Дом балье Барселона

Дом Бальо в Барселоне (Casa Batllo) — самое дерзкое творение Гауди

Дом Бальо, наравне с домом Мила, без сомнения, — самое известное, посещаемое и, пожалуй, необычное среди творений архитектора Антонио Гауди.

Оба дома входят в список достопримечательностей Барселоны и уже давно стали неотъемлемой частью туристических маршрутов по городу.

Среди посетителей, дом Бальо вызывает довольно разноречивые чувства. Одних он впечатляет, тогда, как другие отзываются о дома весьма сухо. Но одно можно сказать точно, Дом Бальо, как и многие другие объекты Гауди, оставляет после себя неизгладимый след, положительный или отрицательный, не имеет значения, но говорить об одном из самых известных творений Гауди, пожалуй, так и не перестанут.

Если вы собираетесь посетить Барселону, или уже находитесь в городе, то увидеть дома Гауди (Бальо и Мила) непременно стоит, хотя бы для того, чтобы составить собственное мнение и всецело познакомиться с обворожительной и утонченной столицей Каталонии.

Тем более что, расположены дом Мила и дом Бальо вблизи друг друга, и пешей доступности от исторического центра Барселоны.

Дом Бальо в Барселоне

Дом Бальо или Каса-Батльо (Casa Batllo) — самый дерзкий проект Антонио Гауди в Барселоне.

Дом Бальо также является шедевром архитектуры и дизайна, и одной из наиболее знаковых достопримечательностей Барселоны. Также считается одной из лучших работ Антонио Гауди, во время создания которой архитектор раскрыл весь свой творческий потенциал. А также единственной работой архитектора, выполненной в стиле чистого модернизма и имевшей наибольший интерес на международной арене.

В настоящее время дом Бальо входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Поскольку архитектурные элементы дома напоминают скелет, то в народе дом Бальо также известен как «Дом Костей».

Начиная с 2002 года, Дом Бальо открыт для проведения экскурсий и других культурных мероприятий. Экскурсии и мероприятия постоянно обновляются как по своему предложению, так и по содержанию.

Вход платный. Билеты можно приобрести онлайн — на официальном сайте или в кассе дома Бальо.

Дом открыт для посещений ежедневно с 09:00 до 21:00 (последний вход в 20:00). Примерная продолжительность визита составляет 1 час.

Стоимость обычного билета на посещение дома Бальо онлайн составляет 24,50 Евро, в кассе — 29 Евро.

Кроме того можно приобрести билет с быстрым пропуском, что позволит не стоять в общей очереди на вход или купить. Есть билет на театрализованный визит.

Экскурсия «Волшебные ночи» — ночная экскурсия и живая музыка под открытым небом на террасе Дома Бальо. Данная экскурсия начинается в 20:00 часов и включает в себя часовой концерт, который начинается в 21:00 + два бокала вина. Стоимость экскурсии 39 Евро.

Билеты на театрализованный визит, магические ночи, а также на посещение дома с открытой датой можно приобрести только онлайн.

История Дома Бальо в Барселоне

История строительства Дома Бальо относит нас к 1877 году, тогда дом строился как жилое здание.

В 1860 году, после утверждения градостроительного плана Барселоны улица Пасео де Грасиа, на которой расположен дом Бальо, стала главной магистралью города. В то время самые знатные и богатые семьи Барселоны начинали строить вдоль проспекта свои особняки. Таким образом, в 19 веке данная улица превратилась в бульвар для пешеходов и конных повозок, а с 20 века стала главным проспектом для движения автомобилей в Барселоне.

Первоначально, в 1877 году, здание Дома Бальо было спроектировано и построено учителем Гауди — Эмилио Сала Кортесом. В 1903 году здание было приобретено текстильным магнатом Жозепом Бальо-и-Касановасом, в честь которого и получило свое ныне известное название.

Позже Жозеп Бальо поручил Антонио Гауди переделку здания, для чего дал архитектору полную свободу творчества. Первоначально предполагался снос здания и строительство на его месте нового проекта. Однако, благодаря своей смелости, Гауди отказался от сноса дома и между 1904 и 1906 годами произвел его полную реконструкцию. Гауди полностью изменил фасад здания, перепланировал внутренние помещения, расширил внутренний дворик и сделал интерьер дома настоящим произведением искусства.

Дом Бальо перестал принадлежать семье Бальо в 50-х годах. После смены нескольких владельцев, которыми были как компании, так и частные лица, начиная с 90-х годов дом Бальо стал собственностью семьи Бернат, которая полностью отреставрировала строение.

В 1995 году семья Бернат открыла двери дома для широкой публики и представила миру эту жемчужину архитектуры, предлагая его поистине уникальные помещения для проведения мероприятий и светских вечеров.

Рядом с домом Бальо

Примерно в то же время, на которое пришлась реконструкция дома Бальо Антонио Гауди, рядом с домом были реконструированы и другие дома под руководством других выдающихся архитекторов.

