Донской монастырь на карте

Церковь Михаила Архангела. Усыпальница Голицыных

Первый храм на месте нынешней Архангельской церкви возник ещё в XVIII веке. Был он больничным и посвящённым святому Евфимию Великому. К началу XIX столетия церковь пришла в ветхость, так что встал вопрос, что и братии находиться в примыкающем к ней лазарете опасно. Тогда деньги на его перестройку пожертвовала Анна Александровна Голицына с двумя условиями: церковь переосвятят в честь небесного покровителя её почившего супруга, и впредь она станет семейной усыпальницей.

Сейчас Архангельский храм используется как братский; для простых прихожан он закрыт. Но несколько лет назад, пока шёл ремонт в Большом соборе, ранние воскресные литургии служили именно здесь, и попутно на храм можно было полюбоваться. А посмотреть в нём есть на что.

Во-первых, здесь много надгробий. Надо сказать, Голицыны, да и не только они, нередко не ограничивались установкой в память о почившем простой плиты в полу. Иногда на могилу заказывался горельеф или целая скульптурная композиция.

Удивительно, но мраморные хрупкие памятники относительно благополучно пережили времена советского разорения. Ещё более удивительно, но при всей в целом нехарактерности скульптуры для православных храмов, здесь они никого не смущают. Единственная деталь – мастера XIX века знали, для какого интерьера предназначались статуи, поэтому выполнили их в основном не в греческой, а в римской традиции. Так что все печальные матроны здесь довольно плотно задрапированы. Так и застыли, почти не обращая внимания на происходящее вокруг.

Ещё один – поучительный – момент заключается в том, кто же именно здесь похоронен. Как-то после службы, когда народ из храма разошёлся и полы были хорошо видны, я внимательно рассмотрела цифры, обозначающие годы жизни. Современники Петра (до перестройки евфимиевский храм был усыпальницей Дурново) соседствовали здесь с «золотым веком Екатерины», современники войны 1812 года – с поколением, на которое «печально» взирал Михаил Юрьевич Лермонтов; ближе к выходу начинался серебряный век. В то, что при жизни люди, равно собравшиеся здесь, ссорились и подкалывали друг друга фразами вроде: «А судьи кто?», – верилось как-то с трудом.

Большой Донской собор

Не все знают, но в подклете Большого собора есть ещё один храм – Сретенский.

Сретенский храм. Вид с солеи

Недавно он был восстановлен, теперь ранние воскресные литургии служат и там. Найти вход в это «потайное» место постороннему человеку крайне непросто. Подсказываю – обратите внимание на лестницу, уходящую вниз из левой части соборной галереи.

Внешне Сретенский храм с его белёными стенами кажется ничем не примечательным. Однако в XVIII столетии он был основан как усыпальница грузинских царей. Увы, пожертвованных грузинской знатью икон в богатых окладах теперь здесь нет, а вот надписи незнакомой вязью можно найти до сих пор – даже несмотря на годы, которые в храме жительствовал музей.

Входим в верхний храм. Перешагивая порог, обратите внимание на полы – других таких нет нигде. Чугунные плиты с изображением знака солнца появились в соборе ещё в XVIII столетии. Пару лет назад их подняли и перебрали, снабдив системой отопления (печная, устроенная в храме изначально, восстановлению, к сожалению, не подлежала) – так что пол здесь теперь тёплый.

Посмотрите на росписи. Сюжетные картины, расположенные по стенам в несколько ярусов, иллюстрируют отдельные фрагменты Писания (каждая из них тщательно подписана соответствующей цитатой). Есть сведения, что программа росписи собора была составлена Василием Ивановичем Баженовым. Но среди запечатлённых сюжетов почему-то преобладает Ветхий Завет.

Долгое время я вообще была убеждена, что евангельских сцен в росписях собора нет, пока однажды случайно не увидела их…на западной стене.

Но, конечно же, главное украшение собора – это семиярусный барочный резной иконостас, над которым в своё время трудились мастера Посольского приказа и Оружейной палаты.

Честно говоря, стиль живописи, в которой выполнены большинство здешних икон, требует некоторой привычки. Это не аскетичное и отчасти условное «греческое письмо» Древней Руси, и не реалистичный позднейший классицизм, а самое настоящее барокко!

Видно, что мастера иногда ещё не слишком уверенно чувствуют себя, изображая человеческие фигуры – их ощутимую телесность и не всегда верные пропорции. Иногда заметно, что лики писал мастер, тогда как детали явно доделывали подмастерья.

