Андроников монастырь в Москве

vladimirdar

Всего 40 фото
В этой части мы подробно остановимся на Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря. Речь пойдет как об истории храма, так и о всей возможной информации имеющей к нему отношение. А уже в третьей части мы остановимся на Трапезной палате и Церкви Архангела Михаила. История монастырского некрополя будет в четвертой части. Ну а теперь, продолжим наш рассказ уже именно о Спасском соборе.
Как мы помним, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря – старейший из сохранившихся в Москве. Место для постройки храма выбрали примерно там, где сын великого владимиро-суздальского князя Георгия (Юрия II) Владимир Георгиевич в 1238 г. встретил войска Батыя во время его январского похода на Москву. На этом же месте митрополит Киприан позднее по преданию встретил Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликовской битвы.
02.

Собор был построен в дереве в 1357 году, но в 1368 году сгорел при пожаре. Заново и уже в камне его отстроили в период между 1390 — 1427 годов, затем множество раз перестраивали, но после реставрации 60-х годов прошлого века собору вернули его первоначальный образ XV века.
Вывод о существовании более раннего каменного храма («из плинфы»), позже перестроенного, основывается, в частности, на находках в позднейших перекладках стен собора белокаменных блоков вторичного использования с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Однако наиболее вероятно, что собор был всё же выстроен между 1410 и 1427 годами при игумене Александре.
03.

Вид на территорию монастыря с паперти Архангельской церкви
Существуют источники («Книга степенная царского родословия», Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 году иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (Это по Буракову. По Вагнеру же всё наоборот — из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.)
В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон. Мы их ещё увидим.
04.

05.

Спас Нерукотворный
06.

Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть.
В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой.
07.

Апсиды Спасского собора
В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.
08.

В 1874 году Е.В. Молчанов вложил капитал в строительство церкви в честь своего небесного покровителя — мученика Евграфа. В нижнем ярусе храма была устроена семейная усыпальница Молчановых. К настоящему времени следов церкви Евграфа не осталось. Вероятно, ее разобрали при ликвидации монастырского кладбища. Мы её еще увидим на старых фото при рассмотрении темы монастырского некрополя.
После революции здания Андрониковского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорных. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны. С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
09.

Спасский собор в советское время
В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову; большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева. Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.
10.

Архитектура Спасского собора
Спасский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный белокаменный храм на высоком подклете. Его фасады традиционно разделены на три части.
11.

С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов расположены перспективные порталы. Древние окна на всю высоту сохранились только в средней апсиде, где была утрачена лишь часть их наружных откосов при переоблицовке стены.
12.

В боковых делениях северного, западного и южного фасадов верхние части окон восстанавливаются по уцелевшим с внутренней стороны стен перемычкам.
13.

Северный портал Спасского собора
Перспективные порталы не сохранились и были восстановлены при реконструкции 1950-1960-х годов. Они сделаны по аналогии с порталами Звенигородского Успенского собора, причем габаритная ширина обрамления взята по археологическим данным, а остальные размеры — сооответственно пропорциональному отношению их к ширине портала.
14.

Северный портал Спасского собора
Перспективные порталы собора завершались килевидными архивольтами и были украшены каннелюрированными «дыньками». Ко всем трем порталам вели белокаменные лестницы-всходы, также подчеркивавшие стройность силуэта храма.
Здесь вид Северного портала покрупнее и под углом.
15.

Лестницы ведущие к порталам также восстановлены при реставрации.
16.

Южный портал Спасского собора
Собор Спасо-Андроникова монастыря резко отличается от других своим усложненным построением: углы его четверика значительно понижены и крестообразный объем со сводами, скрытыми за килевидными центральными закомарами, четко выделен.
17.

Территория бывшего монастырского некрополя
Этот объем несет четырехгранный постамент с трехлопастным завершением каждой грани, на котором стоит восьмигранник, увенчанный главой на стройном барабане. Пропорции барабана восстанавливались из соотношения высоты барабана к его нижнему диаметру, свойственному раннемосковскому зодчеству (оно близко к единице). Барабан, прорезанный восемью окнами, завершается восемью окнами, завершается полусферическим сводом и шлемовидной главой, сделанной непосредственно по куполу.
18.

Переходы от «креста» к постаменту смягчены постановкой убывающих по величине снизу вверх килевидных кокошников.
19.

20.

21.

22.

23.

24.

