Флэтайрон билдинг Нью-Йорк

Содержание

Флэтайрон-билдинг (Flatiron Building, Небоскреб-“Утюг”) – старейший небоскреб

Старейшая и одна из самых известных высоток Манхэттена, Флэтайрон («Утюг») обязан этим прозвищем треугольной форме, ставшей результатом блестящего решения архитектора, проектировавшего здание с учетом особенностей его месторасположения – на перекрестке Пятой авеню и Бродвея, входящего в число немногих улиц Манхэттена, пересекающих его по диагонали. Флэтайрон является самым узнаваемым зданием города.

  • Расположение: Нью-Йорк (США)
  • Дата: 1902 год
  • Проект: Дэниел Бернем
  • Высота: 87 метров
  • Стиль: Боз-ар
  • Материалы: сталь и терракота
  • Год постройки: 1902

Его горизонтальный план – как и план таких зданий, как Таймс-Тауэр (Айдлиц и Маккензи) и Эквитэбл-билдинг (Эрнст Грэм) -«растянут» до максимальной степени, какая позволительна в отношении здания, чтобы оно при этом соответствовал о модели «жилого здания» чикагской школы Луиса Салливана. Затем чикагская школа обратилась к модели «колокольни», наиболее известным образцом которой является построенный в 1913 году по проекту Касса Гилберта Вулворт-билдинг.

Здание было построено в 1902 году, и оно стало настоящей сенсацией. А вскоре, наряду с Бруклинским мостом и статуей Свободы, его начали считать символом осовремененного Нью-Йорка. Это отнюдь не первый небоскреб в городе, и он недолго оставался самым высоким (87 метров), но перекресток Бродвея и 23-й улицы без него представить совершенно невозможно.

Небоскреб в нижнем Манхэттене построен известной строительной компанией Джорджа А. Фуллера. Высокому зданию из-за его треугольной формы люди тут же дали имя «Утюг». «Утюг» – символ Америки времен Теодора Рузвельта, власти и растущего благосостояния, взлета промышленности.

Даниэль Бернэм, архитектор, создал его именно таким – уникальным и необычным, чтобы вокруг него не смогли настроить других зданий, чтобы 22-этажный небоскреб, высокий и свободный, был виден отовсюду.

Поскольку модель «жилого здания» строилась на каркасной основе, позволявшей пристраивать дополнительные этажи, ее вертикальный рост при этом ограничивался; модель «колокольни», напротив, могла обладать более приземистым основным корпусом, но при этом увенчанным дополнительной структурой, имеющей форму колокольни.

С самого начала мнения о здании возникали разные – им восхищались. его ругали. Прохожие жаловались на то, что на улице возле него дует очень сильный ветер и сбивает всех с ног. Мужчины ходили на угол Бродвея и 23-й улицы, чтобы посмотреть. как ветер раздувает и поднимает женские юбки, они толпились там и не давали прохода, полицейским приходилось их разгонять. Даже в среде архитекторов не могли прийти к единому мнению о новом сооружении «дядюшки Дэна».

И старое, и новое

Флэтайрон изначально были известен как Здание Фуллера по имени энтузиаста его строительства Джорджа Фуллера. Он был спроектирован Дэниелом Бернемом и Джоном Уэлборном Рутом. Проект подвергся в свое время критике многих архитекторов, основанием для которой послужило то обстоятельство, что Бернем, будучи организатором Всемирной выставки в 1893 году в Колумбии, при ее архитектурном оформлении обратился не к модернистским идеям, типичным для Чикаго того времени, а к идеям неоклассицизма, что привело, по словам Салливана, «к ущербу, последствия которого ощущались на протяжении полувека».

«Утюг» удивительным образом сочетает в себе абсолютно современные технологии и наследие прошлого. Как и в первых небоскребах в Чикаго, здесь используются новые возможности, новые высоты – стальные опорные конструкции. Незаметные внутренние опоры в сочетании с немалой высотой здания вызывали у жителей Нью-Йорка такое впечатление, что здание вот-вот упадет. Но Фуллер гордо заявлял – мол, прочнее здания никогда еще не бывало.

Новых технологий там было много, они были везде – от самой конструкции здания до его защиты от пожара, от устройства систем связи и коммуникаций до финансирования и строительства, которое было прекрасно организовано. Несомненно, это было одно из новых «святилищ коммерции», символ эпохи модерна.

Как заметил фотограф Альфред Штиглиц, «казалось, что здание движется прямо на меня, будто нос огромного океанского лайнера – новый образ Америки все еще создается». При всем этом Даниэль Бернэм во время учебы впитал идеалы школы изящных искусств, он любил монументальные строения в старинном стиле, и потому его удивительно современное здание внешне выглядело весьма старомодным. Величественный фасад венчал широкий карниз, неровные стены из терракоты и известняка были украшены цветами и греческими вазами.

