Базилика в риме

Архитектура Древнего Рима

История Древнего Рима

Основание Рима
Царский период
Семь царей Рима
Республика
Ранняя республика
Пунические войны
и экспансия на Востоке
Союзническая война
Гражданская война 83—82 до н. э.
Заговор Катилины
Первый триумвират
Гражданская война 49—45 до н. э.
Второй триумвират
Империя
Список императоров
Принципат
Династия Юлиев-Клавдиев
Династия Флавиев
Династия Антонинов
Династия Северов
Кризис III века
Доминат
Западная Римская империя

Колизей в Риме, Италия.

Первые крупные постройки производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила в себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Архитектурные ордера

Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для вышеназванной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает употребляться так же, как и в Греции. Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.

Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:

  • тосканский
  • римско-дорический,
  • римско-ионический,
  • римско-коринфский,
  • композитный,

Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:1, а как 7:1); её фуст утрачивает припухлость (др.-греч. ἔντασις) и представляет собой прямой, сухой ствол, суживающийся кверху; сухость его тем заметнее, что колонна в основном оставалась без каннелюр, а если они и бывали на ней, то начинались только на ⅓ высоты фуста. Под капителью не имелось впалого канальца, опоясывающего фуст, а вместо того находилось выпуклое кольцо. Подушка капители не представлялась как бы придавленной от лежащей над колонной тяжести и имела жёсткий, сухой профиль. Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза. Колонна внизу, вместо того чтобы начинаться прямо фустом, опирается на валообразную базу, лежащую на четырёхугольном плинте. Наконец антаблемент стал гораздо более низким и лёгким.

Что касается ионического ордера, то он утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают её, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску. Волюты не представляют тех изгибов, которые в греческом ионическом ордере придают им вид упругой подушки со свесившимися вниз и закрученными краями; передняя их пара соединяется с задней прямым валом, а в их спиральной форме есть что-то резкое, металлическое.

Оба этих ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: поэтому они употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по-своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Фуст римско-коринфской колонны состоял обыкновенно из гладкого, полированного гранитного или мраморного монолита, отличавшегося цветом от капители и базы, которые почти всегда бывали беломраморные. Случалось, что колонна была каннелирована; тогда желобков на ней было больше, чем в греко-коринфском ордере, и каждый из них до известной высоты был снабжён валиком (лат. rudentura), заполнявшим собой его углубление и смягчавшим выступы его рёбер. Коринфский антаблемент получил в Риме роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия.

Кроме того, римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты вторую. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита».

Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами (др.-греч. μεσοστύλιον) и группировали их по две, по три, одна подле другой; если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены; коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика», в котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества. Удержав треугольные фронтоны, они придали им большую высоту и употребляли их — равно как и декорирование колоннами — не только снаружи, но и внутри здания; кассетоны, появившиеся в греческой архитектуре, как естественное следствие устройства плоского потолка из толстых, пересекающихся под прямым углом балок и из более лёгкой настилки над ними, стали употребляться совершенно нерационально, единственно с декоративной целью, на сводах арок и куполов.

Этапы развития римской архитектуры

Первый период

Вид на Аппиеву дорогу

Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода. Первый из них охватывает собой время от основания Рима, до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Аппиева дорога, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

Второй период

Храм Весты.
Рим, Римский форум Храм Портуна.
Рим, Бычий форум

Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина; вместе с тем, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них.

Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

Иногда колонны украшали только портик храма (простиль); иногда рядом бывали обставлены и боковые стороны целлы (род периптера), но их не имелось с задней стороны; иногда, вместо настоящих колонн, употреблялись полуколонны, выступающие из стен целлы (род псевдопериптера). Крыша здания всегда была двускатная, с треугольным фронтоном над портиком.

Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.

Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно указать на сохранившиеся до известной степени Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц.

Реконструкция театра Помпея

В числе сооружений нерелигиозного характера этого же периода заслуживают внимания в особенности:

  • Табуларий (лат. Tabularium) — здание значительного размера, построенное в 78 году до н. э. для помещения государственного архива и выходившее на форум фасадом, который представлял 11 аркад с дорическими колоннами;
  • трёхъярусный деревянный театр М. Скавра (58 г до н. э.), вмещавший в себе до 80 000 зрителей и украшенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй,
  • первый каменный театр, возведённый в 55 г. до н. э. на Марсовом поле и увенчанный на вершине своих градин (зрительных скамей) храмом Венеры Победительницы (Venus Victrix).

Все эти здания исчезли, точно так же, как следовавшие за ними постройки Юлия Цезаря: форум с храмом Венеры Родительницы (Venus Genitrix), колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивался шёлковый покров (velum) для защиты зрителей от солнечных лучей, базилика Юлия и каменный театр, оконченный при Августе, который назвал его, в честь своего зятя, театром Марцелла. Недавние исследования с применением 3D-моделирования показали, что уникальное расположение его сцены (в сторону северо-востока, в отличие от других театральных площадок Рима, которые обычно смотрят на запад) было не случайным. Архитекторы Августа специально строили театр с расчетом на утренние торжества, чтобы избежать жаркого летнего солнца, которое в это время светило на сцену, а не на зрителей.

Третий период

Колизей

Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.

В это время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.

Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, расширив его влияние на запад и север Европы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы. Римские мастера значительно уступали грекам, но у них была собственная глубоко реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполнения портретных бюстов предков, которые римляне хранили в своих домах не в качестве произведений искусства, а информации о том, как выглядели их праотцы. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным.

В течение этого периода все прежде наметившиеся типы зданий приходят в полное развитие, достигают удивительной величественности, высшего изящества и поразительной роскоши, хотя в их формы и детали прокрадываются элементы, занесённые с Востока и Египта.

Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностью восстановил в Риме 82 храма, запущенных и полуразвалившихся. Исполняя свой обет, данный в битве при Акциуме, он соорудил обширный форум своего имени с великолепным храмом в честь Марса-Мстителя. Уцелевшие остатки зданий этого форума — три коринфские колонны, часть стены храмовой целлы и несколько плафонных кассетонов — могут считаться прекраснейшими остатками Римской архитектуры. Ещё более замечательный и притом несравненно лучше сохранившийся её памятник представляет собой выстроенный в 126 г до н. э. Пантеон. Август, ещё при своей жизни, воздвиг себе надгробный мавзолей, от которого остались теперь только груды камня — гигантский памятник, занимавший на Марсовом Поле площадь в 3400 м² и состоявший из нескольких уступов, возвышавшихся один над другим и усаженных деревьями; на его вершине стояла колоссальная бронзовая статуя императора. Не довольствуясь постройками в самом Риме, о котором он с полным правом мог говорить, что «принял этот город кирпичным, а оставил мраморным», Август наделил многие другие места империи более или менее изящными зданиями, каковы, например, храм Августа и Ромы в Пуле (в Истрии), прекрасно сохранившийся храм Мезон Карре в Ниме, триумфальные ворота в Римини, Сузе, Аосте и т. п.

После смерти Августа строительные предприятия в Риме на некоторое время уменьшились; тем не менее, Тиберий начал сооружать храм Кастора и Поллукса, впоследствии довершенный Калигулой; бедные остатки этого некогда красивого и пышного здания — три колонны с частью его основания и их антаблемента — стоят теперь в южной части форума. Клавдий построил акведук своего имени, доставлявший в Рим воду реки Анио с Сабинских гор — громадное сооружение длиной более 10 км, тянущееся через римскую Кампанию и состоящее из обширных арок, поддерживающих канал, по которому неслась вода. Нерон, после известного пожара Рима, на его дымящихся развалинах построил «Золотой дом», который должен был превзойти великолепием все, что было создано до той поры архитектурой и декоративным искусством; это гордое здание после смерти тирана было разрушено негодовавшим на него народом.

После воцарения Флавиев, архитектурная деятельность снова усилилась, и императоры этой фамилии наделили Рим и его провинции множеством зданий, не уступающих своими размерами появившимся в эпоху Августа, и даже превосходящими их в отношении роскоши. Веспасиан начал сооружать в вечном городе храм Марса и знаменитый Колизей, оконченный в 70 г н. э. Титом. Кроме Колизея, из построек этого государя важнейшими были термы его имени и дворец, возведённый им для себя. При Домициане Рим украсился триумфальными воротами, увековечивавшими память о победах Тита над иудеями и о разорении им Иерусалима — сооружением, любопытным в особенности потому, что в нём мы впервые видим совершенно определившийся, характеристичный тип римских триумфальных арок, которые строились и раньше, но не с такой соразмерностью частей и с меньшим убранством, а также потому, что полуколонны, украшающие собой эти ворота, представляют первый известный пример капителей стиля композита. Сверх того, Домициан начал строить новый форум (лат. Forum Transitorium), заключавшийся между Forum Romanum и Августовым и оконченный Нервой, который назвал его своим именем.

Траян соорудил другой форум, своей величиной и роскошью превосходивший все существовавшие до того времени. Любимый архитектор императора — Аполлодор Дамасский — поместил в середине этого форума обширную базилику (basilica Ulpia) о девяти нефах и громадную, уцелевшую доныне колонну в честь Траяна, с обвивающим её барельефным изображением эпизодов его похода против даков. Кроме входных ворот в тот же форум, были воздвигнуты на нём ещё другие, из дорогого пентелийского мрамора, но они были впоследствии разрушены и их материал употреблён на триумфальную арку императора Константина. Не ограничиваясь Римом, Траян украсил роскошными сооружениями многие другие города, причём в большинстве случаев пользовался услугами того же Аполлодора; особенно много произведено построек для общественной пользы на родине императора, в Испании.

Римская архитектура ещё более оживилась в царствование Адриана, который не только был горячий любитель искусства, но и сам занимался им в часы досуга. Он обогатил Рим таким множеством новых зданий, что заслужил прозвание его Восстановителя (Restitutor). Наиболее важные между ними — храм Венеры и Ромы, стоявший как раз против Колизея — самый большой из бывших в городе, огромный псевдопериптер с двумя целлами, прислонёнными одна к другой, и с обширным портиком, и мавзолей Адриана, начатый постройкой при нём самом и оконченный при его преемнике, — сооружение, называвшееся, вследствие своей громадности, «Moles Hadriani» и представлявшее два цилиндрических этажа, возвышавшихся на четырёхугольном основании и обставленных колоннами; оно было сложено из травертина, облицовано мрамором и увенчивалось куполом, на вершине которого стояла бронзовая колесница с фигурой едущего в ней императора или, быть может, кедровая шишка. Мавзолей Адриана ещё при Гонории был превращён в крепость, лишился потом своей мраморной отделки и верхнего этажа и, наконец, стал нынешним Замком св. Ангела. К постройкам Адриана принадлежат также великолепный мост, перекинутый через Тибр против мавзолея, и находившийся поблизости оттуда большой цирк, исчезнувший бесследно. Неподалёку от Рима, в Тибуре (Тиволи), построена императором по собственным его планам роскошная вилла, в которой были воспроизведены в миниатюрном виде лучшие памятники греческого и египетского зодчества. Из сооружений Адриана в провинциях, особенно многочисленны были произведённые в Афинах, которым он, будучи поклонником греческой образованности, хотел возвратить прежний блеск. Там его заботами довершен храм Олимпийского Зевса, начатый ещё при Писистрате, воздвигнуты храм Зевса и Геры, несколько других храмов, гимназий, портики, базилика, театр у подножия акрополя, проведены каналы, дороги, словом, возник новый город, соединявшийся со старым воротами, сохранившимися до наших дней. Относительно архитектурного стиля эпохи Адриана, должно заметить, что он лишён оригинальности, ограничивается более или менее удачным сочетанием в себе разных элементов, выработанных в цветущую пору античного искусства, — стиль холодно-эклектический, так сказать, академический, но, при сильном стремлении своём к монументальности и пышности, все ещё отличающийся стройностью и изяществом.

