Благовещенский мост Санкт-Петербург

Мост Лейтенанта Шмидта

Первый постоянный мост через Неву, соединяющий Васильевский и Адмиралтейский острова, от Академии художеств к площади Труда. Ширина Невы в этом месте достигает 280 м. Длина моста 331 м, ширина — 24 м. По линии этого моста проходит водораздел между Невой и началом Финского залива — Невской губой. Современное название мост получил в октябре 1918 г. в память о флотском лейтенанте П.П.Шмидте (1867–1906), возглавившем бунт на крейсере «Очаков» Черноморского флота в 1905 г. и казненном за это.

Чугунно-арочный мост через Неву длиной 298,2 м и шириной 20,3 м был сооружен в 1843–1850 гг. по проекту инженера С. В. Кербедза

В то время это был самый протяженный мост в Европе, обладавший к тому же редкими художественными качествами. Ничего удивительного в этом не было, ведь в его архитектурном оформлении принимал участие один из лучших архитекторов того времени — А. П. Брюллов.

Мост был восьмипролетным. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Чтобы чугунные блоки моста плотно прилегали друг к другу, стыки между ними заполняли прокладками из свинца. Это было сделано так качественно, что, когда спустя восемьдесят лет арки моста стали разбирать, в швах не оказалось «ни ржавинки, ни соринки».

Размеры мостовых пролетов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Пологость арок была постоянной во всех пролетах, и это придавало силуэту моста легкость и изящность, несмотря на значительную массу его металлических конструкций, которая составляла 95 000 тонн. Береговые устои, выложенные в подводной части из финляндского гранита, а в надводной — из сердобольского, были углублены в русло реки на 10 м. Мост предполагалось еще украсить аллегорическими фигурами на устоях по рисункам П. К. Клодта и Н. С. Пименова. Однако на эту затею не хватило средств.

Мост был открыт 21 ноября 1850 г. и получил название Благовещенский от одноименной церкви Конногвардейского полка, построенной на предмостной площади левого берега. В 1854 г. по проекту А. И. Штакеншнейдера на быке у разводного пролета моста была сооружена часовня, освященная во имя святого Николая Чудотворца. В феврале 1855 г. мост переименован в Николаевский в связи с кончиной императора Николая Павловича, в царствование которого было построено это замечательное инженерное сооружение.

Мост сразу полюбился петербуржцам. Один из современников писал:

«Любимая прогулка теперь — Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филиграновый, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города…».

Особенно понравился этот мост питерским курильщикам, ибо он был единственным в то время металлическим мостом и на нем разрешалось курить.

Многих гуляющих по мосту завораживали элементы архитектурного оформления. Например, перила — непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей между такими же «прозрачными» стойками. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, середину которой акцентирует трезубец на раковине. К нему обращены с двух сторон морские коньки с поднятыми кверху хвостами, вплетенные в симметричный растительный орнамент. Или, установленные у каждой опоры моста, газовые светильники, выполненные по рисункам инженера Цветкова — стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, увенчанные многогранными стеклянными фонарями.

Благовещенский мост

С постройкой и эксплуатацией моста связаны различные легенды. Одна из них часто встречается в краеведческой литературе. Якобы за возведение каждой новой опоры моста царь распорядился повышать Кербедза в чине. Иногда при этом забывают уведомить читателя, что это легенда. Чтобы не возникало заблуждений по этому поводу, стоит заглянуть в послужной список Кербедза и сравнить с датами строительства моста. 22 июня 1841 г.

Кербедз произведен в майоры Корпуса путей сообщения. Проект моста был утвержден 15 октября 1842 г. 6 декабря 1843 г. Кербедз производится в подполковники. Газета «Северная пчела» от 16 сентября сообщает, что сооружение опор моста окончено.

11 апреля 1850 г. Кербедз производится в полковники. В это время на мосту ведутся отделочные работы и идет подготовка моста к сдаче в эксплуатацию. 21 ноября Кербедза производят в генерал-майоры, в этот же день происходит торжественное открытие моста. Вот такая хронология.

Другая легенда имеет реальную основу. Суть ее в том, что император Николай I, проезжая по мосту, увидел медленно двигающиеся навстречу дроги, на которых стоял грубо сколоченный, неокрашенный гроб. Сзади шли два инвалида в солдатских шинелях. Государь приказал остановить карету и послал адъютанта узнать — кого хоронят? Адъютант доложил, что хоронят отставного солдата, более четверти века служившего Богу, Царю и Отечеству. Тогда Государь вышел из кареты и пошел за гробом солдата. За ним потянулась свита. Бедный солдатик при жизни в самых смелых мечтах не мог представить, что его будут провожать в последний путь сам государь и самые блестящие офицеры российской столицы.

