Балтийское Море На Карте

Океаны, озёра и реки

Балтийское море

Располагается Балтийское море между Центральной и Северной Европой, входит в бассейн Атлантического океана. Водоём омывает берега таких государств как Россия, страны Прибалтики (Эстония, Литва, Латвия), Польша, Германия, Дания, страны Скандинавии (Финляндия, Швеция). Площадь водной поверхности равна 415 тыс. кв. км. Объём составляет 21,7 тыс. куб. км. Максимальная длина равна 1600 км. Максимальная ширина составляет 193 км. Средняя глубина соответствует 55 метрам, а максимальная 459 метрам. Длина береговой линии равна 8 тыс. км.

География

Водоём связан искусственными каналами с Северным и Белым морями. В первом случае это Кильский канал (длина 98 км). Он позволяет судам, не огибая Ютландию, сразу попадать в Северное море. В восточной части канала находится немецкий город Киль, в западной город Брунсбюттел. Что касается Белого моря, то путь к нему проходит через Беломорканал.

Естественным путём Балтика связана с Северным морем через проливы Каттегат (длина 200 км) и Скагеррак (длина 240 км). Это водная масса между Ютландией и Скандинавией.

Заливы

На Балтике имеются следующие большие заливы: Ботанический, Финский, Рижский, Куршский.

Ботанический залив находится в северной части водоёма между Швецией и Финляндией. В южной части имеет Аландские острова. Его площадь составляет 117 тыс. кв. км.

Финский залив располагается в восточной части Балтики. Он омывает берега Эстонии, России и Финляндии. Его площадь составляет 29,5 тыс. кв. км. На его берегах расположены такие крупные города как Санкт-Петербург, Хельсинки и Таллин.

Куршский залив представляет собой лагуну, отделённую от моря Куршской косой. Её площадь равна 1610 кв. км. Воды залива принадлежат Литве и Калининградской области России. В месте соединения этого небольшого водоёма с морем находится город Клайпеда.

Острова

Аландские острова представляют собой архипелаг в Ботаническом заливе. В нём насчитывается 6757 островов, но только на 60 живут люди. Самым большим островом считается Аланд с площадью 685 кв. км. Общая площадь архипелага составляет 1552 кв. км.

Остров Готланд (Швеция) располагается в центральной части моря и в 100 км от шведского побережья. Его площадь равна почти 3 тыс. кв. км. Проживет на нём около 57 тыс. человек.

Другой шведский остров носит название Эланд. Его площадь составляет 1342 кв. км. На этом клочке суши живут 25 тыс. человек. Каждое лето они принимают не менее 500 тыс. туристов.

Остров Борнхольм хоть и находится недалеко от шведского побережья, но принадлежит Дании. Его площадь составляет 588 кв. км. На ней проживают 42 тыс. человек. От острова до Копенгагена 169 км, а до Швеции 35 км.

Польше принадлежит остров Волин с площадью 265 кв. км. На нём находится город Волин с населением около 5 тыс. человек.

Остров Рюген принадлежит Германии. Его площадь составляет 926 кв. км. На ней проживает 77 тыс. человек. Это земли прусской провинции Померании.

К крупным островам относится и эстонский остров Сааремаа, входящий в Моонзундский архипелаг. Он полностью принадлежит Эстонии. Что касается Сааремаа, то его площадь составляет 2,7 тыс. кв. км с населением 35 тыс. человек. В архипелаге насчитывается 4 крупных и примерно 500 мелких островов. Их общая площадь составляет около 4 тыс. кв. км.

Реки, впадающие в Балтийское море

В солёный водоём впадают такие реки как Нева с длиной 74 км, Нарва (77 км), Даугава или Западная Двина (1020 км), Неман (937 км), Висла (1047 км), Преголя (123 км), Вента (124 км), Одра или Одер (903 км).

Балтийское море на карте

Гидрология

Примечателен водоём тем, что в нём постоянно присутствует большой избыток пресных вод. Поступают они из рек и в результате осадков. Поверхностные солёные воды уходят в Северное море через проливы Каттегат и Скагеррак. А вот солёная вода поступает в Балтику тем же путём, но только посредством глубинного течения.

Где находятся балтийское море на карте полушарий

Приливы незначительные. Их величина не бывает больше 20 см.

