Архангельский собор 1333

Содержание

Архангельский собор (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Архангельский собор.

Православный собор

Собор святого Архистратига Михаила


Вид с колокольни Ивана Великого, 2009 год

55°45′01″ с. ш. 37°37′04″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Москва

Ближайшая станция метро

Александровский сад,
Библиотека имени Ленина

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

русская архитектура

Автор проекта

Алевиз Новый

Архитектор

Алевиз Новый

Основатель

Василий III

Дата основания

XVI век

Строительство

1505—1508 годы

Приделы

Покрова Божией Матери
Иоанна Предтечи
Мученика Уара

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771510302110286 (ЕГРОКН). Объект № 7710353040 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия

Kremlin and Red Square, Moscow
(Московский Кремль и Красная Площадь)

Ссылка

№ 545 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

(i), (ii), (iv), (vi)

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Состояние

Действует

Сайт

Архангельский собор на Викискладе

Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла в Кре́мле (Арха́нгельский собо́р) — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Был построен в 1508 году по проекту архитектора Алевиза Нового. Входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

История

Строительство

Первый деревянный храм во имя святого Архистратига Михаила был построен в 1247—1248 годах московским князем Михаилом Хоробритом, братом Александра Невского. В 1333-м на его месте воздвигли белокаменную Архангельскую церковь, которую освятил митрополит Феогност. Сооружение возвели по указу Ивана Калиты в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного возросшей, но не давшей зёрен рожью. Предположительно, это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Он служил усыпальницей великокняжеского рода. В конце XIV века собор расписали иконописец Феофан Грек и его ученики, а также создали новые иконы для высокого двухъярусного иконостаса. Во время пожара 1475 года для спасения здания от огня разобрали деревянные приделы во имя Воскресения и преподобного Акилы, которые восстановили в 1482-м.

К началу XVI века храм обветшал и был переполнен гробницами умерших. Его разобрали в 1505 году по указу Ивана III. Строительство нового собора поручили итальянскому архитектору Алевизу, получившему прозвище «Новый». Великий князь не дожил до окончания строительства и его похоронили в заложенном соборе. Работы продолжились при Василии III. Когда постройка была доведена до верхних камор, гробы князей перенесли и расположили вдоль стен. Алевиз Новый построил традиционный крестово-купольный собор с элементами итальянского зодчества. В качестве образца для своего творения он использовал Успенский собор, что определило пятиглавие и разделение алтарной преграды на пять частей в Архангельском храме. 8 ноября 1508-го его освятил митрополит Симон. Собор имел семь приделов: Первого и Второго обретения главы пророка Иоанна Предтечи, Симеона Столпника Летопроводца, Покровский придел, Иоанна Милостивого, Андрея Критского, Обновления храма Воскресения Христова, Апостола Акилы.

XVI—XIX века

Архангельский собор, 1882 год Восточный фасад Архангельского собора на картине Джакомо Кваренги, 1797 год Гробницы царей, до 1917 года

Собор пострадал в пожаре в 1547 году. Повреждённая от огня живопись была восстановлена новгородскими и псковскими мастерами. С 1599 по 1765 год при нём стояли особые архиереи, совершавшие панихиды в дни поминовения князей и царей.

В 1652 году по указу государя Алексея Михайловича началось возобновление стенописи, пришедшей в ветхость. Мастерам указали сбить старую роспись, составив её описание, и приступить к выполнению новой. Однако работы приостановили из-за нехватки денег в казне после затяжных войн с Польшей и Швецией. Продолжили реставрацию в 1660-м и закончили через шесть лет. На последнем этапе артель мастеров возглавлял изограф Симон Ушаков. С ним работали девяносто два художника, среди которых: Степан Резанец, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Фёдор Зубов, Фёдор Фёдоров Козлов, Иосиф Владимиров, Гурий Никитин и Сила Савин. В 1677 году Ушаков написал для собора посмертную парсуну царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. В 1680-м был создан новый резной иконостас.

Собор пострадал в ходе Троицкого пожара в 1737 году, после чего его капитально ремонтировали в правление Елизаветы Петровны. Возобновлением руководил князь Дмитрий Ухтомский. В результате работ были сооружены серебряные чеканные вызолоченные оклады на местные иконы, восстановлены портреты царей и надгробия. Центральная, ранее шлемовидная глава, получила луковичную форму, часть южного фасада перекрыли белокаменными контрфорсами, с закомар убрали декоративные украшения. После учреждения самостоятельного Московского епархиального управления в 1742-м Архангельский собор стал кафедральным. С 1771 года по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев, лексикограф и автор «Церковного словаря».

По указу Екатерины II на подоле Боровицкого холма, рядом с Архангельским собором, было решено воздвигнуть Кремлёвский дворец по проекту Василия Баженова. Однако при выкапывании рвов для фундамента земля вблизи храма начала осыпаться и на строении появились трещины. Работы остановили, а южную стену собора укрепили тремя контрфорсами. В 1772 году восстановили три верхних яруса иконостаса, отреставрировали решётки около гробниц, изготовили пять паникадил, сделали новые покрова: бархатные — на царские надгробия и суконные с крестами из серебряного позумента — на великокняжеские.

Во время оккупации Москвы французами в 1812 году собор подвергся разорению: были испорчены иконы, раки лишили окладов и украшений. В алтаре находилась кухня Наполеона, а на царских гробницах стояли винные бочки. После окончания Отечественной войны все похищенные украшения заменили новыми, промыли иконы и очистили росписи от копоти. Собор переосвятил в 1813-м преосвященный Августин.

В 1826 году к южной стене собора пристроили двухэтажную палату для священнослужителей на месте прежней одноэтажной, в которой судили монастырских крестьян. В 1837-м среднюю главу собора позолотили и обшили медными листами, четыре угловых купола покрыли белой жестью, кресты на всех главах обтянули латунью и вызолотили. Через десять лет в западное междустение перенесли Покровский придел.

