Акатов Монастырь Воронеж

Как нас найти:

Адрес:

ул. Освобождения Труда, д. 1в, г. Воронеж, 394036

Телефон:

+7 (473) 255-40-05

palomnikrus@list.ru

Сайт:

Часы работы

Ежедневно  07:00-19:00

Описание объекта:

Алексеево-Акатов монастырь – единственная уцелевшая обитель в черте города из четырех ранее существовавших в Воронеже. Свое название монастырь получил в честь святителя Алексия, митрополита Московского. В 1620 году, в день памяти этого святого, жители Воронежа отразили набег литовцев и черкас. В благодарность об избавлении от опасности и была построена церковь и основан мужской монастырь. Расположен на обрывистом правом берегу реки Воронеж, на Акатовой (Окатовой), т.е. покатой,  поляне. В 1674 году в монастыре была построена первая в  городе каменная церковь во имя святителя Алексия. Отдельно стоящая колокольня этой церкви уцелела до наших дней и является самой старой каменной постройкой города. В начале XX века Алексеево-Акатов монастырь являлся центром религиозной жизни города. В 1926 году в обители располагалась архиерейская кафедра, которую возглавлял архиепископ Петр (Зверев), видный иерарх Русской Православной Церкви. Это время стало важной страницей в истории епархии. Владыка Петр вел бескомпромиссную борьбу с обновленческим расколом, в который уклонились многие  храмы епархии. Его яркие проповеди  обильно привлекали паству и трогали сердца людей, что не устраивало местные власти. В 1926 году архиепископ Петр был арестован. Принял мученическую кончину на Соловках в 1929г. В 2000году канонизирован Русской Православной Церковью в сонме священномучеников. С 1931 года монастырь был закрыт.

Алексеево-Акатов монастырь

В 1990 году открылся вновь как женский.

Интересные факты:

С возрождением обители и возобновлением богослужений в начале 1990-х годов неоднократно мироточила икона Божией Матери «Живоносный источник»,  одна из главных святынь монастыря.

В 2009 году в Воронеж с Соловков были перенесены мощи священномученика архиепископа Петра (Зверева). Встреча мощей происходила в Алексеево-Акатовом монастыре, бывшей резиденции владыки. Покоятся  мощи священномученика Петра (Зверева)  в Благовещенском кафедральном соборе. В 2007 году на территории монастыря была освящена часовня в честь новомучеников  Алексеево-Акатового монастыря.

На монастырском кладбище находится могила блаженной старицы Феоктисты, два века спустя повторившей подвиг блаженной Ксении Петербургской. В настоящее время собирается материал для ее прославления и канонизации.

Фотогалерея объекта

КЛИРИКИ

Настоятельница игумения Варвара (Сажнева) (с 15.04.1992)
Настоятель протоиерей Николай Сальчук (с 11.03.1996)
Клирик протоиерей Кирилл Мелешко (с 16.08.2003), Клирик иеромонах Питирим (Тимофеев) (с 15.12.2008), Клирик иерей Александр Абакумов (с 19.11.2002), Клирик иерей Петр Голенских (с 07.05.2008), Клирик иерей Сергий Крутских (с 02.04.2008), Клирик диакон Иоанн Куканчиков (с 11.12.2009), Клирик диакон Феодор Янов (с 30.12.2009)

АДРЕС, ТЕЛЕФОН

394022, Воронеж, ул.Освобождения труда, 1в.
тел.: (4732) 55-18-24
 


4 августа 2002 г.
 Акатов монастырь — это моя жизнь. Интервью газете "Воскресная школа">>>
4 ноября 2000 г.
Празднование 10-летнего юбилея возрождения обители>>>
2 августа 2000 г.
Служение Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) >>>
14 ноября 1998 г.
Акатов монастырь посетил Его Святейшество, Святейший Патриарх Алексий II>>>
 

СВЯТЫНИ 


Богослужения:
совершаются ежедневно. Божественная литургия в будни начинается в 7.30. В воскресные дни и двунадесятые праздники – две Литургии: ранняя в 6.30, поздняя в 8.30. Вечернее богослужение в летний период – в 17.00, в зимнее время – в 16.00.
Гостиница/ночлег: гостиницы нет. По предварительному согласованию на ночлег может остановиться до 25 паломников, предпочтительно женщин.
Трудники: по согласованию возможен прием трудников.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
25 февраля – преставление святителя Московского Алексия, митрополита, всея России чудотворца;
2 июня – обретение и пере-несение мощей святителя Алексия;
3 июня – Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году);
6 июля – Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году);
8 сентября – Сретение Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году);
18 октября – Собор святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена.
***
2 августа – новомучеников и исповедников Воронежских.
В пятницу Светлой седмицы – иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
 

 Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне – безлюдной, покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется не иначе, как «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца». За короткое время были построены церковь («древена клецки»), келья игумена и четыре кельи для старцев – также деревянные.