Тогда реконструкции домов стали иметь для архитекторов и личный подтекст, поскольку архитекторы соревновались между собой за архитектурные премии от мэрии Барселоны. По этой причине данный квартал стал известен как «la Manzana dе lа Discordia», что означает «Квартал Раздора» или «Яблоко раздора».

Все дома квартала построены в стиле модерн и в настоящее время, вместе с Домом Бальо, образуют уникальный архитектурный ансамбль, в состав которого входят:

— Дом Амалье (работа архитектора Жозепа Пуч-и-Кадафалка).

— Дом Льео-и-Мореры (архитектор Льюис Доменек-и-Монтанер).

— Дом Мульерас (архитектор Энрике Санье).

— Дома Жозефины Бонет (архитектор Марсел-ила-Кокилат).

Непосредственно к дому Бальо, с его левой стороны, примыкает ещё один известный дом — Дом Амалье.

Дом Амалье

Дом Амалье или Дом Аматльер (Casa Amatller), совместно с домом Бальо, представляют собой удивительно прекрасный и запоминающийся ансамбль, где, с одной стороны, тонко сочетаются игра архитектурных элементов и красок, образуя единую картину, а с другой — дома имеют резкий контраст с броскими различиями.

Изначально дом Амалье был построен в 1875 году. 12 марта 1998 года промышленник и производитель шоколада Антонио Амалье приобрел здание, после чего заказал реконструкцию дома у известного каталонского мастера Жозепе Пуч-и-Кадафалка. В результате проведенных работ, во время которых была проведена перепланировка и выполнено художественное оформление здания, дом получил второе рождение и заиграл новыми красками.

После реставрации, в 2015 году дом Амалье был открыт как музей, сохранивший часть мебели и украшений времен 1900-х годов.

В настоящее время в доме Амалье находится кафе-шоколадница и проводят экскурсии. Продолжительность экскурсии составляет 1 час, включает в себя экскурсию + чашку горячего шоколада. Цена взрослого билета составляет 24 Евро. Билеты можно приобрести в кассах либо на официальном сайте.

Дом Льео Морера

Дом Льео Морера (Casa Lleo Morera) — ещё один великолепный дом, расположенный по соседству с домом Бальо в «Квартале Несогласия».

Архитектор Lluís Domènech i Montaner был заказан Франческой Морерой и Ортисом для работы над домом Льео Морера в 1902 году. В то время на Пасео де Грасия 35 располагалось старое здание под названием Casa Rocamora, построенное в 1864 году. Архитектор Льюис Доменек-и-Монтанер разработал полный проект реконструкции существующего дома с использованием различных материалов. Реконструкция длилась до 1906 года, после чего здание стало по-настоящему модернистским произведением искусства. Во время реконструкции был перестроен фасад, добавлены три галереи и каменные балконы на разных этажах, а аткже спроектирован интерьер.

В интерьере дома Лео Морера можно видеть взрыв модернизма, который является одним из наиболее сохранившихся в городе: витражи, мозаики, керамика, скульптуры, дерево, мрамор… всё нашло воплощение в интерьере этого и по сей день необычного дома.

Увидеть данные дома, а также: известный Дом Мила (Ла Педрера), Дом Рокамора, Дом Кальвет, Дом Марти и Дворец каталонской музыки можно с экскурсией «Барселона — шедевры модерна», из которой вы узнаете о величайших архитекторах эпохи модерна, а также поймете, как нескольким десяткам талантливых художников удалось воплотить в жизнь революционные архитектурные находки и вызвать настоящий бунт:

Строительство

Ещё не окончив работы по строительству парка Гуэль, Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас и расположенного по соседству с модернистским домом Амалье. Владелец дома собирался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе.

Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада. Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала. Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания. Идея придания световому двору особого значения, впервые реализованная в доме Батльо, была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила.

Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Батльо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его собственным пластическим видением без оглядки на известные архитектурные стили.

Наиболее замечательной особенностью дома Батльо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монтжуик, так и в оформлении интерьера. Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона — излюбленного персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.

Описание

Здание дома занимает в общей сложности площадь в 4300 м2; высота доходит до 32 метров, хотя до реконструкции пропорции дома значительно отличались. Площадь была 3100 м2, а высота около 21 метра. Здание состоит из 8 этажей и одного подвала.

Как и в других произведениях Гауди, в доме Батльо тщательно продуманы мельчайшие детали конструкций и декорации. Интересно оформление светового двора, где архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения Гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего, интенсифицируя его по мере продвижения снизу вверх и завершая настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб. Той же цели служит и изменение размеров выходящих в патио окон (они постепенно уменьшаются с высотой). Элегантная и функциональная мансарда дома организована при помощи параболических арок, применяемых Гауди и при реализации других проектов.