Гораздо большее влияние на уровень воды у берегов оказывает ветер. Он может поднимать уровень до 50 см, а в узких заливах и бухтах до 2 метров. Если же говорить о стоячих волнах (сейши), то здесь амплитуда колебаний доходит до 50 см.

Что касается штормов, то в целом Балтийское море спокойное. Высота волн не превышает 4 метров. В редких случаях ветра могут создавать волны с высотой 10 метров. Так как солёность воды небольшая, то в зимний период корпуса судов могут подвергаться обледенению.

Лёд появляется в заливах в ноябре месяце. Это касается северных и восточных районов. При этом толщина ледяной корки может доходит до 60-65 см. Южные и центральные части водоёма льдом не покрываются. Сходит ледяной покров в апреле месяце. На севере плавающие льдины можно встретить в июне месяце. С 1720 года водоём замерзал полностью 20 раз. Последний такой случай был зафиксирован в январе 1987 года. В этот период была чрезвычайно суровая зима в Скандинавии.

В центральных районах моря цвет воды голубовато-зелёный. Она также имеет и максимальную прозрачность. Чем ближе к берегам, тем прозрачность уменьшается, а цвет меняется на бледно-зелёный с желтоватым или коричневым оттенком. Причиной плохой прозрачности часто бывает планктон.

Температура воды и солёность

В центральных частях моря температура поверхностных слоёв воды составляет 14-17 градусов по Цельсию. В Ботаническом заливе соответствующие величины равны 9-12 градусам по Цельсию. А вот в Финском заливе на 1 градус теплее, чем в центральной части. На глубине температура вначале снижается, а затем повышается. У дна она составляет 4-5 градусов по Цельсию.

У морской воды солёность уменьшается с запада на восток. В крайних западных точках она равна 20 промилле у морской поверхности. На глубине достигает 30 промилле. В центре водоёма солёность у поверхности равна 7-8 промилле. На севере составляет 3 промилле, а на востоке 2 промилле. С глубиной данные цифры увеличиваются и доходят до 13-14 промилле.

Хельсинкская конвенция 1992 года

В 1992 году государства, берега которых омываются Балтийским морем, подписали конвенцию о неукоснительном соблюдении экологического и морского права в водах Балтики. Руководящим органом конвенции является Хельсинкская комиссия (ХЕЛКОМ) или Комиссия по охране морской среды. Договаривающимися сторонами выступают Россия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Германия, Польша. Ратифицированные грамоты депонированы Германии, Швеции и Латвии в 1994 году, Финляндии и Эстонии в 1995 году, Дании в 1996 году, Литве в 1997 году, России и Польше в 1999 году.

Конвенция свидетельствует о высокой ответственности, которую испытывают люди по отношению к уникальному региону, сформированному балтийскими водами. Его флора и фауна не должны подвергаться риску экологической катастрофы.

Сергей Губанов

Балтийское море — карты морей

На протяжении 35 лет сотрудниками лаборатории геологии Атлантики Атлантического отделения института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР, а затем и РАН проводились комплексные исследования Балтийского моря. Наряду с отбором донных отложений, проведением геофизических работ, постоянно осуществлялись записи рельефа дна. Экспедиции проводились на академических судах, таких как Э/С «Профессор Добрынин», НИС «Профессор Штокман», Э/С «Шельф», НИС «Академик Курчатов», НИС «Академик Сергей Вавилов». В настоящее время, хотя как бы вторым планом, но записи рельефа продолжаются в экспедициях на судах НИС «Академик Келдыш» и НИС «Профессор Штокман». В общей сложности проведено более 50 экспедиций. На этапе многолетних научно-исследовательских работах в море приняли участие многие инженеры, научные сотрудники, лаборанты и аспиранты. Особо следует выделить руководящий и научный состав экспедиций, в том числе заведующего лабораторией Е.М. Емельянова, А.И. Блажчишина, В.М. Литвина, Г.С. Харина, Н.И. Свиридова, О.С. Пустельникова, Э.С. Тримониса, зам. директора музея Мирового океана B.Л. Стрюка, В.В. Сивкова, М.В. Руденко.

