Флоренция палаццо веккьо

Архитектура

План Палаццо Веккьо имеет прямоугольное основание. Во внешнем облике присутствуют строгие черты без особых изысков. Стены выполнены из обычного красного кирпича. Строение состоит из трех этажей. Нижний уровень использовался для защиты и не имеет украшений. Редкие оконные проемы довольно узкие, стены гладкие.

Окна второго яруса более широкие и состоят из нескольких створок. Оконные арки напоминают изогнутый тростник. Декорациями второго яруса занимался Микелоццо. Верхний этаж имеет традиционное украшение в виде зубчатого свода. Этот сказочный образ известен многим по фильмам о Средневековье. Внутри арочных опор можно рассмотреть повторяющиеся девять гербов, которые принадлежали правящим гильдиям Флоренции. Кроме декоративного назначения, каменные своды служили обороне замка. Через небольшие отверстия на врагов можно было выливать раскаленное масло или смолу.

Спустя некоторое время после завершения строительства главный вход замка обрел новый облик. По бокам от портала укрепили статуи двух львов, окрашенных в синий цвет. Между ними расположена табличка с надписью на латыни. Этот вход позднее получил название «Львиные ворота». Возле него и по углам ратуши установили прекрасные скульптуры: статую Давида (Микеланджело), Геркулеса (Б. Бандинелли) и другие.

Интерьер

За мрачными кирпичными стенами, которые предстают перед взором туристов, скрывается пышное убранство залов. Несколько сотен фресок окаймляет позолота, а просторные коридоры и внутренние дворики обставлены прекрасными скульптурами и фонтанами. Каждый зал имеет свою тематику и стиль оформления.

Сразу за львиными воротами центрального портала расположен уютный внутренний двор. Оформление первого двора впечатляет. На полу находятся каменные плиты, а по периметру установлены массивные колонны с ажурной резьбой. Стены и потолок украшены живописью, в центре расположена небольшая чаша фонтана с Амуром. Вдоль стен стоят кадки с небольшими апельсиновыми деревьями. Этот уютный и даже романтичный дворик создали в честь свадьбы Франческо Медичи с Анной.

Пройдя через небольшой дворик, посетители оказываются в Зале Пятисот. Это огромное помещение длиной 52 м и шириной 23 м. К оформлению зала приложил руку Симоне дель-Палойоло. На стенах и сводах зала находится множество фресок Вазари, да Винчи, Микеланджело со сценами сражений. Предполагалось, что именно здесь будет заседать большой совет в составе 500 человек. В нишах, расположенных по периметру зала, можно увидеть статуи Пап, которые были в дружественных отношениях с династией Медичи. Они выполнены скульптором Баччо Бандинелли.

За огромнейшим Залом Пятисот скрывается небольшая комната, в которой Козимо Медичи оборудовал для себя кабинет. Герцог с разносторонними интересами использовал его как лабораторию, студию и сокровищницу.

Залы второго яруса не использовались для государственных служб и имеют более жизнерадостное оформление. Наиболее красивым считается Зал Лилий. Вход в него отделан мраморными плитами. Множество золотистых сот на потолке имеют голубую сердцевину с золотой лилией. Стены по всей высоте расписаны фресками с библейскими сюжетами и важными персонами Римской Империи.

Не менее удивительны и другие помещения Палаццо Веккьо. Все они живо оформлены и обставлены прекрасными скульптурами. Благодаря окнам, просторные залы залиты теплым естественным светом. Когда взор утомляется от созерцания бесчисленных фресок, можно подняться на крышу дворца, к террасе Сатурна. Она является смотровой площадкой, откуда можно полюбоваться на прекрасную Флоренцию.

История

Строительство дворца Палаццо-Веккьо началось в 1299 году на месте имения опальной семьи Уберти. В опалу она попала после поражения партии гибеллинов, поддерживающих императора, в противостоянии с гвельфами — приверженцами Папы Римского. Члены семьи Уберти, как сторонники гибеллинов, были убиты или высланы из города, а их резиденция — полностью разрушена. И некоторое время это место пустовало, пока заседавшие в стенах «старого дворца» приоры не решили, что им требуется еще одно правительственное здание.

