Елагин дворец в Санкт-Петербурге

Строительство

Имя архитектора, построившего для И. П. Елагина дом в палладианском стиле, достоверно неизвестно. Некоторые историки предполагают авторство Дж. Кваренги. Первоначальный облик виллы на островах не сохранился.

В начале XIX века остров был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины. Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси. Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.

Оформлением внутренних помещений дворца и павильонов занимались самые известные в то время скульпторы — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский — и художники-декораторы — Д. Б. Скотти, А. Виги и Б. Медичи.

Овальный зал дворца был украшен кариатидами и ионическими полуколоннами, купол расписан причудливым орнаментом, а стены в большинстве помещений дворца облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, внешне очень похожий на фарфор, из-за чего комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений художники расписали цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии, а на потолках изобразили группы резвящихся купидонов.

Особенно восхищали вдовствующую императрицу и её гостей двери на первом этаже Елагина дворца, оформлением которых занимался сам Росси. Каждая из двадцати с лишним дверей является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. Дверь кабинета Александра I на втором этаже была отделана украшениями из бронзы.

Последующая история

Елагин дворец

После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно превратился в «запасную» царскую резиденцию, которую императоры не слишком жаловали своим вниманием. В начале XX века Елагин дворец «понизили» в ранге — из царской резиденции он превратился в место отдыха премьер-министров России. В нем успели побывать С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.

После революции Елагин дворец получил статус музея — в нем был открыт Музей быта. В Петербурге подобных музеев было очень много в начале века, но вскоре большинство из них были закрыты или превращены в другие культурные или общественные учреждения. Это произошло и с Елагиным дворцом, в котором был организован культурно-воспитательный центр.

Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен — один из снарядов, попавший в дымоход, привел к пожару. Сразу же после победы архитектор В. М. Савков начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца.

Отреставрированный под руководством архитектора М. М. Плотникова, Елагин дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также вышивки и изделия из дерева и металла. В начале перестройки, когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, коллекция его экспонатов была также передана Елагиноостровскому музею.

Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные временные выставки произведений искусства и устраиваются развлекательные мероприятия в стиле разных эпох — петровской, елизаветинской или екатерининской. Перед Елагиным дворцом, на территории Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО), для туристов организовываются пикники и фуршеты под открытым небом и прочие аттракционы современности.

Елагин остров и дворец

Ссылки

Елагин дворец на Викискладе

  • Елагин дворец на сайте Rusarh.ru.
  • Сферическая панорама скульптуры «Танцующие девушки» в Елагином парке.

На Елагином острове располагается Елагин (Елагинский) дворец, в наши дни являющийся архитектурным ядром Центрального городского парка культуры и отдыха; в царский период дворец был основой композиции обширной и живописной загородной усадьбы. Ее владельцами были в конце XVIII в. обергофмейстер Екатерины II И.П. Елагин (с 1770-х годов владелец острова, который со временем стали называть его именем) и почти с начала XIX в. вдовствовавшая императрица Мария Федоровна (вдова императора Павла I). По распоряжению Елагина на острове в 1780-х годах возвели дворец (арх. Д. Кваренги), разбили парк, вырыли пруды и каналы, построили мостики и павильоны. Парк стал одним из самых любимых мест для прогулок петербургской знати. В 1817 г. владельцем острова стала императорская фамилия. Поначалу собирались перестроить Елагин особняк и превратить его в дворец императора Александра I. А когда остров стал собственностью его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, то по ее заказу архитектор К. Росси создал на нем в 1818—1822 гг. великолепный ансамбль в стиле классицизма. Отделку, украшение помещений дворца Росси осуществляли лучшие скульпторы, живописцы, мастера-декораторы того времени: В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи и др. Переделанный Елагин дворец стал летней резиденцией Марии Федоровны. При этом остров по-прежнему называли Елагин, как и дворец.
Елагин (Елагинский) дворец
Постепенно Елагин остров стал известен как один из центров российского масонства. Собрания масонов проходили в павильоне «Ротонда» («Павильон под флагом»), входившем в комплекс Елагинского дворца.

Вскоре после 1917 г. в национализированном дворце открыли Историко-бытовой музей. В 1932 г. на Елагином острове создали Центральный парк культуры и отдыха; рекреационно-развлекательным центром он остается и сейчас, но это место чаще называют, как в прошлом — «Острова». Во дворце работает Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII — начала XX в. (особенно хороши восстановленные реставраторами Голубая и Малиновая гостиная, Овальный зал).

