Бранденбургские Ворота Берлин

Бранденбургские ворота

(1793г.)

Излюбленное берлинцами место прогулок — улица «Под липами» (Унтер-ден-Линден). Такое название старинная улица получила в свое время от двойной липовой аллеи, тянущейся мимо дворцов и роскошных зданий, которыми была обставлена эта лучшая улица Берлина.

В конце XVIII века на одном конце улицы — на западной стороне Парижской площади, были возведены Бранденбургские ворота, ставшие, пожалуй, главной берлинской достопримечательностью.

Ворота выстроены в 1788—1791 годах по проекту немецкого архитектора Лангханса Карл-Готтгард Лангханс родился в 1733 году, а умер в 1808. Он изучил зодчество в основном путем частных уроков и практических занятий в Бреславле Лангханс значительно усовершенствовал свое архитектурное мастерство в период с 1759 по 1775 годы, благодаря путешествиям по Италии и другим странам. Возвратившись на родину, он состоял старшим архитектором при бреславльской камере и выстроил там Гацфельденский дворец и несколько других зданий.

В 1792 году Лангханса вызвали в Верден, для внутренней отделки местного оперного театра. После окончания этих работ он служил главным начальником дворцового строительного управления. Кроме того, Лангхансу было поручено завершить постройку мраморного дворца в Потсдаме, начатую Контардом. Архитектор выполнил немало других работ в прусской столице.

Но известен Лангханс, прежде всего как автор Бранденбургских ворот в Берлине, явившихся первым опытом использования древнегреческого стиля в немецкой архитектуре. Архитектор стремился соединить в одном здании афинские пропилеи с римской триумфальной аркой.

Это строгое и монументальное сооружение достойно завершает ряд выдающихся построек немецких зодчих 18-го столетия. Хотя в сооружении ощущается оттенок милитаристской жесткости. В 1868 году к воротам были сделаны пристройки с каждой стороны в виде греческих храмов с восемнадцатью колоннами.

Квадрига, украшающая Бранденбургские ворота, была выполнена крупнейшим берлинским скульптором-классицистом Готфридом Шадовым. Ее официальная холодность вполне гармонирует с архитектурой. Важно отметить, что в данном случае Шадов был связан определенным характером заказа, в целом же его творчество отличается, скорее, склонностью к сентиментальной чувствительности — чертой, весьма типичной для определенной части немецкого классицизма.

Иоганн Готфрид Шадов родился в Берлине в 1764 году. В отличие от многих мастеров 18-го столетия, Шадов не был потомственным скульптором. Его предки были крестьянами, сам же он родился в многодетной семье берлинского портного Готфрида Шадова. Ещё в школе он выделялся среди своих сверстников любовью к рисованию. В 1775 году в Берлин по приглашению Фридриха Вильгельма прибыл парижский скульптор Жан-Пьер-Антуан Тассар, чтобы возглавить придворную скульптурную мастерскую. Тассару сообщили о таланте Шадова, и он пригласил мальчика к себе. Супруга Тассара, Фелисите Тассар, художница, ученица Ф. Буше, начала с ним заниматься. Иоганн рисовал, копировал картины известных мастеров, преимущественно Ф. Буше, которого его наставница ценила особенно высоко. Одновременно Шадов начал посещать скульптурную мастерскую Тассара.

Вскоре перед Шадовым встала проблема выбора: посвятить себя живописи, точнее, рисунку и гравюре, или стать скульптором. Теперь он начал много рисовать с гипсов, лепить из глины, делать гипсовые модели и учиться их переводу в мрамор. Однако в его ранних работах — бюсте Генриетты Херц — ничто ещё не говорило о пластическом даровании. Тассар не препятствовал занятиям, но считал, что у Шадова большие способности к гравированию, чем к скульптуре.

