Царицыно В Москве

Парк Царицыно. Усадьба Царицыно.

Царицыно — одна из самых необыкновенных усадеб в Москве, да, можно сказать, во всей России. Удивляют и привлекают странная судьба ее, не разгаданная до сих пор загадка, связанная с ее строительством, сам облик огромной усадьбы Царицыно, романтический и несколько таинственный, похожий на музей бестолковых и безудержных затей 18 в., богатого на выдумки, фантазии и капризы, неоднократные попытки достроить ее, медленное, на протяжении двух сотен лет, угасание.

И, наконец, сказочное, как по мановению волшебной палочки, возрождение. Еще совсем недавно на стенах Большого дворца тренировались альпинисты, а сегодня это самое популярное место во всей Москве: "Вы видели "поющие фонтаны" в Царицыно? Нет? Неужели вы до сих пор не побывали в парке Царицыно?" Людской поток не иссякает ни летом, ни зимой, ни днем, ни вечером.

Если Вы входите в парк с центрального входа, вас встречает "Поющий световой фонтан" — фонтан на острове. Для того чтобы его отрегулировать требуются специальные мастера-водолазы. Но вам не придется мочить ноги, чтобы бросить в фонтан монетку — на остров ведут два изящных ажурных мостика. И мостики, и фонтан появились здесь совсем недавно. А вот дальше начинается удивительная история парка Царицына, полная загадок, которые вам предстоит разгадать.

Перед вами постепенно разворачивается живописный архитектурный ансамбль, построенный архитектором Василием Баженовым для императрицы Екатерины Великой и не принятый ею. Подмосковная царская резиденция задумывалась как ансамбль, состоящий из множества маленьких дворцов, оформленных в одном стиле, но каждый в своем роде. Первая остановка — у Фигурного моста, первой постройки парка Царицыно. Но мост ли это или крепостные ворота? Зачем в загородной царской резиденции массивные крепостные башни с окнами-бойницами? От кого хотел защитить В. Баженов свою императрицу?

Двигаемся дальше, по прямой, как стрела Березовой перспективе — вот Малый Екатерининский дворец. Главная цель постройки дворца — гимн Екатерине II . Каждый завиток, украшающий фасад, славит Великую императрицу. Вот Средний дворец, называемый сегодня Оперным домом за прекрасную акустику, предназначенный для балов и официальных приемов. Стоит обратить внимание на отреставрированные дорожки, часть из них покрыта резиновой плиткой (спасибо компании ЭкоРезина.ру). Вот корпуса для многочисленной свиты императрицы — Кавалерские корпуса. Свите в парке Царицыно было отведено даже больше места, чем самой Екатерине. И, наконец, Большой дворец — главная драма и загадка парка Царицыно. В глаза сразу бросается отличие архитектуры дворца от архитектуры всех остальных построек. Чей же дворец мы видим? Василия Баженова? Увы, нет. Дворец, построенный В. Баженовым, не понравился императрице, и она приказала снести его. Работы по возведению нового дворца были поручены архитектору М. Казакову. Десять лет трудился мастер, но Екатерина II так и не оценила его работу — она умерла в 1796 году, не дождавшись окончания строительства.

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва (Palace & Park Ensemble Tsaritsyno, Moscow)

Оценить работу мастера и разгадать многочисленные загадки парка Царицыно можем сегодня только мы с вами.

В феврале 1993 года ученые детально обследовали территорию лесопарка Царицыно и развалины дворцового ансамбля. Выяснилось, что Царицыно расположено в геопатогенной зоне. Была составлена подробная карта геопатогенных зон царицынской земли.

Музей-заповедник "Царицыно"

Не желая пропускать чудесные осенние денечки, мы каждые выходные куда-то да выбирались: Кремль, Парк Горького, Арбат и др. И вот очередь дошла до Царицыно. Много ходит восторженных отзывов о том, как там красиво и чудесно, но мы откладывали посещение этого места на потом. Даже в первые наши приезды мы думали о посещении этого парка, но находились более интересные места. И вот, наконец, пришло время посетить Царицыно. Сразу скажу — мы туда ещё разок точно вернемся, а может даже не разок 😉

Краткое описание

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» расположен на юге Москвы и включает в себя дворцовый ансамбль, оранжереи, исторический пейзажный парк с прудами и павильонами, а также новые парковые зоны с цветниками и светомузыкальным фонтаном. Вся территория музея-заповедника занимает 405 гектаров.

В центральной части парка расположен дворцовый комплекс конца XVIII века, который возводился как подмосковная резиденция императрицы Екатерины II. Его строительство началось в 1775 году по проекту архитектора В. И. Баженова. Композиционный центр комплекса — Большой дворец, построенный по проекту архитектора М. Ф. Казакова. После смерти Екатерины II все работы в Царицыне были прекращены.


Рисунок 1 — Первоначальный (нереализованный) вариант Большого дворца
 
В 1984 году был образован Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР и началось постепенное восстановление архитектурного ансамбля. В 1992 году музей был преобразован в Историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно».

