Акрополь

Акрополи Греции

Греческие Акрополи

Акрополь дословно переводится как «крепость», «укрепление». Акрополями греки называли античные крепости, выстроенные на холмах. Возведение на возвышенности было обязательным моментом, поскольку с поверхностей открывался прекрасный обзор. Это было важно со стратегической точки зрения для быстрого отражения нападений противника.

Акрополь – это еще и хранилище ценностей. Городские правители свозили в эти сооружения самые дорогие вещи, чтобы они были под гарантированной защитой от грабителей.

В Акрополях строили храмы, посвящая их богам, которые покровительствовали городам. Возводили их и в честь наиболее ярких правителей.

Афинский Акрополь – символ Греции

Этому сооружению даже не сотни, а тысячи лет. На протяжении веков Акрополь Афин поражал взоры исследователей и обывателей, местных греков и приезжающих в страну туристов. Во все времена путешественников со всех уголков мира привлекали великолепие и красота этого древнейшего сооружения.

Афинский Акрополь – наиболее знаменитый из всех сооруженных греками. Состоит афинский Акрополь из целого комплекса зданий, скульптур и других архитектурных сооружений, по красоте которых можно судить о величии и исключительном вкусе греческих ваятелей, художников, скульпторов, архитекторов. Акрополь в Афинах по праву считают достоянием Греции, шедевром мирового искусства.

На месте, где сейчас находится Акрополь в Афинах, были другие сооружения. Много тысяч лет назад здесь стояли совсем другие святыни, среди которых и храмы, и скульптурные композиции. Спустя огромный промежуток времени еще до строительства Акрополя, персидский правитель Ксеркс уничтожил архитектурные шедевры. Это произошло примерно в 500гг. до н.э. свидетельства таких событий дошли до нас в повествованиях Геродота. Он же писал, что на территории разрушений решено было создать абсолютно иной ансамбль архитектурных памятников. Работы по его возведению относят ко временам Перикла. Уже в это время Акрополь больше не трактовали, как город-крепость. Его смысл афиняне видели в религиозно-культурном воплощении греческих традиций. Мраморные стены и сооружения этого Акрополя должны были олицетворять прекрасную победу греков в войне с персами.

Итак, в колыбели древнейшей архитектуры – Афинах, был создан абсолютно иной проект, который одобрил Перикл. Само здание Акрополя греки возводили порядка 20 лет. Руководил строительными работами друг Перикла, величайший скульптор – Фидий. Архитектурный ансамбль, окружающий главное сооружение, строили более полувека. За это время ни одна из идей замысла не была видоизменена.

В ансамбле, отражающем целостность Акрополя, просматриваются органично связанные между собой достопримечательности. По словам исследователей этого культурного объекта, Акрополь Афин создан в исключительной гармонии с природой. Среди сооружений:

  1. Парфенон.

  2. Храм богини Ники.

  3. Пропилеи.

  4. Аптерос.

  5. Святилище Артемиды Бравронии.

Последняя архитектурная задумка – Святилище Артемиды — это коридор, по сторонам которого расположены колонны дорического типа. Святилище находится Юго-Восточнее от Пропилеи. К сожалению, до нашего времени дошли только развалины этого архитектурного шедевра.

Древние греки, когда посещали этот ансамбль, изначально поднимались к Пропилеям по огромной лестнице из камня. Пропилеи – главный вход в Акрополь. Слева находилось строение галереи, в которой были развешены сотни картин. Назывался такой музей «пинакотекой». В ней на всеобщем обозрении красовались аттические герои, воплощенные в художественном мастерстве. Справа от входа в Пропилеи располагался храм Ники. Он был возведен на выступе скалы. По легенде именно с нее сбросился Эгей. В храме Ники была статуя Афины. В связи с этим его иногда именовали «храмом Афины-Ники».

Пройдя через Пропилеи, взоры гостей обращались к представшей перед ними статуе Афины. Она была огромной величины, стояла на каменном постаменте. Многие из ученых полагают, что именно позолоченный кончик копья статуи в солнечную погоду служил путеводителем для капитанов, решивших найти свой причал в Афинах.

Сразу за статуей Афины располагался алтарь, а чуть левее был выстроен маленький храм. В нем свои обряды поклонения совершали приверженцы богини.

Есть на территории Афинского Акрополя храм Эрехтейон. По легенде, Афина сражалась с Посейдоном за ряд городов. По условиям поединка, власть прибыла бы к тому, кто сделает самый желанный, для жителей полисов, подарок. Посейдон метнул свой трезубец в сторону Акрополя, и в том месте, куда попал гигантский снаряд, забил фонтан с морской водой. Там, куда попало копье Афины, выроста олива. Она стала символом древних Афин и сулила победу их покровительнице. Часть храма, выстроенного в этих местах, посвящена легендарному правителю Эрехтею. Он некогда властвовал в Афинах. Именно в Акрополе было святилище царя и его могила. Позже и сам храм стал называться Эрехтейоном.

