Акрополь где находится в какой стране

акрополь

АКРО́ПОЛЬ, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах, где находились главные святыни города. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), — место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15—13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7—6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (см. ПИСИСТРАТ) (560—527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 по инициативе Перикла (см. ПЕРИКЛ) на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию (см. ФИДИЙ), который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.
Священная дорога, по которой от агоры (см. АГОРА) к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней (см. ПАНАФИНЕИ) процессия афинян, ведет к Пропилеям (см. ПРОПИЛЕИ (в Афинах)), имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443—420, архитектор Калликрат (см. КАЛЛИКРАТ)).
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (см. ЭРЕХТЕЙОН) (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма — знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м; 447 — освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер (см. ПЕРИПТЕР). Здание воспринимается от Пропилей в три четверти — зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.
В самом храме, в наосе (см. НАОС), стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события — ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп (см. МЕТОПЫ) по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.
Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов — Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам — статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. — перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.
В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.
После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

У древних греков трудно установить четкое различие между памятниками культового назначения и гражданскими зданиями, – настолько религия проникала во все детали греческой жизни. Драматизированные праздники – в то же время и праздники религиозные; архитектура театров должна напомидать поэтому торжественность архитектуры храмов. Места народных собраний также считались священными.

Чтобы выразить эту черту в архитектуре, перед каждым местом народных сборищ воздвигался портик с фронтоном, пропилеи, повторяющие формы переднего фасада храма.

Пропилеи

Как мы уже видели, храм повторяет расположение царских жилищ догреческой эпохи. В Тиринфе к царскому павильону примыкает двор, а к греческому храму – его площадь.

Рис. 288 Рис. 289. Пропилеи афинского Акрополя

Входом во двор царского жилища служили ворота, – монументальные пропилеи. План этих пропилей повторился в воротах, открывающих доступ на храмовую площадь.

Перед фасадом священной ограды с проделанными в нем широкими пролетами воздвигался колонный портик; такое устройство напоминает обычай восточного гостеприимства – предоставлять приют всем приходящим; оно напоминает те «ворота», открытые для всех, которые возвышались на площади перед дворцом. И таким образом понимание храма, как жилища бога, простирается вплоть до устройства выступающего вперед входа, подготовляющего входящего к значительности самого храма.

Чтобы уточнить черты сходства, сравним два плана пропилей: один – из догреческого дворца в Тиринфе, другой – из входа в храм на мысе Сунии (рисунок 288). Отметим следующую деталь внутреннего устройства: длинные каменные скамьи для ожидающих, расположенные вдоль стены наружного портика на Сунии.

Пропилеи афинского Акрополя стоят в первом ряду среди самых совершенных памятников античности; имя Мнесикла, строителя Пропилей, сохранилось в памяти греков наряду с Иктином, строителем Парфенона.

Плутарх, перечисляя лучшие произведения искусства эпохи Перикла, на первом месте ставит не Парфенон, а Пропилеи. Покорители Афин, фиванцы, мечтали перенести Пропилеи, как самый прекрасный трофей, и поместить у входа в их собственный акрополь.

Римляне воспроизвели Пропилеи Мнесикла перед святилищем в Элевсине.

На рисунке 289 изображены: фасад Пропилей, ведущая к ним лестница и примыкающие постройки.

Фасад отличается следующей особенностью, связанной с его назначением: чтобы освободить главный пролет, расширено расстояние между центральными колоннами, так что промежуток от оси до оси этих колонн содержит три метопы.

Два крыла, украшенные также дорийскими колоннами, обрамляют место перед входом и направляют внимание зрителя на центральный фасад.

Сзади уходит в глубину ионийский портик, поддерживающий потолок, прерывающийся высокой стеной, в которой проделано пять дверей, ведущих на площадь Акрополя.

На переднем плане, направо возвышается храм Ники Аптерос налево – пьедестал поставленной римлянами статуи Агриппы, покоящийся на древнем фундаменте.

Мы указывали на то равновесие масс, которое создает род живописной симметрии между пьедесталом с одной стороны и храмом – с другой.

Внешнее убранство Пропилей строго соответствует назначению здания, имеющего, в конце концов, служебный характер и уступающего первенство храмам, о которых он возвещает.

Придавать каждому произведению свойственный ему характер – искусство, которым греки владели в совершенстве; этот характер создается нюансами исключительной художественной правдивости.

Здесь строгость убранства доведена до крайних пределов: гладкие метопы, на фронтоне – простой медальон, по углам фронтона (если мы правильно понимаем Павсания) – два акротерия с изображением коней Диоскуров, на главных профилях – смелая и яркая раскраска.

Возникал вопрос о том, входила ли в первоначальный замысел строителя торжественная, увенчанная колоннадой лестница и не возвышалось ли здание на голой скале?

Такая смелая постановка здания совершенно соответствовала бы греческому гению.