По мере накапливания информации о рельефе дна Балтийского моря, проводились обобщения как в виде батиметрических карт, так и других видов анализа. Первая батиметрическая карта для центральной и юго-восточной частей моря была составлена автором в 1967 г. При составлении карты использовались материалы промеров, выполненных тогда еще не в многочисленных рейсах Э/С «Профессор Добрынин» и Э/С «Шельф». Кроме того, привлекались данные с навигационных карт.

Балтийское море на карте

Однако в связи с существующими тогда ограничениями на издание таких материалов, карта не была опубликована.

В 1970 г. В.К. Гуделис в статье дал описание наиболее заметных особенностей геологии и геоморфологии центральной части Балтийского моря. В 1974 г. В.М. Литвиным была опубликована первая обзорная геоморфологическая карта, на которой показаны типы подводного рельефа и наиболее выделяющиеся отдельные формы .

Наиболее содержательным и значимым обобщением многолетних комплексных исследований Балтийского моря стала монография — «Геология и геоморфология Балтийского моря», опубликованная Лабораторией геологии Атлантики и Литовским геологическим институтом в 1991 г. Работа является сводной объяснительной запиской к картам: геологической, четвертичных отложений, батиметрической и геоморфологической в масштабе 1:500 000. Батиметрическая карта была составлена В.М. Литвиным. Надо отметить, что основным недостатком этой работы является то, что все исследования проводились в Балтийском море, дифференцированном на географическом принципе, т.е. разделение не его дна, а водной поверхности. Так, например, была выделена Северная Балтика, Средняя Балтика, Южная Балтика и т.д. Хотя для составления карты широко использовались навигационные пособия, разного рода другие карты, схемы, профили, но безо всякого сомнения, работа расширила наши знания о рельефе и придала им качественно новый уровень. Так, для составления геоморфологической карты впервые привлечена известная в геоморфологии триада, а именно: морфология, генезис и возраст отдельных категорий и форм рельефа .

Из зарубежных работ надо выделить батиметрическую карту центральной Балтики, составленную по Литовско-Шведскому проекту «Батиметрия и осадки Балтийского моря (GEOBALT)» редактор Гялумбаускайте . В работе принимали участие сотрудники институтов всех прибалтийских стран, в том числе Польши и России. Это многонациональная работа, и в изображении рельефа в некоторой степени сохранены авторские особенности изображения рельефа, даже при едином редакторе. Особенно это заметно на юго-восточной части дна Балтийского моря. Безусловно, достоинством карты является хорошая проработка мелководных прибрежных участков шельфа.

Наши записи рельефа дна последних лет базировались на современной системе навигации GPS и составили несколько 10 тыс. миль. Собранные материалы мы продолжали разносить на планшеты-основы и составлялись карты на отдельные участки дна моря, которые затем были использованы для монтажа врезок и завершения авторского этапа составления карт, базирующейся на положении о геоморфологической экстраполяции рельефа, на протяжении многих лет являвшейся идеологией геоморфологических исследований. Полученные данные стали опорным массивом и последним его обобщением в виде новой батиметрической карты (рис. 1). Эти материалы не только увеличили общий объем данных по рельефу, но и изменили наши представления о строении отдельных участков дна Балтийского моря.

В связи с тем, что в работе обобщены материалы за значительный экспедиционный период в истории исследования рельефа дна Балтийского моря, нами проведена оценка использованного материала. Это позволило осознать и оценить реальный научный уровень конечного «продукта». Вплоть до применения в качестве самописца фототелеграфного аппарата «Ладога», запись и отсчет глубины, а также определение места положения судна, еще долгое время оставались на очень низком уровне. Надо отметить, что использование прецизионной приставки к эхолоту повысило не только точность отсчета глубины до 1 м, но и стало возможным исследовать экзогенные процессы, проявляющиеся в микроформах рельефа дна Балтийского моря. Что касается способов определения местоположения судна на галсе или на геологической станции, то здесь ситуация тоже многие годы не соответствовала высоким требованиям научно-исследовательских работ, поскольку величины ошибок были не равноточными и имели довольно значительный диапазон разброса. Так, в прибрежной части моря положение не такое безнадежное, т.к. используемые здесь способы и приборы позволяют иметь точность, определяемую первыми десятками метров. В открытом море, где применялись менее надежные технические средства и астрономические определения, ошибка в определении места судна увеличивается до 1 мили.