Вскоре занятия с Тассаром перестали удовлетворять Шадова. С 1780 года он начинает посещать Академию художеств, девятнадцатилетним юношей едет в Дрезден и Вену. Затем отправляется во Флоренцию, где восхищается произведениями Микеланджело и Джованни де Болонья, осматривает монументы городских площадей. Но по-настоящему Шадов проникается скульптурой в Риме, где проводит два года (1785 — 1787).

В эту эпоху Рим становится центром классицизма. Шадов поступает в частную Академию Александра Триппеля — одного из последователей системы И. Винкельмана, воспитывавшего своих учеников в духе классицизма. Большую часть времени Шадов проводит, изучая античный Рим. Он много работает в Ватикане и Капитолийском музее, во Французской Академии в Риме, поддерживает тесные связи с французскими художниками. Здесь он знакомится с А. Кановой, и это знакомство перерастает в тесную дружбу, длившуюся на протяжении всей жизни.

Шадов принимает участие в Конкурсе Балестры, где выставляет свою, ныне утраченную, группу «Персей и Андромеда», выполненную в терракоте, и получает за нее золотую медаль. Глиняная статуэтка Ахилла, выполненная в Риме в последние годы пребывания там Шадова, свидетельствует о том, как далеко он ушел от Тассара под влиянием античных памятников в ощущении пластики форм и трактовке материала. Стройность пропорций фигур и удивительно мягкую проработку модели он заимствовал из греческих оригиналов. В Берлине становится известно о таланте скульптора. В 1786 году в письме к сыну мать Шадова сообщает о посещении министра фон Хайница и пишет: «Я была горда тем, что он хотел видеть твою мать».

Вернувшись в Берлин, скульптор становится постоянным членом Академии, а после смерти Тассара Шадов заменяет его на посту директора всех официальных скульптурных работ и становится главой придворной скульптурной мастерской. С этого времени и на протяжении почти сорока лет Шадов завален заказами. В свою мастерскую он привлекает шестнадцать помощников, чрезвычайно много работает сам.

В восьмидесятые — девяностые годы Шадов создает свои лучшие произведения. Среди них надгробие юного графа фон дер Марка, находящееся в церкви Доротеи в Берлине. Здесь он отказался от помпезности барочных надгробий и создал произведение, полное сдержанной печали и скорби в духе высокого классицизма, где четкость и благородство силуэтов создаются ритмом линий и сопоставлением плоскостей. Надгробие состоит из саркофага и нескольких фигур, выполненных над ним. На саркофаге Шадов поместил фигуру словно уснувшего мальчика. «Прекрасный мальчик свеж, как утренняя роса», — восхищенно сказала о нем Каролина Шлегель.

Одной из ведущих в творчестве Шадова является тема прекрасной женщины. Он выполнил бюст своей жены Марианны, привлекающий мягкостью характера и одновременно тонкостью душевного склада. На протяжении своей жизни скульптор создавал портретные бюсты, наполненные внутренним напряжением и сдерживаемой экспрессией, отличающиеся благородством и интенсивностью духовной жизни.

Одним из прекраснейших образов среди женских портретов XVIII века является скульптурная группа Шадова «Принцессы Луиза и Фредерика». Работая над ней, скульптор выполнил сначала отдельно два бюста, а затем модель группы, которую выставил в Берлинской Академии в 1795 году. Она вызвала целую волну одобрительных и восторженных откликов. Группа стала одним из лучших произведений немецкой пластики второй половины XVIII века, ее появление рассматривалось как событие в культурной жизни Берлина и позволило фон Хайницу назвать Шадова крупнейшим скульптором своего времени.

Хотя мастер продолжал работать до тридцатых годов (умер Шадов в 1850 году), его поздние работы не так значительны, как ранние, сказалась болезнь глаз.

Свои лучшие произведения он создал именно в 18-м столетии. Деятельность Шадова тесно связана с ростом Берлина, превратившегося в один из крупнейших городов Европы, в оформлении которого такое важное место занимает скульптура прославленного мастера. Одна из таких значительных работ Шадова — Бранденбургские ворота.