Четвёртый период

Развалины базилики Максенция

После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И в это время, каждый император старается оставить о себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, ещё более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них. Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец, из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города.

Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролёта и украшенные скульптурными рельефами, взятыми с ворот Траяна, и базилика, основание которой было, впрочем, положено ещё Максенцием, — последний прекрасный памятник римской архитектуры, способный выдержать сравнение с наилучшими созданиями её цветущей поры. То было величественное здание о трёх нефах внутри, стройное по пропорциональности своих частей, роскошно отделанное, благородное, хотя в его деталях уже проявились признаки упадка искусства.

Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшее предания классической эпохи. Особенно красноречиво свидетельствуют о том сооружения, появившиеся при последних императорах в таких отдалённых краях их владений, как Сирия и Аравия: впалые или вздутые поверхности, капризно изгибающиеся или ломающиеся линии, изобилие украшений нередко вычурных, фантастичность форм, — таковы главные черты этой римско-восточной архитектуры. Некоторые из её произведений до сей поры удивляют своими размерами, массой употреблённого на них дорогого материала, техническим мастерством своей конструкции, но также и причудливым нарушением стильности. Таковы, например, остатки храма Ваала в Гелиополе (Баальбек), развалины храмов и колоннад в Пальмире, уцелевшие фасады погребальных пещер в местности Петры, некогда цветущего города Каменистой Аравии и некоторые др.

> См. также

  • Хронологический список древнеримского искусства
  • Романская архитектура
  • Архитектура Византии

Примечания

  1. В Британии создали 3D-модель древнего Рима. polit.ru ‘Pro Science’ (06 декабря 2013).

Народный трибун · Квестор · Эдил · Претор · Консул · Цензор · Промагистрат · Наместник

Диктатор · Начальник конницы · Децемвиры · Военный трибун с консульской властью · Триумвир · Интеррекс

Архаическая · Классическая · Вульгарная · Средневековая · Эпохи Возрождения · Новая · Современная · Церковная

Эпохи Основание Рима · Царский период · Республика (Ранняя, Средняя, Поздняя) · Империя · (Принципат и Доминат) · Западная Римская империя / Восточная Римская империя
Конституция
Государство Курия · Форум · Cursus honorum · Коллегиальность · Император · Легат · Дукс · Официал · Префект · Викарий · Vigintisexviri · Ликтор · Военный магистр · Император · Принцепс сената · Великий понтифик · Август · Цезарь · Тетрарх · Провинция · Префектура · Диоцез
Магистратуры Ординарные: Экстраординарные:
Право Законы двенадцати таблиц · Римское гражданство · Auctoritas · Империй · Статус · Суд · Кодекс Феодосия · Свод Юстиниана · Конституция · Эдикт · Рескрипт · Римские юристы
Общество Социальная структура · Патриции · Плебеи · Борьба плебеев и патрициев · Сецессии плебеев · Всадники · Римские роды · Римские имена · Положение женщин · Брак · Рабство
Военное дело Границы · Командование · Структура · Войны · Технологии · Военная политика · Фортификация (Каструм) · Стратегия · Военная инженерия · Армия (Легион · Тактика пехоты · Военное снаряжение римских солдат · Осадные орудия) · Флот (суда) · Вспомогательные войска · Военные награды и наказания
Культура Театр · Кухня · Образование · Школа · Литература · Искусство · Музыка · Архитектура · Религия (Похороны · Императорский культ) · Мифология · Термы · Форум · SPQR · Технологии · Календарь · Мода · Праздники · Цирк · Вино · Проституция · Романизация · Косметика
Технологии Цифры · Арифметика · Абак · Инженерное дело · Военная инженерия · Военные технологии · Дороги · Мосты · Акведуки · Металлургия · Бетон · Очистные сооружения
Экономика Сельское хозяйство · Торговля · Финансы · Денежная система (в Республике · в Империи · Символы)
Язык Этапы развития:
Писатели Апулей · Аммиан Марцеллин · Вергилий · Витрувий · Гораций · Катулл · Квинтилиан · Курций Руф · Ливий · Лукреций · Марциал · Овидий · Петроний · Плавт · Плиний Младший · Плиний Старший · Проперций · Саллюстий · Светоний · Сенека · Тацит · Теренций · Цицерон · Ювенал · Юлий Цезарь
Списки Войны · Битвы · Военачальники · Легионы · Императоры · Диктаторы · Географы · Политические институты · Законы · Консулы · Выдающиеся женщины

Последние изменения: Сентябрь 29, 2018

Рим – один из древнейших городов мира и уже многие столетия назад он был крупнейшим центром общественной и политической жизни. Особое место в жизни древних римлян занимала религия. Первые храмы, посвященные языческим Богам, начали возводить еще в царский период, примерно в VI веке до н.э. Эти самые древние храмы Рима сохранились до наших дней — их руины и сегодня можно увидеть в Риме. Давайте с ними познакомимся.

Внутренняя часть римского храма

Другие ответы на вопросы

  • 19 октября 1901 года 28-летний бразилец Альберто-Сантос Дюмон за полчаса пролетел на этом от парка Сен-Клод до Эйфелевой башни и обратно. Прославился на весь мир и выиграл приз в 100 тысяч франков. 9 букв
  • Древние кельты считали, что это место, где очень много жаренной свинины. 3 буквы
  • Какая рыба в японских легендах стала символом зла и смерти? 5 букв
  • Что означает слово Казак, символ мужества, удачливости и военной доблести? 6 букв
  • В честь какого физика его американские коллеги назвали искусственный химический элемент с номером 99? 8 букв
  • Кто ввел в русский язык слова атмосфера, кристаллизация, материя, вязкость? 9 букв
  • Фамилия известного ученого, отец которого часами играл цветам на флейте. 6 букв
  • Какое слово, какое понятие возникло в результате обычая, существовавшего в Италии 14 веке — задерживать суда, которые приходили из стран, где была чумка, на рейде на 40 дней? 8 букв
  • Какую кличку носил ворон в фильме Гайдая Кавказская пленница? 6 букв
  • Ванильную булочку с земляничным джемом шведы почему-то называют бабушкин. 6 букв

Самостоятельно — 7 самых лучших христианских соборов Рима.