Разработка проекта была поручена уже известному в то время архитектору Арнольфо ди Камбио — создателю таких архитектурных шедевров, как собор Санта-Мария-дель-Фьоре и базилика Санта-Кроче. Строительство продолжалось 15 лет и завершилось в 1314 году. Изначально замок незамысловато назвали Палаццо Нуово, что означало «новый дворец». Позже его переименовали в Синьорию, а когда здесь поселился тосканский герцог Козимо I из рода Медичи, появилось название Палаццо Дукале. Спустя несколько лет герцог переехал в другой замок, и тогда будущая ратуша стала Палаццо-Веккьо (в переводе «старым дворцом»).

Все время своего существования это здание было тесно связано с политической жизнью Флоренции. В 15-м веке на площади перед ним оглашались приговоры и происходили казни, самой знаменитой из которых можно считать повешение заговорщика Франческо Пацци и его сообщников прямо на окнах дворца. В конце 1400-х годов, во время взлета монаха Савонаролы, ставшего фактическим правителем Флоренции, здесь заседала республиканская Ассамблея. Позже в Палаццо-Веккьо переехали вернувшиеся к власти Медичи. И даже когда они сменили резиденцию, во дворце по-прежнему размещались государственные органы. Сегодня же здесь находится городская ратуша и одновременно музей.

Как добраться

Знаменитый Палаццо-Веккьо расположен в самом центре города на площади Синьории. Поэтому, если вы находитесь в центральной части, рекомендуем не искать транспорт, а пройти до него пешком.

Точный адрес: Piazza Signoria 1.

Совсем рядом c Палаццо-Веккьо проходит автобусный маршрут:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрут № C2 до остановки Condotta.

    Пешком:остановка находится рядом с площадью, которую надо будет пересечь, чтобы попасть к замку.

В течение получаса можно пешком дойти до дворца от вокзала Санта-Мария-Новелла

  • Вариант 1

    Пешком:двигайтесь по улице via Faenza, переходящей в via F.Zannetti, после сверните на via dei Cerretani, а потом на via Roma.

Палаццо-Веккьо на карте

Башня Арнольфо

Стройная часовая башня Арнольфо — главное украшение дворца Палаццо-Веккьо. Она возвышается над площадью Синьории на 94 метра. Туристы поднимаются сюда, чтобы со смотровой площадки оглядеть всю Флоренцию и сделать потрясающие панорамные фото.

Собственно, часовой башня Арнольфо стала лишь в 1667 году, когда на ней были установлены городские часы работы мастера Ледерле. Что интересно, они до сих пор исправно показывают время! Ранее постройка использовалась в качестве тюрьмы, здесь успели побывать в заточении и склонный к интригам Козимо Медичи, и фанатичный монах Савонарола.

В настоящее время башня открыта для посетителей, но исключительно в хорошую погоду. Чтобы попасть внутрь, для начала в холле Палаццо-Веккьо нужно найти лестницу с табличкой «Tower And Battlements» и подняться наверх. Там будет еще одна лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку. Учтите, посетителей пропускают на нее группами, чтобы не перегружать конструкцию и не создавать толчею — возможно, придется немного подождать.

На самую верхушку башни ведет несколько каменных ступеней в узком проходе. Здесь можно сполна прочувствовать таинственную и немного мрачную атмосферу средневекового замка. Но вот пройдены последние ступени, и вы на крыше! Во все стороны раскинулась солнечная Флоренция, и можно с высоты птичьего полета оглядеть город вплоть до самого горизонта. Наряду с колокольней Джотто башня Арнольфо предлагает гостям города лучшие панорамные виды.

Внутреннее убранство

Внешне суровый, монументальный Палаццо-Веккьо проявляет все свое великолепие в оформлении внутренних залов. Они расположены на трёх ярусах, и каждый имеет свою тематику. Главным является Зал Пятисот, но о нем мы поговорим подробнее чуть позже. Сейчас же рассмотрим другие, не менее яркие и роскошные помещения замка.