Французское Возрождение времен XVI века как будто бы перенеслось в современный Нью-Йорк – именно вокруг стиля здания и было больше всего споров и критики. Очень многие в то время говорили, что высокие стены должны выглядеть, как несущие, напоминать прочную каменную кладку, а не утонченную облицовку. Стены всем покоя не давали.

Прошло более 100 лет, и теперь мы можем посмотреть на все это иначе, по-современному. Небоскреб кажется нам удачным сочетанием старого и нового – технические новшества сделали здание удобным и крепким, а элементы прошлого и стиль, который Бернэм взял из традиции изящных искусств, нисколько не испортили его. Три нижних этажа, с широкими окнами и грубой известняковой облицовкой, визуально как будто заземляют все здание.

На средних этажах множество более узких окон, это подчеркивает тонкость и высоту здания, взгляд будто бы сам поднимается наверх, к резным колоннам, аркам и карнизу, что венчает небоскреб.

В 1912 году Бернэм умер, а в 1929 году компания Фуллера переехала в другое здание (еще больше прежнего), но небоскреб и по сей день привлекает людей. Его постоянно фотографируют. Это символ времен успеха и изобилия, и в то же время -краха идей об идеальном устройстве общества. В 1979 году здание официально занесли в Национальный регистр исторических достопримечательностей США.

Архитектурные особенности Флэтайрон-билдинг

  • Основные архитектурные черты особенно хорошо видны, если смотреть на него спереди: форма равнобедренного треугольника со скошенным углом придает ему сходство с гигантской колонной, возвышающейся посередине Манхэттена.
  • Другая характерная черта Флэтайрона — деление его фасада по горизонтали, большой выступающий карниз, идущий по периметру верхней части здания, и основание из блоков тесаного камня напоминают о дворцах эпохи Возрождения.
  • справа вверху Флэтайрон-билдинг на стадии строительства. Стальной каркас обкладывался терракотой, а затем декорировался элементами в классическом стиле.
  • величественный Флэтайрон располагается на перекрестке Пятой авеню и Бродвея в центре делового Манхэттена. Бизнесмен, финансировавший строительство Флэтайрон-билдинга, считал его самым мощным из всех архитектурных сооружений.

Сбалансированными пропорциями и делением фасада на три части – на основание, облицованное тесаным камнем, среднюю основную часть со многими уровнями и верхнюю часть, состоящую из пентхауса с очень высокими арками и нависшими над ними карнизами — Флэтайрон повторяет модель ренессансных дворцов.

Говорят, что здание имеет два облика: если смотреть сбоку, Флэтайрон выглядит как жилой многоквартирный дом, если смотреть спереди, он напоминает колонну. Разделенный на основание, среднюю и верхнюю части, с острым передним углом, ширина закругления которого всего два метра, Флэтайрон несет в себе также черты античного стиля. Первые три этажа основания, сложенного из массивных блоков тесаного камня с большими пролетами между ними, крепко опираются на землю, тогда как средняя часть придает всему зданию легкость и стройность. Верхняя часть украшена арками, колоннами и резным карнизом. Фасад облицован терракотой и декорирован в ренессансном стиле.

Флэтайрон стал одним из первых зданий со стальным каркасом. Это и позволило создать здание высотой в 87 метров. Набор эклектических и классических элементов декора позволил замаскировать тяжелую нижнюю часть здания.

Здание-утюг

175 5th Ave & Broadway New York, NY 10010

The Flatiron Building, или здание-утюг, было построено в 1902-м году. Его высота — 85.5 метров. Есть разные исторические версии — по некоторым данным, когда строительство здания было закончено в 1902-м году, Flatiron Building было самым высоким зданием в мире, по другим — Flatiron даже никогда не было самым высоким зданием в Нью-Йорке.

Это одно из самых красивых и интересных сооружений Манхэттена, которое находится между 22-й и 23-й улицами, на пересечении Бродвея и Пятой авеню. Архитектор — Дэниэл Бернхем. За годы своей жизни Бернхем построил множество интересных зданий в Нью-Йорке, Чикаго, Питтсбурге. Наиболее известными его творениями являются здание универмага Selfridges в Лондоне, вокзал Union Square в Вашингтоне, здание универмага Macy’s в Филадельфии.

После того, как сделаете достаточно снимков здания, зайдите в Eataly через дорогу.

Район от 23-й улицы вниз по Пятой авеню раньше носил название «Женская Миля». Это было место, где в начале 20-го века были расположены модные магазины, и первое место в Нью-Йорке, куда женщины приезжали без своих мужей. На этом отрезке по-прежнему остались магазины, среди которых Madewell, Coach, Gap, Banana Republic, Victoria’s Secret, Anthropologie, J.Crew, Free People, Paul Smith, bebe, For All Mankind и другие.

Флэтайрон-билдинг

Видео: Флэтайрон-билдинг

Основные моменты

Необычная высотка привлекала многих фотографов и кинематографистов. В 1904 году, через два года после строительства, знаменитый американский фотохудожник Эдвард Стайхен сделал фотографию дома-утюга при ночном освещении. Этот снимок популярен по сей день и считается одним из символов Нью-Йорка начала прошлого века.