Общая реставрация Архангельского собора по очистке и возобновлению икон и стенописи была произведена в 1853 году под руководством художника Н. А. Козлова. В 1870-е годы иконы реставрировались Николаем Подключниковым. В 1895-м храм перешёл в ведение Московской дворцовой конторы. Через два года реставрацию иконостаса и образов производила мастерская Якова Ефимовича Епанечникова под наблюдением Московского археологического общества.

Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом № 809 от 23 февраля 1895 года передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом.

XX век

Архангельский собор в 2009 году

В 1913 году к 300-летнему юбилею царствования дома Романовых в соборе обновили интерьер усыпальницы, промыли стенопись и главный иконостас, отреставрировали Царские врата, вычистили паникадила, подсвечники. По рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Фёдоровича с двумя массивными лампадами. Их зажёг император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая того же года.

Во время вооруженного восстания 1917 года Кремль обстреливался из тяжёлой артиллерии — в храм попал снаряд. Из протокола осмотра наружных и внутренних строений комплекса от ноября того же года:

Снаряд попал в южную стену собора и разрушил среднюю часть левого по выходе из собора контрфорса, образовав выбоину в кирпичной кладке длиною и шириною около 2 аршин и глубиною до 10 вершков.

Как и другие храмы Кремля, собор закрыли в 1918 году, но были начаты восстановительные работы. В 1920-е годы специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря были укреплены и покрыты олифой местные и большие центральные иконы. В 1934—1935 годы реставрировались образы из местного и праздничных чинов: были укреплены основы, левкас и красочный слой. В 1950-х годах раскрыли из-под позднейших записей стенопись XVII века. В 1955-м собор преобразовали в музей. В том же году начались реставрационные работы, к которым привлекли центральную научно-производственную мастерскую Академии архитектуры СССР. В 1960-м кремлёвские музеи передали в ведение Министерства культуры. В 1962—1965 годах в Архангельском соборе проводились архитектурно-археологические работы. Антрополог Михаил Герасимов по найденным останкам воссоздал скульптурные портреты Ивана Васильевича и Фёдора Ивановича. В 1969-м по инициативе главного архитектора Кремля Владимира Ивановича Фёдорова отдел Всероссийского производственного научно-реставрационного комбината провёл реставрацию живописи в барабанах собора. В 1970-х годах были восстановлены фрески, промыты иконы и укреплена конструкция иконостаса. С 1991-го в соборе совершаются богослужения.

Архитектура

Внешний вид

Центральный портал западного фасада, 2014 год

Патиапсидный собор высотой 21 метр построен из белого камня. Пять куполов сдвинуты к востоку. Центральная глава возведена над амвоном, с которого священник произносит проповеди, над алтарной частью установлены купола малых размеров. Фасад разделён пилястрами и украшен двумя карнизами, визуально разделяющими здание на два этажа. Нижний ярус более высокий и мощный, с декоративными арками в простенках, верхняя часть строения имеет меньший размер. Закомары декорированы белокаменными раковинами и акротериями в виде высоких сосудов. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения: ордерные пилястры с растительными капителями, многопрофильные карнизы, сочетание малых и больших круглых окон, встречающееся в архитектуре Венеции, в частности в храме Санта-Мария-деи-Мираколи. Первоначально главы храма покрывала чернолощёная черепица, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым. В западной части собора находится отделённое стеной помещение, на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи.

Выполненные из белого камня порталы увенчаны резными акротериями и декорированы растительным орнаментом. Главный вход собора находится в широком углублении. На западном фасаде расположены ещё две боковые двери, ведущие на верхние этажи западной пристройки. Через них можно было попасть в соборную ризницу, которая размещалась в подвалах, и во внутренние придельные храмы. С восточной стороны к зданию примыкают приделы святого Уара и Иоанна Предтечи, построенные во второй половине XVI века. Своды закреплены на шести столпах, четыре из них устроены в центральной части храма, два — в алтаре. Стены собора разбиты на прясла.

Росписи

Стенопись, 2003 год Изображение Михаила Палеолога XVII века, 2015 год

Более шестидесяти портретов русских князей расположены на столпах и в первом ярусе. Среди них Иван Калита, Василий III, Дмитрий Донской и другие. В куполах представлены лики пророков, праотцов, на сводах — сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане изображены фигуры Адама и Евы. В западных куполах помещены образы архангелов Михаила и Гавриила, ниже — апостолов, святых угодников, воинов-мучеников и сцены чудес архангела Михаила. Над алтарём находятся композиции Богородичного цикла, в том числе «Успение Богоматери». На южной стене в третьем ярусе помещена композиция «Крушение стен Иерихона». Пять композиций во втором ярусе повествуют об отроке Василии, нашедшем золото. В западной части собора располагается цикл композиций на тему «Символы веры».

Иконостас

В соборе установлен иконостас рамной конструкции высотой 13 метров с полихромным резным декором, изготовленный во главе с И. Недумовым на Потешном дворе в 1680 году. Он разделён четырьмя горизонтальными поясами-карнизами и по вертикали делится на три части — центральную и боковые. В начале XIX века он был дополнен резьбой. Иконостас состоит из четырёх ярусов: пророческого, деисусного, праздничного и местного. Большая часть икон написана в 1681 году художниками Дорофеем Золотаревым, Фёдором Зубовым, Михаилом Милютиным, остальные образы относятся к XIV—XVI векам.

В пророческом чине изображены ветхозаветные пророки. Они держат развёрнутые свитки в руках, на которых написаны тексты из их предсказаний о Боговоплощении. В центре ряда представлена Богоматерь на троне с отроком Христом на коленях. Над ними помещено распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Оно вырезано из дерева и расписано Фёдором Зубовым и Михаилом Милютиным. Центр деисусного ряда занимает композиция «Спас в силах», справа — Богоматерь и архангел Михаил, слева — Иоанн Предтеча и архангел Гавриил. В праздничном чине представлены события Нового Завета, которые отмечаются церковью. В местном ряду находятся патрональные святые великих князей и царей. Самая древняя икона — «Архангела Михаила с деяниями» — была написана в конце XIV — начале XV века по заказу вдовы Дмитрия Донского в память о муже.

