Атланты у эрмитажа фото

История архитектуры

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, а вот каждый итальянский город желает попасть в заветный список Всемирного культурного наследия. И по праву, нужно сказать))) Болонья, окруженная со всех сторон ЮНЕСКОвскими городами (Равенна, Модена, Феррара, Мантуя, Флоренция, Падуя, Верона — все это по нашим отечественным меркам совсем рядом), тоже мечтает вступить в этот элитный клуб. В качестве заветной «фишки» Болонья продвигает свои портики, которые только в пределах исторического центра растянулись на 38 км, а если добавить сюда портики бывших пригородов, то аж на 53 км. Я уже писал о том, что по центру Болоньи можно ходить часами под дождем и не намокнуть, потому что практически на каждой улице тротуар имеет «крышу», то есть идет под арками портиков.
Мы же помним, что Болонья — это родина первого европейского университета, а где университет, там масса приехавших учиться студентов, которым нужно где-то жить. Так вот изначально портики были просто хитрым способом увеличить арендно-полезную площадь дома, не надстраивая его и не вылезая за красную линию застройки. Уже в 1288 году городские власти постановили, что все новые дома должны в обязательном порядке иметь портик высотой не менее 2,66 м. В 1352 году минимальная высота обязательного для новых домов портика была поднята до 3,6 м. Регламентировалась и ширина: под портиком должны были иметь возможность разминуться встречные пешеходы и даже всадники. Традиция обязательных портиков пережила и Средние века, и Ренессанс, и Новое время, а затем вылезла во время Новейшее.
Если вы приедете в Болонью на поезде или автобусе, то путь в центр будет проходить по виа Индепенденца: как видите, портики идут по обеим сторонам. Большинство домов здесь построены после Рисорджименто.

Если вдруг вы свернете с виа Индепенденца на боковую улочку виа Марсала (это кратчайший путь к Сан-Джакомо-Маджоре), то по пути, в числе других, попадутся очень средневековые деревянные портики:

Сама церковь Сан-Джакомо-Маджоре выходит на боковую улицу виа Замбони тоже портиком (уже показывал, когда рассказывал об оратории Санта-Чечилия):

Палаццо Банки, одно из выходящих на пьяцца Маджоре, также содержит портик:

Если идти от пьяцца Маджоре к историческому зданию Университета, называющемуся Архигимназий (Archiginnasio), то будешь идти опять-таки под портиком. Этот портик проникает и во внутренний двор Архигимназия (это — не моя фотография, я там был уже вечером):

Если вы пойдете от Двух башен в сторону монастыря Санто-Стефано, то…в общем вы всё поняли:

Если вы выйдете на пьяцца Санто-Стефано и повернетесь заспиной к монастырю, то справа от вас будет палаццо Болоньини-Изолани, тоже с портиком (фото — из Вики):

Видите надпись Corte Isolani? Если нырнуть в арочку под надписью, то пройдете чередой дворов до Страда Маджоре. Эти дворы, в совокупности и называющиеся Корте Изолани, образую что-то вроде местного Арбата с кучей магазинчиков, кафешек и прочей фигни, которые так любимы туристами. А в конце пути на страда Маджоре вас ждет еще один средневековый деревянный портик палаццо Изолани (фото — из Вики):

Но, — скажете вы, — улицы с портиками по сторонам — это не такая уж и редкость для других итальянских городов. Далеко ехать не надо: в Модене, Форли, Реджо-Эмилии можно увидеть схожие городские пейзажи. Вы правы, дорогие читатели, но лишь частично.
Только в Болонье находится Самый Длинный Портик В Мире — портик Сан-Лука (ударение на первом слоге: лУка). Его длина — 3 796 метров, он насчитывает 666 (не опечатка, их именно столько) арок и ведет на холм высотой около 300 метров. Посмотрите на карту: https://goo.gl/maps/KMHkL7hrGKS2. На карте не просто начертан маршрут от Порта Сарагоцца до базилики Мадонна-ди-Сан-Лука, весь этот маршрут проходит под портиком. Портик Сан-Лука был построен в 1674-1721 годах под последовательным руководством Джан Джакомо Монти, Франческо Монти Бендини и Карло Франческо Дотти.
Начинается портик от городских ворот Порта Сарагоцца:

Видите на последнем фото, сквозь арку, красное сооружение (смотрим на ближайший светофор и чуть левее)? Это — арка Бонаккорси, начало портика Сан-Лука:

Первые 1,52 км портик идет вдоль улицы Страда Статале Порреттана, просто последовательность 316 арок. Пока еще не очень интересно:

Но затем портик перебирается через улицу по арке Мелончелло (1721, Карло Франческо Дотти) и начинается резкий подъем в гору:

Обычно у туриста мало времени, да и ноги с непривычки отваливаются. Поэтому я рекомендую поступить по моему примеру и не взбираться вверх в гору, а проехать туда на автобусе, чтобы затем спуститься с горы вниз под портиком. Автобус № 58 отправляется с угла Страда Статале Порреттана и виа Казалья, от входа на виллу Спада: https://goo.gl/maps/7FUDBMGijTS2. Ходит автобус очень редко, изучите расписание: http://www.tper.it/orari/linee
ПризнАюсь, что в своей невероятной гордыне и преступном любоначалии я возжелал увидеть Болонью с высоты базилики Мадонна-ди-Сан-Лука (как-никак 300 м, это вам не 97 м башни Азинелли). И тут небеса разверзлись и покарали грешника. Внизу, как вы помните, весь день шел дождь. А вот как только автобусик стал забираться в гору, так сразу нас окутал густой-прегустой туман. Конечная остановка автобуса находится буквально в 50 метрах от базилики, но, выйдя из автобусика, я даже не понял, куда идти нужно. Не было вдно вообще ничего.
Как вы поняли, кина фотографий базилики Мадонна-ди-Сан-Лука и видов от нее на Болонью не будет. Вот вам в утешение фотографии из Вики:

Чтобы вы оценили густоту (есть же такое слово?) тумана, скажу, что вторая фотография сделана примерно с той точки, с которой я едва-едва увидел контуры храма.
Чуть-чуть о храме, а потом мы пойдем вниз.
Базилика-сантуарий построена в честь местной чудотворной иконы БМ, приписываемой кисти апостола Луки. В окончательном варианте легенды некий греческий монах Евтимий получил икону от клириков КПольской Св.Софии; они прочли на обратной стороне указание поместить образ на некоем холме Гуардия. Монах долго странствовал по свету и нигде не нашел горы с таким названием. Наконец в Риме Евтимий встретился с болонским сенатором Пасчиповеро (Pascipovero), который вспомнил о холме Гуардия неподалеку от Болоньи. Евтимий принес икону в Болонью, откуда она была перенесена на гору 8 мая 1160 года.
Документально известно, что на горе с 1192 года существовала женская обитель, настоятельница которой Анжелика Бонфантини в течение нескольких последующих десятилетий отстаивала в папских судах независимость своей общины от соседнего большого монастыря Санта-Мария-ин-Рено. В 1244 году обитель перешла к августинкам, в 1278 — к домиканкам. 5 июля 1433 года от местной иконы случилось чудо: после ее перенесения вниз, в Болонью, прекратились проливные дожди, угрожавшие погубить урожай. Уже в 1481 году для хранения иконы была сооружена новая часовня, которую вплоть до 1723 году несколько раз увеличивали и украшали. В 1723 году было решено снести старые здания монастыря и построить новую церковь, под стать завершенной часовне (сама часовня должна была стать частью пресвитерия новой церкви). Новая церковь Мадонна-ди-Сан-Лука была построена в 1723-1765 годах по проекту Карло Франческо Дотти, купол и фасад завершил его сын Джованни Джакомо Дотти в 1774 году.
В 1799 году женский доминиканский монастырь был упразднен, после 1814 года сюда вновь вернулись доминиканцы (уже мужчины, а не дамы), а в 1824 году базилика окончательно перешла под управление архиепископа Болоньи. Традиция ежегодного празднования в честь чуда 1433 года сохранилась и по настоящее время: сейчас икону переносят с горы в кафедральный собор Сан-Пьетро в пятую субботу по Пасхе, в среду перед Вознесением образ перемещают в Сан-Петронио, а в само Вознесение икона вновь возвращается на гору.
Сама базилика не слишком интересна:

Впрочем, к иконе, хранящейся в пресвитерии, можно довольно близко подойти (найдите лестницу права от алтаря):

Ну а теперь пошли вниз. От базилики до арки Мелончелло, т.е. начала «ровной» части, портик насчитывает 2 276 метров и 350 аркад; перепад в высоте составляет около 300 метров. Признаться, я ожидал, что со своим ПГМом буду единственным пешеходом под портиком. Как бы не так! Вверх-вних по ступенькам шли многочисленные пенсионеры со скандинавскими палками, семьи с детьми, влюбленные парочки и даже одна юношеская футбольная команда (эти последние даже бежали). Современные болонцы, быть может, и не столь благочестивы, как предки, но зато заботятся о своем здоровье. Ну а мы с вами спокойно идем вниз и наблюдаем, как рассеивается туман.

Туман рассеялся, мы с вами прощаемся с Болоньей)))
На прощание я все же обязан бросить увесистый камень в покойного Муратова. Ему Болонья не понравилась, а особенно он пренебрежительно отзывался о болонской живописной школе (семейство Караччи, Гвидо Рени, Доменикино и т.д.). Из-за Муратова я чуть было не пропустил местную Пинакотеку. Не слушайте Муратова — пинакотека здесь замечательная, «болонцы» составляют не более половины ее экспозиции, а так очень много и романики, и готики, и Ренессанса. К сожалению, я там не фотографировал, т.к. был уверен, что вики-мастера всё сделали за меня. Окажите милость страждущему человечеству: возьмите в Пинакотеку фотоаппарат и воспользуйтесь им!
Второй увесистый камень сейчас полетит в автора, это что-то вроде самопобивания. Я так увлекся Болоньей, что совершенно позабыл о местной нетленной (в прямом смысле) достопримечательности — святой Екатерине Болонской, чьи мощи хранятся в церкви Корпус Домини. Как вы уже заметили, отношение автора к нетленным мощам немногим отличается от отношения нормальных людей к порнухе: все ее на словах презирают и ненавидят, а тайком смотрят))) Так вот, любителям нтеленных мощей рекомендуется заглянуть сюда: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Caterina-bologna.jpg (Нормальным людям ходить по этой ссылке не нужно)
Вот теперь о Болонье действительно всё. Следующий наш пункт назначения — Форли.

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)

Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).

Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.

Колоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.

Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.

Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.

Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

Портал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.

Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.

Э́ркер

Есть в Петербурге памятник, о котором знает каждый человек, родившийся в Советском Союзе. Даже тот, кто никогда не видел его даже на картинке, знает, что атланты держат небо на каменных руках…

Источник изображения

Эти петербургские символы (найти атлантов можно по адресу: улица Миллионная, 35) появились у нас благодаря немецкому архитектору Лео фон Кленце. Именно этого мастера, уже получившего известность строительством музейных зданий в Мюнхене, Николай I привлек для реализации своей идеи – возвести рядом с императорской резиденцией здание художественного музея (кстати, первое в России, специально построенное для этой цели). Спроектированное Кленце здание было построено за 10 лет и получило название «Новый Эрмитаж». Здание Нового Эрмитажа было бы ничем особенно не примечательно, если бы не портик крыльца, выходящего на Миллионную улицу.

Портик Нового Эрмитажа с фигурами атлантов был давней идеей архитектора. Кленце вдохновился гигантской фигурой атланта, сохранившейся от храма Зевса Олимпийского в сицилийском городе Агридженто. И вот, наконец, Кленце представился случай реализовать эту идею.