Троица

Но зато как передано буйство красок, пышная фактура парчовых облачений (особенно это видно в иконах местного чина). Гирлянды фруктов иногда словно бы перетекают с резных деревянных колонн прямо на иконные доски.

Впрочем, чем выше, тем строже становится иконостас. Тем более что венчает его совершенно необычный ряд – Пассия. Такое бывает в барочных храмах.

Увы, верхние ряды здешнего высокого иконостаса не слишком хорошо видно зимой, а потому, пока не наступило тёмное время года – зайдите в Большой собор Донского монастыря и присмотритесь, вот они, эти сюжеты: Христос и стража, Христос у первосвященников, Христос на суде Пилата.

Тем более иконостас недавно отреставрировали, и он теперь виден во всей яркости красок.

Фото: Пресс-служба Донского мужского монастыря

Уникальный иконостас Большого собора Донского монастыря открыт после реставраци​и

Москва, 4 апреля 2011 г.

В конце марта 2011 года, в преддверие праздника Благовещения сняты леса с иконостаса Большого собора Донского монастыря, который предстал перед взорами братии, прихожан и гостей обители во всем своем великолепии.

Реставрация иконостаса стала одним из этапов комплекса реставрационных работ в Большом соборе древней московской обители, в рамках которого также проведено устройство теплых полов и восстановление западного крыльца.

Первый этап работ предусматривал первоочередные и противоаварийные работы, включающие расчистку позолоченной резьбы и укрепление шелушений. Иконы также очистили от копоти и грязи, укрепили их красочный слой. Около трех месяцев специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации (руководитель С.В.Филатов) проводили реставрационные работы по иконостасу.

Напомним, что именно специалисты ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» в 2010 году раскрыли и отреставрировали надвратные иконы на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля.

Уникальный резной семиярусный иконостас создан в XVII веке по указу и на средства русских государей. Сооружение иконостаса началось в июне 1688 года мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты. Работами руководил Карп Иванович Золотарев – живописец, резчик и зодчий, по чертежу и при непосредственном участии которого создан весь иконостас Большого собора.

Карп Золотарев собственноручно выполнил позолоту местного и праздничного чина, а также написал все иконы праздничного чина, а также изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских. Праздничный ряд иконостаса состоит из шести икон, на которых размещены сюжеты двунадесятых годовых праздников.

Напомним, что в прошлом году Донской монастырь и издательство «Индрик» выпустили календарь, в котором впервые были опубликованы репродукции икон праздничного чина иконостаса Большого собора.
Долгие годы иконы второго яруса иконостаса находились под поздними записями XIX века, лишь в 1991 году, к 400-летнему юбилею монастыря была проведена их реставрация, раскрывшая подлинную живопись XVII века, работу одного из самых талантливых художников своего времени– золотописца Карпа Золотарева.

Большой собор Донского монастыря является главным храмом обители. Он построен по обету сестры императора Петра I царевны Екатерины Алексеевны при участии царевны Софьи Алексеевны. Строительство храма началось в 1684 году и продолжалось с перерывами до 1698 года. 21 августа 1698 года он был освящен митрополитом Сарским и Подонским Тихоном.
Стены собора расписаны художником Антонио Клаудо в 1786 году, программа росписей была составлена архитектором В.Баженовым.

В 2010 году в интерьерах Большого собора проведены ремонтно-реставрационные работы. В процессе реставрации были сняты временные дощатые полы и подняты чугунные плиты пола, устроенного на средства купца Кузьмы Замятина в 1752 году. В храме проведено водяное отопление с автоматической системой регулирования температуры пола. Вновь уложены плиты пола и сделан заказ литейному заводу «ЛитВЕСС» на изготовление плит, чтобы восполнить утраты покрытия пола и ступеней солеи.

После завершения работ по устройству теплых полов в центральной части храма, были проведены работы по ремонту нижнего яруса стен. Одновременно с этими работами началась реставрация иконостаса.
Сложные работы по полам потребовали демонтажа пристенных иконостасов и киотов с иконами. После монтажа полов по ним также проведены работы по очистке от пыли и грязи.
В алтаре также проведены работы по напрестольной сени, которую очистили от запыления, которое произошло во время устройства полов.

