Базилика Сакре Кер

Достопримечательности Парижа

Базилика Сакре-Кёр – храм «святого сердца»

Рубрика: Париж

Вы уже бывали в Париже? Если да, то наверняка видели, хотя бы издалека, базилику Сакре-Кёр – белоснежный католический храм, буквально завораживающий своей красотой и величием. Он относится к архитектурным символам французской столицы и хорошо просматривается, можно сказать, с любой точки города. Свое название этот памятник истории получил в честь религиозного праздника Святого Сердца Христова (Sacre Coeur), что так и переводится – «святое сердце», а возведен он был в память о жертвах военного конфликта между империей Наполеона III и германскими государствами под эгидой Пруссии, известного как Франко-прусская война 1870-1871 годов.

История базилики

Строительство храма началось спустя пять лет после завершения боевых действий. Автор проекта П. Абади видел свое детище сооруженным в лучших римско-византийских архитектурных традициях.

В качестве месторасположения базилики был выбран холм Монмартр. Точнее его вершина (130 м), являющаяся самой высокой точкой Парижа.

Простые жители города, однако, выступали решительно против возведения этого католического храма, причем на протяжении довольно длительного времени. Что же вызывало недовольство парижан? Поначалу протестные настроения вызвало место постройки. Поскольку в этом районе разворачивалась драма Парижской коммуны, то люди восприняли идею базилики как увековечивающую память тех, кто разгромил народное восстание против буржуазии.

С неодобрением был воспринят и сам стиль базилики, в котором нашли свое воплощение элементы не только романской и византийской, но и готической и ренессансной архитектуры. Такой с позволения сказать «винегрет» парижане считали чуждым привычному и устоявшемуся облику своего города. Даже зло, с сарказмом отзывались о храме, называя его «национальным тортом».

Но, несмотря на протесты общественности, базилике Сакре-Кёр все же суждено было увидеть белый свет. Идею ее возведения поддержали городские депутаты, которые дали в 1873 году свое официальное согласие.

Свое одобрение выказал и парижский архиепископ Гибер, собственно и выбравший холм Монмартр в качестве места для храма, так когда-то на его вершине принял смерть св. Дионисий, первый епископ столицы.

16 июня 1875 года был торжественно заложен первый камень. Во время церемонии закладки в грунт Монмартра положили бронзовый медальон с надписью, что эту базилику Франция преподносит Христу, а также шкатулку с медалями и пергамент с описанием церемонии основания этого храма. Впрочем, строительные работы скоро пришлось приостановить.

Срочно понадобилось укреплять почву холма, изрытую некогда существовавшими здесь каменоломнями. Поэтому строительство длилось не один год, и было закончено только в 1914 году. Освятили новую церковь лишь в 1919 году.

Описание храма

На вершину Монмартра, непосредственно к главному входу Сакре-Кёр, ведет лестница, насчитывающая 237 ступеней. С ее подножья открывается великолепный вид на этот католический собор, которым можно любоваться бесконечно.

Сам вход украшают бронзовые фигуры Людовика IX Святого (слева) и небезызвестной народной героини Жанны д’Арк (справа).

Очень интересна форма куполов этого храма.

Базилика Сакре-Кер

Они сами по себе – история, так как своими очертаниями повторяют пропорции другой базилики – Сен-Фрон, что находится в Перигё (коммуна на юге Франции) и датируется XII веком. Основной купол Сакре-Кёр достигает в высоту 83 метра, а высота колокольни порядка 100 м. Базилика на холме Монмартр может похвастать и тем, что именно она является обладательницей самого большого колокола Парижа, отлитого в 1891 году в Анси. Он называется «Савояр» (la Savoyarde) и весит в общей сложности 19 тонн (один только язык колокола «тянет» на 850 кг).

Внутренне убранство также способно потрясти воображение. Центральное место занимает знаменитая мозаика на потолке, красочно и выразительно раскрывающая тему поклонения Святому Сердцу нашего Господа. Она выполнена в лазоревых и золотых тонах, что придает композиции дополнительную притягательность.

Здесь же, внутри собора, можно увидеть скульптуры святых и красивые витражи. Всё это великолепие, освещаемое проникающими сквозь купол базилики потоками света, словно проникает в самое сердце, побуждая задуматься о духовных основах нашего бытия, о необходимости единения с Богом.