Николаевский мост упоминается в связи с октябрьским переворотом 1917 г. Поэт В. В. Маяковский в поэме «Хорошо!» об этом писал так:

А из-под Николаевского

чугунного моста,

как смерть,

глядит

неласковая

Аврорьих

башен

сталь.

Неподалеку от моста в тот день стоял крейсер «Аврора», пушка — «шестидюймовка» которого «бабахнула» и возвестила, выражаясь поэтическим языком, о «новой эре» в жизни страны. Чем закончилась эта «эра», вспоминать не хочется.

В наше время никаких легенд мост не рождает, а из событий, представляющих интерес для обывателя, только случаи падения пьяных граждан с моста в воду.

Мост не только радовал петербуржцев своими формами и архитектурными деталями, но и обеспечивал, с одной стороны, транспортную связь частей города, а с другой — пропуск судов. Однако, мосты, как всякая другая живая структура, имеют свойство стареть, причем как в физическом, так и в моральном плане.

К 1930-м годам старый мост, имевший недостаточную ширину проезжей части и малое отверстие разводного пролета, ужо не обеспечивал пропуска как сухопутного, так и водного транспорта. После сооружения Беломоро-Балтийского канала увеличились количество и тоннаж проводимых по Неве судов. В то же время разводной пролет находился не на середине реки, а у правобережного устоя, где глубина и пролетное отверстие были недостаточны для пропуска судов с глубокой осадкой. Кроме того, прогрессирующая деформация правобережной опоры Васильевского острова и системы разводных механизмов вызывала все возрастающее заклинивание поворотных разводных пролетных строений, что привело к необходимости использования при разводке моста буксиров. Эти причины и послужили поводом для реконструкции старого Николаевского моста.

Проект реконструкции моста был выполнен инженером Г. П. Передернем. Под его руководством производились и работы в период с 1936 по 1939 г. Были частично использованы опоры старого моста. Для устройства разводного пролета посредине моста две средние опоры были расширены. В них размещены механизмы развода и павильоны управления. Число пролетов осталось прежним — восемь. Старый разводной пролет перекрыт железобетонным пролетным строением, оформленным с фасадов под арку, облицованную гранитом. Остальные пролеты моста перекрыты двумя стальными балочными неразрезными цельносварными конструкциями. Разводное пролетное строение — двукрылое. Масса всего металлического пролетного строения нового моста составила 2400 тонн, что в четыре раза меньше старого чугунного. Кстати, арочные чугунные конструкции старого моста прекрасно сохранились. Их использовали на строительстве нового моста через Волгу в Твери.

Архитектурная часть нового моста разработана архитектором К. М. Дмитриевым, но неудовлетворенный утвержденной композицией, которая диктовалась конструктивными соображениями, он от дальнейшего участия в проекте отказался. Для продолжения работ Г. П. Передерни пригласил архитектора Л. А. Носкова.

Перильные ограждения на мосту установлены старые, автором которых был А. П. Брюллов. Старые фонари бывшего моста установлены вокруг Мемориала борцам Революции на Марсовом поле.

Решетка моста Лейтенанта Шмидта

Новый мост Лейтенанта Шмидта по конструкции является более современным и совершенным сооружением, но в архитектурном отношении значительно уступает своему предшественнику.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Петербург-Ленинград. Благовещенский мост. 1843 — 2007

Не так давно я писал о неосуществленных проектах мостов через Неву. А сегодня я расскажу о первом осуществленном проекте. Мост этот, за свою долгую историю сменил три названия. Названный сперва Благовещенским, он вскоре стал Николаевским, затем имени лейтенанта Шмидта, а ныне он вновь Благовещенский.

Необходимость моста через Неву, который не прекращал бы работу в период ледохода и ледостава, стала окончательно ясна в 40-е годы XIX-го века.
Для решения этой задачи был учрежден Особый комитет, в обязанности которого входил пересмотр проектов мостов через Неву, поступивших за предыдущие полвека, и наблюдение за составлением окончательного проекта моста.

