорта.

Фото 2.

В апреле 1945 года аэропорт Темпельхоф был оккупирован советскими войсками, а 4 июля был передан американцам. Американская военная администрация реквизировала его и отменила вылеты самолётов гражданской авиации. К моменту передачи аэропорта американцам его новое здание ещё не эксплуатировалось.

Фото 3.

В 1948 году аэропорт стал играть новую роль. Во время блокады Западного Берлина вместе с другими аэродромами в Тегеле и Гатове Темпельхоф использовался для доставки в город продовольствия. Большая часть груза представляла собой горючее. Авиаснабжение города жизненно необходимым продовольствием по берлинскому воздушному мосту, соединившему Берлин с другими западногерманскими городами, продолжалось с 26 июня 1948 года по 12 мая 1949 года. Самолёты взлетали и садились в Темпельхофе каждые 90 секунд. Благодаря американскому пилоту Гейлу Хелворсену, который при посадке в Темпельхофе сбрасывал для берлинских детей из окна кабины сладости на парашютиках из носовых платков, самолёты, работавшие на берлинском воздушном мосту, стали называть «изюмными бомбардировщиками». Для бесперебойной работы воздушного моста была построена южная взлётно-посадочная полоса, перекрывшая улицу Одерштрассе в районе Нойкёльн.

Об этих исторических событиях напоминает памятник воздушному мосту на площади перед аэропортом. Ироничные берлинцы дали памятнику прозвища «грабли голода» (Hungerharke) и «когти голода»(Hungerkralle). Аналогичные памятники установлены в аэропорту Франкфурта-на-Майне и на военном аэродроме в Целле.

Фото 4.

Разрушенный послевоенный аэропорт …

Фото 5.

С 1950 года часть аэропорта была передана Верховным комиссаром США в Германии для гражданских авиаперевозок. Имевшиеся мощности быстро достигли предела, и в результате переговоров с американцами остававшаяся за ними часть аэропорта в том же году передана для гражданского использования.

Чтобы несколько облегчить монументальный облик входного зала («Зала почёта») аэровокзала и придать ему более современный вид, была снижена высота потолка за счёт установки промежуточного перекрытия. «Зал почёта» над ним до сих пор не использовался, и увидеть его можно только на специальных экскурсиях. Укреплённая для тяжёлых самолётов воздушного моста и износившаяся металлическая взлётно-посадочная полоса была заменена на асфальтовую.

Фото 6.

Важную роль играла шарообразная радарная антенна в северо-восточной части здания, которая во времена холодной войны была самой восточной точкой авиа-диспетчерской службы США. И сегодня эти 100 кв. м. являются единственной территорией аэропорта, используемой Бундесвером.

В 1954 году пассажирооборот Темпельхофа составил 650 тысяч человек, которые в основной массе обслуживались авиакомпаниями союзников: «British European Airways», ставшей впоследствии «British Airways», «Air France» (до 1960 года) и «Pan American World Airways». Летом 1975 года Темпельхоф был закрыт для гражданского воздушного сообщения, его заменил новый аэропорт Тегель, появившийся на территории французского военного аэропорта по проекту гамбургских архитекторов «Gerkan, Marg und Partner».

Фото 7.

В 1985 году аэропорт Темпельхоф открылся вновь для бизнес-авиации и авиаперевозчиков с небольшими самолётами.

В 1990 году аэропорт обслужил более 400 тысяч пассажиров. В 1994 году ВВС США передали аэропорт в собственность управляющей компании аэропорта.

Длина ВПП аэропорта составляет 2116 м, поэтому размер самолётов, приземляющихся в Темпельхофе, ограничен (не больше Airbus A320 и Boeing 727), и аэропорт используется преимущественно для рейсов внутри Германии и Европы. Аэропорт Темпельхоф также используется для нужд авиации, не относящейся к регулярным рейсам авиакомпаний и чартерам.

Фото 9.

В 1996 году федеральный министр транспорта, правящий бургомистр Берлина и премьер-министр Бранденбурга приняли так называемое «консенсусное решение» о строительстве международного аэропорта Берлин-Бранденбург, за которым последует закрытие аэропортов Темпельхоф и Тегель.