Впечатленные туристы хотели бы увезти с собой снимки на память. Но, к сожалению, фотографировать здесь не разрешают. Но поскольку базилика Сакре-Кёр является действующим храмом, вы сможете присесть и посмотреть богослужение, которое сопровождают орган и прекрасное хоровое исполнение. Громко разговаривать, чтобы не мешать службе, здесь тоже нельзя.

Интересные факты

  • Парижане Александр Лежанти и Юбер де Флери являются авторами идеи строительства этой базилики во имя искупления грехов французов, вследствие которых, как они считали, на долю страны выпали большие испытания – поражение в войне с Пруссией и разгром Парижской коммуны.
  • Средства на строительство храма Святого Сердца Христова собрали простые люди, жители самых разных регионов Франции.
  • Под алтарной и хоральной частью базилики находится крипта, спустившись в которую можно увидеть церковные реликвии и каменное изваяние Иисуса с пылающим сердцем.
  • Монументальная мозаика внутри базилики выполнялась в течение… десяти лет (с 1912 по 1922 годы). Ее автором стал художник Люк-Оливье Мерсон.
  • Своим молочно-белым цветом Сакре-Кёр обязана удачно выбранному для возведения базилики камню. Его добыли неподалеку от Парижа, в местечке Шато-Ландон. Как оказалось, он обладает свойством белеть от воздействия воды.

Кстати, на куполе собора оборудована смотровая площадка, к которой можно подняться по винтовой лестнице. Отсюда открывается потрясающая панорама – и Париж, и его окрестности видны как на ладони.

Базилика Сакре-Кёр (Basilique du Sacré Cœur)
35 Rue du Chevalier de La Barre, 75018 Paris, Франция
sacre-coeur-montmartre.com

Похожие публикации:

Пирамида» Лувра
Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…

Елисейские» Поля
У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…

Остров» Сите – старейшая часть Парижа
Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не…

Опера» Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)
…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл. Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…

Река» Сена
Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…

Аббатство в Паре-лё-Моньяль и Базилика святейшего Сердца Иисуса. Франция, Бургундия.

Базилика Святого Сердца (Le Sacre-Coeur) в Париже

Базилика Сакре-Кёр (французский язык: Basilique du Sacré-Cœur— «базилика Святого Сердца», — римская католическая базилика, посвященная Святому сердцу Христа.

Идея построить церковь, посвященную Сердцу Христа, зародившаяся после французской Революции в среде ультракатоликов и легитимистов-роялистов, была реализована после франко-прусской войны и последующего восстания Парижской Коммуны в 1870-1871 годах.

Хотя теперь считается, что ее построили в память о 58 000 погибших во время войны, в декрете Национального собрания от 24 июля 1873 года, принятом в ответ на запрос архиепископа Парижа, утверждается, что это сооружение станет «искуплением преступлений коммунаров». На Монмартре произошло первое восстание Коммуны и многие отчаянные коммунары при отступлении погибли в подземных галереях бывших гипсовых шахтах, входы в которые были взорваны солдатами Версаля.

После этого обе стороны убили захваченных заложников. Казненного коммунарами архиепископа Парижа Жоржа Дарбоя (Georges Darboy) Католическая церковь признала мучеником. Утверждают, что его преемник Жибер (Guibert), поднявшись на холм Монмартр в октябре 1872 года, увидел, как тучи расступились, и появилась надпись: «Здесь, именно здесь, покоятся мученики, именно в этом месте Святое Сердце должно воцариться и призвать к себе».

24 мая 1873 года, в период застоя после отставки правительства Адольфа Тьера (Adolphe Thiers), Франсуа Пи (François Pie), епископ Пуатье, заявил, что «час Церкви пробил» и народ жаждет духовного возрождения. Это выражалось в «Господстве моральных принципов» Третьей республики, объединившей католические и светские учреждения в рамках «проекта религиозного и национального возрождения, предусматривавшего восстановление монархии и защиту Рима в пределах культурной структуры официального благочестия».