Проекты цепных мостов вызывали сомнения у членов комитета. Гораздо более надежной им казалась система из сборных чугунных арок, которая уже была опробована при строительстве мостов через Мойку.
Споры вызывал и вопрос о трассе будущего моста. До этого предлагались три основных трассы: на месте наплавных Исаакиевского и Дворцового мостов и против центральной части здания Адмиралтейства.
Однако генерал-лейтенант Корпуса путей сообщения М. Г. Дестрем внес новое предложение — построить мост напротив истока Крюкова канала. Дестрем полагал, что благодаря засыпке части Крюкова канала, давно потерявшего транспортное значение, станет возможным создать предмостную площадь с церковью посередине или в крайнем случае широкую улицу, по оси которой можно будет организовать въезд на мост.

По-видимому, идею эту довели до сведения Николая I, и в дальнейших документах она фигурирует уже в качестве предложения самого царя: «Сообразить, не удобнее ли будет устроить мост против устья Крюкова канала…».
11 февраля 1842 года последовало высочайшее указание Дестрему: «Немедленно приступить к составлению проекта и сметы на строительство постоянного чугунного моста через реку Неву…», который, в свою очередь, поручил выполнение проекта инженер-майору С. В. Кербедзу, прикомандировав к нему в качестве помошников инженер-поручика Кербедза 2-го и чертежника из Депо карт Бульмеринга. Архитектурную часть проекта взял на себя архитектор А. П. Брюллов.

Спроектированный мост состоял из семи неравных пролетов, перекрытых чугунными арками, и одного разводного пролета, состоящего из двух металлических ферм, вращающихся в противоположные стороны вокруг вертикальной оси. Опорами пролетов служили гранитные береговые устои и такие же промежуточные речные быки на деревянных сваях, промежутки между которыми заливались бетоном. Против размыва речного ложа предусматривалась отсыпь из булыжного камня на всю ширину реки, в пределах моста.

Помимо технических достоинств конструкция моста отличалась и достоинствами эстетическими. Благодаря принятой конструктивной схеме мост имел весьма пропорциональный силуэт в виде ряда пологих неравновеликих арок, удачно найденных пропорций. Сквозные надарочные фермы придавали мосту ажурность и легкость, контрастировавшие с массивными балками и береговыми устоями.

Утверждение проекта моста последовало 15 октября 1842 года. Строительство началось в 1843-м году. Планировалось завершить его осенью 1846-го года. Однако, задача оказалась куда сложнее, чем предполагалось изначально. Грунтовые условия на трассе моста оказались чрезвычайно неблагоприятными для сооружения оснований под опоры. Ситуация усугублялась естественными факторами: большой глубиной, быстрым течением реки и периодическими колебаниями ее уровня, вызываемые ветрами западного направления. Поэтому работы по строительству затянулись. Тем не менее, все трудности были успешно преодолены Кербедзом, за что он регулярно повышался по службе и завершил строительство в чине генерала.

Карьера Кербедза породила в народе легенду. Якобы Николай пообещал Кербедзу повышать его в чине за каждый смонтированный пролет моста, после чего Кербедз резко увеличил запроектированное число пролетов.

Длина моста составляла 298,2 м, ширина — 20,3 м, общая масса конструкций составляла 9500 тонн. По тем временам это был самый длинный мост в Европе.

Изначально предполагалось, что мост будет украшен скульптурами, авторами которых были П. Клодт и Н. Пименов. Судя по надписям на чертежах, на первом правобережном быке предполагалось установить статуи работы Пименова, символизирующие «Торжество нал водой», «Санкт-Петербург» и «Москву». На берешовых устоях должны были быть установлены статуи «Новгород», «Киев», «Казань» и «Сибирь».

В 1849-м году чертежи и рисунки были представлены царю на утверждение. Однако Николай наложил резолюцию: «Отклонить впредь до времени». В итоге, скульптуры так и не были установлены на мосту (академику Пименову даже не заплатили за работу).

В итоге,главным украшением моста стали его ограждения.

Перила представляют собой непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей

между такими же «прозрачными» стойками.

Проект рисунка перил неоднократно менялся. Первоначальные варианты очень напоминали (в обогащенном, усложненном виде) рисунок перил Аничкова моста. Однако перила высотой 1, 35 м получились слишком тяжелыми (их масса на четверть превышала расчетную). Поэтому в следующем варианте высоту решетки понизили до 1, 12 м и облегчили рисунок. Но утвержден был итоговый, четвертый вариант, с высотой 1,22 м, в котором увеличили длину секций, а количество стоек уменьшено почти в два раза.

