Дворец в бахчисарае

Строительство комплекса

Строительство Бахчисарайского дворца началось в шестнадцатом веке, во времена правления хана Сахиб І Гирея. Ранее ханская резиденция находилась в ином месте, но с течением времени ее стало не хватать для большого количества слуг и вельмож. Не доверяя некоторым беям, хан принял решение перенести дворец из Солохата в юго-западный район полуострова. Его выбор пал на Чуфут-Кале. Подходящее место было найдено в широкой долине, которая была скрыта от посторонних глаз горами. Обнаружить городок можно было лишь подойдя вплотную к долине. Хаджи Гирей решил построить красивейший дворец, который будет утопать в зелени виноградников и садов. Именно по этой причине город и получил название Бахчисарай.

Справедливости ради стоит отметить, что сами татары в прошлом были кочевниками, а потому своих собственных традиций в архитектуре они не имели. Поэтому в строительстве они использовали достижения народов, с которыми имели экономические или политические взаимоотношения. Бахчисарайский дворец в Крыму строили русские, украинские, иранские, турецкие и итальянские мастера. С течением времени к основному дворцу были пристроены новые помещения, внутренний Фонтанный двор был обнесен высокой стеной, появился второй этаж.

В 1736 году дворец сильно пострадал от обширного пожара. Здание неоднократно ремонтировалось, но реставрационные работы велись непрофессионально и некачественно. К сожалению, многие очень ценные художественные и архитектурные детали были бесследно утрачены. И только в шестидесятые годы прошлого столетия были проведены очень серьезные реставрационные работы, мастера даже сумели восстановить первоначальные росписи помещений.

Структура дворцового комплекса

Ханский дворец в общей сложности занимает площадь более четырех гектар. В самом его центре расположен прямоугольной формы двор, в котором проводились совещания и собирались войска. Дворцовый ансамбль состоит из нескольких корпусов, бани и гарема.

Напротив дворца находится большая ханская мечеть. Ее роспись была поручена иранскому мастеру Омеру в 1763 году. Над зданием мечети возвышаются два минарета, с которых муэдзин призывает мусульман к молитве пять раз в сутки. Далее расположено ханское кладбище. На нем похоронены ханы, члены их семей и ближайшие сановники. На территории кладбища имеется два мавзолея, которые стали усыпальницами для тринадцати крымских ханов. Строения являются архитектурными памятниками 16-18 веков.

За кладбищем видны два купола дворцовых бань, которые сохранились в первоначальном виде, поскольку не были перестроены. Стоит отметить, что Сары-Гюзель (банный комплекс) – является одним из старейших зданий дворца. Банный комплекс был построен в 1532 году еще Сахибом Гераем, он устроен по турецкому подобию и переводится его название не иначе как «желтая красавица».

Фонтаны дворца

Не менее интересны и фонтаны дворца. Маг-Зуб, Золотой фонтан, выполненный из мрамора, расположен в фонтанном дворе около входа в Ханскую мечеть. Он имел особое назначение и использовался для обряда омовения. Золотым он был назван из-за того, что покрыт золоченными орнаментами, символизирующими райские сады. В росписи фонтана используются виноградные, фруктовые, цветочные и другие растительные мотивы.

В 1764 году иранским мастером Омером был создан «Фонтан слез». Позднее его перенесли в Фонтанный двор, в котором он находится и в настоящее время. Фонтан представляет собой мраморный цветок, из которого капает вода в виде слез в большую чашу. У его подножия высечена спираль, символизирующая вечность.

Имеется множество версий истории этого фонтана. Одна из легенд гласит о том, что изначально он находился рядом со стеной усыпальницы, в которой покоилось тело загадочной красавицы княжны Диляры Бикечь (жена хана). Хан приказал построить фонтан как символ вечной его скорби за любимой женой. Красавица появилась во дворце после одного из набегов на польские земли. Она стала одной из многочисленных пленниц хана. Но случилось чудо, грозный воин влюбился в нее и долгое время пытался добиться ее благосклонности. Он дарил ей подарки и оберегал ее покой, и даже взял ее в законные жены. Однако не сумел тронуть сердце красавицы, вдали от родины она постепенно угасла. По другой версии девушка стала жертвой одной из жен хана, ведь не секрет, что в гареме царили жестокие нравы.