Апартаменты Льва Х или семейства Медичи — эта часть комплекса объединяет три зала, посвященные членам могущественного семейства, которые сыграли весомую роль в истории города и всей Италии. Первый зал украшен рисунками из жизни Козимо Старшего (того самого, который некогда был заточен в башне Арнольфо), второй — сюжетами с участием его внука Лоренцо Великолепного, а третий — портретами Папы Римского Льва Х.

Залы Стихий — пять комнат с фресками, изображающими символы огня, воды, земли и воздуха. Эти апартаменты некогда принадлежали герцогу Козимо I, здесь он жил до переезда в Палаццо Питти. В свое время герцог заказал роспись залов Джорджо Вазари, и это была первая работа мастера для представителей династии Медичи. Впоследствии художник не раз пользовался покровительством могущественного семейства. Из всех картин больше всего привлекает внимание образ Венеры Пенорожденной (символа водной стихии). Не менее интересен выполненный на потолке одного из залов бог земледелия Сатурн. Также в этой части Палаццо-Веккьо есть две лоджии с открытыми террасами, на которые можно выйти, чтобы освежиться и сделать несколько фото.

Апартаменты Элеоноры Толедской — комнаты супруги Козимо I, среди которых особенно выделяется Зеленый зал с часовней и Зал Пенелопы, где хранится подлинник картины Боттичелли «Мадонна с младенцем». Последний также может заинтересовать посетителей сценами из «Одиссеи» и великолепной росписью потолка — на нем изображена сама Пенелопа за ткацким станком. Из Зеленого же зала можно попасть в длинную галерею, соединяющую Палаццо-Веккьо с соседним дворцом Палаццо Питти — она получила название «коридор Вазари».

Зал Карт — еще одно интересное помещение на втором этаже дворца. Здесь находятся старинные географические карты, выполненные монахом и ученым Игнато Данти. Они сполна отображают представления о мире времен 16-го века. Центральным же экспонатом является огромный глобус на небольшом постаменте, что хранится в Палаццо-Веккьо с 1581 года.

Аудиенц-зал — парадные апартаменты для приемов и рабочих встреч Козимо I. В этом зале можно увидеть фрагменты самого старого интерьера Палаццо-Веккьо, сохранившегося еще со времен Флорентийской республики.

Первый внутренний дворик

В Первый внутренний дворик можно попасть непосредственно после парадного входа во дворец Палаццо-Веккьо. Здесь посетителям всегда хочется немного задержаться, ведь у ворот находятся две величественные скульптуры: Давид руки самого Микеланджело и Геркулес, выполненный итальянским мастером Бандинелли. Впрочем, что касается Давида, дверной проем украшает копия скульптуры, а оригинал хранится в Академии изящных искусств.

Есть одна легенда, связанная с входом в Палаццо-Веккьо. Считается, что на стене за статуей Геркулеса можно рассмотреть рисунок Микеланджело, который побился об заклад с товарищем, что сможет набросать лицо осужденного на казнь, стоя к нему спиной. Правда это или нет — неизвестно, но кое-кто из туристов утверждает, что на стене действительно можно различить что-то похожее.

Однако вернемся во внутренний дворик — он с первых шагов поражает роскошной, но вместе с тем уютной атмосферой. Стены здесь украшены панорамами австрийских городов, потолок поддерживают резные колонны, а в центре установлен фонтан с копией скульптуры «Амур с дельфином» Андреа Верроккьо. Оригинал тоже можно увидеть — он хранится на втором этаже Палаццо-Веккьо.

Над интерьером дворика работал Джорджо Вазари, которому была поставлена задача сделать это место приятным для Иоанны Австрийской — супруги Франческо Медичи. Поэтому для оформления стен и была выбрана австрийская тематика, напоминающая юной герцогине о родине.

После осмотра дворика можно пройти в вестибюль Палаццо-Веккьо, в гардеробную или в музейные кассы. Здесь стоит отметить, что посетителям с рюкзаками или объемными сумками стоит после покупки билета пройти в сторону гардеробной и сдать свои вещи в камеру хранения. С рюкзаками вход в музей Палаццо-Веккьо запрещен, но об этом могут не предупредить во время покупки билетов.

