Аничков Дворец В Санкт Петербурге

Аничков дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, бывший императорский дворец, построенный по проекту М. Г. Земцова, Г. Д. Дмитриева и Б. Ф. Растрелли в 1741-1753 годах. Старейшее здание на Невском проспекте. Сейчас в нем располагается Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных.

Интересные факты:

Своим названием дворец обязан близлежащему мосту через реку Фонтанку, так как во всех сопроводительных строительных документах он именовался как «дворец, что у Аничкова моста». После завершения строительства название так и осталось за дворцом.

Первым владельцем Аничкова дворца стал граф А. Г. Разумовский, которому дворец подарила императрица Елизавета Петровна. Позже дворец был выкуплен в казну Екатериной II и подарен уже своему фавориту — князю Г.

Дворец у Аничкова моста

А. Потемкину. В конце XVIII века дворец снова вернулся в казну в качестве Кабинета Его Императорского Величества. В XIX веке дворец играл роль места жительства наследника российского престола — его поочередно занимали Николай I, Александр II и Александр III, как правило, дворец выступал подарком на свадьбу.

На момент строительства Аничкова дворца река Фонтанка играла роль границы Санкт-Петербурга и новый дворец должен был украшать собой въезд в город, поэтому своим главным фасадом он был обращен к реке, а не к заштатному на тот момент Невскому проспекту. Первый в городе каменный дворец был исполнен в барочном стиле с этажами разной высоты и обилием лепнины, каждый вход был украшен портиком с балконом, от реки к парадному входу вел специальный канал, чтобы гости могли подплывать к дворцу прямо на шлюпках, рядом был устроен регулярный сад с беседками и павильонами. Когда дворец отошел князю Потемкину, он распорядился перестроить его — в 1778–1779 годах архитектор И. Е. Старов перестроил дворец в стиле классицизма, придав ему более строгий вид, сохранив лишь украшения в виде колоннад, лепнина была демонтирована, а искусственная гавань засыпана. В конце XVIII века Джакомо Кваренги застроил свободное пространство между дворцом и рекой Фонтанкой торговыми рядами. В начале XIX века дворец еще немного преобразил К. И. Росси, вписав его в архитектурный ансамбль нынешней площади Островского и переработав внутренние помещения.

Со стороны Невского проспекта была устроена дворцовая церковь — сначала Воскресения Христова, а потом Святого Григория Победоносца и, наконец, Святого Александра Невского. Интерьер и отделка храма несколько раз менялись вместе с общей перестройкой дворца.

Аничков дворец был популярным местом проведения балов, свадеб и музыкальных вечеров, частыми гостями в нем были писатели А. Сумароков, А. Пушкин, И. Крылов, Ф. Достоевский, музыканты М. Глинка, М. Балакириев, художник А. Боголюбов.

После революции 1917 года во дворце недолго работал Музей города, а в 1937 году здесь открылся Ленинградский Дворец пионеров, сегодня переименованный в Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.

Аничков дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Аничков дворец, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Аничков дворец – старейшее здание, дошедшее до наших дней, возведенное наНевском проспекте в Санкт-Петербурге. Свое наименование получил от Аничкова моста, соединившего берега Фонтанки.

Строительство дворца началось в 1741 году по Указу царицы Елизаветы. Планом занимался архитектор М. Земцов, а достраивал Дворец уже Б.Растрелли.

Здание напоминает растянутую букву «Н», так задумал его Земцов, а Растрелли внес элементы стиля высокого барокко.

У Аничкова дворца поразительная судьба. Более 2-х столетий он служил подарком: императрицы отдаривали им своих фаворитов, а когда он перешел в  собственность Романовых, его стали передавать особам царской фамилии как свадебный подарок.

Последняя свадьба состоялась в 1914 году. Это была самая пышная свадьба «отживающего мира». Внучка  Марии Федоровны, Ирина, выходила замуж за Феликса Юсупова — богатейшего жениха того времени, но вошедшего в историю с репутацией убийцы Распутина. В этом же Дворце провел свои детские годы последний император России Николай II.

Августейшие особы приглашали во Дворец самых именитых русских и заграничных архитекторов, которые в разное время наполняли его всевозможными шедеврами. Поэтому, на образце  Дворца можно проследить за историей формирования  архитектуры Северной столицы.

По приглашению владельцев сюда приезжали  художник — А. Боголюбов, знаменитые писатели А. С. Пушкин, Ф.

