Дельфы Греция Достопримечательности

Дельфы, Греция: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Дельфы — древнейший город Греции, расположенный на склоне горы Парнас, славился в античном мире своим храмом Аполлона и знаменитым дельфийским оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей Ойкумены. Дельфы по праву считались центром всего эллинского мира, входит в 1000 лучших мест мира по версии нашего сайта.

Тут происходили Пифийские игры – общегреческие празднества в память победы Аполлона над Пифоном. Первоначально это были соревнование поэтов и музыкантов, покровителем которых и был Аполлон, но с 586 г. до н.

По Греции. Часть 13: Дельфы

э. в программу игр были включены и спортивные состязания. Последние Пифийские игры прошли в 394 г. н. э. В это же время императором Феодосием I был окончательно разорен и закрыт и храм Аполлона. В результате археологических раскопок, начатых в 1892 году были открыты остатки храма, театра, ипподрома, раличных памятников и много надписей, что позволило восстановить общий вид святилища.

Руины, оставшиеся от храма Аполлона, датируются IV веком до н.э. Но святилище на этом месте существовало и в более древние времена – с конца VIII века. Священная дорога вела к храму Аполлона и была украшена тремя тысячами статуй и сокровищницами для даров и благодарственных приношений. Камень Сибиллы стоит на том самом месте, где. По легенде, первая жрица-прорицательница изрекла свои предсказания. Театр, построенный в V веке до н.э., вмещал более 5 тысяч зрителей.

На юго-востоке от храма Аполллона находится святилище богини Афины с руинами храма IV века до н.э. Сохранилась ротонда – толос, назначение которой до сих пор остается неизвестным.

Стадион, где проходили Пифийские игры, сохранился довольно хорошо. Он вмещал около 7 тысяч зрителей и выполнен из известняка с горы Парнас

Считалось, что любой, кто пришел в Дельфы, должен совершить ритуальное омовение в водах священного Кастальского ключа. Поэт Байрон окунулся в воды этого источника под впечатлением от предания, согласно которому Кастальский ключ пробуждает поэтическое вдохновение.

Собрание музея Дельф включает в себя коллекцию скульптур и архитектурные фрагменты, найденные при раскопках.

Фото достопримечательности: Дельфы, Греция:

Дельфы на карте:

Храм Аполлона в Дельфах

Перед глазами путешественника, приплывшего по Коринфскому заливу в бухту, при которой стоял в древности город Крисса, перешедшего прибрежную равнину и поднявшегося на горы, раскрывается глубокая узкая долина, над которою с левой стороны высятся колоссальною стеною белые скалы Парнаса, а с правой менее высокие горы Кирфисского хребта; в глубине изгибающегося ущелья бежит быстрая речка, древнее имя которой было Плист. Хищные птицы носятся над ущельем, по крутым скалам которого вили они свои гнезда. Вдали замыкают вид подымающиеся амфитеатром громады скал Парнаса, о котором историк Павзаний говорит, что трудно взойти на него и что вершины его выше облаков. На выступе его к ущелью, в скалах вырублено много гробничных гротов и саркофагов, показывающих, что Дельфы и их знаменитый храм кончались и на западной окраине и на восточной кладбищами. Характер всей местности – величественная, торжественная тишина. Дельфийский храм Аполлона, стоявший на высокой террасе крутого склона Парнаса, имел кругом себя местоположение, достойное быть обстановкою национального святилища греков. От Дельфийского храма по скату горы раскидывался город, спускавшийся до берега реки. В нем было еще четыре других храма, из которых самый большой был посвящен Афине. Из расщелины скалы над городом и храмом падал несколькими каскадами с вышины 200 футов в реку Кастальский источник. В ограде Дельфийского храма выбегал из трещины скалы другой источник, Кассотида; вода его орошала священную лавровую рощу; третий источник, Дельфуса, доставлять городу воду для питья.

Дельфы. Амфитеатр

Автор фото — Luarvick

Дельфийский храм был несколько меньше Олимпийского. Фасад, сделанный из паросского мрамора, имел шесть колонн. По остаткам, открытым раскопками, видно, что здание снаружи было дорийского стиля, внутри – ионийского. Снаружи храм был богато украшен золотом; архитрав его был увешан, как и в Олимпийском храме, золотыми щитами. Их подарили Дельфийскому храму Аполлона афиняне после Марафонской победы. С передней стороны была широкая лестница. Перед храмом стоял под открытым небом жертвенник, на котором каждый день была приносима жертва Аполлону. Подле алтаря был поставлен медный волк, символ искупления греха, которое получает в храме бежавший в святилище убийца.