25 мая тысячи жителей Берлина вышли на референдум, определяющий судьбу поля бывшего аэропорта Темпельхоф. Горожане настаивали на неожиданном — им нужен пустой газон в 350 гектаров в центре города. Сенат умолял о компромиссе — застроить часть территории элитным жильём, а остальное отдать горожанам, — но проиграл. Корреспондент The Village поговорил с активистами о том, как 20 человек подняли весь город на борьбу с политиками.

Фото 10.

Уже в 2010-м местные жители вовсю жарили здесь сосиски, запускали воздушных змеев, катались на велосипедах и высаживали помидоры в кривеньких кадках. При этом газон всегда казался пустым: люди распределялись по огромной территории и могли заниматься своими делами.

В отличие от жителей, которые быстро нашли полю применение, власти думали несколько лет — до тех пор, пока не нашёлся покупатель, готовый застроить эту территорию элитным жильём. Сделка была настолько выгодна городу, а лобби застройщиков настолько сильно, что проект поддержали даже представители оппозиционных партий. По плану, весь диаметр поля застраивался зданиями средней высотности, а остальное превращалось в парк. Идею приняли настолько быстро, что забыли придумать, как использовать помещение аэропорта. Дело оставалось за малым — провести общественные слушанья, на которые не ходит никто, кроме оголтелых градозащитников и скучающих пенсионеров, и внести изменения в Генеральный план.

Фото 11.

Противники закрытия аэропорта организовали инициативную группу, провели сбор подписей для проведения референдума и добились его проведения. Несмотря на то, что при явке в 36,1 % за аэропорт проголосовали 60,1 % участвовавших в референдуме, их голоса составили только 21,7 % от всех избирателей, что недостаточно для признания референдума состоявшимся (25 %). Проведение референдума обошлось городской казне в 2,5 млн евро.

Фото 12.

Тут стоит оговориться: зелёные зоны в Берлине — объект шаговой доступности. Такой же, как продуктовые магазины в России. Казалось бы, недосчитаются жители Берлина пары деревьев и нескольких гектаров газона, никто и не заметит. Но общее недовольство работой горадминистрации на этот раз пошло дальше кухонь, дворовых скамеек и социальных сетей. В 2011 году в городе появилась инициативная группа, решившая законодательным путём отстоять поле. Их требования была бескомпромиссны: местные жители сами знают, чего они хотят от этой территории, земля должна принадлежать всем, поэтому застраивать её нельзя.

Фото 13.

Ещё когда законопроект обсуждали в Сенате, к нему подключился метеорологический институт в Потсдаме. Его научные сотрудники исследовали влияние Темпельхофа на экологию и выяснили, что поле аэропорта — не только место для стихийных активностей горожан, но и климатическая подушка, естественный кондиционер, охлаждающий прилегающие районы. Если застроить его высотными домами по краю, это нарушит циркуляцию холодного воздуха. Но вопрос экоответственности в Сенате отошёл на второй план, и об исследовании быстро забыли.

Другой пункт критики: за всю необходимую инфраструктуру проекта — коммуникации, дороги — придётся платить городу, а это около 600 миллионов евро бюджетных денег. Так как земля Берлин не способна справляться с такой нагрузкой, эти деньги будут забирать у социальных учреждений. При этом в городе есть большое количество резервных территорий, уже готовых для строительства.

Фото 14.

Инициативная группа 100% Tempelhofer Feld изначально состояла из пяти человек. Со временем круг людей, которые ходили на собрания в свободное от работы время, расширился до двух десятков. Ещё две сотни оказались готовы выйти на улицы как волонтёры. Их главной целью было добиться проведения референдума — для этого за три месяца необходимо было набрать 183 тысячи подписей. Несмотря на информационную блокаду в крупных городских СМИ, активисты быстро заинтересовали этой идеей горожан. Их постоянными площадками для агитации стали рынки выходного дня, центральные площади, парки. На самом поле разместить информацию не удалось: в официальном информационном пункте принимали только буклеты с сенатскими планами преобразований. Флайеры против стройки раскладывали на специальной столешнице, которую легко прикрепить к рюкзаку и к складному велосипеду.