Аничков дворец в Петербурге, режим работы. История, адрес

Достоевский и И. Крылов; музыканты — М. Глинка и М. Балакириев. Здесь проводились знаменитые музыкальные вечера. Известно, что даже сам князь Александр Александрович не прочь был помузицировать с придворным оркестром.

После революции здесь был открыт городской музей, сохранив историческое расположение комнат, но уже в 1925 году был закрыт. Наконец, в 1937 году его отдали детям, открыв Дворец пионеров Ленинграда. Сегодня, это Аничков лицей и Дворец творчества юных дарований.

Удивительно то, что дворец XVIII века, уцелел в годы  Войны, хотя на картах оккупантов он числился под № 192, именовался Дворцом юных большевиков и должен быть уничтожен. Однако судьба оказалась к нему благосклонной.

Добраться до Дворца совсем несложно, от ст. метро «Гостиный двор» надо пойти по Невскому проспекту в сторону Фонтанки, по пути возрастания нумерации домов.

Фото достопримечательности: Аничков дворец

Аничков дворец со стороны Фонтанки

Аничков дворец со стороны Фонтанки

Двор Аничкого дворца

Аничков дворец на карте:

Аничков дворец в Питере

Описание дворца

В 1741 году Императрица Елизавета купила участок земли на реке Фонтанке. Императрица поручила строительство дворца архитектору М.Г. Земцову, но Земцов умер, не успев завершить проект. Работу заканчивал его ученик Г.Д. Дмитриев и Ф.Б. Растрелли в 1747-1751 годах.

Дворец состоял из центрального трехэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей, увенчанных куполами. Во флигеле, протянувшейся вдоль Невской перспективы, находилась дворцовая церковь.

Главный, обращенный к Фонтанке фасад дворца был оформлен тремя повышенными на этаж выступами – ризалитами, центральный из которых был увенчан треугольным фронтоном. Кроме того, главный фасад был украшен высоким крыльцом с портиком, поддерживающим балкон. Посреди парадного двора была вырыта прямоугольная гавань, связанная с Фонтанкой каналом, по которому гости могли прямо подплыть к ступеням парадного входа.

Аничков Дворец

Земли усадьбы простирались до самой Садовой улицы. На месте Александринского театра и сквера в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, здесь же ставились итальянские оперы и французские трагедии, устраивались балы. На месте публичной библиотеки находились конюшни, сараи, погреба, а также теплицы и оранжереи, где росли «заморские априкозовые (апельсиновые) деревья», сливы, виноград. В здании, построенном вдоль Садовой улицы, жила дворцовая прислуга.

Императрица Елизавета Петровна

Граф А.Г.Разумовский

Владелец дворца – Алексей Григорьевич Разумовский – был тайным мужем императрицы Елизаветы Петровны. Он родился в семье украинского казака, имел прекрасный голос, но был знаменит, прежде всего, своей красотой и добродушием. Обладая огромной властью, он практически ей не пользовался, лишь иногда выспрашивал милостей у своей супруги и повелительницы для своей многочисленной украинской родни.

После смерти А.Г. Разумовского Аничкова усадьба перешла его брату гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который здесь почти не жил. Позже Екатерина II , выкупила дворец и подарила его своему фавориту графу Григорию Потемкину. Еще позже дворец стал собственностью династии Романовых.

В 1776 – 1778 годах дворец был перестроен архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Разноэтажность постройки была уничтожена и дворец принял строгий и монотонный вид. В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста.

В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). В 1841 году Николай I подарил дворец, на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему императору Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади.

Аничков дворец при императоре Александре III

Император Александр III с семьей, находясь в Петербурге, жили в Аничковом дворце. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев вспоминает: «Император обыкновенно после завтрака садился у окна с видом на Невский проспект. Он любил рассматривать, проходящих и едущих по Невскому и делал свои замечания. Но не меньше чем император любил наблюдать за своими поданными, любили и подданные смотреть на императора, когда он зимой в Аничковом саду скатывал снег в огромные с человеческий рост, комья. В саду Аничкового дворца были устроены ледяные горы и каток. Здесь собирались дети и государь охотно возился с ними и играл в снежки».

В Аничковом дворце регулярно проходили балы по нескольку в сезон. По воспоминаниям графа Шереметева «Придворные балы были наказанием для государя. Государь показывался вначале бала, радушно принимал гостей и уходил в свой кабинет. Возвращался он ко времени ужина. И если катильон продолжался слишком долго, а супруга императрица Мария Федоровна не хотела заканчивать танцевать, государь придумал особое средство. Музыкантам было приказано удаляться по одиночке, постепенно оркестр слабел, пока наконец не раздавалась последняя одинокая струна, которая наконец смолкала. Все оглядывались, в недоумении и тогда бал прекращался сам собою».