Первоначально братство состояло из семи монахов, включая настоятеля (история сохранила их имена: игумен Кирилл, «черный поп» Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий). Впоследствии число насельников несколько увеличилось, особенно после упразднения Успенского монастыря, который в недолгий, но памятный период пребывания в Воронеже императора Петра I оказался в крайне стесненных обстоятельствах, в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII – начала XIX века. Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита.

С именем одного из них – архимандрита Никанора – связано появление в Алексиевском монастыре главной его святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», привезенной из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, где архимандрит Никанор начинал свой монашеский путь и в последние годы был настоятелем. Икона эта, представлявшая собой список с древнего образа, была особенно любима воронежцами, верившими в ее чудодейственную силу.

В царствование императрицы Екатерины II, резко сократившей число монастырей, Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу. По штату ему полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли.

О жизни монастырской братии этого времени мы имеем очень скудные сведения, но с достаточным основанием можем упомянуть в числе насельников Алексиевского монастыря схимонаха Агапита (в те годы – иеромонаха Аввакума), впоследствии почитаемого задонского старца, подвижника благочестия. Известно, что в течение десяти лет сей богомудрый инок, восприявший в свое время благословение святителя Тихона и его сотаинника схимонаха Митрофана, подвизался в стенах воронежской обители.

Несколькими десятилетиями позднее с Алексиевским монастырем оказалось связано имя другого задонского подвижника: имеются сведения, что сюда первоначально поступил оставивший военную службу молодой дворянин Георгий Алексеевич Машурин, впоследствии затворник задонский, чья подвижническая жизнь и чьи письма, многократно издававшиеся, повлияли на многих ищущих спасения.

Вообще же сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени.

Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир).

На протяжении XVIII–XIX веков обитель продолжала строиться и благоукрашаться. В 1804–1819 годах была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Нижний храм был освящен в 1812 году во имя святителя Алексия (в настоящее время – в честь Владимирской иконы Божией Матери), верхний – в 1819 году в честь Воскресения Христова (ныне – во имя святителя Алексия). Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674).

О жизни монастырской братии, их трудах и молитвенных подвигах, тайных скорбях и утешениях история умалчивает. До нас дошли только немногие имена, не сохранились фотографии (возможно, их и не было). Жизнь эта сокровенна в Бозе. Но самое возрождение обители почти через столетие не является ли свидетельством, что труды их и молитвы не были тщетны?

Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. Ранее малоизвестный, он в 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, на некоторое время становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович), смиренный старец-архипастырь, стойкий защитник Православия пред лицом богоборческой власти.

На близлежащей улице находился сохранившийся до настоящего времени дом священномученика Петра (Зверева), чье недолгое (около года) служение в Воронеже стало одной из ярких страниц в истории города. Монастырь был местом, где Владыка нередко совершал богослужения и произносил проповеди, собиравшие множество верующих, которые видели в Преосвященном архиепископе Петре истинного служителя Божия, хранителя чистоты Православия и уставов церковных, «совершенного в ревности и любви к Богу, в жалости и любви к людям». Настоятелем Алексиевского монастыря в то время был архимандрит Иннокентий (Беда), ближайший к Владыке человек, его келейник и сотаинник, вместе с ним сосланный в Соловецкий лагерь и там отошедший ко Господу в 1928 году (годом раньше священномученика Петра).

В 1930 году восприял уготованную ему чашу страданий за Христа последний настоятель Алексиево-Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), обвиненный в якобы контрреволюционной деятельности и расстрелянный в окрестностях города 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии. Сохранившийся протокол его допроса – неоспоримое свидетельство твердости в вере и глубокой непоказной мудрости. За простыми, на первый взгляд, ответами явственно звучит обличение богоборцев: «Ни я, ни другие не говорили, что иметь что-либо с безбожниками – это значит распинать Христа… Будучи в селах, я разговоров о гонении на религию не вел, но такие разговоры среди крестьян были…». Вместе с настоятелем приняли страдания братия монастыря иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), служившие в монастыре священники Феодор Яковлев и Сергий Гортинский. Все они канонизированы на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года как новомученики.

Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Об участи, постигшей последних его насельников, документальных сведений не осталось. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий святое место было предано поруганию и разорению. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном.

Пять самых старинных храмов в Воронеже

Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная.

Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении.

В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.

На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого), прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году.

В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням.