В Риме более 900 храмов. Я предлагаю вам посмотреть великолепную семерку выдающихся соборов,составленную на мой субъективный взгляд.Вы сможете узнать как они работают и как к ним прийти.
Внимание!!!- уделите внимание на Вашу одежду при посещение храмов.Обязательное условие-плечи и колени должны быть закрыты,то есть в шортах и в майке без рукавов вас не пустят!!!
Первое место,и здесь без всяких вариантов СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА находится на площади (Piazza San Pietro) /

Здесь я в 7 утра, мой совет идите рано ,будет меньше туристов, так как к 10 часам здесь будет уже очередь примерно от собора до места где стою я.
Собор открыт ежедневно с 7.00 — 19.00. Вход бесплатный. На купол если захотите подняться 5 евро.

Идти надо к собору с правой колоннады, где пройдете металлоискатель.
Доехать лучше всего в метро,которое работает с 6.00 и имеет в Риме всего две ветки — А и В. Необходимо сесть на ветку А (переход с ветки В на А только на одной станции -Termini) и доехать до станции- Ottaviano Вы выйдите на перекрестке улиц — viale G Cesare и via Barletta, идущая на север и вам она не нужна и via Ottaviano- идущая на юг. Идите по ней на юг около 250 метров (5-7 минут) и вы выйдите к стенам Ватикана,продолжайте идти теперь прямо вдоль стены м выйдите на площадь Св.Петра.

Собор Св.Петра самый большой христианский храм в мире и вмещает 60 тысяч человек!!!

Заходите внутрь и видите то что никогда не видели- творения выдающихся мастеров,Храм построен в виде латинского креста,то есть нижняя его часть сильно вытянута, по сравнению с православными храмами,где все стороны соборов одинаковы.

Сразу у входа с правой стороны вы увидите лучшую статую Микеланджело- ПЬЕТА-которую он создал в 25 лет в 1499 году и единственную ,которую подписал своим именем. Дева Мария над Христом.Она выглядит и изящно и скорбно, После того.как в 1972 году один идиот накинулся на статую и отсек молотком нос и пальцы Деве Марии, она закрыта стеклом.

Длина внутреннего помещения собора -187 метров.

Немного истории- первый христианский импероатор Рима- Константин Великий,повелел водвигнуть над могилой апостола Петра храм.Строительство завершилось в 349 году.

После того как в 846 году храм был разграблен арабскими пиратами,папа Лев 4 решил окружить храм и соседние здания стеной.так зародился Ватикан.

За тысячу лет храм обветшал и папа Юлий 2 в начале 16 века распорядился строить новую церковь по проекту Браманте.

Строительство заняло более 100 лет. В разное время постройкой руководили Рафаэль и Микеланджело. В начале 17 века строительство завершал Карло Мадерно.
В центре собора находится балдахин над алтарем работы Лоренцо Бернини. Высота -29 метров (это аналогично 10 этажному зданию!!!

Возле балдахина справа увидите -статую апостолу Петру.Она дошла со времен средневековой базалики Св.Петра, сделана из бронзы в 13 веке скульптором Арно ди Камбио.Она считается священной,выстраиваются очереди чтобы прикоснуться к ноге

Внутренняя обстановка храма выполнена в основном Лоренцо Бернини в середине 17 века.


На высоте 132 метра Микеланджело спроектировал купол диаметром 42 метра.



Памятник папе Александру 7 — это последняя работа Бернини 1678 года.Папа сидит между статуями Правды,Справедливости,Милосердия и Благоразумия.


В храме идут службы и можно исповедаться на 6 языках.


Собор действительно огромный, я был в нем 2 часа.

Завершаем осмотр.

Выходим на площадь перед храмом,которую в середине 17 века спроектировал Бернини,он же за 11 лет создал 284 колонны и 140 статуй святых.

Всё!

2 место -СОБОР СВЯТОГО ПАВЛА (Сан-Паоло фуори ле Мура).
Это вторая по размеру церковь Рима- вмещает 40 тысяч человек!
Открыта с 7.00-19.00 ежедневно,вход бесплатный. Необходимо сесть в метро на ветку В и доехать до станции-Basilica S Paolo.Выход из метро на этой станции один,поэтому при выходе сверните сразу направо на ул.(via Ostense) и увидите церковь-это в 5 минутах от метро.

Снаружи не впечатляет, но внутри- красота! Смотрите сами!


Возведена в 4 веке при императоре Константине на месте захоронения Св.Павла. и на протяжении 400 лет считалась самой большой церковью Европы.

Свод храма.

В 846 году была разграблена арабскими пиратами,а в середине 11 века реконструирована.

Пройдя по этой галерее войдите в пристроенную крытую аркаду двора (клуатр) созданную в 1244 году,которая считается самой красивой в Риме.

Здесь установлена скульптура Св.Павлу.

На первой фотографии моего отчета дан более крупный план.

эта церковь незаслуженно обделена вниманием туристов так как находится не в центре Рима,но ехать на метро из центра 20 минут.

Переходим к следующей- место 3 — СОБОР САН- ДЖОВАННИ ЛАТЕРАНО.
«Мать всех церквей»,собор Римской епархии был заложен императором Константином в 4 веке.
Открыта- 7.00-18.00 ежедневно.Вход бесплатный.
Доехать на метро на ветки А до станции- San Giovanni. Выйдя из метро увидите стену Аврелиана 5 века,а за ней будет площадь .

На площади справа сам собор.



Заходим внутрь.

До 1309 года здесь размещалась главная резеденция папы и до 19 века в этой церкви посвящались в сан все папы.

