Дмитриевский Собор Во Владимире

Белокаменная поэма или ковёр из каменно-узорчатых кружев – такими эпитетами награждают Дмитриевский собор во Владимире туристы, историки, искусствоведы, не только российские, но и зарубежные – в 1992 году храм пополнил перечень достопримечательностей Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор – блистательный образец владимиро-суздальской архитектуры домонгольского периода, ярчайший шедевр древнего зодчества, созданного, как утверждают летописи, исключительно руками русских мастеров, без привлечения немцев. Специалисты, правда, считают, что над сооружением храма трудились представители Балканского полуострова – много деталей в оформлении фасада перекликается с византийскими культовыми зданиями и обладает общими чертами средневековых европейских соборов.

Немного об истории храма

Один из владимирских летописцев, рассказывая о кончине великого князя Всеволода Большое гнездо, упоминает среди его деяний во славу земли владимирской и сооружение дивной церкви на княжеском дворе, украшенной росписями, иконами и чудесными резными узорами на камне. Точной даты строительства в летописи нет, предположительно – между 1194 и 1197 годом.

Историки считают, что задумка возведения храма возникла у Всеволода давно – во время изгнания. Его мать, византийская принцесса, из-за притеснений Андрея Боголюбского оказалась вынужденной покинуть Русь и поселиться с малолетними детьми в Константинополе при императорском дворе, где особо почитали мученика за Христову веру Дмитрия Солунского. Князь Всеволод при крещении получил его имя и считал святого своим небесным покровителем, поэтому, возглавив Владимирское княжество, осуществил давнее желание – воздвиг храм рядом со своим дворцом в его честь. Собор соединили воедино с княжескими палатами длинной галереей, огибающей его у северного, южного и западного фасадов. В 1197 году из Фессалоник в Дмитриевский собор привезли реликвии – икону, написанную на гробовой доске и изображавшую святого Дмитрия Солунского в полный рост, и небольшой серебряный сундучок, украшенный чеканкой, в котором находилась часть одежды, пропитанная кровью мученика.

Современный внешний вид храма серьёзно отличается от первоначального: пережив опустошительные пожары в 1536 и 1719 году, а потом ещё и в 1760-х годах, собор потерял часть своих декоративных элементов. Периодически велись восстановительные работы, но они скорее наносили урон шедевральной красоте древнего православного сооружения. Так, после посещения Владимира императором Николаем I в 1834 году государю показалось состояние храма чрезвычайно бедственным и ветхим, поэтому поступил приказ произвести реконструкцию собора, в результате которой горе-мастера разобрали галерею и башни с лестницами, ведущими на хоры, которые выполняли ещё и укрепительную функцию для храма. После таких «работ» в стенах появились трещины, и здание стало практически расползаться по сторонам. Очередной этап реставрационных мероприятий едва успел спасти сам собор, однако древние фрески на внутренних стенах утеряны безвозвратно. Появился новый иконостас, винтовая лестница на хоры и калориферное отопление, позволившее вести богослужения круглогодично.

После революции Дмитриевский собор, к счастью, не постигла участь многих православных святынь, использовавшихся в лучшем случае как медицинские или образовательные учреждения. В 1918 году в здании работала Комиссия по сбережению памятников искусства, которая обнаружила под хорами чудом уцелевшие фрески, изображавшие сцену «Страшного суда». Собор передали Владимирскому музею. Восстановительно-ремонтные работы проводились периодически, даже во время войны, но их окончательный этап завершён совсем недавно – в 2004 году. Для защиты белого камня применена специальная пластическая смесь, здание снабжено водоотводными трубами, заменён крест и внутри помещения создан особенный микроклимат, позволяющий сохранить этот уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества.

Архитектурные особенности Дмитриевского собора

Стройной белокаменной элегией взметнулись ввысь стены храма, величайшего шедевра неизвестных древнерусских зодчих. Яркий образец классического четырёхстолпного трёхапсидного одноглавого собора когда-то был центром всего великокняжеского дворцового комплекса и символизировал могущество власти правителя и всей Руси.

Всё сооружение разделено на три яруса: нижний, скрытый когда-то внутри галерей, лишён всяких украшений; средний – аркатурно-колончатый пояс с богатым резным узором; верхний – сплошной ковёр из каменной резьбы, витиевато украшающей и цилиндр главы, накрытый, словно богатырским шлемом, золочёным куполом, над которым водружён крест с воздушным кружевным узором из золочёной меди.

Фасады храма богаты скульптурными рельефами – их насчитывают свыше 550. Основные темы – христианские образы, сюжеты языческой мифологии, эпизоды древней европейской литературы. Стены южного фасада заняты большой размерами композицией – «Вознесением Александра Македонского на небеса». Короб с Александром несут грифоны, тянущиеся за приманкой – маленькими львятами на руках царя.