При средних столбах собора в двух и трёхпоясных иконостасах находятся образы, именуемые царскими. Лики в нижних поясах называются тезоименными, они изображают патрональных святых погребённым царям; во втором ярусе — родимыми, так как были написаны при рождении царевичей; в третьем — гробовыми.

Иконостас, 2015 год

Икона «Иоанн Белогородский и царевич Иван Михайлович» XVII века, 2011 год

Царские врата иконостаса, 2016 год

Некрополь

Основная статья: Некрополь Архангельского собора Схема расположения мужских погребений, 2015 год

В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения. В нём находятся 46 гробниц и 54 захоронения. В 1906 году надгробия были покрыты бронзовыми футлярами. Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с плитами, украшенными тонкими резными растительными орнаментами и эпитафиями. Первым в храме был похоронен Иван Калита, его гробница установлена у южной стены. Вдоль западной помещены саркофаги близких родственников великих князей, вдоль северной — князей, впавших в немилость и умерших насильственной смертью. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе. Цари из династии Романовых похоронены у юго-восточного и северо-восточного столбов. В соборе также стоят гробницы удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Боровского, Андрея Углицкого, Владимира Храброго, Андрея Серпуховского. С северной стороны находится рака с мощами князя Михаила Черниговского. Её перенесли из церкви, стоявшей над зданием приказов и снесённой при постройке Кремлёвского дворца Баженова. Последнее захоронение в Архангельском соборе состоялось в 1730 году, когда у северо-восточного столба похоронили императора Петра II. Напротив надгробий расположены изображения в полный рост почти всех погребённых здесь великих князей.

Примечания

  1. 1 2 Собор святого Архистратига Михаила. Православие.ru. Дата обращения 24 мая 2018.
  2. 1 2 Власова, 2012, с. 9—10.
  3. Мясников, 2012.
  4. Баталов, 2011, с. 122.
  5. Архангельский собор Московского Кремля. Музей православного зодчества. Дата обращения 24 мая 2018.
  6. 1 2 3 4 Московский Кремль: Архангельский собор. Patriarchia.ru. Дата обращения 24 мая 2018.
  7. 1 2 3 Романюк, 2013.
  8. Кавельмахер, 2002, с. 123—160.
  9. 1 2 3 4 5 6 Бартенев, 1916, с. 152—169.
  10. 1 2 Власова, 2012, с. 17.
  11. Власова, 2012, с. 97.
  12. Публикации ИРЛИ РАН > Справочники > Словарь русских писателей XVIII века > А > АЛЕКСЕЕВ Петр АлексеевичАрхивировано 26 июня 2012 года.
  13. Розанов, 1869, с. 4.
  14. Власова, 2012, с. 18—19.
  15. Бусева-Давыдова, 1997, с. 138.
  16. Маясова, 2002, с. 225.
  17. Лебедев, 1880, с. 50—55.
  18. Власова, 2012, с. 20.
  19. приделы, 2002.
  20. Маясова, 2002, с. 226—227.
  21. «Московские церковные ведомости», 12 марта 1895, № 11, официальный отдел, стр. 23—24.
  22. 1 2 Власова, 2012, с. 23.
  23. «Московские церковные ведомости», 5 июня 1913, № 22—23, стр. 444—445
  24. «Правительственный вестник», 28 мая (10 июня) 1913, № 114, стр. 1
  25. Обстрел Кремля в 1917 году: уникальные фотографии. Ридус (12 октября 2017). Дата обращения 24 мая 2018.
  26. Маясова, 2002, с. 227.
  27. 1 2 3 4 Архангельский собор, 1978.
  28. Макарова, 2012.
  29. 1 2 Паламарчук, 1992, с. 50—54.
  30. Самойлова, 2004, с. 20.
  31. Власова, 2012, с. 30—37.
  32. Маясова, 2002, с. 33.
  33. Бусева-Давыдова, 1997, с. 95.
  34. Архитектурный путеводитель, 1997, с. 19.
  35. 1 2 Юдаков, 2013.
  36. Власова, 2012, с. 26.
  37. Власова, 2012, с. 68.
  38. Власова, 2012, с. 46.
  39. Самойлова, 2004, с. 51.
  40. Власова, 2012, с. 60—66.
  41. Самойлова, 2004, с. 86.
  42. Власова, 2012, с. 120.
  43. Бусева-Давыдова, 1997, с. 106.
  44. Маясова, 2002, с. 221.
  45. Брюсова, 1976, с. 98—103.
  46. Власова, 2012, с. 124—129.
  47. Власова, 2012, с. 134—139.
  48. Власова, 2012, с. 162.
  49. Бартенев, 1916.
  50. Воронов А. А. Спасо-Преображенский монастырь на бору // Монастыри Московского Кремля. — М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5.
  51. Власова, 2012, с. 101.
  52. Власова, 2012, с. 119.
  53. Панова, 2003.