Изнутри эта композиция образована ступенчато-повышенными подпружными арками, следовательно она не декоративна, а конструктивна. Построение композиции здания таково, что все эти понижения и повышения объемов, полуокружности и четверть окружности кокошников-закомар находятся в полном подчинении центральной оси постройки. Именно эта пирамидально поднимающаяся уступами вертикаль и является главным элементом художественного облика собора.
Той же идее подчинен и интерьер храма. Его пространство не загромождено хорами. Оно логично нарастает от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. 25.

26.

Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком, где бы мы ни встали.
27.

28.

Пространство равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и «демократичности».29.

30.

Иконостас Спасского собора
Так интерьер Спасского собора выглядел до революции.
31.

Иконостас Спасского собора
32.

Придел преподобного Андроника где находились его мощи
33.

Рака со святыми мощами святых Андроника и Саввы
В росписи собора принимал участие Андрей Рублев как уже упоминалось. К сожалению, от рублевской росписи сохранились очень небольшие фрагменты — на косяках алтарных окон. К тому же это не фигурная роспись, а чисто орнаментальная.
34.

По голубому (ныне почерневшему) фону идут один за другим крупные, светлые, четко нарисованные круги с самым разнообразным орнаментальным заполнением в виде «розеток», но не обычного растительно-цветочного типа, а скорее полугеометрического. То это пересекающиеся круги, то опирающиеся на окружность маленькие полукруги или «лунницы», то замысловатые гребенчатые формы. В эти стилизованные мотивы введены и реальные, например трилистник, листья, напоминающие мать-и-мачеху, наконец, длинные тонкие усики. Но и они останавливают внимание не столько своей естественностью, сколько фантастичностью рисунка.
35.

Близкие мотивы присутствовали в узоре майоликовых плиток, некогда устилавших пол собора (балканская традиция).
В отличие от других сохранившихся храмов конца XIV–первой трети XV века (звенигородский Успенский собор «на Городке», собор Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре), собор Спасо-Андроникова монастыря не имеет орнаментальных поясов. Капители лопаток, импосты порталов, архивольты закомар и кокошников имеют профили, состоящие из набора простых обломов, что в сочетании с аттическим профилем цоколя создает впечатление цельности декора.
36.

Размеры Спасского собора и соотношения между его частями повлияли на определение параметров позднейших монастырских строений. Например, внутренний размер трапезной палаты равен ширине Спасского собора по наружным стенам, ширина Святых ворот — размеру подкупольного звена храма, протяженность южной монастырской стены соответствует его шести длинам и т. д.
37.

По археологическим данным, фундаменты Спасского собора имеют глубину около 1,8 м от уровня современной дневной поверхности и около 3,5 м от уровня пола храма, сложены на известково-песчаном растворе из рваных и груботесаных блоков известняка с выравнивающими слоями щебня. Возможно, храм имел каменную алтарную преграду (если верна информация о том, что раскопки открыли остатки ее фундамента)32. Но окончательно прояснить этот вопрос могут только новые археологические исследования.
В 1993 году в раскопе под алтарем Спасского собора Андроникова монастыря при проведении строительных работ по устройству фундамента для престола археологи обнаружили древний престол и две пары параллельных захоронений. Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные из дуба колоды – ближе к фундаменту южной стороны. «По свидетельству очевидцев, о том, что найденные останки – мощи святых, говорило сопровождавшее открытие чудесное явление – благоухание, которое то появлялось, то исчезало».
Помимо останков в захоронениях сохранились плетеный параман (плат с изображением Креста Господня, орудий Его страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди), плесницы (погребальная обувь) из кожи, кожаный пояс с металлической пряжкой. Все эти находки можно отнести к концу XIV–первой четверти XV века.38.

Настоятель Спасского собора отец Вячеслав в раскопе под алтарем
«Во время археологических работ 4 января 1994 года раскоп посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонился святыням. Можно было предположить, что имело место обретение мощей четырех первых настоятелей обители – преподобных Андроника и Саввы, Александра и Ефрема. Но подтверждений этого найти не удалось. Пока ясно одно: здесь погребены монахи, святые подвижники…».
39.

Посещение 4 января 1994 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II археологического раскопа под алтарем Спасского собора, где были обнаружены мощи
В феврале–мае 2003 года в северо-западном секторе раскопа открылось еще одно захоронение. Специалисты пришли к выводу: это останки двух мужчин, приблизительно 50-ти и 70-ти лет; погребение является перезахоронением монахов. Место обретения останков – на северо-запад от алтаря – вполне укладывается в теорию П.Д. Барановского о расположении могил святых иконописцев Андрея Рублева и Даниила. По благословению Патриарха Алексия II все обретенные мощи переложены в новые ковчеги и помещены в алтаре храма.
40.