Огромный Зал Пятисот, который растянулся в длину более чем на 50 метров, занимает большую часть территории первого этажа Палаццо-Веккьо. Он предназначался для Народного Совета Флорентийской республики, а во времена правления Савонаролы — для заседаний Ассамблеи.

С его интерьером связана одна интересная история. Изначально для оформления стен и потолка были приглашены два великих творца Италии эпохи Возрождения — Микеланджело и Леонардо да Винчи. Но, к сожалению, сейчас в Палаццо-Веккьо мы не увидим этих картин. Оба художника выполнили эскизы батальных фресок, но впоследствии к работе приступил лишь Леонардо да Винчи. Он работал около трех лет, однако так и не завершил картину. Есть мнение, что эксперименты мастера с красками в данном случае были не совсем удачными, фреска начала быстро разрушаться. Как бы там ни было, она так и осталась незаконченной. После возвращения к власти Медичи в Палаццо-Веккьо была проведена реконструкция, в результате которой фреску Леонардо скрыла картина Джорджо Вазари.

Что же касается Микеланджело, то вместо фресок посетители могут полюбоваться другим творением этого мастера. В Зале Пятисот находится оригинал скульптуры «Гений попирает грубую силу», над которой творец работал в период 1533-1534 годов. Прекрасно сохранившаяся, она представляет собой одну из жемчужин Палаццо-Веккьо.

Зал Лилий

Одно из самых величественных помещений второго этажа — Зал Лилий. Он назван так благодаря отделке в виде золотых цветков лилии, которые являются элементом герба французского семейства Анжу. Представитель этой династии, граф Анжуйский, в свое время поддержал сторонников Папы Римского. И гвельфы, придя к власти, отблагодарили семейство таким образом.

Вход в эти апартаменты оформлен в виде белоснежного мраморного портала, а стены занимает масштабная фреска Гирлайндо с изображением Брута, Цицерона, святого Дзанобия (первого епископа Флоренции) и других выдающихся деятелей. Также здесь находятся картины Сальвиати по мотивам жизни римского правителя Камилла — считается, что так художник аллегорически изобразил самого Козимо Медичи.

Важное место среди экспонатов Зала Лилий занимает оригинал скульптуры Донателло «Юдифь и Олоферн». Когда-то она стояла на площади перед Палаццо-Веккьо, но в конце 20-го века в целях сохранности была перенесена во дворец, а на прежнее место установлена копия.

Рабочие часы и цена билета

Музей Палаццо-Веккьо работает по следующему графику:

  • С апреля до сентября — с 09:00 до 23:00;
  • С октября до марта — с 09:00 до 19:00.

Выходных нет, однако по средам у музея сокращенный график — часы работы с 09:00 до 14:00. Касса перестает работать за 1 час до закрытия комплекса.

Существует несколько типов билетов, дающих право на посещение разных уголков Палаццо-Веккьо:

  • Полный билет — 18 евро (~1 310 руб.);
  • Музей и проход в башню — 14 евро (~1 019 руб.);
  • Музей и археологическая зона — 14 евро (~1 019 руб.);
  • Только музей — 10 евро (~728 руб.);
  • Только проход в башню — 10 евро (~728 руб.).

Также есть льготные билеты для студентов и молодежи 18-25 лет, они стоят на 2 евро дешевле. Дети до 18 лет проходят бесплатно в сопровождении взрослых.

Перед визитом уточняйте информацию на сайте, где также можно узнать о мероприятиях, проводимых в Палаццо-Веккьо.

В качестве интересной опции музей предлагает «семейный комплект» для посетителей с детьми от 6 до 13 лет. В него входят информационные материалы, альбом семьи Медичи, карта, бинокль, а также забавные короны и шляпы для детей. Набор можно бесплатно взять напрокат на 2 часа в Информационном пункте Палаццо-Веккьо.

А после экскурсии по дворцу рекомендуем еще немного задержаться на площади Синьории, которая сама по себе подобна большому музею. Обратите внимание на фонтан Нептуна — как ни странно, во время его создания жители весьма скептически встретили этот новый архитектурный объект. Сейчас же он неизменно вызывает восхищение. Вблизи фонтана можно увидеть памятник Козимо I, изображения которого часто встречаются в Палаццо-Веккьо. И обязательно стоит посетить Лоджию Ланци, где сегодня находятся скульптуры Бенвенуто Челлини, Джамболоньи, Пио Феди и других.