«Прототип» атлантов на Миллионной

Атлант: здоровый, но глуповатый

Атлант был древнегреческим божеством – титаном, и отличался огромной силой. Согласно одному из мифов, в борьбе титанов против олимпийских богов титаны потерпели поражение; и в наказание Атланту было назначено держать на плечах небесный свод. Кстати, именно по имени Атланта называются и Атласские горы на северо-западе Африки, и Атлантический океан, и мифический остров Атлантида. Атланту, конечно же, надоела его ноша. По известному мифу, однажды к нему пришел Геракл, которому необходимо было попасть в сад Гесперид (дочерей Атланта) и сорвать там волшебные яблоки, придающие молодость. Подобраться к этим яблокам было практически невозможно, так как их охранял многоглавый змей. Атлант предложил Гераклу подержать небесный свод, пока Атлант сходит за яблоками к своим дочерям. Геракл согласился. Атлант принес яблоки, но взваливать на себя обратно небесный свод ему не хотелось. Тогда Геракл обманул Атланта. Он попросил титана положить на землю яблоки и немного подержать небосвод, пока он подложит себе на плечи львиную шкуру. Атлант взял небесный свод, а Геракл забрал яблоки и ушел. Так Атлант и продолжал держать небо на своих могучих плечах.

Барельеф «Афина помогает Гераклу держать небо»

История атлантов в Петербурге

Изготовление атлантов по проекту Кленце было поручено скульптору Александру Теребеневу, а качестве материала был выбран сердобольский гранит (декоративный камень, добывавшийся на севере Ладожского озера. Сердоболь – нынешняя Сортавала). Работа была в своем роде уникальной – в это время ни в Петербурге, ни в Европе не было монументальной скульптуры из гранита. В одиночку изготовить десять гигантских гранитных фигур было невозможно. Теребенев размечал гранитные монолиты, сотня помощников-каменотесов изготавливали статуи, а скульптор затем проводил чистовую отделку лиц и фигур. Не обошлось, правда, без накладок – один из монолитов оказался с трещиной, и пришлось покупать новый; кроме того, скульптор не уложился ни в сумму, ни в сроки, обозначенные в договоре. Но после окончания работ все усилия были вознаграждены – император пришел от скульптур в восторг. И не только император –результаты работы превзошли ожидания самого Кленце, который сравнивал теребеневских атлантов с шедеврами античной скульптуры.

Читайте также: как памятник Николаю 1 чуть не раздавил своего создателя

Ни один рассказ об атлантах не обходится без цитаты из песни Александра Городницкого: «Держать его махину

Не мед — со стороны.

Напряжены их спины,

Колени сведены.

Их тяжкая работа

Важней иных работ:

Из них ослабнет кто-то —

И небо упадет».

У атлантов не все благополучно

На самом деле, высказанное в песне опасение вполне оправдано. Изначально атланты – чисто декоративный элемент здания, вес портика на них не опирался. Несмотря на это, уже в начале XX в. на скульптурах были замечены первые трещины. Еще раньше трещины появились в стенах самого Нового Эрмитажа. Причиной этого является ненадежный болотистый грунт, который постепенно проседает под тяжестью здания, причем проседает неравномерно – Новый Эрмитаж постепенно накреняется в сторону Зимней канавки. Дело еще усугубилось, когда во время блокады портик Нового Эрмитажа пострадал от бомбежки – снаряд частично разрушил крышу, а двое атлантов получили ранения, и пошли новые трещины. Все реставрационные работы сводились в конечном итоге к замазыванию трещин мастикой. Когда в конце XX в. скульптуры исследовали современными радиолокационными методами, стало понятно – атланты в аварийном состоянии, и необратимые разрушения могут произойти в любой момент. Необходимо и укрепление грунта под зданием, и создание «гибкой» системы крепления, чтобы атланты не зависели от деформации здания и портика. Несколько лет назад была идея снять (правда, непонятно, как?) атлантов и заменить их бронзовыми копиями. Но все эти проекты чрезвычайно дороги и, как всегда, упираются в нехватку средств. Удержат ли атланты небо до того момента, как у государства найдутся средства на помощь великанам – вопрос открытый.

А пока атланты продолжают оставаться символом твердости и незыблемости, они неизменно привлекают новобрачных – считается, что прикосновение в день свадьбы к большим пальцам ног атлантов (иногда уточняется – самого правого атланта, который смотрит в сторону Марсова поля) гарантирует крепкую и счастливую семейную жизнь.