Когда в восьмидесятые годы Шадов вернулся на родину, архитектурные работы в Берлине возглавлял архитектор Лангханс. Начинается сотрудничество двух крупнейших немецких мастеров конца XVIII века.

Неудивительно, что для сооруженных в конце восьмидесятых годов Лангхансом Бранденбургских ворот именно Шадов выполняет квадригу. Четверка коней стремительно мчит колесницу богини победы Виктории. Отлил эту скульптуру из меди Жюри. Позднее Шадов дополняет ансамбль ворот статуями Минервы и Марса. Статуя Марса стала символом немецкой столицы. В ней ощутимо влияние образов Микеланджело и античной статуи «Арес» с виллы Людовизи. Кроме того, ворота украшены и многочисленными великолепными аллегорическими фигурами. Работы над украшением Бранденбургских ворот продолжались до 1793 года.

У Бранденбургских ворот интересна и дальнейшая судьба — они постоянно в гуще всех событий, происходящих в Германии. Вот что написал в ноябре 1991 года журналист «Эха планеты» Вадим Чудов, бывший в ГДР во время падения Берлинской стены: «…Стремление восточных немцев проникнуть в Западный Берлин именно через Бранденбургские ворота имело ярко выраженную политическую подоплеку. Как-никак, это сооружение, воздвигнутое 200 лет назад К.Г. Лангхансом и напоминающее афинские пропилеи и парижскую Триумфальную арку, нередко играло роль барометра немецкой истории. Через ворота проезжали кареты прусских, затем германских монархов. После победы над Пруссией в 1806 году под Йеной и Ауэрштедтом Наполеон получил здесь «ключ от Берлина», прихватив с собой в Париж квадригу работы Г. Шадова, увенчавшую ворота в 1795 году. Квадригу водворил на место в 1814 году генерал-фельдмаршал Блюхер. В 1848-м через ворота промаршировали правительственные войска, усмирившие восстание берлинцев. Под их сводами вечером 30 января 1933 года устроили факельное шествие пришедшие к власти национал-социалисты. Площадка к западу от ворот после 13 августа 1961 года, когда была сооружена Берлинская стена, служила ораторской трибуной для виднейших лидеров западного мира…

…Полдень 22 декабря 1989 года.

GuruMustSee.ru

Несильный, но докучливый холодный дождик лишь подогревал нетерпение десятков тысяч людей, заполонивших восточноберлинскую Унтер-ден-Линден. По другую сторону от Бранденбургских ворот столпились сотни желающих стать очевидцами ещё одного знаменательного события…

…И вот, когда все уже порядком продрогли, со стороны ворот послышался нарастающий гул. А секунды спустя я едва успел отскочить от возбужденных людей, хлынувших как река сквозь прорванную дамбу…

… На открытии Бранденбургских ворот я бы, пожалуй, подвел черту под историей Берлинской стены».

Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 319;

Brandenburger Tor

Они первыми всплывают в памяти, когда думаешь о Германии. Символизируя важные события, Бранденбургские ворота не раз отметились в анналах истории этой страны. Современные путешественники, побывав на Парижской площади Берлина, могут вблизи рассмотреть это великолепное произведение искусства.

Взгляд в историю

Когда завершилась Тридцатилетняя война, а Берлин превратился в столицу Пруссии, границы города расширили, окружив его стеной, получившей название Берлинской таможенной. В состав этого укрепления, предназначенного не для обороны города, а для взимания налогов на ввезенные товары, наряду с остальными 17 воротами, вошли нынешние Бранденбургские. Ворота были возведены по заказу прусского монарха Фридриха Вильгельма II на пути к королевскому дворцу – на улице Унтер-ден-Линден — и первоначально носили название «Ворота мира».

