Дворец меншикова в Петербурге

Общее описание

В свое время личная резиденции Александра Меншикова, известная как Меншиковский дворец, была одной из самых пышных и больших построек, роскошью и размахом превосходя даже императорский дворец.

Имеющий типичные для барокко и классицизма черты, он строился по проекту Франческо Фонтана и под руководством Готфрида Иоанна Шеделя в соответствии с передовыми для того времени тенденциями европейского зодчества.

Возведенный на Васильевском острове и обращенный фасадом к Неве, дворец стал первым каменным строением в Северной столице. Сегодня это крупнейший из жилых домов петровской эпохи, уцелевших до наших дней. На протяжении трехвековой истории внешний облик постройки претерпевал изменения, использовалась она для самых разных нужд. С 1981 года в этом здании размещается музей русской художественной культуры, являющийся филиалом Эрмитажа.

История

Строительство усадьбы Меншикова, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, началось в 1710 году на пожалованном князю за заслуги Васильевском острове. Деревянный дом (Посольский дворец) был завершен в том же году, а возведение и отделка каменного дворца растянулись более чем на 10 лет. Основная часть проекта была разработана и реализована итальянским архитектором Фонтана, а после его отъезда в 1713 году расширением дворца и отделочными работами руководил Шедель.

В 1714 году князь Меншиков вселился с семьей в трехэтажный каменный дворец, где располагались его покои, а также покои его жены Дарьи Михайловны, ее сестры Варвары; ряд помещений занимали слуги.

В цоколе и на первом этаже были служебные помещения, некоторые палаты и кабинеты предназначались для проведения официальных мероприятий. В западном флигеле на правах будущего зятя Меншикова некоторое время жил наследник престола Петр II, которому в том момент было всего 12. Во внутреннем дворе и вестибюле резиденции было собрано немало произведений искусства, внутренние покои богато декорировали керамическими изразцами, ореховым деревом.


Гигантская головоломка для взрослых и детей — чудо-парк «Галилео» в Новосибирске .

Множество позитивных эмоций вам подарит «Ройял Парк» в Новосибирске http://samsebeturist.net/rossiya/novosibirsk/royal-park.html

Строительство дворца постепенно продолжалось, к 1727 году был заложен фундамент восточного крыла, а построили его лишь через сорок с лишним лет. После ссылки князя, сопровождавшейся конфискацией всего имущества, роскошная усадьба стала достоянием государства и постепенно утратила свое величие и пышность.

Обветшавшая деревянная Воскресенская церковь была снесена, в конце 50-х на ее месте обустроили манеж для верховой езды, огромный парк был частично вырублен, и периодически он использовался как плац; не сохранился и деревянный Посольский дворец, бывший центром культурной жизни Петербурга.

А каменный дворец Меншикова из личной резиденции превратился в административное здание и в разные эпохи использовался по-разному.

  • В 1727–1731 гг здесь размещались канцелярии разных ведомств.
  • С 1731 г. здание дворца использовали для нужд нового учебного заведения – Шляхетского кадетского корпуса. Была выполнена двухэтажная пристройка к западному флигелю, а главному фасаду придали более скромный вид: из вестибюля убрали мраморные статуи. Восточный флигель построили в 1768–69 гг.
  • В конце XIX века в бывшем дворце разместили Совет Главного управления военно-учебных заведений, часть здания отвели под музей кадетского корпуса, действовавший здесь до 1924 г. Тогда же начался первый этап реставрационных работ.
  • В годы советской власти дворец неоднократно менял свое предназначение, дольше всего он служил зданием военно-политического училища.
  • В 1966–81 годах по инициативе Гессена в Меншиковском дворце развернулись реставрационные работы, а здание передали Государственному Эрмитажу. После реставрации здесь разместили музейную экспозицию, отражающую историю русской культуры петровской эпохи.

Где расположен дворец

Меншиковский дворец находится напротив Адмиралтейства, над Большой Невой; его адрес – Университетская набережная, 15. От Дворцового моста его отделяет около полукилометра. Добраться сюда можно разными путями.