Постройки этого дворцового комплекса очень сильно пострадали в период Великой Отечественной войны. В послевоенный период реставраторы восстановили композицию фасадов и отделку интерьеров дворца. Центром дворцового комплекса является дворец, огороженный ажурной чугунной решеткой. Дворец имеет по-разному оформленные парадные фасады. Выходящий в сад фасад украшен шестиколонным портиком (с колоннами коринфского ордера) под фронтоном и пандусом с чугунными львами (эти львы, отлитые на Санкт-Петербургском Казенном литейном заводе в конце XVIII в., являются копиями львов с площади Синьории во Флоренции; они были первыми чугунными львами в Петербурге). Фасад с колоннами, обращенный к р. Средней Невке, имеет особые черты из-за овального, выступающего вперед двусветного зала. В комплекс дворцовых построек также входят Конюшенный и Кухонный корпуса, Оранжерея, Музыкальный павильон, Павильон с гранитной пристанью, Гауптвахта и др. Все постройки расположены среди зелени парка свободно, без строгой системы, чем подчеркивается живописность общей композиции острова, разработанная лучшим садовым мастером первой четверти XIX в. Д. Бушем. По проекту К. Росси и Д. Буша вокруг дворца был создан обширный пейзажный парк.

Елагин с 1770-х годов был владельцем острова, который со временем получил его имя. К этому времени он уже был влиятельным и состоятельным человеком, любил жизнь и мог позволить себе все ее радости. На острове в своем роскошном доме с зимним садом и богатейшим погребом редких вин Елагин жил весело, любил гостей, устройство званых вечеров и балов, общество молодых и красивых женщин, к которым имел всегда непреодолимую слабость до самой старости (страсть к женщинам делала его смешным и вечным объектом светских сплетен). Он был женат на Н.А. Ратиковой, имел двух дочерей. Последние годы жизни он провел вдали от двора, почти все свое время уделял своим литературным и историческим трудам. Его исторические работы представляют определенный интерес, но трезво и критически оценивать исторические события и личностей он слишком часто не мог. Он умер в возрасте 68 лет.

После Елагина сохранению привлекательности Елагина острова с дворцом способствовала императрица Мария Федоровна (1759—1828), жена (с 1776 г.) императора Павла I, оставившая о себе хорошую память в России. В 17 лет она стала второй женой 22-летнего вдовца-рогоносца и наследника российского престола цесаревича Павла. После смерти Екатерины II Мария Федоровна стала в 37 лет женой правящего 42-летнего императора Павла. За четверть века их супружеской жизни всего 5 лет она была женой императора Павла I, в 1801 г. он был убит в возрасте 47 лет. У них родилось 4 сыновей и 6 дочерей. Затем 27 лет она была вдовствующей императрицей, увидевшей двух своих сыновей (Александра I и после его смерти — Николая I) в роли русских императоров. Будучи матерью 10 детей, которых очень любила, она во многом была устранена от их воспитания (особенно сыновей), так как эти заботы взяла на себя царственная бабка — ее свекровь императрица Екатерина II. Павел был отстранен от участия в государственных делах и получал ограниченные средства на свой «Малый двор». Довольно уединенная жизнь в Павловске и Тотчине в условиях ограниченных денежных средств положила начало хозяйственной деятельности Марии Федоровны, ее близкому знакомству с бытом низших классов населения. Она всегда находила и выделяла ощутимые средства на благотворительность, помощь нуждающимся.

За годы супружества она смогла научиться терпению и снисходительности ко многим недостаткам ее мужа, который имел тяжелый, подозрительный характер. В семейной жизни Марии Федоровны было мало радости, если учесть характер ее мужа, денежные ограничения, смерть при ее жизни их 5 детей. У Марии Федоровны хватило мудрости найти общий язык с близким другом ее мужа — фрейлиной Е.И. Нелидовой (1758—1839), более того, подружиться с ней.