Часть арки отбыла во Францию в 1806 году, когда прусская армия потерпела поражение в бое под Иеной и Берлин сдался. Наполеон был первым, кто использовал эти ворота для триумфального шествия. Трофей императора вернулся на свое место после падения его империи – теперь ворота превратились в символ победы над Бонапартом.

Бранденбургские ворота продолжали играть знаковые роли и в ХХ веке: в 1918 и 1920 годах через них маршировали контрреволюционеры, возвещая появление Германской республики, а в 1933 году эсесовцы с факелами здесь приветствовали приход к власти Адольфа Гитлера.
После Второй мировой ворота 28 лет были символом разъединения Германии. Возле них произносили пламенные речи президенты Джон Кеннеди, Рональд Рейган, Билл Клинтон и Барак Обама. Знаком единства нации сооружение является с 1989 года, что грандиозно подчеркнул концертами дирижер Леонард Бернстайн.

В античном облике сквозь вихрь столетий

Бранденбургские ворота – всё, что осталось от старинных городских стен Берлина XVIII века. В пределах столицы Пруссии они находились на окраине города, а сегодня они заняли почетное место в центре мегаполиса. Фридрих Вильгельм II отдал распоряжение возвести ворота, которые служили бы эмблемой мира. Процесс строительства «Ворот мира» длился с 1789 по 1791 годы.

За будущий шедевральный памятник принялся уже зарекомендовавший себя в глазах главы государства прусский архитектор Карл Готтгард Лангганс. Раздумывая, как в проекте воплотить замысел короля, он решил использовать в качестве наглядного пособия афинские Пропилеи, ворота легендарного Акрополя. Вдохновленный греческой архитектурой, Лангганс привнес ее элементы в свое творение, положив начало стилю «берлинский классицизм». Точно так же, как Пропилеи вели к святыне Греции – храмовому комплексу Парфенон, так и Бранденбургские ворота предоставляли доступ к наиболее важному городу Прусского королевства. Повторяя своей конструкцией работу грека Мнесикла, Лангганс внес немалую лепту в приобретение Берлином нового имени – «Афины на Шпрее».

Бранденбургские ворота, вслед за Пропилеями, имели два ряда колонн (прусский зодчий выбрал для них «мужской», дорический ордер), которые покрывало перекрытие. Толщина колонных рядов равнялась 11 метрам. Колонны, в свою очередь, образовали пять проходов, причем центральный проем был шире всех остальных.

бранденбургские ворота на немецком

Если в Пропилеях этот широкий проход предназначался для тех, кто въезжал в Акрополь верхом или вел животных для жертвоприношений, центральным проходом Бранденбургских ворот не могли пользоваться простые смертные – только иностранные послы и особы королевских кровей. Остальные граждане Берлина входили в боковые проемы. В общей сложности, высота ворот составляет 26 метров, а длина — 65,5 метров.

В работе над заказом прусского монарха участвовал и знаменитый скульптор Иоганн Готфрид Шадов, творивший в стиле классицизма. Именно он занимался 6-метровой квадригой, украшающей аттик над карнизом Бранденбургских ворот, а также скульптурами и рельефами.

Развернутая на восток колесница, запряженная конной четверкой, первоначально принадлежала богине мира Эйрене, державшей в руках оливковую ветвь. Однако после возвращения квадриги в 1814 году из Франции, куда ее, как добычу, увез восхищенный Бонапарт, Эйрена уступила место Виктории – богине победы. Оливковую ветвь заменили Железным крестом работы Фридриха Шинкеля в знак триумфа над Наполеоном.

Шадов разрабатывал скульптурный облик Бранденбургских ворот вплоть до 1793 года. Так, благодаря ему по обе стороны ворот, в пристройках (вероятно, сначала они были предназначены для стражи или других помещений), появились античные статуи: одна посвящена сидящей на троне богине Минерве, а другая – воинствующему Марсу, который выхватывает из ножен меч.