Традиционно проект перил приписывается Брюллову. Однако, на чертежах фамилия или подпись Брюллова отсутствует, что дает право на жизнь самым разным гипотезам (так, существует версия, согласно которой автором рисунка перил является Огюст Монферран).

У каждой опоры моста были установлены газовые светильники в виде коринфских колонн на полом чугунном пьедестале, увенчанных многогранными застекленными фонарями.

В 1850-м году работы завершились и 21 ноября 1850 года мост был открыт для движения. В честь этого события была отчеканена медаль по проекту Федора Толстого.

В 1852-м году принимается решение установить на мосту часовню, в связи с чем был объявлен конкурс. Вот как выглядел вариант проекта, разработанный одним из участников конкурса — архитектором Николаем Бенуа.

Однако до срока был утвержден и реализован на практике в 1854-м году проект архитектора А. И. Штакеншнейдера.

В 1855-м году в память об умершем Николае I мост в первый раз сменил свое название и стал Николаевским.

Для своего времени мост превосходно отвечал всем требованиям судоходства. Принятые Кербедзом габариты разводного пролета (ширина — 21,34 м, глубина — 6,1 м) почти вдвое превышали габариты тогдашних судов. Но к началу XX-го века размеры судов заметно выросли и вскоре габариты судоходного пролета стали недостаточными для их пропуска.

Кроме того, из-за несовершенства механической части разводного пролета проводка судов совершалась чрезвычайно медленно (из-за постоянно возрастающей деформации правобережного устоя началось заклинивание поворотных пролетных строений, так что в последние годы перед его реконструкцией приходилось при разводке моста использовать буксиры). Требовалась реконструкция моста.

Один из первых проектов реконструкции Николаевского моста принадлежал начальнику С.-Петербургского округа путей сообщения Тимонову, который еще в 1901-м году составил эскизы его переустройства.
Через три года препятствия, создаваемые мостом стали столь ощутимыми, что судовладельцы и судостроители обратились в С.-Петербургский округ путей сообщения с настоятельным требованием принять меры к увеличению пропускной способности моста.

На состоявшемся 10 декабря 1904 года совещании было высказано мнение, что желательно переустройство Николаевского моста, чтобы разводная его часть была сооружена по середине реки с отверстием шириной не менее 18 сажен (37,41 м); при этом раскрывание пролета производилось бы по сигналу проходящего судна в течении 30 секунд.
В последующие годы было выдвинуто несколько проектов реконструкции, но осуществиться им помешала Первая Мировая война.

В 1918-м году новая власть вновь переименовывает мост. Он становится мостом имени Лейтенанта Шмидта.

В первые годы советской власти на реконструкцию моста просто не было средств. Но после создания Беломорско-Балтийского канала вопрос встал с особенной остротой, и в 1936-1938 году мост реконструировали по проекту профессора Г. П. Передерия. С целью экономии средств использовались быки старого моста. Чугунные арки старого моста демонтировали (впоследствии из них построили мост в Твери) и заменили 3-пролетными неразрезными цельносварными стальными балками. Мост был хорош с технической точки зрения, но с точки зрения архитектурной он был явно неудачен. Автор архитектурной части первоначального проекта архитектор К. М. Дмитриев, неудовлетворенный утвержденной композицией отказался от дальнейшего участия в проекте, и для продолжения работ был приглашен архитектор Л. А. Носков (автор рисунка перил Дворцового моста). Вот как он выглядел после этой реконструкции:

Изменился и декор. От декора старого моста остались только перила. Но поскольку длина моста выросла, на разводной пролет старых перил не хватило и на нем установлены перила более простого рисунка.

Часовню разобрали, установили новые фонари (старые переехали на Марсово поле).

На мосту появились два павильона для управления разводным механизмом.

Благовещенский мост

ГЛАВНАЯ // ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // МОСТЫ Годы постройки:

Благовещенский мост через Неву

Благовещенский мост — первая постоянная переправа через Неву. Первые проекты подобных сооружений стали появляться в 1750-х годах. Однако долгое время это было слишком дорогой и сложной инженерной задачей. Нева обладает мощным течением, большой глубиной. Её весенние ледоходы создавали дополнительные трудности. Особую сложность добавляла необходимость создания разводного пролёта для провода мачтовых судов. В результате долгое время Санкт-Петербург обходился наплавными мостами.