 


Рисунок 2 — Руина Большого Царицынского дворца в начале 20 века
 
С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация царицынских объектов; почти все они к 2004 году были отреставрированы. Оставалось завершить реставрационные работы в Хлебном доме, благоустроить парк, восстановить парковые павильоны; предстояло также восстановление Большого дворца.

 


Рисунок 3 — Большой Царицынский дворец в начале 2003 года
 
В 2004 году музей-заповедник был передан в ведение города, а в сентябре 2005 года в Царицыне развернулись масштабные работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции дворцового ансамбля и парка. 2 сентября 2007 года, в День города Москвы, состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса, в том числе восстановленного Большого Царицынского дворца.

 


Рисунок 4 — Большой Царицынский дворец нашими глазами сейчас
 

Как это было

Мы, как и всегда, практически ничего не читали про это место. Отзывов нам хватило, чтобы понять, что там надо побывать хотя бы раз, чтобы составить своё личное впечатление. Расположено Царицыно очень удобно, но не очень очевидно. Как это так? А очень просто. Вы легко найдете его на карте. Парк находится на Юге Москвы на зелёной ветке метро. Даже станция называется так, что вы сразу поймете, когда вам надо выходить! Станция метро называется просто "Царицыно". Но вот не очень очевидная часть начинается именно с момента, когда вы вышли из метро! Вся проблема в том, что вы попадаете на какую-то странную улочку рядом с железнодорожными путями. Слева продают газеты и кукурузу, а справа стоят туалеты с характерным запахом. Не переживайте, вы приехали правильно, нужно только пройти это все, пройти вдоль дороги под железнодорожным мостом, и вы выйдете к главным воротам парка Царицыно. Такая резкая смена обстановки немного дезориентирует.

 


Рисунок 5 — Карта парка
 

Как только вы входите за ворота парка, перед вами открывается прекрасный вид. Все эти красоты тяжело описать словами. Проблема и в том, чтобы сфотографировать эту красоту. Потому что обычный объектив не может захватить всю картинку. Поэтому фотографий у нас не так уж и много вышло. Фотографировали много, но в жизни все выглядело в разы лучше, чем на фото.

Первое что вы видите на входе, помимо безграничного парка, это большая карта. Она очень удобно расположена и позволяет обдумать свой маршрут до того, как ты успеешь заблудиться в этом огромном парке. Прикинув маршрут, мы обратили внимание на электромобили, которые возили желающих по парку за определенную плату. Как оказалось, можно взять экскурсию на 15 минут за 150 рублей. Мы даже не стали узнавать, какие есть экскурсии, т.к. решили, что будем гулять самостоятельно.

 


Рисунок 6 — Большой фонтан
 

Первое место, куда мы отправились, был, конечно же, фонтан. Он расположен так, что его невозможно пропустить, если не делать этого специально. Фонтан достаточно большой и красивый. Мы решили, что в жару и в темное время суток он ещё круче и краше. Поэтому рекомендуем посетить этот парк именно летом! А у нас хоть и было тепло, но желание плескаться в фонтане отсутствовало чуть меньше, чем полностью.

Царицыно — музей-заповедник, парк, усадьба, Москва

Поэтому мы пошли гулять дльше.


Рисунок 7 — "Женя и фонтан" (с)
 

Следующей остановкой был чудесный мост. Как позже оказалось, это был "Большой готический мост через овраг". По всему парку вы найдете немало мостов, и все они красивы. Но на двух из них хочется остановиться и постоять. Про первый я уже написал, а второй — это "Фигурный мост". Я не скажу точно, где какой расположен. Но они прекрасны. Если вдруг появится желание погулять по этому парку — обязательно найдите эти мосты.

 


Рисунок 8 — Фигурный мост
 

Пройдя по мостам, мы решили погулять подальше от людей и, соответственно, от всех главных зданий. И ничуточки не прогадали. Парк ухожен, чист и красив, не зависимо от того, куда ты решишь пойти. Подстриженная трава, чистые дорожки, красивые клумбы делают это место идеальным для легких и непринужденных прогулок! Здесь можно гулять весь день и так и не обойти весь парк!

 


Рисунок 9 — Тихие и спокойные тропинки
 

У нас не было цели пройти весь парк, мы ещё хотели увидеть знаменитый Большой дворец! И поэтому должны были вернуться в людную часть парка. Но, как оказалось, людей в центре (где расположен Большой дворец, Оперный дом и Хлебный дом) было не настолько много, как мы предполгалаи. И это нас в очередной раз приятно удивило.

 


Рисунок 10 — Большой дворец

Дворец очень красив как изнутри, так и снаружи. Посмотреть на дворец снаружи может любой и это не составляет большого труда. А вот как попасть внутрь, мы не сразу сообразили. Между дворцом и Хлебным домом стоит небольшое стеклянное здание, которое, как оказалось, и является входом в Большой дворец. В этом стеклянном здании располагаются лишь эскалаторы, которые могут увезти тебя вниз, либо поднять обратно. Спускаясь вниз, мы потерялись, потому что поняли, куда подевался весь народ, который мы ожидали увидеть наверху. Все были здесь! Кто-то в магазинчиках при музее, кто-то в очереди за билетами, кто-то, как и мы, ходил и разбирался что тут вообще есть. Как оказалось, мы пришли в третье воскресенье сентября, а каждое третье воскресенье месяца вход в Большой дворец, Хлебный дом и Оперный дом — бесплатны. Ну как можно не воспользоваться такой возможностью?! Мы взяли билеты и пошли культурно просвящаться.