Ее последнее обновление проводилось в 1650 году,что объясняет характерные для барокко насыщенность.


Это свод собора!!!


Выходите из собора.

Обойдите церковь слева и посмотрите ее фасад и египетскую стеллу,которую установили для паломников в средневековье,чтобы издалека видеть свой путь.

4 место — СОБОР САНТА-МАРИЯ МАДЖОРЕ.

Это одна из величайших и богато украшенных церквей Рима ведет свою историю с 5 века.
Открыта -7.00-19.00 ежедневно.Вход бесплатный.
Доехать на любой ветки А или В до станции-Termini. Это вокзал ,выйдите на площадь. Справой стороны будет проходить ул.-via Cavour идите по ней 300 метров,это 7-10 минут с левой стороны увидите фасад церкви.

Обойдите ее и вот она -красавица перед вами!

Входим в церковь.

Она представляет собой уникальное сочетание архитектурных стилей.

На месте церкви в древности стоял храм Юноны.Предание гласит,что августовской ночью 352 года Божья Матерь явилась во сне одновременно папе Либерию и богатому патрицию Иоанну.Она повелела им построить церковь на том месте,где утром выпадет снег.И снег в августе выпал!!!

В соответствии с волей Девы Марии и была возведена церковь,известная также как Либериева-по имени помтроившего ее папы.

Это единственный раннехристианский храм Рима,
сохранивший основные детали своего первоначального облика.

В начале 16 века внутренняя сторона купола была выложена золотом,

привезенным из империи Инков.Автор проекта-Джулиано Сангалло.

Выполненные в 5 веке мозаичные панно на стенах изображают 36 сцен из Ветхого завета.

5 место — Церковь САНТА-МАРИЯ-дель-ПОПОЛО.,
располежена на площади Народа (Пьяцца-дель-Пополо),от которой и получила свое название.
ВНИМАНИЕ! у нее есть перерыв,открыта с 7.00-12.00, 16.00-1900 понедельник-суббота, с 8.00-13.30, 16.30-19.00 воскресенье.Вход бесплатный.
Необходимо доехать на линии метро А до станции Flaminio, выйдя из нее в 50 метрах увидите арку которая ведет на площадь Народа.

Слева как войдете к стене примыкает церковь,а это сама площадь.

Согласно легенде на этом месте рос дуб под которым был похоронен император Нерон,Это место считалось проклятым,но в 1099 году папе Пасхалио 2 было видение, в котором Дева Мария приказала срубить дерево,вырыть кости злодея-императора и построить церковь.
Заходим.

Ансамбль церкви включает две часовни.

Часовня Киджи названная по имени ее заказчика- банкира Киджи,-спректирована Рафаэлем.

В часовне Черази вывешены два полотна выдающегося итальянского художника Караваджо-«Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла»

Росписи,скульптуры,архитектурные решения — все создано руками великих -Пинтуриккьо,Браманте,Рафаэль,Караваджо,Бернини.

Это одна из немногих церквей где сохранились без изменения капеллы.

6 место — Церковь САНТА-МАРИЯ сопра МИНЕРВА.

Построена на развалинах античного храма Минервы,эта флорентийская готическая церковь была сооружена в 1260 году.
Открыта 7.00-19.00 ежедневно.Вход бесплатный.
Станция метро поблизости отсутствует но это не беда,так как любой будет посещать в Риме Пантеон.

который тоже кстати был церковью с 7 по 20 век-поэтому и сохранился.И так слева от него идете в маленькую уличку метров 50 и слева увидите церковь.

В 16 веке она была оплотом инквизиции в Риме.

Под алтарем находится усыпальница Св.Екатерины Сиенской,которая в 1377 году убедила папу вернуться из Франции в Рим.

Главное!- в соборе находится скульптура Микеланджело «Воскресший Христос» -представляет собой настолько шокирующее натуралистическое изображение мускулистого обнаженного Спасителя,что церковные власти решили его задрапировать бронзовой повязкой. Сфотографировать мне к сожалению не разрешили!

Выходим!

7 место — Церковь САНТА-МАРИЯ ТРАСТЕВЕРЕ.

Считается самым древним римским храмом.
Станции метро рядом нет,так ка это район -Трастевере находится за Тибром.Вот мой маршрут- на линии метро В выйти на станции -Circo Massimo .Как выйдете из метро увидите через дорогу большой античный цирк переходите дору и идите через него в сторону Тибра.

Перейдите Тибр по мосту ponte Palatino в Трастевере.

Поверните с моста направо и пройдите 50 метров .

До улицы -via della Lungaretta и по ней еще 500 метров

Примерно 15 минут.

Выходите к площади — S Maria in Trastevere,где и находиться церковь.

Церковь построена папой Калликст 1 в 217 году и стала первым центром поклонения Деве Марии.

Это единственная в Риме средневековая церковь,облик которой не изменился.

ВСЁ!!!
Это моя семерка, а у вас есть еще в запасе 900 соборов Рима!
СОВЕТ- собор Св.Петра смотрите в последнюю очередь иначе другие соборы покажутся незначительными.
СОВЕТ- насмотревшись на всё это великолепие не забывайте расслабляться,иначе может случиться культурный шок!!!
Ну как я,например!

Желаю всем удачных путешествий! Чао! Продолжение будет………..

Папские базилики Рима занимают главенствующее положение во всей иерархии Римско-католической церкви. Максимально высокий статус был передан им по указанию самого понтифика. Следовательно, базилики находятся под прямой юрисдикцией Святого Престола. Общее их количество – 12 штук, на территории Рима можно найти 4 образца. Далее представлено краткое описание базилик, а также вся необходимая для путешественников информация: от графика работы до советов по организации посещения.

О первых папских базиликах Рима упоминается в документе, изданном в 1300-м. Именно тогда понтифик Бонифаций VIII представил папский булл, в котором освещался вопрос устройства Великой базилики. Поклонение и молитва в таких местах Рима давали христианам право на индульгенцию.