Все декоративные элементы дома выполнены лучшими мастерами прикладного искусства. Кованые элементы созданы кузнецами братьями Бадия, витражи — стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы — П. Пужолом-и-Баусисом сыном, другие керамические детали выполнил Себастьян-и-Рибо. Облицовка главного фасада была полностью изготовлена в г. Манакор (остров Мальорка). Предметы мебели, созданной Гауди при оформлении интерьера, в настоящее время входят в собрание Дома-музея Гауди в Парке Гуэля.

Каса-Батльо находится рядом с домом Амалье и домом Лео Морера и вместе с ними является частью «Квартала несогласия», названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.

В 1962 году Каса-Батльо был объявлен художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, в 2005 году включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Бальо в Барселоне — шедевр Антонио Гауди

В Барселоне, которую можно смело назвать городом контрастов, на улице Пассеч де Грасия находится, пожалуй, самый удивительный жилой дом во всем мире — дом Бальо.

Не заметить его из окна автомобиля или экскурсионного автобуса просто невозможно: он моментально приковывает взгляды гостей столицы Каталонии и вызывает у них состояние, схожее чем-то с немым шоком. Этот дом – одно из величайших творений гениального каталонского архитектора Антонио Гауди, известного по созданию храма Саграда Фамилия в Барселоне.

Дом Батльо, Дом Бальо, Дом Костей – все это названия архитектурного шедевра на улице Passeig de Gràcia под номером 43. Возле этой достопримечательности Барселоны можно всегда встретить огромные и шумные толпы туристов, пытающихся запечатлеть дом со всех ракурсов, принимая для этого зачастую нелепые и смешные позы. Люди не оставляют без внимания Дом Бальо даже когда на столицу Каталонии опускаются сумерки. К слову, в вечернее время, благодаря оригинальной подсветке, необычный дом превращается в еще более фантастическое и сказочное строение.

Ни для кого не секрет, что к чему бы ни прикоснулась рука Гауди, за кратчайшие сроки превращалось в удивительные и неповторимые здания, предметы мебели и т.д. Талант Антонио Гауди, как утверждают авторитетные архитекторы, довольно трудно переоценить, но в Доме Бальо, кажется, гений превзошел сам себя. Естественно, что это только первоначальное мнение тех туристов, которые еще не видели каменоломню или же великолепный Парк Гуэля и его усадьбу.

Дом Бальо — строительство и реконструкция

Рассказывать о строительстве самого дома, принадлежащего Жозепу Бальо-и-Касановасу практически и нечего. За два года (с 1875 по 1877 годы) рабочими, в рекордно короткие сроки, был возведен самый обычный и ничем непримечательный доходный дом. Предприниматель, обогатившийся на производстве текстиля, решил вложить свои деньги в недвижимость и получать с нее постоянный доход от сдачи квартир в наем. В 1904 году Жозеп Бальо-и-Касановас решил, что дом по проспекту Passeig de Gràcia, 43, не вызывает у него никаких положительных эмоций и просто-таки блекнет рядом с домом Амалье, построенным в модернистском стиле. Чтобы оставить о себе память, промышленник делает в 1904 году заказ на перестройку дома архитектору Антонио Гауди, уже успевшему прославиться своими работами. К слову, во время получения заказа, Гауди еще трудился над парком Гуэля. Касановас настолько был неудовлетворен внешним видом своего доходного дома и настолько вдохновлен работами Антонио Гауди, что решил полностью снести строение. Однако архитектор, просчитав и продумав все до мелочей, останавливает текстильщика от столь опрометчивого шага и начинает работы по реконструкции готового здания.


Для того чтобы создать свой очередной шедевр, Антонио Гауди полностью меняет фасады дома, однако оставляет исходную структуру строения. Как утверждают специалисты, Дом Бальо — это новый виток в творчестве архитектора и очередное доказательство того, что в его работах кроме дизайна огромное внимание уделяется и рационализму, и расчетам.
Всего за два года Антонио Гауди полностью перестраивает два фасада доходного дома Жозепа Бальо-и-Касановаса.
Один из них могут увидеть все, кто проезжает или прогуливается по Passeig de Gràcia, а второй фасад виден с внутреннего двора дома, который также был полностью реконструирован для полного соответствия с дизайном Дома Бальо или Дома Костей – кому как нравится.

Для создания удивительного внутреннего двора здания, Гауди смог соединить две, так называемые, световые шахты. И в этой работе просматривается рационализм гениального архитектора: объединение двух световых шахт позволило не только создать удивительный, красивейший внутренний двор, который, к огромному сожалению, так трудно описать словами, но и значительно улучшить вентиляцию в здании, а также добиться хорошего освещения помещений за счет естественного света.

Более того, свет во внутреннем дворе распределяется равномерно, Гауди смог добиться такого эффекта благодаря уменьшению размеров окон снизу вверх, и фантастического цвета облицовки: внизу практически белоснежной и, переходящей в нежно голубой, а затем, в ярко лазурный. Здесь вновь необходимо повториться, все это не результат безудержной фантазии, а сочетание стильности и четкого расчета.

