Диорама бородинской битвы

История

Павильон на Чистых прудах

Панорама Бородинского сражения была написана в 1911—1912 годах художником Францем Рубо, для которого стала третьей батальной панорамной картиной. Первая, «Штурм аула Ахулько», была завершена в 1890 году и принесла ему почётное звание профессора Баварской академии художеств, баварский орден Святого Михаила и французский орден Почётного легиона. Вторую, получившую название «Оборона Севастополя», художник выполнил в 1904—1905 годах. В конце 1909 года художник предложил создать новую панораму, посвящённую Отечественной войне 1812 года, к столетию которой начинали готовиться в России. Эта идея получила поддержку, а художник — заказ от императорского двора. Над масштабным полотном Рубо работал в Мюнхене при участии Ивана Мясоедова, генерал-лейтенанта Бориса Колюбакина, художника-баталиста К. Беккера, пейзажиста М. Цено-Димера, а также художников П. Мюллера, К. Фроша и своего брата — Ж. Рубо. Картина размером 15×115 метров, представлявшая один из решающих моментов Бородинского сражения, и предметный план были завершены в мае 1912 года.

Несколько дней работа экспонировалась на благотворительной выставке в Мюнхене и была отправлена в Москву на специальных железнодорожных платформах, Рубо выехал вслед за ней в сопровождении 4 помощников и 3 рабочих. Специально для представления панорамы на Чистых прудах (на месте современного дома №12А по Чистопрудному бульвару) в мае—июле 1912 года был возведён деревянный павильон по проекту архитектора и военного инженера Павла Воронцова-Веньяминова с ажурным куполом, разработанным инженером Е. Израиловичем. Строительство шло в спешке, поскольку место для павильона было определено только в январе 1912, а само сооружение было задумано как временное — на 1 сезон. Капитальное деревянное строительство в этой части города было запрещено, и в перспективе павильон планировалось перестроить в камне. Размещение огромной картины и установка предметного плана заняли около месяца, и в конце августа на улицах Москвы появились рекламные афиши, анонсирующие скорое открытие панорамы «Бородино».

Торжественная церемония прошла 29 августа (11 сентября) 1912 года в присутствии императора Николая II, семьи Романовых и представителей дворянства, а 31 августа павильон был открыт для всеобщего обозрения. Дальнейшая судьба панорамы складывалась нелегко. Крыша временного здания протекала во время дождей, из-за чего промокали и разрушались холщовый зонт над площадкой и предметный план, а на картине оставались грязные следы потоков. В 1914 году павильон временно прекращал работу по дипломатическим соображениям из-за начала Первой мировой войны, в которой Третья французская республика стала ближайшим союзником Российской империи. После Октябрьской революции здание вместе с картиной Рубо, предметным планом панорамы и всем остальным имуществом было передано электротехнической школе, использовалось для проведения пролетарских новогодних ёлок и размещения литературно-художественного кружка. В начале 1918 года павильон был вновь закрыт, а к весне постройка пришла в негодность и была снесена. 115-метровая картина была навёрнута на деревянный вал и много лет хранилась в неприспособленных помещениях: под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале собора на Миусской площади, в саду Аквариум, на театральном складе сада Эрмитаж и т. д.

Из-за неудовлетворительных условий хранения значительная часть картины фактически сгнила (из 1725 м² были утеряны 900 м²), и комиссия под руководством Игоря Грабаря, осмотревшая холст в 1939 году, пришла к выводу о невозможности восстановления. После Великой Отечественной войны было проведено повторное обследование, для которого панораму перевезли в авиационный ангар и раскатали на треть длины. Из-за удручающего состояния картины, некоторые участники комиссии предлагали оставить только наиболее сохранные участки, а остальную панораму написать заново, но группа реставраторов под руководством Павла Корина предприняла попытку спасти работу Рубо. За 1,5 года полотно было восстановлена, однако Корин внёс в оригинальную работу ряд изменений, увеличив фигуру Михаила Кутузова и впервые введя на картину раненого Петра Багратиона. После реставрации картины оказалось, что в Москве нет места для её размещения, и панорама вновь отправилась на хранение — на этот раз в запасники ГМИИ имени Пушкина.