Кроме того, атланты продолжают привлекать и вдохновлять людей искусства. Например, в недавно вышедшем на экраны русском блокбастере «Дуэлянт» художники-постановщики приделали к портику второй этаж и, соответственно, еще один ряд атлантов.

Из личного опыта: мой друг, штатный экскурсовод Эрмитажа, рассказывал, что у них все ненавидят свадьбы, приезжающие фотографироваться с атлантами. «Почему?» — спросил я. «Понимаешь, — ответил, — вот стою я с группой перед парадной лестницей Нового Эрмитажа (это место внутри музея, с которого атланты хорошо видны через окно). Рассказываю. Но как я здорово ни рассказывал, если в это время возле атлантов свадебная фотосессия, кто-нибудь в группе сразу начинает: «Ай, смотрите, какое у невесты платье, какие оборочки, какая фата…» Раздражает!»

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

А еще не забудьте оценить мою индивидуальную экскурсию в Петергоф.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – здание в центре Петербурга, ставшее первым строением на территории России, специально возведенным под размещение художественных экспозиций. В настоящее время в огромном доме размещается филиал Государственного Эрмитажа.

Здание в стиле историзма построил в 1842-1851 гг. знаменитый немецкий архитектор Л. Кленце, специально приглашенный в Петербург Николаем II. Кленце помогали выдающиеся русские зодчие В. Стасов и Н. Ефимов.

Фасад Нового Эрмитажа отличается величием и монументальностью, каждая линия строго выверена, объемы сбалансированы. У входа Кленце расположил портик с огромными статуями атлантов, выполненными скульптором А. Теребеневым из редких пород гранита. Здание декорировано барельефами, лепниной, статуями.

Внутренние интерьеры музея Кленце создавал, ориентируясь на характер коллекций, которые планировалось разместить в том или ином зале. Первый этаж, отданный под экспозиции древних статуй, архитектор оформил в духе античности. Залы второго этажа с огромными окнами в пол предназначались под Картинную галерею.

В Новом Эрмитаже выставлены редчайшие коллекции искусства Древней Греции и Рима, уникальные живописные полотна, статуи и картины эпохи европейского ренессанса.

В зале «Большая ваза» выставлен самый тяжелый каменный сосуд в мире – Колыванская ваза. Этот монолит настолько велик, что строители были вынуждены установить его на пьедестал прежде, чем приступить к сооружению стен здания.

Среди туристов наибольшей популярностью пользуется «Рыцарский зал» Нового Эрмитажа, расположенный на втором этаже. Расписано помещение в неогреческом стиле, в нем выставлено свыше 15 тыс. экспонатов, посвященных рыцарской эпохе в истории Западной Европы. Посетители увидят здесь огромные коллекции оружия, доспехов, турнирных штандартов. Рыцарские латы надеты на человеческие манекены; конские защитные доспехи – на чучела, изготовленные ведущими таксидермистами.

Самая знаменитая статуя Нового Эрмитажа – Венера Таврическая. Этот невероятный шедевр античного искусства был обнаружен в ходе римских раскопок 1718 года. Император Петр I повелел приобрести скульптуру на государственные средства и доставить ее в Петербург. Статуя много «попутешествовала» по городу: сначала она находилась в Летнем саду, затем во дворце князя Потемкина. После сооружения здания Нового Эрмитажа, Венера была привезена в музей и в торжественной обстановке водружена на пьедестал.

Новый Эрмитаж – первый отечественный профессиональный музей с тематическими залами. Каждое художественное направление имеет собственное помещение. В музее можно увидеть произведения искусства итальянской, немецкой, голландской, русской школ живописи.

В наше время и здание, и музей «Новый Эрмитаж» являются ключевыми достопримечательностями Петербурга.

Как добраться:

В XVIII веке в Европе начинают увлекаться коллекционированием и экспонированием предметов искусства. Появляются первые музеи, которым переходят частные и дворцовые коллекции. Екатерина Великая, как прогрессивная правительница, тоже уделяла большое внимание своему собранию работ великих мастеров. Ее стремительно увеличивающаяся коллекция быстро переросла объемы Малого Эрмитажа, после чего было заложено здание Большого Эрмитажа. Впоследствии весь дворцовый комплекс сильно пострадал во время пожара 1837 года.

