Диорама сапун гора Севастополь

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.». – одно из самых масштабных произведений искусства в жанре батальной живописи. На изогнутой полукругом картине изображена сцена обороны Севастополя, когда солдаты мужественно и отважно боролись за каждый метр родной земли. Этот день был увековечен в диораме, открытие которой состоялось 4 ноября 1959 г.

Здание диорамы расположено на самой Сапун-горе в 6-ти километрах от города, где и происходили легендарные события. В полукруглом двухэтажном здании представлена не только сама картина, но и интересная экспозиция, повествующая о битве за Севастополь. Перед зданием расположен парк военной техники сороковых годов XX века.

Подробно о диораме

Полотно дополнено обширным предметным планом. Осматривая его со смотровой площадки, посетители могут представить себе грандиозные масштабы битвы. На переднем плане люди изображены в натуральную величину, а часть предметов, расположенных перед ней – это остатки подлинных атрибутов Великой Отечественной Войны. Среди них оружие, снаряжение, остатки оборонительных объектов. Длина картины — 25,5 м, высота составляет 5 с половиной метров, площадь предметного плана – целых 83 м².

Сюжет картины

На полотне запечатлен кульминационный момент битвы, когда, несмотря на рьяное сопротивление немцев, до освобождения города оставалось совсем немного. Зритель видит, как герой Виталий Комиссаров с ранением поднимает солдат в бой вместо убитого командира. Немного правее отважный Кузьма Москаленко у станкового пулемета подавляет огонь орудий противника. Немного в отдалении Дадаш Бабажанов дает клятву погибающему товарищу отомстить. В самом центре с пулеметом разведчик Николай Гунько расчищает дорогу на вершину. Каждый человек на картине – реальный участник тех исторических событий, герой своего нелегкого времени.

В этот день в 10:30 утра отрезке Сапун-гора — Карань советские войска начали интенсивное наступление. Бои проходили по всему фронту, а особенно ожесточенно шло сражение на Сапун-горе. В 19:30 бойцы 77-й и 32-й стрелковых дивизий ступили на гребень. К концу дня был освобожден весь город, а 12 мая остатки войск противника окончательно отступили. Так Крымская операция была окончена победой советских воинов.

Создание диорамы

Основой для написания этого монументального шедевра послужила картина с одноименным названием, созданная живописцем П. Т. Мальцевым в 1956—1957 гг. Над полотном трудились художники московской студии М. Б. Грекова и сам Мальцев, в качестве консультанта был привлечен Герой Советского Союза Г. В. Терновский. Работа проходила в Москве и длилась семь месяцев.

Что еще нужно увидеть на Сапун-горе?

  • Часовня, построенная в память павших воинов
  • Фрагмент вражеской линии обороны
  • Мемориал Славы с вечным огнем
  • Памятник солдатам 51-й армии
  • Торпедный катер «Комсомолец»
  • Экспозиции ВМФ СССР, артиллерии Красной армии, бронетанковой техники



>Творческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

Тема освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков нашла отражение в работах многих советских художников-живописцев и графиков. Наиболее всесторонне изучил эту тему военный художник студии имени М. Б. Грекова заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Тарасович Мальцев. Больше всего его заинтересовали боевые действия при штурме вражеских позиций на Сапун-горе.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны П. Т. Мальцев побывал в Севастополе. Здесь он осмотрел места боев, ознакомился с особенностями местности. На вершине Сапун-горы художник сделал пейзажные зарисовки, написал этюды участков каменистого горного склона, сохранившего следы боев, остатки вражеских оборонительных сооружений. Тогда же у художника возник сюжет большой батальной картины, раскрывающей подвиг героев штурма Сапун-горы. Этот замысел глубоко захватил художника.

После создания ряда крупных батальных полотен Мальцев приступил к живописному разрешению давно задуманной картины о штурме Сапун-горы. На основе исторических материалов и воспоминаний участников боев художник написал в 1957 году картину «Штурм Сапун-горы». Это произведение получило высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советских Вооруженных Сил. Но сам художник мечтал о еще более широком воспроизведении боев по освобождению Севастополя.


Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Фрагмент

В это время общественные организации Севастополя приняли решение создать диораму штурма Сапун-горы и установить ее в специальном здании на месте боев. Заказ на создание такого произведения был дан студии военных художников имени М. Б. Грекова. Петру Тарасовичу Мальцеву предложили стать автором диорамы, так как он имел опыт в искусстве панорамной живописи и создал картину «Штурм Сапун-горы». С большой радостью и волнением приступил П. Т. Мальцев к этой работе.

Диорама — особая, очень выразительная форма изобразительного искусства, раскрывающая сложные жанровые сюжеты с широким показом места действий и массы людей. Она состоит из двух элементов: живописного полотна и натурного плана. Если в панораме живописное полотно расположено по замкнутой окружности вокруг смотровой площадки, что дает возможность зрителю последовательно осуществлять полный круговой обзор всего воспроизведенного, то в диораме полотно занимает лишь часть окружности, обычно половину ее. Но и диорама позволяет изображать события, проходящие одновременно на большом участке местности. На живописном полотне раскрывается все основное содержание диорамы. Между живописным полотном и смотровой площадкой устанавливается натурный (предметный) план, на котором доподлинно воспроизводится участок местности с объемными характерными предметами. Составляя по содержанию и цвету одно целое с живописным полотном, натурный план создает впечатление охвата диорамой большой глубины пространства и намного усиливает ощущение полной реальности всего изображенного.

Все ранее созданные диорамы, такие, как «Взятие Ростова», «Альпийский поход Суворова» (в написании последней П. Т. Мальцев принимал основное участие), «Полтавская битва», «Бой на Одерском плацдарме», «Форсирование Днепра войсками Советской Армии», «Волочаевский бой» и многие другие, имеют относительно небольшие размеры. В них на переднем плане полотна фигуры и предметы написаны меньше их натуральной величины, а предметы натурного плана представлены макетами также в уменьшенных размерах. При этом ощущается условность, снижающая иллюзию полной действительности изображаемого. Для таких диорам не требуется специальных зданий, они размещаются в музеях страны.

Приступая к созданию диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», автор задался целью достичь максимальной реальности изображения. Размер живописного полотна был значительно увеличен, чтобы охватить в одной картине весь участок решающего наступления советских войск и изобразить на переднем плане фигуры в их натуральную величину. Такая диорама в советском изобразительном искусстве создавалась впервые.

К апрелю 1958 года П. Т. Мальцев выполнил карандашом эскиз в одну десятую размера живописного полотна. Сюжет будущей диорамы нашел свое первое композиционное решение. В основу диорамы автор взял свою картину «Штурм Сапун-горы» и значительно развил ее в соответствии с широким охватом воспроизводимых событий.

Общественность города Севастополя на открытом просмотре обсуждала эскиз диорамы. Художник еще раз непосредственно на местности проверил правильность выбора в будущей диораме наиболее удобной точки обозрения всех событий решающего момента штурма. Самым тщательным образом, на основании исследования архивных данных автор диорамы изучил ход боевых действий во всех деталях и подробностях.

В конце июля 1958 года П. Т. Мальцев закончил написанный маслом эскиз размером 3,5 х 0,9 метра. В нем окончательно были определены композиция картины и ее цветовое решение.

Этот эскиз живописного полотна будущей диорамы был выставлен на просмотр в Академии Генерального Штаба и получил хороший отзыв специалистов. После просмотров и положительных отзывов художников Москвы эскиз длительное время экспонировался в картинной галерее Севастополя. Здесь он также встретил одобрение и был утвержден, как основа будущей диорамы.

Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969

Далее: Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»

→ Главная → Советское искусство: живопись, графика, скульптура → Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» → Творческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»

Историческая летопись

Мемориальный комплекс был основан еще до окончания Второй мировой войны в 1944 году, когда на вершине высокого холма был заложен 28-метровый обелиск павшим героям (разработан А. Киселевым).

Через 15 лет по просьбе ветеранов-участников боев в Севастополе было спроектировано специальное полукруглое двухэтажное здание с окнами по периметру.

Первый этаж предназначался для экспозиции подлинных документов, фотографий и предметов, принадлежавших защитникам города.

Так, например, сохранились истории о знаменитых прозвищах черноморских моряков, которых противник называл «полосатая смерть» из-за ассоциации с морскими тельняшками беспощадных бойцов.