  • Ближайшей станцией метро является «Василеостровская». От нее к набережной Большой Невы ведет пешеходная улица 6-я линия, а на набережной нужно повернуть налево и двигаться к Румянцевскому саду. Дорога займет около четверти часа.
  • Также от метро к Университетской набережной ходят автобусы № 6 и 24 по Среднему проспекту и Кадетской линии, ехать нужно три остановки и пройти пешком 200 метров до дворца.
  • От стрелки Васильевского острова до дворца можно добраться пешком или на автомобиле, двигаясь по Биржевому проезду к Биржевой площади, от нее вправо, к Университетской набережной, и дальше прямо до 15 дома; вся дорога составляет меньше километра.
  • В 260 м от дворца на Университетской набережной находится причал аквабуса.

Обзор дворца

На массивные колонны крыльца опирается балкон, по бокам возвышаются башенки с куполами. От главного входа во дворец, именовавшийся при Меншикове Большие сени (Вестибюль), можно подняться на второй этаж по парадной дубовой лестнице, выдержанной в стиле петровского барокко. Здесь когда-то находились личные княжеские покои и Ассамблейный (Большой) зал, неоднократно перестраивавшийся. Но пилястры, лепнина, позолота и некоторые другие элементы его первоначальной отделки сохранились либо были отреставрированы.

Среди наиболее примечательных помещений Меншиковского дворца:

  • Варварин покой с оригинальным интерьером, изразцами и гобеленами, изображающими сюжетные сценки, роскошной кроватью под балдахином;
  • Ореховый кабинет с богатой деревянной мебелью и декорированными ореховым деревом стенами, с инкрустацией из бронзы и черепахового панциря, расписным плафоном на потолке, изображающим воина-победителя;
  • Морской кабинет, облицованный плиткой в бело-голубых тонах, где хранятся навигационные приборы;
  • Китайский кабинет, оформленный в соответствии с модой того времени в китайском стиле, с вазами, статуэтками, панно на стенах;
  • Красный кабинет, стены которого обшиты деревянными панелями и обиты узорчатой красной тканью; здесь экспонируются картины, статуи.

В музее собраны образцы оружия, астрономические приборы, изделия прикладного искусства, скульптуры и картины, в частности портрет Петра І. Он представляет собой экспозицию дворянского быта петровских времен, многие экспонаты принадлежали богатым дворянским семьям, в том числе семье самого Меншикова.

Интересные факты, особенности дворца

  • Петр, в отличие от своего фаворита, не имел собственной парадной резиденции, поэтому его ассамблеи проводились в Большом зале Меншиковского дворца.
  • Усадьба Меншикова включала в себя ряд деревянных построек: Посольский дворец, двухэтажные палаты, предназначавшиеся для проживания секретаря князя, Воскресенскую церковь, а также кузню, пекарню, медоварню, бани. Из всего комплекса до наших дней сохранился только каменный дворец.
  • Лоджия, опирающаяся на портик, предназначалась для оркестра, встречавшего гостей, которые прибывали по реке. Лодки могли причаливать прямо к парадному входу. От Невы к дворцу был отведен канал, соединявший реку с выкопанным возле парадного входа прудом.
  • Меншиков содержал собственный гвардейский полк, гвардейцы несли караул в Кордегардии – помещении возле Вестибюля. Сейчас оно отреставрировано, воспроизведен прежний лаконичный интерьер.
  • В стенах дворца действовало несколько кухонь, обслуживающих семью светлейшего и его многочисленную прислугу. Сегодня частью музейного комплекса является поварня с печами, посудой и прочей утварью.
  • Многие помещения дворца были полностью облицованы голландской керамической плиткой, в то время как в самой Голландии она из-за дороговизны использовалась только для вставок.
  • До того как дворец передали кадетскому корпусу, его фасад был более пышным, его венчала высокая кровля красно-белой шахматной расцветки с аттиком, украшенным статуями шести античных богов.
  • Колонны крыльца изготовлены из дерева, но имитируют камень, действовавшая при Меншикове деревянная пристань тоже была раскрашена под кирпич.
  • Планировка дворца соответствует архитектурным тенденциям первой трети XVIII века, отличается строгой симметрией и анфиладным принципом расположения помещений.
  • Центральный корпус здания изначально был четырехэтажным, но цокольный этаж дворца, где размещались кладовые и погреба, сегодня скрыт от глаз трехвековыми наслоениями, надстройками, фактически он ушел в землю на 2 метра.
  • В эпоху Кадетского корпуса бывший Ассамблейный зал использовался как церковь, в него были перенесены фрагменты Воскресенской церкви – алтарь и иконостас.
  • Дворец Меншикова А. Д. внесен в реестр Объектов культурного наследия РФ под кодом 7810176001.


