Аничков мост Санкт-Петербург

Особенности моста

В 1749 году мост был перестроен и укреплен. Это сделано для прохождения по нему слонов, которых подарил императрице персидский шах. Два века назад переправу разводили с целью не допустить в город волков, которые жили в лесах, располагавшихся на границе с Петербургом.

Питерская мостовая

В 18 веке мост с конями в Питере был не только переправой, но и своеобразной таможней города. Сооружение было оборудовано шлагбаумом. В этом месте проходила граница города и каждый въезжающий в него должен был заплатить пошлину. Плата взымалась не только деньгами. Оплатить проезд в город можно было камнями, нужными для выкладки дорог на улицах.

В 1839 году принято решение о перестройке моста, поскольку он стал слишком узким для оживленного движения. Окружает его чугунная ограда, украшенная барельефами морских коньков и русалок. Оформление ограды проводилось по проекту архитектора Брюлова.

Обратите внимание! Скульптуры лошадей в центре Клодт изначально создал для украшения пристани между Зимним Дворцом и Адмиралтейством. Но, для этой части Санкт-Петербурга выбрали вазы. Клодт лично предложил украсить постаментами лошадей Аничков мост.

Неофициальное народное название сооружения – «мост 18 яиц». Кроме четырех скульптур коней и юношей вплоть до 1917 года неотъемлемым атрибутом переправы был городовой. Страж порядка стоял на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. После того должность постового сократили количественная составляющая в народном названии изменилась. 18 яиц было заменено на 16.

Еще одна особенность – это незаметная на первый взгляд часть скульптуры коня. Без пристального внимания ее тяжело рассмотреть. Лошади которые обращены в сторону Литейного проспекта не подкованы, а те, которые укрощены подкованы.

Есть две версии, объясняющие этот момент:

  • первая гласит о том, что это элемент, отображающий этапы борьбы человека с силами природы. Подкованные лошади олицетворяют победу человека в этой схватке;
  • вторая объясняет это тем, что на территории Литейного проспекта ранее располагалась кузня. Те лошади, которые только направляются в эту сторону, еще не подкованы. Те же, которые устремлены в противоположную сторону, уже получили необходимый атрибут. Зачатки некой своеобразной рекламы 18 века.

Особенностью, заслуживающей внимания, считается характерное изображение, напоминающее черты лица, а точнее его местоположение – гениталии лошади. До сих пор нет достоверной информации о значении этого изображения. Одна из догадок гласит о том, что таким образом Клодт отомстил любовнику своей жены, с которым она ему изменила. По другой версии – это изображение Наполеона.

Известная достопримечательность Питера

История

Деревянный мост

До 1712-1714 годов Фонтанка называлась Ериком или Безымянным Ериком. Прокладываемый Невский проспект был одним из важных путей новой столицы, и на пересечении двух путей было необходимо устроить постоянную переправу.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. Отдельные исследователи оценивают длину моста в 150 метров. Болотная речка образовывала в своём течении острова и заводи. Несмотря на то что чертежей того моста не сохранилось, известно, что это был один из тех деревянных мостов, которые массово наводились в то время, а потому, скорее всего, его конструкции были обиты досками и разрисованы под каменные русты, чтобы придать сооружению «представительный» вид. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».

См. также: Аничковы § История рода

Ещё в петровскую эпоху мост перестроен: в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

По другим сведениям, согласно сохранившемуся чертежу 1750 года «План и фасад Аничкову мосту» работы ван Болеса, мост был построен в виде простой балочной системы с подъёмным пролётом. Подъёмные устройства средней части были выполнены в виде «журавлей». При реконструкции были сохранены восемнадцать арочных пролётов, обработанных под каменный (гранитный) руст. Ограда моста представляла ряд деревянных балясин, стоящих между тумбами, увенчанными вазами или шарами.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Каменный мост образца 1780-х годов

В середине XVIII века город перешагнул свою естественную границу и стал застраиваться на территории бывших пригородов. Этим объясняется широкая деятельность Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы по урегулированию малых рек и каналов, по проектам которой с 1780 по 1789 годы проведены работы по обустройству Фонтанки. Работы проводились специально учреждённой комиссией, которую до 1783 года возглавлял генерал Ф. В. Бауэр. В рамках этих работ были возведены каменные береговые стены со спусками к воде, а также семь каменных однотипных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на быках.

Аничков мост перестраивался в мост с башнями в период 1783-1787 годов. Существует мнение, что автором этого проекта стал известный французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне, однако документальных подтверждений этому нет. При этом Перроне написал массу трудов по мостостроению, мосты школы Перроне активно строились вплоть до первой четверти XIX века.

С того времени сохранились лишь два таких моста — мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост (перестроен, пропорции изменены), по их облику можно судить об архитектуре Аничкова моста того времени. Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

Современный мост

Чугунные перила с изображениями морских коньков Чугунные перила с изображениями русалок

К началу 40-х годов XIX века проезжая часть Невского проспекта стала значительно шире полотна Аничкова моста. Кроме того, средняя деревянная часть моста, рассчитанная в своё время на передвижение по ней небольшого числа экипажей и телег, оказалась непригодной. Проект перестройки моста, был составлен инженер-майором И. Ф. Буттацем при участии инженера А. Х. Редера, был утверждён Николаем I в декабре 1840 года. Работы проходили под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана. В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах, когда мост был перестроен и расширен, башни исчезли. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П. К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Эксплуатация нового моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах. Периодические исследования 1843, 1847, 1855, 1899 гг. фиксировали, что разрушительный процесс продолжается. Осмотр 9 октября 1902 г. выявил, что состояние моста было угрожающим. Причины разрушения моста видят в том, что жёсткая гранитная облицовка недостаточно надёжно связывалась с легкосжимаемой кирпичной кладкой сводов. Из-за отсутствия надёжной изоляции в щели, в местах соприкосновения разнородных материалов, попадала вода, разрушавшая своды под воздействием естественных сил — морозов, ветров и т. п.