Однако на середине склона скалы, послужившего для устройства лестницы, существуют остатки сооружений догреческой эпохи, присутствие которых в этом месте казалось бы по меньшей мере странным; они могли быть скрыты только ступенями лестницы.

Таким образом, вопрос не может считаться окончательно решенным.

Наряду с Пропилеями Акрополя отметим ряд других примеров существования пропилей: в священных оградах Делоса, Олимпии и Приены, пропилеи на Сунии, удачное расположение которых сохраняет точку зрения на храм с угла, наконец, интересное здание пропилей в Элевсине, повторяющее афинские Пропилеи, но в несколько измененном масштабе благодаря применению элевсинского фута вместо фута афинского.

Среди пропилей гражданского характера главнейшими являются пропилеи македонского дворца в Палатице, пропилеи стадиона в Мессене, также македонские, затем пропилеи довольно ранней эпохи, ведущие к афинской агоре.

В Палатице, так же как и в Акрополе, существует смешение двух ордеров: дорийского снаружи и ионийского внутри.

Что касается пропилей агоры, то это – настоящий храмовый фасад.

Глава «Пропилеи» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Восхождение на Афинский акрополь.
Главный центральный портик Пропилей — сквозная колоннада
под крышей с треугольными фронтонами, ныне отсутствующими.
Арх. Мнесикл. 437—432 гг. до н. э.

Внимание — смотрим прямо вперед, умозрительно восстанавливая еще четыре фланкирующих Пропилеи колонны, из которых остались только две крайние (на снимке видна правая крайняя колонна)…

Внешний (со стороны города) и внутренний (со стороны Акрополя) фасады собственно Пропилей представляют собой шестиколонные дорические портики. Соответственно, ворота имеют пять проемов для прохода, причем средний, предназначавшийся для проезда всадников и прогона жертвенных животных, намного шире других — почти 4,3 метра.

Широкий средний проход имел вместо ступеней пандус, по обе стороны которого установлены
два ряда по шесть внутренних ионических колонн. Сочетание дорического и ионического
ордеров имеет какой-то особый смысл. Пока мы только констатируем сам факт их присутствия.

Восхождение на Афинский акрополь.
На юго-западном уступе Пропилей (за нами) — храм Ники Аптерос.
На северо-западном (перед нами) — портик Пинакотеки.
Арх. Мнесикл. 437—432 гг. до н. э.

Пропилеи Мнесикла призваны были решать чисто архитектурные — художественные — задачи. Общее композиционное решение замечательно: собственно Пропилеи взяты в архитектурную раму, представляющую собой здания, стоящие на северном и южном уступах скалы, портики,которых обращены к главной оси Пропилей.

СООТНОШЕНИЕ КОЛОНН ПО ФАСАДАМ
РАВНО ТРЕМ (3) — ШЕСТИ (6 = 3 + 3) — ТРЕМ (3).
ТРИ — ПРАЧИСЛО ДЕЙСТВИЯ.
ШЕСТЬ — ПРАЧИСЛО ДВУЕДИНОГО ДЕЙСТВИЯ:
НАПРАВЛЕННОГО НА СОЗИДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ.

ПОСЕРЕДИНЕ, СООТВЕТСТВЕННО РЕЖИССУРЕ
«ВОРОТА ДЛЯ ВСЕХ», — ПУСТОТА ПЕРЕХОДА
ИЗ ОДНОГО МИРА (ТОГО, ЧТО ДО ВОРОТ)
В ДРУГОЙ (ТОТ, ЧТО ЗА ВОРОТАМИ).

Путешественник Павсаний,оставивший потомкам описание почти всех достопри- мечательностей Древней Эллады,записал:»Пропилеи имеют крышу из белого мрамора,
и по красоте и размерам камня до сих пор нет ничего лучше».

Плутарх, перечисляя лучшие произведения искусства эпохи Перикла, на первое место ставил не Парфенон, а Пропилеи. Покорители Афин — фиванцы — мечтали перенести Пропилеи, как самый прекрасный трофей,и поместить у входа в их собственный акрополь. Римляне воспроизвели Пропилеи Мнесикла перед святилищем в Элевсине. Парфенон тоже воспроизводили, но позже — когда Эллада превратилась в культурный миф.

Афинский акрополь. Храм Афины Ники Аптерос.
Арх. Калликрат. Возведен в 449—421 гг. до н. э.
Мраморный рельеф «Богиня Ника, развязывающая сандалию»,
найденный среди развалин храма

Первым на Афинском акрополе восходящих встречал храм Афины Ники Аптерос (в переводе
«Бескрылой победы») . Это -необыкновенно изящный мраморный храм, возвышающийся над
юго-западным крылом Пропилей. Он — подлинный во всей своей трагической судьбе,
заставившей пережить смерть и возрождение…

Ввожу уточнения… Храм был построен архитектором Калликратом в честь победы над персами, превратившими в руины Акрополь на Священной скале. В пору турецкого ига храм был разрушен: пришла янычарам в голову мысль сделать из мраморных блоков храма укрытие для пушек. В XIX веке, обретя независимость, греки разыскали блоки, замаркировали их и сложили храм заново. Собрали греки храм по камешку, чтобы восстановить былое в полной достоверности. Вопрос — что именно они хотели в своем былом восстановить?