Литература

  • Антипов И. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV века Каталог памятников.. — СПб, 2000. — С. 38—40, 47-48.
  • Архангельский собор Московского Кремля / под ред. Маясовой Н. — М.: Красная площадь, 2002. — 439 с.
  • «Архангельский собор», музей Архангельский собор / под ред. Маясовой Н. — М.: Изобразит. искусство, 1978. — 16 с.
  • Бартенев С. Большой Кремлевский Дворец. Дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с. — ISBN 978-1-387-70390-6.
  • Брюсова В. О времени написания икон Архангельского собора // Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 98—103.
  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: МАИК «Наука», 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
  • Бусева-Давыдова И., Нащокина М., Астафьева-Длугач М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  • Воронин Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962. — Т. 2. — С. 150, 161—162.
  • Власова Т. Архангельский собор: путеводитель. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2012. — 288 с.
  • Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М., 1988. — С. 68—70.
  • Кавельмахер В. О приделах Архангельского собора. — М., 2002. — С. 123—160.
  • Кавельмахер В. Архангельский собор Московского кремля. — М., 2002.
  • Московский Кремль XV столетия. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет / под ред. А. Баталова. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2011. — Т. 3. — 411 с.
  • Московский кафедральный Архангельский собор / под ред. Лебедева А. — М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1880. — 388 с.
  • Мясников В. 100 великих достопримечательностей Москвы. — М.: Вече, 2012. — 510 с. — ISBN 978-5-9533-6097-5.
  • Панова Т. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. — 1987. — № 4. — С. 110—122.
  • Панова Т. Некрополи Московского Кремля. — ГИКМЗ «Московский Кремль», 2003. — 71 с. Архивировано 6 июля 2012 года.
  • Петров Л. А., Гнездовский Б. В., Давид Л. А., Подьяпольский С. С., Маркелова В. Н., Шеляпина Н. С. ЦНРМ: Отчёт об археологических исследованиях в южном делении алтаря Архангельского собора и придела Иоанна Предтечи // Архив ВПНРК. — 1962—1963. — № 130.
  • Розанов Н. Петр Алексеевич Алексеев, протоиерей Архангельского собора в Москве и его время. — М.: М: Унив. тип. (Катков и К°), 1869. — 16 с.
  • Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Самойлова Т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: иконографическая программа XVI века. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 261 с.
  • Святые Архангелы Михаил и Гавриил / под ред. Марковой А. — М.: Благовест, 2012. — 288 с.
  • Снегирёв И. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. — М.: Изд. А.Семена, 1842. — 609 с.
  • Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. Паламарчука П. — М.: Центрполиграф, 1992. — 415 с.
  • Шервинский С. В. Венецианизмы Московского Архангельского собора. — М, 1917.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с.
  • Фёдоров В. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // ГММК, Материалы и исследования. — 1973. — № 1. — С. 41—51.

Административные здания
и музеи

Памятники

Площади и сады

Соборы и монастыри

Достопримечательности

Примечания † — не сохранился ≠ — был разрушен и воссоздан ± — перенесён в другое место

Архангельский собор Московского Кремля

Главная / Москва / Соборы Московского Кремля / Архангельский собор Московского Кремля

Большой белоснежный собор стоит в самом сердце Кремля ещё со времён Иоанна I Калиты. До правления Петра I он служил родовой усыпальницей для всех русских князей и царей. Величественный храм посвящён покровителю небесного воинства — Архангелу Михаилу и в наши дни доступен для туристов.

В 2008 году Архангельский собор Московского Кремля отпраздновал 500-летний юбилей. Однако, его история началась намного раньше — со строительства деревянной церкви. Согласно летописям, её поставили в сердце Москвы в 1247-1248 годах во время правления Михаила Ярославовича Храброго, который приходился родным братом Александру Невскому. В 1333 году обветшавший деревянный храм сменил каменный собор, поставленный по указу Иоанна I Калиты после того, как Русь пережила непростой неурожайный год. Считается, что строительством нового храма великий князь выразил благодарность Богу за избавление народа от голода.

Тот собор, который дошёл до наших дней, был возведён в начале XVI века. Его строительством руководил знаменитый итальянский зодчий Алоизио Ламберти да Монтиньяна, вошедший в историю отечественной архитектуры, как Алевиз Новый. В 1508 году собор был освящён митрополитом Московским и всея Руси Симоном.

С конца XVI по середину XVIII века при храме служили архиереи, совершавшие регулярные панихиды в память об усопших великих князьях и царях. Свыше полутора сотен лет собор имел статус кафедрального храма епархии, но в конце XIX века его передали Придворному ведомству.

Чёрной страницей в истории собора стало вторжение французов во время Отечественной войны 1812 года. Когда армия Наполеона вошла в столицу, солдаты разграбили все храмы Кремля, а с икон Архангельского собора украли ценные оклады. Потом французские солдаты сделали в алтарной части кухню, а сам собор заставили бочками с вином. После окончания войны собор восстановили первым из кремлёвских храмов и в феврале 1813 года заново освятили.

С приходом советской власти богослужения во всех церквях Московского кремля прекратились, и древние здания были объявлены памятниками культуры, которые принадлежат всему народу. Однако, свободный проход в Кремль был закрыт. Архангельский собор превратили в музей и сделали доступным для обычных граждан только в 1955 году, после проведения масштабной реставрации. Церковные службы в соборе возобновили с 1991 года.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства Архангельского собора

Пятистолпная церковь имеет пять алтарных апсид и восемь приделов. Она выстроена из кирпича и обладает красивым белокаменным декором. Так как собор строился мастером из Италии, в его отделке широко применены мотивы итальянского Ренессанса. Храм украшают многопрофильные карнизы, пилястры с растительными капителями, а его полукруглые закомары оформлены выразительными «раковинами».

В самом начале Архангельский собор Московского Кремля был покрашен в красный цвет, а его отделка выделена белым. В наши дни церковь целиком белая. Центральный луковичный купол покрыт позолотой, а окружающие его шлемовидные купола имеют серый цвет.

Массивные столпы делят внутреннее пространство на три нефа. Перед алтарём стоит покрытый позолотой деревянный четырёхъярусный иконостас высотой 13 метров, который вырезали в XVII веке. Самые древние иконы на нём были написаны в XV столетии.

Внутри храма сохранились настенные росписи XVII века, выполненные известными изографами Фёдором Зубовым, Фёдором Козловым, Яковом Казанцом, Силой Савиным, Степаном Резанцем, Сидором Поспеевым, Гурием Никитиным и Иосифом Владимировым. Из документов известно, что в работе по оформлению храма участвовало более 90 талантливых художников.

Главной темой монументальных фресок стал союз между государством и Церковью. Роспись этого храма задумана, как оформление некрополя, поэтому на стенах можно увидеть фигуры великих князей и царей, а на сводах — их небесных покровителей и сцены из земной жизни Иисуса Христа. Все старые росписи были открыты от более поздних наслоений и отреставрированы в 1950-е годы.