Ситуация резко изменилась с момента установки на судах спутниковой системы навигации типа GPS. Такое оборудование впервые было установлено на НИС «Академик Курчатов», а затем на судах: НИС «Академик Келдыш», НИС «Академик Сергей Вавилов», НИС «Профессор Штокман», НИС «Академик Иоффе». Материалы по рельефу дна, которые были получены на базе спутниковой навигационной системы GPS, при составлении карты улучшили качественный состав данных как по навигации, так соответственно и по положению значительного массива глубин, охватившего многие морфоструктурные формы и отдельные элементы рельефа дна Балтийского моря.

Таким образом, проводя оценку данных по рельефу дна Балтийского моря по признаку точности привязки места положения глубин, можно их отнести к области прибрежных исследований (это не более 10-15 миль, вероятно, до глубин 20-30 м) и выделить открытую часть моря.

При просмотре эхолотных лент проведена общая дифференциация дна по морфологическим признакам с выделением поверхности прибрежного мелководья и верхней части материкового склона, где на слабоволнистой и наклонной поверхности встречаются небольшие врезы, оползни, наложенные аккумулятивные формы, небольшие гряды, холмики и другие осадочные и мореные образования. С учетом величины неточности определения местоположения судна в пространстве, в реальности все формы будут искажены соответственно. Однако, учитывая масштаб нашей карты, все эти «неприятности» поглощаются в величине конкретного линейного соотношения пространства карты и местности, а именно в 1 мм карты вмещается 500 м местности. В открытой части моря влияние ошибки положения места глубин, которая в отдельных случаях достигала почти 2000 м, на изображение форм рельефа может быть более заметным. Особенно это четко проявляется на уровне отображения микроформ и главным образом в неоправданном искривлении изолиний. При этом надо иметь в виду, что такая зависимость в меньшей мере сказывается в северо-западной, северной (в районе Аланских островов) и в западной (по всей длине Финского залива) и других частях Балтийского моря, где рельеф достаточно сложный, предопределенный тектоническими процессами и сохраняет следы сильного экзарационного влияния последнего оледенения.

Современный рельеф дна открытой части моря представляет четко выделенные морфоструктурные элементы, такие как впадины, пороги, желоба, плато, валообразные поднятия и др. На основе таких данных была составлена схема главных морфоструктур поверхности дна Балтийского моря (рис. 2). С привлечением данных из работы, где показаны такие формы рельефа как плато, уступы, валы и другие формы рельефа , наша схема будет законченной.

В тех случаях, когда были проведены более детальные полигонные исследования, проявились некоторые особенности в строении рельефа склона в Финском заливе, восточного склона Готландской впадины, Слупского желоба, Гданьско-Готландского порога и других участков дна. Такие примеры детальных работ могут явиться началом картирования рельефа в более крупном масштабе. Это важно при изучении процессов осадконакопления, размыва и переноса осадочного материала, изучения придонных течений и решения целого ряда других проблем.

Надо отметить, что по существующей в картографии системы классификации топографических карт, созданная нами карта в М 1:500 000, относится к обзорно-топографическим (рис. 1), отвечающих результатам проявления в регионе эндогенных процессов. Однако, показанные на карте врезки — это карты, составленные по материалам детальных полигонных исследований, которые явно свидетельствуют о необходимости укрупнения масштабов эхолотной съемки и обработки материалов. Только такие работы позволят нам вести исследования как в геологии, так и в геоморфологии на уровне выявления современных экзогенных процессов, в том числе размыва, переноса и переотложения осадочного материала,

В процессе работы в экспедициях и над составлением батиметрической карты дна Балтийского моря формировался банк данных по рельефу. Общий объем данных в настоящее время составляет около 60 000 точек глубин, сформированных в формате ASCCII. Банк данных воспринимается такими современными пакетами как ArcVieW и ArcInfo. Уже есть первые результаты обработки материалов: получена батиметрическая и карта углов наклона. Таким образом, с завершением длительного периода анализа данных и представления результатов в виде авторских карт, начат переход к современным компьютерным технологиям ГИС. В ближайшее время в Атлантическом отделении Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН будет завершено составление электронного типа батиметрической карты Балтийского моря.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буданова Л.Я., Затонский K.К., Ларина Н.И., Марова Н.А. К вопросу о методике составления батиметрических карт // Тр. ИО РАН. 1960. Т. 44. С. 54-62.