Афинский акрополь. Храм Афины Ники Аптерос.
Арх. Калликрат. Возведен в 449—421 гг. до н. э. Храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами при участии олимпийских богов — Афины, Зевса, Посейдона. Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины Ники. По свидетельствам очевидцев, Богиня Победы была изображена со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, — в другой.Греки, оторвавшие крылья Богине, заперев ее тем самым в храмике-тюрьме на отроге Афинского акрополя , не видели в том беды, а она — эта Беда — за ними постоянно следила, из поля зрения не выпускала. Чего-то ждала. Чем-то угрожала.Упование на «победоносный мир» было для нее смешным, как детская наивность. Беда знала: жизнь определяют «качели»: победа — поражение, поражение — победа.

Восхождение на Афинский акрополь.
Юго-западный уступ Пропилей. Назначение здания не определено.
Арх. Мнесикл. 437—432 гг. до н. э.

Внимание — смотрим налево…

Какое чудо эти колонны, гордо несущие антаблемент! Сколько «благородной простоты и спокойного величия» в их мерном строе, капителях и фустах!

Дори́ческий о́рдер — один из трех ордеров Классической архитектуры. Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны. Время возникновения принято называть VI век до н. э. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и в дорийских колониях. Лаконичный, монументальный дорический ордер — во времена античности, повторяю, считался «мужским».

Восхождение на Афинский акрополь. Центральная площадка,
с которой начинаются собственно Пропилеи.
Арх. Мнесикл. 437—432 гг. до н. э.

Рассмотрим Пропилеи в их подобии Древнегреческой трагедии, то есть во всем напоре, в данном случае, религиозных страстей.

Ключ к рассмотрению — Дорический ордер.
Не Ионический — Дорический. Не женский — мужской.

Средство рассмотрения — определение принципа построения, проявляющего себя в трех составляющих:
в Упорядоченности целого (симметрия — асимметрия),
в Уравновешенности целого (статичность — динамичность),
в Соразмеренности целого и частей
(метры-ритмы, масштабы и пропорции).

Трудно?
Грекам возводить их шедевры было не легче.

Проход через Пропилеи. Арх. Мнесикл. 437—432 гг. до н. э.

Есть еще одна особенность у произведения Мнесикла. Точно выстроившись против оси север — юг, центральный портик Пропилей превращался в солнечные часы, исправно функцио-нирующие и сегодня. Если посидеть хотя бы полчаса на камнях у остатков Священной дороги ниже Пропилей, то видно, как тени от капителей перескакивают с одной каннелюры на другую, а снизу из города — от самой Агоры — видно, как в течение дня ползет тень от бокового портика по колоннам главного.

ТЕНЬ ЖИВАЯ, ТРЕПЕЩУЩАЯ НАПОМИНАЕТ О СЕБЕ,
КАК ЗАПОВЕДЬ, ТРЕБУЮЩАЯ ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ,
ТРЕБУЮЩАЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СИЛЫ ДУХА.

Мне кажется любопытным еще одно обстоятельство…
К самому выходу на Акрополь подводят восходящих
Шесть (6) и Шесть (6) Ионических колонн.
Числа колонн достаточно, чтобы противостоять Дорике.
Но, нет: они не явлены, они подавлены Дорикой,
в коей запечатлена Мощь мужского начала.

ПАТРИАРХАТ ТОРЖЕСТВУЕТ ПОБЕДУ, НЕ ПОНИМАЯ,
ЧТО ЛИШЬ ДВУЕДИНСТВО СОЗИДАТЕЛЬНО?
НЕ ПОНИМАЯ, ЧТО, ПОДАВЛЯЯ ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО,
ОН ОДНОЗНАЧНОЕ ЦЕЛОЕ БУДУЩЕГО ЛИШАЕТ? ДА…
И ЭТО УБИЕНИЕ В САМОЙ ГЛУБОКОЙ ТЕНИ
«ВОРОТ ДЛЯ ВСЕХ» ПРЯЧЕТСЯ…

Две статуи — аналоги уничтоженной временем Афины Промахос.
Слева — Афина из Нижнего Парка Петергофа (тип «Паллады Джустиниани»).
Справа — Афина из коллекции Фарнезе

Об Афине Промахос — Афине-воительнице, грозной и суровой защитнице своего города — известно: правой рукой она опиралась на копье, в левой держала щит, на голову был надет шлем, на грудь накинут непременный атрибут — эгида: козья шкура с головой змеевласой Медузы, обладающей огромной магической силой. О том, каким был «рост» колоссальной статуи, существуют самые разноречивые мнения. Разброс высоты от 7 метров до 18 (60 футов).