Широкую известность он получил благодаря А. С. Пушкину, посвятившему свои поэтические строки этому творению иранского зодчего.

Ханский Дворец

Видео: Ханский дворец в Бахчисарае

История Ханского дворца

Возводить комплекс начали в XVI веке, когда предыдущий дворец оказался слишком тесным для потребностей ханской семьи Сахиба I Гирея и его приближенных. Два здания, построенные по его распоряжению, стоят до сих пор – это Большая мечеть и бани. Город Бахчисарай рос вместе с Ханским дворцом, ханы сменяли друг друга и достраивали дворец. Ислям III оставил зал Дивана, Бахадыр I – зал для официальных приемов, Каплан I – Золотой фонтан, Селямет II – Летнюю беседку, а самый поэтичный, Кырым Гирей, в память о любимой жене построил Фонтан слез и мавзолей-дюрбе. При нем же иранский архитектор декорировал внутренние покои ханского дома и гарема.

XVIII век стал переломным для истории Ханского дворца. В 1736 году русские войска взяли город, дворец сожгли, но предварительно, осознавая его архитектурную ценность, сделали точное описание комплекса. В дальнейшем сгоревшие постройки восстанавливали сами ханы при финансовой помощи Турции, затем, когда Крым вошел в состав Российской империи и крымскотатарская знать была вынуждена уехать, внешним обликом дворца и его интерьерами занялись на государственном уровне. Чему-то вернули первоначальный облик, руководствуясь записями, что-то достроили по своему усмотрению. Особенно постарались к визиту Екатерины II, дополнив восточные интерьеры западноевропейскими предметами быта. Следующий официальный визит, на этот раз Александра I, оказался фатальным для зданий гарема – вместо реставрации их снесли, оставив только маленький флигель. Заодно провели ремонт Ханского дворца, закрасив уникальные иранские росписи. Второй раз подобное варварство повторилось, когда в 30-е годы ХХ века побелили внешние стены, закрыв слоем извести богатые узоры. В 60-е годы реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы вернуться к первоначальному облику уцелевших зданий и восстановить росписи зодчего Омера в Золотом кабинете.

История музея

В качестве музея Ханский дворец в Бахчисарае функционировал с 1908 года. Неофициальный крымскотатарский художественно-исторический музей на базе комплекса был создан в 1916 году по инициативе проживавшего в Петербурге местного уроженца Усеина Боданинского. Официально начинание признали в 1922 году. Дальнейшая судьба Боданинского трагична. Основатель музея работал его директором до 1934 года, потом был отстранен от должности и вернулся к профессии художника-декоратора. В 1937 году он был арестован в Грузии, где работал, как крымскотатарский националист. Для суда его перевезли в Симферополь, а в 1938 году расстреляли. Музей, однако, не закрыли, хотя про крымских татар здесь долгие годы не упоминалось. В постсоветское время музей стал частью Бахчисарайского музея-заповедника.

Ансамбль Ханского дворца

В музейных зданиях бахчисарайского дворца не найти гигантских залов с высокими потолками, характерных для императорских резиденций европейских и российских столиц. Это скорее богатое поместье, владельцы которого больше всего на свете ценят домашний уют, мягкие подушки и возможность отдохнуть в тенистом саду у фонтана, отдельно от шумного гарема. Образцом для татарских ханов стали строения Турции, хотя для разнообразия они могли пригласить и западных архитекторов. Есть в Ханском дворце элементы, с крымскими ханами вовсе не связанные, например Екатерининская миля – верноподданнический знак почтения к императрице, поставленный в 1787 году, когда она вместе с австрийским императором посетила Крым.

Портал Деми-Капы

Портал Деми-Капы отличается по происхождению от остальных построек, хотя внешне гармонирует с ними. Сооружение было создано раньше всего дворца, но в другом месте – его просто перенесли в Бахчисарай. Живописный вход – работа, выполненная в 1503 году итальянцем Алевизом Новым, архитектором московского Архангельского собора. В проекте использованы традиционные для ренессансного декора растительные элементы, отлично сочетающиеся с арабской вязью.