Николай I счел целесообразным помимо восстановительных работ в старых зданиях возвести новое, которое должно было стать открытой экспозицией художественных богатств Зимнего дворца. Так был основан первый российский музей. Здание, изначально предназначенное для выставочных целей, получило название Новый Эрмитаж.

Для создания проекта и строительства музея был приглашен европейский архитектор Лео фон Кленце, бывший приверженцем античного стиля в искусстве. Потому здание Нового Эрмитажа несет в себе пропорции и каноны древнегреческой архитектуры. Стоит, однако, отметить, что русский архитектор Василий Стасов, осуществлявший контроль над восстановительными работами дворцового комплекса, был уполномочен по своему усмотрению вносить коррективы в проект иностранца – для сохранения художественной целостности архитектурного ансамбля.

Знаменитые атланты при входе в Новый Эрмитаж были выполнены скульптором Александром Теребенёвым и стали одним из самых известных символов Петербурга.

Торжественное открытие музея состоялось в 1852 году. В первые годы своего существования Новый Эрмитаж был доступен только для избранных: пригласительные билеты выдавались строго Придворной конторой. Сам Император ежедневно посвящал общению с искусством полтора часа – с половины первого до двух. В это время вход в музей был строго воспрещен. Дозволенное время для посещений экспозиции составляло лишь пару часов в день: удостоенные такого права могли находиться в здании Нового Эрмитажа лишь в самой торжественной форме одежды.

Во время царствования Александра II доступ к собранию музея стал возможен для всех желающих.

В настоящее время в помещениях здания эрмитажного комплекса можно увидеть коллекцию античного искусства, а также познакомиться с живописью, скульптурой и прикладным искусством европейских стран.

Портик

Значения в других словарях

  1. портик — портик м. 1. Открытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию. 2. Помещение с открытой колоннадой вместо наружной стены. Толковый словарь Ефремовой
  2. Портик — (от лат. porticus) выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается Фронтоном или Аттиком. Большая советская энциклопедия
  3. портик — П’ОРТИК, портика, ·муж. (·лат. porticus). Прилегающая к зданию крытая галерея с колоннадой (архит.). Греческий портик. Портик собора. Толковый словарь Ушакова
  4. ПОРТИК — ПОРТИК (от лат. porticus) — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком. Большой энциклопедический словарь
  5. портик — орф. портик, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. портик — ПОРТИК -а; м. Крытая галерея с колоннадой или арками, прилегающая к зданию. Греческий п. Красивый п. П. из гранита, кирпича. П. с нишами для статуй. Задняя стена портика. Толковый словарь Кузнецова
  7. портик — Портика, м. . Прилегающая к зданию крытая галерея с колоннадой (архит.). Портик собора. Большой словарь иностранных слов
  8. портик — Портик, портики, портика, портиков, портику, портикам, портик, портики, портиком, портиками, портике, портиках Грамматический словарь Зализняка
  9. портик — ПОРТИК, а, м. Крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию. Греческий п. Толковый словарь Ожегова
  10. портик — сущ., кол-во синонимов: 8 ардхамантапам 1 галерея 40 пекил 1 перестиль 1 перистаса 1 постикум 1 проход 64 стоя 8 Словарь синонимов русского языка
  11. портик — -а, м. Крытая галерея с колоннадой или арками, прилегающая к зданию. воздвигнул у себя в саду — строение вроде греческого портика —. На задней, глухой стене этого портика, или галереи, были вделаны шесть ниш для статуй. Тургенев, Отцы и дети. Малый академический словарь
  12. портик — ПОРТИК м. зодческое, крытые сверху, на столбах и перемычках, переходы (галерея), обычно вдоль здания. || См. порт. Также см. порт Толковый словарь Даля
  13. Портик — (лат. porticus, греч. στοά) — крытая галерея, открывающаяся с одной стороны, с двух или со всех сторон на открытый воздух, с колоннами и столбами, поддерживающими крышу или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или же арок… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Leave a Comment