На проектирование нового моста ушло почти пять лет, поскольку в процессе решения несложной и чёткой технической задачи были высказаны противоположные взгляды на роль конструкций в образовании архитектурных форм. Так, первый проект, выполненный подготовительной комиссией городских железных дорог по поручению Городской думы, предусматривал сохранение внешнего вида моста с заменой каменных сводчатых строений металлическими балками криволинейной формы с навеской металлического настила, выкрашенного «под гранит». Существовал вариант, согласно которому с низу и по бокам планировалось прикрепить подвеску из тонких гранитных плит. Целью этих проектов было построить мост безраспорной системы, но аналогичный по форме существующему. В конце концов проект был утверждён Городской думой, однако его реализации воспротивилась Академия художеств, а в дальнейшем и Строительный комитет Министерства внутренних дел.

Реконструкция Аничкова моста велась в 1906—1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. Перестройка сводов производилась секциями с оставлением незаполненным шва между ними. В результате реконструкции быки и устои остались прежние, кирпичные своды переложены по коробовой кривой со стрелой 1:7,74. Кирпичные своды облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом. Длина пролётов составила: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.

Статуи покорения коня

Первая композиция Вторая композиция

Отлитые в бронзе первые две скульптуры, созданные скульптором Петром Клодтом, «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитых им на замену и едва остывших бронзовых коней прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках. Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Четвертая композиция

В 1900-х годах (на пьедесталах статуй указан год 1899 (MDCCCXCIX)) в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома были установлены копии скульптур, выполненные внуком П. К. Клодта скульптором К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина.

Третья композиция

Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, в то время как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания, подков не имеют. Распространённая легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил своё название) и кузницы. Поэтому подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади, наоборот, располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.

Эксплуатация моста

Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

Конструкция моста не была нарушена войной, и мост продолжал исправно функционировать без капитального ремонта. Во второй половине XX века было проведено несколько текущих ремонтов моста. Мост продолжал разрушаться от времени и от статических нагрузок.

В середине 90-х годов была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. Об этом малоизвестном факте свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил.

Современная реставрация

В 2007—2008 годах была проведена реконструкция пролётной части моста. В первую очередь были устранены трещины в асфальтобетонном покрытии над устоями и промежуточными опорами, трещины вдоль водоотводных лотков, а также выполнен ремонт гидроизоляции. Победителем тендера стала фирма «Пилон», в течение последних десяти лет занимающаяся благоустройством и ремонтом набережных Фонтанки. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Ранд».

В цели реконструкции также входила замена наиболее опасных фрагментов арочной кирпичной кладки на глубину 30 см (12 метров с верховой части моста и 9 — с низовой) и перекладка 20-и рядов свода в зоне его опирания на гранитные устои, а также обновление некоторых каменных блоков, треснувших от нагрузки и морозов.

> Достопримечательности

  • В районе Аничкова моста находятся Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.

Примечания

  1. Агеенко Ф. Л. Собственные имена в русском языке: Словарь ударений. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — С. 23. — 376 с.
  2. В путеводителе 1903 года встречается написание Аничкин мост (Путеводитель по С.-Петербургу СП «ИКАР», 1991. Репринтное воспроизведение издания 1903 года. ISBN 5-85902-065-1, стр. 184)
  3. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1967. — 470 с.
  4. Аничков мост // Достопримечательности. Культура и история Петербурга.
  5. Андрей Лисянский. Аничков мост и кони Клодта // Достопримечательности России
  6. 1 2 Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда.. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. — 280 с., Строительство Петербурга
  7. 1 2 3 Фролов, 2002, с. 78—80.
  8. Степнов, 1991, с. 10.
  9. И. А. Краснов. БАУЭР Федор Вилимович (Фридрих-Вильгельм) (1734–1783, СПб.), военный инженер, гидротехник, картограф. Водоканал Санкт-Петербурга (2008). — «Возглавлял Комиссию строения Фонтанки и Екатерининского канала (ныне – Грибоедова канал) – под руководством Б. началось сооружение их гранитных набережных и спусков». Дата обращения 26 февраля 2011. Архивировано 25 августа 2011 года.
  10. В. И. Шестериков (ГП «РосДорНИИ»). Каменные мосты Европы // Каменные мосты России. — Обзорная Иинформация. — М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационный центр по автомобильным дорогам», 2004. — Т. Выпуск 7.
  11. Газета «Северная пчела» 5 ноября 1841 года сообщала, что чугунная решётка отлита «по образцу рисунка берлинского архитектора Шинкеля». В. Я. Курбатов в книге «Петербург» приписывает рисунок перил Монферану.
  12. Московский ипподром на сайте «Прогулки по Москве»
  13. Клодт Константин Александрович (1867—1928) на сайте Каслинского завода архитектурно-художественного литья
  14. Аничков мост закрыли. На очереди Невский проспект // Газета. СПб, 22 апреля 2008.
  15. Виктория Шахова, «Деловой Петербург», 20 июня 2007 (недоступная ссылка)
  16. Юрий Иванов. Соль под копытами. // Санкт-Петербургские Ведомости, вып. № 146 от 09.08.2007

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Васильев В. В. Аничков мост. — Л.: Лениздат, 1973. — 48 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 457. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 322. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 22. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.
  • Путеводитель по С.-Петербургу СП «ИКАР», 1991 Репринтное воспроизведение издания 1903 года. ISBN 5-85902-065-1
  • Фролов А. И. Реки, каналы, острова, набережные, мосты. — СПб.: Глагол, 2002. — 176 с. — ISBN 5-88729-063-3.
  • Самойлов А. Кони Клодта (К истории создания скульптурного ансамбля на Аничковом мосту в Ленинграде) // Художник. — Л., 1961. — № 12. — С. 29—32.

«Укротители коней» на Аничковом мосту

Четыре скульптурные группы, получившие название «Укротители коней», оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими, необузданными силами природы.

Аничков мост

Знакомство с этим замечательным скульптурным ансамблем лучше всего начинать с правой группы (если идти со стороны Адмиралтейства), следуя далее против часовой стрелки.