Усыпальница Архангельского собора

Как и любой древний некрополь, усыпальница в Архангельском соборе хранит немало тайн. Погребения в храме делали ещё тогда, когда он был деревянным. Но кого именно хоронили в первой церкви, неизвестно. Сегодня в соборе насчитывается 56 погребений.

Первым в каменном соборе похоронили его основателя — князя Московского Иоанна Калиту. В 1505 году, когда старый собор разобрали, старые склепы вынесли и поместили в храм Иоанна Лествичника. Саркофаги вернули обратно только осенью 1507 года, и с этого времени все погребения в соборе стали делать по строгим правилам.

Вдоль южных стен расположена царская усыпальница — надгробья, под которыми лежат великие князья и цари. У алтаря покоятся Василий II Тёмный, его сын — Иоанн III и внук — Василий III. Здесь же находятся погребения Иоанна IV Грозного, умершего в 1581 году царевича Иоанна Иоанновича, царя Фёдора Иоанновича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и место, на котором первоначально захоронили Бориса Годунова. Рядом стоит серебряная рака младшего сына Иоанна IV Грозного — царевича Дмитрия, погибшего в детском возрасте в Угличе.

С западной стороны собора можно увидеть захоронения близких родственников московских правителей — удельных князей. Усыпальница выполняла роль места, где «примирялись» враждующие кланы, поэтому вдоль северных стен хоронили опальных князей, с которыми враждовали московские князья. На северо-западе и юго-западе усыпальницы находятся саркофаги представителей татарской знати, принявших православную веру и служивших при царском дворе.

В центре алтаря, отдельно от других, стоит рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного Православной Церковью к лику святых. В 1246 году он отправился в Орду, чтобы получить разрешение на княжение. Князь отказался выполнить требования ордынцев и не стал кланяться идолам, поэтому ему отсекли голову. В 1570 году во время правления Иоанна IV Грозного мощи князя перевезли из Чернигова и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Представители рода Романовых лежат возле центрального столпа храма. Здесь находятся захоронения царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и родных братьев Петра I — Фёдора и Иоанна. После Петра I всех представителей правящей династии стали погребать в новой российской столице — Санкт-Петербурге. Исключение было сделано лишь для Петра II, который заболел чёрной оспой и скончался в 1730 году.

В начале XX века Россия готовилась отпраздновать 300-летнюю годовщину династии Романовых. Старинный некрополь, как и весь собор, переделали и тщательно отреставрировали. Однако, при реконструкции было допущено несколько ошибок. В надписях над склепами некоторых удельных князей назвали великими, а на ряде надгробий надписали неверные даты смерти.

Традиционно женщин, принадлежавших династиям Рюриковичей и Романовых, хоронили в некрополе Вознесенской обители. Но при советской власти было принято решение уничтожить древний монастырь. В 1928 году, перед разрушением обители, останки великих княгинь и цариц перенесли в крипту южной пристройки собора.

Посещение собора

Храм стоит на Соборной площади. Попасть сюда можно по билетам, которые продают в кассах у выхода из станции метро «Александровский сад». Кассы открыты во все дни, кроме четверга: с октября по середину мая — с 9:30 до 16:30, и с середины мая по сентябрь — с 9:00 до 17:00.

«Единый билет на посещение ансамбля Соборной площади», кроме Архангельского собора, позволяет осмотреть Патриаршие палаты, храм Ризоположения, а также Успенский и Благовещенский соборы. Кроме того, в субботние дни по этому билету можно поприсутствовать на зрелищном разводе караулов Президентского полка. Билеты стоят 500 рублей для взрослых и 250 рублей для студентов и пенсионеров.

Архангельский собор

Архангельский собор (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Архангельский собор в Москве

Белый и величавый Архангельский собор внутри тих и сумрачен. Он словно наполнен глубокой печалью. И понятно почему — под этими сводами лежат великие московские князья и русские цари, начиная от Ивана Калиты и до Федора Михайловича Романова. Храм освящен во имя архистратига Михаила, предводителя ангельского воинства и главы будущего Страшного суда. В его ведении — сопровождение душ праведников к воротам рая.

Считается, что каменный Архангельский собор построили в 1333 г., разобрав старую деревянную церковь. Якобы Иван Калита сделал это в память о миновавшем Русь бедствии, то ли чуме, то ли голоде от неурожая. В только что освященном храме его и положили, а следом и двоих сыновей. Так утвердилась традиция захоронения тут великих князей, самодержцев и членов их семей. Уже на склоне лет, в 1505 г. царь Иван III решил завершить грандиозную перестройку Московского кремля возведением достойной усыпальницы. Он поручил эту работу итальянцу Алевизу, прозванному Новым. Но результата трудов не увидел, став первым царем, упокоившимся в недостроенном храме.

Архитектура Архангельского собора

Пятиглавое и пятиапсидное здание возведено на 6 столпах. Материал стен — кирпич с отделкой белым камнем. Зодчий построил храм в русском стиле, украсив деталями, характерными для венецианских базилик эпохи Возрождения. Это капители на пилястрах в виде листьев, закомары с «раковинами», сочетание круглых окон разного диаметра на фасадах. Центральный купол — полусферический золотой, 4 боковых — шлемовидные серебряные, что характерно для соборов, освященных во имя святых и архангелов. Они покоятся на высоких барабанах с узкими окнами.

Стены и иконостас впервые расписали только при Иване Грозном, но от этих фресок практически ничего не сохранилось. В середине 17 века интерьер обновили, новыми сюжетами стали биографии князей и царей.

Захоронения производили по строгим правилам. Рюриковичи лежат вдоль стен, Романовы — у столпов в центре зала. Для Ивана Грозного с сыновьями сооружена особая усыпальница в алтарной части. Тела помещали под мраморными плитами, поверх них устанавливали саркофаги с надгробными надписями. Исключения сделаны только для мощей царевича Димитрия, святого князя Михаила Черниговского и его боярина Федора, принявших мученическую смерть в Орде. Они покоятся в раках и доступны для поклонения верующих. В подвальную крипту в 1928 г. перенесены женские захоронения дома Романовых из разрушенного Вознесенского монастыря.