Если после этого вы решите продолжить экскурсию по интересным местам Флоренции, буквально в паре шагов находится знаменитая Галерея Уффици, где собрана огромная коллекция произведений искусства. А хотите остаться под открытым небом — отправляйтесь на старейший в Европе мост Понте Веккьо или прогуляйтесь по красивой набережной Арно. Здесь, в историческом центре Флоренции, на каждом шагу вас будут встречать архитектурные шедевры и следы великого прошлого этого города.

Визитная карточка

Описание

Палаццо Веккьо был сооружен по образцу более старого административного дворца Палаццо Тоскана в городе Вольтерра, но выглядит намного мощнее, словно вырублено из одного куска скалы. Проект предусматривал чёткие формы: в плане это прямоугольник, но тонкие карнизы по фасаду зрительно делят его на три блока. Увенчанная зубцами галерея как бы повторяется на звоннице и на башне Арнольфо, высота которой достигает 94 м, дополняя впечатление величавой простоты.

В 1667 году на башне были установлены часы работы аугсбургского мастера Г. Ледерле, которые ходят до сих пор.

Внутренний дворик

Внутренний дворик в стиле раннего Возрождения был оформлен архитектором Микелоццо в 1453 году. Виды Вены, Линца и Граца работы Джорджо Вазари, придворного архитектора Козимо I, появились здесь по случаю бракосочетания его сына Франческо I и Иоанны Австрийской.

  • Статуя Давида (копия)

  • Внутренний дворик

  • Внутренний дворик

Зал пятисот

Зал пятисот предназначался для заседаний Большого народного совета. В честь восстановления Флорентийской республики после вторичного изгнания Медичи из города (1494) гонфалоньер Пьеро Содерини сделал заказ Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти — их батальные фрески должны были занять противоположные стены зала. Оба художника выполнили подготовительные картоны (это был единственный раз, когда они встретились в одном проекте), названные Бенвенуто Челлини «школой для всего света». «Битва при Кашине» Микеланджело показывала флорентийских воинов в тот момент, когда во время купания они подверглись внезапному нападению противника, да Винчи в качестве сюжета выбрал «Битву при Ангиари» (1440). В центр композиции был помещён один из ключевых её моментов — сражение всадников за знамя.

Непосредственно к росписи стены приступил только да Винчи, работавший над фреской в 1503—1506 годах. Размером 6,6 × 17,4 метра, «Битву при Ангиари» должна была стать самым масштабным его произведением — однако начала разрушаться ещё в процессе работы (возможно, из-за экспериментов с составами краски и способами грунтовки). Совет требовал либо предоставить готовую работу либо вернуть выплаченные деньги. В конце концов да Винчи, получивший приглашение французского наместника Шарля д’Амбуаза, отбыл в Милан — фреска же осталась незавершённой.

В 1555—1572 годах по заказу семейства Медичи зал был реконструирован. Росписи, призванные продемонстрировать могущество и славу герцога и его государства, выполнял Джорджо Вазари с учениками. Аллегорическая живопись стен и потолка повествует о деяниях Козимо I. Место «Битвы при Ангиари», напоминавшей о годах республиканского правления, заняла «Битва при Марчиано» Вазари (существует гипотеза, что он не уничтожил фреску да Винчи, а сохранил её позади своей).

Среди находящихся здесь мраморных статуй — скульптурная группа Микеланджело «Гений, попирающий грубую силу» и копия «Триумфа Флоренции над Пизой» Джамболоньи, оригинал которой находится в музее Барджелло.

  • Зал пятисот

  • Фреска Джорджо Вазари

  • Фреска Джорджо Вазари

Интерьеры 2-го этажа

Апартаменты стихий

Апартаменты стихий, состоящие из пяти комнат и двух лоджий, были приватными помещениями герцога. Козимо I заказал оформление дель Тассо (1500—1555), однако из-за его смерти работа была выполнена Вазари — впервые получившего заказ от Медичи. Фигуры, изображённые на фресках, являются аллегориями земли, огня и воды (в образе Венеры Пенорождённой). На потолке изображён Сатурн — бог земледелия. С «террасы Сатурна» открывается живописный вид на базилики Санта-Кроче, Сан-Миниато-аль-Монте и крепость Бельведер.