Император Александр III отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты и ломал подковы. Он совершенно лишён был аристократизма и одевался очень просто. Например, мог одеть солдатские сапоги или в домашней обстановке надеть русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором.

Придворный этикет и церемониал при Александре III стали гораздо проще. Он сильно сократил штат министерства двора, уменьшил число слуг и ввёл строгий надзор за расходованием денег. Дорогие заграничные вина были заменены крымскими и кавказскими, а число балов ограничено четырьмя в год.

Вместе с тем большие деньги расходовались на приобретение предметов искусства. Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II. Приобретения Александра III — картины, предметы искусства, ковры уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов. Собранная им обширная коллекция после его смерти была передана в Русский музей, учрежденный его сыном императором Николаем II.

Интерьеры дворца

В самом центре Петербурга, там, где Невский проспект встречается с Фонтанкой, расположен великолепный памятник русской архитектуры XVIII-XIX столетий – Аничков дворец.

Облик дворцового ансамбля складывался постепенно, под влиянием сменяющих друг друга эпох, архитектурных стилей, аристократических владельцев. В разное время Дворец принадлежал фаворитам императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, становился резиденцией императорской семьи. Являясь старейшим на Невском проспекте, дворец пережил многочисленные переделки. В проектирование и строительство зданий на территории Аничковой усадьбы свою лепту внесли многие известные архитекторы: М.Г. Земцов, Ф.Б. Расстрелли, И.Е. Старов, Л.Руска, Дж. Кваренги, К.И. Росси, А.И. Штакеншнейдер и другие.

Аничков дворец

Сегодня некогда императорская резиденция принадлежит детям. С 12 февраля 1937 года здесь размещается главный детский дворец города – Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных (до 1990 года – Ленинградский Дворец пионеров).

Дворец продолжал свою работу даже в тяжелые блокадные годы: были открыты кружки, детская площадка, библиотека, состоялась городская олимпиада детского творчества и даже новогодняя елка. Концертные бригады из учащихся художественного отдела и танцевального ансамбля Дворца пионеров под руководством балетмейстера А.Е. Обранта выступали в военных частях и госпиталях. 70 воспитанникам детского фронтового ансамбля были вручены медали «За оборону Ленинграда».

Двери Дворца всегда открыты миру увлечений юных петербуржцев: искусство, наука, техника, спорт, общественная деятельность и многое другое. Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Каждый день – новое событие! Дворец является постоянным местом встречи участников различных городских и всероссийских педагогических конференций и семинаров, фестивалей и конкурсов. Хорошей традицией стало проведение финала Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» на базе Дворца творчества юных.

Дворец и сегодня продолжает традиции, заложенные три четверти века назад. Среди его выпускников несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. В стенах Дворца наиболее одарённые школьники завершают среднее образование в Аничковом лицее. Концерты, вечера, праздники проходят в пышных парадных интерьерах Аничкова дворца. Анфилады гостиных, залы, кабинеты, оформленные в стиле русского классицизма, – прекрасное место для проведения официальны приемов, ассамблей, выставок, балов, камерных концертов.

Аничкова усадьба – сердце Дворца. Здесь расположены памятники архитектуры: Аничков дворец, Сервизный корпус, здание Кабинета, другие сооружения. На этой территории также находятся красивейший сад и современный театрально-концертный комплекс «Карнавал». Дворец творчества юных, несмотря на свой уже солидный возраст, – динамично развивающееся учреждение. За 75 лет он шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы. В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный» – излюбленное место отдыха ребят и педагогов. Гордость Дворца – два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр «Крестовский остров» с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн с четырьмя дорожками, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.

С честью помня о достижениях, сохраняя традиции, сегодня Дворец готов покорять новые высоты!

1.3. Краткая история Аничкова дворца.

Аничков дворец был заложен в августе 1741 года, по изустному указу Елизаветы Петровны. На протяжении своей достаточно долгой жизни дворец назывался по-разному: Аничков, Аничковский, Аничкин, Собственный Его Императоского Величества, Николаевский, Ленинградский Дворец Пионеров и, наконец, Городской Дворец Творчества Юных, но свое основное название – Аничков он получил от соседней слободы, названной по фамилии командира адмиралтейского батальона, расквартированной там же, М. Аничкова.