Богослужения в храме проходят только по престольным праздникам и поминальным дням на Радоницу.

> Практическая информация

Адрес: Московский кремль, Соборная пл. Веб-сайт.

1505-1508. Москва, Россия

«В южной — «княжеской» — части Соборной площади, напротив Благовещенского собора возвышается Архангельск собор, бывший до конца. ХVIII века усыпальницей великих князей и царей.

По преданию, еще в ХIII веке на этом месте стояла деревянная церковь Архангела Михаила, построенная братом Александра Невского Михаилом Ярославичем Хоробритом.

В 1333 году при князе Иване Даниловиче Калите деревянную церковь заменили белокаменным храмом Архангела Михаила. По свидетельству летописи, он был самый большой из построенных в то время в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами Архангельского собора. С тех пор собор стал усыпальницей великих князей московских и их ближайших родственников — удельных князей.

В последней трети ХУ века в Кремле шло обширное строительство. Великий московский князь Иван III ставший «государем всея Руси», принял решение перестроить родовой некрополь. Храм, пришедший в ветхость, был разобран, и на его месте в 1505-1508 годах был возведен нынешний Архангельский собор. Строительство его и колокольни Ивана Великого завершило формирование архитектурного ансамбля Соборной площади. Храм-усыпальница является одним из основных зданий этого ансамбля, для его сооружения в Москву был приглашен архитектор из Венеции Алевиз Новый (возможно, Алевизо Ламберти да Монтаньяно). Истоки венецианской и русской архитектуры уходят в византийские традиции, поэтому зодчий мог быть знаком с особенностями объемно-пространственного решения русских церквей.

В своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения.

Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, а пилястры с резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять частей. Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной западной закомаре,— группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы, декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Известно, что первоначально фасады собора были окрашены под красный кирпич, на фоне которого резьба читалась еще четче. Закомары венчали декоративные сосуды — фиалы, а кровлю покрывала черная и красная черепица. За почти пятисотлетнюю историю жизни Архангельский собор изменился. Не сохранилась, в частности, крытая галерея, предназначенная для почетных гостей и зрителей во время торжественных шествий и церемоний на Соборной площади.

Здание собора неоднократно горело и ремонтировалось. Восстановительные работы проводились на протяжении ХVIII века под руководством И. Мичурина в первой половине и Д. Ухтомского — во второй половине столетия. Тогда здание оказалось в аварийном состоянии, и по проекту В. Баженова в 1772 году было укреплено с южной стороны белокаменным контрфорсом. Возможно, именно в ХVIII веке центральная шлемовидная глава была заменена луковичной.

В некотором контрасте с пышным, нарядным и торжественным декором фасадов находится интерьер собора. Цилиндрические своды, поднятые на разную высоту, опираются на крещатые в плане столбы, традиционные для русских церквей. Руку мастера-итальянца выдают мощные базы столпов с профилированными цоколями, которым отвечают пилястры на стенах. В уровне подпружных арок рукава креста обходит карниз. Эти горизонтальные членения разделяют пространство интерьера на три зоны, которым соответствует конструкция иконостаса и ярусное расположение сюжетов стенописи.

Впервые Архангельский собор был расписан во второй половине ХVI века, во время правления Ивана Грозного. Фрагменты стенописи сохранились в алтарной части и на алтарной преграде. В центральном помещении собора они тоже сохранились, но весьма своеобразно — не в первозданном виде, а в редакции художников середины ХVII века.

По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев — Симон Ушаков, Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев — сделали тщательные прориси, т. е. переводы на бумагу, с живописи второй половины ХVI века. Работы в соборе продолжались с перерывами до 1666 года. В них участвовали не только художники Оружейной палаты, но и ярославцы Иосиф Владимиров и Иван Филатьев, костромичи Гурий Никитин и Сила Савнин, новгородцы и калужане (всего более 100 человек). Симон Ушаков, глава жалованных изографов, «отбирал» живописцев для исполнения этого ответственного заказа. И в ходе работы мастера полностью повторили первоначальную роспись собора, расположили сюжеты в прежнем порядке.

Раскрытая во время последних реставрационных работ, проводившихся в соборе в конце 1970 — начале 1980-х годов, от наслоений ХVIII— ХIХ веков, стенопись привлекает внимание яркой, красочной цветовой гаммой, обилием декоративных орнаментов, общим мажорным звучанием, а также сложностью и значительностью своего повествования. Именно такое искусство старинное из речение сравнивает со «скорейшей, внятнейшей и выразительнейшей повестью, паче повести книжные».

Главный великокняжеский храм Кремля посвящен Архангелу Михаилу, который почитался как покровитель ратного дела. Южную и северную стены собора занимают изображения батальных сцен, проникнутых пафосом борьбы и победы. Тема защиты отечества была одной из ведущих в древнерусском искусстве, поэтому иногда отвлеченные сюжеты в редакции русского мастера приобретали сходство с иллюстрациями из летописей. Это неудивительно, так как многие из них вызывали в памяти реальные исторические события. Так, сцена «Взятие Иерихона» напоминала о недавней победе над Казанским ханством, которое на Руси уподоблялось древнему Иерихону. Еще один батальный сюжет на южной стене «Гедеон посекает мадиамитян» передан таким образом, что приближает нас к живой русской действительности, столь богатой боевыми эпизодами.

В стенопись собора включены сюжеты, которые, по мнению исследователей, связаны с конкретными историческими событиями — борьбой с еретическими течениями ХVI века. Значительную часть западной стены и часть сводов занимает композиция «Символ веры». Это — краткое изложение основ христианского вероучения.