В любом случае фигура Афины Промахос царила над Афинами, и все, подплывавшие к городу с моря, видели ее статую, сверкавшую на солнце. Афина типа «Паллады Джустиниани» особенно — образ чистой красоты и благородства. На мой взгляд, эта Афина, о чем-то размышляющая, в чем-то сомневающаяся, не может и не должна сопоставляться с «Передовым бойцом» на Акрополе.

И однако, чтобы снять голословность утверждения, представьте… Петергофская Афина сомасштабна человеку, но… Если ее «рост» будет равен, хотя бы, 9 метрам — высоте трехэтажного нынешнего дома, что произойдет? Афина приобретет гипертрофированный масштаб относительно человека. И что?

Смоется Временем Петергоф, ибо она — Афина —
будет вершить происходящее на Финском берегу по-своему.
И славно, ведь Афина — воплощение государственного разума!
Возможно, так, но в Прошлое вмешиваться столь же опасно,
как и самовольно определять Будущее…

Ника Самофракийская. Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.
Статуя посвящена победе македонского флота над египетским
в 306 году до н. э. Пафос победы выражен в стремительном движении Богини, в широком размахе ее лебединых крыльев. Хранится в Лувре

Через два века греки опомнились: в их воображении стала возникать совсем другая Богиня Ника: им неподвластная, нисходящая к ним с Небес в случае ими одержанной победы.

Пример — статуя Ники, выполненная и установленная на острове Самофракия — на высокой скале у входа в гавань, на постаменте в виде носа галеры. Яростные волны разбивались о скалу у ног Богини.Исполненная тревожного напряжения и порыва, чуть подавшись вперед, наперекор ветру, Ника готова взлететь над морем. Это, действительно, она — все сметающая на своем пути Богиня Победы.

Сейчас статуя Ники Самофракийской выставлена в Лувре — на центральной площадке широкой трехмаршевой лестницы. К ней нужно медленно приближаться по оси, потом сделать поворот, лучше — направо, и замереть, погрузившись в созерцание трехчетвертного ракурса статуи…

ПОВЗРОСЛЕВ, ГРЕКИ ПОНЯЛИ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ СИЛЫ
ВЫШЕ ИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, А ПОНЯВ, ПРИШЛИ В СМЯТЕНИЕ,
И ЭТО НОВОЕ САМООЩУЩЕНИЕ ОТРАЗИЛОСЬ В ИХ ИСКУССТВЕ,
ТАК НАЗЫВАЕМОЙ, ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА.

В чем причина смятения? Увидевшие самих себя эллины поняли:
уже поздно — их историю, так радостно заявившую о себе
на Афинском акрополе, определяет Трагедия,
главная действующая сила в которой — злой Рок…

Думаете, не только их историю определяет злой Рок?
Конечно, но их историю особенно,
потому что дарованные им Богами способности
превратили их Акрополь в эпицентр Мировой культуры.

«Мельпомена» — Муза трагедии. Отливка с античной модели, установленная
на одной из 12 дорожек (лучей циферблата) в Павловском парке, Благословенном. Римская копия хранится в музее Ватикана

Мысль заключается в том, что

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ПОДОБНА
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ ВО ВСЕМ: ПО СУДЬБЕ,
ПО ИДЕЙНОМУ СОДЕРЖАНИЮ И ПО ОБРАЗНОМУ ЗВУЧАНИЮ.

Храмик Ники Аптерос так изящен, так мил… Это значит одно: мы всё на отдельные части разделяем — художественный образ, историю, представление о Мироустройстве и то, как и почему прелестная Ника развязывает сандалии…

Ника — та единственная из Богов и Богинь, что наделена крыльями: большими, лебедиными, позволяющими ей свободно парить в Небесах, по собственному разумению и собственной воле выбирая место, где ей следует приземлиться. По свидетельству Павсания, афиняне сознательно лишили крыльев непостоянную, на их взгляд, Богиню. Крылья Богине Победы оторвав, они вторглись в Законы, определяющие Мироустройство.

Посмотрите на музу Мельпомену с трагической маской в руке. Музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса «могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной… Музы олицетворяют все то, что позволяет человеку не опускаться на уровень сиюминутных интересов, то есть не забывать о важном и подлинном — о Вечном.

«Греки — дети», — многие исследователи утверждают.
По-видимому, да, потому что они себе позволили однажды
нарушить Законы Космического бытия, надругавшись над
Богиней, заперев ее — Победоносную — в храмике на
Афинском акрополе, что тюрьме…

Вид на Афинский акрополь с карниза Пропилей. Слева — Эрехтейон.
Справа — Парфенон. Посередине — бронзовая статуя Афины Промахос,
выполненная Фидием в 465—455 годы до н. э., позднее утраченная

Все — мы прошли через Пропилеи. Более того, созерцаем открывшийся взгляду вид с необычной точки зрения — карниза Пропилей, позволяющего увидеть происходящее внизу острее, четче, яснее…

АКРОПОЛЬ ИСТОЧАЕТ БОЛЬ, И ЧЕРЕЗ ГРОМЫХАНИЕ БОЛИ
ПРОХОДЯТ МНОГОВЕКОВЫЕ ТОЛПЫ ЖАЖДУЩИХ НАПИТАТЬ
СВОЕ ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО. ПРЕКРАСНОГО?!