Важным этапом работ в Большом соборе стало восстановление к престольному празднику – дню Донской иконы Божией Матери, западного крыльца. Специалисты-реставраторы осуществили укрепление конструкции западного крыльца, вычинку кирпичной кладки парапетов и столбов. По проекту реставрации заново выстелены площадки и выполнены новые ступени. Крыльцу были возвращены первоначальные барочные формы XVIII века, выраженные в дугообразном расположении ступеней.

В настоящее время также ведутся работы в подклете Большого собора, где находится Сретенский храм, 300-летие которого будет отмечаться в 2012 году. Храм в честь Сретения Господня, являющийся усыпальницей Имеретинского царя Арчила и его потомков, был освящен 24 сентября 1712 года. Помимо царя Арчила и членов его семьи, в храме похоронены царевичи и князья грузинские, представители других грузинских родов, грузинского и греческого духовенства.

Реставрация Большого собора – часть комплексной программы развития Донского монастыря, разработанной в 2010 году. Концепция реставрации и развития монастыря получила одобрение и благословение священноархимандрита Донского монастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

При ее разработке особое внимание уделялось тому, чтобы уровень и качество проводимых работ, а также квалификация рабочих и реставраторов соответствовали требованиям современной научной реставрации. Действия реставраторов в монастыре согласовывались с Министерством культуры Российской Федерации.

Для консультативного сопровождения реставрационных работ наместником монастыря епископом Ставропольским и Невинномысским Кириллом был организован научно-методический экспертный совет по вопросам реставрации и сохранения объектов культурного наследия «Ансамбль Донского монастыря, XVI-XIX вв.», организационное заседание которого состоялось 24 декабря 2010 года в Донском монастыре. Членами Научно-методического совета стали ведущие специалисты в области охраны культурного наследия, эксперты Министерства культуры Российской Федерации. В первом квартале 2011 года Научно-методический совет монастыря собирался дважды по вопросу реставрации иконостаса и реставрации надгробия архиепископа Амвросия (Бантыш-Каменского), погребенного в Малом соборе Донского монастыря.

Пресс-служба Донского монастыря

Донской монастырь

Монастырь расположен за Земляным городом (исторической местностью внутри несохранившихся крепостных стен), в пределах Камер-Коллежского вала (земляной насыпи с рвом, учреждённой в 1742 году как таможенная граница Москвы), в историческом районе Замосковоречье. Мужской Донской монастырь основан царём Фёдором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Монастырь занял место воинского стана – «гуляй-города», – в походной церкви которого при отражении хана находилась чудотворная икона Донской Богоматери. В 1591–1593 годах на месте походной церкви построен собор в честь Донской иконы Божией Матери (Малый, Старый). В 1677–1679 годах, при царе Фёдоре Алексеевиче, к первоначальному одноглавому квадратному в плане храму пристроили колокольню и трапезную с приделами прп. Сергия Радонежского и вмч. Феодора Стратилата – в память о победах над турецко-крымскими войсками на Украине (Чигиринские походы).

В 1683 году по ходатайству царевны Софьи Алексеевны Донской монастырь получил архимандрию (ранее управлялся игуменом). Царевна часто посещала обитель, последний раз она была здесь за 20 дней до своего свержения, на литургиях по случаю престольного праздника 18 и 19 августа 1689 года.

В 1684 году, в преддверии Крымских походов, по обету царевны Екатерины Алексеевны, единокровной сестры Петра I, при участии царевны Софьи в обители заложили второй (Большой) собор. Почти завершенное строительство было прервано в 1686 году на время Крымских походов и борьбы Петра I с царевной Софьей. Собор освящён в 1698 году также во имя Донской иконы, сопровождавшей русское войско в Крымских походах. Крестообразный в плане, со скругленными рукавами креста, мощный объём собора поднят на двухъярусную арочную галерею и венчается пятью высокими куполами, поставленными по сторонам света. Наличники окон нижнего этажа с разорванными фронтонами типичны для «нарышкинского барокко».

В 1704 году настоятелем монастыря был назначен глава Имеретинской грузинской церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С тех пор обитель приобрела статус центра русско-грузинских связей. В 1712 году царь Имеретии и Кахетии Арчил II устроил в подклетной части Большого собора церковь-усыпальницу во имя Сретения Господня над могилами своих сыновей Александра, Матвея и Давида.