В одной из комнат апартаментов выставлен «Мальчик с рыбой» Андреа Верроккьо (его копия установлена на фонтане Первого дворика).

Зал Юпитера

Потолочная фреска посвящена Юпитеру. Стены украшают гобелены XVI века, выполненные по картонам Страдано.

Зал Кибелы

Зал украшают фрески «Триумф Кибелы» и «Времена года». Пол был выполнен в 1556 году. Из окон открывается вид на Третий дворик.

Зал Цереры

Потолочная фреска, выполненная учеником Вазари Дочено, посвящена Церере. Стены украшают гобелены со сценами охоты, выполненные во Флоренции по картонам Страдано.

Зелёный зал

Росписи помещения выполнены Ридольфо Гирландайо. Справа находится часовня, которую украшает фреска Аньоло Бронзино «История Моисея» (1564); «Пьета» в алтаре — его же работы. Маленькая дверь ведёт в Коридор Вазари (1565), соединяющий дворец с Палаццо Питти.

Зал Пенелопы

Потолок украшает сцена с Пенелопой за ткацким станком, фриз декорирован сценами из «Одиссеи». На стенах — «Мадонна с младенцем» и «Мадонна с младенцем и Св. Иоанном» работы Сандро Ботичелли.

Зал Льва X

В Зале Льва X находится картина Джорджо Вазари «Осада Милана». Изображение воинов в различных позах типично для маньеризма, отличающегося напряжённостью образов и манерной изощрённостью формы.

Аудиенц-зал и Зал Лилий

В Аудиенц-зале сохранились наиболее старые интерьеры палаццо. Зал был когда-то объединён в одно целое с Залом лилий. На золотом кессонированном потолке Аудиенц-зала, выполненном Джулиано де Майано в 1470—1476 годах, изображён герб Флоренции, на потолке Зала лилий — золотой цветок лилии на синем фоне — герб французских графов Анжу, помогавших флорентийским гвельфам в их борьбе с гибеллинами и способствовавших их окончательной победе. Мраморный скульптурный портал, ведущий в Зал лилий — работы братьев Бенедетто и Джулиано де Майано, интарсия по дереву выполнена Дель Франчьоне. Фрески работы Франческо Сальвиати (1543—1544) посвящены жизнеописанию римского полководца и диктатора Фурия Камилла и являющуюся аллегорией правления Козимо Медичи.

На стенах зала — огромная фреска Ридольфо Гирландайо с изображениями первого епископа Флоренции св. Дзанобия вместе со святыми Лоренцо и Стефано и героев Римской республики (Брута, Цицерона, Сципиона и др.), которые должны были вдохновлять правителей города на защиту республиканских идеалов. Здесь же находится «Юдифь» Донателло.

  • Потолок Зала лилий

  • Кессоны на потолке Аудиенц-зала

  • Фреска Гирландайо

Другие залы

Через Зал канцелярии, где выставлен бюст Никколо Макиавелли и висит его портрет, можно попасть в Зал карты мира (Маппамондо), где находится старинная карта мира.

В коллекции музыкальных инструментов Палаццо Веккьо находятся скрипки работы Страдивари и Амати.

  • Никколо Макиавелли

  • Зал Маппамондо

  • Географическая карта Англии в зале Маппамондо

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Палаццо Веккьо

Палаццо Веккьо — старый дворец на площади Синьории является одним из самых известных символов Флоренции. Я хотела посетить его в первую очередь, ведь практически вся история политической жизни города крутится вокруг этого мрачного здания. Дворец застал древние времена республики, на его фоне произошло возвышение, расцвет, а затем и угасание семьи Медичи, объединение Италии и много других событий бурной флорентийской истории. А в наши дни Палаццо Веккьо превратился в музей, в который я очень рекомендую вам зайти, если окажетесь во Флоренции.