Эрехтейон был уничтожен пожаром, но храм восстановили во времена Перикла. Сейчас об архитектурных особенностях этого сооружения можно судить лишь по архивным источникам, где в нескольких изданиях имеют место очертания храма и его краткое описание. Но ни одна из скульптур или остатков мраморных оформлений не сохранились. Повреждены были и все портики, в том числе и портик Кариатид. Частично он восстановлен по чертежам и остается одной из главных архитектурных достопримечательностью Афинского Акрополя.

Не менее ярок – Парфенон. Это сооружение довольно крупное и массивное, но по структуре очень простое. Этот храм также посвящен богине – покровительнице Афин. Великий Парфенон возвели древние ваятели Калликрат и Иктин. Исследователи отмечают оптимальное сочетание колонн храма со ступенями, фризами, скульптурами и фронтоном. Сооружение полностью состояло из мрамора. Но его из белого постепенно превратили в разноцветный.

Афинский Акрополь – наследие веков

В величественное сооружение архитекторы поместили еще пару портиков и колонны. Именно в Парфеноне красовалась гигантское изваяние Афины. Создал ее скульптор Фидий, применяя в своей работе золото и слоновую кость. Драгоценный металл почти полностью составлял верхнее облачение богини. Позже статуя была безвозвратно утеряна. Сохранилась только ее небольшая копия.

Акрополь Линдоса

У города Линдос, который был выстроен в древнейшие времена на острове Родос, насыщенная легендами история. Основано поселение еще в 12 в. до н.э. достопримечательности древнего города сегодня — одни из главных на острове. Это излюбленное место посещения туристами. Памятники архитектуры привлекают сюда и исследователей Древнегреческой культуры и искусства.

В Линдосе имеется и древнейший Акрополь. Он не менее знаменит, чем Афинский. К тому же, это сооружение намного старше того, что было выстроено в Афинах. Акрополь Линдоса возведен на высокой горе. С ее пика можно наблюдать прекраснейшую картину — неповторимый вид на море.

Афина Линда покровительствовала городу Линдос. Поэтому храм Линды, который находился на территории Акрополя, здесь считали главенствующем сооружением.

Исследователи несколько лет проводили в этом районе раскопки и в один из прекрасных дней нашли следы древнейшего святилища. Датированы находки 6 веком до н.э. Результатом проведенных экспертиз стали заключения о том, что храм некогда был уничтожен огнем. Но спустя пару веков на этом же месте появилось новое строение. Вероятно, это была попытка возведения Акрополя по подобию старого сооружения. Оно отличалось прекрасным архитектурным оформлением и огромной лестницей.

Поднимались к Акрополю Линдоса по тоненькой тропке. Она обвивает огромную, крутую скалу, на которой возведен храм. На территории комплекса находились святилища и сооружения, датированные 400 гг. до н.э. Известно, что именно в этих святилищах островитяне поклонялись своим многочисленным богам язычества. Здесь же, неподалеку, археологи нашли:

  1. Башню с часовней христианского типа.

  2. Римский храм.

  3. Руины храма, возведенного во времена Великой Римской Империи.

  4. Руины храма у Дворца Великого Магистра.

  5. Церковь Святого Иоанна. О ней известно, что была построена примерно в 13 в. нового тысячелетия.

Акрополь Линдоса вовсе времена считали наиболее романтичным и величественным сооружений Древней Греции. Возведен он в самом красивом месте острова. Пребывание там навевает на туристов мысли о Средневековье.

The temples on the sacred rock of the Acropolis, built at the end of the fifth century BC, are some of the world’s most important buildings. They would influence the architecture of the Western World for more than two millennia.

The word acropolis means "highest point". Most Greek cities had their acropolis, where people sheltered during war times and where they built their sanctuaries.
Today the term refers specifically to the Acropolis in Athens, a 156 meter (512 ft) high limestone rock. Here Athenians built magnificent temples, most of them dedicated to the goddess Athena, patroness of the city.

Acropolis Timeline

View from the Aeropagus Hill

The Acropolis as we know it dates back to the fifth century BC, when the city was at the peak of its power. The hill itself, however, is known to have been inhabited much earlier, and excavations have revealed traces of settlement dating back to the Neolithic Age, six millennia ago. In the thirteenth century BC the Mycenaeans built a royal palace here, which was surrounded by a fortification wall, portions of which still remain.

The first temples dedicated to Athena were built in the eighth century BC, during the Archaic Era. About 150 years later, the city’s largest religious festival, the Panathenaia, was established and the first monumental buildings began appearing atop the hill, including the "Old Temple" and the Hekatompedos, both dedicated to Athena as well.

In 480 BC the Persians destroyed all the buildings on the Acropolis. Some parts of the ruined Athenian temples were incorporated into the northern wall and are visible today.

After the defeat of the Persians in 479 BC, Pericles initiated a huge building project at the Acropolis, lasting more than fifty years. The Parthenon, the Propylaea, the Erechtheion, and the temple of Athena Nike, all of which still exist, were erected during this period by those who were considered the greatest architects, sculptors and artists of their time.

No other important buildings were erected here until the first century BC, during the Roman Era, when a small circular temple dedicated to Augustus and Rome was built east of the Parthenon.

