Атриум в архитектуре

Атриум древнеримского жилища

Назначение

Первоначально атриум служил кухней и столовой, где находились очаг и ткацкий станок, и одновременно — сакральным ядром жилища, уподоблявшимся центральному святилищу Рима — мундусу Цереры. Последний представлял собой круглую сводчатую яму, по легенде вырытую Ромулом при основании города и открывавшуюся трижды в год для жертвоприношений. В этом качестве атриум, как и мундус, символизировал космическую ось, соединяющую подземный мир с небесами. Центральное место в атриуме занимал бассейн (имплювий), над которым оставался четырёхскатный проём в крыше (комплювий), куда стекала дождевая вода. За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчётом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым вытягивало наружу. Позднее очаг из этой комнаты исчез. Изначально атриум был также местом сна матери семейства — напротив входа в дом была глубокая ниша для её кровати — lectus adversus («ложе против дверей»). В более поздние периоды эта ниша утратила первоначальную функцию и сохранялась лишь символически — как знак святости брака. В атриуме же размещалась и большая часть принадлежащих роду ценных предметов: тяжёлый сундук с семейными реликвиями (денежный ящик), стол типа жертвенника — картибул (Варрон вспоминал, что в его детстве они ещё встречались), специальная ниша (таблинум), где хранились документы хозяина и семейный архив, и шкаф (ниши) для хранения восковых масок (imagines) и бюстов предков, а также изображений добрых духов-покровителей — ларов и пенатов (позже отдельное святилище — ларарий). Ткацкий станок как непременный элемент обстановки атриума в старозаветных семьях сохранился до конца республики. Затем атриум превратился в публичную, приёмную часть дома, парадный зал. Здесь принимали гостей, которых не хотели вводить в круг семьи; здесь патрон принимал своих клиентов. Атриум стал наиболее богато обставленной частью дома. Сохранившиеся карнизные кольца свидетельствуют о том, что этот зал делили в случае необходимости занавесями и портьерами на отдельные пространства.

Атриум неизменно сохранялся и в других типах жилых домов Древнего Рима. Роль атриума в инсулах (многоэтажных домах) выполнял световой дворик.

Типы атриумов по Витрувию

Витрувий различал 5 типов атриума:

  1. atrium tuscanium («тосканский») — без колонн; отверстие в кровле образовывалось только стропилами (хотя строить такую систему было дорого, судя по всему, это был наиболее распространённый тип атриума в империи);
  2. atrium tetrastylum («четырехколонный») — четыре колонны, по одной на каждом углу имплювия;
  3. atrium corinthium («коринфский») — сходен с предыдущим, но комплювий больше по размеру, и количество колонн увеличивается до 12-16;
  4. atrium displuviatum («дождеотводящий») — размер комплювия значительно сокращён, благодаря чему он представлял собой узкую щель, а наклон кровли был устроен так, чтобы дождевая вода стекала с неё наружу;
  5. atrium testudinatum («крытый») — полностью перекрытый сводами атрий (без комплювия), устраивавшийся обычно в небольших домах.

> См. также

  • Зимний сад
  • Вестибюль
  • Перистиль
  • Лобби (помещение)
  • Клуатр

Особенности атриумных зданий

Роскошные атриумные здания могут оказаться весьма выгодными, если их строительство опиралось на соответствующие экономические соображения.


Рис. 1. Вилла в Виганелло, арх. М. Ботта.