Фото 15.

Активисты издавали газету, выпускали плакаты, но больше говорили с людьми на улицах. Денег не красивую промопродукцию не было, всё делалось на пожертвования, которые со временем стали приносить прямо в офис инициативы. Единственной частной компанией, которая вызвалась спонсировать тираж флайеров, стал местный производитель воздушных змеев.

На волне гражданского подъёма 100 % Tempelhofer поддержали даже члены парламента (в основном, правда, левые, пираты и зелёные). Некоторые представители правящей партии тоже стали высказываться в пользу инициативы 100 % Темпельхоф. Смена мнений шла по всем социальным слоям.

Референдумы проводятся в Берлине в среднем каждые два года. Два раза из пяти побеждают гражданские инициативы. 100 % Tempelhofer получила на выборах 750 тысяч голосов (около 80 %) — во многом за счёт своей простоты и радикальности. В газетах до сих пор повторяют, что победили местные идеалисты и молодёжь, а результаты нельзя считать репрезентативными. Между тем поле нельзя застраивать до тех пор, пока кто-то не рискнёт оспорить результаты референдума, а пятая часть берлинцев продолжит лежать в шезлонгах и играть в бадминтон там, где им хочется.

Фото 16.

Центральное здание аэропорта использовалось в качестве места проведения крупномасштабных событий с момента закрытия аэродрома в 2008 году. Бывший авиационный ангар посещает огромное количество зрителей со всего мира – для проведения крупных музыкальных событий, спортивных мероприятий, выставок и разнообразных конгрессов. Здание расположено всего в 5 километрах от знаменитых Бранденбургских ворот. Старые административные помещения превратились в рабочие места для людей искусства и образовательные учреждения.

Интересно, что старейший немецкий футбольный клуб, BFC Germania, был основан в 1888 именно здесь, в Темпельхофе. На этой же территории и проходили первые матчи.

Фото 17.

1351 год: на Темпельхофском поле было подписано мирное соглашение между городами Берлин и Кёльн.

1722 год: здесь прошёл первый в истории парад берлинского гарнизона. С тех пор парады проводятся каждый год.

1909: дирижабль LZ6 графа Фердинанда фон Цеппелина пролетел над этими полями на глазах императора Вильгельма II и 300 тысяч жителей Берлина. В том же году Орвилль Райт (один из знаменитых братьев-пионеров авиации) продемонстрировал здесь свой “аэроплан” – летающую машину. За его триумфом следили 150 тысяч зрителей.

1923-1929: постройка “старого” здания аэропорта. Основание компании Люфтганза.

1933-1945: в годы правления национал-социалистической партии Германии заложена постройка аэропорта Темпельхоф по проекту архитектора Эрнста Загебилья (Ernst Sagebiel). Аэропорт возводился вплоть до окончания Второй мировой войны. В апреле 1945 года его захватили советские войска, а позже передали американцам для использования по прямому назначению.

1948: аэропорт Темпельхоф – главный транспортный узел Западного Берлина. Именно отсюда город получал необходимые товары и продукты.

1951: начались гражданские авиарейсы.

1971: ежегодный пассажиропоток аэропорта Темпельхоф составил приблизительно 5,5 миллионов.

1975: благодаря введению в строй аэропорта Тегель (Tegel), Темпельхов постепенно начинает терять своё огромное значение.

1993: вывод американских войск после воссоединения Германии. Передача комплекса немецкой администрации.

2008: 30 октября: закрытие всех полётов.

2010: бывший аэропорт Берлина открывает свои ворота для посещения обычными людьми. Парк на месте аэропорта стал одним из самых популярных в Берлине.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

вот интересный фоторепортаж о современности этого аэропорта — http://gavailer.livejournal.com/144193.html

источники

Аэропорт Берлин Темпельхоф (Berlin Tempelhof)

Leave a Comment