Страны мира

Дельфийский храм имел три отдела: передний зал, средний зал, бывший собственно святилищем (cella, как называется это у археологов) и святейший отдел святилища; из святейшего отдела лестница вела вниз, в подземное, таинственное святилище (адитон, «недоступное святилище»). В переднем отделе были написаны на стене дельфийские изречения семи мудрецов, над входом знаменитые слова: «Познай самого себя». Была в Дельфийском храме и статуя Гомера. В среднем отделе, стены которого были покрыты картинами альфреско, стояли статуи Аполлона и Посейдона. В святейшем отделе была другая статуя Аполлона, сделанная, как говорит Павзаний, из золота; в этот отдел Дельфийского храма допускались только немногие из молящихся. На жертвеннике, стоявшем тут, горел неугасаемый огонь, питаемый еловыми дровами, а подле жертвенника был камень: тут слетелись два орла, которых Зевс послал с восточного и с западного края земли навстречу друг другу, чтобы определить, где средина земли. Камень этот, называвшийся «пупом земли», обозначал место их встречи; его осеняли два золотых орла. Он был отесан в форме пчелиного улья; на него жрецы возливали кровь животных, приносимых в искупление грехов.

Вид храма Аполлона в Дельфах в древности

В нескольких шагах от жертвенника Дельфийского храма Аполлона был ход по узкой лестнице вниз, в подземную пещеру оракула (подробнее — см. в статье Дельфийский оракул). Перед пещерою была под землею же комната, сложенная из пяти громадных камней; предание называло её строителями мифических зодчих, Агамеда и Трофония. Она образовала вход в естественную пещеру, в которой из трещины скалы выходил холодный удушливый газ; над трещиною был поставлен треножник, на который садилась жрица, Пифия. Иногда пещера наполнялась благоуханием; греки думали, что оно исходит от рукава Кассотиды, протекающего тут под скалою. Водой Кастальского источника освящались все, приходившие вопрошать дельфийского оракула, и очищались те, кто просил искупления за пролитие крови. В каждом отделе Дельфийского храма стояли у входа золотые сосуды со святою кастальскою водой, и каждое утро пол храма окроплялся водою этого возлюбленного Аполлоном источника. У Кастальского источника рос явор, который посадил Агамемнон, когда пришел в Дельфы вопросить оракула. На дворе Дельфийского храма рос священный лавр, из ветвей которого сплетали венки для атлетов, одержавших победу в дельфийских играх.

Дельфы. Руины храма Аполлона в настоящее время

Автор фото — Luarvick

В конце XIX века на месте, где в древности был Дельфийский храм Аполлона, располагалась бедная деревня Кастри. На месте храма стояли амбары и хлева поселянина, построившего свой домик на этой высоте. Говорили, что он случайно откопал на своем дворе ту подземную комнату из пяти камней, которая вела в пещеру оракула, но опять завалил ее землею.

Древние Дельфы. Видеофильм

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Достопримечательности Дельфы

29

Святилище Афины — Мармария и гимнасий

В настоящее время к Дельфам подъезжают обычно со стороны греческой столицы и вначале видят святилище Афины Пронайи (Предхрамовой), расположенное слева от дороги. Этот участок Дельф иногда называют Мармария, от слова «мрамор» (marmor — лат.), так как здесь много построек, выполненных из этого красивого камня. Шоссе проходит по узкой площадке и лепится к склону горы. Справа начинают подниматься отроги высоких скал Федриад. Священный участок Мармария располагался на склоне горы, на площадке 150 м в длину и 40 м в ширину.

Святилище Афины Пронайи, несомненно, почиталось не меньше, чем оракул Аполлона. Культ Афины был очень распространен в Фокиде, и с ним связано святилище Афины Пронайи. Уже в древнюю микенскую эпоху здесь было место поклонения этой богине. Сюда во все века существования Дельф приходили паломники, посвящали богатые дары города, общины, отдельные лица. О пожертвованиях в дельфийский храм Афины Пронайи не только греков, но и чужестранцев пишут древние историки. У Геродота можно читать: «Крезом были сделаны еще многие пожертвования в Элладе сверх тех, о которых мы сказали выше. Так.. . в храме Афины Пронайи в Дельфах большой золотой щит» 15 .

