Что такое статуя в Египте?

«Почему у статуй сломаны носы?» — такой вопрос чаще всего задают куратору Бруклинского музея Эдварду Блайбергу посетители, интересующиеся египетской цивилизацией. От древних гробниц до великих пирамид: египетская цивилизация славится своими изысканными и точными скульптурами. Несмотря на то, что статуи изображают людей из разных слоев, у них можно найти кое-что общее — сломанные и обезображенные носы. Случайность, вызванная природными явлениями, или преднамеренная порча? Естественная эрозия или целенаправленный акт? Выставка «Ударная сила: иконоборчество в Древнем Египте» стала первым в своем роде мероприятием, которое раскрывает политические и религиозные аспекты борьбы с древнеегипетскими статуями. Сосредоточив внимание на наследии некоторых фараонов, таких как Хатшепсут и Эхнатон, и кампаниях по разрушению и порче статуй в эпоху поздней античности, выставка представляет ряд поврежденных статуй наряду с нетронутыми экспонатами. Ее цель — продемонстрировать преднамеренное разрушение предметов, которые воспринимались не как средство изображения конкретного объекта, а как сосуд для духовной энергии. Вот почему выставка поднимает в сознании посетителей ряд вопросов, касающихся собственности, памяти и визуальной культуры. Являются ли эти искажения частью концепции и дизайна? И почему именно носы? В прошлом некоторые археологи полагали, что естественная эрозия сыграла главную роль в процессе обезображивания древних египетских скульптур и статуй из-за сильных ветров, водных потоков, изменений почвы и других факторов, которые могли нанести существенный ущерб частям тела, таким как руки, ноги и нос. Тем не менее, по словам Эдварда Блайберга, имели место политические, религиозные личные и преступные мотивы. Акты вандализма были преднамеренными и имели конкретную цель. Казалось, разбитые носы у объемных статуй — объяснимое явление, но, к удивлению исследователя, тот же дефект он обнаружил и у плоских экспонатов. На самом деле древние египтяне полагали, что статуи являются местом обитания силы. По их представлениям, дух бога мог жить в его образе. Что касается людей, считалось, что часть души умершего человека может находиться в его скульптуре. Как заключил Блайберг, акты вандализма были нацелены на нейтрализацию силы изображенного человека. Того же мнения придерживается Адела Оппенхайм, куратор отдела египетского искусства в Метрополитен-музее: «Если мы хотим подавить враждебные нам силы, лучший способ сделать это — сломать нос статуи». Хотя древние египтяне не верили, что статуи способны вставать и передвигаться, ведь они сделаны из камня, и вели споры о том, дышат ли они воздухом через нос, считалось, что именно нос — источник их силы. Как следствие, если противники хотели устранить эту силу, они разрушали нос статуе, чтобы та перестала «дышать» и жить. Лишение силы Кладбища и храмы служили хранилищами большинства статуй и рельефов, изготовленных специально для проведения религиозных ритуалов. Было принято совершать ряд религиозных церемоний с использованием статуй, в том числе ритуал «открытия рта», который смазывали маслом, чтобы оживить статую и наделить ее необходимой силой. Согласно Блайбергу, все религиозные ритуалы были связаны с экономикой, в основе которой лежали жертвоприношения сверхъестественным сущностям. Короли приносили жертвы богам, рассчитывая, что те позаботятся о Египте, поэтому статуи и рисунки представляли собой «место встречи сверхъестественных сил и реального мира». Во время ритуалов они становились обитаемыми, или завершенными, а разрушение статуй или игнорирование религиозных верований — факторы, которые могли нанести силе ущерб: «Поврежденная часть тела больше не может выполнять свою функцию. Без носа дух статуи не может жить, а значит, таким образом вандал может убить ее. А со сломанными ушами она не способна услышать молитвы». В эпоху фараонов люди очень боялись египетских скульптур и статуй: даже воры, искавшие ценные предметы, опасались мести покойного, если его статуя не обезображена. Что касается практики разрушения и осквернения изображений человека, то она восходит к началу египетской истории. Например, умышленное повреждение мумий в доисторическую эпоху связано с примитивной верой в то, что повреждение образа наносит вред человеку, которого он представляет. Вот почему фараоны издавать указы, налагающие суровые наказания на всех, кто осмеливался повредить изображающие их статуи. Воинам, собирающимся в бой, предписывалось изготовить восковую куклу врага, а затем уничтожить ее. Политические и культурные мотивы Древние египтяне пытались принимать особые меры для защиты скульптур, помещая их в ямы внутри могил или храмов. Однако эти методы тоже не помогали, тем более что люди, которые занимались разрушением статуй, были не просто вандалами. Их специально обучали для этой цели. В эпоху фараонов на статуе обычно было выгравировано имя изображённого человека, а значит, человек, который обезображивал статую, умел читать.