Спасский собор Андроникова монастыря – шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. Для творческого мышления создателей собора характерен смелый отказ от кубичности, превращение архитектурной композиции в своеобразную шатровую «сень». Ширина собора составляет примерно половину его высоты. Высота цоколя три раза укладывается в портале, пять раз в четверике (по центральной части) и двенадцать раз в общей высоте собора. Более дробные членения, в свою очередь, также подчиняются определенным взаимоотношениям. Искусство русских зодчих и заключалось в умении воплотить в камне гармонию тварного мира.

Т.В. Барсегян (Куксинская). Московский Спасо-Андроников монастырь. Издательство МГУ. 2013.
Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. Московский рабочий.1991.
Г.К. Вагнер. Спасо-Андроников монастырь.// Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Стр. 9-32. П.Н. Максимов. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. // Архитектурные памятники Москвы XV — XVII века. Новые исследования. М. 1947. Стр.8-32. Б.А. Огнев. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып. 1. М., 1959, стр. 72-82. Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная часть территории между садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала) М., 2000. Стр. 43-45.Сайт православного прихода Храма Спаса Нерукотворного Образа в Анрониковом монастыре.
Материал опубликован по благословению настоятеля Спасского собора Свято-Андроникова монастыря протоиерея Вячеслава.

Спасский собор Андроникова монастыря

У этого термина существуют и другие значения, см. Спасский собор.

Православный собор

Спасский собор Андроникова монастыря

55°44′57″ с. ш. 37°40′15″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Крестово-купольный Собор

Основатель

прп. Андроник Московский

Первое упоминание

1420-е гг.

Дата основания

1357 год

Строительство

1420—1425 годы

Реликвии и святыни

захоронения Андроника Московского и Саввы Московского

Статус

ОКН № 7731588011№ 7731588011

Состояние

действует

Спасский собор Андроникова монастыря на Викискладе

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря — православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века. Является древнейшим частично сохранившимся православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля.

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на его месте был выстроен Спасский собор из плинфы, фрагменты которой обнаружены в ходе раскопок 1993 года под научным руководством проф. О.Г. Ульянова . От Спасского собора из плинфы сохранились архаичные по своей стилистике и исполнению белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, входившие в первоначальную алтарную преграду. Между 1425 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени с каменной алтарной преградой под высокий иконостас, от которого уцелели пазы под тябла, сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора весной 1428 года участвовал Андрей Рублёв, для которого она стала, согласно агиографическим источникам, «конечным рукоделием» (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

«В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818-1820 гг. — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846-1850 гг., по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.

В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П.Н. Максимовым и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.

В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л.А. Давида и С.С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

С 1989 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены в 1993 году древний престол Спасского собора и прямо под ним древнейшие захоронения, атрибутированные научным руководителем археологических исследований проф. О.Г. Ульяновым основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве), построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор периодом 1425-1427, на что косвенно указывает отсутствие упоминания о каменном строительстве в Житии Сергия Радонежского.

Литература

  • Начало Андроникова монастыря (по списку РГБ, ф. 304, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 698)
  • Сергий (Спасский). Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М. : В унив. тип. (Катков), 1865.
  • Максимов П. Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV—XVII века. Новые исследования. М. 1947. С. 8-32.
  • Барановский П.Д. Памятники Андроникова монастыря, связанные с жизнью и творчеством Рублева. М., 1947
  • Ульянов О. Г. Вопросы реконструкции Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в свете археологических данных.
  • Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // «Памятники культуры. Новые открытия 1995 г.». М., 1996. С. 181—192.
  • Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. М., 1996. С. 25-27.
  • Ульянов О. Г. Андроников монастырь // Энциклопедия «Москва». М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997. С. 73-74.
  • Ульянов О. Г. «Παραδείγματα» иконописца Андрея Рублева (к 600-летию первого летописного упоминания) // Вестник истории, литературы, искусства. Гл. ред. академик Г.М. Бонгард-Левин. Т. 3. М, 2006. С. 78-93.
  • Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. М., 2008.