В восточной части Мармарии находился выстроенный из известняка древнейший храм Афины Пронайи, относящийся к VII веку до н. э. Храм представлял собой прямоугольную в плане постройку, обнесенную со всех сторон колоннами. От него сохранились лишь обломки колонн, позволяющие, однако, представить, как выглядел этот древнейший памятник эллинского зодчества. Исследователи архитектуры единодушно отмечают стройность дорической колонны храма Афины Пронайи, ее большую

30

ПЛАН СВЯТИЛИЩА АФИНЫ — МАРМАРИИ 1) Фундаменты дома жрецов; 2) Храм Афины Пронайи; 3) Фолос; 4) Сокровищница марсельцев; 5) Сокровищница дорического ордера; 6) Древний храм Афины Пронайи

высоту при небольшой толщине ствола. Высота ее относилась к нижнему диаметру, как 7:1, и ствол довольно сильно сужался кверху. Нижний диаметр — 0,517 м, верхний — 0,312 м. Шестнадцать неглубоких каннелюр еще больше подчеркивали ее стройность. Такие вытянутые пропорции колонн храма Афины Пронайи идут от тонких деревянных подпорок древнейших греческих храмов, которые предшествовали каменным колоннам. Храм Афины Пронайи VII века до н. э. считается сооружением переходным от деревянных построек к каменным, когда в пропорциях каменных колонн еще сохранялись пропорции деревянных стволов.

После разрушения древнейшего храма в VI веке до н. э. был выстроен другой храм Афины Пронайи, фундаменты которого сейчас сохранились и видны. Это был периптер (6 X 12 колонн), украшенный на фронтонах скульптурой, дошедшей в очень плохом состоянии. Он был разрушен еще в древности.

У греческого историка Геродота есть рассказ об осаде храма

31

Ступени фолоса Мармарии

персами во время их нашествия на Грецию и обвале скалы в это время.

«Другая часть варваров со своими вождями устремилась к дельфийскому святилищу, направо от себя оставляя Парнас. . . варвары пошли этим путем с целью ограбить дельфийское святилище и представить царю Ксерксу его сокровища. . . Когда варвары подошли к святилищу Афины Пронайи, в это время с неба упала на них молния, а от Парнаса оторвались две вершины, с сильным шумом устремились на них и многих задавили. Что касается камней, упавших с Парнаса, — сообщает далее Геродот,— то они сохранились до нашего времени и лежат в святилище Афины Пронайи, куда попали через ряды варваров» 16.

32

В начале V века до н. э. здесь возвели другой храм, но и он сильно пострадал в IV веке до н. э. от землетрясения. Павсаний видел этот храм в развалинах, так как восстанавливать его не стали, посчитав место, где он стоял, слишком опасным из-за частых обвалов. И действительно, во время раскопок 1901 года можно было видеть здесь пятнадцать стоявших колонн, но уже через четыре года новый обвал разрушил и их до основания. Восточнее этого храма находились, как показали археологические раскопки, роскошные алтари Афины. Юго-восточнее алтарей располагалось святилище Зевса, который почитался здесь так же, как и Афина.

Западнее древнего храма Афины Пронайи находятся две постройки, называемые иногда сокровищницами, иногда небольшими храмами. Они располагаются на одной линии с фундаментами храма Афины Пронайи. Ближняя к храму сокровищница конца VI — начала V века до н. э. дорического ордера (размером 7 X 10 м) исполнена из паросского мрамора. Следующая за ней постройка — сокровищница марсельцев — (7X9 м), сложенная также частично из паросского мрамора, — ионического ордера. Стояли они рядом, так что на плане их фундаменты видны почти соприкасающимися. Эта особенность планировки построек святилища Афины Пронайи — когда сооружения расположены на одной линии близко друг от друга — характерна для архаического времени.

Рядом с сокровищницами на той же линии возвышалась круглая постройка из пентеллийского мрамора, обнесенная со всех сторон колоннами, так называемый Большой фолос. Фолос представляет собой не прямоугольный, а круглый в плане периптер — храм, обнесенный со всех сторон колоннами и покоящийся на трехступенчатом основании — стилобате. Это архитектурное сооружение Мармарии относится к концу V — началу IV века до

Фолос Мармарии. Мрамор. 1-я половина IV в. до н. э.

