Большой конюшенный мост

История

Первоначально здесь Германом ван Болесом в 1753 году был построен деревянный разводной мост. Мост был обшит досками и по тогдашней моде окрашен «под камень».

В 1828 году мост был заменён на новый однопролётный арочный мост из чугунных тюбингов, соединенных болтами. Проект переправы был выполнен инженерами Е. А. Адамом, В. К. Треттером и В. И. Гесте. Проект уникален тем, что эти тюбинги изначально предназначались для строительства Мало-Конюшенного моста, но в связи с принятием нового проекта, там не понадобились.

Для уменьшения массы тюбингов в их боковых стенках по предложению П. П. Базена делались отверстия эллиптической формы. Чугунная арка опирается на береговые устои, которые облицованы гранитными блоками правильной резки. В основании устоев — деревянные ростверки, опирающиеся на сваи.

Фасады пролётного строения моста декорированы чугунными листами, эти листы украшены художественным орнаментом. При въездах на мост были установлены торшеры с фонарями. Решётка моста исполнена в виде часто расставленных дротиков с накладной арматурой из переплетённых венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками, и поддерживающих перила фигурных кронштейнов. Фонарные столбы подняты над парапетами набережных гранитными парапетами на относительно высоких чугунных пьедесталах.

В 1935 году по причине деформации в опорах и пролётном строении был проведён ремонт моста по проекту инженеров М. И. Жданова и А. Д. Саперштейн. Поверх чугунного был уложен железобетонный свод, были ликвидированы ограждения между тротуарами и проезжей частью.

В 1951 году под руководством архитектора А.Л. Ротача была выполнена реставрация торшеров с фонарями и решёток.

Достопримечательности

Решётка моста

  • Рядом с мостом расположен музей-квартира А. С. Пушкина наб. реки Мойки, 12.

История моста

Первая переправа в этом месте зафиксирована на плане Санкт-Петербурга 1737 года. Первоначально мост был известен как Греческий — в XVIII веке на правом берегу реки Мойки находилась греческая слобода. Затем переправа сменила несколько имен: мост у Мошкова переулка, Конюшенный, Второй Конюшенный и, наконец, в XIX веке за мостом закрепилось его современное название — Большой Конюшенный, по зданию Главных императорских конюшен, расположенному на левом берегу реки.

В 1753 году переправу перестроили по проекту голландского мастера Германа ван Болеса. Теперь это был деревянный балочный мост, обшитый досками, раскрашенными под камень, с деревянными перилами.

В 1828 году на месте деревянного моста был возведен чугунный. Его проект разработали инженеры Е.А. Адам и В.К. Треттер на основе типовых чертежей инженера В.И. Гесте, но с некоторыми усовершенствованиями. Типовой проект предусматривал строительство неразводных однопролетных мостов с арочным пролетным строением из сплошных чугунных тюбингов длиной до 3 м, соединенных болтами и запущенных в тело устоя.

По предложению инженера П.П. Базена, в потолке и стенках тюбингов стали делать эллиптические отверстия, что позволило облегчить конструкцию и сэкономить металл. Это инновационное решение было применено и в проекте Большого Конюшенного моста. Тюбинги были изготовлены на Олонецком литейном заводе ипервоначально предназначались для сооружения Мало-Конюшенного моста, но не понадобились, так как было принято решение строить «Трехмостье»

В оформлении моста принимал участие архитектор К.И. Росси.

В 1935 году мост был усилен железобетонным сводом в связи с возникшими деформациями опор и пролетных строений. Часть тела опор и надсводное кирпичное заполнение заменили железобетонным монолитным бесшарнирным сводом. Реконструкция, проведенная по проекту инженеров М. И. Жданова и А. Д. Саперштейн при консультациях профессора Г.П. Передерия, позволила разгрузить чугунный свод и тем самым сохранить мост как памятник архитектуры и инженерной мысли XIX века.

В 1951 году были произведены реставрационные работы архитектурных деталей моста, торшеров и фонарей по проекту архитектора А.Л. Ротача.

В 1999 году осуществлен капитальный ремонт: заменена гидроизоляция, проведена реставрация решеток перильного ограждения, фасадов моста и торшеров.

Последняя по времени реставрация переправы производилась в 2000 году.

Leave a Comment