На северном фасаде – скульптурное изображение великого князя Всеволода и его 12 сыновей. Западный фасад заполняют три скульптурные миниатюры, представляющие подвиги Геракла – распространённый сюжет для церковной архитектуры средневековой Европы.

На всех фасадных рельефах присутствует фигура царя Давида-псалмопевца, хотя некоторые исследователи, в частности Г. Вагнер, автор издания о владимиро-суздальской скульптуре, считают, что на стенах Дмитриевского собора изображен Соломон, сын Давида, мудрейший из правителей, поэтому Всеволод и поместил его силуэт для украшения своего храма.

Внутреннее убранство собора не поражает таким великолепием и скорее покажется аскетически простым – и неудивительно, ведь церковь создавалась для узкого круга княжеской семьи, а не для большого скопления прихожан. Главная ценность интерьера – древние фрески, восхищающие воображение совершенной красотой ангельских образов, реалистичностью их лиц, а также удивительно необычное изображение райского сада с пышными пальмами, буйными виноградными лозами, среди которых затерялись птицы, срывающие плоды.

Достопримечательности рядом с Дмитриевским собором

Владимир – одна из жемчужин популярного туристического маршрута Золотое Кольцо, город-музей, где большинство строений сооружены много веков назад и представляют собой памятники архитектуры.

Сердце города – Соборная площадь, получившая наименование от расположенных над Клязьмой соборов – Дмитриевского и Успенского. На площади вблизи Дмитриевского собора воздвигнуты несколько памятников, в самом центре – монумент в виде трёхгранной пирамиды из белого камня в честь 850-летия основания города.

Между Дмитриевским собором, центральной улицей Владимира Большой Московской и зданиями Присутственных мест, или «Палатами» раскинулся старейший парк города – Липки, названный из-за липовой аллеи, насаженной прежде других деревьев. В советские времена зелёная зона в центре Владимира стала именоваться Парком А. С. Пушкина, популярным у туристов и владимирцев местом отдыха. Совсем недавно у самого входа в парк появился памятник Андрею Рублёву, известному на весь мир иконописцу. В конце парка находится Смотровая площадка, из которой открывается великолепная панорама города.

Безусловно, всем гостям города демонстрируют триумфальную арку – Золотые ворота, открывающие дорогу в центр, одну из основных достопримечательностей Владимира, которая, как и Дмитриевский собор, занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где остановиться

Владимир – гостеприимный город с развитой туристической инфраструктурой, рассчитанной на миллионные посещения. В десятку лучших гостиниц и отелей по рейтингу некоторых интернет-ресурсов попали парк-отель Жемчужина Золотого кольца, гостиницы У Золотых ворот, Эрлангенский Дом, Русская деревня, Амакс Золотое кольцо, Князь Владимир, Клязьма, Заря, Доброе, мотель Очаг. Ценовой диапазон – от 1880 до 5600 рублей в сутки за номер.

Дмитриевский собор

Более экономное размещение в хостелах Эверест, Пилигрим, Самовар, Воздух, Вау – от 500 до 1990 рублей в сутки.

Как добраться до Дмитриевского собора

Россия, Владимирская область, г. Владимир, Соборная площадь

Ежедневно от Курского вокзала столицы до Владимира отправляются электрички, продолжительность поездки – около 3 часов, стоимость проезда – 300-400 рублей.

Путешествие на фирменном поезде или на скоростном «Сапсане» окажется дороже – от 1000 до 2000 рублей.

Достаточно часто от Центрального автовокзала у метро Щёлковская во Владимир курсируют автобусы, на дорогу уходят те же три часа, что и на электричке, стоимость билетов порядка 320 рублей.

Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени.

Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил в 1190-е годы князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. "Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя" — сообщает летопись. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия: «И принес доску гробную из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи».

Одноглавая, четырёхстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения – сам храм – образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство – более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращён трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединявшие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние.

Посредине храм охвачен нарядным поясом-колоннадой. Верхний ярус весь одет резьбой, как драгоценной ризой. «Одеяйся светом, яко ризою, простирай небо, яко кожу», – поёт о Творце в одном из псалмов библейский Давид – пастух, псалмопевец, царь и пророк. Рельеф Давида возвышается в средних закомарах всех трёх фасадов. К трону его собирается вся тварь небесная и земная: ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы…

Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас.

Дмитриевский собор во Владимире: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нём угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения.

В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838–1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась). В 1919 г. после закрытия стал принадлежать Владимирскому музею. В последние полвека здание неоднократно реставрировалось. Окончательный этап работ проведён в 1999–2004 гг.: покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замена креста на куполе, создание микроклимата.

В 2005 году в Дмитриевском соборе открыта необычная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Её главный экспонат – само древнее здание, его замечательные архитектурные формы.

Leave a Comment