Беломорканал

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье — хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра — на берегу моря или реки.

Узнать цену проживания Вы можете указав дату заезда и выезда. Забронировать номер и посмотреть дополнительные фотографии отеля, почитать отзывы клиентов и узнать точный адрес и телефон Вы можете на официальном сайте партнера, на который Вы попадете нажав на появившуюся после указания дат кнопку.

>
Кто, когда и зачем строили Беломорканал?

Строительство Беломорканала

Строительство канала, соединившего Онежское озеро с Белым морем, было одним из масштабных проектов I советской пятилетки. Идея строительства такого водного пути возникала в Российской империи не единожды. Пётр I во время войны со шведами приказал построить дорогу, названную Осударевой, прорубив просеки и уложив брёвна, по которым шли войска, обозы в течение 10 дней от Белого моря до Онеги. Больше Осударева дорога в военных целях не использовалась, и за 300 прошедших с тех времён лет от неё практически ничего не осталось. С начала 19 века проекты канала рассматривались правительством Российской империи трижды, и каждый раз строительство откладывалось из-за дороговизны. А Российская империя была одним из богатейших государств мира!

Для большевиков преград не существовало. Если Вождь сказал, что канал нужен, значит, он будет построен! Использовать при строительстве канала заключённых Соловецкого, а впоследствии и других лагерей, предложил Натан Френкель. Решение о начале строительства было принято в 1930 году, создан Особый Комитет, кураторами строительства назначены начальник ГУЛАГа М. Берман и Г. Ягода. Руководил строительством Балтийско-Беломорского водного пути тот самый «рационализатор» Н. Френкель.

Перед строителями канала стала задача, которую не смогли бы решить ни в каком другом государстве, кроме СССР. Канал требовалось построить без валютных средств, без использования машин и механизмов, без излишних затрат на содержание рабочих и в качестве стройматериалов использовать подручные средства. А на строительство Иосиф Сталин выделил всего 20 месяцев.
В июле 1931 года проект строительства был подан на рассмотрение, спустя месяц приступили к разметке на местности. В сентябре 1931 года начались работы, на стройплощадку привезли сто тысяч заключённых ГУЛАГа, 60% которых смогли разместить в бараках, остальных — в палатках и сколоченных наспех времянках. В строительстве участвовали как заключённые-мужчины, так и женщины. Надзирателей на такое количество «контингента» было очень мало, в среднем, 40-60 человек. За выполнением и перевыполнением плана следило одно из самых сильных чувств – чувство голода.

Кто плохо работает, не выполняет план, тому пайку урезают, из положенных обычно полкило хлеба и миски месива из морских водорослей в день, дадут едва половину. Передовикам строительства соответственно, пайку увеличивали. Перечень из 15 нарушений, которые могли повлечь за собой серьёзное наказание, тоже немало способствовал порядку. А ещё заключённых красиво переименовали в заключённых каналоармейцев, попросту з/к. За всё время строительства заключёнными было перемещено около 21 миллиона кубических метров грунта, проложено 40 километров дорог, перенесен участок железной дороги, вырублены все окрестные леса. В качестве строительных материалов использовали камни, торф, древесину, землю, никаких дополнительных поставок не было. Все работы велись вручную: лопаты, кирки, ломы, зубила, ручные пилы, носилки и тачки – это всё, что было у строителей Беломорканала. Рабский труд людей, лишённых всех прав, труд на пределе физических и психических сил. Если бы так строили в Древнем Египте пирамиды, то их строительство закончилось бы на тысячу лет раньше, чем случилось в истории.

Похожий материал: Последний метрополитен СССР — Свердловский


Строители канала погибали от изнурительного труда, холода, недоедания, травм, за 20 месяцев умерли по официальным данным 12 318 человек из 124 тысяч заключённых, принимавших участие в строительстве. Но, уже в мае 1933 года Генрих Ягода рапортовал Сталину о завершении стройки. За фантастически короткий срок было построено более сотни сложных гидротехнических сооружений: 15 плотин, 19 шлюзов, 12 водоспусков, 51 дамба на 227 километровом протяжении канала.

Судоходная глубина была 3,6 – 4 метра, при ширине 36 метров. После сдачи канала в эксплуатацию были освобождены и восстановлены в правах 12,5 тысяч человек, ещё почти 60 тысячам сократили срок. Когда Сталин, Киров и Ворошилов в июле 1933 года на катере прошли по каналу, то Сталин был разочарован, канал ему показался узким, мелким и в общем, ненужным. Сократить время пути из Балтийского моря в Белое не удалось, прохождение 19 шлюзов занимало слишком много времени, да и не всякое судно могло пройти по нему, мелковат оказался. Во время Великой Отечественной войны канал пришлось взорвать, чтобы не достался финнам. После войны Беломорканал был восстановлен, сооружены несколько ГЭС, а в 1970 году его углубили и реконструировали. В советское время канал использовался довольно активно, особенно в середине 80-х годов. С развалом Советского Союза движение по нему значительно сократилось. В наши дни канал на всей его протяжённости обслуживает Беломорско – Онежское управление водных путей. Это один из туристических маршрутов, а на его берегах установлены памятники строителям.

История строительства Беломорско-Балтийского канала

Путь, по которому был проложен канал, использовался начиная с XVI века. Сама же идея строительства судоходного неглубокого канала впервые серьезно рассматривалась Петром I в начале XVIII века. Было создано четыре проекта, однако все они имели слишком высокую стоимость. Технологии тех времен делали такую стройку очень дорогой и сложной.