 


Рисунок 11 — Бесплатные билетики в музеи

Мы ожидали увидеть полноценный музей, с какими-то картинами, убранством 18-19 века и нечто подобное. Но, как оказалось, выставки в этих музеях не совсем соответствовали нашим ожиданиям. Выставки хлебного дома можно разделить на 2 вида: СССР + ВОВ и временные выставки. Во время нашего посещения, первый этаж с временной выставкой был закрыт, поэтому мы увидели лишь постоянную выставку Хлебного дома, посвященную СССР.

В Большом дворце было интересней. Выставки занимают три этажа плюс подземный этаж. Но также часть пространства выделена под временные выставки. Из того, что мне больше всего запомнилось — это

  • Бюсты всех царей Руси и их генеалогическое древо
  • Комната, с макетом Большого дворца до реставрации
  • Шпалеры для дворца

Посетить Большой дворец полезно и интересно. Если вы задумывались об этом — обязательно приходите! А вот в Хлебный дом, я бы пожалел купить билет.

 


Рисунок 12 — Макет Большого дворца

Выйдя через стеклянное миниздание, мы пошли вокруг Большого дворца и увидели Оперный дом, вход в который тоже был бесплатным в этот день. Оперный дом, может и связан как-то с оперой, но сейчас там располагается выставка, посвященная различным мифам. Я люблю мифы древних цивилизаций, поэтому эта выставка меня очень даже порадовала. Хотя тут мы в очередной раз познакомились с менталитетом русских бабушек-вахтерш. Если вы что-то будете делать не так, как они этого хотят — будте добры выслушать их бурчание.

 


Рисунок 13 — Оперный дом

На этом наше знакомство с культурной программой парка закончилось. Не составляя план прогулки, мы пропустили оранжереи Царицынского парка, но зато есть повод ещё разок туда вернуться =)

 


Рисунок 14 — Поляна с Женей (на заднем фоне Большой дворец и Хлебный дом)
 

У музея есть достаточно хороший сайт, где вы можете получить довольно подробную информацию по выставкам, истории или другим вопросам:
http://www.tsaritsyno-museum.ru/index.php
Также, в период написания статьи, был найден сайт, достаточно подробно описывающий всё, что есть в парке: http://parktsaricino.ru

Адрес

Станция метро: Царицыно
 

Время работы

Парк:

  • c 6:00 до 24:00 ежедневно

Музей:

  • Вторник–пятница: с 11:00 до 18:00
  • Суббота: с 11:00 до 20:00
  • Воскресенье: с 11:00 до 19:00
  • Понедельник — выходной день

Оранжерейный комплекс:

  • Среда–пятница: с 11:00 до 18:00
  • Суббота: с 11:00 до 20:00
  • Воскресенье: с 11:00 до 19:00
  • Понедельник, вторник: выходные дни

Цена

  • Вход в парк — бесплатно
  • Большой дворец и Хлебный дом — 350 рублей
  • Оранжереи — 250 рублей
  • Оперный дом — 200 рублей
  • Комплексный билет — 650 рублей

Третье воскресенье каждого месяца — вход в Большой дворец, Хлебный дом и Оперный дом — бесплатно.

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно в Москве

Царицыно. История, архитектура, парк Царицыно

Парк Царицыно часто воспринимают лишь как место для отдыха. Живописные виды, изумительный архитектурный комплекс, аллеи, дорожки, пруды, фонтаны и скульптуры – все это, несомненно, радует глаз. Сейчас на территории парка довольно развита инфраструктура. Есть кафе, рестораны и развлекательные заведения. Однако, это место создано не только для развлечений. Экскурсия по Царицыно может стать настоящим экскурсом в историю. Парк и усадьба таят в себе массу тайн и даже мистических явлений.

История усадьбы Царицыно

Царицыно обычно связывают с именем императрицы Екатерины II. Действительно, в 1775 году она выкупила эти земли, чтобы построить здесь дворец и разбить волшебные сады. Однако, судьба распорядилась иначе.

В древние времена эти земли принадлежали славянскому племени – вятичам. Но первые упоминания о этом месте появились лишь в 16 веке. Знаменитые царицынские пруды появились при Борисе Годунове. Именно поэтому самый старый из них называется Борисовским, а раньше носил название Цареборисовский. В конце 17 века здесь находилось село с удивительным названием Черная Грязь. Оно принадлежало князю Голицыну. В начале 18 века село переходит к Д. К. Кантемиру, молдавскому господарю, по указу Петра I.

Во второй половине 18 века Екатерина II побывала здесь и просто влюбилась в природу Черной Грязи. Тогда было решено выкупить эти земли, построить здесь царскую резиденцию и назвать ее Царицыно. Строительство императорского дворца было поручено Баженову. Стоит отметить, что нрав императрицы был не из простых. Постепенно Баженов впал в немилость. Почти десять лет длилась работа по возведению основных построек и разбиению садов. Уже в ходе работ между Екатериной II и архитектором происходили столкновения. Так, в 1784 году ей были приглашены в Москву английские садоводы, которые полностью изменили облик садов, с любовью разбитых Баженовым в исконно русском стиле.