В Классическую пору процессия вынуждена была останавливаться перед бронзовой статуей Афины Промахос — «Передового бойца», грозной защитницей города. Следы постамента, сделанного из известняка, до сих пор видны на Акрополе на расстоянии 40 метров от Пропилей к востоку, приблизительно не доходя половины пути до Парфенона.

Если вообразите, что «рост» Богини соотносится с высотой Парфенона, вам придется содрогнуться, пасть ниц, поверив в мощь прекрасного Идола. Возопили, обращаясь к
Богине с мольбою о пощаде?! Не поможет…

В НЕДРАХ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТРИ СИЛЫ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОСЬ, СИММЕТРИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО,
ГИПЕРТРОФИРОВАННЫЙ МАСШТАБ.

ТО НАЧИНАЕТ ЗАЯВЛЯТЬ О СЕБЕ АМПИР — СТИЛЬ ИМПЕРИИ.
И ЧТО? ИЗ-ЗА НЕГО СВОБОДНОРОЖДЕННЫЕ ГРАЖДАНЕ
ДОЛЖНЫ СТАНОВИТЬСЯ ТОЛПОЙ У НОГ КОЛОССА,
А ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ ДОЛЖНЫ ПРЕОБРАЖАТЬСЯ
В ИМПЕРСКИЕ — ВЕДУЩИЕСЯ ЗА ВСЕЛЕНСКУЮ ВЛАСТЬ.
И ВСЕ ПОТОМУ ЧТО АМПИР — СТИЛЬ ИМПЕРИИ.

О, Перикл, Фидий и Мнесикл, как вы могли в подобное русло направить свое воображение? Вы же…

ВЫ ЖЕ СОЗДАВАЛИ ЭПИЦЕНТР МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ,
НАСЫЩАЯ ЕГО ВСЕОБЩЕЙ ТРАГЕДИЕЙ,
КОТОРОЙ ПО СЮ ПОРУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ НЕ ИЗБЫТЬ.

Афины. Акрополь. Главный портал в охранной стене,
сложенной из циклопических мраморных блоков

Хорош портал, ничего не скажешь. Правда, есть вопрос и, пожалуй, не один… Пешеходная процессия через него пройдет: торжественно, выстроившись по одному или даже по двое, смотрящих себе под ноги. Если в процессии принимали участие всадники на конях, если быки тащили телеги с жертвенными животными или сами к неотвратимой цели шествовали, им этой узкой преграды с порожком не преодолеть. Проблемы? Да, разрешаемые устроителями торжеств. Мы остаемся с восходящими на Акрополь пешеходами…

Видите за порталом парапет, а выше широкую площадку, где толпятся туристы? Это — два первых уровня, на которые процессия должна была подняться, следуя по трехмаршевой лестнице. Пройдя портал, восходящие поворачивали направо или налево, чтобы выйти на промежуточную лестничную площадку. На ней они делали еще один поворот и поднимались на центральную широкую площадку, с которой открывалась перспектива на Пропилеи. Но, не перспектива была в тот момент главной. Восходящим предстояло до того что-то очень важное увидеть…

Храм

Да-да… Архитектурные декорации к «Панафинейским торжествам» подобны древнегреческой трагедии. В чем Трагедия? Отвечаю, как сейчас — в данное мгновение — я это понимаю…

ЭЛЛИНЫ В ПОРУ ВОЗВЕДЕНИЯ ХРАМА НИКИ АПТЕРОС
СЧИТАЛИ, ЧТО ИХ ВРЕМЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ИМ САМИМ,
ИМ ОДНИМ.

ЭЛЛИНЫ СЧИТАЛИ, ЧТО, СВОИМ ВРЕМЕНЕМ УПРАВЛЯЯ,
ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТ, КАКОЙ ИХ ВЕЧНОСТИ СЛЕДУЕТ БЫТЬ.
ПОБЕДА ДОЛЖНА ОСТАВАТЬСЯ НА ИХ СТОРОНЕ ВСЕГДА.
ПОБЕДА НЕ ДОЛЖНА УХОДИТЬ СО СВЯЩЕННОЙ СКАЛЫ
НИКУДА И НИКОГДА.

Тем самым они нарушили заповедь, определяющую взаимоотношения
между Бытийным и со-бытийным мирами.
Последствия оказались неизбежными, ибо…
Если человек, будь он даже Периклом или Фидием, поверит,
что ему дозволено управлять Вечностью,
его Судьба, по воле Рока, превратится в Трагедию.