Согласно прежним порядкам, завершив причастие и исповедь, верующим нужно было преодолеть Святые двери, открывающиеся лишь раз в 100 лет.

Папские базилики Рима: собор св. Петра

Ранее таинство совершалось только в соборе Святого Петра, что на территории Ватикана, и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

В середине XIV столетия Латеранская базилика была признана «матерью и главой всех церквей города и мира», что позволило ей перейти в разряд папских базилик Рима. Следом за ней аналогичного признания удалось добиться церкви Санта-Мария-Маджоре.

Папские базилики Рима: Basilica di San Pietro

Огромная площадь папской базилики обеспечила ей звание крупнейшей христианской церкви на планете. В этом соборе Рима происходят ключевые события католичества, требующие участия первых лиц.

Basilica di San Pietro заметно превосходит по площади прочие христианские соборы

В данной папской базилике Рима одновременно могут находиться десятки тысяч верующих, а площадь перед ней вмещает около четырехсот тысяч человек.

Благодаря отметкам на полку базилики можно сопоставить площадь объекта с прочими крупными христианскими соборами. Кроме того, Basilica di San Pietro – высочайшая постройка Рима. Побить рекорд прочим проектам не позволяет законодательство.

Согласно преданию, на месте расположения самой знаменитой папской базилики Рима много веков назад был похоронен Святой Петр.

Ранее здесь была церковь, построенная по инициативе Константина I. В XVI столетии начались работы по возведению огромной базилики Рима, украшением которой занимались гении эпохи Возрождения.

Закажите билет онлайн по Интернету и вы сможете попасть в Собор св. Петра без очереди.

Полезная информация

Где находится: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano,
Как работает: апрель-сентябрь с 9 до 19 часов, октябрь-март с 9 до 18 часов.
Путь к объекту:

  • метро – станция Ottaviano, Cipro (А);
  • трамвай – Risorgimento — San Pietro (№ 19);
  • автобус – Risorgimento (№ 590), Viale Vaticano- Musei Vaticani (№ 49).

Папские базилики Рима: что нужно знать о базилике Святого Павла

Грандиозная церковь построена на месте, где, как гласит легенда, был похоронен апостол Павел, казненный по указу Нерона. Работы по ее возведению начались в Риме еще в IV столетии, к концу которого базилика предстала в окончательном варианте. Освещение за это время проводилось дважды.

В стенах объекта находятся мощи «первоверховного» апостола христианства

Пожар, случившийся несколько веков назад, нанес колоссальный ущерб этой базилике Рима. Огонь разрушил немалую часть конструкций, поэтому в относительно неплохом состоянии обнаружили только мозаику на триумфальной арке и отдельные украшения. Было принято решение отстроить папскую базилику Рима заново, однако придерживаться решений классического стиля.

Николай I передал собору драгоценности, которые были использованы для украшения алтаря. Из других особенностей проекта стоит выделить наличие галереи, содержащей изображения всех понтификов.

Та самая галерея над колоннадой из мрамора

Неподалеку можно заметить мощи Павла и составляющие цепи, сковавшей его тело перед гибелью.

Где находится: Piazzale San Paolo, 1.
Как работает: c 7 утра до 18:30.
Путь к объекту:

  • метро – Marconi или Garbatella (B);
  • трамвай – Basilica San Paolo (№2);
  • автобус – Via Ostiense – San Paolo (№ 23, 769).

Папские базилики Рима: Латеранская базилика

Право служения за алтарем здесь даровано лишь понтифику. Данная папская базилика Рима стоит выше всех остальных храмов мира. Наличие Святого престола служит напоминанием об ответственности и силе, дарованной Епископу Рима.

Лишь глава католической церкви может быть допущен для службы за алтарем

Исходное строение появилось в Риме в IV столетии на месте, где находилось поместье семейства Латеранов. Со временем базилика заметно износилась, что потребовало неоднократного проведения работ по реконструкции. Оценив все затраты, ответственными за проект было принято решение о сносе для возведения нового здания.

Очередная папская базилика Рима появилась в XVIII столетии. На данный момент здесь находятся статуи 12 апостолов, рельефы, повествующие о библейских событиях, потрясающая мозаика, созданная в XIV веке, а также фрески средневековых мастеров из Рима.

Впервые базилика появилась здесь в четвертом столетии

Грандиозную ценность представляют останки столешницы, которая, согласно легенде, использовалась во время Тайной вечери.

Где находится: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4.
Как работает: с 7 утра до 18:30.
Путь к объекту:

  • метро – станция San Giovanni (А);
  • автобус – остановка San Giovanni (№ 116).

Папские базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре

Предание гласит, что папа Либерий выбрал место для возведения еще одной базилики в Риме после явления девы Марии во сне, приказавшей построить церковь там, где утром появится снег. По чудесному стечению обстоятельств в начале августа 356-го снег покрыл Эсквилинский холм Рима.

В разные периоды своей истории базилика неоднократно перестраивалась. На данный момент в ней можно встретить решения, характерные для совершенно непохожих друг на друга архитектурных стилей.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass, которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация .

Внутри базилики огромное количество украшений в виде мозаик периода раннего христианства, картин и массивных плит из мрамора. Часть элементов воплощена из золота, добытого на другом конце света.

Церковь появилась на карте Рима по указанию девы Марии

Папская базилика Рима Санта-Мария-Маджоре имеет элементы яслей Иисуса, которые были доставлены в Вечный город Святой Еленой. Кроме того, здесь находится прах итальянского архитектора и скульптора Лоренцо Бернини. Его работы – один из факторов, обеспечивающих Риму место в числе красивейших городов планеты.

Множество красочных мозаик – отличительная особенность церкви

Больше информации о базилике – в отдельном материале.

Где находится: Piazza di S. Maria Maggiore, 42.
Как работает: с 7 до 19 часов.
Путь к объекту: метро — станция Термини (линия А, В).

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.