Кастальский ключ у скал Федриад

33

н. э. Внешний ордер Большого фолоса Мармарии — дорийский. Сейчас из общего числа двадцати колонн восстановлено лишь несколько. Частично сохранился антаблемент: балка — архитрав и фриз с триглифами и метопами, типичными для дорического ордера.

На метопах были изображены сцены битвы греков с амазонками и кентаврами. Внутреннее пространство — целла фолоса — было небольшим: ее наружный диаметр не превышал 9 м. К стенам внутри целлы примыкали трехчетвертные колонны высотой 4,6 м с пышными коринфскими капителями.

Деталь сокровищницы марсельцев

34

Коринфская капитель впервые была введена в храм Аполлона в Бассах архитектором Иктином. После этого ее использовал зодчий и в интерьере фолоса Дельф. Происхождение коринфской капители связывают с именем греческого скульптора Каллимаха, жившего в богатом, славящемся роскошью городе Коринфе.

Легенда рассказывает, что Каллимах, проходя по кладбищу, увидел на одной из могил соломенную корзинку, поставленную на росток аканфа. Растение дало побеги, стебли и листья аканфа пробились сквозь прутья корзинки, образуя красивую форму. Ее-то и взял скульптор как образец для своей новой коринфской капители.

Не только введение такого новшества, как коринфская капитель, отличает фолос Дельф от других построек Греции. Зодчий совместил в здании два ордера, противопоставив их друг другу. Внешний облик постройки, выполненной в дорическом ордере, был сдержан, величав, несколько строг. Зато интерьер, украшенный мраморным полом, кассетированным потолком и коринфскими колоннами, вызывал другие чувства. Он был нарядным, приветливым. Строгое по внешнему облику сооружение как бы раскрывало себя внутри с радушием гостеприимного хозяина. Греческие зодчие умели использовать для этого выразительность ордеров, систему пропорций, скульптурный декор. Витрувий в своем сочинении называет архитектора Феодора из Фокеи автором книги «О круглом здании в Дельфах» 17. Не исключено, что этот зодчий был не только автором трактата, но и строителем прекрасного памятника Мармарии.

Назначение фолоса, к сожалению, до сих пор остается загадкой. Некоторые предполагают, что здесь был одеон — место для музыкальных состязаний, другие — что фолос представлял собой героон — памятник на месте захоронения древнего дельфий-

35

ского героя Филака. Но и то и другое — пока что лишь предположения.

Сокровищница марсельцев в Мармарии. Известняк, мрамор. 530—510 гг. до н. э.

Западнее фолоса за сокровищницами находятся руины позднего храма Афины Пронайи, построенного из известняка в конце VI века до н. э. Это был простиль (22 X 11 м) с четырьмя дорическими колоннами перед входом. Около него нашли остатки помещений, в которых жили жрецы.

Ориентация храмов и сокровищниц Мармарии может показаться несколько необычной. Входом они открывались в сторону широкого простора долины, но не на восток, как это было принято в греческой культовой архитектуре.

Дельфы Греция. Карта, где находятся, как добраться

Подобное отклонение от общепринятых правил было вызвано, несомненно, сложным

36

Вид на гимнасий Дельф

рельефом местности, где стоят постройки. Иначе и не могли поступить греческие зодчие, находившие почти всегда нужное решение и не подчинявшиеся догматически и слепо правилам, которые накладывали на них требования культа в отношении храмов и святилищ. В IV веке до н. э. во время сильного землетрясения многие памятники святилища Афины Пронайи были разрушены.

На пути от Мармарии к святилищу Аполлона в пятистах метрах от Кастальского источника находятся руины гимнасия. Гимнасий был необходимым для каждого греческого города учрежде-

37

нием. Вез него не могли, естественно, обойтись и Дельфы. В гимнасиях греческих городов получали образование мальчики и юноши. Здесь вели беседы философы и ученые. Большое значение придавалось в гимнасиях физическим упражнениям. Выступающие теперь на поверхности остатки сооружений интересны. Они дают представление о характере светских зданий этого древнего греческого города.

Павсаний сообщает, что «на той части гимнасия, которая находится под открытым небом, рос некогда дикий лес; Одиссей, когда он приходил к Автолику, охотился здесь с сыновьями Автолика и здесь получил от кабана ту, всем известную рану над коленом» 18.

Гимнасий, руины которого сейчас видны на этом участке, был построен в IV веке до н. э., но позднее, в эпоху римского владычества в Греции, он нередко перестраивался и подвергался реконструкциям.