Вскоре Екатерина II приехала в Царицыно и приказала снести все, что было построено Баженовым. Архитектор был отстранен от этой работы. Официально считается, что императрице не понравился облик дворца. Однако, ходили слухи, что Баженов впал в немилость за то, что «заражал» сына императрицы, цесаревича Павла, идеями масонства.

На смену Баженову пришел именитый архитектор Казаков. В течение следующих 10 лет, вплоть до смерти Екатерины II, он занимался созданием нового архитектурного комплекса. Историки утверждают, что во многом архитектор стремился перенять опыт Баженова. Поэтому и по сей день мы можем увидеть в облике Царицына задумку архитектора, который попал под горячую руку императрицы. После смерти Екатерины II парк и усадьба были заброшены. И лишь в конце 20 началась реконструкция Царицына. Работы по восстановлению парково-архитектурного комплекса были закончены в 2007 году. Царицыно сразу же полюбилось москвичам. Сочетание живописных аллей, прудов, островов, беседок и монументального дворца в готическом стиле делает это место центром притяжения для всех столичных жителей.

Архитектура Царицыно

Основу усадьбы составляет Большой Царицынский дворец. Он представляет собой два массивных крыла, соединенных галереей. Одно крыло должно было принадлежать Екатерине II, а второе – ее сыну, цесаревичу Павлу. Галерея довольно массивна и выглядит как главный элемент здания, если смотреть на него спереди. Готический облик дворца наилучшим образом подчеркивают строгие башни, расположенные по углам сооружения. В то же время в его архитектуре проглядывают элементы, характерные для классицизма, получившего популярность в конце 18 века. Красно-белое оформление дворца и множество декоративных элементов напоминают кремлевскую архитектуру. Поэтому Большой Царицынский дворец – это сооружение, вобравшее в себя сразу несколько архитектурных стилей. Стоит отметить, что такое сочетание не привело к какофонии во внешнем облике, но слилось в единый гармоничный облик монументального сооружения. Реставраторы постарались воссоздать облик дворца времен Екатерины II. Однако, один элемент никак не вписывался в общий архитектурный ансамбль. Дело в том, что здание имело временную крышу, выкрашенную в мрачный черный цвет. За это местные жители очень не любили дворец, называли его гробом великана, катафалком и темницей. Поэтому реставраторы решили внести свою лепту в облик дворца. Сейчас его крыша выкрашена в светлый цвет и украшена декоративными элементами.

Об архитектурном облике резиденции Екатерины II можно говорить долго. Но еще лучше увидеть все постройки Царицына своими глазами – и удивительный Малый дворец, удачно вписанный в форму холма, и баженовский Хлебный дом, украшенный эмблемами каравая и солонки, и Фигурный мост, поражающий обилием декоративных элементов, и Оперный дом, и кавалерийские корпуса, и многое другое.

Парк Царицыно

Парк Царицыно – это любимое место для отдыха многих москвичей. Приезжают сюда и гости столицы – полюбоваться на архитектуру, отдохнуть в тени лип и берез, погулять по прекрасным аллеям. Он так же, как и основные постройки, был восстановлен после длительного запустения. В парке есть несколько мест, которые обязательно нужно осмотреть. Среди них – павильон Миловида, выполненный в античном стиле. Это открытая сводчатая галерея, которую поддерживают колонны. Она украшена фигурами сфинксов, статуями вакханок и богинь – Венеры и Авроры. Миловида находится на пересечении многих аллей парка, в том числе Глухого проспекта и Утренней дорожки.

Еще одно интересное сооружение парка – это Башня-руина. С конца 18 по начало 19 веков была особая мода на постройки, которые внешним видом походили на руины.

Парк Царицыно. Усадьба Царицыно.

А это сооружение было возведено по указу Екатерины II. Императрица увидела башню на рисунке вельможи, который путешествовал к Ионическим островам и сделал несколько набросков. Эта постройка выполнена из грубо обтесанного камня, кладка выполнена нарочито небрежно. На вершине башни находится смотровая площадка, к которой ведет так называемая «чертова лестница». Это название она получила за свое коварное свойство – взобраться по лестнице было легко, а вот спуститься – довольно сложно. Не одну травму получили гости Царицына, пытаясь спуститься с Башни-руины, будучи при этом «под хмельком».

Пожалуй, самое романтическое место парка – это павильон Нерастанкино. Само название навевает о мыслях о любви и разлуке. Вместе с тем в старинных документах это место носит название Миростанкино. Дело в том, что неподалеку находятся древние могильники вятичей. Возможно это сооружение, выполненное в стиле классицизма, было призвано напоминать о том, что о бренности всего сущего. От павильона идет склон, который ведет к Верхнему пруду с островом, на котором можно увидеть арку-руину. Остров называют Русалочьим, а арку – Русалкиными воротами. Возможно, такое название связано с одним из развлечений Екатерины II. Императрица любила всевозможные представления и приказала устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом. Представления проходили на острове. К нему был подведен незаметный ход, по которому шли девушки, чтобы внезапно появиться на острове и поучаствовать в представлении. Такая задумка пришлась по вкусу императрице.