находился на правом берегу р. Воронеж на месте совр. Успенского Адмиралтейского храма в Воронеже. Основан при приходском деревянном Успенском храме «за острогом». (До 1676 храм являлся одновременно монастырским и приходским. 18 дек. 1676 в Воронеже вне монастырских стен была построена др. приходская Успенская ц. с приделом во имя ап. Иоанна Богослова, в 1686 г. к ней был пристроен трапезный придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».) В. м. впервые упоминается в грамоте 15 авг. 1594 г. царя Феодора Иоанновича воронежскому голове И. Ф. Кобякову о приеме посланных в Воронеж для новосозданной обители иконного деисусного чина, колоколов, богослужебных книг, вина и ладана (РГАДА. Ф. 141. Д. 1. Ч. 2. Л. 45-48). По-видимому, с самого начала в В. м. был введен общежительный устав.

Из-за частых паводков, заливавших территорию мон-ря, его постройки быстро разрушались. Согласно дозорной книге Воронежа 1615 г., в В. м. имелась обветшавшая деревянная Успенская ц. с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата. В 1616 г. игум. Феодосий писал царю Михаилу Феодоровичу: «Храмы развалились, и кельи подгнили, и ограду монастырскую вода разнесла, впредь на том месте монастырю быть не можно». В ответ на просьбу игумена царь 8 марта 1616 г. разрешил перевести В. м. на возвышенное Козарское городище близ Акатовой поляны.

Преемник игум. Феодосия Кирилл (1620-1632) на Акатовой поляне основал Акатов во имя свт. Алексия мон-рь (первоначально муж.), к-рым управлял одновременно с В. м., оставшимся на прежнем месте. В писцовой книге Воронежа 1629 г. отмечено, что наряду с Успенской ц., отремонтированной или перестроенной игум. Кириллом, в обители находились шатровая колокольня с 4 колоколами, 9 келий, хлебная и келарская избы, хозяйственные постройки; мон-рь был окружен дубовым тыном. В 1657 г. в В. м. жили строитель, 3 иеромонаха, 30 монахов. По переписной книге 1678 г. в обители имелся Вознесенский храм с приделами в честь Успения Богородицы и во имя св. князей Бориса и Глеба. При игум. Тите началось возведение каменного 5-главого Успенского собора, освящение к-рого состоялось, по-видимому, 27 дек. 1694 г.

В разное время В. м. были пожалованы земли на р. Усмани и на Тавровском поле, дер. Клементьева, леса в устье р. Песчанки. 30 марта 1617 г.- Голышевское селище, покосы, лес и рыбная ловля в Голышевском, Телевском и Малышевском затонах, в 1633 г.- половина дер. Сушиловки, в 1637 г.- поле в урочище Долгая Поляна. В 1629 г. обитель владела 675 дес. пашенной и 80 дес. луговой земли. В 1681 г. грамотой царя Феодора Алексеевича за В. м. была закреплена пристань на р. Воронеж.

С началом строительства в Воронеже морского флота (1696) около В. м. появились Немецкая слобода с каменной евангелической кирхой, адмиралтейство, цейхгауз, парусный двор, а также дворец царя и дома его сподвижников. По обе стороны мон-ря протянулась корабельная верфь. 2 апр. 1696 г. после богослужения в Успенской ц. на воду был спущен первый корабль — галера «Принципиум», впосл. суда освящались либо Воронежскими архиереями, либо настоятелями мон-ря (до 1700).

Рабочие, трудившиеся на верфи, бесплатно пользовались монастырскими владениями, в частности рыбными ловлями, паромом, из-за чего доход обители резко сократился. Сложность монашеской жизни в непосредственной близи от многолюдной верфи и материальные трудности привели к упразднению В. м., к-рый в 1700 г. указом Петра I вместе с вотчинами был переведен в Акатов мон-рь, Успенский храм обращен в приходской при адмиралтействе. В 1700-1711 гг. в нем проходили торжественные церемонии при спуске на воду судов. На богослужениях, к-рые совершали Воронежские епископы, часто бывал Петр I (по преданию, пел на клиросе). До нач. XX в. в храме хранился стул с высокой спинкой, обитый черным сафьяном, по преданию сделанный Петром I.

После неудачного Прутского похода 1711 г. строительство кораблей в Воронеже прекратилось. Пожар 9-10 мая 1748 г. истребил район бывш. верфи, жители к-рого переселились на мысы, в степь и на верхнее городское плато. Успенская ц. стала беднейшей среди воронежских храмов, в посл. четв. XVIII в. в храме служил 1 священник. В нач. XIX в. Успенский храм стал благоустраиваться, в 1803 г. была сооружена 3-ярусная колокольня, правый придел (в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») был переосвящен в честь Богоявления, в 1823 г. освящен левый придел во имя свт. Алексия Московского, в 1859 г. переосвященный во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1873 г. был построен дом для причта. После ремонта в 1880-1881 гг. храм был заново расписан. В 1805 г. в Успенской ц. служили протоиерей, диакон, дьячок и пономарь, в 1885 г.- священник, диакон и псаломщик. С 1893 г. при храме действовало церковноприходское попечительство, располагавшее капиталом в 1513 р., проценты с к-рого выдавались бедным прихожанам к Рождеству Христову и на Пасху. В 1894 г. на средства Е. В. Гардениной при церкви была построена богадельня (на 12 чел.), с 1895 г. половину здания занимала школа (на 20 девочек).