Смысл зданий с атриумами
Атриумные здания обращены к разуму и чувствам человека. Они ставят его в центр среды с помощью средств, давно забытых современной архитектурой. Они дают возможность создать много неглубоких пространств по периметру по сравнению со зданиями, в которых образуются глубокие внутренние пространства.
Экономическая функция атриумов
Здания с атриумами можно строить и эксплуатировать более экономично, чем обычные. В них легче уменьшить потери тепла, создать естественное освещение и использовать солнечную энергию. Это своего рода гигантский вариант двойного остекления. Эффект ограждения становится еще более впечатляющим, когда крыша атриумного пространства обеспечивает не вполне комфортабельные условия интерьера, а служит как бы буферной зоной, посредником между наружным и внутренним пространством.
Функциональное использование атриумов
В зданиях с атриумами обычно главную роль играют помещения, прилегающие к атриуму, а сам он оказывается как бы дополнительным пространством. Будучи использованным для разных нужд, атриум образует своего рода вестибюль и коммуникационное пространство, обеспечивающие доступ ко всем частям здания.
Оранжереи в атриумах
Влияние оранжерей на строительство зданий с атриумами весьма значительно. Комбинация оранжереи и здания проводится в жизнь архитекторами, имеющими опыт ландшафтного проектирования. Все помещения, как правило, открыты в сад, дающий возможность общения с природой в засушливые летние, а также в снежные и холодные зимние месяцы.
Удачный выбор растений и их размещение, яркий свет и насыщенные цветом поверхности превращают скучные пустые пространства в живое сердце здания.
Атриумные здания и проблемы экономии энергии. Идея буфера
Полный экономический эффект буферных пространств достигается при условии, что в них не создаются максимально комфортные условия. Зимой в них, конечно, холоднее, а летом теплее, чем в пространствах с полным кондиционированием воздуха, так как для оптимальных температурных и климатических условий требуются большие затраты.
Во многих зданиях, построенных в последние годы, применяют буферный эффект, или принцип двойного ограждения. Промежуток между стенами используется как вентиляционный канал. В некоторых случаях воздушное пространство атриума летом используется для принудительной циркуляции воздуха. Двойное ограждение максимальный эффект дает с южной стороны, с северной — выгоднее устраивать ландшафтную зону. С экономической стороны оптимален атриум — куб (минимальная площадь поверхности). Летний перегрев можно устранить использованием теневых тентов, встроенных в крышу и южную стену, и устройством вентиляции.
Дневное освещение в атриумах
Рост цен на электроэнергию делает актуальным вопрос о естественном освещении зданий. Здания, освещенные только из внутренних дворов, требуют низких затрат энергии на отопление и освещение.
Жилой дом с атриумом становится все более популярным. Небольшой внутренний дворик, патио, издавна ценился за сочетание таких свойств, как хорошая проветриваемость, инсоляция и изолированность. Двор, окруженный застройкой, повышает уровень использования солнечной энергии и приводит к экономии жилой площади.

5. Что такое атриумное пространство?

А́триум — центральная часть древнеримскогоидревнеиталийскогожилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В современной архитектуре атриумом называется центральное, как правило многосветное, распределительное пространство общественного здания, инсолируемое через зенитныйсветовой фонарьили проем в перекрытии. Атриумные пространства — составная часть большинства современных престижных общественных зданий Сегодня они занимают главенствующее место в структуре любого значительного делового или торгового центра Атриумы удобны для посетителей. Их пространства характеризуются ярким запоминающимся обликом, крупным масштабом, многофункциональностью и особым микроклиматом Атриумы, зачастую, уникальны по ряду признаков и вызывают интерес у специалистов, предоставляя проектировщикам широкие возможности для реализации новейших архитектурных идей. В зданиях с атриумами обычно главную роль играют помещения, прилегающие к атриуму, а сам он оказывается как бы дополнительным пространством. Будучи использованным для разных нужд, атриум образует своего рода вестибюль и коммуникационное пространство, обеспечивающие доступ ко всем частям здания.

Современный атриум можно рассматривать как своего рода метафору наружного пространства. Вид, открывающийся в атриум из окружающих его помещений, должен отличаться от облика самих помещений, обладать большим пространством и тем самым приносить отдых и психологическую разрядку. Основным элементом, создающим иллюзию природы, при этом остаются растения. Пол атриума является естественным местом для посадки растений, превращаясь в метафорическую почву, землю. Здания с атриумами можно строить и эксплуатировать более экономично, чем обычные. В них легче уменьшить потери тепла, создать естественное освещение и использовать солнечную энергию. Это своего рода гигантский вариант двойного остекления. Эффект ограждения становится еще более впечатляющим, когда крыша атриумного пространства обеспечивает не вполне комфортабельные условия интерьера, а служит как бы буферной зоной, посредником между наружным и внутренним пространством.

  1. КАКИЕ ВИДЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИНТЕРЬЕРА ВЫ ЗНАЕТЕ?

Техника «Декупаж» дает практически неограниченные возможности для создания своими руками без длительной художественной подготовки уникальных предметов интерьера. Это техника вырезания, чаще всего применимая к аппликациям. Суть техники «декупаж» состоит в следующем: подбираются одна или несколько картинок по цвету и стилю (из салфеток, декупажных карт, журналов, фотографий, репродукций картин и проч.), вырезаются и наклеиваются на подготовленную поверхность (дерево, стекло, ткань и проч), готовая работа при желании обрамляется и покрывается лаком. Техника «Кракле Техника создания кракелюров позволяет придать предметам мебели налет старины. В этой технике используются специальные покрывные лаки, позволяющих получать эффект растрескивания от времени верхнего слоя краски или лака.Существуют два разных способа создания эффекта кракле: Первый способ – создание трещинок путем наложения друг на друга двух лаков для кракелюра с различными свойствами. Это, так называемые, двухкомпонентные лаки от одного производителя. Второй — использование одного специального лака или воска для эффекта кракле, при нанесении которого предварительно окрашенная поверхность покрывается цветными фактурными трещинами. Патинирование – искусственное состаривание. Слово патина (итал. patina) означает зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают благородные следы старения на предметах из любых материалов. Не существует универсальной техники создания имитации патины. Только практика, опыт, а также фантазия позволят декоратору выработать свои собственные приемы патинирования для достижения наилучших результатов. Мраморирование Процесс представляет собой перенос изображения цветных разводов краски с жидкой поверхности на декорируемый предмет: стекло, керамика, бумага, картон, дерево, металл, пластик, гипс, ткань и проч. Для работы необходимо иметь специальные краски для мраморирования. Мозаичная техника- искусство, имеющее многовековую историю. Древние цивилизации освоили технологию использования маленьких кусочков камней, керамики, создавая удивительные декоративные композиции. В настоящее время в мозаичной технике используются различные материалы: камни, стекло, смальта, керамика, кафельная плитка и др. Для получения определенных декоративных эффектов вместе с обычными материалами для мозаики можно комбинировать кусочки зеркала, а также другие декоративные элементы: ракушки, бусины и проч.Техника «Наложение патали Под термином «золочение», как правило, понимают процесс имитации золотого покрытия на различных предметах (картинные рамы, элементы мебели, части фриза и проч). Имитация золота, представленная в виде листов золотой фольги, называется Паталь.