Египетская сенсация: гигантская статуя фараона Рамзеса II, найденная в трущобах Каира


Сенсационная находка в трущобах Каира.

В трущобах Каира неожиданно прогремела настоящая сенсация. Под горой мусора, в грунтовых водах археологи обнаружили огромную 8-метровую статую. Совместная немецко-египетская группа исследователей утверждает, что это, вероятно, изображение знаменитого фараона Рамзеса II, который правил Египтом с 1279 по 1213 годы до нашей эры.
Гигантская статуя сделана из кварцита, который добывали в древнем городе Гелиополис — важном религиозном центре и одном из самых больших городов в Древнем Египте. Расположенный в восточной части современного Каира, Гелиополис считался домом богов солнца и, по словам историка Геродота, он был самым древним центром обучения в Египте.

Никто и предположить не мог, что скрыто в этой огромной луже.

В древнем Гелиополисе сохранилось много храмов, посвященных богам солнца, а также среди них есть гигантский храм Солнца, который был основан Рамзесом II. Массивная статуя была обнаружена как раз возле руин этого храма. Министерство по делам древностей Египта предполагает, что находка является одним из самых важных открытий в истории. Стоит отметить, что статуя была найдена не целиком — на данный момент были обнаружены основание статуи, нижняя часть ее головы, а позже корона, правое ухо и фрагмент правого глаза. Дальнейшие раскопки продолжаются.

Находка, которая поразила всех.

Рамзес II, который также был известен как Рамзес Великий, родился примерно в 1303 г. до н.э. в Древнем Египте. Он был третьим египетским фараоном 19-й династии (1292-1186 г.г. до н.э.) и самым известным из фараонов.

Одна из четырех статуй, изображающих сидящего Рамзеса II, в Абу-Симбеле.

Рамзеса короновали, когда ему было около 25 лет, после чего он правил Египтом с 1279 г. до н.э. до 1213 г. до н.э. Он прожил более 90 лет и имел более 200 жен, а также более 100 детей, большинство из которых он пережил.

Древняя статуя, скрытая под водой.

Рамзес II правил дольше, чем семь других фараонов 19-й династии, вместе взятые. Он провел множество важных военных кампаний, в том числе командовал египтянами в известной битве против хеттов при Кадеше (на реке Оронт в современной Сирии).

Голова гигантской статуи.


Часть постамента гигантской статуи.

Он является самым известным правителем Древнего Египта. Во время правления Рамзеса II были построены многочисленные памятники, храмы и города. Среди его самых известных строительных достижений особо выделяются мемориальный храмовый комплекс в Фивах по названию «Рамессеум» и скальные храмы Абу-Симбел.

Гигантская статуя Рамзеса II в Мемфисе

Совместная египетско-германская экспедиция также нашла верхнюю часть статуи в натуральную величину фараона Сети II, внука Рамзеса II. Если подлинность обеих статуй будет доказана, то их передадут крупнейшему археологическому музею в мире, Великому Египетскому музею, который планируется открыть в 2018 году.


И в продолжение темы специально для любителей истории Египта фоторепортаж об открытии гробницы Тутанхамона в фотографиях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Leave a Comment