Функции и обязанности посольства Латвии в Москве .

Текущие дипломатические отношения между Чехией и РФ http://samsebeturist.net/rossiya/moskva/posolstvo-chehii-v-moskve.html

Контактную информацию посольства Танджикистана вы можете узнать

Как попасть в музей

Музей открыт для посещений ежедневно, кроме понедельника, с 10.30 до 18.00, а по воскресеньям до 17.00. Приобрести билеты можно в кассе, но она прекращает работу за полтора часа (по воскресеньям за час) до закрытия самого музея. Относительно организации групповых экскурсий необходимо оставлять предварительные заявки, сделать это можно по телефону (812) 323-48-00.

На официальном сайте Государственного Эрмитажа указано, что стоимость билета в экспозиционный комплекс «Дворец Меншикова» составляет 300 руб., можно также приобрести однодневный единый билет на посещение всех музейных комплексов Эрмитажа за 600 руб.

Продаются такие билеты в кассе Главного музейного комплекса Эрмитажа (Дворцовая пл., 2) и в кассе самого Меншиковского дворца. На сайте https://www.hermitageshop.ru/tickets/ можно купить электронный билет, дающий право на посещение всех музейных комплексов Эрмитажа и действительный на протяжении двух дней; его стоимость составляет 1 000 руб.

Ежемесячно в первый четверг вход для всех категорий индивидуальных посетителей свободный, но сначала нужно получить в кассе бесплатный билет. В другие дни без оплаты посещать музей могут дети, студенты, школьники с любым гражданством, пенсионеры и курсанты военных училищ РФ.

В музей нельзя входить с животными, крупным багажом, в верхней одежде, проносить жидкости, курить, есть и вести фотосъемку со вспышкой в залах.

Дворец Меншикова на Васильевском острове

Другие названия: Меншиковский дворец.

Адрес: Университетская наб., дом 15

Годы постройки: 1710 — 1714

Архитекторы: Д. Трезини, Фонтана Д. М., Шедель Г. И.

Стиль: Петровское барокко

История создания Меншиковского дворца

На одном из самых больших островов Санкт-Петербурга, Васильевском, великий царь России Петр Первый мечтал устроить центр будущей столицы – города Санкт-Петербурга. И подарил этот остров своему ближнику, первому генерал-губернатору города – Александру Даниловичу Меншикову. В 1710 году (после взятия русскими войсками Выборга) в городе Санкт-Петербурге начинается каменное строительство. Светлейший князь начинает обустраивать свое имение, создав, по словам французского путешественника O. де ла Мотрэ, «маленький, но блестящий город из нескольких кирпичных и деревянных построек, которые он возвел», а также роскошного сада простиравшегося от дворца Меншикова до самого берега Малой Невы. Основными зданиями имения становятся каменные палаты и деревянные хоромы, в 1711 году заканчивается первый этап строительства и Александр Данилович празднует новоселье.

Каменный дворец (единственное строение, сохранившееся до настоящего времени) был назван де ла Мотрэ «главным украшением этого острова». Согласно его описанию, «залы между апартаментами, передние, комнаты, галереи расположены превосходно, все здесь просторно и пропорционально, обстановка исключительно изысканная».