  1. ВИДЫ ОРНАМЕНТА. ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОРНАМЕНТОВ.

Орнамент— узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграф., фантаст, астральный, пейзажный, животный, предметный.Все орнаменты условно можно разделить на изобразительные и неизобразительные (геометрический, символический). К геом.относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геом. фигур, линий и их комбинаций. Один из основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер. Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира — растения, животных(зооморф.мотивы) человека (антропоморфные м.) и т.д.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает: — ленточный;с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п. Композиционно-замкнутый,он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия). Сетчатый, или раппортный, орнамент. Мотив в нем повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях. Раппорт — минимальная площадь, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. Обычно пользуются прямоугольным раппортом. Таким образом, выбор раппорта способствует воплощению творческого замысла и тесно связан с содержанием композиции, с характером мотива.

  1. ТИП ОРНАМЕНТА

Орнамент— узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства. Может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: Геометрический орнамент. Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг – солнце, плетенка – воду.Растительный орнамент. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна — лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.Каллиграфический орнамент. Может состоять или из отдельных букв, или из целых предложений типа высказываний, пословиц, лозунгов и т.л. Этот орнамент наиболее характерен для древнего искусства Персии. Японии, арабских стран. Причина здесь кроется в том, что, например, вязь из арабских букв отличается удивительной пластичностью. Буквы русского алфавита тоже пластичны, а если сочетать их с растительным орнаментом, можно достичь значительного декоративного эффекта. Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Животный орнамент. Как и в растительном орнаменте, здесь встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей, прекрасно сочетается с растительным. Геральдический орнамент. Его элементами могут быть гербы, атрибуты войны – оружие, доспехи, факелы, знамена и др.; атрибуты музыкального и театрального искусства – лиры, трубы, маски. изображения подвергаются значительной переработке и упрощению. При этом существует опасность, что упрощенный рисунок не будет похож на оригинал. Применение гераль. орнамента уместно при оформ. тематических стендов, а также при тематической орнаментации изделий, например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту.

  1. ЧТО ТАКОЕ ЭНКАУСТИКА?

ЭНКАУСТИКА (греч. enkaustike, от encaio – жгу, выжигаю), техника живописи красками, замешенными на воске, которые накладывались и закреплялись при помощи нагревания. Применялась в древности в Египте, Греции и Риме для настенных росписей, в портретной живописи, в ску-ре и арх-ре для полихромной раскраски статуй и зданий. Высоко ценилась как средство наружной декорации зданий и кораблей. Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились кистью и раскаленным бронзовым стержнем с ложечкой и лопаткой на концах на подогретую основу, после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни. Постепенно техника энкаустики стала использовать менее трудоемкий «холодный способ».

Техника энкаустики. Энкаустика горячим способом. Чисто отшлифованную основу надо обжечь газовой лампой, после чего покрыть тонким слоем расплавленного чистого воска и прогладить утюгом. Излишки воска следует счистить тонким лезвием. Затем приготавливают грунт. В зависимости от пористости материала-основы — грунт под энкаустику: твердый или мягкий. Наносят грунтовку в горячем состоянии кистью или щеткой, каждый слой проглаживая электрическим утюгом. Толщина грунтовки должна быть не более 1-3 мм. Перед росписью поверхность прогревают инфракрасными лампами и пишут по ней подогретыми на водяной бане восковыми красками. Роспись по подогретой поверхности не требует оплавления готовой работы, т.к. краски плотно ложатся на поверхность. Готовую роспись можно покрыть масляно-восковым лаком. Полируют мягкой льняной тряпкой до блеска. Энкаустика холодным способом. Восковые росписи, выполняемые кистями холодным способом, применяются только для внутренних отделок. Основанием служат чисто отшлифованные сухие штукатурки, древесина, камень. Роспись выполняют кистями, применяя восковые краски, в том числе и эмульсионные, приготовленные по рецептам. При росписи поверхностей холодными восковыми составами краски дают плотный матовый слой, вначале довольно мягкий, но постепенно твердеющий по мере улетучивания растворителя и воды.