Здание на Кутузовском проспекте

Проектирование нового здания началось на волне послевоенного патриотического подъёма, и первоначальные его проекты имели характерные классические элементы: колонны, фронтоны, аркады. Саму постройку тогда планировалось разместить на берегу реки в Нескучном саду. Позднее стройка была перенесена на Кутузовский проспект на территорию бывшего села Фили, где 1 (13) сентября 1812 год в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся военный совет, на котором Михаил Кутузов принял решение оставить Москву без боя. Здание было возведено в 1961—1962 годах по проекту, подготовленному архитекторами Александром Корабельниковым и Сергеем Кучановым и инженером Юрием Аврутиным, и получило нехарактерное для советских мемориалов архитектурное решение. Основой композиции стал 23-метровый цилиндрический объём, главным образом, облицованный стеклом. По бокам от него были возведены 2 железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» по эскизам Бориса Тальберга, и высеченными на боковых стенах именами героев Отечественной войны 1812 года.

По окончании строительства картина прошла очередную реставрацию, выполненную бригадой художников под руководством Михаила Иванова-Чуронова. Музей-панорама был открыт 18 октября 1962 года к 150-летию победы в Отечественной войне. 27 июня 1967 года сторонники Культурной революции в Китае облили панораму самовоспламеняющейся жидкостью и подожгли, в пожаре погибло около 60% картины. Восстановлением утерянного полотна занимались художники-баталисты из Студии военных художников имени Митрофана Грекова, ученика Франца Рубо. Несмотря на то что здание на Кутузовском проспекте проектировалось под единственный экспонат, за последовавшие годы коллективу музея удалось собрать около 40 тысяч предметов эпохи Наполеоновских войн, включая художественное произведения, вооружение и обмундирование и снаряжение воевавших сторон. После реставрации 2011—2012 годов собрание музея было представлено в постоянной экспозиции. Осенью 2017 года начался капитальный ремонт здания музея-панорамы, окончание которого запланировано на лето 2018 года.

Историко-мемориальный комплекс

Здание музея-панорамы является центральной частью историко-мемориального комплекса в память Отечественной войны 1812 года. С 1962 года в структуру музея в качестве отдела входит Кутузовская изба — место проведения «Совета в Филях». Оригинальная изба погибла в пожаре в 1868 году вместе с обстановкой, имевшейся во время военного совета. В 1883 году офицеры Гренадёрского корпуса установили на её месте верстовой столб со Смоленской дороги. В 1887 году изба была восстановлена по проекту инженера Михаила Литвинова и архитектора Николая Струкова, основанному на этюде Алексея Саврасова 1866—1867 годов. В 2006—2007 годах в структуру музея-панорамы вошёл Музей героев Советского Союза и России, собрание которого включает предметы быта, произведения искусства и документы, принадлежавшие обладателем званий Героя России, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и «Мать-героиня» и полным кавалерам Ордена Славы.

Кроме музея-панорамы и его отделов в мемориальный комплекс входят Храм-часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе 1912 года постройки (архитектор Николай Струков); обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении, перенесённый в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища; бронзовый бюст Кутузова работы скульптора Николая Томского, установленный в 1958 году; возведённая в 1968 году копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове (оригинальная арка находилась на площади Тверской заставы, утеряна); памятник Кутузову, установленный в 1973 году.

Деятельность музея-панорамы

Собрание музея включает 37973 единиц хранения, в том числе 28579 предметов основного фонда. Музей имеет постоянную экспозицию площадью 1404,6 м², около 300 м² площадей для временных выставок и 200 м² хранилищ. В музее работает 88 человек, включая 33 научных сотрудников, ведущих исследовательскую деятельность по темам «Отечественная война 1812 года», «Жизнь и творчество художника-баталиста Франца Алексеевича Рубо», «Военный совет в Филях», «М.И. Кутузов. Жизнь и деятельность», «Крестьянский быт первой четверти XIX в.», работает научная библиотека.