Постепенное развитие технологий позволило к середине XIX века накопить опыт в возведении металлических переправ. В 1840-м году инженер Н. И. Богданов предложил проект моста через Неву с пролётными строениями принципиально новой системы — в виде металлических решётчатых ферм с параллельными поясами. Спустя один год молодой инженер путей сообщения Станислав Валерианович Кербедз разработал проект цепного трёхпролётного моста. Его работа получила высокую оценку специальной комиссии, рассмотревшей её 22 мая 1841 года . Однако, инженерам тех лет более надёжной считалась конструкция переправ из чугунных арок. Такие мосты к тому времени существовали уже не один год в Санкт-Петербурге, Кербедз как раз был одним из их строителей. В 1842 году он составил второй проект постоянного моста через Неву — с чугунными арками. 15 октября 1842 года он был утверждён.

Первый постоянный мост в Петербурге было решено строить между Васильевским островом и Английской набережной. Рождающуюся переправу назвали Невским мостом.

6 ноября 1842 года император утвердил «Положение о сооружении в С.-Петербурге постоянного моста через реку Неву». Согласно этому документу создавался специальный комитет из высших чинов строительного ведомства. Комитет отвечал не только за устройство переправы, но и за благоустройство прилегающей к ней территории, в том числе за строительство Конногвардейского бульвара на месте Адмиралтейского канала, устройство примостных площадей. Положение включало в себя подробный план работ на три года:

«1) Осенью 1842 года устроить все временные сооружения, заготовить машины, инструменты, лесные материалы для фундаментов левого берегового устоя, примыкающих к одному закруглению набережной, и подземной трубы на месте Крюкова канала, набережных на Васильевском острове от Императорской Академии художеств до моста и от оного до 8 линии и первого от Английской набережной речного быка. Как скоро невский лёд будет довольно крепок, приступить к устройству стен, перемычек и к забивке свай, что и привести к окончанию до весны 1843 года. По вскрытии реки, весною будущего года приступить к сломке частей домов г-жи Холодковской и барона Шабо, к устроению подземной трубы и к производству каменной работы быка, устоя и набережен и к осени довести эту последнюю работу до начала чугунных арок. Работы же по устроению подземной трубы окончить к осени 1843 года, кроме устроений мостовой новой улицы, каковую произвести в начале лета 1844 по окончательной осадке насыпи; 2) Осенью 1843 года заготовить материалы для правого берега устоя, для толстого быка вращающегося моста и для двух ручных быков, зимою же с 1843 года и по 1844 год набить сваи и весной приступить к каменной кладке и кончить её до начала арок к осени 1844 года, продолжая притом кладку быка и набережен до их окончательного возведения; 3) Таким же образом с 1844 по 1845 год поступить с тремя остальными быками и кончить притом в течение 1845 года каменную кладку, в предыдущем году начатую. С зимы 1845 до осени 1846 года устроить кружальные подмостки, положить в дело чугунные арки, вращающийся мост с механизмом и привести к совершенному окончанию все остальные работы по верхнему строению моста, так, чтобы езда по постоянному мосту могла быть открыта до времени разведения невских плашкоутных мостов» .

Таким образом, мост предполагалось возвести за четыре года. Но на практике срок оказался вдвое большим. Тогда в России велось три обсуждаемых общественностью долгостроя: сооружались Петербурго-Московская железная дорога, Исаакиевский собор и Благовещенский мост. В петербургских салонах говорили, что новая переправа через Неву долго не простоит, развалится, железная дорога будет строиться ещё много лет, а Исаакиевский собор вообще никогда не достроят. В связи с этим возникла такая шутка: «Мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят; железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор ни мы не увидим, ни дети наши не увидят…

При строительстве Благовещенского моста впервые в практике отечественного мостостроения пришлось забивать сваи в глубину столь быстрой и полноводной реки. Работы под водой велись при помощи воздушных колоколов. Подводную часть береговых устоев выложили их финляндского гранита, надводную — из сердобольского. Их углубили в русло Невы на 10 метров. Газета «Северная пчела» 16 сентября 1844 года писала:

«Самая постройка моста — дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительною точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укреплённом сваями грунте» .

Пролётов у моста было построено восемь. Разводной пролёт, находившийся у правого берега Невы, соответствовал всем существующим в то время требованиям судоходства. При помощи механического разводного механизма два крыла моста раздвигались в горизонтальной плоскости примерно за 40 минут. Такой принцип развода моста был не нов. Но впервые в мировой практике крылья были сделаны в виде металлических раскосных ферм. Все металлические конструкции переправы изготавливались в России.