  1. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ НАСТЕННОЙ РОСПИСИ

Последнее время, необходимость в необычных дизайнерских решениях интерьера значительно увеличилась. Обычные материалы и технологии отделки помещений уже никого не удивляют. Декоративные штукатурки, настенная роспись, стенная и потолочная живопись стали возвращаться в богатые интерьеры. Художественные способы отделки отлично подходят для оформления квартир и для частных домов, для гостиных и для спален, для бассейнов и ванных комнат — оригинальная живопись на стенах и потолках может украсить любое помещение. Роспись стен и потолков гарантирует единичный экземпляр декоративной отделки. Художественная роспись, выполненная профессионалом — уникальная и неповторимая работа.

Фреска — один из древнейших способов украшения помещений. Это техника настенной росписи по ещё сырой штукатурке. Для настенной живописи, в древние времена, использовали известковые растворы, различные цветные минералы и песок. Настенные росписи, при высыхании, покрывались тонким прозрачным слоем, предохранявшим этот вид художественной росписи долгие века. Венецианские штукатурки – штукатурки, использующиеся не для выравнивания, а для финишной отделки стен. Свое название они обязаны городу Венеция, в котором они пережили второе рождение. Данный способ декоративной отделки был известен ещё со времен древнего Рима, затем стал не популярным, переставал применяться, а спустя столетия этот вид декоративной отделки снова стал популярным. Возродившие его мастера эпохи Ренессанса добавили свои авторские рецепты и техники, значительно обогатили разнообразие, изобрели множество новых разновидностей и технологий. В древности венецианские штукатурные смеси имели сложный состав, держащийся каждым мастером в строжайшем секрете. Сейчас такой секретности нет, но у каждого опытного специалиста свои хитрости, отточенные годами работы.

Венецианские штукатурки имеют в своем составе натуральные компоненты, позволяющие создавать иллюзию дорогих отделочных материалов, например мрамора или гранита.

Эволюция атриумных пространств: от элемента древней жилищной архитектуры до ключевого элемента в композиции современных гостиниц Текст научной статьи по специальности «Строительство. Архитектура»

УДК 72

Баушева М.Д. — аспирант, ассистент

E-mail: maria.b.arx@gmail.com

Московский архитектурный институт (Государственная академия)

Адрес организации: 107031, Москва, ул. Рождественка, 11

Эволюция атриумных пространств: от элемента древней жилищной архитектуры до ключевого элемента в композиции современных гостиниц Аннотация

Статья описывает ключевые этапы развития пространств атриумов, начиная с применения их в архитектуре жилища, с преобладанием утилитарно-хозяйственной функции, и переход к использованию в композиции гостиниц, с возрастанием высотности построек и сменой функциональной нагрузки на общественно-объединяющую. Рассматриваются прямые и косвенные прототипы современных атриумных пространств и применение атриумов в некоторых значимых проектах российских и зарубежных архитекторов.

Ключевые слова: атриум, отель, атриумное пространство, архитектура,

проектирование.

Введение

Автор книги «Атриумные здания» Ричард Саксон, один из крупнейших специалистов в этой области, еще в 1983 году прогнозировал, что атриумные здания станут одним из наиболее распространенных типов сооружений конца 20 века, и практика показывает, что это утверждение является актуальным и для века 21.

Атриум — эстетически привлекательное пространство, которое может, например, воссоздавать атмосферу маленьких городов с уютными улочками, сомасштабными человеку, или же вызывать восхищение своей грандиозностью и удовлетворять тягу к достижениям прогресса и высоким технологиям (например, достижения в области конструкций и материалов), слегка отдающую «синдромом вавилонской башни», так свойственным человеку. А главное, что атриумное пространство выполняет объединяющую, общественную функцию, что особенно важно в условиях современного мегаполиса.

В композиционном отношении в современных зданиях атриум выступает главным объединяющим пространством с вертикальным развитием. Результатом является вертикальное зонирование или же создание горизонтальных пространств с галереями, что позволяет создавать в гостиницах особый микроклимат, насыщенный воздухом и светом, вместо периодически встречающихся затесненных гостиничных коридоров.

С экономической точки зрения, атриумное пространство может быть вполне оправдано, при условии, что здание грамотно спроектировано (например затраты на отопление могут быть восполнены доходом от торговых точек, расположенных в здании, и рассчитаны как на постояльцев, так и на постоянное пользование жителями города). Повышение затрат в таком случае окупается экономичной эксплуатацией. Ричард Саксон приводит следующие доводы: «Дополнительные расходы, связанные с сооружением крыши над атриумом, разработкой специальных мер противопожарной защиты, средств транспорта и озеленения, компенсируются экономией на высотах и площадях ограждения. Их возведение осуществляется быстрее, чем аналогичных высотных зданий. Они потребляют меньше энергии, в них легче уменьшить потери тепла, создать естественное освещение и использовать солнечную энергию» .