В экспозиции, посвященной началу освобождения полуострова, представлены реальные фотографии советских воинов-щенщин. Летчицы имели не менее громкое название — «черная смерть». Это имя они получили после многочисленных ночных авианалетов, которые проводились перед наступлением основных войск.

Второй этаж аскетичного бетонного здания отдан под живописный холст, поражающий многочисленными реалистичными деталями штурма стратегической высоты.

Размер Диорамы на Сапун-горе составляет 5,5 метров в высоту и 25,5 метров в длину.

Важными элементами реалистичности, поражающими в этом арт-объекте, стали детали настоящих элементов боевого оружия и военной техники, собранной с поля боя и размещенного в восьмиметровой зоне перед полотном. План диорамы воспроизводит естественный ландшафт, усеянный воронками и рытвинами. Полноразмерные детали в виде траншей, землянок и снарядов создают объемное пространство и усиливают эффект присутствия зрителя. Некоторые участники боя, выжившие после войны, были натурщиками для авторов картины.

© Светлана Б

Экскурсоводы, описывающие историческое полотно, рассказывают неподдельные факты о героях событий.

Благодаря сочетанию мастерского изображения с рассказом о подлинных действиях участников масштабность давно прошедших событий становится еще более ощутимой.

В финале экскурсии включается звуковая запись боя, она завершает погружение в атмосферу сражения.

Обзор музея на Сапун-горе в Севастополе

В самом начале посещения комплекса открываются части экспозиции боевой техники времен Великой Отечественной войны. Образцы с описаниями составляют обширный список вооружения от минометов и подводных торпед до автомобилей, танков и знаменитых «Катюш». На обозрение на открытой площадке выставлен даже боевой катер.

Поклонникам исторического вооружения лучше посмотреть полный план территории, так как образцы оружия и моторизованной поддержки расположены в нескольких зонах. Часть трофейного вооружения немецкой армии присутствует в специальной зоне реконструкции, на месте ведения самого ожесточенного боя.

Замечательной чертой этого места является отсутствие замороженной музейной атмосферы. Посетители могут свободно гулять и рассматривать траншеи, дзоты, блиндажи и даже настоящую колючую проволоку с консервными банками (сигнализация времен Второй мировой).

Иногда на 9 Мая проводятся мотокроссы по пересеченной местности. Если поездка планируется в конце весны, то уточнить дату проведения мероприятий можно, связавшись с администрацией музея по телефону или через электронную почту.

Уникальной особенностью этого кусочка военной действительности стала песня о штурме на Сапун-горе. Композитор Борис Боголепов, который прошел войну как военный музыкант и дирижер ансамбля моряков, написал мелодию и участвовал в создании стихов, посвященных этому историческому месту. Он общался со многими участниками битвы, и поэтому музыкальное произведение получилось искренним и пронзительным. Сегодня песню называют реквием по героям, отдавшим жизни на Сапун-горе. Это будто живой голос вечного огня, который звучит каждые полчаса среди гранитных плит с именами тысяч солдат и офицеров. Механическое устройство, настроенное на негромкое повторение заглавной мелодии реквиема, создает настроение торжественного покоя.

Неповторимое ощущение вызывает панорама, которая открывается со смотровой площадки. Если посетить ее после экскурсии, то невольно всплывают эпизоды диорамы, и картинки прошлого и настоящего накладываются друг на друга.

Логичным завершением станет посещение места, где можно помянуть погибших воинов. На территории мемориала построена действующая часовня, в которой можно поставить свечу. Храм возвели к 50-летию Победы в войне, поэтому он назван в честь святого Георгия Победоносца. Купол часовни покрыт венецианским золотом, его башенку венчает скульптура Ангела с крестом, выполненная священнослужителем.

Круглый год возле часовни и отдельно стоящего колокола, а также на мемориале вечного огня можно встретить молодоженов из Севастополя.

В начале лета выпускники школ и гимназий традиционно встречают на горе рассвет.

Ближайшее место в пешей доступности, где можно выпить кофе или перекусить — кафе «Лесное». Оно находится рядом с остановкой автобуса на шоссе Севастополь-Ялта. С другой стороны, через пару десятков метров работает отель «Лесной». Можно переночевать в одном из коттеджей, а также заказать мясо, жаренное на мангале.