В древнеримскую эпоху на месте нынешнего дворца располагался театр, а в раннее Cредневековье тут обосновалась знатная семья Уберти, выстроившая здесь, как тогда было принято, целую крепость с десятками домов и башен — для более спокойного общения с соседями. В ту пору во Флоренции яростно сражались две партии — гвельфов (сторонников Папы) и гибеллинов (приверженцев императора). Уберти принадлежали к последним и после поражения гибеллинов были частью вырезаны, частью изгнаны из города. Их крепость была полностью снесена, говорят даже, что земля на этом месте была посыпана солью — яростное неистовство гражданской войны…

А спустя некоторое время на покинутом пустыре начали возводить новый дворец. Руководил работами Арнольфо ди Камбио, строительство длилось почти 15 лет и завершилось в 1314г. Практически сразу новый дворец стал использоваться как правительственное здание. В XV веке его назвали Палаццо дела Синьория, поскольку в нём заседала республиканская власть — синьория, включавшая в себя гонфалоньера справедливости и 24-х приоров, переизбираемых раз в два месяца.

Архитектура дворца типична для средневековой Флоренции — это закрытое со всех сторон здание, напоминающее крепость и практически лишённое всяких художественных изысков. В те беспокойные годы знатные фамилии, как уже говорилось, строили свои дома таким образом, чтобы в них можно было выдержать вражескую осаду. Примеров таких зданий и в наши дни встречается во Флоренции предостаточно. Что же касается нашего дворца, то обратите внимание на арочные пролёты наверху. Сейчас мы видим здесь изображения гербов флорентийских гильдий, а когда-то там были амбразуры для метания камней и вара в осаждающих.

Итак, к XV веку дворец и площадь перед ним стали центром политической жизни Флоренции: отсюда колокол возвещал народный сбор, здесь оглашали приговоры, казнили преступников, устраивали бунты — в общем, протекала нормальная средневековая жизнь.
С момента возвышения семьи Медичи и постепенного прихода их к власти дворец несколько утратил своё значение. Однако основные события флорентийской истории по-прежнему вершились вокруг него. Дворец пережил изгнание Медичи в 1494 г, возвышение и последующую казнь вдохновенного и фанатичного монаха Савонаролы (во дворце в тот период заседала Ассамблея) и возвращение Медичи к власти. Представитель новой ветви династии — Козимо I — был первым из Медичи, кто поселился во Дворце Синьории в 1537 г. Это было символично: игры в республику закончились, началась эпоха монархического, по сути, правления. Правда, вскоре растущему семейству стало здесь тесно, и Медичи переехали в Палаццо Питти, на другом берегу реки Арно. С тех самых пор дворец на площади Синьории и получил нынешнее название — Палаццо Веккьо (Старый дворец).

Впоследствии здесь размещались различные государственные учреждения Медичи, а в тот недолгий период, когда Флоренция являлась столицей Итальянского Королевства, дворец служил местом заседаний парламента. В наши дни Палаццо Веккьо используется в качестве городской ратуши и привлекает туристов как один из самых интересных флорентийских музеев. Что же можно увидеть внутри Палаццо Веккьо?

Покупка билетов. Внутренний двор Палаццо Веккьо

Музей во дворце работает в следующем режиме:

  • с октября по март ежедневно с 9:00 до 19:00 (в четверг с 9:00 до 14:00);
  • с апреля по сентябрь с 9:00 до 23:00 (в четверг с 9:00 до 14:00).

Билетные кассы Палаццо Веккьо (1) расположены не на улице, а внутри дворца на первом этаже. Поэтому во внутренний двор здания любой желающий может попасть совершенно бесплатно. Войти можно либо через парадную дверь (2), рядом с которой стоит копия знаменитого «Давида» Микеланджело, либо через ворота со стороны via dei Gondi (3).

Имейте в виду, что парадный вход часто бывает закрыт, но это не значит, что музей сегодня не работает — просто нужно обойти дворец по левой стороне. Кстати, рядом с этим «боковым» входом в Палаццо Веккьо, в стене, находится фонтанчик с очень вкусной и холодной питьевой водой. Летом для меня он стал настоящим спасением, тем более, что во Флоренции таких «поилок» не так много, как в Риме. Однако если парадная дверь открыта, заходить во дворец лучше через неё.