Весь парк разбит вокруг каскада прудов, которые, несомненно, придают особое очарование бывшей царской резиденции.

Ажурные мостики, островки, водная птица – эти виды вызывают умиротворение. Самым красивым считается Верхний пруд, именно на нем находится Русалочий остров. По берегам располагаются несколько лодочных пристаней. На среднем пруду находится довольно большой остров. Неизвестно, для чего он использовался при императрице, но сейчас в его излучине построен прекрасный светодинамический фонтан.

Автор: Артанова Наталья
Статья защищена законом об авторских и смежный правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.

Вернуться в начало раздела Туризм и отдых
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье

На юго-востоке Москвы расположился Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», окружённый пересечённым рельефом с речками, ручьями и прудами. В Писцовых книгах 1589 г. впервые упоминается пустошь Чёрная Грязь. Заселение этой местности началось с XVII в., когда её владельцами являлись бояре Стрешневы. Название «Царицыно» возникло при Екатерине II в 1775 г., когда императрица приобрела живописный уголок. В 1776—1785 гг. была отстроена усадьба и началась разбивка парка по проекту архитектора В. И. Баженова, но в 1786 г. постройки по приказу Екатерины II были частично разобраны. Позже усадьба достраивалась М.Ф.Казаковым до 1797г. и осталась незавершённой в связи со смертью императрицы. Контрастное сочетание зелёного массива деревьев и построек из красного кирпича с белокаменными деталями сделало Царицыно уникальной неповторимой ландшафтно-архитек-

турнои композицией, центром которой являлись два дворца, соединённые галереей, и Большой кавалерский корпус. Постройки — Большой, Фигурный мосты, Малый дворец Екатерины II, Оперный дом, Фигурные ворота и другие — дополнили и украсили торжественный дворцовый ансамбль. Проводившаяся в Царицыне реставрация (1970—1980-х гг.) не была окончена. К 1996 г. был отреставрирован Оперный дом, который много лет использовался как главный павильон музея-заповедника, в котором регулярно устраивались концерты классической музыки, проводились выставочные мероприятия. Лишь в 2007 г. был окончательно завершен архитектурный ансамбль Царицына, открыт Большой дворец, в зданиях которого сейчас проводятся выставки, экскурсии, культурно-образовательные программы. Исторический вид территории дополнили фонтаны у Большого и Среднего Царицынских прудов.

Как добраться

Общественным транспортом

10 мин. пешком от ст. м. «Царицыно», Орехово» или ж/д платформы «Царицыно».

На автомобиле

С МКАД выехать на Каширское ш., на пересечении с Шипиловской ул. повернуть налево, далее прямо до Новоцарицынского ш. (после пересечения с Шипиловским пр.). Заезд с Новоцарицынского шоссе (по пропускам).

С Садового кольца свернуть на Бол. Тульскую ул., далее по Варшавскому и Каширскому ш. до Пролетарского просп., на который свернуть и двигаться прямо и далее по Луговой ул. и после тоннеля под железной дорогой — налево на Новоцарицынское ш. откуда заезд.

На месте деревянной церкви, построенной боярами Стрешневыми, по заказу политического деятеля и учёного Молдавии князя Д. К. Кантемира в 1722 г.

Царицыно (дворцово-парковый ансамбль)

архитектором П.Н.Лавриным был выстроен храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.

В 1940 г. храм был закрыт, и все последующие годы использовался как производственный цех. В 1990 г. — вновь освящён и открыт для прихожан. При храме действует воскресная школа, приходская библиотека. Православный центр «Живоносный Источник» организовывает паломнические туры, проводит благотворительную помощь нуждающимся в консультациях психологов и юристов.

Карты схемы московских дворцов, усадеб и парков:

  1. Битцевский лес — Подробная карта схема московского парка Битцевский лес со всеми достопримечательностями
  2. Бульварное кольцо — Подробная карта Бульварного кольца Москвы крупномасштабная 1см:200м
  3. Воробьевы горы — Детальная карта природного заказника Воробьевы горы (Ленинские горы)
  4. Измайлово —  Подробная карта схема московского парка Измайлово со всеми достопримечательностями
  5. Коломенское — Карта схема усадьбы Коломенское
  6. Кузьминки — Карта схема лесопарка Кузьминки
  7. Кусково — Карта схема усадьбы Кусково
  8. Лосиный остров — Подробная карта схема московского парка Лосиный Остров со всеми достопримечательностями
  9. Нескучный сад — Карта Нескучного Сада — продолжения ЦПКиО им Горького — получила название по увесилительной усадьбе князя Н.Ю.Трубецкого
  10. Останкино — Подробная карта схема московского парка Останкино со всеми достопримечательностями
  11. Серебрянный Бор — Детальная карта схема Серебрянного Бора масштаба 1см:150м
  12. Сокольники — Подробная карта схема московского парка Сокольники со всеми достопримечательностями
  13. Царицыно — Усадьба построена по заказу Екатерины второй, отсюда и название
  14. ЦПКиО — Подробная карта схема московского парка ЦПКиО им Горького со всеми достопримечательностями