Конная группа на Аничковом мосту. Деталь

Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он уперся в круп животного; развевающаяся драпировка подчеркивает динамику, напряженность момента. Поединок начался…

Конная группа на Аничковом мосту

Вторая группа: наступил острый момент борьбы — конь почти одолел человека, юноша, правой рукой опершись о землю, левой ухватил повод и с риском для жизни, из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы.

В следующей группе — укротитель почти у цели: он прочно опирается на правое колено и крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное.

Конная группа на Аничковом мосту

Наконец, поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья и правой рукой уверенно схватил коня под уздцы. Победа на стороне юноши-атлета. Конь подчинился упорству и настойчивости человека. Эта группа завершает сюжетную линию всей скульптурной композиции.

Автор декоративных групп П. К. Клодт умел великолепно изображать животных. Еще на Академической выставке, открывшейся в 1833 году, шумным успехом пользовалась его модель скульптурной группы: конь, укрощаемый человеком. За эту работу вольнослушатель Академии художеств, в то время 28-летний офицер в отставке, был удостоен избрания в «назначенные академики», а скульптуру решено было использовать для украшения Адмиралтейской набережной: парные группы «Укротителей» предполагалось установить на берегу Невы. Однако скоро намерения изменились. В Петербурге в это время началось строительство нового моста через Фонтанку на Невском проспекте, и Клодт предложил украсить его декоративной скульптурой «Укротители коней». По первоначальному замыслу западную и восточную стороны моста должны были оформить дублирующие друг друга парные скульптурные группы, где человек изображен стоящим во весь рост.

Работа над скульптурой осложнялась тем, что в . 1838 году умер заведующий литейной мастерской при Академии художеств Екимов. Отливкой вынужден был заняться сам Клодт, проявивший себя незаурядным мастером литейного дела и даже удостоенный позже звания литейного мастера-академика. Уже в 1841 году «Художественная газета» отмечала «совершенство, до которого довел у нас П. К. Клодт литейное искусство… За короткое время он отлил много вещей, которые бы сделали честь лучшему литейщику».

В 1839 году были закончены первые две одинаковые группы, а в 1841 году — вторые; все они были установлены на Аничковом мосту к моменту его открытия 20 ноября 1841 года. Однако уже в 1842 году одна пара была снята и отправлена в Берлин в подарок прусскому королю, а вместо нее поставлены группы из алебастра, окрашенного под бронзу. В 1846 году отлитая для установки новая пара была также подарена, на этот раз неаполитанскому королю. (Обе пары коней сохранились как в Неаполе, так и в Потсдаме, под Берлином.) Только в 1850 году Клодт отлил две оригинальные новые группы (юноша поверженный и коленопреклоненный), после чего уже все четыре группы (две первоначальные и две — изготовленные по новым моделям) украсили Аничков мост.

Так возник один из прославленных в мировом искусстве скульптурных ансамблей.

При всем разнообразии групп, украшающих мост, Клодт сумел достичь удивительного единства, целостности смыслового и композиционного решения, великолепно передать динамику, порыв. Скульптура покоряет четкими пластическими формами, своеобразием применения ритма в размещении фигур: чередование стоящих и коленопреклоненных юношей, продуманное распределение коней то с наклоненными, то с поднятыми вверх головами.

В годы Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и зарыты в саду Дворца пионеров имени А. А. Жданова. И только когда миновала опасность, они снова были поставлены на старые места.

Кони Аничкова моста неотделимы от ленинградского пейзажа: они органически слились с Невским проспектом, с его замечательными архитектурными сооружениями, с бурлящей жизнью этой оживленной магистрали города.

Мальчик, юноша, офицер

Семья будущего скульптора (небогатая, но родовитая) происходила из балтийских немецких аристократов, состояла из потомственных военных. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны, был генерал-майором шведской армии. Отец скульптора был боевым генералом, воевал в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца.

Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске, где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там, вдали от стандартов столичного образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность барона к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего мальчику нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.

Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере. В Омске учился в войсковом казачьем училище. В 1822 году, в возрасте 17 лет, он вернулся в столицу и поступил в артиллерийское училище. Всё свободное время, которое оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему увлечению:

серьёзные классные занятия не могли, однако же, совершенно отдалить прилежного юнкера от специального предмета его настоящего призвания… …При малейшей возможности барон П. Клодт брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах

Также известно, что в этот период Клодт много времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей. «Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры».

После окончания училища будущий скульптор получил чин подпоручика. Офицер служил в учебной артиллерийской бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.

Скульптор

Два года Клодт учился самостоятельно, копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры. С 1830 года он является вольнослушателем Академии художеств, его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Они, одобряя работы и талант молодого скульптора, помогали ему добиваться успеха. Всё это время Пётр Карлович жил и работал в одном из подвалов. Туда он даже заводил лошадей. Там он рисовал их в самых разных ракурсах. Клодт изучил лошадь со всех её сторон и поз. Внутри его рабочего помещения было грязно, валялись комки глины, чертежи, зарисовки. Сам же барон ходил в затрапезье. Люди недоумевали: «Как барон может жить в таком убожестве?»

Одарённость и упорство Клодта принесли неожиданные дивиденды: с начала 1830-х годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей.

Нарвские триумфальные ворота

Кони Нарвских ворот

Сильным продолжением карьеры стал большой правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот совместно с такими опытными скульпторами, как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения.

После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Аничков мост

В конце 1832 — начале 1833 года скульптор получил новый правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Летом 1833 года Клодт изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств.

Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере.

После этого успеха в работе над этим проектом наступил перерыв, обусловленный тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот.

Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I, курировавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей.

П. К. Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре, а перенести их на опоры Аничкова моста.

Предложение было одобрено и новый проект предусматривал установку двух пар скульптурных композиций на четырёх пьедесталах на западной и восточной сторонах моста.

К 1838 году первая группа была реализована в натуральном размере и готова к переводу в бронзу.

Внезапно возникло непреодолимое препятствие: скоропостижно умер, не оставив преемника, руководитель Литейного двора Императорской академии художеств В. П. Екимов.

Без этого человека отливка скульптур была невозможна, вследствие чего скульптор принял решение самостоятельно руководить выполнением литейных работ.