«Внутренний двор дома Бальо, построенный Гауди, как нельзя лучше раскрывает современным архитекторам секреты успеха. Многие пытаются в наше время возвести удивительные и причудливые здания, забывая при этом об их практичности. Свой взгляд на окружающий мир, отсутствие шаблонов, а главное при всем этом, рационализм, вот чем отличается от любого другого, пусть и талантливого архитектора, Антонио Гауди!», — сказал в одном из своих интервью один из очень уважаемых и признанных во всем мире архитекторов 21-го века.

Кроме работ над фасадами, Антонио Гауди решил практически полностью перестроить первый этаж и бельэтаж. Как известно, архитектор, являвшийся лучшим другом Уэсеби Гуэля, был талантлив во всем: он не только перестраивает помещения, он создает для них уникальную и стильную мебель, которую в настоящий момент не встретишь в доме.
Она, в целях безопасности, хранится в Доме-музее Антонио Гауди, находящимся в Парке Гуэля, войти в который ранее мог абсолютно бесплатно любой гость Барселоны. Кроме этого, архитектор, которому был выделен приличный по тем временам бюджет, достраивает в доме мансарду, подвал и прекрасную ступенчатую террасу крыши, на которую поднимается каждый путешественник, приехавший в каталонский город, чтобы воочию увидеть шедевры Гауди.

Все уникальные в своем роде элементы Дома Бальо, разработанные архитектором, были отданы для создания лучшим мастерам того времени: над витражами работал Жузеп Пелегри, кованые детали выполнены кузнецами Бадия, к слову, к этим двум талантливым братьям, сумевшим получить власть над металлом, Гауди обращался не раз. Интересно то, что все облицовочные детали дома Бальо, Гауди доверил выполнить мастерам из города Манакор, расположенного на всем хорошо известном испанском острове Мальорке. Величайший архитектор, относясь к любому заказу, можно сказать, с любовью, доверял исполнение разработанных им декоративных деталей, предметов мебели только лишь талантливым мастерам, которые понимали его замыслы на интуитивном уровне. Только так могли рождаться настоящие шедевры, которыми должны были восхищаться не только современники Гауди, но и потомки.

Дом Бальо в Барселоне — взгляд со стороны

Первое, что обращает на себя внимание, это расплывчатые, «тягучие линии» всех декоративных элементов и, практически, полное отсутствие симметрии в фасаде здания, выходящего на улицу Пассеч де Грасия. Первое впечатление – дом построен из костей и черепов людей-гигантов. Именно благодаря такому сходству жители Барселоны практически сразу же после сдачи Гауди здания заказчику, прозвали его «Дом Костей». Возле него меркнет даже Дом Амалье, еще ранее построенный архитектором в стилях новой готики и модернизма. Превзойти талант Гауди чрезвычайно сложно, правильнее будет сказать, невозможно. Дело все в том, что для того, чтобы на свет появлялись уникальные здания, необходим не только талант архитектора, но и его собственное видение окружающего мира. Даже если бы в настоящий момент кто-то построил нечто подобное, его бы все равно обвинили в плагиате или же не восприняли всерьез. Гениальных архитекторов, впрочем, как и художников, скульпторов и поэтов не сравнивают, их талантом просто восхищаются.

Окна первого этажа похожи на окна какого-то сказочно домика: все они неправильной формы и кажутся мягкими, «расплывающимися», «пластилиновыми». Естественно, это впечатление обманчиво: все элементы выполнены из прочных камней, над которыми потрудился резчик. Камни, примененные в оформлении фасада, добыты на холме Монжуик.

После того, как турист приходит в себя от великолепия первого этажа здания, взглянув вверх, ему начинается казаться, что Дом Бальо Антонио Гауди, несмотря на свои небольшие размеры, «уходит в небо». Эта оптическая иллюзия была достигнута Гауди благодаря применению мозаики, состоящей из ломаной плитки разных цветов. Если внизу она нежно-золотистая, то к верху она становится оранжевой и постепенно переходит в бирюзовую. Крыша Дома Бальо, на первый взгляд, словно взята с совершенно другого строения: из нее будто выпирает позвоночник какого-то доисторического монстра, а сама она усеяна серебристой чешуей. Венчает удивительное здание башенка с крестом. Она расположена не по центру, а смещена в левую сторону (еще одно проявление асимметрии в шедевре Гауди).


Любой гид, который проводит экскурсии по Барселоне, сразу же расскажет, что в своей работе над Домом Бальо или, как его произносят русские туристы Домом Бальо, Антонио Гауди был, как и всегда, символичен. Крыша строения – это жестокий дракон, само строение, напоминающее груду костей и черепа – его жертвы, а та самая маленькая башенка – рукоять меча Святого Георгия, который и победил чудовище.