Именно в этом дворце обычно отмечали победы русской армии и флота, здесь частенько бывал у своего сподвижника царь Петр I (во дворце до сих пор можно увидеть токарный станок, на котором он работал), здесь принимали иностранных послов.

Однако после смерти императора, в 1727 году, Меншиков был отправлен в ссылку и навсегда покинул дворец, который (как и прочее его имущество) был конфискован в казну.

Первый кадетский корпус

После ссылки светлейшего князя во дворце указом императрицы Анны Иоанновны 17 февраля 1732 года открывают Шляхетный кадетский корпус (затем переименованный в Сухопутный кадетский корпус, а затем в Первый кадетский корпус), который Екатерина Вторая назовет «рассадником великих людей»: здесь учились П.А. Румянцев-Задунайский, А.П. Сумароков, А.В. Суворов.

Реставрация дворца

В 1950-1970-е годы здание дворца превратилось в музей, были отреставрированы и воссозданы его интерьеры, среди которых чудом сохранились уникальные интерьеры петровских времен: четыре комнаты, полностью отделанные голландской плиткой, и ореховая комната (аналоги этих интерьеров в мире неизвестны). В 1981 году во дворце была открыта экспозиция Эрмитажа, посвященная русской культуре 18 века.

Интерьеры

На первом этаже дворца находились в основном служебные помещения, здесь можно увидеть поварню, где на огромной плите готовились кушанья; кордегардия, в которой находилась личная гвардия светлейшего князя (разрешение содержать персональную гвардию за свой счет он получил от Петра Первого в 1703 году за взятие на шлюпках двух шведских кораблей); токарня, где можно увидеть станок, принадлежавший Петру Первому; сводчатое помещение для матросов и гребцов, в котором Красный угол занимает икона с изображением Св. Николая Чудотворца – покровителя моряков.

Лишь одно помещение первого этажа являлось парадным: Большая палата, стены которой были затянуты шпалерами, украшали её предметы, привезенные из Европы: как и его покровитель, Меншиков коллекционировал предметы искусства, так, здесь можно увидеть статуи начала нашей эры и шутку итальянского скульптора 17 века: «Ногу колосса».

На второй этаж ведет от парадного входа дубовая двухмаршевая лестница, архитектурное решение которой сохраняется с 1716 года украшенная колоннами коринфского ордера, в кваных решетках второго этажа можно видеть переплетение вензелей хозяина дворца Александра Менщикова (АМ) и русского императора Петра Первого (ПП).

Комнаты второго этажа являются парадными покоями хозяев. Женская и мужская половины дворца соединяются в центре Большим залом, где играла музыка, праздновались дни рождения и именины, собирались гости, здесь светлейший князь с необыкновенной роскошью принимал жениха старшей дочери Петра Анны — герцога Голштинского.

Интересные факты

Дубовая парадная лестница сохранилась во дворце со времен Меншикова: она помнит, как по ней поднимались Петр Великий и его супруга Екатерина Первая, выдающиеся военные и политические деятели начала 18 века. В бытность кадетского корпуса ступени были перевернуты и потому они стоптаны с обеих сторон, сегодня лестница обычно закрыта для прохода: её берегут как историческое достояние, посетители же поднимаются по узкой лестнице, которая была служебной.

Фотографии Меншиковского дворца

История создания Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге

Первый российский император Петр I, сам не ценивший роскоши и особого комфорта в бытовой жизни, в силу своей щедрости отвел своему другу, первому губернатору Петербурга, Александру Даниловичу Меншикову резиденцию на Васильевском острове. Здесь в 1710-1714 гг. с участием зарубежных архитекторов Г. Фонтана, Г. Шеделя и других знаменитых мастеров велось строительство дворца. Западноевропейские зодчие разработали облик дворца, но его строительством занимались русские умельцы – каменщики, столяры и художники. Уникальность здания в том, что оно использовалось и как служебное и как жилое помещение. В стиле строения видны как исконно русские черты, так и новые решения. В строительстве использовались новейшие достижения в области росписи и укладки камня. Скульптуры, украшающие помещения, выполнены в античном и итальянском стиле. Комнаты отделаны мрамором. К 1721 году Меншиковский дворец стал центром культурной жизни города. В нем были представлены ценные коллекции живописи и скульптуры, книги и монеты. Во дворце, который часто называли Посольским домом, проходили пышные приемы, праздники. Поэтому внутренняя отделка дворца была великолепна.