А Великое искусство — Архитектура,
переводящая представления о Мироустройстве в образ,
не сможет Трагедией не зазвучать.

Храмик Ники Аптерос («Бескрылой победы») — Пролог
к Трагедии, запечатленной в храмах Афинского акрополя.
Этот скрытый в архитектурных декорациях
к «Панафинейским торжествам» трагизм нам предстоит
постичь, осознать, хотя бы разглядеть, потому что…

ТРАГЕДИЯ, ЧТО В ЭПИЦЕНТРЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАПЕЧАТЛЕНА, БЫТИЙНО-СОБЫТИЙНОЙ СПИРАЛЬЮ
ПО ВСЕМ ПРОСТРАНСТВАМ-ВРЕМЕНАМ РАЗНОСИТСЯ
И ОПРЕДЕЛЯЕТ ВСЕ И ВСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ
И НАШУ СОБСТВЕННУЮ СУДЬБУ, КУЛЬТУРУ, АРХИТЕКТУРУ…

Афинский акрополь. Храм Афины Ники Аптерос.
Арх. Калликрат. Возведен в 449—421 гг. до н. э.

Храмик Ники Аптерос стоит на трехступенчатом постаменте. Это, по типу своему, — амфипростиль с четырехколонными портиками ионического ордера по торцевым фасадам. Благодаря двухсторонней ориентации — туда-сюда, храмик Ники-Аптерос смотрит и на город, и на Парфенон, связывая их существование воедино. По особому связывая: вводя себя (собственную судьбу и художественный образ) в качестве центральной — главной — точки отсчета взаимоотношений.

Афины возрождаются благодаря Победе!
Парфенон, благодаря Победе, утверждается
в своей власти над Аттикой. Ликуйте, афиняне…

Как можно ликовать, если за все расплатилась Ника, которой крылья лебединые
оборвали, лишив возможности в Небо взлететь? Заставив постоянно сидеть здесь —
на уступе — в храмике, ставшем для нее тюрьмой!

Афиняне верили, что их Боги во всем с ними согласны.
Афиняне Богам поклонялись, как же иначе, но…
Афиняне Богам не подчинялись в полном смирении-послушании. Они, как с друзьями,
с Богами (Высшими принципами бытия) братались. А это опасно, как по лезвию бритвы
ходьба.

Трагедии положено начало.
Ждем, каким будет Первый акт.

Поэтика ионических капителей. Облом, рассказывающий о поиске
Архитектуры самой себя. Реконструкция раскраски ионической капители.
Один из шедевров ионической капители классической поры…

Греки хотели восстановить портик ионического ордера,
что так красиво играл тенями на фоне мраморной стены…

Ионический ордер – один из трех главных греческих архитектурных ордеров. Он имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными желобками-каннелюрами. Его капитель состоит из двух крупных разнонаправленных завитков – волют. От дорического ордера его отличает изящество пропорций и более богатый декор.

О, волюта — спиралевидный завиток с кружком (глазком) в центре. О, абака — прямоугольная плита или с криволинейными сопряжениями, орнаментрованная или гладкая. О, ионики — ряд овоидов или яйцеообразных деталей, чередующихся с листьями или стрелками — астрагалами. О, бусы на шее из шариков, удвоенных тарелочек или округлых вытянутых элементов.

Римский историк и теоретик архитектуры Витрувий уподобляет Дорическую колонну фигуре мужчины, более стройную Ионическую колонну – фигуре женщины, отличающейся «девичьей грациозностью». Витрувий приводит и цифровые соотношения (пропорции), свойственные каждому из ордеров: в высоте Дорической колонны ее ширина укладывается 7 раз, в Ионической – 9 (Витрувий, книга 4, глава 1).

Подождите, пока восторгалась поэтикой Ионического ордера мысль пришла — резко, неожиданно,как удар, что повергает ниц и не дает подняться, пока мысль не будет сформулирована и высказана во всеуслышание…

Графическая реконструкция Афинского акрополя

Замечено, древние эллины всё драматизировали. Так они не делали различий между памятниками культового назначения и гражданскими зданиями, настолько религия проникала во все детали их жизни. У них не было праздников бытовых — все праздники были религиозными. Архитектура театров была столь же торжественна, как архитектура храмов. Места народных собраний — столь же священны.

Драматизация в архитектуре выражала себя и в том, что перед каждым местом народных сборищ воздвигались Пропилеи — «Ворота», открытые для всех. Так и здесь — на Акрополе — Храм, как жилище Бога, пространственно расширен: включает в себя подъем на Священную скалу, подготавливающий восходящих к значительности главного — самого Храма.