2. Гялумбауекайте Ж.А. и др. Геоморфология // Геология и геоморфология Балтийского моря. Л.: Недра, 1991. С. 291-313.

3. Гуделис В.К. Общие черты геологии и геоморфологии дна Центрального сектора Балтийского моря // Балтика. 1970. Т. 4. С. 103-114.

4. Литвин В.М. и др. Исходные данные и принципы составления карт // Геология и геоморфология Балтийского моря. Л.: Недра, 1991. С. 40-50.

5. Литвин В.М. Геоморфологическая изученность // Геология и геоморфология Балтийского моря. Л.: Недра, 1991а. С. 19-26.

6. Литвин В.М. Основные черты геоморфологии дна Балтийского моря // Вопросы четвертичной геологии. 1974. Т. 7. С. 99-108.

7. Салищев К.А. Картоведение. М.: Изд-во МГУ. 1976. 437 с.

8. Удинцев Г.Б., Агапова Г.В. О методике морских геоморфологических исследований с применением прецезионнного аппарата «Ладога» // Океанология. 1964. Т. 4. Вып. 1. С. 156-167.

9. Bathymetric map of the Central Baltic Sea / Ed. Gelumbauskaite L.Z. Vilnius-Uppsala, 1998.

Пролив соединяющий Северное и Балтийское моря

Широкие проливы Скагеррак и Каттегат воспеты в сагах о викингах. Это древний морской путь из Балтики в Северное море, а оттуда — в Атлантику. Та его половина, что открывается в Северное (на старых картах — Немецкое) море, называется проливом Скагеррак. В переводе с древнескандинавского это означает «против выступающего мыса». Имеется в виду глубоко вдающийся в море мыс Скаген — самая северная точка Ютландии. Граница между Северным морем и проливом проходит между мысами Линнеснес и Ханстхольм (каждый со своим маяком), граница между Скагерраком и Каттегатом — по мысу Скаген и шхерам Патер-Ностер (не иначе как без молитвы «Отче наш» в бурю и туман тут было не пройти) возле о. Чёрн (Швеция). Вдоль всего фарватера стоят маяки, многим уже несколько сот лет. Старинные маяки — местная достопримечательность, в некоторых устроены музеи.
Вдоль скалистого, изрезанного фьордами северного берега (край плато) проходит глубокая Норвежская траншея (до 700 м у Арендала). В целом Скагеррак понижается к северному и восточному берегам (200-600 м, при средней глубине Северного моря и фьордов 100 м); дно там глинистое, подводных камней нет, высоты защищают от сильных северных и северо-западных ветров, а маяки дают достаточно освещения (на входе в самый длинный «столичный» Осло-фьорд (102 км) их целых два), поэтому корабли обычно проходят без проблем. Ну, а южный берег на краю Северо-Германской низменности совсем другой: низменный, с мелким песчаным дном и пляжами.
Скагеррак — самый западный из проливов, соединяющих Северное и Балтийское моря. Обычно упоминается в паре с соседним проливом Категгат (норвежцы в древности называли совокупность двух этих проливов Норвежским, а датчане со своей стороны — Ютландским морем). Скагеррак ограничен по южному берегу узким, далеко выступающим в море мысом Скаген, по северному — шхерами Патер Ностер у о. Чёрн.
Со Скагерраком связаны память о кораблекрушениях, морских битвах и полузасекреченных захоронениях боевых отравляющих веществ из лабораторий Третьего рейха.
Скагеррак — пролив несомненной стратегической важности, открывающий (или, если кому-то потребуется, закрывающий) выход в Мировой океан всех балтийских стран. Во время Первой мировой войны 31 мая — 1 июня 1916 г. в проливе Скагеррак произошло одно из крупнейших морских сражений — Ютландская битва между германским и британским флотом. Причиной битвы стала попытка германского флота открытого моря прорвать британскую блокаду выхода из Северного моря. В результате «Гранд флит» (КВМФ Великобритании) понес большие потери, но прорвать блокаду немцы так и не смогли. А во время Второй мировой войны стремление Германии установить контроль над Скагерраком стало поводом для вторжения в Данию и Норвегию 9 апреля 1940 г. Дания, кстати, никакого сопротивления не оказала, а норвежский флот и береговая охрана пытались защищаться, но силы были неравные, и к вечеру северное побережье оказалось в руках агрессора. В войну по обоим берегам пролива и на островах было множество минно-артиллерийских установок. После капитуляции Германии победители обнаружили огромное количество отравляющих веществ в контейнерах, бомбах и снарядах, которые нужно было срочно утилизировать. Нейтрализовывать их тогда еще не умели и просто отправили на дно морское, не задумываясь о последствиях. Так, на дне Норвежской траншеи Скагеррака союзники затопили несколько грузовых судов (по одной из версий, 36) с ядовитыми веществами, еще два крупных захоронения лежат на дне Каттегата. А где избавлялось от страшного груза советское командование, точно неизвестно: контейнеры сбрасывали с кормы по ходу движения…