  • Четвертая композиция

  • Третья композиция

  • Вторая композиция

  • Первая композиция

Воплощение в бронзе

Для выполнения работ ему пригодились навыки основ литейного дела, которым его обучали в артиллерийском училище, практически освоенных на службе в артиллерии и применённых на уроках В. П. Екимова в бытность Клодта вольнослушателем академии.

Возглавив Литейный двор в 1838 году, он занялся усовершенствованием, привнеся в работу производства технологические новинки и современные методы.

То, что скульптор стал литейщиком, принесло неожиданные результаты: большинство отлитых статуй не требовало дополнительной обработки (чеканки или исправлений).

Для достижения этого результата потребовалась тщательная работа над восковым оригиналом с воспроизведением мельчайших подробностей и целиковой отливкой композиции (до этого момента такие большие скульптуры отливались по частям). Между 1838 и 1841 годами скульптор успел изготовить в бронзе две композиции и начать подготовку к отливке второй пары скульптур.

20 ноября 1841 года состоялось открытие моста после реставрации.

На боковых пьедесталах стояли две пары скульптурных композиций: бронзовые группы находились на правом берегу реки Фонтанки (со стороны Адмиралтейства), на пьедесталах левого берега были установлены гипсовые раскрашенные копии.

В Берлине

Берлин Кони перед Берлинским замком

Повторные отливки были изготовлены в 1842 году, но до моста не добрались, император подарил эту пару прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и по его указанию скульптуры отправились в Берлин украшать главные ворота королевского дворца.

В Неаполе

В 1843—1844 копии были изготовлены повторно.

С 1844 до весны 1846 года они оставались на пьедесталах Аничкова моста, затем Николай I отправил их «королю обеих Сицилий» Фердинанду II (в Королевский дворец в Неаполе).

  • Левая группа

  • В Неаполе

  • Правая группа

В усадьбе Голицыных в Кузьминках

Также копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: в окрестностях Санкт-Петербурга — у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе, а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках, усадьбе Кузьминки-Влахернское.

С 1846 года на восточной стороне Аничкова моста снова были помещены гипсовые копии, а художник начал создавать дальнейшее продолжение и завершение ансамбля.

Участники композиции были те же: конь и водитель, но у них иные движения и композиция, а также новый сюжет.

На выполнение копий у художника ушло четыре года, и в 1850 году гипсовые скульптуры окончательно исчезли с Аничкова моста, и на их место солдаты Сапёрного батальона под руководством барона Клодта водрузили новые бронзовые фигуры. Работы над оформлением Аничкова моста были завершены.

Сюжет

  1. В первой группе животное покорно человеку — обнажённый атлет, сжимая узду, сдерживает вздыбленного коня. И животное, и человек напряжены, борьба нарастает.
    • Это показано с помощью двух основных диагоналей: плавный силуэт шеи и спины лошади, который можно увидеть на фоне неба образует первую диагональ, которая пересекается с диагональю, образуемой фигурой атлета. Движения выделены ритмичными повторами.
  2. Во второй группе голова животного высоко вздёрнута, пасть оскалена, ноздри раздуты, конь бьёт передними копытами по воздуху, фигура водителя развёрнута в форме спирали, он пытается осаживать коня.
    • Основные диагонали композиции сближаются, силуэты коня и водителя как бы переплетаются между собой.
  3. В третьей группе конь одолевает водителя: человек повержен на землю, а конь пытается вырваться на волю, победно выгибая шею и сбросив попону на землю. Свободе коня препятствует только узда в левой руке водителя.
    • Основные диагонали композиции отчётливо выражены и выделено их пересечение. Силуэты коня и водителя образуют раскрытую композицию, в отличие от первых двух скульптур.
  4. В четвёртой группе человек укрощает разъярённое животное: опираясь на одно колено, он укрощает дикий бег коня, обеими руками сжимая узду.
    • Силуэт коня образует очень пологую диагональ, силуэт водителя неразличим из-за драпировки, спадающей со спины коня. Силуэт памятника снова получил замкнутость и уравновешенность.

Статуи Диоскуров в римском форуме

Прообразы

Прямым прообразом коней Клодта послужили фигуры Диоскуров в Римском форуме на Капитолийском холме, но у этих античных скульптур был неестественный мотив движения, а также налицо нарушение пропорций: по сравнению с увеличенными фигурами юношей кони выглядят слишком маленькими.

Кони Марли

Другим прообразом были «Кони Марли» французского скульптора Гийома Кусту, созданные им около 1740 года, и находящиеся в Париже на въезде на Елисейские Поля с площади Согласия. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и изображены гигантами рядом с малорослыми водителями.

Клодт, в свою очередь, изображал обычных кавалерийских лошадей, анатомию которых изучал много лет.

Реализм пропорций и пластики был изображён скульптором в традициях классицизма и это помогло вписать скульптурное оформление моста в исторический архитектурный пейзаж этой части города.

Одним из серьёзных отличий этой композиции от работ предшественников является отказ от идеи полной и безусловной симметрии и создание последовательного произведения, состоявшего из четырёх композиций.

Итоги

Скульптор потратил на эту работу 20 лет своей жизни.

Эта работа стала одной из самых значимых и известных работ скульптора.

После обсуждения в 1833 году на художественном совете первых двух скульптурных композиций академический совет решил избрать скульптора в назначенные академики, что и было сделано пятью годами спустя — в 1838-м.

Также в том же году он был назначен профессором скульптуры и возглавил Литейный двор Императорской академии художеств.

Сама работа была признана современниками одной из вершин изобразительного искусства, сопоставимой с картиной К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». В короткое время она приобрела европейскую известность.

Окончательно статуи заняли свои места только спустя 10 лет после установки первых вариантов.

Они покидали свои постаменты дважды:

  • В 1941 году, во время блокады, скульптуры были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца.
  • В 2000 скульптуры снимались с моста для реставрации.