Таким образом, атриум — это не только и не столько формальный архитектурный элемент, сколько пространство, применявшееся в различные эпохи, условное обозначение комфортной и многофункциональной среды, что особенно важно в современной архитектуре, когда остро стоит проблема гуманизации среды обитания человека.

Почему включение атриумных пространств в композицию гостиничных комплексов актуально именно в России? Одним из важнейших факторов являются климатические условия. Атриумное пространство помогает создавать комфортную

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

общественную среду, как в переменчивых условиях климата средней полосы России, так и в более холодных или, напротив, жарких регионах.

Переходя непосредственно к теме данной статьи, следует обратить внимание, что универсальность и востребованность атриума в современной архитектуре подтверждается долгой историей развития и применения данного композиционного элемента.

Эволюция атриумного пространства

В первую очередь дадим определение понятия атриум. Атрий, Атриум (лат. Atrium) -1) центральное помещение древнеитальянского и античного римского жилого дома с верхним светом, обычно с отверстием в крыше (комплювий), через которое накапливалась вода в расположенном под ним мелком бассейне (имплювии); 2) в позднеримской, раннехристианской, византийской архитектуре — окруженный аркадой открытый двор; в качестве открытого, замкнутого двора находит применение в сооружениях современной архитектуры . В современной архитектуре атриумом называется центральное, как правило, многосветное, распределительное пространство общественного здания, инсолируемое через зенитный световой фонарь или проем в перекрытии.

Проследим развитие атриумного типа жилища, начиная с первых известных в истории архитектуры источников.

Первые памятники с пространственной композицией встречаются еще в архитектуре жилища Древневосточных Деспотий: на примере сохранившегося города Ура (ок. 1926 г. до н.э. Вавилон) можно составить представление о господствовавшем типе жилой архитектуры: «дома многокомнатные, дворового типа, развивающие дальше композицию дома эпохи родового строя. Центральный двор каждого дома покрыт кирпичной вымосткой. В середине двора устроен сток для воды, часто тут помещали бассейн» .

В архитектуре хеттов храмы и дворцы строились по вавилоно-ассирийскому образцу, т.е. по развитому плану дворового типа многокомнатного дома» .

«План египетского дома подобен плану всякого жилища азиатского типа: это -замкнутое помещение, с фасадом без окон, освещаемое только со стороны внутреннего двора. План воспроизводит несообщающиеся между собой залы, расположенные вокруг внутреннего двора» . То есть прототипы атриумных пространств возникают еще в XV в. до н.э., получив дальнейшее развитие в Греции и затем в Риме.

В греческом жилище внутренний дворик представлял собой центральную часть дома с проемом прямоугольной формы в крыше — «комплювием» и небольшим бассейном для дождевой воды — «имплювием» . «Эллинистический дом — замкнутый в себе мир, группирующийся вокруг перистиля. Это типичный южный дом, комнаты его очень тесно связаны со двором, совершенно открытым сверху и сливающимся с небом». В своей книге «Очерки по истории архитектуры» Н. Брунов очень подробно рассматривает этот архитектурный тип, сравнивая его с египетскими двориками и классическим периптером: «сравнительный анализ классического периптера и эллинистического перистиля вскрывает между ними глубокое различие в трактовке архитектурной формы. Принципиальная разница между египетским двориком, окруженным колоннами, и эллинистическим перистилем состоит в греческом ордере, который совершенно по-иному перетолковывает пространство двора, внося в него человеческую мерку — основное свойство греческой колонны» . Однако для нас важно, что в целом атриумное пространство, несмотря на его функциональную значимость в вышеупомянутых типах жилых домов, не только не исчезает, но продолжает развиваться, видоизменяясь вплоть до нашего времени.

Говоря об эволюции атриумного пространства от внутреннего двора Восточных Деспотий к типу классического античного атриума, следует обратить внимание на два важных момента. Во-первых, именно в Древней Греции (а точнее в эллинистический период) атриумное пространство приобретает общественную функцию, характеризующую современные атриумные пространства. До этого функция была чисто утилитарнохозяйственной, обусловленной в основном нуждами семьи, обеспечением необходимого уровня защиты и климатом. А во-вторых, стоит разобраться, в связи с чем происходит такое качественное изменение. Итак, рассмотрим этот процесс более подробно.