Дом-утюг рисовали художники и снимали в кино. Некоторые известные писатели отзывались о Флэтайрон-билдинге скептически. Он получил нелестные отзывы от Герберта Уэллса, Пьера Лоти и Максима Горького. В 1998 году вышел фантастический фильм «Годзилла», и в нем американская армия, гоняясь за огромным ископаемым ящером, случайно разрушила Флэтайрон-билдинг.

В наши дни небоскреб имеет статус национальной достопримечательности. Высотка используется как офисное здание, ее первый этаж отдан под магазины, а в цокольном помещении располагается большой роскошный ресторан. Наиболее дорогими здесь являются офисы, расположенные в самой узкой части, потому что из них открывается отличный вид на перекресток Пятой авеню и 23-ей улицы. С 2009 года половина помещений небоскреба принадлежит итальянской компании «Sorgente Group», которая объявила, что собирается перестроить Флэтайрон-билдинг в дорогой отель.

История строительства небоскреба Флэтайрон-билдинг

С середины XIX века небольшой треугольный участок земли возле восточной 23-ей улицы занимал четырехэтажный отель. В 1880 году его снесли и поставили здесь многоквартирный дом Камберленд, имеющий 7 этажей. В те времена высокое здание значительно превосходило окружающую застройку, поэтому на его стенах вывешивали рекламу. Особенно часто здесь появлялись тексты из популярных нью-йоркских газет. На Камберленде висели горячие новости и результаты выборов, поэтому вокруг него бывало многолюдно.

В 1898 году владелец участка умер, и дорогую землю выставили на продажу. По результатам проведенного аукциона новым хозяином участка стал управляющий строительной компании «Фуллер».

В 1901 году строительная компания наняла талантливого архитектора из Чикаго Дэниэла Бернхэма, чтобы тот создан проект нового небоскреба. Бернхэм с энтузиазмом взялся за дело и отошел от существовавших в те времена традиций небоскребов-пирамид. Он предложил возвести здание, которое бы не сужалось кверху, а имело одинаковую ширину у основания и на последнем этаже.

Когда строители начали наращивать этаж за этажом, наблюдавшие за ними жители Нью-Йорка были убеждены: от ветра небоскреб непременно обрушится, потому что со стороны он не выглядел устойчивым. Некоторые даже заключали пари, как далеко разлетятся каменные обломки. Отношение к стройке было столь пренебрежительным, что проект незаслуженно получил название «глупости Бернхэма».

Однако, опытный архитектор рассчитал абсолютно все. Большая часть для конструкций для Флэтайрон-билдинга собиралась прямо на заводе и доставлялась к строительной площадке в готовом виде. Благодаря этому, строители успевали возводить по одному этажу в неделю. Бернхэм заложил для высотки надежную опору. Ею стала мощная рама из стали, которая была способна выдержать любые нагрузки.

Стальной каркас смонтировали к февралю 1902 года, а к концу весны его наполовину облицевали. В июне 1902 года небоскреб был готов, и процесс строительства занял всего год. В те времена Флэтайрон-билдинг считался одним из самых высоких зданий в городе. Его прочность подтвердило время – манхэттенская высотка перенесла все шторма и показала большую устойчивость.

Архитектурные особенности и декор

Флэтайрон-билдинг поднимается на 93 м и имеет 22 этажа. Острым углом небоскреб обращен в сторону 23-ей улицы. Если взглянуть на здание с этой стороны, оно кажется абсолютно плоским.

Острый угол высотки создает завихрения, «втягивая» воздух снизу вверх. После окончания строительства жители Нью-Йорка быстро почувствовали на себе этот аэродинамический эффект. В начале прошлого века на 5-ой авеню располагались лавки, где торговали модной одеждой и обувью. Это был участок Манхэттена, который называли «Женской милей». Когда модницы шли сюда за покупками, порывы ветра поднимали их юбки, и молодые ньюйоркцы специально приходили к небоскребу, чтобы посмотреть на это зрелище.

За более чем вековую историю фасады высотки не потеряли былой красоты. Они богато декорированы в стиле итальянского ренессанса. Для отделки здания использованы известняковый руст, эркеры и терракотовая лепнина. Рамы для окон сделаны из огнеупорного стекла и облицованы медью.

Что можно увидеть поблизости

Рядом с небоскребом Флэтайрон-билдинг раскинулась зеленая территория Мэдисон-сквера. Общественный парк занимает 2,75 га. Он был открыт в 1847 году и назван в честь четвертого президента страны Джеймса Мэдисона. В особняках, которые окружают парк, появились на свет мать Уинстона Черчилля – Дженни, президент Теодор Рузвельт и писательница Эдит Уортон. Многие приходят сюда, чтобы погулять по пешеходным дорожкам в тени деревьев и полюбоваться на установленные в сквере памятники. В 150 м с востока от Флэтайрон-билдинга находится художественная галерея Burden Gallery.