Acropolis at night

In the sixth century AD, after the fall of the Roman Empire, the temples were converted into Christian churches. The largest temple, the Parthenon, was dedicated to the Virgin Mary and served as the city’s cathedral in the eleventh century. The Propylaea served as a residence during the Ottoman period, when the Parthenon was used as an arsenal.

The Venetians destroyed the Parthenon in 1687 and its sculptural decoration was looted during the early nineteenth century. It wasn’t until the Acropolis and its buildings came under the care of the new Greek state in 1822 that priority was given to preserving the area. Large scale renovation projects began in 1975 and still continue to this day.

Buildings on the Acropolis

Propylaea

The Propylaea, the monumental gateway to the Acropolis, was built in the fifth century BC on the west side of the Acropolis. The Propylaea replaced the Propylon, a smaller entrance gate built here a century earlier, during the reign of Peisistratos.

Construction started in 437 BC and lasted until 432 BC, when work was halted due to the threat of the Peloponnesian War, which started the following year.
The Propylaea consisted of a large, temple-like central building flanked by two wings. The fronts of the central building had pediments supported by Doric columns. Inside were six Ionic columns. There were five gates that allowed entrance to the Acropolis; the largest, central one was more than 4 meters wide and almost 7.5 meters high (25 ft).

Central gateway

The north wing, a large rectangular building, was known as the Pinakotheke. It was used to display paintings. The south wing was much smaller and built as an open gallery.

Originally a twenty meters (66 ft) wide ramp led from the foot of the Acropolis to the Propylaea.

Акрополи Греции

In the first century AD, the Romans replaced it with a monumental staircase. After the invasion of the Heruli tribe in 267 AD, a new gate was built in front of the Propylaea. The gate is known as the Beulé-gate, after the French archaeologist who discovered it in 1852.

Temple of Athena Nike

Temple of Athena Nike

In front of the south wing of the Propylaea stands the Temple of Athena Nike, dedicated to the goddess of Victory. It is a small temple built in 421 BC, during a pause in the Peloponnesian War. The temple was designed by Kallikrates, who had also worked on the Parthenon.
The temple has four Ionic columns on the east and north side, each 4.66 meters tall (15 ft). It is decorated with a frieze that depicts scenes from the Battle of Plataea, where Greek armies defeated the Persians.
The temple was demolished in 1687 by the Ottomans, but it was reconstructed between 1834 and 1838 when the original materials were discovered.

Parthenon

The most important temple on the Acropolis was the Parthenon, built between 447 and 438 BC.
The temple was almost seventy meters long and thirty-one meters wide (230 x 100 ft). Fourty-six columns surrounded the inner cellae, one of which housed an enormous statue of goddess Athena, to whom the temple was dedicated. The pediments were decorated with magnificent sculptures — about fifty in total — and large friezes adorned the temple. Many of these were chiseled off in the early nineteenth century by Lord Byron and transported to the United Kingdom and eventually

Detail of a pediment, Parthenon

displayed in the British Museum in London.
The majority of the sculptures that once decorated the Parthenon are still in the British Museum, the rest is on display at the Acropolis Museum.

Erechtheion

The Erechtheion or Erechtheum was erected between 421 and 406 BC at the most sacred place of the Acropolis. This is where the gods Poseidon and Athena battled for the right to be patron deity of the city. Each would give the city a gift, and then the people could decide which gift they preferred. Poseidon planted his trident in the rock, creating a salt spring. Athena planted an Olive tree. Since the water from the spring was salty, the Athenians chose the Olive tree, which they could harvest and as a result Athena became the patron deity of Athens.

The temple was named for Erechtheus, a mythical king of Athens and was dedicated to both Poseidon and Athena. Construction of the building started in 421 BC, and it was completed fifteen years later. Inside the temple’s cella stood an ancient, wooden statue of Athena which according to legend, had fallen from the sky.

Porch of the Caryatids

Three porticos led to the inner chambers of the cella. The most famous is the iconic porch of the Korai, better known as the porch of the Caryatids. Here the Ionic columns are replaced with statues of young girls. In their hands they held plates, now lost. The statues on the Acropolis have been replaced by replicas. Five of the original six statues are in the Acropolis Museum, the remaining one is on display at the British Museum.

Other Buildings

There were several other sanctuaries on the Acropolis, but only traces of these buildings remains. The most important of these were the Arrephorion — a small square building, the Chalkotheke or Bronze Gallery where bronze offerings to Athena were kept, the stoa of Artemis Brauronia and two smaller sanctuaries dedicated to Zeus Polieus and Pandion, a mythical king of Athens.

Acropolis Museum

There were also statues on the Acropolis, the most important of which was a nine meter (30 ft) tall bronze statue of Athena, created by Pheidias.

Acropolis Museum

Until 2009 the many statues and artifacts that were found on the Acropolis were displayed in a nineteenth century building on the Acropolis, just west of the Parthenon. Today the magnificent collection is housed in the modern Acropolis Museum, at the foot of the Acropolis. Highlights are a collection of Archaic statues, reliëfs and sculptures from the Parthenon and the original caryatids of the Erechtheion.