Ордер

Заговорив о Пропилеях, сразу же попадаем в Мир Дорики. Уточняю наиболее красноречивые понятия…

АКРОТЕРИЙ — скульптурное украшение на углах фронтона в виде символической фигуры, в данном случае, ГРИФОНА — фантастического существа с телом льва, головой и крыльями орла. То — символ могущества, власти, бдительности, быстроты и силы. То — поэтизация чисто мужских качеств.

АНТАБЛЕМЕНТ — несомая часть в стоечно-балочной системе, состоящая из карниза, фриза, архитрава. ФРИЗ — средняя часть (полоса) антаблемента, представляющий собой чередование триглифов и метоп. Триглифы — вертикально стоящие каменные плиты с треугольными в плане продольными желобками. Метопы — те же плиты, нередко украшенные рельефами.

ЭХИН — средняя часть капители колонны дорического ордера: круглая в плане, с выпуклым криволинейным профилем, строющаяся как многоцентровая кривая.

И главное: любой Ордер есть Правило, Порядок, что проявляет себя в Законе модульного исчисления пропорций.
Согласно этому Закону, за основу берется определенная мера (модуль), например — ширина колонны у её основания. Далее устанавливается, сколько раз этот модуль должен уложиться в высоте колонны и как этот модуль должен соотноситься с мерностью каждой, самой малой, детали Ордера.

Витрувий – римский архитектор I века до н.э., автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве — подробно изложил правила построения храмов различных ордеров, ссылаясь при этом на греческих авторов — своих предшественников. В рассуждениях Витрувий называет математический закон свойством, присущим человеку, и открывает в этом законе его человеческий смысл. Так по его расчетам Дорический ордер становится мужским, Ионический — женским.

О, Дорическая колонна —
освященный красотой архитектурный образ воины-мужчины.
О, Дорическая колонна —
ключ к рассмотрению сути и содержания Дорических храмов.

Восхождение на Афинский акрополь.
Боковое — северо-западное — крыло Пропилей. Бывшая Пинакотека —
картинная галерея. Арх. Мнесикл. 437—432 гг. до н. э.

Привожу вид на боковое здание перед видом на центральный портик Пропилей,
чтобы вы убедились в наличии Главной оси симметрии и ощутили бы силу ее
воздействия на восходящих.

Внимание: смотрим налево…

Восхождение на Афинский акрополь. Северо-западный уступ
со стелой (с утраченной скульптурой наверху) и Пинакотекой.
Арх. Мнесикл. 437—432 гг. до н. э.

В графических реконструкциях здания, стоящие на уступах, имеют треугольные фронтоны, что превращает их фасады в боковые портики по отношению к центральному. Что-то в этом решении вызывает сомнения. В Высокой классике, уж точно, число колонн в портике должно быть четным, потому что вход устраивается по оси фасада, значит, в центре должен находиться интерколюмний — расстояние между колоннами, а не сама колонна, зрительно бьющая выходящего прямо в лоб.

Здесь в боковых зданиях установлено по три колонны (нечетное число). Значит, одно из двух: либо на их фасадах устраивались простые колоннады, либо число Три было необходимо вопреки всему.

Внешнее убранство Пропилей строго соответствует назначению здания, которому надлежит уступать первенство храмам, о предстоящей встрече с коими они возвещают. Искусством придавать каждому произведению свойственный ему характер греки владели в совершенстве.

Здесь строгость убранства доведена до крайних пределов: гладкие метопы, на фронтоне – простой медальон, лишь по углам главного фронтона (если мы правильно понимаем описание Павсания) – два акротерия с изображением коней Диоскуров, на главных профилях – смелая и яркая раскраска.

Проход через Пропилеи. Арх. Мнесикл. 437—432 гг. до н. э.

Нужно не пропустить то, что сейчас — при разрушенных Пропилеях — увидеть трудно. Кажется, что пространство перетекает, проходя через ряды просветных колонн. Ничего подобного! Водрузите на колонны балки перекрытия с двумя треугольными фронтонами, воздвигните мраморную крышу и вы увидите: картина меняется принципиально…

И ПРОСТРАНСТВО, И ПРОЦЕССИЯ ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ
ЧЕРЕЗ ГЛУБОКУЮ, ЧЕРНУЮ ПОД СОЛНЦЕМ ЭЛЛАДЫ,
ТЕНЬ, РАЗДЕЛЯЮЩУЮ МЕЖДУ СОБОЙ ДВА МИРА —
БЫТА (МИРА ЛЮДЕЙ, ЧТО ОСТАЛСЯ ТАМ — В ГОРОДЕ)
И БЫТИЯ (МИРА БОГОВ ЧТО ЖДЕТ ТАМ — НА АКРОПОЛЕ).

И СДЕЛАТЬ ЭТО УЧАСТНИКИ ВОСХОЖДЕНИЯ
ДОЛЖНЫ ОСОЗНАННО, НЕ ПОЖАЛЕВ ЧУВСТВ
НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ.
ИНАЧЕ — ВСТРЕЧА С БОГАМИ НЕ СОСТОИТСЯ.
ИНАЧЕ — ВСТРЕЧА ПРЕВРАТИТСЯ В ПУСТОЙ ФАРС.