Интересных мест вокруг меня – сотни и тысячи. Вокруг – множество не только новых стран, но и городов, до которых я никак не могу добраться (а хочется). Однако есть у меня одна большая любовь – это Италия. Как так получилось – даже не знаю. Ведь дело даже не в том, что там сосредоточена большая часть мирового наследия. И не в том, что это – центр великой римской империи. Может быть, всё так сложилось из-за внутреннего настроя, с которым я раз за разом оказывалась в этой удивительной стране?
Побывав прошлой осенью в “Италии в миниатюре” в Римини, я осознала, сколько всего я не видела. И что мне всё смотреть не пересмотреть. Но несмотря на необъятные просторы страны, есть города, где я была уже не раз, и куда не раз буду возвращаться. Два города – Венеция и Рим.

В очередной раз в Риме я оказалась в начале марта. Всего на три дня, но с чётким планом того, что я хочу увидеть. Чёткий план у меня сложился после чудесного курсы Дианы Клейнер о римской архитектуре, послушав который, я с гораздо большим интересом стала разглядывать остатки римских форумов, понимая и узнавая их детали. Заодно из её лекций я узнала о новых, редко посещаемых объектах. Среди прочего Диана упоминала древнеримский некрополь, расположенный прямо под ватиканским собора святого Петра. Археологи раскопали целую подземную улицу, с гробницами по правую и левую сторону – я должна была это увидеть!

Собор Св. Петра и улица некрополя под ним.
Видно, что когда-то некрополь располагался на холме – его основание идёт вверх.
Картинка отсюда.

Попасть туда однако оказалось не так просто. Основная информация о том, как это сделать (по-английски), есть на официальном сайте ufficio scavi – офиса раскопок. Там же можно найти , где можно ходить, нажимая на стрелочки (надо только терпеливо подождать, пока ватиканский дядя что-то такое расскажет на пару минут).
Чтобы посмотреть подземные гробницы, необходимо заранее написать в ufficio scavi письмо с возможными датами посещения. Письмо им я писала по-итальянски, но, думаю, можно спокойно написать и по-английски – ответ они присылают на обоих языках. Отвечают довольно быстро – буквально на следующий день я получила письмо с просьбой подтвердить и оплатить своё бронирование. В этом письме была уже указана конкретная дата и время (мне дали самое раннее, на 9 утра). Я писала чуть ли не за полгода, но вроде бы достаточно примерно за месяц – за две недели точно нужно. Стоит это удовольствие 13 евро на человека. Не знаю, нужно ли оплачивать прямо сразу или можно несколько дней подождать. Поскольку я была уверена, что хочу туда идти, откладывать оплату не стала и заплатила по карточке сразу, как получила письмо. После оплаты пришло письмо сначала о бронировании, а потом и о предварительном подтверждении визита. За две недели до дня посещения получила ещё одно подтверждающее письмо (которое текстом, впрочем, не отличалось от первого).

В письмах много говорилось о всяких правилах, Например, что нельзя проносить никаких громоздких вещей, и фотоаппаратов тоже нельзя, что нужно быть соответствующе одетым, и так далее. Однако информации о том, куда и как идти, было явно недостаточно.
Придя на площадь перед собором святого Петра, мы сомневались, куда же нам дальше. Понятно было, что вход должен быть либо справа, либо слева. Поскольку справа традиционно змеилась очередь в собор, мы двинулись налево. Куда именно идти, было всё равно непонятно, так что я бодрым шагом отправилась к швейцарским гвардейцам в цветастой форме, придуманной Рафаэлем. Гвардеец отдал честь и, взяв мою распечатанную бумажку с подтверждением визита, наконец удовлетворил моё любопытство и сообщил мне, куда идти. Оказалось, проход находился в правой части левой колоннады. Перед забором, отграничивающим колоннаду от внутренней ватиканской территории, стоял рентгеновский аппарат, охранник у которого пропускает ровно за 15 или 10 минут до визита. Мы подошли в нужное время, спокойно прошли со своим фотоаппаратом и маленьким рюкзаком (сдавать никуда не пришлось, да там и некуда было), и очутились в толпе таких же, как мы, туристов. Оставив позади тех, кто был на 9-15, мы прошли вперёд к офису, который упоминался в подтверждении бронирования.

Территория Ватикана, куда простым смертным вход заказан.
wikimapia утверждает, что это здание – сакристия и сокровищница.

В офисе, предъявив бронирование и удостоверение личности, мы получили билет, а заодно купили несколько открыток. Там также продавалась пара книг, не помню только, были ли они на английском или только на итальянском. Имейте ввиду, что если вы хотите что-то купить, то необходимо это сделать сразу, так как сюда вы уже не вернётесь, а изображения с некрополем в другом месте вряд ли найдётся.

Вид на собор Св. Петра “с изнанки”.

Погуляв ещё какое-то время и поснимав в собор святого Петра с необычного ракурса, мы наконец-то дождались экскурсовода и пошли внутрь. Внутри фотографировать, к сожалению, было нельзя, поэтому далее все фотографии из подземелий взяты из Интернета.

Пройдя сквозь зал с макетом собора и развешанными по стенам уж не помню какими рельефами, мы спустились по узкой лестнице и оказались на подземной улице древнеримского кладбища. Надо заметить, что тогда, в далёком втором веке нашей эры, улица была не подземной, а наоборот находилась под открытым небом.

Картинка отсюда.

Могилы на небольшом раскопанном участке – в основном языческие. Зайти никуда нельзя, но почти везде можно поглядеть сквозь стекло. Кое-где сохранились росписи и рельефы, в нишах на стенах когда-то стояли урны.
На фото – мавзолей Tulli и Caetenni, откопанный в 1941 году. В центре – погребальный алтарь.

Гробница F. Картинка отсюда.

Мозаика на полу изображает Меркурия и Плутона. На стенах – изображения павлинов и другие украшения.

Гробница I. Картинка отсюда.

Самый большой мавзолей – мавзолей Valeri – был построен во второй половине II века, во времена Марка Аврелия.