> More Tickets & Tours

акрополь в какой стране находится

В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укрепленную часть. Такие акрополи были во многих из них, но самым знаменитым стал безусловно афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции.

Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились еще задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 — 479 гг. до н.э. Об этом свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот. Так что восстановление и реконструкция Акрополя (а точнее создание здесь совершенно нового архитектурного ансамбля) действительно произошли уже в тот период истории классической Греции, который обычно называют золотым веком Перикла. К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии.

Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии афинского стратега (главнокомандующего) и вождя демократической группировки Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само же строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия — величайшего из греческих скульпторов.

Афинский Акрополь

В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э. При этом замысел Перикла и Фидия полностью оправдался. Из восторженных отзывов об Акрополе представителей многих поколений можно составить целую книгу. Ограничимся цитатой из вышедшей в свет в 1885 г. «Всемирной истории искусств» П.П. Гнедича: «Возник Акрополь в такой небывалой красоте, что двадцать веков, отделяющих нас от него, исчезают бесследно: мы так же ясно, свежо, как и тогдашний эллин, чувствуем его поражающую прелесть».

Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений, которые хорошо видны на его макете-реконструкции.

Афинский Акрополь в V в. до н.э. (реконструкция)
1. Пропилеи; 2. Пинакотека; 3. храм Ники Аптерос; 4. статуя Афины Промахос; 5. Эрехтейон; 6. Парфенон; 7. театр Одеон.

Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям — парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки — картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них (на том самом выступе скалы, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII в. до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на о. Крит) был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.

Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города — богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм.

После разрушения и пожара Эрехтейон пришлось восстанавливать, что было сделано при Перикле, в эпоху наивысшего расцвета Афин. Но до наших дней ни интерьер этого храма, ни его мраморные рельефные фризы не дошли. Оказались поврежденными и все четыре оригинальных портика, в том числе и самый знаменитый из них — портик кариатид. Но даже в поврежденном виде он до сих пор остается главной достопримечательностью Эрехтейона.

Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон — самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам — квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, — пишет знаменитый швейцарский ученый-эллинист Андрэ Боннар, — выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя». Ему как бы вторит известный писатель и эссеист Петр Вайль: «От Парфенона глаз не оторвать еще и потому, что он всегда разный. Цвет сильно меняется по времени года и дня, по состоянию погоды — от снежно-белого до темно-бежевого; есть и тот оттенок старого мрамора, который усмотрел Ивлин Во: сыр, облитый портвейном».

Остается представить себе красочное торжественное шествие афинян по дороге, ведущей от города к Акрополю. Это шествие, проводившееся раз в четыре года, было посвящено Афине. Называли его праздником Великих Пана-финей. А Малые Панафинеи проводили ежегодно. Кульминационный момент торжества происходил у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где передавали жрецам новую одежду для статуи Афины.

И в наши дни греки, почитающие древние традиции, устраивают подобные Панафинейские шествия. По священной Панафинейской дороге они поднимаются к Акрополю и заполняют всю его площадь и храмы. Конечно, внутреннее убранство храмов не сохранилось, и лишь немногое можно увидеть в небольшом музее, расположенном за Парфеноном. В той или иной степени пострадали и сами здания храмов. Особенно это относится к длительному периоду турецкого ига. Например, турки разобрали храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Однако позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым и Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г. венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона. Вскоре он продал их английскому правительству, и они были выставлены в лондонском Британском музее, составив гордость его экспозиции и привлекая многочисленных туристов. С тех пор Греция не раз предъявляла свои права на мрамор Парфенона, однако официальный Лондон отвергает даже такое компромиссное предложение, как создание филиала Британского музея в Афинах. Так что частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. А в последние десятилетия злейшими врагами Акрополя стали кислотные дожди, ядовитый смог, которые разъедают мрамор, превращая его в гипс. В этих условиях тем более важно включение Акрополя — эталона гармонии, естественности и красоты — в Список объектов Всемирного наследия.

Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. — М.:Агентство "Издательский сервис", 2000.

Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на library@countries.ru !

Афинский акрополь считается визитной карточкой города. Каждый турист, приезжающий в Афины, стремится посетить это место, чтобы прикоснуться к древней истории города, прославленной в легендах и книгах древних философов и ученых.

Афинский акрополь — краткое описание

Расположен Афинский акрополь на вершине 156-метрового холма, возвышающегося над городом. Первые укрепления на месте современного акрополя были построены очень давно. Считается, что его основателем был Кекроп, сын богини Геи – получеловек, полузмея. В микенский период здесь была царская резиденция. Здесь правил воспетый Гомером Тесей.

В VII веке до нашей эры начали строить Парфенон – самый значимый храм акрополя, а через век построили и храм Афины. Сегодня можно увидеть остатки его фундамента. В 480 году до н.э.

Какие архитектурные сооружения находятся в афинском акрополе

Акрополь разрушили персы.