«Укротители Коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге

Образ любовника По легенде, во время создания композиции коней, Петр Клодт узнал, что его жена была ему не верна. И Пётр Карлович, решил отомстить любовнику своей жены и увековечить его лицо в паховой области одного из коней. Мы можем увидеть лицо любовника между задних ног коня третьей композиции.

Признанный мэтр

После того, как он был признан мастером своего дела, Клодт выполнял другие скульптурные работы, но, по мнению искусствоведов, лучшей его работой остались кони на Аничковом мосту.

Служебный дом

В 1845—1850-х годах Клодт принимал участие в работах по перестройке «Служебного дома» Мраморного дворца: по проекту А. П. Брюллова нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад, должен был стать манежем.

В связи с этим предназначением для украшения здания по фасаду, над окнами второго этажа, во всю длину средней части здания, был выполнен семидесятиметровый рельеф «Лошадь на службе человека».

Его выполнил Клодт по графическому эскизу архитектора, он состоял из четырёх блоков, не объединённых общим сюжетом или идеей:

  • Боевые схватки всадников;
  • Конные процессии;
  • Поездки верхом и на колесницах;
  • Сюжеты охоты.))

Искусствоведы считают, что этот рельеф был выполнен Клодтом по образу и подобию коней на фризе Парфенона.

Это мнение поддерживается и римским облачением людей, изображённых на рельефах.

Тимпаны боковых фронтонов также были выполнены Клодтом и изображали тритонов, трубящих в раковины.

Памятник И. А. Крылову (бронза, гранит, 1848—1855) в Летнем саду

Памятник Крылову

Основная статья: Памятник Крылову (Санкт-Петербург)

Вся долгая жизнь русского поэта, работавшего в жанре басни, была связана с Санкт-Петербургом: он приехал сюда в тринадцатилетнем возрасте и прожил здесь свыше шестидесяти лет, практически не выезжая за пределы Петербурга. В этом городе к Крылову пришла слава и всенародная любовь.

Когда в 1844 году он умер, его кончина была воспринята как всенародное горе. В 1845 году через газеты было объявлено о всероссийской добровольной подписке с целью поставить памятник баснописцу. В 1848 году было собрано более 30 тысяч рублей, и Академией художеств был объявлен конкурс, в нём приняли участие все ведущие скульпторы того времени.

В конкурсе одержал победу проект Клодта. Первоначальный эскиз был выполнен в монументальных традициях античности: Могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью. Но на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий тот, который ныне находится в Летнем саду.

Клодт смог применить новаторский приём: он сделал памятник, непохожий на пластические изображения полководцев, царей, вельмож, которые в его время украшали Санкт-Петербург и Москву, отказавшись от привычного языка аллегорий и создав реалистически точный портретный образ.

Скульптор изобразил баснописца сидящим на скамье, одетым в повседневную одежду в естественной расслабленной позе, как будто он присел отдохнуть под липами Летнего сада.

Все эти элементы акцентируют внимание на лице поэта, в котором скульптор старался передать характеристику личности Крылова. Скульптору удалось воплотить портретное и общее сходство поэта, что было признано современниками.

Замысел художника пошёл дальше простого изображения поэта, Клодт задумал создать скульптурную композицию, расположив по периметру пьедестала горельефные образы персонажей басен.

Изображения носят иллюстративный характер, и для создания композиции Клодт в 1849 году привлёк к работе известного художника-иллюстратора А. А. Агина.

Клодт перенёс фигуры на пьедестал, тщательно сверив изображения с живой натурой.

Работы над памятником были закончены в 1855 году.

Критика памятника

Клодт был подвергнут критике за мелочную придирчивость с целью достижения максимального реализма в изображении животных на горельефе, автору указывали, что персонажи басен в воображении читателей скорее являлись аллегорическими, чем представляли собой реальных раков, собак, лисиц.

Кроме того, авторов памятника критиковали за несоразмерность сложного по композиции горельефа пьедестала и реалистичного художественного решения портретной статуи.

Несмотря на эту критику, потомки высоко оценили работу скульпторов, и памятник Крылову занял достойное место в истории русской скульптуры.

Памятник Владимиру-Крестителю в Киеве

Памятник князю Владимиру Киевскому

Основная статья: Памятник Владимиру Великому (Киев)

В 1833—1834 годах скульптор В. И. Демут-Малиновский работал над проектом памятника князю Владимиру Киевскому — киевскому князю с 978 года (по другим данным — с 980), инициатору крещения Руси в 988.

Работы завершились представлением в 1835 году проекта президенту Императорской академии художеств.

По невыясненным причинам работы над проектом приостановились на десятилетие.

В 1846 году Демут-Малиновский умер, после этого руководство работами взял на себя архитектор К. А. Тон.

В конце того же года появляются сведения, что «проект принят к исполнению». Тон перекомпоновал проект, взяв за основу эскиз модели Демут-Малиновского и спроектировал постамент в виде высокой башнеобразной церкви в псевдовизантийском стиле.

Клодт в то время руководил литейным двором Академии художеств, ему была поручена отливка памятника в бронзе. Перед отливкой ему пришлось воспроизвести маленькую фигурку, сделанную в своё время Демут-Малиновским в гигантском масштабе памятника.

При выполнении этой работы неизбежно внесение изменений относительно модели.

Оценить эти различия невозможно, так как эскизная модель не сохранилась.

Большую работу Клодт проделал над лицом скульптуры, придав ей выражение одухотворённости и вдохновения.

Аверс купюры 100 тысяч карбованцев 1994 с изображением памятника

Памятник представляет собой бронзовую статую высотой 4,5 метра, установленную на пьедестале высотой 16 метров. Монумент лаконичный и строгий, принадлежит к типичным образцам русского классицизма. Князь Владимир одет в длинный, ниспадающий плащ, в его руке — крест, который он простирает над городом.

Клодт сделал свою работу очень добросовестно, перевёз статую из Санкт-Петербурга в Киев и очень удачно выбрал место для неё: статуя вписана в высокий гористый пейзаж берега Днепра.