Собрание

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Собрание музея включает фонд редкой книги (более 9,5 тысяч книг по военной истории России и Франции конца XVIII — начала XIX века), фонд графики (более 14 тысяч произведений XIX — начала XX века, посвящённых Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии, включая исполненные по натурным рисункам участников и свидетелей войны), нумизматическую коллекцию (собрание орденских знаков, наградных, памятных и юбилейных медалей, нагрудных знаков, жетонов и монет, орденских лент, денежных ассигнаций и печатей середины XVIII — начала XXI века), коллекцию живописи (портреты участников Отечественной войны, батальные полотна русских и европейских художников XIX—XX веков), коллекцию оружия (образцы холодного и огнестрельного оружия и стволов артиллерийских орудий XVIII — начала XIX веков). С 1970-х годов музей собирает коллекцию рисунков художников-фронтовиков.

Издания

  • Отечественная война 1812 года в коллекциях Музея-панорамы «Бородинская битва». Альбом-каталог/ Составитель С.В. Львов. М.: Кучково поле, 2011. — 320 с.
  • «Гроза Двенадцатого года». Методические материалы. М.: Кучково поле, 2011. — 141 с.
  • Митрошенкова Л.В. Год русской славы. М.: Кучково поле, 2011. — 352 с.
  • Митрошенкова Л.В. Город храмов и палат. Архитектурные памятники Москвы — свидетели событий 1812 года. М.: Кучково поле, 2011. — 200 с.
  • Ивченко Л.Л. Недаром помнит вся Россия. Рассказ свитского прапорщика. М.: Кучково поле, 2011. — 64 с.
  • «Время сражаться». Путеводитель по основной экспозиции Музея-панорамы «Бородинская битва». М.: Кучково поле, 2012.
  • Путеводитель по панораме «Бородино». М.: Кучково поле, 2012.
  • Монахов А.Л. «Любимцы Марса». Путеводитель по вводному залу экспозиции Музея-панорамы «Бородинская битва». М.: Кучково поле, 2013.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Зоя Барановская. Урок эстетики, посвящённый 190-летию Бородинского сражения. 1september.ru. Дата обращения 3 ноября 2017.
  2. 1 2 3 4 5 6 Музей-панорама «Бородинская битва». Музеи России. Дата обращения 1 ноября 2017.
  3. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 65. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  4. Архитектура Москвы 1910-1935 гг.. — Искусство-XXI век, 2012. — С. 236. — 356 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — ISBN 978-5-98051-101-2.
  5. 1 2 3 4 5 6 Музей-панорама «Бородинская битва». РИА Новости (18 октября 2017). Дата обращения 1 ноября 2017.
  6. 1 2 3 Анна Броновицкая, Николай Малинин, Ольга Казакова. Москва. Архитектура советского модернизма 1955 — 1991 гг. Справочник-путеводитель. — М.: Garage, 2016. — С. 56—58. — 328 с. — ISBN 978-5-9905612-7-4.
  7. 1 2 3 4 5 Музей-панорама «Бородинская битва». Городской портал Москвы. Дата обращения 1 ноября 2017.
  8. 1 2 Бородинская панорама. Прогулки по Москве. Дата обращения 1 ноября 2017.
  9. Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. — М.: Искусство—XXI век, 2014. — С. 445. — 616 с. — ISBN 978-5-98051-113-5.
  10. Музей-панораму «Бородинская битва» с декабря закроют на капитальный ремонт. Официальный сайт мэра Москвы (20 сентября 2017). Дата обращения 1 ноября 2017.
  11. Бессонов В. А. Радетель живой старины // Московский журнал. — 2013. — № 1. — С. 6. — ISSN 0868—7110.
  12. Сытин П. В. Из истории московских улиц (очерки) / Под общей редакцией В. И. Лебедева. — М.: Московский рабочий, 1952. — С. 526. — 564 с.)