Спустя 33 года его начали восстанавливать и поручили это дело Фидию, создавшему статую Зевса в Олимпии. Он создал статую Афины Парфенос, которую через 900 лет перевезли в Константинополь, где она и сгорела при пожаре.

В XV веке Греция стала частью Османской империи и Афинский акрополь превратили в мечеть, потом в арсенал. В храме Эрехтейон (где прежде хранился символ Афин – оливковая ветвь) расположился гарем паши. Храм Ники Аптерос был разобран. После строения акрополя неоднократно подвергались вандализму европейцев.

После начала реставрации в XIX веке храм Ники Аптерос заложили заново, убрали позднюю застройку. Позже статуи и скульптуры храма перевезены в Британский музей и Лувр, а в афинский акрополь (Греция) поставили копии.

Афинский акрополь — достопримечательности и храмы

Несмотря на то, что храм не сохранился в первозданном виде, здесь все равно есть, что посмотреть. Например, такие достопримечательности Афинского акрополя:

  • Святилище Афродиты Пандемос – расположен справа от ворот Бюле. От него остался только архитрав.
  • Театр Диониса – самый древний театр мира. Здесь были представлены публике творения древних авторов: Софокла, Эсхила, Эврипида.
  • Одеон Перикла.
  • Одеон Ирода Аттика.
  • Храм Эрехтейон.
  • Храм Ники Аптерос.
  • Статуя богини Афины.

Территория акрополя объявлена музеем. Вход на его территорию платный – 12 евро, но по билету можно попасть в Агору и храм Зевса. Открыт музей обычно с 8:00 до 18:30.

Афинский акрополь (Греция): интересные факты

Акрополь прекрасно виден со всех сторон, поскольку в Афинах запрещено строить дома, которые могут закрыть вид на него.

С греческого «акрополь» означает «укрепленное место в городе».

Если вы планируете посетить Грецию, чтобы увидеть Афинский акрополь, то советую заранее купить билеты и сделать греческую визу. Узнать о том, какие документы вам потребуются, поможет, к примеру, этот сайт, вот ссылка.

IV. Великие мистерии

Подготовка в Афинах

Десятого боэдромиона (1 сентября) претенденты, или неофиты, Великих мистерий и давние элевсинские мисты начинали воздерживаться от мяса и вина, хотя в иные времена по крайней мере 12 боэдромиона, в день Вакха, усердно отдавали им должное. 14 боэдромиона, за пять дней до выступления процессии в Элевсин, из тамошнего святилища прибывали жрецы и жрицы со статуей юноши-бога Диониса-Иакха и атрибутами культа, а именно корзинами, которые назывались Idstai. Конный отряд обучающихся военному делу аттических юношей, одетых в черное, встречал их у маленького храма Эхо за Пестрой горой, видимо на давней границе афинских и элевсинских земель. По эту сторону Пестрой горы, у моста через Кефисс, где ныне расположен Ботанический сад, процессия делала остановку у священной смоковницы, посвященной божеству в образе змеи, по имени Зевс Мэлихий. Пять дней спустя это же место было первой культовой остановкой процессии, направлявшейся в Элевсин126. Изваяние Иакха устанавливали на Старом городском рынке, в Элевсинионе. Так называлось столичное святилище обеих элевсинских владычиц, «Матери и Девушки». Иерофант тотчас поднимался на акрополь к Парфенону, чтобы сообщить городской богине о прибытии нездешнего бога.

Элевсинион на Старом рынке существовал с конца VII века. Солон (640—560 гг. до Р.Х.) воздвиг его после присоединения Элевсина к аттическому государству. Состоял он из окруженного стеною участка с одним-двумя зданиями и располагался между рынками, примыкая с севера к Старому, а с юго-востока к Новому, который был построен Солоном и теперь как раз и назывался рынком, агорой. Через 700 с лишним лет Павсаний так описывал этот городской ландшафт: «Входящим в афинский Одеон в числе многого другого бросается в глаза статуя Диониса, заслуживающая внимания. Поблизости есть источник, называют его «Эннеакрунос» (с девятью трубами) — так оборудован он был Писистратом, водоемы есть по всему городу, а родник этот один. Выше этого источника сооружен храм Деметры и Коры и храм Триптолема , в котором есть его изображение» (1.14,1).

Священная корзина

Сам Элевсинион стоял внизу на склоне акрополя. При Солоне он занимал территорию размером 20 х 30 м, позднее — 40 х 30; храм (17 х 10 м) располагался с северной стороны. В римскую эпоху возле южной стены добавился открытый портик127. В V веке до Р.Х. для подготовки мистов служили только храм да площадь перед ним (20 кв.м).