При проектировании моста Кербедз большое внимание уделял его внешнему облику. Он писал: «Те части быков, которые по положению своему подвергаются действию воды и ударов льда, оставлены без всякого постороннего украшения, благовидность их должна действительно состоять из одной только непоколебимой устойчивости и в соответственности наружных форм усилиям, на них действующим. Равным образом и самые арки, и подарочные части извлекают свою красоту от колоссальности размеров, но верхние части быков, перилы и полукруглые над быками площадки приобретают более благолепия от бронзовых и чугунных украшений, как то: от барельефов, фигур аллегорических, решёток, фонарей…»

В создании художественного оформления моста принял участие архитектор Александр Павлович Брюллов. Он спроектировал чугунные перила, считающиеся одним из лучших образцов художественного литья того времени. Фонари газового освещения изготовили на заводе Ч. Берда по проекту инженера Д. Цветкова, утверждённому в январе 1850 года .

Планировалось украсить мост аллегорическими скульптурами по рисункам П. Клодта и Н. С. Пименова. К выполнению этой работы мастера приступили в 1846 году. Для украшения левобережного устоя Клодт создал эскиз конной группы, но было велено «проект отложить». Пименов задумывал целый комплекс из семи аллегорических композиций, посвящённых покорению водной стихии и основным городам и областям Российской империи: Санкт-Петербургу, Москве, Киеву, Новгороду, Сибири. Скульптуры предлагалось установить на опорах разводной части и на левобережном устое. В 1849 году работа Пименова была рассмотрена, после чего тематика скульптурных групп была несколько изменена. Но из-за финансовых затруднений от такого украшения моста пришлось отказаться.

Сооружение первого постоянного моста через Неву стало заметным событием в жизни Санкт-Петербурга. Вокруг строительства стали возникать легенды. Якобы, чтобы заставить строителей работать добросовестно, император Николай I пообещал Кербедзу награждать его повышением в чине за каждый построенный пролёт моста. Существует легенда о том, что проект переправы был тут же переработан в сторону увеличения количества этих пролётов. Эти события на самом деле являются вымыслом. Их хронология была следующей. 22 июня 1841 года Кербедз произведен в майоры Корпуса путей сообщения. Проект моста был утвержден 15 октября 1842 года. 6 декабря 1843 года Кербедз производится в подполковники. Газета «Северная пчела» от 16 сентября сообщает, что сооружение опор моста окончено. 11 апреля 1850 года Кербедз производится в полковники. В это время на мосту ведутся отделочные работы и идет подготовка моста к сдаче в эксплуатацию. 21 ноября Кербедза производят в генерал-майоры, в этот же день происходит торжественное открытие моста.

Часовня на Благовещенском мосту

При сооружении Невского моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На Адмиралтейском острове появилась Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью в центре. По этой церкви тогда и стали называть мост — Благовещенский. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала. Со стороны Васильевского острова была значительно расширена набережная, здесь появилась новая площадь — площадь Трезини.

Для проверки грузоподъёмности Благовещенского моста на него втаскивали рельсы, которые из Бельгии, Франции и Англии ввозили морем для строительства Петербурго-Московской железной дороги.

21 ноября 1850 года состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Церемония началась с молебна, после которого Николай I с сыновьями прошёл пешком через мост на Васильевский остров, а назад проехал в открытой коляске вместе с наследником. В других экипажах следовали другие сыновья царя и муж великой княгини Марии Николаевны герцог Лейхтенбергский.

Мост стал самым длинным в Европе (298,2 метра), его ширина составила 20,3 метра. Масса металлических конструкция переправы — 95 000 тонн . Газета «Северная пчела» по поводу открытия переправы опубликовала стихи известного театрала Р. Зотова:

Красуйся, Русь, отечество святое!
Ты превзошла все древности века!
Там было семь чудес, ты создала осьмое,
И лучше, краше всех! Сильна была рука,
Создавшая нам памятник народный,
Тверда была та воля, как гранит,
Велевшая создать, построить мост подобный…
Он прочен, твёрд, как Русь! Века он простоит
Свидетельством могущества и славы
Усердной, преданной царям своим державы,
На удивление потомков и сынов.
И скажет летопись позднейшая веков:
Тогда был Николай — России повелитель,
А граф Клейнмихель — исполнитель!

В 1854 году по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была построена небольшая часовня. Её освятили во имя святого Николая Чудотворца.