На протяжении долгого времени уже сформированный тип южного дома с внутренним двором не претерпевает изменений и переходит в жилую архитектуру Древней Греции. Это еще не совсем классический атриум, в том виде, в котором он затем перейдет в римскую архитектуру. Изменения начинают происходить в эпоху Эллинизма, и это, пожалуй, самый показательный случай, на основании которого можно проследить взаимосвязь мировоззрений, социально-политической ситуации и архитектурного элемента. Для понимания этого процесса сначала необходимо рассмотреть, какие изменения происходят по сравнению с Древневосточными деспотиями. Они подробно рассмотрены в книге Н.И. Брунова «Очерки по истории архитектуры».

Основным достижением греческой и римской архитектуры явилось выделение архитектуры в самостоятельную сферу деятельности. В Восточных деспотиях можно говорить о соединении различных видов искусств и науки в «единое недифференцированное пространство» на службе связующего начала — религии. Наблюдается процесс усложнения культуры, который продолжается до наших дней. «Восточного обожествленного деспота сменил на арене истории гражданин греческого демократического государства, с его развитой личностью, с его рационализмом, с его стремлением к анализу и к осознанию явлений внешнего мира, к разумному порядку и классификации» . С точки зрения мировоззрения, греческий человек еще достаточно религиозен, но пантеон Богов отличается тем, что его тоже «меряют человеческими мерками». Ордерная система, в которой мерилом является человек, лучше чем что бы то ни было характеризует изменения в типе мышления (достаточно сравнить колоссальные, возможно, даже подавляющие залы Карнака и Парфенон, с его «курватурами»). Возникает философия (I тыс. до н.э.), мышление теперь характеризуется понятиями любознательность, любовь к полемике. Демократический режим ведет к возникновению принципа Агоры — решение проблем путем голосования. «Жизнь протекала на площадях, в суде, под портиками; демократическая щепетильность, столь благоприятная для развития общественных зданий, наоборот препятствовала выставлению напоказ богатства частных лиц. Роскошные дома в Греции появляются в македонскую эпоху, вместе с монархическими нравами» .

Наступает эллинистическая эпоха. Назрела потребность в централизации государства, в управленческом аппарате, который бы обеспечил безопасность, внутреннюю и внешнюю. Появление такого аппарата в корне меняет общественную жизнь граждан — они меньше заботятся о государстве, зато обращают больше внимания на личную жизнь. Эти изменения отражаются на архитектуре: «если в классическую эпоху V века ведущим архитектурным типом было монументальное здание — храм, то в эллинистическую эпоху III и II веков эту роль играет частный дом» — «перистиль» . С этого момента можно говорить о возникновении классического атриума.

Рассмотрим подробнее эллинистический перистильный дом. Это «замкнутый мирок разбогатевшего рабовладельца, который мало интересуется общественными и государственными делами, предоставляя заботиться о них центральному государственному бюрократическому аппарату, созданному эллинистической монархией. Граждане эллинистического города замкнулись в своем домашнем быту, в семейном кругу; отсюда появилась и все росла тенденция устроить свой дом внутри возможно богаче и роскошнее. Место классического идеала общественного монументализированного человека-героя занял обыватель с его повседневными потребностями, нуждами, стремящийся устроиться поудобнее и пороскошнее и в своем эгоизме в первую очередь думающий о самом себе» . Таким образом, влияние изменений, произошедших в сознании людей и политическом строе государства, на исследуемый архитектурный элемент очевидно, и может помочь объяснить актуальность атриумных пространств сегодня, о чем более подробно будет сказано позднее.

В римскую эпоху план атриумного дома слегка видоизменяется, добавляется роскошь, в объемно-пространственном решении появляются вариации, описанные Витрувием, но в целом дом остается греческим. Роль атриума в инсулах (многоэтажных домах) выполнял световой дворик. В этот период определились основные приемы формирования атриума, которые органично сочетали в себе функцию и эстетику. Функционально он служил парадным «залом» для приемов гостей, играл центральную объединяющую роль в плане

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

дома, защищал внутренние пространства от природных воздействий, способствовал созданию в доме благоприятного микроклимата. Эстетические задачи решались за счет связи атриума римского дома с внешней средой и оформлением его интерьера предметнопространственным наполнением и убранством . То есть наметившаяся в эллинистической Греции тенденция интеграции ощущения «общественности» продолжает развиваться.

Следующей важной ступенью становления современного атриумного пространства можно считать итальянские палаццо эпохи Ренессанса. «В Италии дворец представляет собой прямоугольное здание, в середине которого устраивается двор; само помещение распадается на анфиладу зал. Галереи, в каждом этаже идущие вокруг двора, имеют непосредственный выход в залы, которые в то же время сообщаются между собой. Из соображений безопасности в старых флорентийских дворцах окна размещены таким образом, чтоб извне совершенно нельзя было видеть, что происходит внутри» . То есть принципиальная схема практически дословно повторяет композицию и суть античного атриума. Но самое главное, что следует отметить в этот период, это переход к многоэтажности здания и, соответственно, многосветности атриумного пространства, что еще больше приближает нас к тому, что принято называть атриумным пространством в современной архитектуре.