Парк Царицыно.
История усадьбы Царицыно

Первые славянские поселения появились на землях будущего Царицына, вероятно, в конце IX века. Свидетелями далекого прошлого являются курганы – захоронения вятичей XI-XII веков; несколько их групп сохранилось в царицынском парке и его окрестностях возле бывших деревень Шипилово, Орехово, Зябликово, Борисово и Братеево. Находки, сделанные в курганах, немногочисленны. В основном преобладают украшения из сплавов меди, бронзы, предметы из глины. В заповедной долине реки Язвенки археологи обнаружили следы древних поселений и пашен. Большинство местных поселений прекратили свое существование в XIII веке после татаро-монгольского нашествия, и эти места на несколько столетий погрузились во тьму забвения.

УСАДЬБА ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ (БОГОРОДСКОЕ)

Первые письменные известия о местах, где позднее раскинется архитектурно-парковый ансамбль «Царицыно», относятся к XVI веку. Тогда здесь лежали пустоши, название одной из которых – Черная грязь – перешло в дальнейшем в название усадьбы. Сменявшие друг друга ее владельцы происходили из известных родов Стрешневых, Голицыных, Кантемиров.
Первыми владельцами Черной грязи стали бояре Стрешневы. В 1626 году основатель династии Романовых государь и великий князь Михаил Федорович взял в жены молодую красавицу Евдокию Лукьянову из небогатого рода Стрешневых. А в 1633 году несколько земель Московского уезда села Коломенского, в том числе «пустошь Черногрядская», были проданы за 73 рубля из казны в вотчину отцу царицы, окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу. Лукьян Степанович оказался рачительным хозяином и значительно расширил свои владения, присоединив к ним соседние земли. При его сыне, Семене Лукъяновиче, в Черной Грязи появился боярский двор с фруктовыми садами, и пустошь стала называться «сельцом». Семен Стрешнев, дядя государя Алексея Михайловича, был незаурядной личностью. Он принадлежал к ближнему окружения царя, считался «ближним знатоком церковной книжности и очень любил о ней беседовать». Вместе с тем, активный участник польской войны, «с большим успехом забирал разные литовские города…». С.Л. Стрешнев устроил в Черной Грязи богатую усадьбу с хоромами на переднем дворе, а также «мыльней», погребами, «сушилом», «рубленой поварней», фруктовым садом, огородом, рыбным прудом с мельницей на реке Городенке. В описи 1676-1678 годов упоминается сельцо, двор, деревни, пашни, пустоши, сенные покосы, государевы рощи («новая», красная» и др.) и выгоны для скота. После смерти С.Л. Стрешнева в 1666 году усадьбой владела его вдова Мария Алексеевна, урожденная Лыкова, а после ее смерти в 1673 году имение приписали к дворцовому ведомству, так как прямых наследников не было.
Краткий, но яркий период в истории усадьбы (1683_1689) связан с Алексеем и Василием Голицыными. В 1682 году Черная Грязь, находившаяся в дворцовом ведомстве, была передана «в вотчину по родству боярину Ивану Федоровичу Стрешневу, чем владел наперед сего брат ево боярин Семен Лукьянович Стрешнев». Границы усадьбы расширились. Уже в марте 1683 года Иван Стрешнев подарил усадьбу своему внуку Алексею Голицыну – сыну знаменитого князя Василия Васильевича Голицына. В.В. Голицын фактически управлял страной во время регентства царевны Софьи при государях Петре и Иоанне. Он возглавлял Польский приказ, участвовал во многих военных походах, живо интересовался европейской культурой. По своему характеру, яркости дарований, энергичной деятельности Василий Голицын был достойным продолжателем многих начинаний царя Алексея Михайловича, сочетавшего традиционный православный духовный уклад с европейскими новшествами. Рядом с Черной Грязью Голицын построил деревянную церковь во имя Богородицы Живоносный Источник, благодаря чему сельцо Черная Грязь стало селом Белогородским. Дом и усадьба строились на широкую ногу, в соответствии с положением хозяина и близостью к царскому селу Коломенскому. На вотчинном дворе вместо прежних «ветхих» появились новые хоромы с гульбищами и рундуками, нарядный облик которых, вероятно, напоминал царский дворец в Коломенском. Были заведены конюшенный, воловий, солодовенный дворы, построены новые плотины и мельницы, увеличился сад. От благоустроенного богатого поместья Голицыных до наших дней сохранились пруды. В связи с постройкой плотины на Черногрязском пруду поднялся уровень воды. В результате образовалось исключительно красивое водное зеркало Царицынского пруда, и, таким образом, в конце XVII века в основных чертах сформировался неповторимый ландшафт будущего Царицына.
В 1689 году после воцарения Петра I Голицыны попали в опалу и были сосланы на север, а имение вновь перешло в дворцовое ведомство.
Новая страница в истории усадьбы Черная Грязь, как опять она стала называться, была открыта в 1711 году.