Как добраться до мемориала «Диорама на Сапун-горе»

Если знакомство с историческими памятниками было начато в центре Севастополя, то добраться до штурмовой высоты на Сапун-горе можно прямо с Малахова кургана.

На маршрутках: № 107 и № 71. Маршрутное такси № 66 довозит прямо ко входу в мемориальный парк. Дорога займет не более получаса.

На автобусах: № 2а, 12, 17, 20, 25, 26, 94, 105, 120, муниципальный автобус № 107 также доезжает до Сапун-горы, но это поездка будет более длительной, так как начинается на ул. Шевченко (около ТЦ «Метро») и идет по нескольким районам города. Общая протяженность маршрута 25 км, и она займет больше часа. Это небольшое путешествие может быть интересно людям, впервые посещающим Севастополь для знакомства с городской средой.

Троллейбусом: № 1, 3, 4, 7, 9 до остановки «пл. Ушакова», № 12,13, 17, 20 до остановки «пл. Ушакова/Университет».

Традиционно комфортным способом добраться до исторического места всегда считалось такси. В Севастополе очень развиты частные таксомоторные компании.

Наиболее надежными и популярными считаются:

  • Maxim;
  • Севтакси;
  • UpTaxi.

Заказать машину проще всего через сайты по номерам телефонов указанных компаний.

Для туристов, предпочитающих передвигаться самостоятельно и не зависеть от расписания транспорта, подойдут варианты аренды автомобиля или велосипеда. Оформление можно сделать по предварительному заказу по прибытию на вокзал.

От автовокзала Севастополя до диорамы «Штурм Сапун-горы» можно добраться следующим маршрутом:

В городе также работают несколько прокатных фирм, минимальные расценки на авто за день от 1000 руб., велосипед будет стоить от 500 руб.

Мемориал находится на расстоянии около 6 км от центра Севастополя по дороге на Ялту, в районе улицы генерала Мельника. Это юго-восточное направление Балаклавского шоссе, автодорога H19. На обочине будет большая вывеска с названием автобусной остановки «Сапун-гора». Перед территорией парка есть парковка, на которой можно оставить машину бесплатно.

Диорама на Сапун-горе: google-панорама

Диорама на Сапун-горе: видео

Сапун – гора (от тюркского «сабун» — мыло, мыльная гора) – 8-километровый отрог Внешней гряды Крымских гор, расположенный в 12 км от центра Севастополя. Возвышаясь над Балаклавской долиной, Сапун-гора является естественной преградой на пути к городу с юго-востока.

Трижды в 233-летней истории города она становилась ареной ожесточенных боев. В Балаклавской долине в период Крымской войны 1853 – 1856 гг. и обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. произошло сражение, в котором была разгромлена британская кавалерийская бригада.

В период обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. по отрогам Сапун-горы проходил один из оборонительных рубежей; она входила в состав 1-го и 2-го секторов Севастопольского оборонительного района. Особенно ожесточенные бои разыгрались здесь в ноябре 1941 г. и в июне 1942 г. За 22 месяца немецко-фашистской оккупации Сапун-гора была превращена в ключевую позицию севастопольского плацдарма 17-й немецкой армии. 7 мая 1944 г. силами пяти дивизий 51-й и Приморской армий 4-го Украинского фронта этот «каменный рубеж» был взят штурмом за 9 часов, что обеспечило освобождение Севастополя к 9 мая 1944 г.

Через год на гребне Сапун-горы воинами-освободителями был открыт военно-полевой музей, который положил начало современному Мемориальному комплексу, являющемуся частью Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя. В 1970 г. на Сапун-горе был зажжен Вечный огонь.

В ансамбль Мемориального комплекса входит и парк, деревья которого высажены в 1950-х – 1960-х гг. севастопольской молодежью.

С момента открытия диорамы Мемориальный комплекс посетило свыше 25 миллионов человек.

Ежегодно в начале мая на его территории силами военно-исторических клубов проводится театрализованная реконструкция эпизода штурма Сапун-горы и музейный праздник «Знамена Победы».