Элевсинион в Афинах

На следующий день афинский верховный жрец, носивший титул «архонт басилевс», принимал двух главных элевсинских жрецов — иерофанта и дадуха — в Пестром портике на северной стороне Нового рынка. Засим они получали разрешение через вестника пригласить весь афинский народ на таинства в Элевсин. Но для этого было названо три условия: 1) не запятнанные кровью руки; 2) «внятная речь», то есть знание греческого языка и 3) «праведная жизнь», то есть отсутствие судимостей128. Здесь не упомянуто еще одно условие, которое, однако, со времен Солона носило обязательный характер: в предшествующем году (как минимум девятнадцать месяцев назад) неофит должен был принять участие в Малых мистериях; полугодичный срок (с февраля текущего года) не учитывался. Прошения подавали в Элевсинион, причем в письменном виде. Жрецы сверяли имена по аттическому списку граждан — он хранился неподалеку, в афинском Метрооне, который служил также городским архивом. Затем имена проверяли по судебной книге и по спискам участников Малых мистерий, а в заключение — по перечню элевсинских мистов.

Желательно было пройти посвящение не единожды; именно из таких посвященных выходили мистагоги, или руководители неофитов. С конца VII века, выполнив указанные четыре условия, любой гражданин Аттики мог свободно участвовать в мистериях; сюда относятся и те, кто исключительно ради этой цели становился приемным сыном или дочерью аттического семейства; в римскую эпоху упомянутая хитрость получила широчайшее распространение. Элевсинии были доступны и для рабов, если они вносили высокую плату. Ведь рабы в те далекие времена трудились исключительно на земле, а значит, принадлежали к Триптолемову братству и вполне могли принять таинства Матери полей.

Свободное аттическое юношество допускалось к участию в мистериях лишь после прохождения военной подготовки, что, учитывая проходившие в феврале древние элевсинские военные игры, было, по-видимому, весьма архаическим (пятым) условием. С той поры как Рим подчинил себе Македонское царство (168 год до Р.Х.) и Ахейский союз (146 год до Р.Х.) и Эллада утратила государственную самостоятельность, Элевсинии стали доступны для всех римлян, проживавших на территории империи — как для мужчин, так и для женщин, — не моложе девятнадцати лет, коль скоро они владели греческим языком, в соответствии с местным законом были формально усыновлены аттическим семейством и уплачивали высокий взнос.

Служками были так называемые «отроки очага»; в обрядах каждый раз участвовал лишь один из них. Выбирали для этого мальчиков 8—12 лет из знатных аттических родов, отец и мать у них непременно должны быть живы. В позднеримскую эпоху, когда Адриан во II веке от Р.Х. возродил Элевсин, на посвящениях пассивно присутствовало довольно много детей, в том числе, видимо, и девочек. Подростки от 13 до 17 лет к мистериям не допускались никогда129. Юноши-мисты в Элевсине были определенно не моложе 19 лет, ведь в архаический период им полагалось предварительно участвовать в военных играх, а в более позднее время — пройти военную подготовку.

Те, кто подавал прошение впервые, звались неофитами; под вечер 15 боэдромиона (5 октября) они, наверное, узнавали в Элевсинионе, допустили их к таинствам или нет. Тогда-то они и платили мзду: двух овец, одного барана, одного поросенка, а вдобавок крупную сумму денег130. Мисты носили черную одежду; белой одежда стала, только когда Марк Аврелий возобновил таинства в 174 году от Р.Х. Праобразно, в соответствии с гневом и милостью Деметры, ритуальные одежды должны бы сперва быть черными, а затем — белыми; именно так являлась сама богиня.

Приемная церемония требовала времени, а Элевсинион просторностью не отличался. Всяк сам приносил свою жертву на одном из алтарей во дворе. Алтари эти были низенькие, столь любезные земным божествам, — круглые микенские очаги. Даже если каждая церемония занимала лишь пять минут и если разрешалось жертвовать одно животное от целой группы, времени все равно не хватало. Ведь начиная с V века число участников колебалось от пятисот (в неудачные годы) до трех тысяч (в хорошие годы); особенно велико оно было каждый четвертый год, когда празднества справляли чрезвычайно пышно. Однако часто называемая цифра 30 000 объясняется неверным толкованием одного фрагмента у Геродота; ниже мы еще на этом остановимся. Три тысячи человек и то помещались в столичном Элевсинионе лишь по очереди, быстро сменяя друг друга. Да и в элевсинский Телестерион больше народу войти не могло; даже в открытых дворах случилась бы давка.

Надлежащее, достойное участие обеспечивали мистагоги, каждый из которых руководил одной группой. Недозволенное участие каралось смертью. Римлянин Тит Ливии рассказывает, что во II веке до Р.Х. два юноши из аркадского Акакесия ненароком и по неведению пришли вечером Священной ночи в Элевсин, из любопытства вместе с большой толпой отправились на священный участок и выдали себя неуместными вопросами. Оба они были казнены.131

Порядок искупления и жертв, принятый в афинском Элевсинионе, мы находим у Моисея (Лев. 1 ел.). В 1 и II тысячелетиях тот же порядок действовал от Сирии до Италии, а значит, и у Израиля; только относительно Крита и Египта полной уверенности нет. Этот порядок гласит: есть два вида жертв, которые могут праздноваться сообща: 1) очистительная жертва и 2) полная жертва. Жертвующая община вправе и должна вкусить лишь от второй, ибо ее мясо связывает людей с соответствующим божеством. Мясо же очистительной или искупительной жертвы вкушать не-дозволено; а именно таковыми были приносимые здесь в жертву поросята.