Благовещенский мост быстро стал популярной достопримечательностью города. Один из современников писал:

Благовещенский мост «Любимая прогулка теперь — Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филигранный, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города…»

Особую популярность у прохожих Благовещенский мост получил также благодаря тому, что был единственным металлическим мостом в городе, на котором, как следствие, разрешалось курить.

Однажды, проезжая по Благовещенскому мосту, император увидел повозку с грубо сколоченным неокрашенным гробом, едущую в сопровождении лишь двух инвалидов в солдатских шинелях. император остановил свою карету и послал адъютанта узнать кого хоронят. Оказалось, что хоронят «отставного солдата, который более четверти века служил Богу, Царю и Отечеству». Николай I вышел из экипажа и отправился вслед за гробом. Вскоре за ним до Смоленского кладбища уже шла многотысячная толпа.

В феврале 1855 года в связи с кончиной императора Николая I мост переименовали в Николаевский.

Ограда Благовещенского моста

К началу XX века переправа стала неудобной для новых судов. Разводной пролёт оказался для них узок, к тому же он был обустроен в мелкой правобережной части Невы. В 1901 году было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь. Помешала начавшаяся Первая Мировая война.

В 1917 году за Николаевским мостом у Английской набережной стоял крейсер «Аврора». Именно оттуда он произвёл знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Об этом событии напоминает находящийся на набережной памятник. А в строках у Маяковского можно прочесть:

А из-под Николаевского
чугунного моста,
как смерть,
глядит
неласковая
Аврорьих
башен
сталь.

В октябре 1918 года Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Петровича Шмидта, руководившего восстанием на крейсере «Очаков» в 1905 году и казнённого за это.

К 1930-м годам из-за деформации правобережной опоры разводной механизм стало часто заклинивать. К тому же, строительство Беломоро-Балтийского канала значительно увеличило транспортную нагрузку на Неве. Это окончательно предопределило судьбу переправы. По проекту Григория Петровича Передерия в 1936-1939 годах мост Лейтенанта Шмидта был практически полностью перестроен. Его архитектурным оформлением занимался архитектор К. М. Дмитриев. Но не согласившись с утверждённой композиций, от работы он отказался. Дмитриева сменил архитектор Лев Александрович Носков.

Проект капитальной реконструкции переправы был принят в 1936 году, работы начались в апреле 1937 года. Новые механизмы для моста изготовили на Кировском заводе. Для обустройства разводного пролёта (его проектированием занимался инженер В. И. Крыжановский) по середине реки две центральные опоры пришлось несколько расширить. В них разместили механизмы развода и павильоны управления.

От старого моста остались только деревянные сваи и литые перила А. П. Брюллова. Сваи не стали менять из-за экономии финансовых средств, сжатых сроков строительства и из-за их отличного состояния несмотря на возраст. Присутствием таких деталей конструкции мост Лейтенанта Шмидта отличался от всех остальных петербургских переправ через Неву.

При реконструкции был применён новый метод соединения стальных конструкций — электросварка. Этот метод уже был опробован при строительстве Володарского моста, хорошо зарекомендовал себя и здесь. При ремонте мостовых опор применялся шведский способ подводного бетонирования, что так же было новым в отечественном мостостроении.

Длина обновлённого моста Лейтенанта Шмидта составила 331 метр. После реконструкции он стал на 9 метров шире, его ширина составила 24 метра. Масса новой переправы теперь составляла 2 400 тонн, то есть почти в четыре раза меньше прежней .

На месте разводного пролёта у правого берега Невы был построен пролёт из камня, разводным стал средний пролёт. Подъём его крыльев стал производиться всего за 55 секунд. На круглых башнях, стоящих в центре моста, укрепили памятные доски, посвящённые П. П. Шмидту и авторам проекта переправы. Находящуюся на старом разводном пролёте часовню Николая Чудотворца восстанавливать не стали. К тому времени она превратилась в склад для инвентаря мостовых уборщиков.

Чугунные конструкции старого моста были перевезены в Тверь, где в 1953-1956 годах были использованы при строительстве переправы через Волгу. Фонари со старого моста были установлены вокруг Мемориала борцам Революции на Марсовом поле.