Арчил II Вахтангович Багратиони (1647–1713) приезжал в Россию дважды. Первый раз – при царе Фёдоре Алексеевиче; вскоре возвратился на престол Имеретии. Второй раз – по приглашению Петра I в 1699 году, попросив убежища от персидской и турецкой экспансии. Царь был поэтом, автором поэтического сборника «Арчилиани». В особом послании воспел Полтавскую битву и Петра I. Устроил в подмосковном Всехсвятском первую грузинскую типографию.

Царевичи Александр и Матвей Арчиловичи остались в России после возвращения их отца на престол в 1684 году. Александр (1674 – 1711), пользовавшийся в России титулом князя Имеретинского, стал другом юности Петра I, принимал участие в манёврах петровских «потешных» войск. Женился на дочери Ивана Михайловича Милославского, после её смерти унаследовал Всехсвятское, ставшее центром первой московской грузинской колонии (ныне район Сокол в черте Москвы). В 1697 году царевич Александр в составе Великого посольства отправился в Западную Европу, изучал артиллерийское дело в Гааге. По возвращении назначен «начальником пушкарского дела» в звании генерал-фельдцейхмейстера, с поручением модернизировать русскую артиллерию. В «Нарвской конфузии» 1700 года Александр Арчилович захвачен шведами в числе 79 русских генералов и офицеров и со всей русской артиллерией. Содержался в Стокгольме до 1710 года. Не соглашался на предложенный Карлом XII выкуп ценой 10 тонн золота. Всё это время Петр I сохранял за князем Имеретинским звание генерал-фельдцейхмейстера. Освобождённый после Полтавской победы, Александр Арчилович скончался на пути в Россию в шведском городке Питео (Piteå) и был похоронен в Большом соборе Донского монастыря.

Сюда же царь Арчил II перенёс из Новодевичьего монастыря прах своих сыновей Матвея (1676–1693) и Давида (1682–1688). А в 1713 году в Сретенской церкви был погребён сам царь Арчил. Рядом с ним и его сыновьями покоятся супруга царя Екатерина (Кетеван) Давыдовна, царевна Дарья (Дареджан) Арчиловна, царица Русудан – супруга царя Вахтанга VI, и его сын –грузинский историк и географ царевич Вахушти Багратиони, владетели Мингрелии князья Дадиани и другие представители грузинской царской династии и княжеских родов.

Дарья Арчиловна Багратиони в 1729 году назначила натуральное и денежное вознаграждение иеромонахам монастыря, совершавшим богослужения в Сретенской церкви. Тогда же на её средства храм был расширен, пол выложен чугунными плитами.

В 1686–1711 годах территория монастыря обведена мощной кирпичной стеной с двенадцатью башнями, украшенными резными белокаменными деталями. Ограда с башнями начаты строительством на средства царской казны и завершены на пожертвования вдовы думного дьяка Якова Аверкиевича Кириллова Ирины Симоновны (по второму мужу — Курбатовой). Я. К. Кириллов принял постриг в Донском монастыре и погребён в Малом соборе.

В 1700 году Донскому монастырю – одному из богатейших в России – принадлежало 1510 крестьянских дворов. Архимандрит Иерофей в 1721 году был назначен советником Синода, а монастырь поступил в непосредственное ведение Синода.

В 1713–1714 годах на средства царицы Прасковьи Фёдоровны, вдовы царя Ивана V Алексеевича, и их дочери царевны Екатерины Ивановны на широком гульбище Святых ворот поставлена церковь Тихвинской иконы Божией Матери – замечательный памятник «петровского барокко». Черты «нарышкинского стиля»: лепестковый план, ярус звона над храмом, сложные фронтоны наличников – сочетаются в ней с формами нового века – волютами на гранях и «полуглавиями» (полуциркульными изгибами карнизов). Церковь освятил местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. Кованая ограда гульбища возведена в 1716 году, перестроена в 1734-м на средства императрицы Анны Иоанновны.

Архитектурный ансамбль монастыря хорошо сохранился. В 1730–1753 годах в западной части монастырской ограды сооружены новые ворота с колокольней по проекту архитектором П. А. резини и А. П. Евлашева. В 1745–1750 годах возведены архимандритские покои, братские кельи и хозяйственные сооружения. В 1796–1798 годах построена небольшая церковь прп. Александра Свирского, ставшая усыпальницей графов Зубовых. Позже в монастыре построены: церковь Архангела Михаила с усыпальницей князей Голицыных (1806–1809), церковь свт. Иоанна Златоуста с усыпальницей Первушиных (1888–1891, арх. А. Венсан), церковь прп. Иоанна Лествичника с усыпальницей семьи Терещенко (1896–1897).