Петр I пожаловал ее вместе с соседним Булатниковым и землями в других губерниях своему союзнику, молдавскому господарю Дмитрию Константиновичу Кантемиру (1673-1723) в качестве компенсации за утерянные исконные владения. После неудачного Прутского похода Кантемир ушел в Россию и принял российское подданство вместе с семьей и двумя тысячами соотечественников.

Из русской ветви Кантемиров наиболее известным стал сам князь Дмитрий Кантимир, советник Петра I по восточным вопросам, один из образованнейших людей своего времени, владевший девятью языками и оставивший труды по философии, истории, географии, музыке; и его младший сын Антиох (1708-1744), поэт и дипломат.
В 1721-1722 годах в Черной Грязи Д.К. Кантемир построил на месте деревянной новую церковь с каменным нижним ярусом и привел в порядок обветшавшие голицынские хоромы. После него усадьбой последовательно владели его сыновья: сначала второй сын Константин, затем старший – Матвей и, наконец, последним – Сергей (Сербан). Прямых наследников не было ни у кого. Князь Константин выстроил здесь новый деревянный дом, наружную отделку которого предполагалось закончить в мае 1746 года. Но весной того же года умерла супруга князя, а в январе следующего года и сам Константин.
После раздела наследства в 1757 году усадьба досталась князю Матвею Кантемиру, а небольшая часть имения и Булатниково отошли Сергею. На планах Черной Грязи 1766 и 1775 годов заметны черты культуры барокко. Два двора братьев с хозяйским домом в каждом располагались по одной линии. На месте нынешней поляны за Большим дворцом были запланированы партеры и боскеты регулярного сада. Ближе к оврагу находился фруктовый сад, посаженный при Голицыных. От планировки усадьбы времен Кантемиров до наших дней сохранились общие контуры земляной пирамиды с террасами по склону высокого берега Царицынского пруда. На ступенях полукруглой пирамиды, увенчанной беседкой, и вдоль аллей были высажены деревья, которые подстригали по правилам садового искусства того времени.

Матвей Кантемир, владевший Черной Грязью 14 лет, был известным «Храмоздателем» и внес значительные пожертвования в Никольский Греческий монастырь, где были похоронены его родные. В Черной Грязи он построил каменную церковь (1759-1765) «во имя Живоносного Пресвятыя Богородицы Источника с теплым для зимнего времени пределом во имя святаго великомученика Димитрия Мироточивого» — покровителя его отца. Первоначально храм имел форму греческого равноконечного креста, на котором был поставлен «восьмерик», увенчанный куполом с небольшой главкой. Сегодня это самая старая часть церкви. При ней похоронены сам князь М.Д.Кантемир (1700-1771) и его жена Аграфена Яковлевна, урожденная графиня Лобанова-Ростовская (1708-1772). Третий придел в честь иконы Казанской Божией Матери появился в 1880-е годы, когда в храме была расширена трапезная, перестроена и увеличена колокольня и вся церковь приобрела современный вид.

Обширная система прудов площадью около 150 гектаров, которая так восхитила будущую державную владелицу этих мест, складывалась на землях Черной грязи – будущего Царицына и на прилегающих территориях в течение почти трехсот лет. Пруды расположились главным образом в долинах речки Городенки (Городня) и ее притоков – Язвенки, Черепишки и Чертановки.

Первым появился наиболее удаленный от Царицына Цареборисовский пруд, образовавшийся после сооружения плотины во времена Бориса Годунова. Шипиловская плотина – запруда, по которой проходила Старая Каширская дорога, замыкала этот пруд выше по течению, образуя средний из прудов – Развиловатый, или Шипиловский. Сейчас его по обыкновению называют Нижним Царицынским. Вверх по течению расположен Царицынский (Черногрязский, Английский) пруд. Он был устроен между 1666 и 1673 годами.

Последний владелец Черной Грязи из рода Кантемиров Сергей, видимо, мало интересовался своим обширным имением. На это, по крайней мере, указывала Екатерина II в письме барону Ф.М. Гриму. Остановившись весной 1775 года на время пребывания в Москве в селе Коломенском, 16 мая императрица предприняла прогулку до Черной Грязи, которая и решила впоследствии судьбу будущего Царицына. «…В один прекрасный день, — писала она своему постоянному корреспонденту в Париже, — ее величество изволила выехать на большую дорогу, которая ведет из Москвы в Каширу. Дорога привела к огромному пруду, рядом с которым был еще пруд больше и живописнее, и этот пруд принадлежал не ее величеству, а соседу ея, князю Кантемиру. К второму пруду примыкал еще третий с извилистыми берегами. Вот гуляющие, направляясь от одного пруда к другому, то пешком, то на лошадях, на расстоянии семи верст от коломенского, начинают завидовать чужому имению, хозяин которого, старик за 70 лет, совершенно равнодушен и к водам, и ко всем живописным видам».

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ В.И. БАЖЕНОВА И М.Ф. КАЗАКОВА.