Стоит отметить, что изображения и скульптуры дракона можно довольно часто встретить в шедеврах Гауди, например, Усадьба Гуэль с ее «воротами дракона». Каталонский архитектор всегда в своих работах упоминал фольклор и культуру своей родины, ее верования и легенды. Иногда символичность Гауди – первое, что бросается в глаза, а иногда, она скрыта, и только внимательный человек, знающий историю Каталонии, сможет увидеть то, чем руководствовался архитектор при создании своего творения.


Фасады Дома Бальо, его крыша и внутренний двор – далеко не все, что создал Гауди. Архитектор и, как бы его сейчас назвали, дизайнер, поработал над декорациями внутренних помещений. Каминная комната, лестница и другие помещения выполнены в стиле, который довольно трудно отнести к какому-либо из существующих.

Официально считается, что шедевр Антонио Гауди под названием Дом Бальо выполнен в стиле модерн. Однако большинство архитекторов склоняются к тому, что стиль, в котором построены все здания, правильнее было бы назвать «стилем Гауди», настолько он неповторим и уникален в своем роде. Уникален настолько, насколько уникален и сам Антонио Гауди.

Турист, который отправляется в Барселону, чтобы посмотреть на ее многочисленные достопримечательности, естественно не упустит возможность приехать к Дому Бальо. Дом Бальо в Барселоне описан во всех туристических проспектах по каталонской столице, ведь это одна из ее главных достопримечательностей «Квартала несогласия», которой гордятся все без исключения коренные жители города. К слову, этот район назван «Кварталом несогласия» из-за того, что в нем практически не встретишь однотипных зданий, и каждый дом построен в своем, уникальном стиле. Дом промышленника Бальо одно из таких строений.

Довольно часто от каталонцев можно услышать, что Жозепу Бальо-и-Касановасу необычайно повезло. Повезло не потому, что он сумел неплохо заработать на производстве текстиля, а потому, что он доверил реконструкцию своего дома Антонио Гауди. Ведь только благодаря этому архитектору, имя промышленника навсегда останется в памяти не только у испанцев, но и у ценителей мира прекрасного, живущих даже в самых отдаленных уголках нашей огромной планеты.

Кстати, дом Бальо имеет официальный сайт — casabatllo.es.

Источник материала

История Дома Бальо Антонио Гауди

Дом 43 по улице Passeig de Gràcia всегда окружен туристами, которые с интересом слушают его историю и делают снимки на память. Это Дом Бальо (Батло, если произносить в соответствии с испанским написанием), один из шедевров знаменитого архитектора Антонио Гауди.

Дом был построен в середине 19 века и до 1904 года не представлял из себя ничего особенного. Постройка была настолько невыразительной, что домовладелец – богатый текстильный делец Жозеп Бальо-и-Касановас – решил снести его и выстроить что-нибудь более зрелищное на освободившемся месте.

Проект нового здания он заказал он заказал у талантливого архитектора, который в то время работал над созданием усадьбы для своего друга Эусеби Гуэля. С этого начинается новая история дома Бальо – доставшись Гауди, который отказался разрушать здание и составил план его полной реконструкции – дом навсегда вошел в многочисленные архитектурные альбомы, справочники и учебники во многих странах мира. Результат преображения постройки закрепил в истории и имя его владельца – Жозепа Бальо-и-Касановаса.

Обновленный культурный объект на улице Грасия был выполнен в неповторимом стиле художника внешне, а внутренне представил собой совершенство инженерных решений того времени.

Архитектура Дома

В процессе реконструкции доходного дома Антонио Гауди полностью изменил внешний облик здания. В проект мастера вошли оба фасада сооружения: внешний, выходящий на улицу Пассеч де Грасиа, и внутренний, который облекает собой уютный внутренний дворик.

Внешний фасад является визитной карточкой дома Бальо, именно его уникальное оформление определяет неповторимый облик этой постройки. В глаза бросается отсутствие симметрии, которое часто присуще работам Гауди, а также использование плавных протяжных линий, которые смягчают строгую схему внутренней планировки и перекрытий.

Окна неправильной формы, округлые балконы, раковистая поверхность усыпанных мозаикой стен и бежевые тона камня стали причиной, по которой дом сразу же после завершения работ получил у жителей города свое прозвище – Дом Костей.

Патио, или внутренний двор, выполнен безупречно с инженерной точки зрения. В его конструкции сведены две световые шахты. Это позволяет увеличить естественную освещенность помещений. Использование градиентной цветовой схемы в мозаиках на стенах распределяет свет равномерно между всеми этажами здания. Подобный прием был использован Гауди и при создании Дома Мила.

Отдельной деталью, которая поражает полетом мысли своего творца, является терраса на крыше Дома Бальо. Она напоминает собой спину дракона, который возлегает на груде костей поверженных жертв. Это не свободная метафора – именно такое видение стилистического ансамбля дома было у самого архитектора. Подобные нотки эзотерического или мифического подтекста читаются во многих сооружениях Гауди.