Общая информация

Соединяет Северное море с Балтийским (через Каттегат и Датские проливы Эресунн (Зунн), Малый Бельт и Большой Бельт).
Местоположение: между северо-западным берегом п-ва Ютландия и юго-западной частью Скандинавского п-ва.

Омывает страны: Дания, Норвегия и Швеция.

Острова: бесчисленные шхеры (Норвегия), о. Костерхаветс, о.

Балтийское море

Уруст, шхеры Патер-Ностер и др. (Швеция), о. Венсюссель-Тю (букв, «северно-ютский остров», образовался после углубления судоходного сквозного Лим-фьорда, Дания).

Фьорды: самые важные — судоходные Осло-фьорд со стороны Норвегии и Лим-фьорд со стороны Дании.

Течения: менее соленое поверхностное направлено на запад и более соленое глубинное — на восток.

Главные порты: Осло, Кристиансанн, Арендал (Норвегия).

Ледостав: плавучие льды из Балтики доходят до мыса Скаген (в сагах говорится, что раньше пролив замерзал, сейчас нет).

Цифры

Длина: 250 км.

Средняя ширина: 80-90 км, от 145 км у Северного моря до 55 км на границе с проливом Каттегат.

Средняя глубина: 200-600 м с понижением к северному берегу.

Минимальная глубина в фарватере: 53 м.

Максимальная глубина: 700 м в Норвежской траншее.

Соленость: 31-34%о.

Средняя скорость течения на поверхности (от Скагена к берегам Швеции): 1,5-3,5 км/ч (при сильных юго-западных ветрах скорость течения достигает в шхерах 8,5-9 км/ч).

Приливы: посуточные, до 0, 4 м.

Климат и погода

Умеренный морской.
Среднегодовая температура воды: +10°С.

Средняя температура января: 0°С.

Средняя температура июля: +15°С.

Среднегодовое количество осадков: 600-800 мм.

Экономика

Промышленность: портовая индустрия, тяжелое машиностроение (в т.ч. судостроение), металлургия, нефтепереработка, пищевая (рыбоконсервная).

Рыболовство (промысел сельди, скумбрии, камбалы).
Сфера услуг: транспортные (морские перевозки, в т. ч. транзит нефти, паромное сообщение), торговля, туризм.

Достопримечательности

Природные: Песчаные дюны и морские виды на оконечности мыса Скаген (любимое место для пленэра художников-маринистов школы Скагена; отсюда же лучше всего наблюдать сезонную миграцию птиц). Живописные шхеры и фьорды скалистого норвежского берега.
Национальный заповедник в шхерах Патер-Ностер (2845 га) и национальный парк о. Костерхаветс (Швеция).
Культурно-исторические: Береговые маяки: мыс Линнеснес — самый старый из сохранившихся в стране маяков (1655 г.) на крайней южной точке континентальной Норвегии, с музеем маяков и навигации; 32-м маяк Патер-Ностер на скале Хамншер (1868 г.); два маяка по обеим сторонам Осло-фьорда и др. Другое: на мысе Скаген традиционно устраивают фольклорные праздники.

Любопытные факты

■ По статистике песчаный пляж Гренен удлиняется в среднем на 10 м в год в северовосточном направлении, в сторону Швеции.

Добавлено: 21-10-2014, 10:42

6 799

Гололобов Тимофей

Моря России — Балтийское море

Leave a Comment