Рельефы монументальных ворот украшает множество аллегорических фигур, в том числе изображения служителей богини Виктории. Метопы, прямоугольные плиты над дорическими колоннами, усеяны иллюстрациями мифической войны кентавров с племенем лапифов. А в проемах Бранденбургских ворот можно увидеть рельефы с подвигами Геракла: они, по замыслу авторов, должны были намекать на время войн и период восстановления, в течение которого Фридрих Вильгельм II превратил Пруссию в европейскую державу и заложил основание для ее процветания. Таким образом, Бранденбургские ворота служили не только триумфальным символом мира, но и своего рода мемориалом своему королю.

Постоянно находясь в гуще событий, ворота не раз страдали. Благо, слепки скульптур Шадова сохранились, что облегчило их восстановление.

Цвет ворот первоначально был ослепительно белым. Но за свою долгую жизнь Бранденбургские ворота успели его несколько раз поменять. После начала реставрационных работ в 2000 году берлинцам, ввиду грязного облика триумфальной арки, предложили выбрать новое цветовое решение. Голосуя при помощи монет, опускаемых в мини-копию ворот, горожане выбирали – серый, белый, охра или песчаник. И снова победил белый.

Вихрь столетий Бранденбургские ворота стойко выдержали. Последние из 18 ворот старинной городской стены служат сегодня символом единства и напоминают о бурной истории Европы и Германии.

Дата публикации: марта 7, 2014

Бранденбургские ворота — Настоящий символ города Берлин2018

Бранденбургские ворота (нем. Brandenburger Tor) – памятник архитектуры, расположенный в центре Берлина (Германия). Ворота были построены в 1788 — 1791 гг.

За 220 лет своего существования Бранденбургские ворота стали настоящим символом Берлина и всей Германии. В послевоенные годы они долго были символом разделенной Германии, но после объединения страны в 1989 году стали воплощением единой республики.

Первоначальное название Бранденбургских ворот – Ворота мира, они являются единственными сохранившимися городскими воротами в Берлине. Их построил прусский архитектор Карл Готтгард Лангганс в стиле берлинского классицизма. Прототипом для создания ворот послужили Пропилеи в Афинском Акрополе. В первоначальном варианте фасад ворот был окрашен в белый цвет. Фасад украшал немецкий художник и скульптор Иоганн Готфрид Шадов, ему также принадлежит авторство шестиметровой квадриге, которой управляет Виктория – богиня Победы.

После завоевания Берлина, Наполеон Бонапарт приказал перевезти колесницу в Париж, но после победы над Францией богиня Виктория была возвращена назад в Берлин, и её был присвоен Железный крест, созданный архитектором Фридрихом Шинкелем.

В 1871 году через Бранденбургские ворота в Берлине проходили солдаты-победители, в 1918-1920 гг.

Бранденбургские ворота: сложная судьба великого монумента

– солдаты контрреволюционеры, а в 1933 году их использовала национал-социалистическая партия для своих праздников.

За годы Второй мировой войны ворота сильно пострадали, квадрига была полностью разбита. В 1945-1957 гг. на квадриге был установлен красный флаг СССР, позже он был заменен на флаг ГДР, а после 1989 года на воротах флаг больше не устанавливали.

В 1956 году ворота были отстроены, а квадрига была восстановлена к 1958 году. 13 августа 1961 года ворота были преграждены стеной и стали относиться к Восточному Берлину, жители Западного Берлина потеряли доступ к воротам. Жители Восточного Берлина также не могли попасть к воротам, так как они были ограждены мини-стеной. Во время нового года в 1989 году квадрига получила небольшие повреждения от чрезмерной радости по поводу объединения Германии. В 1991 году отреставрированная скульптура Богини Виктории снова заняла свое место.

Когда Берлин разделяла Берлинская стена, Бранденбургские ворота были изолированы от других построек, но в наше время они отлично вписываются в архитектуру восстановленной Парижской площади. В северной части площади располагается посольство Франции и Дрезднер банк, а в южной – Академия искусств, «DG-Банк» и отель Адлон.