Гробница H. Картинка отсюда.

В более поздних гробницах можно обнаружить христианскую символику, замаскированную под языческие образы. Например, утверждается, что эта мозаика из гробницы М изображает Христа в роли бога солнца Гелиоса. В той же гробнице есть изображения рыбака с рыбами и Ионы с китом.

Гробница М. Картинка отсюда.

Как же так получилось, что целое кладбище оказалось под землёй? Во всём виноват император Константин, тот самый, который перенёс столицу Римской империи в Константинополь, и при котором христианство получило государственную поддержку. Константин пожелал построить базилику на холме, где располагалось кладбище. Почему именно здесь? По очень простой причине – согласно легенде, недалеко от этого места в 66 году в цирке Нерона был распят святой Пётр, и именно на этом холме он был захоронен.
Так, в 326 году, был возведён первый храм Св. Петра. Для его постройки потребовалось разровнять холм и уничтожить языческий некрополь. Император пообещал, что несмотря на строительство, гробницы не будут уничтожены, поэтому их просто засыпали землёй, кое-где, правда, разрушив крышу. Засыпали и забыли.
В XVI веке папа Юлий II приказал построить новый собор на месте базилики Константина. Строили его, как водится, долго, и с участием многих архитекторов. Легенда о том, что алтарь собора находится над местом захоронения Петра, продолжала процветать, однако никакого подтверждения ей не было.
Всё изменилось в 1939 году, когда начались работы по сооружению гробницы Пия XI, попросившего похоронить его рядом с предполагаемой могилой святого Петра. Рабочие наткнулись на кирпичную кладку, сооружённую ещё в доконстантиновские времена. Оказалось, кладка принадлежала одной из гробниц. Новый папа Пий XII повелел продолжать раскопки, надеясь найти саму могилу Петра.
Задача была не из простых – ведь необходимо было проводить работы под полом гигантского действующего храма. В итоге то, что мы можем видеть сегодня – около 20 гробниц – лишь небольшая часть древнеримского наследия, а остальное остаётся спрятанным в толще пород.

Улица древних языческих гробниц заканчивается святая святых Ватикана. Предполагаемое место погребения святого Петра – всего две параллельные стеночки, между которыми, якобы, было опущено его тело. Однако никаких останков в могиле найдено не было. Не было изначально и памятника, обозначавшего место захоронения. Лишь позже появился погребальный памятник – эдикула, который нетронутым вошёл в алтарь первого храма Константина.
А что же с останками? Они были найдены в более поздней стене, просто сваленные грудой. Вопрос, принадлежат ли они апостолу Петру, многие годы оставался открытым. Однако после долгого изучения расположенной рядом с эдикулой стены с граффити Маргарита Гвардаччи, эксперт по ранним христианским надписям, заявила, что одна из надписей означает по-гречески “Пётр здесь”, из чего сделали вывод, что это таки останки святого Петра. Далеко не все согласны с этой точкой зрения, однако в 1968 году Ватикан официально признал могилу Святого Петра и его останки.

Вот так вот неожиданно, желая лишь посмотреть на древнеримские усыпальницы, я заодно увидела и мощи первого папы римского, в честь которого назван мой родной город.

Заканчивается экскурсия под полом собора, в папской усыпальнице. Так что мы осмотрели и папские саркофаги (за посещение которых иначе надо было бы платить отдельные деньги), и вылезли в сам собор рядом со знаменитым балдахином Бернини, избегнув необходимость стоять в длиннющей очереди.

Если вы хотите узнать побольше о могиле святого Петра, можете заглянуть в эту статью о Риме апостолов.

Храм Мира

Расположен на юго-востоке, в конце Императорских форумов и отделяется дорогой Арджилетум от Форума Августа, с которым он затем соединяется через Форум Нервы.

Храм Мира был построен около 74 г. н.э. по инициативе императора Веспасиана на месте древнего Мацеллума — крытого публичного рынка в ознаменование победы над иудеями и наступления мира. В 192 г. н.э. храм был разрушен пожаром, и Септимий Север приказал восстановить его.

Ансамбль, получивший впоследствии название «Форума Мира», включал широкую прямоугольную площадь с садами, окруженную с трех сторон портиками. В Храме Мира можно посетить не только греческую и латинскую библиотеки, но также и настоящий музей греческого искусства со статуями Поликлета, Фидия, Леохара, Мирона, картинами Никомаха, Элена и других художников, происходящими, по крайней мере, частично, из Золотого Дома (Домус Ауреа) Нерона и перенесенными сюда по указанию Веспасиана вместе с декором Иерусалимского храма, которую Тит привез в Рим в 70 г. Кроме двух примыкающих к храму залов, от него сохранилась лишь мраморная колонна (привезенная из Африки), фрагменты архитрава и одна из экседр портика, расположенного под Башней Конти.

Стена форума, на которой был установлен мраморный план Рима

Храм Мира (лат. Templum Pacis), также известный как Форум Веспасиана (лат. Forum Vespasiani), был сооружён в Риме в 74—75 гг. н. э. при императоре Веспасиане в честь победы в Первой Иудейской войне. Храм Мира — один из императорских форумов, примыкающих с севера к Римскому форуму и служивших вместе с ним центром общественной жизни Древнего Рима. В Храме не проводились религиозные службы, он выполнял иные функции, например, служил библиотекой, художественным музеем, банком, канцелярией префекта. В нём были выставлены золотые украшения, вывезенные из Иерусалима.

Храм Мира был разрушен в 410 г. во время разграбления Рима вестготами под предводительством Алариха I и после этого не восстанавливался. В настоящее время примерно половина территории Храма погребена под проспектом Виа деи Фори Империали и прилегающей к нему городской застройкой.

> Мраморный план Рима

На внутренней стене Храма Мира располагался Мраморный план Рима, монументальный (18×13 м) план города, созданный в эпоху Септимия Севера в 203—211 годах.

> Примечания

Leave a Comment