Как добраться

Флэтайрон-билдинг стоит на Манхэттене, на пересечении 23-ей, 22-ой восточных улиц и Пятой авеню. Возле него находится станция метро «23rd Street», на которой останавливаются поезда трех маршрутов нью-йоркского метро: A – ночью, C – днем и Е – все время. Кроме того, мимо небоскреба ходят автобусы № М1, М2, М3, М55, М23-SBS, Х1, Х7, Х9, Х12, Х14, Х17, Х27, Х28 и Х37.

Небоскрёб Нью-Йорка

Флэтайрон-билдинг

англ. Flatiron Building

40°44′28″ с. ш. 73°59′23″ з. д.HGЯOL

Дата открытия

1902 год

Входит в NRHP с

20 ноября 1979 года

Статус NHL с

29 июня 1989 года

Статус NYCL с

20 сентября 1966 года

Стиль

Бозар, Чикагская школа

Высота

87 м

Этажность

Характеристики

Проектировщик

D.H. Burnham & Co.:
Дэниел Бернем,
Фредерик Динкелберг

Расположение

Адрес

Манхэттен, Пятая авеню, 175

Метро

23rd Street (N, R)

Флэтайрон-билдинг

Emporis

SkyscraperPage

Skyscraper Center

9014 и 25394

Structurae

Аудио, фото и видео на Викискладе

Флэ́та́йрон-би́лдинг (англ. Flatiron Building; дословно — «здание-утюг») — 22-этажный небоскрёб на Манхэттене, в Нью-Йорке, расположенный на месте соединения Бродвея, Пятой авеню и восточной 23-й улицы. Своё название здание получило из-за формы, напоминающей утюг. В свою очередь, в честь небоскрёба был назван квартал, в котором он расположен.

Сегодня Флэтайрон-билдинг — национальная достопримечательность и один из символов «Большого яблока».

Расположение

Дом Камберленд и прилегающие строения. Видна реклама на северной стене здания

При прокладке Пятой авеню между 23-й улицей и Бродвеем образовался треугольный участок с основанием длиной в 26 метров на 22-й улице и с вершиной на 23-й улице. На этом месте прежде находился четырёхэтажный отель Сен-Жермен (англ. St. Germaine) 1855 года постройки.

В 1857 году участок и прилегающие к нему территории были выкуплены торговцем Эймосом Эно. Напротив участка, между 23-й и 24-й улицами, в 1859 году он возвёл фешенебельный Отель Пятой авеню. В 1880 году Эно снёс отель Сен-Жермен и построил на его месте семиэтажный многоквартирный дом Камберленд (англ. the Cumberland) и ещё четыре трёхэтажных здания. В них в разные годы находились различные заведения вроде стоматологии и чулочного магазина. На углу находилась касса Железной дороги Эри.

Превышение Камберленда относительно соседней застройки позволило использовать его северную стену для рекламных вывесок. Этим пользовались городские газеты, включая The New York Times и New York Tribune. Со временем на стене начали выводить важные новости, в том числе о результатах выборов, что сделало «треугольник» одним из центров общественной жизни Нью-Йорка.

После смерти Эно, наступившей в 1898 году, участок был выставлен на аукцион. По прошествии нескольких перепродаж он был выкуплен Гарри Блэком, управляющим компании-застройщика «Фуллер». Здесь было решено построить штаб-квартиру компании и назвать её «Фуллер-билдинг» в честь основателя Джорджа Фуллера, скончавшегося в декабре 1900 года.

История

В октябре 1871 года бо́льшая часть зданий Чикаго погибла в «великом пожаре». Многие высотные строения были уничтожены: под действием сверхвысоких температур каменная кладка осыпалась, а стальные балки погнулись. Хотя пожар и послужил катализатором к новой застройке и сопутствующему экономическому росту города, в 1892 году городские власти Чикаго ввели ограничение на максимально допустимую высоту зданий. В том же году была внесена поправка и в градостроительный кодекс Нью-Йорка. Она, напротив, отменяла противопожарные требования к использованию каменной кладки при строительстве зданий со стальным каркасом. Это значительно упрощало строительство небоскрёбов.

Авторами проекта выступили чикагские архитекторы Дэниел Бернем и Фредерик Динкелберг. Они воплотили в небоскрёбе многие характерные черты чикагского стиля.

Небоскрёб на разных стадиях строительства

Работы по возведению небоскрёба были начаты в середине 1901 года. Стальные балки для него изготовляла компания American Bridge Company. При этом процесс был организован таким образом, что многие элементы конструкции собирались ещё непосредственно на заводе-изготовителе. В итоге рост здания составлял один этаж в неделю. К февралю 1902 года каркас Флэтайрона был готов, а к середине мая он уже был наполовину облицован. Полностью строительство было завершено в июне 1902 года, спустя всего год после начала. На момент постройки Флэтайрон-билдинг стал одним из самых высоких зданий в Нью-Йорке.