Религиозные сооружения Ханского дворца

Большая Ханская мечеть была построена в 1532 году. Это крупнейшее сооружение комплекса и вообще самая большая мечеть в Крыму. Догадаться о религиозном предназначении массивного прямоугольного здания можно по двум узким 28-метровым минаретам, а в остальном это типичный дом крымскотатарской аристократии, с арками, решетчатыми окнами, светлыми стенами. Каллиграфические арабские надписи на зеленом фоне: цитаты из Корана и восхваления хана – датируются XVIII веком, когда пострадавшая в пожаре мечеть была отремонтирована и дополнена мусульманской школой во дворе. Медресе не сохранилось, а Большая мечеть, после революции служившая музеем, недавно была возвращена верующим.

Малая ханская мечеть обслуживала интересы знати – семьи хана и его приближенных. Здание построено в XVI веке, роспись выполнена на два столетия позже. Ниша-михраб, указывающая молящимся направление на Мекку, украшена 7 резными поясами, напоминающими о семи небесах. Над ними – витражная печать Сулеймана, даровавшая царю власть над джиннами.

Мемориалы комплекса

На Ханском кладбище похоронено 9 ханов с 5 сохранившимися памятниками, всего же здесь можно видеть почти 100 мусульманских надгробий – мраморных и известняковых. Вместе с приближенными и членами семей на Ханском кладбище покоится более 300 человек. Типичный надмогильный памятник представляет собой резной каменный саркофаг, по узким сторонам которого стоят стелы с арабскими надписями и мужским или женским головным убором. Ханы Девлет I и Ислям III удостоились отдельных мавзолеев, где, кроме самих правителей, хоронили их ближайших родственников.

Фонтаны

На месте немногочисленных крымских источников в окрестностях Бахчисарая ставили фонтаны. Поскольку воды было мало, то обычно они представляли собой тонкую струю воды, спускавшуюся по щедро декорированной стене. Золотой фонтан использовали в ритуальных целях для совершения омовения перед молитвой. Его украшала позолоченная розетка, напоминающая распущенный хвост павлина, сверху был нанесен ажурный цветочно-геометрический орнамент – отсылка к образу райского сада.

Знаменитый Фонтан слез впечатляет скорее двумя поэтическими историями, связанными с ним, чем внешней выразительностью. Первая история вдохновила Пушкина, чей бюст установлен неподалеку, на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Капли воды символизировали скорбь хана Гирея по любимой жене Диляре – первоначально сооружение установили у источника возле ее усыпальницы. Позднее источник иссяк, и фонтан перенесли на новое место. Из мраморного цветка капают слезы, попадая последовательно в чаши разного размера, у подножия лежит спираль, символизирующая вечность. Вторая история – поразительный рассказ о том, что на самом деле застал Пушкин на месте Фонтана слез. Он увидел заржавленную трубу, из которой едва капала вода, но воображение поэта помогло проникнуться страданиями хана и тяготами жизни наложниц и создать стихотворный шедевр.

Сады Ханского дворца

В Персидском саду некогда стояли беседки и фонтаны, из Соколиной башни бдительные евнухи наблюдали за порядком в гареме – женщины предпочитали прятаться в тенистом саду от крымского зноя. Специально для жен и наложниц был разбит розарий. Восьмиметровые стены, отделяющие остальную территорию от половины гарема, надежно защищали обитательниц от внешних посягательств, но не от внутренних интриг, в результате которых погибла Диляра – источник вдохновения Пушкина. В двухэтажной Летней беседке, с витражными стеклами и настенными росписями, вокруг фонтана располагались на мягких диванах на отдых мужчины.

Покои хана и гарем

Комнаты Ханского дворца были устроены таким образом, что в жару в них было прохладно, а для зимней стужи существовали камины. Везде были постелены ковры, стояла мягкая мебель с множеством подушек. На нижних этажах устанавливали решетки, сквозь которые свободно проникал воздух. Сейчас в ханских покоях – экспозиция, посвященная быту крымских татар. В комнате невесты стоит сундук с приданым – текстилем с искусной вышивкой. В спальне экспонируются кровати и ткацкий станок. От ханского гарема почти ничего не осталось. Три здания на 70 комнат были снесены еще при Александре I. Во флигеле представлена резная мебель, ценные ковры и домашний текстиль с цветочно-геометрическими орнаментами – все очень пестрое, но удивительно гармоничное.