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»

Памятники и мемориальные обозначения

Обелиск Славы воинам – освободителям

В 1944 г. На Сапун-горе был установлен памятник воинам Приморской армии, погибшим при освобождении Севастополя. Архитектор — лейтенант А.Д. Киселёв. В 1960-е гг. реконструирован (архитекторы В.М. Артюхов и В.К. Цаккер): увеличена высота до 28 м, облицован гранитом, помещены плиты с наименованиями частей и соединений 4-го Украинского фронта и Черноморского флота, участвовавших в освобождении города. 9 мая 1970 г. у его подножья зажжён Вечный огонь. Каждые пять минут здесь звучит мелодия песни «Сапун-гора» севастопольского композитора Б.В. Боголепова.

Мемориальные стены

  1. Имена 240 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за освобождение Севастополя. Установлена в 1969 г.
  2. Наименования 118 соединений и частей, удостоенных почетного наименования «Севастопольские» за освобождение города. Установлена в 1974 г.
  3. Наименования 51 соединения и частей, награждённых за освобождение Севастополя орденами Суворова, Красного Знамени и Красной Звезды. Установлена в 1974 г.

Храм-часовня Св. Георгия Победоносца

Открыт в мае 1995 г. к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Архитектор Г.С. Григорянц. Высота храма – 10 метров. Купол венчает ангел с крестом (автор — скульптор протоиерей Н. Доценко). Над входной дверью набрано мозаичное изображение иконы Святого Георгия Победоносца по картону художника Г.Я. Брусенцова.

Памятник воинам 51-й Армии

Установлен в июне 1944 г. инженерным батальоном 51 армии. Реконструирован в 2004 году.

Открытые экспозиции

В открытой экспозиции – образцы боевой техники и вооружения периода Великой Отечественной войны и трофейная немецкая артиллерия.

Экспозиция советской боевой техники и вооружения. Артиллерия

Образцы периода Великой Отечественной войны. Доставлены на Сапун-гору в 1960 – 1980 гг. с военных складов.

  • 45-мм противотанковая пушка «М-42» образца 1942 г.
  • 57-мм противотанковая пушка «ЗИС-2» образца 1941 – 1943 гг.
  • 76-мм дивизионная пушка «ЗИС-3» образца 1942 г.
  • 122-мм пушка «А-19» образца 1931 – 1937 гг.
  • 152-мм пушка «Бр-2» образца 1935 г.
  • 122-мм гаубица «М-30» образца 1938 г.
  • 152-мм гаубица «Д-1» образца 1943 г.
  • 122-мм полковой миномет «ПМ-120″образца 1941 г.
  • 160-мм казнозарядный дивизионный миномет «МТ-13» образца 1943 г.
  • 37-мм автоматическая зенитная пушка «61-К» образца 1939 г.
  • 85-мм зенитная пушка «52-К» образца 1939 г.

Экспозиция советской боевой техники и вооружения. Военно-морская техника

Образцы периода Великой Отечественной войны. Доставлены на Сапун-гору в 1960 – 1980 гг. с военных складов.

  • Торпедный катер проекта 123 «К» («Комсомолец»)
  • Парогазовая торпеда «45-36 НУ» образца 1938-1939 гг.
  • Авиационная магнитная донная мина АМД-1000 образца 1942 г.

Экспозиция советской боевой техники и вооружения. Военно-морская техника

  • Торпедный аппарат «ТТКА-45-1» образца 1927 г.
  • Якорная гальваноударная мина образца 1908-1912 гг.
  • Бомбомет «БМБ-1» с глубинной бомбой «БВ-1»
  • Стереодальномер «ДМ-6»
  • Корпус командно-дальномерного пункта управления артиллерийским огнем
  • Морские пушки 130 мм, 100 мм, 85 мм, 45 мм (7 ед.)
  • 37-мм зенитная автоматическая пушка (2 ед.)
  • 406-мм практический снаряд (для учебный стрельб)
  • 305-мм практический снаряд (3 ед.)
  • 305-мм бронебойный снаряд
  • Гребной винт
  • Якорь кормовой («стоп-анкер»)

Системы ПВО и служебный автомобиль

  • Зенитная автомобильная прожекторная установка «З-15-14» на шасси грузового автомобиля «ЗИС-12»
  • Легковой автомобиль типа «М-1»

Экспозиция советской боевой техники и вооружения. Бронетанковая техника. Артиллерия

Образцы периода Великой Отечественной войны. Доставлены на Сапун-гору в 1960 – 1980 гг. с военных складов.