Императрица Мария Федоровна 25 лет была женой Павла I (из них 22 года выполняла все супружеские обязанности, за 1776—1798 гг. родила 10 детей, в 1798 г. врачи запретили ей рожать из-за угрозы для ее жизни следующих возможных родов, что означало тогда прекращение ее близких отношений с мужем). Она была первой в России императрицей, коронованной вместе с мужем, и поэтому считала, что после его насильственной кончины именно она должна была стать первым лицом в государстве (но это противоречило закону, принятому Павлом їв 1797г.), но не смогла. Она обвинила сына Александра I, нового императора России, в попустительстве убийства его отца и ее мужа, дала ему понять, что ее благородство и нравственное превосходство над ним заставили ее якобы добровольно уступить ему права на трон, напомнила о неизбежной каре Божией за все прегрешения людей. После всего этого она, оставаясь вдовствующей императрицей, на деле была правящей государыней, хотя таковой формально считалась ее невестка — новая, молодая, очень красивая, обаятельная императрица Елизавета Алексеевна. На содержание двора Марии Федоровны шло гораздо больше средств, чем на содержание двора молодой императрицы. Павловск при Марии Федоровне в ее статусе вдовствующей императрицы стал своего рода центром рождения масштабных планов благотворительности, но и многих интриг. После трагической кончины ее мужа в 1801г. она почти полностью отдала свои силы благотворительной и образовательной деятельности. Опыт в этому нее уже был, тем более что еще император Павел I поручил ей управление воспитательными домами и Смольным институтом благородных девиц в Санкт- Петербурге. Мария Федоровна сполна отдала себя делу вое- питания будущих российских матерей, женское образование в России обязано ей многим. Она создала в нашей стране ряд благотворительных и воспитательных организаций, главным образом дворянских организаций (Мариинское ведомство).

Елагиноостровский дворец-музей

Елагиноостровский дворец является одной из немногих архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которая за все время существования ни разу не была переименована. Жемчужиной уникального дворцово-паркового ансамбля Елагина острова по праву считается Елагиноостровский дворец.

Елагиноостровский дворец (называемый также Елагинским или Елагиным) был построен архитектором Карлом Росси в 1818-1822 годах по заказу императора Александра I для его матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны и на протяжении ста лет оставался во владении Романовых. Интерьеры дворца сочетали парадность и изысканность императорской резиденции и в течение XIX века не подвергались переделкам. До сих пор они по праву считаются одним из лучших памятников эпохи ампира в России. После революции 1917 года по специальному декрету советского правительства Елагин дворец был признан памятником высшей категории, имеющим историческое и художественное значение. С 1918 по 1929 годы он, как и многие другие дворцы и усадьбы, становится Музеем истории и быта. Несмотря на трудные условия жизни, сотрудники музея под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е.В.Медведева сумели не только сохранить от расхищения дворцовое имущество, но и значительно увеличить его за счет поступления предметов из национализированных дач на Каменном и Крестовском островах.

В 1929 году музей был закрыт, а коллекция расформирована. Лучшие экспонаты были переданы в Эрмитаж, Русский музей, Гатчинский, Павловский и Детскосельский (Екатерининский) дворцы-музеи, предметы из драгоценных металлов и оклады икон – в финансовые организации. Большая же часть была распродана через магазины Торгсин (торговля с иностранцами) и Госторг. В 1932 году на Елагином острове открывается Центральный парк культуры и отдыха, ставший главным местом отдыха горожан, и здание дворца используется для культурно-просветительной работы. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла большой урон парку и дворцу. Во время блокады Ленинграда в парке находились воинские части. Он, как и все прифронтовые районы был приспособлен для осуществления оборонительных задач и закрыт для посетителей. 16 января 1942 года во время очередного артобстрела два зажигательных снаряда пробили кровлю дворца и разорвались в подвале, разрушив вестибюль, на месте которого образовалась глубокая воронка. Снаряды повредили дымоходы, вспыхнувший пожар охватил все здание, уничтожил перекрытия первого и второго этажей и все интерьеры. От дворца остался лишь остов из капитальных стен, открытый ветру и дождям. Еще не закончилась война, а Исполком Ленгорсовета принимает решение об открытии ЦПКиО летом 1944 года. Силами всего города, его общественными и государственными организациями, а также простыми жителями восстанавливался любимый всеми ленинградцами Центральный парк культуры и отдыха, ставший олицетворением мирной жизни. Елагин дворец начал реставрироваться первым из разрушенных дворцов в Ленинграде. В 1946 году архитектор В.М.Савков выполнил обмеры разрушенного дворца и провел фиксацию уцелевших деталей декоративного убранства интерьеров. Сотрудник ГИОПа А.Н.Петров собрал архивные научные материалы и обосновал возможность восстановления дворца. Сначала предполагалось перестроить дворец под здание для танцев и игр Центрального парка культуры и отдыха. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик здания, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже. В 1952 году архитектор М.М.Плотников разработал проект воссоздания художественной отделки парадных залов первого этажа. С 1952 по 1960 годы продолжались реставрационные работы. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец. Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания в Ленинграде. В 1961 году отреставрированный дворец открыл свои двери для посетителей. Уникальные интерьеры первого этажа предназначались для временных выставок. Второй и третий этажи были полностью отведены под базу однодневного отдыха трудящихся. Здесь разместились комнаты для отдыха и развлечений, лекционный, бильярдный и танцевальный залы. В новом дворце появился еще один просторный вестибюль и широкая лестница на второй этаж.