Панорама Бородинского сражения.

► РУБО Франц Алексеевич (1856-1928), МЯСОЕДОВ Иван Григорьевич (1881-1953) панорама «Бородинская битва». 1910-1912 гг.
Холст, масло.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.
Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нём участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.
Считается, что Российская армия одержала победу, однако на следующий день был отдан приказ к отступлению с целью уберечь войско от нового удара противника, что позволило сохранить силы для последующих сражений. К 100-летию битвы художник Франц РУБО по заказу НИКОЛАЯ II написал панораму «Бородинское сражение».

Фрагмент 1. Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.
Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семёновской. Линия фронта в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. ДОХТУРОВ. Его можно видеть на первом плане, у барабана. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову. За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал КОНОВНИЦЫН.

Фрагмент 2. Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.
Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семёновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И.М. ДУКИ на помощь русским гвардейским пехотным полкам. Построенные в каре на Семёновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона – конницы генерала НАНСУТИ. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. КУТУЗОВ писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семёновского ручья.

Фрагмент 3. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.
«Генерал ДЮФУР (подкрепленный ФРИАНОМ) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!.. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес!.. Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант БОРОЗДИН 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться», – так описал этот напряжённый момент сражения его непосредственный участник Ф.Н. ГЛИНКА.

Фрагмент 4. Семеновское (Багратионовы) флеши.
Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия ФРИАНА. Её наступление поддерживает артиллерия генерала СОРБЬЕ. У леса – захваченные французами Семёновские (или Багратионовы) флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов ДАВУ, НЕЯ и ЖЮНО, конница МЮРАТА. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием БАГРАТИОНА.
В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления. Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. НАПОЛЕОН не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Фрагмент 5. Командный пункт Наполеона.
Вдали – Шевардинский редут – командный пункт Наполеона. По обе стороны от него – «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты – НАПОЛЕОН. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.

Фрагмент 6. Атака саксонских кирасир.
Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семёновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус ЛАТУР-МОБУРА. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда – Семёновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная КУТУЗОВЫМ для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии НАПОЛЕОНА. У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал МЮРАТ.

Фрагмент 7. Подвиг неизвестного героя.
В центре кавалерийской схватки – русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

Фрагмент 8. Кавалерийский бой во ржи.
Завязывается ожесточённая схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» – один из кульминационных, самых динамичных и напряжённых фрагментов панорамы. На всём скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены – русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины. На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала РОЖНЕЦКОГО.
После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества – единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.

Фрагмент 9. Горки – командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зелёном мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Фрагмент 10. Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.
У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве. Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

Источник; 3d панорама

madam_palmgren

102 года назад В Москве открылась панорама Франца Рубо «Бородинская битва».
Музей-панорама «Бородинская битва» является уникальной достопримечательностью столицы, как и другие музеи Москвы. Начало музея было положено еще тогда, когда на месте сгоревшей избы, в которой проходил «совет в Филях», ветеранами войны был поставлен верстовой столб. В 1887 году «Кутузовская изба» была воссоздана, а позже, в 1912 году, рядом с нею была построена мемориальная часовня. Центральное место занимает монументальное батальное полотно, которое было написано русским художникам с французскими корнями Францем Рубо по заказу императора Николая II. Создание панорамы было приурочено специально к столетнему юбилею Бородинского сражения.

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»
(кликабельно)
Художнику понадобилось около 11 месяцев для воссоздания всех, даже самых мельчайших деталей батальных сцен. Уникальное полотно, окружая зрителя, делает его участником событий. Гигантская картина высотой 15 и длиной 115 метров изображает наиболее драматический эпизод сражения. На поле боя все смешалось, но отдельных героев практически не найти. Рубо объяснял это тем, что все русские войны были героями на Бородинском поле, это был общий подвиг всей кутузовской армии. Еще больший реализм придает полотну предметный план: сожженные избы, тела солдат, искореженные орудия.
Говоря об истории панорамы «Бородино», можно обратить внимание на следующие моменты.
Сама идея создания панорамы «из истории наших побед» 1812 года была озвучена 31 октября 1909 года Георгием Соломоновичем Габаевым: «…право гражданства получил… прекрасный способ увековечения исторических событий… – устройство художественных панорам. Блестящий успех сооружения Севастопольской панорамы талантливой и исторически довольно правдивой кисти профессора Рубо заставляет мечтать о подобных панорамах, изображающих главнейшие события 1812 года и хотя бы только битву Бородинскую».