Монумент был установлен в Киеве на берегу Днепра в 1853 году. Памятник тиражирован на деньгах — его изображение использовано в качестве художественного оформления купюры Украины достоинством в 10000, 20000, 100000 тысяч карбованцев.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Памятник Николаю I

Основная статья: Памятник Николаю I

Памятник для установки на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге был спроектирован Огюстом Монферраном в 1856—1859 годах. Проектировался как объединяющий центр разностильного архитектурного ансамбля большой площади между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором.

Объект культурного наследия, объект № 7810032000
объект № 7810032000

Над оформлением памятника работали несколько скульпторов: сам Клодт выполнил фигуру императора. Пьедестал оформили скульпторы:

  • Н. А. Ромазанов создал три барельефа.
  • Р. К. Залеман в 1856—1858 годах выполнил четыре аллегорические женские фигуры: «Сила», «Мудрость», «Правосудие» и «Вера», и барельеф на том же пьедестале, изображающий поднесение графом М. М. Сперанским Свода законов императору.

Памятник Николаю I (в наши дни), П. К. Клодт, Н. А. Ромазанов, Р. К. Залеман; арх. О.Монферран, 1856—1859, гранит, бронза, Исаакиевская площадь

Вершиной композиции является конная фигура императора. Первоначальный эскиз, созданный Клодтом, представлял собой всадника на спокойно стоящем коне. Автор с помощью мимики и жестов планировал отразить характер императора, но этот вариант был отвергнут Монферраном по причине того, что не мог служить изначальной цели объединения пространственных ансамблей.

Скульптор создал новый эскиз. В нём, отказавшись от замысла дать характеристику персонажа, он изобразил коня в движении, опирающегося только на заднюю пару ног. При этом стремительной позе коня противостоит вытянутая в струну парадная фигура императора. Для воплощения этого эскиза скульптор точно рассчитал вес всей конной фигуры для того, чтобы она стояла, опираясь лишь на две точки опоры. Этот вариант был принят архитектором и воплощён в бронзе.

Техническое мастерство выполнения сложнейшей задачи — постановка коня на две точки опоры. Для их прочности Клодт заказал на лучшем заводе в Олонецкой железные подпоры (весом в 60 пудов, стоящие 2000 руб. серебром).

Оценка работы в советское время

  • Советские историки и искусствоведы невысоко оценивали композиционно-стилистическую композицию памятника и отмечали, что в качестве единой композиции элементы не смотрятся:
    • Пьедестал, рельефы на пьедестале и конная статуя не подчинены единой идее и в какой-то мере противоречат друг другу.
    • Сами формы памятника измельчены и перегружены мелкими деталями, а композиция вычурна и излишне декоративна.
  • При этом выделялись положительные черты композиции:
    1. Она отвечает назначенной цели и, дополняя ансамбль площади, придаёт ему завершённость и целостность.
    2. Все части целого профессионально сделаны мастерами своего дела, художественная ценность элементов несомненна.
  • После Революции 1917 года памятник Николаю I на Исаакиевской площади готовился к сносу, как и всё связанное с царизмом, но благодаря уникальной особенности — тяжёлая конная статуя опирается только на задние ноги — был признан шедевром инженерной мысли и не был уничтожен в советское время.

Храм Христа Спасителя в Москве

Квадрига Аполлона на фасаде Большого театра (Москва) Основная статья: Храм Христа Спасителя

Совместно со скульпторами А. В. Логановским, Н. А. Рамазановым и другими, работал над скульптурами храма-памятника в «русско-византийском» стиле — Храма Христа Спасителя (строился почти 40 лет), с 10 сентября 1839 года. Именно он, а не Н.А.Рамазанов, исполнил горельеф великомученика Георгия на северной стороне храма, находящийся ныне в Донском монастыре (см. «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. 1883 г. М.Мостовский — начальник канцелярии строительства храма).

Смерть

Последние годы своей жизни художник провёл на своей даче Халола, где умер 8 (20) ноября 1867 года.

В ноябре 1867 года задували метели, когда он жил на даче в «Халола», и внучка просила дедушку вырезать ей лошадку. Клодт взял игральную карту и ножницы.
— Деточка! Когда я был маленьким, как ты, мой бедный отец тоже радовал меня, вырезая из бумаги лошадок… Лицо его вдруг перекосилось, внучка закричала:
— Дедушка, не надо смешить меня своими гримасами!
Клодт покачнулся и рухнул на пол.

Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, в 1936 прах перенесен в Некрополь мастеров искусств.

> См. также

  • Михаил Петрович Клодт (1835—1914) — художник, сын П. К. Клодта
  1. 1 2 RKDartists
  2. Ныне — пос. Клеверное, Выборгский район, Ленинградская область, Россия.
  3. Толбин В. Барон П. К. Клодт фон Юргенсбург (библиографический очерк) // Семейный круг. — 1958—1959. — № 10.
  4. Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок Петров не указан текст
  5. О берлинском королевском парке парке см. статью на немецком языке de:Heinrich-von-Kleist-Park
  6. Этот эскиз хранится в архивах Государственного Русского музея
  7. До Клодта изображения животных являлись частью фона художественных произведений и не воспринимались в качестве самоценных произведений.
  8. Могила на плане кладбища (№ 22) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.
  9. Надгробие на могиле Клодта

Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения П. К. Клодта. 2 рубля, серебро, 2005 год