С созданием выставочных залов началась музеефикация дворца, растянувшаяся почти на двадцать лет. Небольшой коллектив во главе с Д.И.Немчиновой устраивает интересные и разноплановые выставки: «Дулевский фарфор», выставку главного художника Ленинградского завода художественного стекла Е.В.Яновской, первую в Ленинграде выставку из частных коллекций и другие, которые привлекают внимание посетителей парка. К концу 1970-х годов здание дворца было полностью освобождено от базы отдыха. На первом этаже размещается постоянная экспозиция из мебели, скульптуры и бронзы первой трети XIX века. На втором и третьем этажах организуются временные выставки декоративно-прикладного искусства. В 1981 году в целях сохранения уникальных интерьеров Елагина дворца как памятника архитектуры и декоративно-прикладного искусства было принято решение о создании во дворце «Музея декоративно-прикладного искусства XIX века», но только в 1987 году дворец получил статус музея. Новый музей под руководством первого директора В.В.Мухина активно входит в музейное пространство города с яркими выставочными проектами: «Церковная культура. Петербургский период», «Русский жемчуг и перламутр», «Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы», которые имели большой резонанс и массовую посещаемость. В тяжелые для всей страны 1990-е годы сотрудники музея планомерно формируют фонды, пополняя их за счет закупок, даров и передач предметов из других организаций. В 1999 году, после банкротства и закрытия крупнейшего предприятия стекольной промышленности страны — Ленинградского завода художественного стекла, его коллекция из 7 тысяч экспонатов была передана в Елагиноостровский дворец-музей.

Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная К.И.Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нем начала работу Стеклодувная мастерская.

За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла. Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.

Фонд дерева дает возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.

Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и др. Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы.

В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы. Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы К.Фаберже, В.Хлебникова, братьев Грачевых и др. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков. Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.

Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту К.И.Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.

Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссеры как А.Сокуров, Г.Панфилов, В.Бортко, В.Мережко, П.Лунгин, А.Учитель и другие.

В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Дворец готовится к своему 200-летнему юбилею и после реставрации предстанет перед посетителями во всем своем великолепии.

Отзывы Елагин дворец (Санкт-Петербург, Россия) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Местные легенды и привидения. Предыдущая фотография Елагин дворец, главный фасад

Елагин дворец — это летняя императорская резиденция, построенная в 1822 г. для вдовы Павла I, Марии Федоровны. Императрица была уже в годах, и ей было тяжело добираться до Гатчины, поэтому сын Александр I оценил красоту здешних пейзажей и построил для матери роскошные палаты.

Архитектором для этого проекта был выбран Карл Росси. Задача перед ним стояла масштабная, и в итоге он не просто построил удивительной красоты дворец, но и фактически переделал весь остров целиком, чтобы новое здание идеально вписывалось в местные ландшафты.

Над оформлением дворца и павильонов трудились лучшие художники и скульпторы. На первом этаже дворца расположена парадная анфилада, где можно видеть интерьеры в стиле ампир. Наиболее интересны Овальный зал, Малиновая и Голубая гостиные. Здесь представлены предметы дворцового убранства 1-й половины 19 в. На втором этаже расположены дамские комнаты, покои императора, а также развернута выставка произведений декоративно-прикладного искусства: художественный фарфор, стекло, вышивки, ткани, работы по дереву и металлу конца 18 — начала 20 в. На третьем этаже находилась церковь, а лестницы дворца украшают чугунные статуи, скопированные с античных и по личной просьбе архитектора отлиты на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе скульптуры.

В годы Великой Отечественной войны дворец был практически разрушен: в результате пожара были уничтожены интерьеры, и обрушилась кровля. По окончании войны реставраторы не верили, что дворцу моно вернуть прежний облик, и предлагали сделать в этом помещение танцевальный зал. Однако все же было принято решение восстановить дворец, и в течение 8 лет (с 1952 по 1960 г.) это план был осуществлен. Разрушенный дворец не раз принимал участие в съемках фильма в качестве декорации. В частности его можно увидеть в картине «Небесный тихоход». А уже будучи отреставрированным, Елагин дворец «снялся» в сериале «Мастер и Маргарита» в роли психиатрической больницы.

Елагин дворец и по сей день ведет довольно насыщенную культурную жизнь. Здесь проводятся экскурсии, выставки, мастер-классы и костюмированные балы (необходима предварительная запись, а костюм можно взять напрокат на месте).

Leave a Comment