В 2008 году архитектурный ансамбль подмосковной летней резиденции Екатерины II в Царицыне отметил 233-летие со дня основания. Начало селу Царицыну было положено летом 1775 года в блеске фейерверков, под гром праздничных салютов. Матушка-императрица праздновала в Москве первую годовщину заключения выгодного и очень желанного для России мира с Турцией. Вся Новороссия, Кубань и Кабарда отошли тогда под российский скипетр.
Как всегда, военные победы ознаменовались строительством памятных сооружений. По указу Екатерины II два знаменитых архитектора – В.И. Баженов и М.Ф. Казаков – возвели для праздничных торжеств на Ходынском лугу комплекс построек, представлявших Новороссию и Крым. В фантастическом стиле были воспроизведены взятые российским войском местности, крепости и города: Тамань, Керчь, Азов, Таганрог, Еникале. Легкие временные строения, изображенные в серии гравюр М.Ф, Казаковым, стали столовыми и бальными залами, галереями, театром, ярмаркой, служебными помещениями. Впечатления от ходынских торжеств, очевидно, отразились в замысле строительства новой подмосковной резиденции императрицы в только что купленном у князя Кантемира владении.
Здесь провела Екатерина шесть недель лета 1775 года. В узком кругу приближенных главное место занимал Григорий Александрович Потемкин, тайный муж императрицы, отец ее только что появившейся на свет дочери. Прогулки по прудам, по живописным окрестностям усадьбы, названной вскоре селом Царицыным, заполняли досуг новой державной владелицы имения, которое достоинствами своего местоположения, как писала она, представляло «сущий рай».

С 1776 по 1785 год Василий Баженов возводил в Царицыне уникальный дворцовый комплекс, насчитывавший семнадцать построек. Однако почти полностью завершенный, он так и не стал действующей императорской резиденцией. В начале лета 1785 года Екатерина II, оказавшись на короткое время в Москве, «… изволила восприять шествие в село Царицыно…». Милостиво «пожаловала» архитектора с «фамилиею» и управляющего «к руке», посетила главный из выстроенных для нее трех дворцов. После прогулки в парке от была в Коломенское. Ничто, казалось, не предвещало грядущей катастрофы. Спустя некоторое время вышло высочайшее распоряжение о сносе сооружений, предназначенных для императорской фамилии: Большого дворца Екатерины II, объединенного с дворцами Павла и великих князей Александра и Константина, а также Кавалерского корпуса, то есть почти всей центральной части ансамбля. Сама императрица писала наследнику Павлу Петровичу, что ее Большой дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нем было бы невозможно жить», а более подробно описывала свои первые впечатления от интерьеров барону Ф.М. Гримму: «Своды оказались слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары тесными, залы темными, лестницы слишком узкими». Так ли это было на самом деле — сегодня сложно сказать. Как бы то ни было, результаты затеянного и одобренного десять лет назад строительства не устроили державную заказчицу. Изменились время, вкусы, потребности, обстоятельства. Им и был бестрепетно принесен в жертву уникальный архитектурный ансамбль Баженова с его живописностью, легкостью, игрой пространств, тесным соседством камерных и парадных интерьеров, возможно слишком вольным, по выражению первого биографа зодчего, митрополита Евгения Болховитинова, «слишком готическим» колоритом. В опалу попал и сам архитектор, который пытался сначала приспособиться к новым требованиям заказа: вместо нескольких относительно небольших построек предложить единый дворцовый корпус в центре ансамбля. Свой проект представил также строитель классической Москвы М.Ф. Казаков (1738-1812). Екатерина утвердила проект Казакова, который продолжал строительство в Царицыне. К июлю 1786 года дворцы, построенные Баженовым, были разобраны до основания. Позднее их судьбу разделили Кавалерский и Камер-Юнфарский корпуса, хотя они и не мешали новому строительству. В течение следующих десяти лет на месте разрушенного было возведено в формах неоготики внушительное здание нового дворца, вполне сопоставимого с дворцами императорских резиденций в окрестностях Санкт-Петербурга — Петергофе, Царском Селе. Протяженный, с башнями и высокими кровлями, фасад этого дворца-замка безраздельно господствовал теперь в ансамбле. Первоначальный — гармоничный и, возможно, более лирический образ Царицына — был утрачен. Решающее значение приобрел парадный аспект.

Такой, вероятно желала теперь видеть Екатерина II свою подмосковную резиденцию. Строительство Большого дворца прервалось с кончиной императрицы в ноябре 1796 года. Спустя несколько месяцев, 7 апреля 1797 года, на Пасху, в Москве был коронован Павел I. Вскоре император посетил Царицыно, после чего был издан указ о прекращении работ. Грандиозная эпопея двадцатилетнего строительства оказалась незавершенной. Ансамбль, созданный двумя прославленными русскими зодчими, так и не был востребован по прямому назначению. Очень скоро в основном пустующие и быстро ветшающие дворцы и павильоны Царицына стали восприниматься романтически настроенными потомками как отечественные древности, свидетельства ушедшей эпохи. Руины их служили роскошными архитектурными декорациями на сцене разросшегося пейзажного парка. Эпоха блистательных, но не осуществившихся до конца замыслов в истории Царицына осталась позади.

Leave a Comment