Танки и самоходные установки

  • Средний танк «Т-4-85» образца 1943 г.
  • Тяжелый танк «ИС-2» («Иосиф Сталин») образца 1943 г.
  • Легкая самоходная артустановка «СУ-76 М» образца 1943 г.
  • Средняя самоходная артустановка «САУ-100» образца 1944 г.
  • Тяжелая самоходная артустановка «ИСУ-122» образца 1944 г.
  • Тяжелая самоходная артустановка «ИСУ-152» образца 1943 г.

Боевые машины

  • Боевая машина реактивной артиллерии «БМ-13-16»
  • Боевая машина реактивной артиллерии «БМ-31-12»

Открытая экспозиция трофейной германской артиллерии

Образцы периода II мировой войны. Орудия данного типа применялись немецкими войсками в боях за Севастополь в 1941 – 1942 гг., 1944 г. Доставлены на Сапун-гору в 1960 г. с военных складов Симферополя и Перми.

  • 105-мм легкая полевая гаубица 18/40 образца 1918-1940 гг. Выпускалась в Германии с 1918 г.
  • 150-мм тяжелая полевая гаубица образца 1918 г. (2 единицы). Выпускалась в Германии в 1918 г. и в 1936 – 1945 гг.
  • 211-мм мортира образца 1918 г.

Уникальный памятник истории

Весь комплекс я бы без преувеличения назвал памятником истории, ведь именно благодаря событиям, происходившим здесь, бесстрашию солдат Красной армии мы имеем возможность сегодня спокойно гулять по одному из самых красивых городов Крыма. Кстати, если соберетесь гулять по интересным, уникальным местам Севастополя, рекомендую добраться и до Балаклавской бухты. Поверьте, не пожалеете.

Советую начинать осмотр музейного комплекса с диорамы. В нескольких залах представлены экспонаты, посвященные обороне города в 1941 – 1942 годах, экспозиция, рассказывающая об освобождении Севастополя в сорок четвертом году. Здесь же есть возможность увидеть огромную картину «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» и выставка.

Вход в диораму

На территории комплекса, за пределами диорамы, не менее интересно. Прогулка особенно понравится мальчишкам. Здесь огромное количество осколочных следов, траншей, укрепительных сооружений. Некоторые из них поддавались реконструкции. Отдельные укрепления «украшены» техникой тех времен, она установлена так же, как располагалась в годы Отечественной войны.

Напротив диорамы стоят танки, «Катюши», установки артиллерии. С правой стороны морская военная техника: пушки, якоря, катер, выпускавший торпеды. А также подводные снаряды. Тут же располагается грузовой автомобиль с огромным прожектором.

Грузовой автомобиль с огромным прожектором

Кстати, все экспонаты, в отличие от правил других музеев Крыма, можно трогать, фотографироваться на их фоне. Пройдя немного дальше, увидите полевую артиллерию. Тут представлены пушки, минометы и другие орудия. На территории музейного комплекса Сапун-гора имеется эксклюзивный экспонат – авто М-1, принадлежавшее генералу Петрову. Он был одним из руководящих лиц в боях за освобождение Севастополя, Одессы, Тамани, Краснодара, Новороссийска и Майкопа. В сорок пятом руководил спецоперацией «Берлин».

Военная техника на Сапун-горе

Военная техника на Сапун-горе

Военная техника на Сапун-горе

Военная техника на Сапун-горе

Военная техника на Сапун-горе

Не только военная техника представляет интерес для туристов. Многие приходят сюда к Обелиску Славы, конусообразной десятиметровой часовне святого Георгия Победоносца. Кстати, у меня она вызывала некоторое недоумение, я бы даже сказал – замешательство. Часовня необычна во всех отношениях. И первое удивление вызывает ее форма – свеча, на вершине которой ангел держит крест.

Сапун-гора в Севастополе — часовня Георгия Победоносца

Писать об этом месте можно еще много и долго, но на словах я все равно не смогу передать атмосферу, царящую здесь, и описать эмоции, вызываемые посещением уникального исторически значимого объекта не только для Севастополя, но и всего Крыма. Лучше все увидеть самостоятельно.

Leave a Comment