При этом базилика Сакре-Кёр должна была стать главным триумфальным памятником на все времена. Сразу после отставки Тьера 24 июля был принят Декрет, утвердивший постройку базилики как «залог народного единства». Церковь представила возведение этого сооружения как Национальный обет (Voeu national), поэтому из всех районов Франции стали поступать средства на его строительство.

Посвятительная надпись на Базилике является своего рода выполнением клятвы, данной Александром Лежантилем (Alexandre Legentil) и Убером Рого де Флери (Hubert Rohault de Fleury), скрепленной архиепископом Парижа Жозе-Ипполитом Гибером (Joseph-Hippolyte Guibert). Строительство этого здания продолжалось много лет.

На основании закона об общественных сооружениях для строительства базилики был выделен участок земли на вершине Монмартра. В конкурсе на лучший проект здания с участием 77 архитекторов победу одержал Поль Абади (Paul Abadie). После длительного сбора средств на постройку первый камень базилики заложили только 16 июня 1875 года.

В 1880 году в Муниципальном совете разразились жаркие дебаты по поводу этого строения, которое называли «постоянным подстрекательством к гражданской войне», и решался вопрос об отмене закона 1873 года, предоставляющего права собственности. Когда летом 1882 года этим вопросом занялась Палата представителей, архиепископ Гибер выступил в защиту базилики, а Жорж Клемансо (Georges Clemenceau) заявил, что это сооружение клеймит позором Революцию.

Закон отменили, но здание удалось сохранить с помощью специально введенной поправки, а на следующей сессии это постановление  вообще не рассматривалось. В 1897 году оформление интерьера базилики практически завершилось, а в ее помещениях в течение шести лет проводились службы, была предпринята новая попытка остановить строительство.

Сооружение построено в свободно интерпретированном романо-византийском стиле, необычном для того времени и являвшимся сознательным противопоставлением излишкам необарроко Оперы Гарнье, упоминавшейся на конкурсе.

Многие структурные элементы базилики в символической форме отображают националистические идеи: портик с тремя арками украшен двумя конными статуями французских святых — Жанны д’Арк (1927) и короля Людовика IX Святого, выполненных в бронзе Ипполитом Лефевром (Hippolyte Lefebvre); а 19-тонный колокол Савоярд (одних из самых тяжелых в мире), вылитый в 1895 году в Аннеси, напоминает об аннексии Савойи в 1860 году.

В 1884 году практически сразу после закладки фундамента Абади скончался, и его работу продолжили пять архитекторов: Оноре Доме (Honoré Daumet) (1884-1886), Жан-Шарль Лэсне (Jean-Charles Laisné) (1886-1891 гг.), Анри-Пьер-Мари Ролен (Henri-Pierre-Marie Rauline) (1891-1904 гг.), Люсьен Мань (Lucien Magne) (1904-1916 гг.) и Жан-Луи Уло (Jean-Louis Hulot) (1916-1924 гг.). В 1914 году, когда началась война базилику еще не достроили; ее официально освятили в 1919 году после окончания Первой мировой войны, при этом изменив национальную символику сооружения.

Средства на строительство в размере 7 миллионов французских франков, полностью собранные за счет частных пожертвований, были израсходованы еще до появления наземной части здания. 3 марта 1876 года была освящена временная часовня, в которой верующие жертвовали деньги на возведение базилики.

Дарителей поощряли тем, что позволяли «приобрести» личные колонны или другие небольшие части здания, такие как кирпич. Через некоторое время Национальное собрание объявило, что государство решило полностью профинансировать строительство этого сооружения. Таким образом, возведение базилики продолжалось с 1875 по 1914 год, а ее освящение состоялось после окончания Первой мировой войны.

Современный историк Дэвид Харви (David Harvey) отмечает, что до сих пор слышны отголоски «истории мучений Базилики». В феврале 1971 года преследуемые полицией демонстранты укрылись в Базилике и в листовках призвали своих радикальных товарищей присоединяться к ним в церкви, «построенной на телах коммунаров, чтобы стереть память о красном флаге, который слишком долго развивался над Парижем».

Сакре-Кёр построена из травертина, добытого в Шато-Ландон (Сен-э-Марн) (Château-Landon (Seine-et-Marne)), во Франции. Этот камень постоянно источает кальцит, поэтому здание остается белым даже под действием природных осадков и загрязняющих выбросов  в атмосферу.