Напротив парадного входа у Невы была пристань, к которой причаливали небольшие судна.

В 1727 г. губернатора Меншикова сняли с должности и отправили в изгнание. После ссылки царского фаворита в Сибирь, дворец горел. Знаменитый регулярный парк с оранжереей и цветниками, фонтанами и статуями был заброшен и погиб. Все имущество князя было изъято. Строение передается Первому кадетскому корпусу и перестраивается для нужд училища. В этом учебном заведении учились Суворов, Задунайский и другие знаменитые личности. С 1880 г. здание становится музеем Первого кадетского корпуса.

С 1956 года в нем проводились реставрационные работы. Они осложнялись тем, что здание многократно перестраивалось. Кроме того, уровень высокого крыльца из-за надстроек набережной и мостовой сильно опустился за три столетия. Цвет здания изменился с темно-красного до желтой охры. Благодаря большой работе реставраторов здание было восстановлено в первоначальном виде.

В 1981 году Меншиковский дворец был передан музею Эрмитаж. И стал открыт для посетителей.

Наружное убранство и интерьеры Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге

Дворец построен в четком и парадном стиле раннего петровского барокко. Это было первое каменное здание такого размера в Северной столице.

Главным входом в Меншиковский дворец служили Большие сени, где хранились приобретённые князем античные статуи, многие из которых позже были установлены в Летнем саду.

К Большим сеням с восточной стороны примыкает Кардегардия. Это помещение служило для почётной охраны, ожидания приёма высокими военными гостями. С западной стороны к сеням примыкал зал, называемый Большими палатами. До окончания строительства здесь проводились большие приемы. Зал был пышно украшен шпалерами итальянской работы XVII века и коврами. В нем стояла мебель из ценных материалов.

По дубовой лестнице можно подняться в княжеские покои. В Ассамблейном — Большом зале, проходили знаменитые ассамблеи Петра I, отмечались знаменательные даты, праздновались военные победы.

Восточная анфилада представлена конторкой для дежурных секретарей и обер-секретарей, где писались деловые бумаги. Далее расположены комнаты с изразцовой отделкой. Здесь мы видим уникальные интерьеры, не имеющие аналогов в Европе — белая голландская плитка покрывает стены и потолки нескольких комнат. В то время в самой Голландии такой плиткой покрывались только вставки и панели. Главное место в восточной анфиладе принадлежит прихожей. Для Меншикова она была приёмной, столовой и кабинетом. Здесь мы видим часы и овальный стол, а также портрет Меншикова, один из немногих сохранившихся портретов князя. В кабинете — живописный плафон с военными сюжетами. Образ воина-победителя напоминает нам Петра I.

В центральном вестибюле – фигура бога солнца Аполлона римской работы II века нашей эры, привезенной, скорее всего, из Греции, и другие античные статуи.

Можно увидеть редкие предметы прикладного искусства и образцы оружия, астрономические инструменты и коллекцию живописи. Привлекателен так называемый Ореховый кабинет, отделанный редкими сортами дерева и аппликацией из бронзы и черепахового панциря. Он служил парадным кабинетом для приема особо важных гостей. Князь любил играть в шахматы и здесь находится уникальный шахматный столик с янтарными фигурами. Петр I любил сидеть в кресле и играть в шахматы.

К реликвиям музея относятся и портрет императора, а также зеркало в янтарной рамке, подаренное Петру королем Пруссии в 1709 году.

В наши дни Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге является филиалом Государственного Эрмитажа и представляет нам историю русской культуры первой трети восемнадцатого столетия, атмосферу петровского времени.