Сооружение Аничкова дворца было поручено архитектору М. Земцову, но дворец не был им достроен, поскольку в 1743 году зодчий умирает. После его смерти главным архитектором становится его ученик Г.Дмитриев, начавший строить здание по чертежам М. Земцова. С 1753 года завершение строительства дворца происходило под руководством Ф. Растрелли, он работал над доработкой фасадов и оформлением интерьеров. Ф. Растрелли сохранил планировку Земцова, но придал отделке дворца барочный характер. О внешнем облике здания и прилегающей к ней усадьбе мы можем судить по гравюре Я. Васильева 1753 года.

В 1754 году все работы во дворце были закончены, и в 1756 году императрица подарила его А. Разумовскому. В 1776 году Екатерина II покупает дворец у К. Разумовского, брата фаворита Елизаветы, которому дворец принадлежал после его смерти, и жалует его Г.А. Потемкину. Дворец был переделан для него И. Старовым , который придал зданию классицистический вид. После того как Г. Потемкин во второй раз продает дворец в казну, он был перестроен Е. Соколовым под Кабинет Ее Императорского Величества. Кабинет являлся одним из государственных учреждений, но совершенно особого рода. Обладал чрезвычайно «обширной и многосторонней компетенцией» . Занимался прежде всего императорским двором, его снабжением, казначейством, организацией дворцовых мероприятий, кроме того являлся государственной канцелярией, отвечал за сообщения с русскими посольствами за границей, с губернаторами, с государственными учреждениями.

В 1809 году Кабинет был перемещен в здание, построенное в 1803 -1805 гг. на берегу Фонтанки архитектором Дж. Кваренги, а освободившийся дворец был подарен Александром I своей сестре, великой княгине Екатерине Павловне. Его переделка под руководством Л. Руска была закончена в 1811 году. В начале XIX века господствовал зрелый классицизм, еще не отягощенный ампирными чертами, поэтому Л. Руска оформил интерьеры именно в этом стиле. Об их отделке мы можем судить только по немногочисленным документам и трем акварелям, выполненным М. Воробьевым .

В 1816 году Екатерина Павловна выходит замуж во второй раз и уезжает за границу, а 1817 году дворец дарится к свадьбе великого князя Николая Павловича и прусской принцессы Шарлотты, нареченной после принятия христианства Александрой Федоровной, интерьеры были отделаны К. Росси. Описанию нескольких интерьеров, оформленных им посвящена основная часть моей работы.

Обязанности главного архитектора дворца в 1821- 1853 гг. исполнял архитектор З.Ф. Дильдин. Наиболее значительной его работой, связанной с историей дворца, был крупный ремонт парадных гостиных, произведенный в 1848 году и, возможно, отделка Кабинета Александры Федоровны.

В 1865 году для работы над отделкой интерьеров для наследника* приглашается архитектор Э.И. Жибер. В последней четверти XIX века значительных перемен с дворцом не происходило. В 1874 году архитектор К. Рахау устроил Зимний сад и перестроил Парадный подъезд, к 1875 году И. Монигетти переделал Круглую гостиную под Библиотеку наследника, переделал Парадную лестницу, а в 1886 М. Месмахер отделал личные комнаты Их Величеств в верхнем этаже. В начале ХХ века дворец оставался частной резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны и великого князя Михаила Александровича.

После февральской революции 1917 года дворец был национализирован, и в 1918 году передан музею города, который располагался в нем до 1934 г. В 1935-1937 годах была осуществлена перестройка дворца под Дворец Пионеров по проектам архитекторов А. Гегелло и Д. Кричевского.

2. Интерьеры дворца.

2.1. Отделка помещений бельэтажа архитектором К.И. Росси.

В 1817году К.И. Росси было поручено заново отделать дворец к свадьбе великого князя Николая Павловича и прусской принцессы Шарлотты, нареченной Александрой Федоровной. Хотя капитальных переделок во дворце он не производил, все возобновление отделки стоило почти столько же денег, сколько более капитальные переделки Л. Руска, выполненные в 1809 году для великой княгини Екатерины Павловны. Для сравнения: Л. Руска запросил из казны 565 269 рублей, а К. Росси 488 994 рублей серебром. К. Росси переделал личные комнаты будущих владельцев, а в бельэтаже в некоторых интерьерах изменил, а в некоторых лишь обновил архитектурную отделку, изменил оформление стен, заменил мебель и другие предметы отделки. В работе над обновлением Аничкова дворца К.И.