Еще одной деталью внешнего вида знаменитой постройки являются витражи, которые подчеркивают и без того необычные контура окон. Над этим элементом оформления фасада работал знаменитый каталонский мастер Жузеп Пелегри.

Режим работы и цены на билеты

Одна из главных достопримечательностей «Квартала Несогласия» — именно так называют этот район горожане, как раз из-за пестроты и многообразия представленных архитектурных стилей – открыта для посещения туристами весь год. Входной билет стоит 21 евро. За эту довольно внушительную сумму вы получите аудиогид и незабываемую неспешную прогулку внутри бушующего сознания знаменитого архитектора.

Если вы решили посетить это место, не забудьте подняться на крышу – там можно ходить часами, рассматривая все тонкие детали «драконьей чешуи» черепицы и снесенной чуть левее центра башенки. Говорят, она символизирует рукоятку меча Святого Георгия, который поражает змея Бальо-и-Касановаса в задумке Гауди. Пройтись мимо Дома Костей приятно и ночью – профессионально выставленная подсветка подчеркивает все стилистические и инженерные особенности дома.

Выбирая, какой из «семейства Домов Гауди» посетить, будучи в Барселоне, обратите внимание на Дом Бальо. Это зрелище, ради которого только и стоило бы посетить каталонскую столицу.

>Дом Бальо на карте

Архитектурные особенности

Названием Дом с черепами (так иногда называют знаменитый особняк) обязан фасаду.

Внешне здание напоминает скелет с балконами в виде черепов и колоннами, напоминающими кости.

На испанском достопримечательность звучит красивее – Casa Battlo.

Существует и еще одно название — Дом Дракон. Некоторые поклонники таланта Гауди считают, что особняк олицетворяет это мифическое существо.

В постройке почти отсутствуют прямые линии и нет симметрии, но выглядит она гармонично.

Не сомневайтесь, стоит ли идти внутрь: там есть на что посмотреть.

Внутри немало интересных деталей интерьера:

  1. Просторный салон с гофрированным потолком, напоминающим морские волны.
  2. Роскошный кабинет хозяина дома.
  3. Люстра, похожая на солнце.
  4. Внутренний дворик с полом, выложенным разноцветной мозаикой из керамики и стекла.

Подъезд.

Большое впечатление на туристов производят окна, которые получили неправильную форму и напоминают окна сказочного домика.

Кажется, что оконные конструкции сделаны из пластилина, но это обманчивое впечатление: для изготовления использовались прочные камни, добытые на холме Монжуик.

Эти же камни использовались для оформления фасада.

Окна и витражи.

Крыша дома с фасада напоминает хребет дракона.

Изюминкой стали четыре дымохода, напоминающие гигантские грибы, и ступенчатая терраса асотея.

Кроме того, здесь увидите разнообразные предметы декора, выполненные в технике тренкадис.

Гауди стал первым, кто начал применять эту технологию для отделки построек, создавая мозаику из кусочков разноцветной керамики.

Венчает сооружение башенка с крестом, смещенная влево. Это еще одно свидетельство того, что великий изобретатель любил асимметрию.

Крыша дома Дракона.

Стоимость билетов в Дом Бальо в 2018 году

Оплатить вход в Дом Костей можно в кассе или на сайте онлайн. Туристов там много всегда, поэтому лучше заранее позаботьтесь о приобретении билетов.

При покупке онлайн стандартная цена взрослого билета составит 24,5 евро (в кассе – 28,5 евро). Нужен ли Fast Pass, позволяющий пройти без очереди? Обязательно! При покупке билета онлайн включен в стоимость!

Бесплатный вход

Правом бесплатного входа пользуются дети до 7 лет, экскурсоводы с группами, люди, сопровождающие незрячих, школьные учителя с подопечными (на 20 человек 1 учитель). Также без денег пропускают аккредитованных в Барселоне журналистов и членов «Club Super 3».

Посетители, имеющие право на скидку: местные жители, студенты, посетители от 65 лет, дети и молодежь от 7 до 18 лет.

Дополнительные услуги

Casa Battlo в числе первых частных музеев, где позаботились о посетителях с ограниченными возможностями:

  1. Для незрячих — информация, напечатанная по системе Брайля.
  2. Гостям, у которых проблемы со слухом, доступны аудиотексты с описанием музея в напечатанном виде.
  3. Имеется специальный лифт, а персонал всегда готов оказать помощь.

Видеогид:

(Источник — Franco Di Capua).

Не беспокойтесь за сохранность вещей: музей оборудован камерами хранения. Если все же что-то потеряется, обратитесь в бюро находок, где найденные вещи хранятся в течение месяца.

Во время прогулки по музею загляните в магазин. В нем продаются сувениры, которые будут напоминать о Гауди и великолепной Барселоне: книги, открытки, украшения, изделия ручной работы.

Внутренний зал.