  • Бар. Клодт фон-Юргенсбург Пётр Карлович // Список гражданским чинам IV-го класса. Исправлен по 1-е октября 1867 г.. — СПб.: Типография Правительствующего сената, 1867. — С. 214.
  • Клодт фон Юргенсбург, русские художники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Самойлов А. Кони Клодта // Художник. 1961, № 12. С.29-34.
  • Петров В. Н. Пётр Карлович Клодт / Оформление И. С. Серова. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 60 с. — (Массовая библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
  • Петров В. Н. Пётр Карлович Клодт, 1805—1867. — Л.: Художник РСФСР, 1985. — (Массовая библиотека по искусству). (обл.)
  • Клодт Г. А. «Лепил и отливал Петр Клодт…» / Георгий Клодт; Худ. А. А. Зубченко. — М.: Советский художник, 1989. — 240 с. — (Рассказы о художниках). — 25 000 экз. — ISBN 5-269-00030-X. (обл.)
  • Клодт Г. А. Повесть о моих предках / Г. А. Клодт; Художник Е. Г. Клодт. — М.: Воениздат, 1997. — 304, с. — (Редкая книга). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01796-6. (в пер., суперобл.)
  • Кривдина О. А. Скульптор Петр Карлович Клодт. — СПб.: Сударыня, 2005. — 284 с. — ISBN 5-88718-042-0. (в пер., суперобл.)
  • http://samlib.ru/s/shurygin_a_i/klodt.shtml Укрощение непокорных
  • Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург // Журнал «Золотой Мустанг» №2/2002
  • Клодт Петр Карлович. Биография и творчество художника на Artonline.ru Ромм А. П. К. Клодт.- М.-Л.: Искусство, 1948.-50 с.-0,13 к.
  • Л. Лернер. Поэма о коне и человеке. Петр Клодт. Журнал «Чайка».

Один из первых и самых известных мостов в Санкт-Петербурге — Аничков мост. Из трех переправ, пересекающих Невский проспект, мост через Фонтанку с его восхитительными конными скульптурами — самый запоминающийся. Сейчас Аничков мост имеет длину почти 55 метров, его ширина — 37,9 метров и состоит из трех пролетов.

Аничков мост — история

При строительстве Невского проспекта возникла необходимость соорудить переправу через реку Ерик или как раньше называли Фонтанку – Безымянный Ерик. «За Большою Невой на Фантанной реке по першпективе зделать мост», — приказал Петр I и в 1715 году деревянная переправа была сооружена. Назвали ее Аничков мост — по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался в этом месте и строил эту переправу. Длина ее была более 150 метров и перекрывала всю заболоченную пойму реки.

Тогда это была окраина Санкт-Петербурга и здесь находилась пограничная застава, на которой проверяли паспорта и брали плату за въезд в город. Платить можно было и деньгами и булыжниками, которыми мостили дороги. На ночь шлагбаум опускали и караульные укрывались в шалаше, а позже для них построили караульный дом, где они проверяли документы и прятались от непогоды.

В 1726 году переправу сделали разводной и открывали ее для прохода судов с высокими мачтами, а чтобы волки не смогли пройти в город, ее открывали и на ночь.

В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова был построен новый деревянный мост. По одной из версий его специально укрепили, чтобы провести слонов, подаренных императрице Елизавете Петровне в дар от персидского шаха Ирана. Переправа не имела разводного пролета и была обшита досками, оформленными под гранит.

Каменный Аничков мост

В 1780-х годах через Фонтанку было построено семь однотипных каменных мостов и Аничков мост тоже перестроили. Он стал гранитным, а средний деревянный пролет сделали разводным, на краях переправы были построены башни с разводными механизмами. Из семи построенных в то время переправ сохранились лишь мост Ломоносова и Старо-Калинкин и представить, каким был Аничков мост в то время, можно по их виду.

Постепенно Невский проспект расширялся и к 1840-му году его ширина стала значительно шире переправы через Фонтанку, к тому же средняя деревянная часть пришла в негодность. Поэтому в 1841 году Аничков мост был разобран и за семь месяцев по проекту инженеров Ивана Буттаца и Александра Редера была построена новая переправа. Руководил строительством генерал-лейтенант Андрей Данилович Готман.

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось в январе 1842 года. Башни убрали, а три пролета выложили кирпичом и облицевали гранитом. В это же время появились чугунные решетки с изображением морских коньков и русалочек, выполненные по рисунку немецкого художника Карла Шинкеля. Решетки с таким же рисунком установлены и на Дворцовом мосту в Берлине.

Исследования в 1843 и 1847, 1855 и 1899 годах показали, что переправа имеет конструктивные недостатки и вследствие этого разрушается. По проекту архитектора Петра Щусева в 1906-1908 годах проведен ремонт — была выполнена гидроизоляция конструкций, а кирпичные своды переложены и облицованы розовым кирпичом.

Во время Великой Отечественной войны снаряды повредили гранитные парапеты и перила, а на одном из гранитных постаментов и сейчас можно видеть вмятину от снаряда.

В 2007-2008 годах были устранены трещины покрытий, выполнены гидроизоляция, ремонт арочной кирпичной кладки и замена каменных блоков.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

В 1841 году Петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», которые должны были установить на набережной Невы напротив Академии художеств. Но после того, как набережную украсили сфинксы, отлитые бронзовые скульптуры поместили с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству. А с восточной стороны поместили их временные копии из гипса, которые планировалось заменить на бронзовые фигуры. Петр Клодт отлил скульптуры из бронзы, но прошло почти десять лет, прежде чем композиция была завершена. Коней несколько раз дарили и они украшали то один, то другой дворец.

  • В 1842 году по приказу Николая I скульптуры отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и сейчас они находятся у ворот Королевского дворца в Берлине
  • В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их подарили королю Сицилии Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство во время путешествия по Италии императрицы. В настоящее время скульптуры находятся перед Королевским дворцом в Неаполе
  • Следующие скульптурные группы коней были установлены у Дворцового павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли
  • Кони стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне. Во время войны скульптуры из Орловского парка были похищены фашистами
  • В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней

В 1846 году Петр Клодт решил не делать копии коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах:

  • Первая группа в западной части моста – «Конь с идущим юношей». Животное еще покорно и обнаженный атлет сдерживает вздыбленного коня, взяв его за узду
  • Смежная группа изображает борьбу — ноги коня раскинуты и голова высоко вздернута, пасть оскалена и ноздри раздуты, а юноша с трудом сдерживает вырывающееся животное
  • В третьей группе, расположенной ближе к Дворцу Белосельских-Белозерских, водитель повержен на землю и конь почти вырвался. Голова лошади победоносно поднята и юноша с трудом удерживает животное одной левой рукой
  • И наконец, в четвертой группе мы видим, что атлет покоряет коня. Припав на колено, он двумя руками сжимает узду и укрощает животное

Петр Клодт своей композицией прославляет человека, покорившего природу. На одном из постаментов мы видим бронзовую доску с надписью «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году».