Франц Рубо, фрагмент полотна панорамы «Бородинская битва»
Официальных лиц, причастных к созданию картины было много, но, следуя хронологии, первым следует назвать Ксаверия Александровича Орловского. Почему именно к нему художник обратился за содействием? Предположительно, их знакомство состоялось, когда К.А. Орловский служил торговым советником российской миссии в Мюнхене (1897–1903). Возможно, что обращение к посредничеству объясняется охлаждением государя к Ф.А. Рубо в начале 1909 года. Тогда в павильоне на Марсовом после Николай II посетил Севастопольскую панораму и высказал автору свои «пожелания». Михаил Иванович Авилов вспоминал, что «после высочайшего осмотра панорамы учитель вернулся в свою академическую мастерскую подавленным и неразговорчивым».
Среди военных специалистов, консультировавших художника были члены ИРВИО В.А. Афанасьев, А.К. Байов, Г.А. Габаев, Б.М. Колюбакин, А.П. Сафонов.

Франц Рубо, фрагмент полотна панорамы «Бородинская битва»
Известно, что работа над панорамой проходила не только при консультационном и материальном содействии Военного министерства, но и под его строжайшем контролем. Неисполнение пунктов Договора (подписан в марте 1911 г.) грозило финансовыми санкциями. Создавалась картина «в ателье на Берлинер Платц, площади к северу от центра города» и до отправки в Москву демонстрировалась в баварской столице с благотворительными целями. «Сотрудниками» панорамы «Бородино» являлись, кроме Рубо, Карл Беккер, Петер-Пауль Мюллер, Михаэль Ценно-Димер, Карл Хуберт Фрош, Леопольд Шенхен.
1-й приезд Рубо на поле битвы состоялся 1 апреля 1910 года, тогда же были сделаны первые наброски местности. В ноябре эскиз представлен императору. Правда, реализация художником сюжета, разработанного В.А. Афанасьевым, не была утверждена. Первый эскиз состоял из 6 фрагментов, 4 из которых ныне в постоянной экспозиции Музея-заповедника «Бородинское поле». Эскиз был помещён на юбилейную выставку в Историческом музее, открытую 29 августа, и нашёл отражение в Обзоре этой выставки. Однако после трех дней демонстрации эскиз был снят и передан купившему его у художника великому князю Николаю Михайловичу. В двухтомном каталоге выставки эскиз не отражён.

Франц Рубо, фрагмент полотна панорамы «Бородинская битва»
На первоначальном эскизе автор показал ожесточенный бой за ключевой пункт поля сражения – Курганную батарею генерала Раевского, в частности контратаку русских частей, ведомых в бой генералом Ермоловым на французов, ворвавшихся на батарею. Однако, вскоре эскиз был отклонен царем. Одна из газет писала: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть… словом, выходила действительно «русская» панорама. Специальная комиссия предложила художнику изобразить другой момент сражения: полдень, когда начались масштабные кавалерийские атаки наполеоновской конницы на русские позиции».
Поскольку панорама создавалась в пору союза России с Францией, правительство заставило художника избрать для панорамы сюжет, уже воплощенный в «Бородинской битве» французского баталиста Ланглуа. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо.