Дом Бальо — строительство и реконструкция

Рассказывать о строительстве самого дома, принадлежащего Жозепу Бальо-и-Касановасу практически и нечего. За два года (с 1875 по 1877 годы) рабочими, в рекордно короткие сроки, был возведен самый обычный и ничем непримечательный доходный дом. Предприниматель, обогатившийся на производстве текстиля, решил вложить свои деньги в недвижимость и получать с нее постоянный доход от сдачи квартир в наем. В 1904 году Жозеп Бальо-и-Касановас решил, что дом по проспекту Passeig de Gràcia, 43, не вызывает у него никаких положительных эмоций и просто-таки блекнет рядом с домом Амалье, построенным в модернистском стиле.

Чтобы оставить о себе память, промышленник делает в 1904 году заказ на перестройку дома архитектору Антонио Гауди, уже успевшему прославиться своими работами. К слову, во время получения заказа, Гауди еще трудился над парком Гуэля. Касановас настолько был неудовлетворен внешним видом своего доходного дома и настолько вдохновлен работами Антонио Гауди, что решил полностью снести строение. Однако архитектор, просчитав и продумав все до мелочей, останавливает текстильщика от столь опрометчивого шага и начинает работы по реконструкции готового здания.

Фрагмент фасада здания

Для того чтобы создать свой очередной шедевр, Антонио Гауди полностью меняет фасады дома, однако оставляет исходную структуру строения. Как утверждают специалисты, Дом Бальо — это новый виток в творчестве архитектора и очередное доказательство того, что в его работах кроме дизайна огромное внимание уделяется и рационализму, и расчетам. Всего за два года Антонио Гауди полностью перестраивает два фасада доходного дома Жозепа Бальо-и-Касановаса. Один из них могут увидеть все, кто проезжает или прогуливается по Passeig de Gràcia, а второй фасад виден с внутреннего двора дома, который также был полностью реконструирован для полного соответствия с дизайном Дома Батльо или Дома Костей – кому как нравится.… Для создания удивительного внутреннего двора здания, Гауди смог соединить две, так называемые, световые шахты. И в этой работе просматривается рационализм гениального архитектора: объединение двух световых шахт позволило не только создать удивительный, красивейший внутренний двор, который, к огромному сожалению, так трудно описать словами, но и значительно улучшить вентиляцию в здании, а также добиться хорошего освещения помещений за счет естественного света. Более того, свет во внутреннем дворе распределяется равномерно, Гауди смог добиться такого эффекта благодаря уменьшению размеров окон снизу вверх, и фантастического цвета облицовки: внизу практически белоснежной и, переходящей в нежно голубой, а затем, в ярко лазурный. Здесь вновь необходимо повториться, все это не результат безудержной фантазии, а сочетание стильности и четкого расчета.

Вид на верхние этажи здания и башенку с крестом

«Внутренний двор дома Бальо, построенный Гауди, как нельзя лучше раскрывает современным архитекторам секреты успеха. Многие пытаются в наше время возвести удивительные и причудливые здания, забывая при этом об их практичности. Свой взгляд на окружающий мир, отсутствие шаблонов, а главное при всем этом, рационализм, вот чем отличается от любого другого, пусть и талантливого архитектора, Антонио Гауди!», — сказал в одном из своих интервью один из очень уважаемых и признанных во всем мире архитекторов 21-го века.

Кроме работ над фасадами, Антонио Гауди решил практически полностью перестроить первый этаж и бельэтаж. Как известно, архитектор, являвшийся лучшим другом Уэсеби Гуэля, был талантлив во всем: он не только перестраивает помещения, он создает для них уникальную и стильную мебель, которую в настоящий момент не встретишь в доме. Она, в целях безопасности, хранится в Доме-музее Антонио Гауди, находящимся в Парке Гуэля, войти в который ранее мог абсолютно бесплатно любой гость Барселоны. Кроме этого, архитектор, которому был выделен приличный по тем временам бюджет, достраивает в доме мансарду, подвал и прекрасную ступенчатую террасу крыши, на которую поднимается каждый путешественник, приехавший в каталонский город, чтобы воочию увидеть шедевры Гауди.

Тыльная сторона дома Бальо

Все уникальные в своем роде элементы Дома Бальо, разработанные архитектором, были отданы для создания лучшим мастерам того времени: над витражами работал Жузеп Пелегри, кованые детали выполнены кузнецами Бадия, к слову, к этим двум талантливым братьям, сумевшим получить власть над металлом, Гауди обращался не раз. Интересно то, что все облицовочные детали дома Батльо, Гауди доверил выполнить мастерам из города Манакор, расположенного на всем хорошо известном испанском острове Мальорке. Величайший архитектор, относясь к любому заказу, можно сказать, с любовью, доверял исполнение разработанных им декоративных деталей, предметов мебели только лишь талантливым мастерам, которые понимали его замыслы на интуитивном уровне. Только так могли рождаться настоящие шедевры, которыми должны были восхищаться не только современники Гауди, но и потомки.