Во время Великой Отечественной войны скульптуры закопали в сквере у Аничкова Дворца и на постаменты их возвратили накануне 1 мая 1945 года. Еще раз они покинули Аничков мост во время реставрации в 2001-2002 годах и были отреставрированы к 300-летию Северной столицы.

Легенды и мифы

  • Говорят, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул скульптора по плечу и сказал: «Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец»
  • Однажды Клодт был вместе с императором на приеме в Берлине. Скульптор взял лошадь напрокат и не справился с ней, в результате потерял шляпу и еле удержался в седле. Но Николай I поддержал соотечественника: «Ты лучше лепишь лошадей, чем ездишь на них»
  • Рассказывают, что скульптор как-то обогнал повозку с императором, что делать было строго запрещено и Николай I погрозил ему пальцем. Когда второй раз это повторилось, император гневно погрозил скульптору кулаком, а вскоре пришел к нему в мастерскую, оглядел бронзовые скульптуры и сказал: «За этих – прощаю»
  • Решив отомстить одному их своих обидчиков, Петр Клодт изобразил лицо этого человека под хвостом одного из вздыбленных коней и современники скульптора легко узнавали образ несчастного. Правда, есть мнение, что под хвостом изображен Наполеон, злейший враг любимой России
  • Загадочна и причина смерти великого скульптора. Нашлись злые люди, сказавшие Клодту, что у двух его коней нет языков. Скульптор сильно расстроился и стал сторониться общества, а вскоре заболел и умер, возможно, по этой причине

Интересные факты

  • Кони, смотрящие в сторону Адмиралтейства подкованы, а смотрящие в сторону площади Восстания – не подкованы. В 18 веке на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы. По легенде, те кони, что смотрят на Литейный, в сторону кузниц, не подкованы, а подкованные кони идут от кузниц
  • В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось
  • Петр Клодт является также автором памятника Николаю I, расположенного рядом с Исаакиевским собором и знаменательного тем, что имеет всего две точки опоры. Скульптор создал также памятник Ивану Крылову в Летнем саду, модель коней Нарвских ворот и квадригу Аполлона Большого театра
  • В начале 20 века в Москве у Ипподрома на Беговой аллее установлены композиции коней, выполненные внуком Петра Клодта скульптором Константином Клодтом
  • Чугунные решетки в середине 1990-х годов были сняты, зарисованы и заново перелиты в Челябинской области на заводе в городе Снежинске, о чем свидетельствует эмблема города на перилах
  • Правильно ударение надо ставить на втором слоге слова Аничков
  • Рядом с Аничковом мостом находятся такие достопримечательности Санкт-Петербурга как Аничков Дворец, Дворец Белосельских-Белозерских и Фонтанный двор

Почему Аничков мост так называется?

Неразводной бледнокаменный трёхпролётный Аничков мост через Фонтанку в Санкт-Петербурге, выстроенный из кирпича, гранита и металла, является интересным для города и его гостей не только тем, что по нему можно перейти или переехать через реку Фонтанка в просвете Невского проспекта, но и своим не совсем обычным названием.

Санкт-Петербург славится своими «топонимическими легендами» не со вчерашнего дня. И она из таких легенд касается как раз названия Аничкова моста. Но сначала немного об истории.

Реальная этимология.

Название «Аничков» произошло от фамилии Аничков, и это не легенда.

Подполковник Михаил Аничков был когда-то хорошим инженером и известной личностью в юном ещё Петербурге. Городу было всего 12 лет от роду, когда Петр Первый высочайше повелел подполковнику устроить через Фонтанку переправу.

А река Фонтанка тогда была достаточно диким водоёмом, в начале 18-го века. Она была необустроенной и очень широкой рекой. Тогда это место было, по сути, заболоченной окраиной Санкт-Петербурга, в который нельзя было комфортно въехать. В четыре раза Фонтанка была шире, чем сейчас. Её воды текли на ширине 200 метров. Но инженер Аничков сумел приблизительно за год со своими подчинёнными построить деревянный мост через Фонтанку. Это и был первоначальный прообраз Аничкова моста. Дело происходило в 1716-м году. Старинная деревянная переправа через эту реку (и её строители), которой теперь уже, конечно, нет, построенная Аничковым, и дала современное название Аничкову мосту.

Кстати, именем подполковника Аничкова назван и известный величественный дворец со строгой архитектурой, который можно увидеть неподалёку от моста. Сам Аничков этим дворцом никогда не владел, не он его и строил (да и вообще не при Петре Первом он строился, а при Елизавете), но название остаётся историческим и «именным». Сейчас в нём Аничков лицей и другие заведения.

Аничков мост по сей день стоит и действует, он относительно недлинный. Когда вступаешь на него, то хорошо видны лица людей, вступающих на противоположную его сторону. Но мост стал одним из любимых символов Санкт-Петербурга, как, например, и Мост для поцелуев. А скульптурные композиции на мосту, представляющие собою неких укротителей коней (с самими конями) создают атмосферу историчности и художественности. На подножиях конных групп можно заметить надпись: «Лепил и отливал барон Пётр Клот» (Клодт). Кони были установлены в 1841-м году. Барон за то и ко кресту был представлен. Во время Великой Отечественной войны коней сняли и закопали в парке Аничкова дворца. Очень интересен и дизайн решётки моста.

Легендарная этимология.

Официальное название моста, как известно, звучит как «Аничков» (с ударением на втором слоге). Но один из трепетных полумистических топонимических мифов о том, что в Петербурге в старые времена жила некая Анечка (Аничка), любившая прогуливаться по мосту и однажды бросившаяся с него в неспокойные воды Фонтанки, переместил народное ударение, сменил суффикс, и название превратилось в «Аничкин» (то есть в анечкин). Именно под таким легендарным названием мост вошёл в некоторые классические литературные русские произведения. Ударение на первом слоге используется по сей день и некоторыми коренными петербуржцами.

У Аничкова моста есть и другие народные названия, среди которых и менее приличные.

Leave a Comment