Хотя изначально небоскрёбу было дано официальное имя «Фуллер-билдинг», оно не прижилось. Здание, как и участок, вызывало у горожан устойчивые ассоциации с утюгом (англ. flat-iron), что в итоге и дало небоскрёбу его нынешнее название.

В том же году компания «Фуллер» вошла в конгломерат «U.S. Realty» общей стоимостью 66 миллионов долларов. Со временем дела у новообразованной компании стали идти не очень удачно, и в октябре 1925 года Блэк был вынужден продать небоскрёб. Покупателем выступил Льюис Розенбаум, еврейский инвестор из Венгрии. Стоимость сделки составила 2 миллиона долларов — столько же, сколько ушло на покупку участка, где стоит Флэтайрон, и его возведение. В 1933 году, во время Великой депрессии, разорился сам Розенбаум. Небоскрёб перешёл в собственность арендующей его страховой компании Equitable Life Insurance Company.

В 1946 году Флэтайрон выкупила группа инвесторов, среди которых был Гарри Хелмсли. Спустя шесть лет, в 1952 году, входы со стороны Пятой авеню и Бродвея были реконструированы. Место дверей, отделанных красным деревом, заняли невзрачные «вертушки» из стали и стекла, установленные и поныне. В 1991 году фасад здания был отреставрирован компанией Hurley & Farinella. Спустя 6 лет, в 1997 году, состоялась сделка по продаже здания компании Newmark Grubb Knight Frank.

В начале 2009 года итальянская корпорация Sorgente Group приобрела половину помещений небоскрёба. Сумма сделки составила около 190 миллионов долларов. Тогда же корпорация сообщила о планах увеличивать со временем свою долю, выкупая офисные помещения после окончания срока аренды текущих арендаторов. Согласно планам компании, Флэтайрон будет преобразован из офисного здания в фешенебельный отель.

Отзывы

«Океанский пароход, тянущий на буксире Бродвей». 1925 год

«Утюг» получил смешанные отзывы от современников. Неприятие новых веяний в градостроительстве исходило большей частью от европейцев. Так, английский художник Филип Берн-Джонс обозвал его «необозримым кошмаром» (англ. vast horror), у Герберта Уэллса небоскрёб оставил впечатление «огромной незавершённости» (англ. immense incompleteness), а французский романист Пьер Лоти посетовал на то, что к подобным «мрачным гигантам, <…> растущим всё выше и выше; ужасающим и невероятным», будет сложно привыкнуть. Нелестно отозвался о небоскрёбе и в целом о Нью-Йорке и Максим Горький, приехавший сюда в 1906 году:

Это — город, это — Нью-Йорк. На берегу стоят двадцатиэтажные дома, безмолвные и темные «скребницы неба». Квадратные, лишенные желания быть красивыми, тупые, тяжелые здания поднимаются вверх угрюмо и скучно. В каждом доме чувствуется надменная кичливость своею высотой, своим уродством.

С другой стороны, американский журналист Джон Корбин разглядел в небоскрёбе, доминирующем над Мэдисон-сквером, «океанский пароход, тянущий на буксире Бродвей». Французский иллюстратор Шарль Юар нашёл его «безграничный силуэт» совершенно будоражащим; аналогичные чувства здание, как и архитектура города, вызвала у выдающегося композитора Сен-Санса, посетившего Нью-Йорк в 1906 году.

Арендаторы

В первые годы на 19 этаже находился центральный офис компании «Фуллер». Впоследствии он переехал в другой небоскрёб, принадлежащий компании — Фуллер-билдинг на 57-й улице.

В здании также располагалось консульство Российской империи, а с 1914 по 1918 год — русские военные заготовительные комиссии, отвечавшие за обширные оборонные закупки России в США в годы Первой мировой войны. Также помещения арендовали редакция журнала American Architect and Building News издателя Фрэнка Манси, страховая компания Equitable Life Assurance Society и другие. На углу находились магазины табачной корпорации United Cigar Stores, а на цокольном этаже — фешенебельный ресторан на 1500 персон.

По состоянию на 2010 год первые этажи небоскрёба по-прежнему занимали магазины, а основными арендаторами офисных помещений были различные издательства.

Описание

Вид из офиса на углу здания

Орнамент небоскрёба выполнен в основном в стиле итальянского ренессанса. В оформлении колонн в самой узкой части Флэтайрона, ориентированной на север, прослеживается французский ренессанс. Для украшения фронтона, а также в основании фасада использованы греческие колонны, состоящие из основания, ствола и капители. В отделке арок и колонн применены камень и терракота, основного фасада — неяркий кирпич и та же терракота; в нижней части здания — обтёсанный тёмно-жёлтый известняк. Оконные рамы сделаны из огнеупорного дерева, облицованного медью.

