Эль джем амфитеатр

Кровь и песок. Величественный амфитеатр Эль-Джем (El Jem). Тунис, Африка

Страницы: 1

Прошло уже три года с момента нашего путешествия в Северную Африку, но воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры… Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь…

// blacktroll.livejournal.com

// blacktroll.livejournal.com

Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма «Гладиатор» Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов… Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков — корну, все ждут начала кровавого спектакля…

// blacktroll.livejournal.com

Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

// blacktroll.livejournal.com

Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства — Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus), будущий Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com

Экономический рассвет поселения приходится на II — нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

// blacktroll.livejournal.com

Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

Начало строительства.

// blacktroll.livejournal.com

// blacktroll.livejournal.com

План амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com

Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

Предположительно, таким он должен был стать.

// blacktroll.livejournal.com

А там все было крайне печально… В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором «своего человека» — Гая Юлия Максимина Фракийца, ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

// blacktroll.livejournal.com

Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II, на что получил добро от Сената Рима.

// blacktroll.livejournal.com

// blacktroll.livejournal.com

В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе… Римский Сенат назначает новым императором своего человека — сенатора Марка Клодия Пупиена, продолжившим войну против Максимина.

// blacktroll.livejournal.com

Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

// blacktroll.livejournal.com

Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III, внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

// blacktroll.livejournal.com

Но, вернемся к нашему «Тунисскому Колизею» и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

// blacktroll.livejournal.com

Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

// blacktroll.livejournal.com

Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском «Колизее» были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык — Сатурну и Юноне, пантера — Дионису, медведь — Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части…

// blacktroll.livejournal.com

Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

// blacktroll.livejournal.com

// blacktroll.livejournal.com

Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

Камера гладиатора.

// blacktroll.livejournal.com

// blacktroll.livejournal.com

// blacktroll.livejournal.com

Особые чувства возникают, когда вы проходите «коридором смерти», по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение «свет в конце тоннеля», означающее границу между жизнью и смертью?

// blacktroll.livejournal.com

// blacktroll.livejournal.com

После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

// blacktroll.livejournal.com

В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского — «перекрёсток») возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

// blacktroll.livejournal.com

Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

// blacktroll.livejournal.com

// blacktroll.livejournal.com

Не лишним будет добавить, что цена в «Тунисский Колизей» всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND — разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com

Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com

Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

// blacktroll.livejournal.com

В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма «Гладиатор» режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же «Гладиатор» никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка «Гладиатора» осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные «уличные» декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм «Троя», а также сериал «Игра Престолов».

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Амфитеатр в Эль-Джеме

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Амфитеатр в Эль-Джеме

Amphitheatre of El Jem

Страна

Тунис

Тип

культурный

Критерии

iv, vi

Ссылка

Регион

Арабские страны

Включение

1979 год (3 сессия)

Расширения

Амфитеатр Гордиана был построен по образу и подобию римского Колизея проконсулом Африки Гордианом в Тисдре (ныне Эль-Джем, Тунис) в 232—238 годах н. э.

Длина арены амфитеатра составляет 65 метров, ширина 39 метров. Вместимость до 30 000 человек. Он является четвертым по величине после Колизея и амфитеатров Капуи и Вероны.

Считается, что строительство амфитеатра начали около 230 года. Оно продолжалось в течение восьми лет. И хотя его успели украсить многоцветными мозаиками, строительство прекратили. Амфитеатр использовали недолго, а в полном объёме так и не отстроили.

До VII века творение древнеримских архитекторов стояло нетронутым. Арабские жители города начали использовать ненужный им амфитеатр в качестве источника бесплатного строительного камня. Постройка была выполнена из желтоватого песчаника, легкого в обработке. Каменные глыбы были использованы для строительства арабского города Эль-Джем и для постройки соборной мечети в Кайруане.

В XX веке случайно сохранившиеся древнеримские мозаики перенесены в местный археологический музей. В 1979 году остатки древнеримского амфитеатра в городе Эль-Джем ЮНЕСКО объявило всемирным наследием.

Фильмы о гладиаторах никогда не снимаются в Колизее, поскольку он недостаточно хорошо сохранился для съемок. Поэтому роль Колизея в кино чаще всего исполняет амфитеатр в Эль-Джеме.

История Эль Джема

Само поселение в этой местности было основано еще в третьем веке до нашей эры, в пунический период, однако известность приобрело уже после того как Цезарь основал на этой земле город Тиздр в 46 году нашей эры.

Тиздр находился в оливковом регионе и поскольку, оливковое масло пользовалось большим спросом в то время в Риме, город начал быстро процветать и стал «оливковым» центром всей Северной Африки.

При населении от 20 000 до 30 000 человек, город очень быстро накопил огромные богатства, большая часть которых, как и в других римских городах, тратилась на возведение общественных зданий и жилых домов.

Амфитеатр, который начали строить примерно в 230 году нашей эры, был призван стать символом величия и богатства города Тиздр. Однако судьбе было угодно сделать его не символом, а своеобразным надгробием.

В 238 году нашей эры из-за деспотичной налоговой политики местного прокуратора в городе поднялось восстание, в дальнейшем оно распространилось и на весь Тунис.

Молодые люди из местной знати с помощью рабов убили императорского прокуратора и провозгласили императором 80-летнего проконсула Гордиана.

Позже восстание было жестоко подавлено, многие из тех, кто поддержал его, были убиты, а город Тиздр был разграблен, и ему больше никогда не было суждено вернуть былое величие.

Возведение амфитеатра продолжалось 8 лет, и хотя сооружение было уже на стадии отделки, строительство его было остановлено, и полностью оно достроено никогда не было.

Позднее амфитеатр был преобразован в крепость, а в 699 году он служил убежищем для берберского лидера Аль Кахины во время ее борьбы с арабскими захватчиками. После их победы город был заброшен, и вновь бы заселен только во время французского колониального периода, но уже под названием Эль Джем.

Амфитеатр Эль Джем являлся четвертым по величине в римской империи после Колизея, и амфитеатров Капуи и Вероны. Благодаря колоссальному размеру и отличной сохранности его прозвали Африканский Колизей.

Овальный по форме амфитеатр имеет размеры 149 метров на 122 метра (для сравнения римский Колизей 188 на 156 метров). Так же впечатляет и высота около 40 метров, которая могла быть еще больше, если бы были установлены конструкции, защищающие от солнца.

Амфитеатр мог вмещать до 30 000 человек. К слову сказать, весь город едва мог насчитать столько жителей, поэтому историки приходят к выводу, что такой размер был обусловлен желанием произвести впечатление и показать уровень процветания города.

Вплоть до седьмого века нашей эры сооружение стояло не тронутым, но далее и на протяжении многих веков оно использовалось как источник строительного камня. Однако даже при таком варварстве амфитеатр сумел сохраниться очень хорошо.

Практически полностью сохранились две трети стен, а вот северо-западной стороне повезло гораздо меньше. Она была взорвана в 1695 году по приказу Османской империи, чтобы предотвратить использование строения в качестве оплота берберов-повстанцев.

Каждая из трех сторон включала в себя 30 арок, из которых до наших дней дожили 68.

Немного осталось от ярусов для зрителей, но под ареной посетители могут увидеть два пересекающихся подземных прохода, через которые дикие животные и жертвы выходили на арену. По обеим сторонам проходов находились клетки для заключенных и животных.

На входе находится пролет ступеней ведущих к верхним ярусам, с которых открывается прекрасный вид на амфитеатр и город.

Если среди наших читателей есть поклонники фильма «Гладиатор», то они должны знать, что этот фильм снимали именно в этом амфитеатре.

Leave a Comment