Время работы и билеты

Ханский дворец открыт круглый год, но особенно рекомендуется побывать здесь весной и летом, когда все цветет и работают фонтаны. Бахчисарайский дворец открыт с 9 до 18 часов, касса закрывается за полчаса до конца работы. Входной билет стоит 250 рублей для взрослых, 100 руб. – для детей и 150 руб. – для пенсионеров. Дополнительно за экскурсию в смешанной группе доплачивают по 50 рублей. Услуга обязательная, отказаться от экскурсовода нельзя. Если нанимать экскурсовода отдельно, то возьмут 1000 рублей с группы при работе по графику комплекса, 2000 руб. – вне графика. Комплексный билет на все достопримечательности стоит 500 рублей.

Некоторые объекты можно осматривать самостоятельно – открытый двор с фонтанами, пока не восстановленные бани, периодически закрывающуюся Ханскую ложу и кладбище, Соколиную башню с выставкой оружия. Каждый экспонат оценивается в 100 рублей для взрослых, 50 руб. – для льготников. Посетители с ограниченными возможностями могут осматривать почти все объекты Ханского дворца с внешней стороны, для них доступны все сады, кроме Фонтанного.

Как добраться

Ханский дворец расположен в 2 часах езды от аэропорта Симферополя. В Бахчисарай из столицы Крыма ходит 3 маршрута, внутри города через Ханский дворец проходят автобусы № 1, 2. В этой части Крыма сравнительно недорогое такси, работает прокат машин и велосипедов. Возле комплекса есть бесплатная парковка, свободные места бывают с утра, до наплыва туристов. Восстановительные работы еще не закончены, поэтому часть объектов может оказаться закрытой, администрация просит отнестись к этому с пониманием.

torghay

«Гарем» – буквально означает «сакральное» или «тот, границы которого нерушимы», другими словами, гарем – это место проживания прекрасной половины мусульманского общества. Что же, в сущности, представлял собой ханский гарем, которому уделяли так мало внимания в истории Крыма? В отличие от знаменитого стамбульского сераля Топкапы здесь никогда не практиковали коллекционирование выдающихся красавиц со всего мира. В отличие от султанов Османской империи, крымские ханы отдавали предпочтение благородному происхождению своих избранниц и были более разборчивы в выборе своих жён. Поэтому гарем крымских ханов можно было смело назвать институтом государственной власти, а также воплощением мужской мечты и школу женского обольщения.

Гарем крымских ханов значительно отличался от османского. Он был не большим, по той причине, что порой крымские ханы не имели даже и четырёх жен, довольствуясь одной или двумя.

На старинном плане бахчисарайского дворца обозначены четыре гаремных корпуса – по количеству предписанных исламом законных жён. По дошедшим сведениям, основную часть, 70 комнат, уничтожили в 1818 – 1820 годах по причине ветхости, и сегодня до нас дошли ничтожные остатки ханского гарема из небольшого корпуса в три комнаты, где приблизительно восстановлен интерьер некогда богатого и роскошного жилища властительниц Крымского ханства.

В гареме проживала вся женская половина Ханского дворца: матери, тётки, незамужние сёстры, ханские жены, и дочери, а также целый штат придворных дам и женская прислуга. Кроме женщин в гареме жили и чернокожие евнухи, их было четыре, и они отвечали за сообщение гарема с внешним миром. Над евнухами стояли кызляр-агасы – их было два, они были начальниками чёрных евнухов.

В стенах крымского сераля протекала своя жизнь, о которой известно очень мало по той причине, что сюда, в частные покои ханов, не было доступа посторонним лицам. Здесь для молодых девушек был своеобразный «институт благородных девиц», их обучали не только музыке, литературе, толкованию Корана, всем видам любезного обхождения в обществе, но и азам правоведения, точным наукам и философии. Жительницы гарема могли присутствовать на торжественных мероприятиях, проходящих в «Диван-хане» (Зале Совета). Над верхней дверью главной Залы нависал балкончик со стрельчатыми арками, он был забранный решёткой, здесь обитательницы гарема могли оставаться невидимыми для посторонних, но посторонние были доступны их взорам. Ханские жёны так же облюбовали и знаменитую Тоган-Кулеси (Соколиную башню), с высоты которой забавлялись зрелищем комедиантов и скоморохов, а иногда любовались военными учениями, проходившими во дворе дворца. Жёны ханов также могли по своему желанию в любое время покинуть Бахчисарай и уезжать в свои загородные дворцы.