Считая общественное многосветное пространство в итальянской жилой архитектуре эпохи Ренессанса прямым прототипом современных атриумных пространств, автор статьи также относит к пространствам, оказавшим влияние на становление данного пространственно-композиционного приема, следующие архитектурные памятники: европейские театры XVI-XVII веков, являвшиеся пространствами ярусного типа с верхним освещением; европейские театры начала XIX века, вестибюли которых по признаку многоярусности общественного интегрального пространства схожи с атриумными пространствами; оранжереи и павильоны выставок в Европе конца XVIII века, с применением большепролетных остекленных кровель. В современных атриумных пространствах гостиниц часто используется озеленение, имеющее своим прототипом именно оранжереи, наполнение которых сначала перешло в остекленные дворы-сады в английских «состоятельных» домах, затем было привнесено в оформление лестничных холлов в многоэтажных домах, а позднее стало использоваться в гостиничных комплексах ведущих корпораций США и Европы в XIX веке.

Одними из первых примеров современных атриумных пространств стали атриумы в американских гостиницах конца XIX веке: Отеле Palace в Сан-Франциско, открытом в 1875 году, и Отеле Brown Palace в Денвере, построенном архитектором Фрэнком Эдбруком и открытом в 1892 году. В Отеле Palace впервые появляется 6-этажный атриум, выполняющий общественно-объединяющую функцию, с активным использованием озеленения и введением понятия «панорамный лифт», который сейчас является одним из неотъемлемых элементов атриумных пространств. Отличительной особенностью Отеля Brown Palace в Денвере является его треугольная форма, где атриум частично выходит на фасад здания. Таким образом, в этих двух постройках мы видим, как начинают складываться приемы композиционного размещения атриумного пространства: внутри здания в центре; с выходом на фасад здания; размещение в угловой части здания. Также можно отметить окончательный переход функции атриумного пространства с утилитарно-хозяйственной к объединяющей общественной, с ярко выраженной эстетической составляющей, которая продолжает развиваться дальше в проектах XX века, с еще более полным наполнением торговыми точками, озеленением, предприятиями питания, конференц-залами и т.д.

Наибольшего наполнения различными функциями и интеграцией ощущения общественности атриумное пространство достигает в проектах современных отелей. А к первым наиболее известным гостиницам большой вместимости и с наличием развитого атриумного пространства надо отнести отели, спроектированные американским бюро John Portman & Associates:

— проект 1965 года Отель Hyatt Regency в Атланте. Атриумное пространство высотой в 23 этажа, с панорамными лифтами, наполненное архитектурными и декоративными элементами, призванными придать грандиозному общественному пространству человеческий масштаб, с применением крупногабаритной абстрактной

скульптуры в интерьере. Общественная функция атриумного пространства лобби и жилая функция размещены в едином объеме;

— проект 1974 года Отель Westin Peachtree Plaza. Архитектор, памятуя о важности свободного пространства, вновь «взрывает» базу отеля вокруг центра, что позволяет создать в башне динамическое, 5-уровневое, 90-футовое, стремящиеся ввысь атриумное пространство лобби. Элементы искусства и природы, включая деревья и воду, были интегрированы в оригинальный дизайн. Простые бетонные формы удовлетворяют строгим финансовым критериям, в то же время формируют динамическое пространство. Следует отметить применение другого пространственного решения — 72-этажная гостиничная «башня» воздвигнута на 7-этажный подиум с атриумным пространством, с размещением в нем многочисленных площадей общественного назначения, необходимых для отеля на 1100 мест, от регистрации до гостиных, обеденных зон и рекреаций;

— проект 1982 года Отель Atlanta Marriot Marquis. Отель представляет собой параболическую форму, взмывающую из крупного прямоугольного подиумного основания. Отличительной особенностью атриумного пространства является его криволинейная форма. Подиум включает выставочный зал, конференц-центр и два больших бальных зала. Отсюда атриум взмывает на высоту 515 футов, сужающийся от широкого криволинейного до более узкого линейного по конфигурации в уровнях номеров, расположенных вверху. Гостей на уровни этажей доставляют стеклянные лифты, давая возможность почувствовать динамику и переменчивость видов внутреннего пространства. Лобби создает ощущение европейской площади. Деревья, растения и фонтаны создают среду, подобную парковой, в которой можно найти множество разнообразных ресторанов и кафе, спрятанных в маленькие, более уютные пространства. Пешеходные переходы соединяют атриумное лобби на верхнем его уровне с офисными башнями и другими компонентами комплекса Peachtree Center.