В целом стиль здания, сочетающий в себе несколько классических направлений, характеризуется как бозар.

«23-скиду»

Вследствие уникального расположения Флэтайрона на пересечении основных магистралей напротив Мэдисон-сквера, на 23-й улице около небоскрёба возникает заметный аэродинамический эффект. В начале XX столетия это место притягивало многих мужчин, заглядывавшихся на развевающиеся юбки горожанок и то, что оголяет ветер под ними. Этот «флэтайронский» эффект нашёл отражение во многих почтовых карточках и иллюстрациях того времени. Кроме того, с тех лет в обиход вошла фраза «23-скиду» (англ. 23 skidoo; дословно — «23 — делай ноги»), которой полицейские разгоняли тогдашних зевак.

  1. По другим данным — 20- или 21-этажный

> Примечания

Флэтайрон Билдинг — первый небоскрёб Нью-Йорка

Флэтайрон Билдинг: небоскрёб утюг в Нью-Йорке

Флэтайрон Билдинг — пожалуй, самое необычное здание Нью-Йорка, имеющее более чем столетнюю историю. Высотка разместилась на пересечении Бродвея и 23 Стрит, вызывая интерес у каждого гостя штата.

Это здание на 22 этажа, высотой 87 метров, считается одним из первых небоскрёбов Нью-Йорка. Строители назвали его «Фуллер-билдинг», в честь компании-застройщика, но горожане сразу заприметили, что дом сильно смахивает на обыкновенный утюг. А с народным творчеством, как известно, соперничать трудно, поэтому кличка — «дом-утюг» (flatiron– утюг англ.) — прижилась прочно и навсегда.

Впрочем, описывая это здание, было бы несправедливым ограничиться только утюгом. Его фундамент имеет треугольную форму, с основанием 26 метров, и узкой, двухметровой вершиной. Поэтому издалека, если смотреть прямо на этот «носик», можно легко увидеть перед собой корабль. Собственно, архитектор, проектирующий здание, стремился именно к тому, чтобы горожане, завидя дом, угадывали в нём именно гордый океанский лайнер.

Флэтайрон Билдинг — первый небоскрёб Нью-Йорка, построенный вопреки принципам пирамиды. Все без исключения высотные здания того времени в целях сохранения соответствующего уровня устойчивости имели широкое основание, среднюю часть меньшей ширины и узкий верх. Даниэлю Барнхему удалось разрушить все существующие стереотипы, включая стандарты, связанные с количеством и формой окон.

Особенности памятника архитектуры Флэтайрон Билдинг

Треугольная форма здания сделала его не только предметом обсуждения, но даже насмешек со стороны строительного сообщества. Небоскрёб утюг в Нью-Йорке — именно так прозвали объект, позже получивший мировую славу. Для 1902 года 22 этажа, имеющих одинаковую площадь, стали революционным достижением. Оригинальная форма здания обеспечивала хорошие аэродинамические характеристики, снижая нагрузку на конструкцию от порывов ветра. Потоки воздуха проходили вдоль стен, создавая очень необычные ощущения внутри. Флэтайрон Билдинг до сих пор вызывает интерес со стороны арендаторов по этой причине.

Стоит отметить, что преимущественным спросом пользуются офисы, расположенные на острие высотки. Несмотря на эргономические неудобства, связанные с неправильной формой помещений, стоимость их аренды на порядок выше аналогов. Неоклассический архитектурный стиль только добавляет высотке экстравагантности. В отделке фасада использовался терракотовый камень, однако даже он не смог спрятать неказистую форму постройки.

Первый небоскрёб Нью-Йорка, созданный на основе металлического каркаса, часто становился объектом критического обсуждения. В журнале Montgomery Schuyler писали, что высотка полностью лишена дизайнерского вкуса. Острая часть, ширина которой составляет около 2-х метров, лучше была бы замаскирована. Вместо этого Даниэль Барнхем выделил её, вызывая насмешки со стороны прохожих. Критика также была направлена на количество окон, которых было нехарактерно много для здания офисной направленности. Считалось, что в таких помещениях нет места для размещения шкафов и некоторой другой мебели. Несмотря на множество нелестных отзывов, Флэтайрон Билдинг был признан лучшим строительным сооружением того времени.

Почему небоскрёб «Утюг» Флэтайрон Билдинг застуживает внимания?

  1. В строительстве использовались инновационные строительные приёмы, позже ставшие основой для создания домов повышенной этажности. Иными словами, Флэтайрон Билдинг является прародителем всех современных высоток.
  2. Экскурсия на небоскрёб может включать в себя посещение углового офиса, где открывается незабываемый вид на другую достопримечательность — высотку Эмпайр-стейт-билдинг.
  3. Здание официально названо исторической достопримечательностью Америки. Это случилось в 1989 году. В мире больше нет столь оригинальных строений, имеющих возраст более 100 лет.
  4. В отличие от других небоскрёбов Нью-Йорка, треугольный офисный центр никогда не был обделён вниманием со стороны арендаторов. Здание на 100% было заполнено уже через 6 месяцев после открытия!
  5. Флэтайрон Билдинг внутри обладает теми же очарованием и оригинальностью, что и снаружи.