Зачем нагружать восхождение трагичными образами? Я не нагружаю, я былое осознаю, не упуская из виду, что древнегреческая архитектура — подобие древнегреческой трагедии. Значит…

ЗДЕСЬ — НА АКРОПОЛЬСКОЙ СЦЕНЕ — ДОЛЖНА РАЗВОРАЧИВАТЬСЯ
БОРЬБА ЧЕЛОВЕКА И НЕПОДКУПНОГО РОКА.
СЛЕПАЯ, ГЛУХАЯ, НЕМАЯ СИЛА ПО ИМЕНИ РОК МОЛЧИТ.
СВОИМИ СИЛАМИ ЧЕЛОВЕК НЕ В СОСТОЯНИИ ПОСТИЧЬ ТОГО,
ЧТО ЕМУ ПРЕДНАЗНАЧЕНО НЕОТВРАТИМЫМ РОКОМ.
ТРАГЕДИЯ ТВОРИТСЯ В БЕЗМОЛВНОМ НЕВЕДЕНИИ.

Должен быть все объясняющий хор?
Вот я его партию и исполняю…

Пропиле́и (др.-греч. προπύλαιον, от др.-греч. προ — перед и др.-греч. πύλαι — ворота) — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо (главным образом — священном) участке (позднее — в архитектурном ансамбле или в дворцово-парковом комплексе). Большинство пропилей в античное время представляли собой торжественно устроенные въезды или входы на участки храмов или административных зданий, и примыкали к ограде или крепостной стене. Наиболее распространены пропилеи, образованные двумя стенами, с боков ограждающими проход, и одной поперечной стеной с проемами, пересекающей проход примерно посередине его длины; имеющими колоннады на обоих фасадах. Характерны для архитектуры Древней Греции (известны уже в эпоху Эгейской культуры). Выдающимся памятником архитектуры являются знаменитые пропилеи, оформляющие вход на акрополь в Афинах (437—432 до н. э.). Известны остатки пропилей Булевтерия на афинской агоре, а также остатки пропилей ряда эллинистических и римских храмов.

Позже, в конце XVIII — начале XIX веков, к этому типу сооружений обращались архитекторы классицизма, в частности это сказалось на форме триумфальных ворот.

Во второй половине XIX и в XX вв. пропилеи строятся преимущественно как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов.

Пропилеи Афинского акрополя

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 404
рус. • англ. • фр.

Самой выдающейся сохранившейся достопримечательностью древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики являются Пропилеи Афинского акрополя (437—432 до н. э, архитектор Мнесикл). В качестве материала был использован белый пентелийский мрамор и серый элевсинский мрамор. Строительство началось в эпоху Перикла и было приостановлено из-за нехватки средств, когда сами Пропилеи еще не были завершены.

Афинские пропилеи состоят из центральной основной части и двух примыкающих крыльев — внешнего крыла на западе и восточного крыла. Основу центральной части составляют 6 дорических колонн, стилистически и по общему впечатлению перекликающиеся с колоннами Парфенона. С двух сторон центрального прохода — ионические колонны. Считается, что при сооружении Пропилей сочетание двух ордеров было применено в древнегреческой архитектуре впервые. Также центральная часть включает 5 ворот и Центральный коридор, который должен был стать для древних греков кульминацией на Священном пути от Элевсина к Афинскому Акрополю. К западной части сооружения примыкали павильоны пинакотеки и библиотеки. Эти павильоны вместе с расположенным на склоне холма близ Пропилей храмом Ники Аптерос создают впечатление асимметричности сооружения.

Реконструкция

В ходе турецкой и итальянской реставрации Пропилей конца XIX — первой половине XX вв. помимо ремонтных работ из колонн были извлечены гигантские, в высоту колонн, античные сердечники цветного металла, потом, вероятно, пропавшие или украденные, заменённые затем на железные или чугунные аналоги, что быстро привело к патине и почернению блоков колонн к концу XX века. Частичная реконструкция Пропилей была начата Министерством культуры Греции в 1975 году во время работ по общей консервации Афинского акрополя, однако еще в 2007 году колонны имели почерневший вид.

20 декабря 2009 года завершён 7-летний проект реконструкции и восстановления Пропилей Афинского акрополя.

В ходе работ демонтированы и вновь собраны 600 тонн блоков, с помощью мраморных балок восстановлена часть древней крыши. Группа реставраторов создала копии древних ионических капителей, которыми украшены колонны Пропилей.

Также было снято 255 мраморных блоков, которые должны быть очищены от металлических штифтов, установленных реставраторами в 19 веке и вызвавших дальнейшее растрескивание мрамора.

Общая стоимость проекта реставрации Афинских Пропилей составила € 6,5 млн. (или в эквиваленте $ 9.3 млн.).

Leave a Comment