Мозаика апсиды базилики под названием «Христос во славе» является одной из самых больших в мире.

Около базилики расположен сад с фонтаном,  в котором можно спокойно  помедитировать. С вершины купола взорам посетителей открывается захватывающий панорамный вид на Париж (в основном на районы, расположенные к югу от базилики).

Paray-le-Monial, Паре-ле-Мониаль — Французская провинция

  • Создание третьей церкви аббатства Клюни = апофеоз французской романики (начало строительства 1088 – 1120е)
  • Клюни = возникновение могущественного почтенного монашеского ордена
  • 12в – Эпоха городских соборов

v Клюни, Бургундия

— самая большая церковь тогдашней Европы (длина 127м, ширина 40м, пролет центрального нефа 12м)

— замысел преследовал цель создать здание, достойное монастыря, прозванного «Вторым Римом»

— 5 нефов, обширный хор с обходом и венцом капелл, два расположенных в восточной части трансепта и очень длинный нартекс

— базилика с высоким центральным нефом и низкими боковыми – характерно для Бургундии

— венчало 5 башен: по сторонам западного фасада, на средокрестье, на концах большого трансепта

— 1220г: с западной стороны пристроено низкое трехнефное здание

— внутренний облик: опорные столбы сложного профиля с тягами полуколонн на всю высоту нефа; аркада главного нефа – стрельчатое очертание; вся форма построена на мелких делениях – начало дематериализации формы!

— подразделение формы важнее, чем ее телесно-смысловое присутствие! Упорядочивание + изменение порядка важнее, чем масса

— строители решились увеличить высоту и ширину центрального нефа и прорезали его стены оконными проемами. Это было очень смело, поскольку в романской строительной системе нагрузку перекрытия равномерно несла вся стена. Цилиндрическому своду были

приданы легкие стрельчатые очертания, что уменьшило боковой распор и позволило сделать большие оконные проемы, но все же конструкция не была вполне надежной

— 1125 г: своды обрушились, и храм был восстановлен лишь в 1130 году; 1807 г: разрушена, и от нее сохранилась лишь часть южного рукава трансепта

= Артикуляция мелких форм + Дематериализация + Стрельчатая арка НО еще не сложился готический свод (1140е – рождение готики в Сен-Дени)

v Церковь в Паре-ле-Мониаль (ок.1100г)

— чрезвычайно развитый трансепт, могучая шестигранная башня над средокрестием и меньшими четырехгранные башни главного фасада

— как и Клюни: высокий центральный неф со стрельчатым сводом, развитый хор с венцом капелл, значительный по масштабам нартекс

— расчлененный наружный облик; ясно выступают отдельные объемы, из которых складывается здание

v Сен-Лазар в Отэне (1112-1132)

— ?останки Лазаря, брата Марии Магдалины

— высокий светлый центральный неф, перекрытый стрельчатым сводом на подпружных арках

— стена нефа разделены на три (!) части (характерно для готики)

v Сен-Мадлен в Везле (1096-1035)

-? Реликвии Марии Магдалины

— некоторые части (хор, трансепт, южная башня фасада) получили черты ранней готики

— !!! применение крестовых сводов в центральном нефе; пролеты крестовых сводов разделены мощными подпружными арками, выложенными из чередующихся светлых и темных камней

— стены осмысляются многоярусной системой ордера

— Церковь в Везеле — прекрасный пример той связи с окружающей природой, которая характерна для ряда романских храмов. Она расположена на гребне высокого холма, господствуя над всей окружающей местностью = богатая разработка композиции и главного, западного фасада и алтарной, восточной части и важное композиционное значение большой башни над средокрестием, столь характерной для многих романских церквей. Вокруг нее как бы группировались архитектурные объемы; с любой точки зрения она воспринималась в качестве композиционного центра храма, господствующего своими спокойно-могучими формами над небольшими строениями монастырских служб или группой маленьких домов небольшого городка, к тому же часто расположенного у подножия холма, который, подобно пьедесталу, возносил храм над всей округой



Базилика Сакре-Кёр в Париже: искупление грехов

Leave a Comment