Юго-восточную часть монастыря занимает выдающийся по историческому и художественному значению некрополь. Здесь покоятся многие выдающиеся люди – поэты, писатели, архитекторы, учёные, деятели Белого движения, жертвы Красного террора. С юга к монастырю примыкает Новое Донское кладбище.

В 1918 монастырь официально был закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х годов. В 1922–1925 годах в нём содержался под арестом, а после освобождения жил и умер патриарх Тихон (погребён в Малом соборе). В 1929 году закрыты все монастырские храмы. К 1927 году церковь благ. Анны Кашинской и прп. Серафима Саровского на Новом кладбище (1904–1914) переделана под крематорий. Постепенно все постройки бывшего монастыря заняли различные учреждения, при этом здания перестраивались. В 1929–1934 на территории монастыря действовал Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году в бывшем монастыре открыли филиал Музея архитектуры. Сюда были свезены фрагменты разрушенных московских построек – церквей Успения на Покровке, Николы в Столпах, Сухаревой башни, горельефы храма Христа Спасителя, Триумфальной арки и других. В 1946 году в Малом соборе возобновились богослужения.

В 1991 году Донской монастырь – памятник федерального значения – передан Московскому патриархату. Монастырь возобновлён, имеет статус ставропигиального. Современные благотворители на свои средства в 1997 и 2000 годах на месте бывших братских огородов построили церкви свт. Тихона с нижним храмом блг. кн. Вячеслава Чешского (1997), вмч. Георгия Победоносца (2000), блг. кн. Александра Невского (2005). К 2007 году отреставрированы и открыты все храмы Донского монастыря.

Как и новое Донское кладбище, старый некрополь Донского монастыря продолжает формироваться и сегодня: в 2000 году туда перенесён прах писателя И. С. Шмелева († 1950), в 2005 году – останки генерала А. И. Деникина († 1947) и философа И. А. Ильина († 1954) с их супругами. 6 августа 2008 году там похоронен русский писатель и общественный деятель А. И. Солженицын.

Донской монастырь это ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, который находится в Москве. Монастырь основан в 1591 году царём Фёдором Ивановичем на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо. Монастырь известен своими храмами XVI-XIX века и старинным некрополем. О некрополе Донского монастыря будет во второй части, а в первой части история монастыря и фото-экскурсия по монастырю.
Продолжение: Часть 2 — Некрополь Донского монастыря
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 12.2013г.

Донской монастырь был основан богомольным царём Фёдором Ивановичем к югу от Москвы. История обители началась с постройки миниатюрного одноглавного собора Донской Божией Матери (1591—1593 гг.), ныне именуемого Старым, или Малым.
В Смутное время малобратная обитель была разорена польскими войсками и долгое время продолжала пребывать в запустении. По возобновлении царями Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь оказался на пути «царского богомолья». Через него проходили крестные ходы к Саввино-Сторожевскому монастырю.
В конце XVII века на средства царевны Екатерины Алексеевны была предпринята масштабная реконструкция монастыря. В 1698 году был освящён гораздо более крупный по размерам величественный храм, также посвященный Донской иконе (Большой собор).
Весь XVIII век монастырь интенсивно развивался. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713—1714) и колокольня над западными воротами (окончена в 1753 году). В 1745—1750 годах были возведены архимандритские покои. Также возводится здание духовной семинарии, конюшни, и прочие вспомогательные сооружения. В 1780-е гг. стены Большого собора были расписаны фресками итальянца Клаудио.
В 1812 году монастырь был разграблен французами, после изгнания которых восстановлен.
В 1918 году монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х годов.
В 1934 году на территории монастыря был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1930-е годы на сюда были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть скульптурного убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади.
В 1946 г. возобновлены богослужения в Малом соборе, где варилось (и варится по сей день) миро для нужд РПЦ.
В 1964 году монастырь был превращён в филиал Музея архитектуры им. Щусева.
В 1991 году монастырь был передан Московскому Патриархату, а 18 августа был вновь освящён Большой собор.
(история монастыря взята с википедии)
Теперь, узнав историю Донского монастыря, начнем нашу фото-экскурсию.
1. Схема Донского монастыря. Для лучшего понимания на схеме обозначен маршрут фото-экскурсии. Север слева

2. Восточная стена Донского монастыря и круглая северо-восточная башня. Стены Донского монастыря с 12 башнями были возведены в 1686—1711 гг. и по стилю схожи со стенами Новодевичьего монастыря

3. Квадратная башня восточной стены

4. она же

5. Круглая северо-восточная башня

6.