Тем не менее, водный путь был необходим, поэтому к идее его строительства вернулись в XX века. Решение о начале проектирования и строительства Беломорканала было принято 3 июня 1930 года, а месяц спустя на бумаге уже появились первые проекты. Чуть позже начались проектные работы уже непосредственно на местности. Не смотря на то, что финальный проект был утвержден только в феврале 1932 года, фактически строительство началось в конце 1931 года.

Строительство Беломорско-Балтийского канала одновременно печальная и удивительная история. Построен он был в рекордные сроки – 21 месяц. За это время было проложили 2500 километров железнодорожных путей, создано около ста инженерных сооружений. Кроме того, строительство осуществлялось практически без современной техники (тех времен), то есть, большинство работ были выполнены вручную.

Строительство

В строительстве в основном участвовали заключенные ГУЛАГа – это и есть печальная и трагичная сторона строительства Беломорско-Балтийского канала. Их одновременная численность на работах на всем протяжении строительного участка не превышала 125-126 тысяч человек, однако всего в стройке приняло участие около 250 тысяч. Все дело в том, что страна практически никак не помогала в строительстве, заключенные работали в очень тяжелых условиях, часто гибли и заболевали, поэтому была постоянная ротация. Всего на строительстве Беломорканала по некоторым оценкам погибло до 13 тысяч человек. Некоторые говорят, что канал «построен на костях» — в этом выражении есть смысл.

В строительстве сооружений использовались строительные материалы, которые можно было достать на территории Карелии – торф, камень, дерево. Строителей ББК по аналогии с красноармейцами называли «каналоармейцы», да и в целом здесь пытались создать атмосферу приближенную к армии. Курировали стройку Герних Ягода и Матвей Берман.

Краткая справка:

Генрих Григорьевич Ягода – родился 7 ноября 1891 года. Руководил строительством Беломорско-Балтийского канала, за что был награжден орденом Ленина. В 1934 году стал главной НКВД. В 1937 году был арестован, обвинен в уголовных и антигосударственных преступлениях и в подготовке покушения на Сталина. 15 марта 1938 был расстрелян.

Матвей Давыдович Берман – родился 10 апреля 1898 года. С 1930 года был заместителем начальника ГУЛАГа, в 1932 стал его руководителем. Был одним из руководителей строительства Беломорканала, в дальнейшем руководил строительством другого важного канала – Волга-Москва. Арестован в конце 1938 года, 7 марта 1939 года был расстрелян. В 1957 году был реабилитирован.

После окончания строительства сроки заключения «за хорошую работу» сократили для почти 60 тысяч человек, в 12485 был освобождены. Канал получил название «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». В июле 1933 ода Киров, Ворошилов и Сталин совершили поездку на катере по ББК. Как свидетельствуют очевидцы, Сталин был не слишком доволен увиденным. Он счет канал узким и мелким и счел его никому не нужным.

Беломорско-Балтийский канал был открыт 5 августа 1933 года, открытие сопровождалось большим количеством пропагандистских статей в советской прессе. Были написаны несколько книг, в основном также пропагандистского толка. Так, писатель Александр Авдиенко писал, что рабочие жили в прекрасных условиях, а их столы буквально ломились от сытной пищи. Разумеется, ничего общего с действительностью это не имело.

17 августа 1933 был организован Беломорско-Балтийский комбинат, в задачи которого входила эксплуатация канала, а также освоение районов, которые окружали канал. Всего комбинат отвечал за территорию в 2,8 миллиона гектар. На комбинате трудились до 85 тысяч человек – в основном также заключенные, также в его состав входил 21 специальный поселок, в котором жили тридцать тысяч человек. Это были люди из семей раскулаченных крестьян, большинство их которых привезли из других регионов. До 1936 года комбинат не платил никаких налогов и сборов в государственный бюджет.

Строительство Беломорско-Балтийского канала положительно сказалось на многих районах Карелии. Был дан толчок к развитию промышленности, выросли города Беломорск, Сегежа, Медвежьегорск, появились новые поселки.

Во время войны в районе ББК были ожесточенные бои, также он подвергся значительным разрушениям. После того, как Великая Отечественная война закончилась, все поврежденные объекты инфраструктуры отремонтировали и 28 июля 1946 года канал заработал и по нему пошли первые суда.

В дальнейшем были две реконструкции Беломорканала. Первую провели в 50-х годах, тогда электрифицировали все механизмы и сооружения, а в 70-х годах канал был углублен в среднем на 40 сантиметров.

Трасса и судоходство

Протяженность Беломорско-Балтийского канала – 227 километров. На этом протяжении 43 километра – искусственные пути. Начинается в Повенецкой губе Онежского озера (у поселка Повенец), заканчивается у города Беломорск в Сорокской губе Белого моря. Маршрут на всем протяжении проходит через много озер и выглядит так (начиная от Онежского озера):

  1. Озеро Волозеро;
  2. Озеро Маткозеро;
  3. Озеро Телекино;
  4. Озеро Выгозеро;
  5. Река Нижний Выг (и далее до Белого моря).
  6. Озеро Воицкое;
  7. Озеро Шавань.

Проложен по территории Медвежьегорского, Сегежского и Беломорского районов Республики Карелия.

Ежегодно по Беломорско-Балтийскому каналу перевозят до 500 тысяч тонн грузов, осуществляется пассажирские перевозки (только круизы). Есть даже теплоход, который был построен специально для круизов по Беломорканалу. Все круизы обычно заканчиваются на Соловецких островах.

Продолжительность судоходства – 160 дней (в среднем). Минимальная ширина – 36 метров, глубина – 4 метра. Для судов есть ряд ограничений, например, на искусственных участках запрещено двигаться быстрее 8 км/ч.

Leave a Comment