8 сентября 1938 года проводилось испытание на прочность новых конструкций моста Лейтенанта Шмидта. Для этого на бетонном основании правобережной проезжей части соорудили пять деревянных водонепроницаемых ящиков высотой в один метр и водоизмещением в 900 тонн. Их заполнили водой из Невы, что было равносильно размещению на переправе легковых автомобилей вплотную друг к другу в пять ярусов. Спустя три часа воду из ящиков выпустили обратно в реку, после чего провели такую же проверку левобережных конструкций.

Движение по обновлённому мосту Лейтенанта Шмидта было открыто 5 ноября 1938 года. В 1976 году деревянный настил разводного пролёта был заменён на металлические листы.

При реконструкции моста Лейтенанта Шмидта выход Крюкова канала к Неве был заложен. На его месте устроили гранитный спуск к реке.

Дублёр Благовещенского моста, 2007 год

Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Так как для реконструкции моста отводилось несколько лет, закрытие переправы через Неву на такой срок значительно осложнило бы транспортную ситуацию в прилегающих районах. Поэтому рядом было решено навести временную переправу. Её строительство началось в 2005 году чуть выше по течению реки. Открыт мост-дублёр был в мае 2006 года.

Реконструкция моста производилась по проекту института «Стройпроект». Главными инженерами стали Т. Ю. Кузнецова и Ю. Ю. Крылов, главным архитектором — А. Е. Горюнов. Уже на первой стадии проектирования были решено максимально приблизить облик моста к тому виду, который он имел в середине XIX века. Вместе с тем, новая переправа должна была стать гораздо шире, её ширина увеличивалась с 24 до 37 метров. Этот замысел повлиял на всю стратегию проектирования и на выбор инженерных решений.

После осмотра конструкций было решено снова сохранить старые фундаменты опор, за более чем 150 лет службы они сохранились в рабочем состоянии. Стальные конструкции из-за износа пришлось полностью заменить.

Особые сложности возникли при проектировании нового разводного пролёта. Его ширина и вес значительно увеличивались, что требовало капитальной перестройки соответствующих опор. Но это было крайне нежелательным. В результате проектировщиками было найдено уникальное решение. Тяжёлые крылья были оперты на концы соседних ферм стационарных боковых пролётов. Противовесы (тоже впервые в мостостроении) были изготовлены с использованием свинцовых блоков, что свело до минимума их размеры. Новейшая система гидропривода обеспечила плавность и быстроту подъёма крыльев разводного пролёта, вес каждого из которых составил 515 тонн .

Павильоны, в которых осуществляется управление механизмами разводки, поставленные здесь ещё К. М. Дмитриевым, были сохранены. Но из-за расширения проезжей части их переместили на мощных консолях. Сохранились и прежние фонари. Но их сделали несколько выше, так как увеличивалась ширина моста.

15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы. Ей возвратили прежнее название — Благовещенский мост. Автомобильное движение было открыто на следующий день — 16 августа.

Интересно отметить, что по линии Благовещенского моста проходит водораздел между Невой и Финским заливом.

Источник Страницы Дата обращения
1) Столпянский П. Н. Петропавловская крепость и другие историко-художественные очерки. — М. : Центрполиграф, 2011. — 331 с. (Стр. 132-137) 18.08.2013 г. 22:15
2) Канн П. Я. Площадь Труда. — Л. : Лениздат, 1981. — 120 с. (Стр. 40-43‚ 95-98) 24.08.2013 г. 22:45
3) Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. — СПб : Глагол, 2002. — 192 с. (Стр. 13-18) 15.01.2014 г. 12:35
4) Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Том I. — СПб : Крига, 2009. — 592 с. (Стр. 253-266) 09.05.2015 г. 22:17

Смотреть изображения: предыдущие |
Изменения на сайте

  • 18.07.2018 г. Доходный дом и аптека А. В. ПеляНОВАЯ
  • 26.10.2017 г. Церковь Рождества Христова на ПескахНОВАЯ
  • 04.10.2017 г. Дача Е. П. Салтыковой
  • 05.09.2017 г. Египетский мост
  • 22.05.2015 г. Дом В. В. Капниста — Дом Бурениных — Дом АкинфеевыхНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом Н. И. ШауманаНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом БурениныхНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом Х. И. МейерНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом А. И. ГруздеваНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Загородный пр. 6-8НОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Дом Н. А. Серякова (Загородный пр. 4)НОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Дом Петербургской ремесленной управыНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Доходный дом Ш. З. ИоффаНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Дом СимоновыхНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Подворье Коневского Рождество-Богородичного монастыряНОВАЯ

Новые картины и фото

Leave a Comment