Аничков дворец

Росси помогали два его помощника: Ткачев и Дильдин, который остался главным архитектором в Аничковом дворце после работ К. Росси. Живописец Дж. Б. Скотти расписал потолки и стены во многих интерьерах. .

Объем работ, произведенный во дворце К. Росси, как говорилось выше, был значительно меньшим, чем Л. Руска. Многие интерьеры К. Росси лишь возобновил (отремонтировал), во многие внес незначительные изменения в соответствии с требованиями времени и лишь некоторые переделал, к ним относятся и те интерьеры, которые я хочу рассмотреть в своей работе. Их отделка была полностью спроектирована К. Росси и является характерной для времени их создания.

2.2. Краткая характеристика стилистики отделки интерьеров в конце начала XIX века.

В этой главе мною предпринята попытка анализа литературы, касающейся убранства интерьера начала XIX века с целью выявления основных особенностей и тенденций в его отделке.

«Искусство отделки интерьера – это и вполне определенные пропорции жилых комнат, и строго продуманная расстановка мебели, и использование разнообразных предметов искусства и повседневного быта» . Иными словами в искусство создания интерьера входит создание архитектурной и художественной отделки помещения.

Жизнь парадного интерьера непродолжительна, так как характер его стилистического оформления очень чутко реагирует на все изменения стилей и эстетических требований, а также на вкусы хозяев дворцов. Вследствие этого парадный интерьер во дворце существовал в неизменном оформлении, за редкими исключениями, не более 30-40 лет.

К концу XVIII века художники-декораторы устали от необузданной пышности, плавности и гибкости барокко и рококо, и поэтому в начале 70-х годов XVIII века потребовалось коренные изменения в существующем стиле, в искусстве потребовалось нечто более ясное, четкое, строгое, подчиняющееся определенным канонам. Этим объясняется появление в то время классицизма, стиля, пришедшего на смену художественной системе барокко и рококо, стиля, коренным образом изменившим искусство и повлиявшим на общественную жизнь.

Сущность классицизма, пришедшего на смену барокко и рококо во второй половине XVIII века, заключалось в обращении к античным образцам искусства, подражании им, поиска в них новых художественных мотивов. Художники-декораторы как бы заново увидели и осмыслили античные творения. С развитием этого стиля в искусстве основными чертами в отделке интерьеров стала полная симметричность всех элементов, единство стилевого решения, полная завершенность композиции. Гостиные, залы не теряют парадности, присущей барокко и рококо, только достигается эта парадность уже совершенно иными художественными способами. Широко используется ордерные формы в создании интерьера, что дает уравновешенность и четкость вертикальных и горизонтальных членений зала. Появляются совершенно иные орнаментальные мотивы, преимущественно взятые из творческого наследия античных мастеров. Чаще всего используются листья аканта, лавра, часто свитые в гирлянды и венки, разнообразные пальметки и розетки, медальоны, маскароны и сказочные существа.

В отделке интерьера особое значение с годами начинает играть мебель. Особенный рассвет мебельного искусства наблюдается в начале XIX века, когда в искусстве России начинается самобытный подъем, обусловленный воцарением либерально настроенного Александра I, подъемом прогрессивной мысли в высших слоях российского общества, победой в войне 1812 года и проникновением идей французской революции в Россию.

Немаловажную роль в отделке интерьера играло убранство стен. Стены украшались ордерными элементами, выполненными преимущественно из настоящего или искусственного мрамора чаще всего светлых, прозрачных тонов, бумажными обоями, драпировочными тканями самой разной фактуры и цвета.

В развитии мебели, как и интерьера, в этот период существовали две тенденции: первая: стремление к лапидарности, величию, статичности форм, монументальности и вторая: стремление к интимности и простоте в композиции.

Среди других художественных деталей дополнявших интерьер появляется большое количество изделий из хрусталя, стекла, фарфора, яшмы, алебастра и других материалов, в украшении интерьера часто употреблялась зелень, сажавшаяся в горшках и специальных местах, расположенных по всей комнате.

В конце десятых годов XIX века классицизм входит в последнюю стадию своего развития, которая получила название ампир. Настоящего рассвета русский ампир достиг в 20-х годах. Истоки этого стиля лежат во Франции и относятся к времени царствования императора Наполеона. Стиль был «разработан» художником Л. Давидом и поддержан придворными архитекторами Наполеона Ш. Персье и П. Фонтеном.

Leave a Comment