По канону на столпах писали изображения святых. В Архангельском соборе их состав особый. Московские князья считали себя прямыми наследниками киевских и владимирских князей, а через них — византийских императоров. Идея преемственности власти отразилась в «Степенной книге» ХVI века, которая стала литературной основой этой части фресок.

На столпах можно увидеть изображение византийского императора Михаила I — родоначальника династии Палеологов, киевских князей Ольги и Владимира, владимирских князей Андрея Боголюбского и Александра Невского, первого московского князя Даниила Александровича.

Как мы знаем, Архангельский собор был усыпальницей Московской правящей династии.

Эта традиция продолжалась до конца ХVII века. Она и определила уникальную особенность росписи собора.

Нижний ярус стен — это галерея надгробных изображений от Ивана Калиты до Василия III, которые погребены в соборе. В парадных красочных одеждах, с нимбами святости, в моленных позах, они обращены к алтарю. Рядом с каждым «портретом» — изображение соименного святого в круге. Нимбы святости здесь не означают, что изображенные на стенах причислены к лику святых. Из всех изображенных лишь Дмитрий Донской канонизирован к 1000-летнему юбилею принятия христианства. Нимбы означали, что представители правящей московской династии находятся под покровительством высших сил.

Галерея надгробных изображений — наглядный рассказ о постепенном становлении государственной власти на Руси — от возвышения Москвы при Иване Калите до превращения ее в столицу централизованного Русского государства при Иване III, от московского князя, получившего в Золотой Орде ярлык на великое княжение, до «государя всея Руси».

Ближайшее к южному входу в собор — захоронение Ивана Калиты 1340 года. Над ним — условное изображение князя, «собирателя русской земли», распространившего свое влияние на всю северо-восточную Русь, умного и гибкого политика, заложившего основу могущества Москвы, как духовной, так и светской столицы.

Преемники Калиты, его сыновья Симеон Гордый и Иван Красный, здесь же захороненные и изображенные рядом, продолжа ли политику отца. При внуке Ивана Калиты, Дмитрии Ивановиче Донском, который захоронен в следующей тройке гробниц, русские княжества смогли перейти уже в открытое наступление против Золотой Орды. Победа в Куликовской битве 8 сентября 1380 года была одной из первых побед русских войск над монголо-татарскими полчищами. Велика была роль битвы на Дону, за которую князь Дмитрий Иванович получил свое прозвище, в освобождении страны от иноземного ига.

Одним из участников сражения на Куликовом поле был двоюродный брат Дмитрия Владимир Андреевич Храбрый, захороненный у западной стены Архангельского собора. Как талантливый и опытный полководец, он возглавил решающий участок битвы: вместе с воеводой Дмитрием Боброком он командовал засадным полком. Деятельность московских князей всегда была направлена против разобщенности и раздробленности русских земель. При Дмитрии Донском Москва, «превзьще… все грады в Рустей земли», окончательно превратилась в центр объединения русских земель.

Немало было противников у московских князей. У западной стены собора, рядом с Владимиром Храбрым, захоронены Юрий Галицкий и его сын Василий Косой, затеявшие распрю, которая вы лилась в местную феодальную войну при московском князе Василий II. Его могила находится у южной стены собора.

Свободной, сильной и единой Россия стала лишь спустя 100 лет после Куликовской битвы. Великое стояние на реке Угре в 1480 году положило конец золотоордынскому игу, длившемуся более двух веков. Это было время правления Ивана III, основной итог которого — создание политического единства русских земель. Выдающийся государственный деятель, дипломат, он также замыслил и успешно осуществил генеральную перестройку Кремля. Захоронение «государя всея Руси» — среднее из трех на солее. В алтарной части Архангельского собора располагается гробница Ивана Грозного и двух его сыновей — царевичей Федора и Ивана. В 1547 году московский князь Иван Грозный принял титул царя и устроил свою усыпальницу в наиболее почетном месте. В 1963—1964 годах во время архитектурно-археологических работ, проводимых в соборе, по решению комиссии эти погребения были вскрыты. По найденным остаткам черепных костей известному антропологу М. М. Герасимову удалось создать скульптурный портрет Ивана Грозного. Подтвердилась и дата смерти царя (18 марта 1584 г.), а по остаткам одежды удалось восстановить его погребальное облачение.

Ко времени правлёния Ивана Грозного относится несколько захоронений в северо-западном углу собора, в том числе захоронения князей Старицких, сильного рода, противостоявшего централистским устремлениям царя. Все они трагически погибли — были казнены, однако удостоены положенной по роду чести быть захороненными в Архангельском соборе.

В алтарной части собора, в приделе Иоанна Предтечи, находится захоронение известного полководца начала ХVII века князя Михаила Скопина-Шуйского, организатора разгрома войск польских интервентов и «тушинского вора» Лжедмитрия II. Это было тяжелое для России время смуты, экономического и политического кризиса, иностранной интервенции, которой было нанесено поражение народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским в 1612 году, спустя два года после внезапной смерти Скопина-Шуйского (1610). Со Смутным временем связано и имя «боярского царя» Василия Шуйского, чье захоронение находится у северо-западного столпа Архангельского собора.

После изгнания из Москвы польских интервентов борьба за престол завершилась (в 1613 г.) избранием на царство Михаила Романова, сына будущего патриарха Филарета Никитича. У юго-восточного столпа захоронены первые цари из династии Романовых.

После перенесения столицы Российского государства из Москвы в Петербург в Архангельском соборе больше никого не хоронили. Императорский некрополь расположился в Петропавловском соборе. Исключение составляет захоронение Петра II у северо-восточного столпа, умершего в Москве в 1730 году.

Кроме захоронений в соборе находятся также две раки с мощами Михаила Черниговского, убитого в Золотой Орде в 1245 году,— она стоит в алтаре, и царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного,— в центральном нефе собора. Канонизация малолетнего Дмитрия была связана с событиями вражеской интервенции начала ХVII века, а в 1606 году рака с его мощами была перенесена в Кремль из Углича. Раку поместили под белокаменной резной сенью и за ажурной решеткой, выполненной Дмитрием Сверчковым, создателем великолепного шатра в Успенском соборе. Раку покрывала крышка с чеканным изображением царевича Дмитрия в рост, которая сейчас украшает экспозицию Оружейной палаты.

Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся под плитами пола, а две раки стоят на полу. Над захоронениями в интерьере храма располагаются 46 белокаменных надгробий ХVII века с резными растительными орнаментами и надписями вязью. Во время подготовительных работ к празднованию 300-летия династии Романовых надгробия были заключены в металлические застекленные футляры.

О многих памятных и важных страницах отечественной истории напоминает Архангельский некрополь. Пышные церемонии и торжественные коронации, опустошительные набеги и разрушения. Торжества и беды, взлеты и падения…

В старину был такой обычай: перед военными походами и после успешных сражений московские князья приходили в свой родовой некрополь и поклонялись праху предков, а также славили «мужество, храбрость, тщание и старание всего воинства». Особо почитались захоронения Дмитрия Донского и Владимира Храброго.

Героическая тема, отраженная в художественной форме, нашла выражение и в храмовой иконе собора — «Архангел Михаил с деяниями» конца ХIV — начала ХV века. По легенде, икона была написана по заказу великой княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского, в память о муже, о победе на Куликовом поле для дворцовой церкви Рождества Богоматери. Затем она стала храмовой иконой в соборе ХIV века, а оттуда была перенесена в нынешнее здание собора. Среди памятников живописи этой иконе принадлежит особое место.

В среднике иконы — Архангел Михаил, изображенный в рост, в воинских доспехах, с мечом в руке. Его гибкая мужественная фигура полна напряжения и готовности к стремительному действию. Его стан изогнут как натянутый лук, плащ развевается. Он пленяет воображение как видение необычное, запечатлевшее романтику победы на Куликовом поле.

Икона хранится в местном чине иконостаса Архангельского собора, выполненного в 1680-х годах. Одновременно с деревянной рамой и с резными украшениями в виде цветов, листьев, картушей, вьющейся виноградной лозы были написаны иконы живописцами Дорофеем Ермолаевым, Михаилом Милютиным и другими.

Сегодня Архангельский собор сохранил целостность своего средневекового интерьера во многом благодаря труду исследователей. Научное планомерное изучение памятника началось еще в ХIХ веке, а в конце 1970-х — начале 1980-х годов в соборе завершился очередной этап реставрационных работ. Объем их был весьма значителен: они коснулись внешнего облика здания и его интерьера. Реставраторы воссоздали первоначальный облик фасадов, расписных белокаменных порталов и четырех глав. В интерьере исследовалось также состояние белого камня надгробий, укреплялась конструкция иконостаса» (Московский Кремль. Путеводитель. М.: Московский рабочий, 1990. С. 61-67.).

В 1333 году Иван Калита заложил небольшую Архангельскую церковь в память об избавлении Москвы от эпидемии чумы. Там он завещал себя похоронить.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Привычный нам облик собор получил уже при Иване III — в 1505-1508 годах. Строить храм пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового из Венеции. Фрязиными (от «фряги» или «варяги») москвичи называли всех иностранцев, поэтому настоящие фамилии итальянских зодчих того времени не сохранились.

Архангельский собор стал полной противоположностью Успенскому — традиционный русский храм оформили в стиле ренессансного палаццо. Церковь получилась так хороша, что русские зодчие стали активно использовать детали европейской архитектуры. А в 1772 году для укрепления здания храма появились контрафорсы из белого камня. Автор этой архитектурной хитрости — Василий Баженов.

Купола Архангельского собора — единственные из кремлевских церквей не позолоченные, потому что здесь находится древнейшая усыпальница московских князей.

Что есть что в церкви

В соборе покоятся все русские цари до Петра I, кроме Бориса Годунова. Также здесь погребен император Петр II. Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство находятся под плитами пола с надгробиями XVII века. При подготовке к празднованию 300-летия дома Романовых их закрыли еще и медными застекленными футлярами.

Отдельно от всех захоронен Иван IV. Он считал, что достоин особого места погребения. Тело царя покоится в дьяконнике вместе с прахом двух сыновей. В 1963 году могилу Ивана IV вскрыли для научного исследования, и Михаил Герасимов воссоздан портрет царя (его можно увидеть в Музее Москвы). Тогда же в костях Ивана IV обнаружили много ртути. Кто-то считал, что так царь лечился от венерических заболеваний, но, скорее всего, его медленно травили. Много ртути нашли и в крови Марфы Собакиной — третьей жены Ивана IV, умершей почти сразу после свадьбы. Ее похоронили в Вознесенском монастыре, но когда в XX веке обитель разобрали, все захоронения перенесли в подклет пристройки Архангельского собора.

В Архангельском соборе также погребен царевич Дмитрий, погибший в Угличе. До сих пор никто не знает, то ли он упал на нож в припадке эпилепсии, то ли его зарезали. В 1812 году французы увезли с собой серебряную раку усыпальницы, где находились мощи царевича, но сами мощи сохранились. Уже в 1813 году изготовили новую раку.

Также в Архангельском соборе находится пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее Бориса Годунова перезахоронили в Троице-Сергиевой Лавре.

Фрески в Архангельском соборе писали 92 художника при царе Алексее Михайловиче.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Уникальность росписи в так называемых надгробных портретах. Это условные портреты в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Конечно, галерею исторических лиц открывает изображение Ивана Калиты.

Большое место в живописи Архангельского собора занимает военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом. Архангела Михаила считали небесным покровителем и заступником князей в ратных делах. Поэтому, отправляясь в военные походы, русские монархи совершали в Архангельском соборе обряд поклонения предкам и просили у них духовную силу для победы.

В советское время службы в кремлевских храмах запретили. Но с 1990 года в Архангельский собор вернули православной церкви, хотя там продолжает работать музей. По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. При этом перед службой его освящают заново.

Архангельский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Архангельского Собора в Москве?

Leave a Comment