Нужно думать, что и в прошлом, в VI и в V веках до н. э., на этом месте был гимнасий, остатки которого не сохранились после постройки сооружений IV в. до н. э. Гимнасий располагался на двух террасах склона горы. Вход на его территорию был с юго-востока. Здесь была лестница, которая вела к помещениям гимнасия. На нижней террасе находились стадион для тренировок атлетов — палестра и перистильный двор 13 X 13 м, окруженный колоннами. Севернее были построены залы для отдыха атлетов, бани, круглый бассейн с холодной водой 10 м в диаметре, глубиной 1,8 м, раздевальни. С юго-западной стороны палестра имела крытую галерею. В некоторых местах этих сооружений на полах сохранились мозаики. В северо-западной части близ ограды располагались души для холодного обмывания атлетов. Горячая баня была в северной части. Некоторые ее помещения украшали мозаики римского времени. С северо-запада участок

38

ПЛАН ГИМНАСИЯ ДЕЛЬФ

1) Портик; 2) Беговая дорожка; 3) Бассейн; 4) Перистиль; 5) Палестра.

гимнасия ограничивала стена высотой 4—5 м и длиной 75 м. На территории гимнасия стояло много прекрасных статуй богов и героев — Геракла, Гермеса, Деметры, Артемиды, много мраморных и бронзовых изображений атлетов, победивших в состязаниях.

Верхняя терраса гимнасия предназначалась также для тренировок атлетов. Она была длиной около 200 м и шириной 30 м. С северо-востока эту часть гимнасия ограничивала стена. Вдоль всей террасы тянулся длинный глубокий (около 7 м) крытый портик с колоннами, который, возможно, служил для тренировок атлетов в беге при плохой погоде. Длина портика была равна длине дорожки на стадионе. Рядом была другая дорожка, на открытом воздухе, также служившая для тренировок атлетов. В южной части верхней террасы находился источник, снабжавший водой гимнасий и дававший воду в термы нижней террасы и в бассейн. Здесь же была лестница, соединявшая верхнюю и нижнюю террасы гимнасия. Недалеко от места, где в древних Дельфах находился гимнасий, в средние века выстроили монастырь. Строительным материалом для его зданий служили

39

Надгробная плита с рельефом. Юноша атлет и мальчик. Мрамор. 465 г. до н. э.

40

каменные блоки от сооружений лежавшего тогда в развалинах гимнасия. Таким образом, постройка монастыря привела к еще более сильному разрушению этого интереснейшего античного комплекса.

Дорога, ведущая мимо гимнасия, подходит к Кастальскому источнику. Здесь паломники совершали омовение перед тем, как войти в святилище Аполлона. Кастальский ключ находится у подножия огромной скалы — восточной Федриады. В ее стене еще в древности были вырублены небольшие ниши, предназначавшиеся для даров. Из-под одной ниши пробивался источник холодной воды — Кастальский ключ. Позднее в скале под ключом высекли большой бассейн, постепенно наполнявшийся водой, для омовения тех, кто пришел к оракулу. Вода Кастальского ручья очищала от «скверны» служителей храмов и сокровищниц, се пили перед Пифийскими играми участники состязаний. Этот обряд был широко распространен у эллинов. Он нашел отражение в стихах греческих поэтов:

«В чистый храм божества вступи, о путник, очистив

Душу, коснувшись едва струй из источника нимф.

Добрым довольно и струйки одной, а негодного мужа

И Океана всего воды не смогут отмыть» 1Э.

Позднее римские поэты Овидий и Марциал приписывали водам Кастальского ручья многие чудесные свойства. В римское время считали, что Кастальский ключ, источник «сестер Аполлона»— муз, вызывает поэтическое вдохновение. Поэт I века н. э. Марциал в своих «Эпиграммах» пишет:

«… не понимаю, зачем выдают за мои эпиграммы

Стрелы, с которых течет густо Ликамбова кровь,

41

Или же яд изрыгнут змеиный под именем нашим Те, кто боятся лучей солнца и ясного дня?

Нет, я безвредно пишу, — то известно Фавстину, — и в этом Гением славы клянусь, дев касталийских толпой,

Слухом, читатель, твоим и к тебе прибегаю как к богу,

Зная, что вовсе чужда злобная зависть тебе»20.

42

Подготовлено по изданию:

Соколов, Глеб Иванович.
Дельфы. — М. : Искусство, 1972.

Leave a Comment