7. Северная стена Донского монастыря

8. Квадратная башня северной стены

9. Северная стена. В центре Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери

10. Северные ворота (1693 г.) Донского монастыря изначально являлись главным входом в обитель. В 1713 — 1714 гг. над воротами была сооружена церковь во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Средства на постройку были пожертвованы царицей Прасковьей.

11.

12. Северная стена

13. Северо-западная круглая угловая башня

14. Западная стена

15. Духовная семинария (белое здание) и западные ворота с колокольней и надвратной церковью праведных Захарии и Елисаветы

16.

17. Колокольня и надвратная церковь праведных Захарии и Елисаветы (1730-53 гг.)

18. Западная стена

19. Западная стена и юго-западная угловая башня

20. Вывеска у западного входа в Донской монастырь

21. Ворота

22. Роспись западного входа

23.

24. Сразу справа за воротами — часовенка

25. В центре монастыря возвышается Большой («Новый») собор Донской иконы Божией Матери. Собор заложила в 1684 г. царевна Софья, а продолжил строительство Пётр I. Среди вкладчиков монастыря — боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты — Богдан Матвеевич Хитрово, а также родственники Степана Разина, которые внесли в список людей, за которых следует молиться, Степана и Фрола Разиных, преданных анафеме.

26. Справа от входа в монастырь находится братский корпус

26. Большой («Новый») собор Донской иконы Божией Матери

27. Справа от Большого собора расположен Малый («старый») собор Донской иконы Божией Матери.
Построен в 1591-1593гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. По одним свидетельствам, заказчиком собора был царь Федор Иоаннович, по другим – Борис Годунов. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. В 1679г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В 1748г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В 1948-1950гг. проводилась реставрация древнего собора. Раз в несколько лет в соборе варят миро для всех русских приходов

28. Водосвятная часовня

29. Больничная церковь Михаила Архангела (усыпальница кн. Голицыных). Построена в 1714-1809 (перестраивалась в 1806-09 гг. — под руководством, вероятно, архитектора И. В. Еготова). До 1990 г. в ней располагалась экспозиция монументальной скульптуры Музея архитектуры, представлявшая работы Ф. Г. Гордеева, И. П. Мартоса, С. С. Пименова и других выдающихся русских и европейских ваятелей.

30. Пролом в стене (если мне не изменяет память — это квадратная башня южной стены)

31. там же

32. Пристройка к больничному корпусу (со строны монастырской стены)

33. Двигаемся дадьше вдоль монастырской стены против часовой стрелки. Малый («старый») собор Донской иконы Божией Матери, за ним виднеется Большой собор

34.

35. Квадратная башня южной стены

36.

37. Круглая угловая юго-восточная башня

38. Квадратная башня восточной стены и угловая юго-восточная башня

39. Здесь, по центру восточной стены Донского монастыря, выставлены горельефы с фасада оригинального храма Христа Спасителя

40. «Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями», скульптор А.В.Логановский

41. «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 г.», скульптор А.В.Логановский

42. «Мириам, воспевающая победу своего народа над врагами», скульптор А.В.Логановский

43. «Встреча Давида, победившего Голиафа», скульптор А.В.Логановский

44. «Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями», скульптор А.В.Логановский

45. Слева от горельефов ещеодна квадратная башня и круглая северо-восточная башня

46. Оградой огорожено место старого Донского кладбища

47. Церковь Иоанна Лествичника (усыпальница Терещенко) (на переднем плане), церковь Александра Свирского (желтое круглое здание) (1796-1798 гг.) и Большой («Новый») собор Донской иконы Божией Матери на заднем плане

48. Церковь Иоанна Лествичника (усыпальница Терещенко) построена в 1896–1897 гг. на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для его семьи, а в 1898 г. переоборудована в церковь

49. Архимандридские покои

50. За основной территорией монастыря хранятся еще горельефы с оригинального храма Христа Спасителя (по пояснениям в комментариях — это первый вариант медальонов с новодела, сейчас на их месте бронзовые)