Бесплатный многоязычный онлайн-словарь

Бранденбургские ворота в Берлине

Германия – это страна с богатой историей и множеством интереснейших достопримечательностей, увидеть которые ежегодно желают большое количество туристов. Среди примечательных мест особо выделяются Бранденбургские ворота. Их причисляют к важнейшим архитектурным памятникам страны. Вряд ли кто из нас не знает, в каком городе Бранденбургские ворота располагаются. Это столица Германии – Берлин. Достопримечательность эта – не просто прекрасное архитектурное творение. Для многих немцев Бранденбургские ворота – особый национальный символ, веха в истории. Почему? – об этом мы и расскажем.

Символ Германии — Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота – единственные в своем роде. Когда-то они располагались на окраине города, но сейчас территориально ворота находятся в центре. Это последние сохранившиеся городские ворота Берлина. Первоначальное их название было Ворота мира. Архитектурный стиль памятника определяется как берлинский классицизм. Прототипом ворот является вход в Парфенон в Афинах – Пропилеи. Сооружение представляет собой триумфальную арку, состоящую из 12 греческих доисторических колонн, а также располагающих по шесть с каждой стороны. Высота Бранденбургских ворот составляет 26 м, длина — 66 м. Толщина памятника составляет 11 м. Над верхней частью сооружения возвышается медная статуя богини Победы — Виктории, которая правит квадригой – колесницей, запряженной четырьмя конями. В пристройках Бранденбургских ворот в Берлине располагаются статуя бога войны Марса и богини Минервы.

История Бранденбургских ворот

Самый узнаваемый архитектурный памятник столицы был построен еще в 1789-1791 гг. по указу короля Фридриха Вильгельма II Карлом Готтгардом Ланггансом, известным немецким архитектором. Основным направлением его работы было применение древнегреческого стиля, что нашло удачное отражение в его самом знаменитом проекте – Бранденбургских воротах. Украшение арки – квадрига, управляемая богиней Викторией, была создана Иоганном Готфрида Шадовым.

После завоевание Берлина, Наполеону так понравилась колесница, что он отдал приказ демонтировать квадригу с Бранденбургских ворот и перевезти ее в Париж. Правда, после победы над армией Наполеона в 1814 г. богиня Победы вместе с колесницей была возвращена на законное место. Вдобавок к этому ей изготовили Железный крест, сделанный рукой Фридриха Шинкеля.

После прихода к власти нацисты использовали Бранденбургские ворота для своих парадных шествий. Удивительно, но среди развалин и руин Берлина в 1945 году этот архитектурный памятник единственный остался невредимым, за исключением богини Победы. Правда к 1958 году арка ворот была снова украшена копией квадриги с богиней Викторией.

К 1961 году с нагнетанием Берлинского кризиса страна была разделена на две части: восточную и западную. Бранденбургские ворота оказались на границе воздвигнутой Берлинской стены, проход через них перекрыли. Таким образом, ворота стали символом разделения Германии на два лагеря – капиталистического и социалистического. Однако 22 декабря 1989 года, когда Берлинская стена пала, Бранденбургские ворота были открыты. Канцлер ФРГ Гельмут Коль прошел через них в торжественной обстановке, чтобы пожать руку Ханса Монрова, премьер-министра ГДР. С этого момента Бранденбургские ворота стали для всех немцев национальным символом воссоединения страны, единства народа и мира.

Где находятся Бранденбургские ворота?

Если у вас появилось желание при визите в Берлин посетить самый известный символ Германии, то не помешает знать их местоположение. Располагаются Бранденбургские ворота в Берлине по адресу Pariser Platz (Парижская площадь) 10117. Добраться туда можно транспортом городской метрополии S- и U-Bahn до станции Brandenburger Tor, S1, 2, 25 и U55.

Leave a Comment