Только Аристофан в своей комедии «Лягушки» (ст. 337), написанной в 405 году, мечтательно рассуждает о запахе поросятины перед мистериями. Но эти слова он вкладывает в уста слуги, а значит — глупца. Очистительные жертвы всюду подлежали полному сожжению. От сжигаемых поросят город полнился запахом жаркого, но отведать этого жаркого никому не доводилось. Обряд очищения описан не только у Моисея, но и у Аполлония в «Аргонавтике», где его исполняет Кирка (IV.700 ел.). О том же обычае упоминает Гомер, заставляя Агамемнона во искупление ссоры с Ахиллесом «отсечь гортань кабану»» «Жертву Талфибий в пучину глубокую моря седого рыбам на снедь, размахавши, поверг» (Ил. 19,267—268). Для полного очищения Агамемнону потребовалась бы затем церемония с веялкой и факелом. Но поскольку под Илионом шла война, эти детали были опущены. В Элевсинионе — судя по рельефу, изображающему посвящение Геракла, — каждого миста очищали веялкой и факелом, хотя и не ранее 16 боэдромиона.

Каждый мист приносит в жертву поросенка

Ранним утром 16 боэдромиона по Афинам разносился клич: halade mystai! — мисты, к морю!132 После этого все участники с живым поросенком под мышкой, каждый в сопровождении мистагога, шли на берег близ Фалера — дорога занимала час, — чтобы умыться самим и вымыть поросенка. По возвращении в Элевсинион этого поросенка под руководством жреца приносили в жертву на низком круглом алтаре подземных богов. Мист обагрял руки кровью животного, воздевал их в молитве и просил Зевса о чистоте. От крови поросенка жрец очищал его дополнительной жертвой, бросая в огонь хлебы. Только затем мисту разрешалось принести обеим элевсинским богиням настоящую жертву: овцу Деметре и барана Персефоне; мясо и шкура животных доставались жрецам. Предварительно мист принимал краткое очищение ветром (с помощью веялки) и огнем (с помощью факела).

Жрица производит очищение ветром, водой и огнем

Вечером 16 боэдромиона, а может, только 17-го аттические крестьяне публично приносили в жертву Деметре и Коре свинью. Мисты же 17-го числа по очереди вновь забивали в Элевсинионе своих овец — для второго, великого искупления. Белую шкуру животного расстилали на сиденье, на которое усаживался мист, закутав голову покрывалом. Теперь его очищали две жрицы: спереди — служительница Деметры, водившая вверх-вниз плоской плетеной веялкой для зерна; сзади — служительница Гекаты, представлявшая и Персефону и совершавшая те же манипуляции горящим факелом. Засим следовали подлинные огненные и благодарственные жертвы: овца для Деметры и баран для Коры. Обычно их употребляли в пищу, но для мистов в эти дни мясо было под запретом. Вот почему здесь и мясо, и шкуры целиком принадлежали жрецам, которые, никоим образом не греша против культа, все это продавали, чтобы выручкой покрыть свои расходы.

Геракл со змеей и один из мистов получают очищение для Великих мистерий

Платоник-христианин Климент Александрийский (220 г. от Р.Х.) сообщает нам вербальную формулу, которой сопровождался 17 боэдромиона обряд в Элевсинионе: «Я постился, пил кикеон, брал кое-что из большой корзины (kiste) и, подержав в руках, клал в маленькую, а из маленькой опять в большую»133. Обе корзины известны по местным изображениям и убедительно свидетельствуют, что эта фраза возникла в аттических Элевсиниях. Впрочем, не надо забывать, что начиная с 332 года до Р.Х. в Александрии Египетской существовало предместье под названием Элевсин и что тамошний культ тоже именовался Элевсиниями, а потому «элевсинские» цитаты у александрийских писателей могут идти и оттуда.

Чтобы твердо установить точное место обряда, связанного с этой фразой, в совокупном ходе аттических Элевсиний, нужно учитывать и когда готовили кикеон — напиток с мятой и поджаренной ячной мукой, — и когда его пили, ведь указанная фраза связана именно с этим. По поводу питья в V гомеровском гимне сказано: «В жилище Келея». Для культа Священной ночи это могло бы означать — в первом дворе. Там происходила Первая оргия, и Деметра являлась в скорбном оцепенении, в каком она, согласно гимну, пребывала в жилище Келея, когда попросила и получила вместо вина этот незатейливый напиток. Но с точки зрения культа маловероятно, чтобы на священной территории вообще вкушали еду и питье, разве только в конце празднества как бы в завершение жертвы, но в таком случае (хлеб и) вино, а не кикеон. Следовательно, кикеон пили, по всей вероятности, до Священной ночи, самое раннее 18-го, а самое позднее — 19-го, во время процессии, да и тогда, скорее всего, лишь перед Рэтами на полуденном привале у моря — такова точка зрения К. Керени134, и мы ее разделяем. Г. Милонас полагает, что мисты вкушали этот напиток вечером после процессии и танца девушек на площади перед священной территорией135; если так, значит, вербальная формула произносилась при входе в святилище. Возможно, но едва ли вероятно. Мы думаем, возле Рэт этой формулой только напоминали об обряде, что подтверждает и прошедшее время глаголов. Она служила там паролем, оберегающим от недозволенного вторжения. Сам обряд — не питье — мы относим к 17 боэдромиона. На следующий день, 18-го, в канун процессии, мисты тихо сидели по домам и готовили этот напиток — так сообщает в своей «Афинской политии» Аристотель136, а уж он-то был прекрасно осведомлен.