Из немногих развлечений предпочтение отдавалось игре на музыкальных инструментах и рукоделию. Представительницы дома Гираев занимались благотворительной деятельностью, они не только раздавали милостыню, но и на свои деньги возводили мечети: к примеру, Тахталы Джами была построена по велению ханской дочери в 1707 году, а Ешиль Джами – возведена на средства всеми уважаемой Диляры Бикеч.

Многие жительницы гарема отличались образованностью, умом и дипломатией. Известны случаи, когда жёны крымских ханов вели дипломатическую переписку с европейскими дворами в поддержку политического курса своих супругов. Таким образом, они время от времени появляются на страницах исторических источников, отображающих политическую жизнь Крымского ханства. А порой выступали в документах как путешественницы в Мекку в хадж или как поэтессы.

Как ни странно, но в придворную иерархию ханского двора входили и женщины. Существовал официальный титул ханши-валиде или анабеим — он присваивался матерям, старшим сестрам и жёнам правящих ханов. Ханши-валиде, занимали в государстве второе место после хана и присутствовали на заседаниях Дивана. Имея права голоса, они играли важную роль в государстве. Крымские ханы зачастую прислушивались к их мнению. Известно, что знаменитый поэт и полководец, один из выдающихся крымских ханов Бора Газы II Гирай (1588-96; 1596-1607) прислушивался к советам своей старшей сестры Кутлуг-Султан.

Помимо женщин, в ханском гареме до возраста 7 лет проживали и принцы — ханские сыновья. Выйдя из малолетнего возраста и покинув матерей и нянек, дети крымских ханов приступали к учёбе. Иногда они получали образование в семье, но чаще всего их отсылались либо в Кабарду, либо в Черкесию, где они жили в доме своего наставника –аталыка, главы знатного княжеского рода, где юный член ханского рода получал прекрасную физическую и боевую подготовку.

Мужчины из ханского рода Гираев не женились на простолюдинках, они брали в супруги представительниц знатных крымско-татарских родов, или женились на родовитых черкешенках. Кроме этого существовал обычай, по которому жена умершего хана часто выходила замуж вторично за родственника своего покойного супруга. Например, жена султана Мубарек Гирая, дочь главы бесленейского рода черкесов, подарив мужу несколько сыновей, среди которых был будущий хан Джанибек Гирай (1610-1622, 1629-1636), после смерти мужа вступила в брак с ханом Фетх Гираем (1597). А после гибели второго супруга вышла замуж в третий раз за хана Селямет Гирай (1608-1610), и родила ему сына, будущего хана Мухаммед Гирая IV (1641-1644,1654-1666).

Женщин ханской фамилии выдавали замуж исключительно за беев и высокопоставленных особ государства, а иногда и за султанов Османской империи. Известно, например, что дочь Менгли I Гирая Айше-ханым (или как она именуется в других источниках Хамсе-ханым или Газна-ханым) была выдана замуж за султана Селима I Грозного (1512-1520). Став матерью будущего султана Сулеймана Великолепного, она носила высокий титул султанши-валиде. Принцессы из дома Гираев пользовались значительной свободой в доме своего супруга, которому отныне приходилось забыть о второй жене. Разводиться с принцессами, было запрещено, тогда как ханские дочери имели полное право развестись с не устроившим их мужем и выйти вторично замуж. За ханскую дочь давалось большое приданое и устраивалось пышное торжество по случаю её свадьбы.

Но были случаи, когда некоторые ханы брали в жёны своих дальних родственниц. Так, жена хана Бахадир Гирая Ханзаде-ханым, была дочерью хана Бора Гази Гирая. Она обладала тонкой натурой и, как отец, писала стихи. О трепетной любви между ней и ханом слагали легенды. Однажды хан, читая с ней вслух Коран дошёл до слов «… то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трёх, и четырёх…» и спросил: «Вы поняли смысл священного текста?» Ссылаясь на священное писание, как бы оправдывался перед любимой женой за то, что держит гарем. На что Ханзаде-ханым ответила: «Да, мой падишах! Но я ваша рабыня, утешаю свое удручённое сердце последними словами: «…а если боитесь, что не будете справедливы, то – на одной…». Этим она тонко намекнула, что Коран предоставляет хану и другой выбор.

ГУЛЬНАРА АБДУЛАЕВА

Tags: БАХЧИСАРАЙ, ГАРЕМ, КРЫМСКИЕ ХАНЫ, МУХАММЕД ГИРЕЙ

Leave a Comment