Дом Бальо — взгляд со стороны

Первое, что обращает на себя внимание, это расплывчатые, «тягучие линии» всех декоративных элементов и, практически, полное отсутствие симметрии в фасаде здания, выходящего на улицу Пассеч де Грасия. Первое впечатление – дом построен из костей и черепов людей-гигантов. Именно благодаря такому сходству жители Барселоны практически сразу же после сдачи Гауди здания заказчику, прозвали его «Дом Костей». Возле него меркнет даже Дом Амалье, еще ранее построенный архитектором в стилях новой готики и модернизма.

На крыше

Превзойти талант Гауди чрезвычайно сложно, правильнее будет сказать, невозможно. Дело все в том, что для того, чтобы на свет появлялись уникальные здания, необходим не только талант архитектора, но и его собственное видение окружающего мира. Даже если бы в настоящий момент кто-то построил нечто подобное, его бы все равно обвинили в плагиате или же не восприняли всерьез. Гениальных архитекторов, впрочем, как и художников, скульпторов и поэтов не сравнивают, их талантом просто восхищаются.

Окна первого этажа похожи на окна какого-то сказочно домика: все они неправильной формы и кажутся мягкими, «расплывающимися», «пластилиновыми». Естественно, это впечатление обманчиво: все элементы выполнены из прочных камней, над которыми потрудился резчик. Камни, примененные в оформлении фасада, добыты на холме Монжуик.

После того, как турист приходит в себя от великолепия первого этажа здания, взглянув вверх, ему начинается казаться, что Дом Бальо, несмотря на свои небольшие размеры, «уходит в небо». Эта оптическая иллюзия была достигнута Гауди благодаря применению мозаики, состоящей из ломаной плитки разных цветов.

Если внизу она нежно-золотистая, то к верху она становится оранжевой и постепенно переходит в бирюзовую. Крыша Дома Бальо, на первый взгляд, словно взята с совершенно другого строения: из нее будто выпирает позвоночник какого-то доисторического монстра, а сама она усеяна серебристой чешуей. Венчает удивительное здание башенка с крестом. Она расположена не по центру, а смещена в левую сторону (еще одно проявление асимметрии в шедевре Гауди).

Любой гид, который проводит экскурсии по Барселоне, сразу же расскажет, что в своей работе над Домом Бальо или, как его произносят русские туристы Домом Батльо, Антонио Гауди был, как и всегда, символичен. Крыша строения – это жестокий дракон, само строение, напоминающее груду костей и черепа – его жертвы, а та самая маленькая башенка – рукоять меча Святого Георгия, который и победил чудовище. Стоит отметить, что изображения и скульптуры дракона можно довольно часто встретить в шедеврах Гауди, например, Усадьба Гуэль с ее «воротами дракона». Каталонский архитектор всегда в своих работах упоминал фольклор и культуру своей родины, ее верования и легенды. Иногда символичность Гауди – первое, что бросается в глаза, а иногда, она скрыта, и только внимательный человек, знающий историю Каталонии, сможет увидеть то, чем руководствовался архитектор при создании своего творения.

Фрагмент крыши здания

Фасады Дома Бальо, его крыша и внутренний двор – далеко не все, что создал Гауди. Архитектор и, как бы его сейчас назвали, дизайнер, поработал над декорациями внутренних помещений. Каминная комната, лестница и другие помещения выполнены в стиле, который довольно трудно отнести к какому-либо из существующих. Официально считается, что шедевр Антонио Гауди под названием Дом Бальо выполнен в стиле модерн. Однако большинство архитекторов склоняются к тому, что стиль, в котором построены все здания, правильнее было бы назвать «стилем Гауди», настолько он неповторим и уникален в своем роде. Уникален настолько, насколько уникален и сам Антонио Гауди.

Турист, который отправляется в Барселону, чтобы посмотреть на ее многочисленные достопримечательности, естественно не упустит возможность приехать к Дому Бальо. Он описан во всех туристических проспектах по каталонской столице, ведь это одна из ее главных достопримечательностей «Квартала несогласия», которой гордятся все без исключения коренные жители города. К слову, этот район назван «Кварталом несогласия» из-за того, что в нем практически не встретишь однотипных зданий, и каждый дом построен в своем, уникальном стиле. Дом промышленника Бальо одно из таких строений.

Вентиляционные трубы

Довольно часто от каталонцев можно услышать, что Жозепу Бальо-и-Касановасу необычайно повезло. Повезло не потому, что он сумел неплохо заработать на производстве текстиля, а потому, что он доверил реконструкцию своего дома Антонио Гауди. Ведь только благодаря этому архитектору, имя промышленника навсегда останется в памяти не только у испанцев, но и у ценителей мира прекрасного, живущих даже в самых отдаленных уголках нашей огромной планеты.

Рейтинг достопримечательности

Leave a Comment