Франц Рубо, фрагмент полотна панорамы «Бородинская битва»
С 29 августа 1912 года до 27 декабря 1917 года панорама демонстрировалась в деревянном здании, построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельяминова, на Чистопрудном бульваре Москвы.
Панорама не демонстрировалась с 1918 до 1962 года. За это время места нахождения полотна менялись, надлежащее хранение отсутствовало. Неоднократно высказывались предложения по возобновлению экспонирования, которые не были реализованы. Открытие панорамы 18 октября 1962 года в здании на Кутузовском проспекте приурочено к 150-летию победы над Наполеоном.
В продолжение всего времени демонстрации картины, особенно последние полвека, панорама сохраняла и сохраняет исключительную атрактивность.

Tags: История

“И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой”

История создания музея Бородинская панорама и основные жизненные вехи художника Ф.А.Рубо были изложены выше. Здесь мы познакомимся с главным экспонатом музея – панорамным полотном “Бородинская битва”, написанным в 1912 году. Длина всего полотна составляет 115 метров, высота – 15 метров. В центре зала – площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется “высотой Рубо”.

Бородинская панорама. Общий вид

Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Бородинская панорама. Первая точка осмотра

Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинки: “Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся”.

На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них – генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире – золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненного Багратиона. Здесь – в Семеновском – его командный пункт.

На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения Багратиона принял на себя командование, собрал войска и организовал их отступление с флешей.

Бородинская панорама. Семёновская

Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.

Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии. Впереди, за пехотой, за Утицким лесом – Старая Смоленская дорога – прямой путь к Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.

Бородинская панорама. Барабанщики

На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр. Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.

Бородинская панорама. Вторая точка осмотра. Семёновские флеши

Сейчас мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных( от франц. fleche – стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Петр Багратион. Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».

После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать “артиллерия Сорбье”. На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге, В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.

Бородинская панорама. Французская артиллерия

Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов.

Бородинская панорама. Третья точка обзора. Командный пункт Наполеона

Это точка называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам. На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму.

На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.

Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.

Позади императора – его резервы – Старая и Молодая гвардии, численностью примерно 20 тысяч солдат.

Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.

Бородинская панорама. Четвёртая точка осмотра – «Бой во ржи»

На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист,опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю. Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас, вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

События происходят на не скошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.

С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России.

Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. “Великая армия” Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира “Болтай-да-и-Только”. Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами.

Бородинская панорама. М.И.Кутузов

Вдалеке видны избы д.Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.

Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 года по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж.

На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер “Великой армии”. Недаром наши предки называли войну 1812 года “нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков”. Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.

Справа вдали в клубах порохового дыма – Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского.

В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.

Бородинская панорама. Пятая точка обзора – «Командный пункт Кутузова»

Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского. Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки. Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки. М.И.Кутузов раскрыл замысел Наполеона и приказывает перевести войска от села Бородино на левый фланг. Справа на предметном плане видна берёзка. Она настоящая.

Вдалеке, на заднем плане – полевой госпиталь, видны белые палатки. На повозке везут смертельно раненого генерала Багратиона. Наши войска выстроились и салютуют своему генералу. Мы прошли полный круг и вернулись на исходную точку- деревню Семёновская. В битве участвовали около 135 тысяч французских солдат. Им противостояли 120 тысяч русских. Эти цифры относятся к регулярным войскам. Фактически в русской армии было около 150 тысяч солдат, включая ратников-ополченцев.

С нашей стороны погибло 40-43 тысячи солдат, 27 генералов. С французской стороны – 38 тысяч солдат, 50 генералов, 1 маршал.

Вот как отозвался об итогах Бородинского сражения М.И.Кутузов:” Сей день пребудет вечным памятником славы русского оружия, когда вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. В тот день на французов впервые была наложена рука сильнейшего духом противника”. По словам Наполеона “из 50 сражений,мною данных, в битве под Москвою было выказано наиболее мужества и достигнуты наименьшие результаты”.
О музее Бородинская панорама:
Вокруг Бородинской панорамы.
Бородинская панорама. История создания.
Бородинская панорама. Императоры. Фельдмаршал. Генералы
Бородинская битва. Итоги.
Пётр Иванович Багратион.

Leave a Comment