В 1932 г., после закрытия воронежского Троицкого Смоленского собора, Воронежский архиеп. сщмч. Захария (Лобов) перенес кафедру в Успенскую ц. Часть клириков храма уклонились в обновленчество (Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) объявил штат Успенской ц. состоящим в расколе). По доносу клириков, уклонившихся в раскол, были арестованы архиепископы Захария и Петр (Соколов).

В февр. 1940 г. Успенский храм был закрыт и передан горсоветом Осоавиахиму. Во время Отечественной войны сгорела кровля трапезной и неск. куполов храма, в стенах образовались трещины. Летом 1946 г. храм передали Гос. архиву Воронежской обл., в кон. 40-х гг. во время ремонта были уничтожены росписи. В 1969 г. Успенская ц. перешла в ведение краеведческого музея, приобрела статус памятника архитектуры республиканского (позже федерального) значения. Перед празднованием 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. и 300-летия Военно-морского флота была устроена гидроизоляция храма (после 1972 в результате затопления чаши Воронежского водохранилища храм оказался в болотистой местности).

В сент. 1996 г. Успенская ц. была передана Воронежской епархии, стала приписной к Никольской ц., в авг. 2001 г. приобрела самостоятельный статус. В нояб. 1998 г. Успенский храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 8 мая 2002 г. по благословению Воронежского митр. Мефодия (Немцова) в церкви была установлена мемориальная доска в память о воронежских моряках, погибших на подводных лодках «Комсомолец» и «Курск» (автор — скульптор А. И. Кожевников). 12 июня 2002 г. на острове у храма воздвигнут деревянный крест в память 330-летия рождения имп. Петра I. В следующем году в храм передали флаг атомной подводной лодки «Воронеж».

Арх.: РГАДА. Ф. 141. Д. 1. Ч. 2. Л. 45-48; ГАОПИ ВО. Ф. 9353. Арх.-следств. дела. Оп. 2. Д. 6014 ; Оп. 2. Д. 23242 . Ист.: Мат-лы для истории Воронежской и соседних губ.: Воронежские писцовые книги. Воронеж, 1891. Вып. 2. С. 18-19; Окладные книги Рязанской митрополии 1676 г.: Воронежский и Елецкий уезды / Предисл. Н. И. Поликарпова // Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 105; Мат-лы по истории монашества на Дону / Сост. П. В. Никольский // Там же. 1903. Вып. 2. С. 212-213; ЛукинФ. М. Успенская ц. (бывш. Успенский мон-рь) // Там же. 1905. Вып. 5. Прил. С. 64-69. Лит.: Евгений(Болховитинов). Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ. Воронеж, 1800. С. 66-67, 127-128; Димитрий(Самбикин). Успенская ц. в г. Воронеже // Воронежские ЕВ. 1882. № 19. С. 623-632; № 20. С. 659-664; НикольскийП. В. Монашество на Дону // Воронежская старина. Воронеж, 1907-1910. Вып. 6-9; ЛукомскийГ. К. Воронежская старина: О нек-рых памятниках старинной архитектуры Воронежа. Пг., 1915. С. 12-17; СлавинскийМ. И. Ист., топогр. и стат. описание уездов Воронежской губ. // Зап. воронежских краеведов. Воронеж, 1987. Вып. 3; ГлазьевВ. Н. Еп. Митрофан Воронежский: к истории отношений светской и духовной властей в кон. XVII — нач. XVIII вв. // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 71-81; КомоловН. «Успенка» образца… 1594 г. // Воронежский курьер. 1996. 29 июня; АмелькинА.

Алексиевский Акатов женский монастырь

О. Успенские храмы города Воронежа // Ист. вестн. 1999. № 2. С. 114-129; Ист.-культурное наследие Воронежа: Мат-лы СПИК РФ. Воронеж, 2000. С. 111-114; КашинА. Адмиралтейскому Успенскому храму Воронежа — 400 лет // Воронеж православный. 2000. № 8. С. 11; АкиньшинА. Н. Успенская Адмиралтейская ц. // Онже. Храмы Воронежа. Воронеж, 2003. С. 27-32.

Иером. Митрофан(Шкурин)

Церковь в честь Успения Пресв. Богоро-дицы в Воронеже. Ок. 1694 г. Фотогра-фия. Нач. ХХ в. (РГБ)

Церковь в честь Успения Пресв. Богоро-дицы в Воронеже. Ок. 1694 г. Фотогра-фия. Нач. ХХ в. (РГБ)

Leave a Comment