История Спасского собора связана с древним преданием, согласно которому храм был построен по велению московского митрополита Алексея. В 1357 году, еще не имея сана, Алексей отправился в Царьград (Константинополь), на церемонию рукоположения к Вселенскому православному патриарху, который и посвятил его в сан Митрополита московского. На обратном пути его корабль попал в шторм. Алексей стал читать молитвы иконе Нерукотворного образа Спасителя, но стихия не успокаивалась до тех пор, пока митрополит не поклялся поставить в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Как повествует предание, он вернулся на Родину как раз в день церковного праздника Спаса Нерукотворного.

Собор был построен в 1357 году, но в 1368 сгорел при пожаре. Заново его отстроили в период между 1390 и 1427 годами при игумене Александре, и именно в таком виде он до сих пор стоит на территории Андроникова монастыря. Рядом с храмом находятся захоронения Андроника и Саввы Московских, основавших монастырь.

У Спасского собора один купол, увенчанный крестом. На стенах можно разглядеть следы былой росписи – элементы зооморфных и растительных композиций. Известно, что в украшении храма участвовали известные иконописцы того времени Даниил Черный и Андрей Рублев, однако от их фресок мало что осталось – только орнаменты по бокам окон.

В 1812 году храм был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего Москву. В нем выгорел иконостас, обрушился купол, но прочные белокаменные стены все же уцелели. Реставрация и модернизация собора продолжалась до 1850 года под руководством архитектора Герасимова: были восстановлены и покрыты железом кровля и купол, вновь расписаны стены, установлен новый иконостас, достроены два боковых придела и паперть. Еще одна реставрация Спасского собора была произведена в 1959-1960 годах, она способствовала обновлению здания и придала ему первоначальный исторический облик.

В настоящее время в храме ведутся церковные службы. В монастырских зданиях располагается Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Музей, посвященный памяти великого иконописца, был основан в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы. Долгое время его фонды не отличались значительным богатством, но со временем музей стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, которые переносились сюда из разрушенных храмов разных областей России. В наши дни в музее можно увидеть около 5000 икон разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, рукописные и печатные церковные книги, в том числе старообрядческие. При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проводятся экскурсии и лекции.

Стоимость посещения музея: 300 рублей для взрослых, 150 рублей для пенсионеров и студентов. Для детей до 16 лет вход бесплатный. На временные выставки билеты продаются отдельно.

Спасский собор (XV в.)

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Возврат к списку

Основание обители и страницы ее истории

Появление Спасо-Андроникова монастыря неразрывно связано с именем московского митрополита Алексия. Дошедшее до наших дней предание повествует об эпизоде, сыгравшем важную роль в основании обители. На пути из Константинополя корабль, на котором пребывал владыка, попал в сильный шторм, святитель Алексий неустанно молился и дал обет воздвигнуть храм в честь святого, почитаемого церковью в тот день, когда корабль благополучным образом достигнет суши.

Митрополит не замедлил выполнить свой обет, и в 1360 году был основан монастырь, его настоятелем стал ученик Сергея Радонежского по имени Андроник. Для основания обители был выбран крутой берег Яузы у впадения в нее ручья Золотой Рожок, место, где проходили важные пути в Золотую Орду и Константинополь. Такое стратегическое положение сыграло немаловажную роль обители в исторических и военных событиях Руси.

Мимо ее стен двигались дружины Дмитрия Донского, дабы сразиться на Куликовом поле. Здесь же встречали ратников с поля боя. Тем же маршрутом шли воины под предводительством князя Василия Дмитриевича на бой с Тамерланом.

Обители пришлось пережить нашествие войск хана Тохтамыша и Девлет-Гирея, польских войск и не одно разорение. После набегов и разрушений монастырь вновь восстанавливался из пепла, рос, отстраивался.

В советское время обители грозил снос. Но вопреки всем перипетиям, виткам истории, а также стараниям архитектора и реставратора П. Барановского и художника И. Грабаря которые добивались сохранения Спасо-Андроникова монастыря, он уцелел. Хотя часть сооружений все-таки была разрушена. Эта участь постигла надвратную колокольню, ее разобрали в 30-е годы прошлого века, был уничтожен также некрополь, который являлся местом вечного упокоения многих известных дворянских родов.

Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря

В 1947 году Спасо-Андроникова обитель обрела статус заповедника и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:

  • Спасский собор, возведенный в 1420 году, он считается древнейшим каменным храмом за пределами тогдашней Москвы. В росписи собора принимал участие иконописец Андрей Рублев. Сегодня можно увидеть только небольшую часть уцелевших фрагментов травного орнамента в алтаре, остальные фрески погибли в разразившемся пожаре в 1812 году.
  • Трапезные палаты, которые построены на территории монастыря в царствование Ивана III.
  • Каменные стены и башни, датируемые XVII – XVIII столетиями.
  • Двухэтажное строение Настоятельских покоев.
  • Церковь, освещенная во имя Архистратига Михаила. По инициативе царицы Евдокии строительство трехъярусной церкви началось в 90-х годах XVII века. Однако опала и ссылка царицы сказались на приостановке работ, и только в 1739 году церковь была освещена. Храм реставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
  • Здание братского корпуса 1763 года постройки.
  • В начале XIX века на территории монастыря было построено здание для духовного училища.

В 1960 году на территории монастыря открыт музей древнерусской культуры и искусства. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Коллекция музея насчитывает тысячи произведений древнерусского и прикладного искусства. Это собрание иконописи, редчайшие экземпляры рукописных и старопечатных книг, предметы церковной утвари, копии росписей, принадлежащих Феофану Греку, Андрею Рублеву, Дионисию и многие другие раритеты.

Как добраться:

Монастырь основал в середине XIV века митрополит Алексий. Обитель назвали по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского.

Что есть что в церкви

По легенде, в 1354 году митрополит Киевский Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Он дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он доберется до бухты Золотой Рог. Этот день пришелся на празднование Спаса Нерукотворного. Митрополит выбрал для строительства монастыря высокий холм у слияния Яузы и тогда еще безымянного ручья. Его символично назвали Золотым Рожком. Места эти были красивыми, а еще важными в стратегическом отношении — там перекрещивались важные государственные дороги: одна вела на восток, в приволжские города, а другая на юго-восток, в Орду, и на юг, к Черному морю, в Византию.

В 1356 Алексий привез в Москву из Константинополя икону Спаса Нерукотворного. 16 августа 1357 года ей освятили Спасский собор. Эта икона стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря. При этом время строительства Спасского собора точно не установлено: называют как 1390-е года, так и 1425-1427.

Деньги на возведение колокольни Спасо-Андроникова монастыря по проекту Родиона Казакова пожертвовал купец С.П. Васильев. Он хотел сделать ее выше Ивана Великого, но посетивший Москву император Павел приказал уменьшить высоту звонницы. Строительство завершили в 1803 году. Высота колокольни достигла 72,5 метра, но это на 8,5 метров ниже, чем в Кремле.

Также в обители был святой колодец. По легенде, его выкопал Преподобный Сергий.

Спасо-Андроников монастырь закрыли в 1918 году. На его территории разместили один из первых лагерей ВЧК для политических преступников.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1922-1928 годах в монастыре была колония для беспризорников, а затем территорию обители передали в ведение завода «Серп и Молот». В монастырских зданиях и храмах устроили 200 комнат для рабочих. Также здесь разместились учреждения Наркомата обороны.

В 1932 колокольню Андроникова монастыря разрушили, а 13 сентября 1927 года уничтожили некрополь, где были похоронены Андрей Рублев, воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф.Г. Волков и представители многих дворянских родов (Лопухины, Толстые, Барятинские, Аладьины, Щербатовы).

Монастырь ветшал, но П.Д. Барановский не дал ему погибнуть. Его стараниями восстановили Спасский собор, трапезную 1504-1506 годов постройки, ступенчатую церковь в стиле нарышкинского барокко 1694 года постройки. Эту церковь с усыпальницей Лопухиных строили на вклады царицы Евдокии Лопухиной, первой жены царя Петра, после рождения царевича Алексея.

В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок 1428 года. Их написал Андрей Рублев, будучи иноком Андроникова монастыря. Есть версия, что иконописец умер 30 октября 1428 года во время морового поветрия, и его похоронили в некрополе обители, но не известно, где именно.

Сейчас на территории возрожденного Спасо-Андроникова монастыря работает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, но ни одной иконы мастера там нет.

Говорят, что… …Спасо-Андроников монастырь был известен своим хором, и Рахманинов приходил сюда только чтобы послушать старинные песнопения.
…в 1928 году при уничтожении монастырского кладбища решили перенести на семейное кладбище рядом с Ясной Поляной прах деда Л.Н. Толстого — князя Н.С. Волконского. Но перенесли прах другого человека, а останки Н.С. Волконского нашли в 1989 при археологических раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре.

Спасо-Андроников монастырь на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели дополнить рассказ о Спасо-Андрониковом монастыре и музее имени Андрея Рублева?

Leave a Comment