Экскурсия на небоскрёб Флэтайрон Билдинг с профессиональным гидом

Флэтайрон-билдинг быстро сделал Пятую авеню популярным местом на Манхеттене. Его несколько раз перепродавали, последний раз — в 2009 году, когда половину здания выкупила одна из итальянских корпораций. Размер покупки составил чуть меньше 200 млн.$. Поговаривают, что итальянцы намерены постепенно выкупить всё здание, но им придётся немало ждать: многие офисы арендованы на десятки лет вперёд.

Сейчас в «утюге» по-прежнему много компаний, редакций газет и представительств. Причём, как и раньше, особо ценятся офисы в узкой части, ведь отсюда открывается отличный вид на город, и в частности, на другой знаменитый небоскрёб — Эмпайр Стэйт Билдинг.

Наша компания рада предложить услуги по организации условий для посещения архитектурных достопримечательностей Нью-Йорка. Мы расскажем, почему американские мужчины любят проводить своё время рядом с острой частью небоскрёба. Покажем, насколько хорошо сохранилось здание, и как архитектору удалось достичь такой невероятной прочности.

Туристическая экскурсия может включить в себя посещение местных парков, знаменитой улицы Бродвей, ресторанов и театров. Ценителям истории будут предоставлены интересные факты, связанные с высоткой, событиями и знаменитостями. Есть желание рассмотреть Флэтайрон Билдинг внутри? Мы легко решим все организационные вопросы, открывая двери для новых впечатлений и самых ярких эмоций!

>Флэтайрон-билдинг

Как выглядит Флэтайрон-билдинг

Это здание на 22 этажа, высотой 87 метров, считается одним из первых небоскрёбов Нью-Йорка. Строители назвали его «Фуллер-билдинг», в честь компании-застройщика, но горожане сразу заприметили, что дом сильно смахивает на обыкновенный утюг. А с народным творчеством, как известно, соперничать трудно, поэтому кличка — «дом-утюг» (flatiron– утюг англ.) — прижилась прочно и навсегда.

Впрочем, описывая это здание, было бы несправедливым ограничиться только утюгом. Его фундамент имеет треугольную форму, с основанием 26 метров, и узкой, двухметровой вершиной. Поэтому издалека, если смотреть прямо на этот «носик», можно легко увидеть перед собой корабль. Собственно, архитектор, проектирующий здание, стремился именно к тому, чтобы горожане, завидя дом, угадывали в нём именно гордый океанский лайнер.

Насколько далеки друг о друга корабль и утюг, настолько же и разнились отзывы о здании у людей, впервые увидевших его. Максим Горький, посетивший Штаты в начале века, назвал сооружение «безмолвной и тёмной скребницей неба». Герберт Уэллс написал, что здание оставляет впечатление «огромной незавершённости», а один художник из Англии и вовсе нарёк дом «необозримым кошмаром». Но были и творческие натуры, которым дом понравился; к примеру, известному композитору Сен-Сансу.

Почему же здание воспринималось столь неоднозначно? Ответ, возможно, отыщется в его истории.

Как строилось здание-утюг

К концу XIX века в Америке начали строить первые высотные здания, невиданные доселе в других странах мира. Лидерами в этом новом архитектурном деле оказались Чикаго и Филадельфия. Но Нью-Йорк тоже не хотел оставаться в стороне, и в 1901 году строительная компания «Фуллер» решила возвести один из первых в городе небоскрёбов. Его треугольное основание диктовалось очертаниями места, которое был выкуплено для строительства. А ещё — взглядами архитектора, Дэниэла Барнэма. Он уже строил высокие дома в Чикаго, и решил возвести здание в стиле итальянского неоклассицизма, а обилием капителей и колонн (да оно и само должно было напоминать исполинскую колонну).

При строительстве впервые в мире применили технику «стального каркаса». Многие элементы сваривали заблаговременно, на заводе-изготовителе. Впоследствии их собирали на месте, подобно домику из кубиков. Это обеспечило невиданные по тем временам темпы: один этаж за неделю! Стальной каркас здания возвели всего за полгода, и тут же начали облицовывать его терракотовой плиткой. К лету 1902 года здание было сдано в эксплуатацию; его постройка заняла всего один год!

Люди частенько принимают всё новое с подозрением, даже с недовольством. Эта участь не обошла и Флэтайрон-билдинг. Помимо того эстетического отторжения, о котором было сказано выше, многим (и даже архитекторам), казалось, что узкое, непривычно высокое здание, обязательно рухнет под напором первого же сильного ветра. Ведь тогда считалось правильным строить высокие дома с обязательным сужением кверху, подобно пирамиде. Флэтайрон-билдинг не сужался, а устремлялся ввысь, подобно огромной готической колонне.