События в целом развивались вот как: прежде чем мисты утром 17-го шли в Элевсинион к последней жертве, три экзегета в Пестром портике разъясняли им заповеди первосвященника Триптолема137. Это не были объявленные ранее условия (чистые руки, внятность речи и праведная жизнь) — теперь речь шла о заповедях, которые с точки зрения нынешних ученых представляются скорее пифагорейскими: во время празднеств «нельзя убивать животных и вкушать мясо, а в жертву дозволено приносить лишь плоды полей и дерев». Эти дополнительные заповеди, присущие многим древним таинствам, имели силу только в период подготовки, а заповедь жертвы — только во время мистерий; тесно связанный с таинствами Пифагор, однако же, давал подобные указания на всю жизнь. Культовое вегетарианство проповедовал в Аттике еще царь Кекроп, живший, вероятно, около 1300 года до Р.Х. «Он решил не приносить в жертву ничего, что имеет душу»138. О Кекропе мы уже говорили в главе об аттических праздниках.

Последний ритуал в столичном Элевсинионе совершали 17 боэдромиона, и, учитывая сообщенную Климентом Александрийским формулу, происходило это так: принеся последнюю очистительную жертву, овцу, мист клал ее шкуру на сиденье и принимал очищение факелом и веялкой. Когда с его головы снимали покрывало, жрицы-очистительницы успевали исчезнуть. Он увидит их в храме, куда его теперь ведут.

В преддверии главного зала он вместе с другими членами своей группы обнаруживает за ширмой старую жрицу Деметры, которая, подобно своей богине, сидит на корзине под названием kiste. Как только группа переступает порог, жрица встает, открывает корзину и знаком велит первому что-то достать. Там лежит перевернутое деревянное материнское лоно. Мист вынимает его из корзины, переворачивает и видит, что у него в руках. Жрица направляет его в священный покой, где в полумраке, выпрямившись во весь рост, стоит молодая жрица Гекаты, которая на этом празднике одновременно является Корой. Она держит на голове kalathos, маленькую корзину. Когда входит мист, она снимает корзину и показывает ему — там пусто. Жестом она приказывает положить туда лоно, не переворачивая его, затем ставит корзинку на голову, некоторое время серьезно смотрит на миста, опять снимает корзинку, велит ему вытащить содержимое и уходить. За дверью этот предмет снова переворачивают и кладут в корзину Деметры, на которую опять усаживается старуха жрица. Она ждет следующего.

Обряд содержит образ того, что должно произойти в душе миста, в котором элевсинское таинство таким способом вызывает желанное пробуждение, открывает способность к духовидению, — образ оплодотворения свыше. На тот же процесс указывает и широко известное еще в древности изображение Элевсинских мистерий — найденный под руинами элевсинской гробницы Триптолема рельеф, датируемый примерно 440 годом до Р.Х. Перед нами обнаженный юноша Триптолем в окружении «обеих владычиц» : Деметра стоит к нему лицом, протягивая колос; Кора за спиной у юноши, благословляющим жестом она простирает руку над его головой, как бы прикрывая ладонью пламя. И сам обряд, и это изображение показывают, как «мать» наделяет человека плодом, питающим тело, а «дочь» — духовным огнем, пробуждающим душу. Рельеф, копия которого была изготовлена еще в древности для Рима и хранится ныне в афинском Национальном музее, излагает мистерию даже лаконичнее и целомудреннее, чем описанный выше непродолжительный обряд.

Пока мисты 18 боэдромиона тихонько «домовничали», по городу шла процессия бога-врачевателя Асклепия (такие процессии устраивались начиная с 421 года до Р.Х.). Главное святилище этого бога находилось в Эпидавре; жрецы его носили в руках змей. С незапамятных времен город праздновал в этот день Дионису и жертвовал «всем богам», что соответствует полным таинствам, а здесь, в Элевсине, — предстоящему осеннему «бракосочетанию времен года». 19 и 20 боэдромиона вместе именовались мистериальными днями. Все обряды в рамках Элевсиний, совершавшиеся в эти дни, не только не были общедоступны, но считались строго тайными. 19-е число называли «полным сбором», поскольку утром этого дня процессия мистов собиралась в Афинах у Пестрого портика, где иерофант и факелоносцы еще раз предостерегали от участия тех, кто не имеет чистых рук, внятной речи и праведной жизни139. Затем процессия во главе со жрецами, несущими изображение Иакха, молча покидала город через Священные ворота — так назывался южный проем северо-западных ворот Дипилон, где вытекала из города и речка Эридан.

Leave a Comment