Продолжение: Часть 2 — Некрополь Донского монастыря
Ещё монастыри:
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь, Болхов
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, г. Истра
Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород
Спасо-Бородинский женский монастырь
Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь
Николо-Угрешский монастырь, Дзержинский
Успения Пресвятой Богородицы Шаровкин монастырь, Калужская обл.
Донской монастырь, Москва
Достопримечательности на интерактивной карте…

В 1591 году на месте нынешней обители находился «обоз» – военный лагерь русских войск, готовившихся к обороне Москвы от крымского хана Казы-Гирея. Стремительная победа над ним была воспринята как чудо. В лагере находилась Донская икона Божией Матери, и именно в ее честь и в память о победе над крымцами в 1593 году был создан монастырь. В Смутное время обитель была разграблена и пришла в упадок, в конце XVII века возродилась и в целом приобрела нынешний облик.

Первый собор Донской иконы Божией Матери был построен в 1593 г. Его конфигурация в виде одноглавого куба с алтарными апсидами и горкой кокошников в дальнейшем стала образцом для храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных построек. Предположительно автором проекта был Федор Конь – создатель стен Белого города в Москве и укреплений Смоленского кремля. В 1679 г. к собору была пристроена трапезная и шатровая колокольня.

В 1684–98 годах по обету сестры Петра I, царевны Екатерины Алексеевны, возведен второй собор, тоже Донской иконы Божией Матери, получивший название Большого. Поставленный на высоком подклете, он создан четырехлепестковым в плане, причем каждый выступ увенчан своей главой. Это редкий для Москвы случай, когда главы собора расставлены по сторонам света. Полностью сохранилось убранство: восьмиярусный иконостас, созданный мастерами Оружейной палаты, и росписи кисти Клаудио. Тогда же на пожертвования семьи Кирилловых создана каменная ограда с двенадцатью башнями.

Над северными вратами в 1713–14 годах вдовой царя Ивана V возведена Тихвинская церковь, над западными в 1750–53 годах – колокольня с церковью святых Захария и Елисаветы, в юго-западной части построена больница и другие здания. Позже создавались фамильные церкви-усыпальницы: князья Голицыны в 1809 году построили при больнице храм Архангела Михаила, над могилами Зубовых в 1796–98 годах появилась церковь-ротонда во имя Александра Свирского, в 1888–1891 годах в псевдовизантийском стиле возведена церковь Иоанна Златоуста с усыпальницей Первушиных, в 1898 генерал-майор Терещенко создал фамильную церковь Иоанна Лествичника.

В 1920-х в монастыре продолжались богослужения, но отдельные здания передавались под советские учреждения и жилье. В 1922–25 годах здесь содержался патриарх Тихон. В 1934 году вся территория перешла в ведение Музея архитектуры. Это позволило сохранить уникальный ансамбль и создать на его основе архитектурный заповедник. Вдоль его северной и восточной стен разместили фрагменты разрушенных в 1920-30-х годах памятников: часть мраморных горельефов Храма Христа Спасителя, оконные наличники Сухаревой башни, портал церкви Успения на Покровке, окно из затопленного Калязинского монастыря на Волге и т.д.

Кладбище Донского монастыря оказалось единственным монастырским некрополем Москвы, не уничтоженным после революции. Сюда свозили некоторые надгробия из других храмов и монастырей. С 1946 года действовал только Малый собор. В Большом была музейная экспозиция, малые церкви приспособили под библиотеку, архив и фондохранилища. Церковь Иоанна Златоуста при этом полностью утратила интерьер.

Возрождение монастыря началось с 1991 года, вскоре после его открытия обретены мощи патриарха Тихона. Богослужения проводятся постоянно в Большом соборе, остальные церкви открыты нерегулярно. На месте бывших братских огородов построено две новых небольших церкви: в честь патриарха Тихона и во имя Георгия Победоносца.

В 2014-2016 гг. была проведена реставрация малого собора. Реставраторы заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм. Проведена реставрация металлического креста середины XVIII века с прорезными деталями, а также крестов на колокольне и главах приделов. Фасады были окрашены в цвет, обнаруженный при натурном обследовании. Самой важной и сложной частью реставрации стало воссоздание растесанных окон XVI века.

Жюри конкурса «Московская реставрация-2016» по достоинству оценило проделанную работу, монастырь стал лауреатом сразу двух номинаций.

Leave a Comment