История

Предыстория

В результате Северной войны, к России были присоединены новые земли на побережье Финского залива и в устье Невы, одиннадцатая часть которых была отдана сподвижнику Петра Великого и талантливому полководцу Северной войны Александру Меншикову. Среди них числились территория городской усадьбы, а также загородной резиденции.

  • Александр Данилович Меншиков — основатель и первый хозяин дворца

  • Генеральный план Петербурга, 1730 год

Петровское время

Усадьба Меншикова и посольский дворец по соседству — гравюра А.Зубова, 1715 Вид на Меншиковский дворец со стороны Адмиралтейской набережной

Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским.

Кадетский корпус

В 1727 году князь Меншиков был обвинён в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну.

В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии).

Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центрального аттика со скульптурами — лучковый фронтон. В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века участвовали Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.

Современность

Первая научная реставрация здания прошла ещё в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена. Тем не менее, реставрационные работы в Меншиковском дворце ещё продолжаются, хотя сделано уже очень много. Особое внимание в интерьерах дворца обращают на себя: Ореховая — кабинет с облицовкой стен из ореха, великолепная анфилада парадных комнат, Большая палата со шпалерами XVII века и предметами декоративно-прикладного искусства.

В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище им. Энгельса. В 1966 году было принято решение придать зданию первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени. До нашего времени от Меншиковской усадьбы сохранился только дворец.

Внутреннее устройство дворца

Концепция

дверь, найденная замурованной в стене Меншиковского дворца

Несмотря на обязательные европейские заимствования в интерьере Меншиковского дворца достаточно исконно русских деталей. Само его устройство (погреба на цокольном этаже, «детская территория» с отличным от остального дворца декором) говорит об интуитивном соблюдении и переосмыслении мастерами русских традиций. Реставраторы мудро решили не переиначивать исторические варианты отделки, наложенные один на другой и местами под воздействием времени обнажившиеся до первого слоя. Архаичные художественные элементы словно подчиняют сооружение самобытным русским законам. Делают его Меншиковским дворцом, а не отголоском европейских архитектурных мод.

Цокольный и первый этажи

Поварня

Сегодня для всеобщего обозрения представлены далеко не все комнаты Меншиковского дворца. Кирпичный свод цокольного этажа смыкается над служебными помещениями, между тем во времена Меншикова здесь располагалась необъятная винотека Светлейшего. Вина и пиво, подававшиеся на стол при каждой трапезе, хранились в девяти погребах, отдельно русские и заграничные. Также имелись овощные погреба. На цокольном этаже видны несущие конструкции одного из первых каменных зданий города-на-болотах.

Этажом выше располагались три кухни. На месте современной экспозиции — в двух шагах от жилых помещений — точно была не основная из трех. Здесь разогревали и украшали уже готовые блюда. В Поварне представлена коллекция посуды из глины, дерева и металлов и реконструированная кирпичная плита — новинка петровской эпохи.

Изразцовые интерьеры

Варварин покой

Меншиковский дворец одним из первых в Петербурге «вобрал» в себя появившуюся во Франции моду на изразцовые интерьеры. Бело-синяя расписная керамическая плитка задавала тон восточной части дворца, где во флигеле, находились детские. Светлейший князь велел выписать голландскую плитку в количестве 50 000 штук на «убранство палат». Изразцовый вопрос решало и отечественное производство: в 1719 году на кирпичном заводе в Стрельне приступили к работе обученные в Голландии русские художники.

Сейчас в общей сложности 27810 изразцов украшают стены четырех комнат: Варварин покой, Кабинет из прихожей, Спальня Меншикова и Предспальня (прихожая). Керамические изображения делятся на восемь смысловых групп и имеют только художественное, но и прикладное значение.

Варварин покой принадлежал свояченице Меншикова, бессменной воспитательнице и няне для детей своей сестры: Александра, Александры и Марии. В этой комнате сразу обращает на себя внимание кровать с балдахином из камня и темного дерева. Считалось полезным спать полусидя, поэтому вместо подушки использовали валик, а само ложе делали немногим больше человеческого роста. На прикроватной стене висит гобелен приглушенно зеленого оттенка. Светлой и стройной комната кажется благодаря изразцовой отделке.