Расположившись на расстоянии всего в несколько кварталов друг от друга, группа этих трех отелей Peachtree Center отражает 20-летнюю эволюцию применения внутреннего атриумного пространства, проектируемого для повышения общественной функции и производимого на гостей впечатления. В качестве примеров проектов с применением атриумных пространств работы бюро John Portman & Associates выбраны в связи с тем, что в них встречаются различные примеры композиционного размещения атриумов (в едином объеме; башня, размещенная на подиуме, объединенные атриумным пространством в единый организм и т.д.), а также поскольку данная архитектурная группа, по мнению автора, заложила базу для дальнейших проектов отелей с применением атриумных пространств по всему миру.

«С 50-х по 70-е годы 20 века было возведено несколько сотен атриумов. Появляются многочисленные варианты решений гостиниц в целом и атриумных пространств в них в частности. Например, в масштабе объекта или применяемой технологии, в новаторстве идей или используемых материалов. К настоящему времени атриумных зданий по всему миру существует несколько тысяч. И популярность их растет» . Появляются очень эффектные решения, например атриумная гостиница Бурж Аль Араб (Burj al Arab) в Дубае (проект компании Аткинс (Atkins) 2000 г.), в которой важнейшими пространствообразующими элементами явились атриум и цветная динамичная подсветка фасада. Решения, появляющиеся в современной архитектуре, также представляют интерес, а атриумные здания становятся все более востребованным типом зданий — эффектных, современных, экономичных и энергоэффективных.

Заключение

В данной работе, опираясь на сопоставление существующих определений термина «атриум», произведено его уточнение в соответствии с целью и задачами исследования. Был установлен ряд исторических прототипов, обладавших различными сочетаниями этих признаков. Рассмотренные прототипы подготовили условия для появления в середине XIX века первых «современных» атриумных пространств. Универсальность и «долгая» жизнь атриумного пространства предопределила развитую типологию атриумных зданий.

«В наш электронный век нужна особая привлекательность общественного пространства, чтобы заставить человека покинуть свое насыщенное телекоммуникациями жилище. Потому общественные центры должны быть в высшей степени оборудованными, наполненными жизнью и культурой» . Главным аргументом, говорящим о разумности использования атриумного пространства, является социокультурный фактор. Среда атриума привлекательна как место общения людей. В социальных, производственных, конторских учреждениях это пространство способно противостоять децентрализации учреждений, увеличивая деловую активность, объединяя людей.

Список литературы

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Саксон Р. Атриумные здания / пер. с англ. А.Г. Раппапорта; под ред. В. Л. Хайта. -М.: Стройиздат, 1987. — 138 с.

2. Поплавский В.С. Архитектурно-строительный словарь. — М.: СЛАВА, 1993. — 320 с.

3. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 1. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 400 с.

4. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 2. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 540 с.

5. Шуази О. Всеобщая история архитектуры / Огюст Шуази; . — М.: Эксмо, 2008. — 704 с.

6. Земов Д.В. Эволюция и тенденции формирования современных атриумных пространств. // Архитектон: известия вузов, 2004, № 03 (8). URL: http://archvuz.ru/numbers/2004 3/ia3 (дата обращения: 02.11.2011).

7. Швалева О.В. Атриумные пространства в структуре жилых зданий // Международная конференция молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна — 2010». URL:

http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz30 pril/index.htm (дата обращения:

25.10.2011).

9. Сайт архитектурного бюро Дж. Портмана — URL: http://portmanholdings.com/ (дата обращения: 27.10.2011).

10. Сайт архитектурного бюро Дж. Портмана — URL: http://www.portmanusa.com/home.php (дата обращения: 27.10.2011).

11. Bednar M. J. The new atrium. — New York: Mc Graw-Hill, 1986. — 7 p.

Bausheva M.D. — post-graduate student, assistant

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

E-mail: maria.b.arx@gmail.com

Moscow Institute of Architecture (State Academy)

The organization address: Rozhdestvenka str., 11, GSP, 107031 Moscow, Russia

Evolution of atrium spaces: from the element of residential building to the key element

in composition of contemporary hotels

Keywords: atrium, hotel, atrium space, architecture.

1. Sacson R. Atrium buildings/trans. A.G. Rappaport; red. V.L. Hait. — Moscow: Stroyizdat, 1987. — 138 p.

2. Poplavskii V.S. Architectural glossary. — Moscow: Slava, 1993 — 320 p.

3. Brunov N.I. Essays of the history of architecture / Book 1 — Moscow: CenterPoligraf, 2003. — 400 p.

4. Brunov N.I. Essays of the history of architecture / Book 1 — Moscow: CenterPoligraf, 2003. — 540 p.

5. Shuasi O. History of architecture. — Moscow: Ecsmo. 2008 — 694 p.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

6. Zemov D. Evolution and tendentions in forming of contemporary atrium spaces/ Article —

Architecton: the news of HEI. 2004. № 03 (8). URL:

http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2004 03/template article?ar=TA/ia3 (reference date: 02.11.2011).

25.10.2011).

Leave a Comment