Интересно! Вдоль здания нередко гуляют сильные воздушные завихрения, и сохранилось много свидетельств, как в первые десятилетия после завершения строительства зеваки-мужчины всего города специально приходили к дому. Здесь они наблюдали неизменную картину: ветер поднимал подолы широких, длинных юбок у дам, спешащих в соседний магазин модной одежды, на мгновение высоко обнажая ноги. В то время это было весьма эротичное зрелище!

Кроме самой формы дома, многие не восприняли и обилие окон на его фасаде, и слишком узкие, треугольные комнаты внутри «носика». Скептики утверждали, что только дурак снимет офис в таком здании.

Дальнейшая судьба Флэтайрон-билдинг и его настоящее

Но они были посрамлены! Чуть выше мы сказали, что люди с опаской относятся к новому. Но оно одновременно и манит людей, особенно творческих, нестандартных. Через полгода после сдачи дома в нём не было уже ни одного свободного офиса! Причём первыми раскупались именно узкие, треугольные комнаты. Представители богемного мира считали их особенно привлекательными.

Интересно! Одно время в здании снимала офис под своё Консульство Россия, а в годы Первой мировой здесь работала Русская военная миссия, отвечавшая за закупки в США вооружения.

Флэтайрон-билдинг быстро сделал Пятую авеню популярным местом на Манхеттене. Его несколько раз перепродавали, последний раз — в 2009 году, когда половину здания выкупила одна из итальянских корпораций. Размер покупки составил чуть меньше 200 млн.$. Поговаривают, что итальянцы намерены постепенно выкупить всё здание, но им придётся немало ждать: многие офисы арендованы на десятки лет вперёд.

Сейчас в «утюге» по-прежнему много компаний, редакций газет и представительств. Причём, как и раньше, особо ценятся офисы в узкой части, ведь отсюда открывается отличный вид на город, и в частности, на другой знаменитый небоскрёб — Эмпайр Стэйт Билдинг.

И, безусловно, это туристическая достопримечательность, одно из самых узнаваемых зданий «Большого яблока». Здесь всегда много туристов, задирающих головы ввысь, чтобы определиться, что же они видят: необычный утюг, океанский лайнер, или огромную римскую колонну? Смотрят, и не могут понять, ибо Флэтайрон-билдинг, как любая стоящая вещь в нашем мире, имеет множество обличий.

Дом-утюг/ Флэтайрон-билдинг, Нью-Йорк, США: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Дом-утюг/ Флэтайрон-билдинг — одно из самых необычных зданий в Нью-Йорке, США. Этот самый любопытный нью-йоркский небоскреб, получил свое название за схожесть с бытовым прибором — утюгом. Он никогда не стремился носить титул самого высокого здания в городе, однако с самого первого дня постройки был окружен мифами и легендами.
Небоскреб, высотой 93 метра, построен совсем недавно, в 1902 году. Под него был отведен небольшой и не совсем удобный участок в виде треугольника. Дэниэл Бернхэм — известный архитектор, разработал план постройки в стиле боз-ар. При разработке проекта архитектор не взял за основу уже утвердившийся принцип построения небоскрёбов в пирамидальном виде, который суживается кверху. Ширина этой высотки одинаковая от макушки до земли.
Небоскреб имеет 21 этаж, но самый изумительный вид открывается из помещений, размещенных в угловом отсеке постройки. Острый угол развернут к 23-й улице, и если смотреть именно с этой улицы, то гигант кажется плоским, как доска. Из других точек обзора он может напоминать то тонкую колонну, то огромный летящий клин, то стремительную стену, уходящую ввысь.
Имея довольно большую высоту, он кажется не слишком устойчивым. Когда строилось это здание, жители Нью-Йорка гадали: свалит его штормовой ветер или нет, и даже заключали пари на дальность разлета обломков. Зданию в те времена присвоили наименование — «глупость Бернхэма».
Но архитектор не дал горожанам насладиться триумфом, предусмотрев в конструкции мощнейшую стальную раму, которая может выдержать любые нагрузки. За время своего бытия Дом-утюг перенес не один шторм, выстоял, ни разу не покачнувшись.
Но сильные ветра все-таки сыграли свою роль в придании небоскребу доли загадочности. Как выяснилось, в ветреную погоду около здания создаются небывалые завихрения, поднимая юбки женщин, которые шли мимо в магазин «Женская миля». Этим пользовались молодые люди, которые специально приходили сюда посмотреть на подобное зрелище.
Несмотря на свою высоту, Дом-утюг выглядит очень изящно, чему способствует богатое украшение стен и окон. Витиеватые детали декора создают необычайную игру света и теней, заставляя любоваться необычным, но очень красивым символом Нью-Йорка. Сегодня большая часть помещений отдана под офисы компаний.

Добраться до Дома-утюга можно от станции метро и линии: 23 Street .

Leave a Comment