На глянцево-эмалевую поверхность плитки художник наносил общеизвестные, преимущественно библейские, сюжеты. Варвара Михайловна, читая или рассказывая что-то воспитанникам, могла проиллюстрировать свои слова, указав на соответствующий рисунок.

Ореховый кабинет. Плафонная живопись, неоднозначное авторство

Убранство Орехового кабинета

Ореховый кабинет — просторная светская комната, украшенная панно из орехового дерева — сохранил таинство декоративных росписей петровского времени. Его плафон расписывали несколько раз. Первый и второй слои — темперно-масляная техника по штукатурке и гризайль, тоновая живопись.

Самый ранний относят к 1711—1712 году. В центре композиции, на фоне черного с багровыми засветами неба — подобная Марсу фигура воина. В его лице можно усмотреть черты императора Петра. Держа в одной руке щит, воин победно замахивается мечом, окруженный атрибутами сражения: ядра, пушки, полковые знамена, барабан, трубы, пороховые бочки. Все это создает скорее былинный, нежели мифологический, ореол, исполненный воинской романтики. Автор росписи неизвестен.

Патетика произведения заставляет искать истоки образа в древнерусском искусстве: бога Марса представляли агрессивным, а лицо воина выглядит усталым. Несмотря на римскую божественнную «униформу», изображение воина сравнимо с архангелом Михаилом в настенных росписях Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве и в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры

Второй слой плафонной росписи, как и первый, исполнен в ярких крикливых красках: красный, желтый, голубой. Крупный орнамент из цветочных гирлянд, амуров и лихо закрученных вензелей датируют 1715—1716 годом. Архивные документы называют те же имена художников, что и в первом случае: Адольские, А. Захаров. Но автор росписи, руководитель работ неизвестен.

Третий, постоянный слой, был создан Филиппом Пильманом ближе к концу правления Петра, большинство источников называют 1717-18 годы. Это классическая орнаментальная роспись, выполненная лионским художником-декоратором в n-ном поколении. Цвета становятся благороднее: кораллово-красный, оливковый темно-зеленый, а мотивы — геометрически выверенными. Ныне плафон, расписанный Пильманом, хранится в Эрмитаже. А мы видим на потолке Ореховой комнаты фрагменты живописи на подрамнике авторства Пильмана, и роспись «наподобие» на самом плафоне времен реставрации 1960-х годов.

Библиографические отсылки

Изображение воина на плафоне Орехового кабинета

Внизу по центру композиции (см. Плафонная живопись Орехового кабинета) находится одна конкретная историческая деталь, Книга Марсова: собрание гравюр и реляций, посвященных операциям русских войск против шведов во время Северной войны. Она печаталась в Санкт-Петербургской типографии с 1712 по 1716 годы с постоянными изменениями: добавлялись новые изображения и сведения, часть листов, наоборот, изымалась. Время создания первичной росписи совпадает с периодом, когда Петр задумывал издание Книги Марсовой. Поэтому изображение можно считать «анонсом» будущей энциклопедии сражений.

Черно-багровый овал с фигурой воина окружен эмблемами и слоганами («Согласие приносит победу», «Где правда и вера, тут и сила прибуде»), которые содержат в себе еще одну важную библиографическую отсылку. Научно-просветительские, философские девизы — неотъемлемая часть громкоголосой петровской эпохи. Русские мастера живописи и архитектуры черпали их, в том числе, из книги «Символы и эмблемата» — это сборник эмблем и миниатюр с афористичными подписями на разных языках, специально изданный Петром в Амстердаме.

Дубовая лестница

В Меншиковском дворце есть лестница-экспонат. Лестница, по которой никто не поднимается. Массивная, сделанная из дуба. Со ступеньками, продавленными с двух сторон. (С обратной стороны — в бытность охристого здания на университетской набережной кадетским корпусом.) Выполнявшая всегда, с момента постройки дворца и до последней реставрации, функцию главной дворцовой лестницы.

Leave a Comment