Задержитесь у входа: со стеной дворца, находящейся за спиной статуи Геркулеса, связана интересная легенда. Якобы, на этой стене нацарапан рисунок и не абы кем, а самим Микеланджело. Он вроде бы наблюдал за казнью некоего преступника на площади Синьории и поспорил с товарищем, что сумеет нарисовать лицо приговорённого на стене, стоя к ней спиной и не поворачивая головы. Могу подтвердить: что-то такое здесь действительно нацарапано, хотя мне не сразу удалось сие найти. Интересно, получится ли у вас?

Пройдя внутрь, мы оказываемся в маленьком, роскошно украшенном дворике (4): на потолке арабская вязь, стены расписаны панорамами австрийских (на момент XVI века) городов, а в центре — фонтан авторства Верроккьо. Двор был оформлен в таком стиле в честь свадьбы Франческо Медичи с Иоанной Австрийской — для Медичи в то время было крайне важно породниться с королевскими фамилиями Европы и укрепить таким образом собственную власть.

Насмотревшись на убранство дворика, проходим в центральный вестибюль дворца (5). Музейные кассы (6) находятся ближе к входу со стороны боковой улицы. Вход в гардеробную и туалеты (7) расположен в противоположном конце зала. Обращаю ваше внимание на то, что в туалет пускают только при предъявлении музейного билета, просто так — ни-ни, даже объявления об этом развешены на разных языках.

В гардеробной стоит большой деревянный макет Палаццо Веккьо, а рядом с ней в нескольких залах расположена маленькая выставка, которую можно осмотреть бесплатно.

Теперь самое время купить билеты. Здесь выделяют три основные зоны, билеты в которые продаются как вместе, так и по отдельности. Во-первых, это собственно Музей (залы дворца), во-вторых — Археологическая зона (можно спуститься вниз и осмотреть результаты раскопок). И в-третьих, — Башня и крыша дворца: она работает по своему графику:

  • с апреля по сентябрь с 9:00 до 21:00 (в четверг – до 14:00);
  • . с октября по март с 10:00 до 17:00 (в четверг с 10:00 до 14:00).

Касательно башни, сразу отмечу: посетителей пускают туда нерегулярно. Так, например, доступ прекращается на время дождя. А когда я поднималась на Башню, дождя не было, однако в какой-то момент ко мне подбежала нервная смотрительница и сказала, что у них что-то случилось, и на самый верх подняться нельзя, а можно только на предпоследний уровень, и побыстрее — через полчаса надо уже спуститься. В общем, мне тогда пришлось изрядно побегать, а вы просто примите эту информацию к сведению.

Теперь несколько слов о ценах. Они разнятся в зависимости от того, какую зону дворца вы хотите посетить:

  • Музей 10 EUR;
  • Музей+Башня 14 EUR;
  • Музей+Археологическая зона 14 EUR;
  • Общий билет 18 EUR;
  • Археологическая зона 4 EUR;
  • Крыша и Башня 10 EUR.

У меня при покупке билета случилась непонятная заминка. Я выбрала вариант Музей+Башня, а билетёрша стала мне объяснять, что башня откроется через полчаса, а пока мне надо подождать. Моего итальянского так и не хватило, чтобы выяснить: почему нельзя купить билет сейчас и подождать полчаса до открытия – тётенька была непреклонна. Пришлось мне через 30 минут снова выстаивать очередь – тогда проблем уже не возникло.

Наконец, осмотрев всё описанное выше, начнём наш путь по залам Палаццо Веккьо.

Музей Палаццо Веккьо

Зал Пятисот

Начать осмотр удобнее всего с самого большого и известного помещения дворца — Зала Пятисот. Когда-то здесь собирался Народный Совет, а в годы изгнания Медичи в этом зале заседала Ассамблея. Нынешний свой вид Зал Пятисот, как и большинство прочих комнат, приобрёл в XVI веке. До того, как переехать сюда, Козимо Первый заказал Вазари большую работу по реконструкции залов дворца. Интерьер Зала Пятисот был почти полностью изменён. Для Козимо было принципиально избавиться от всякого напоминания о периоде республиканской власти и оформить зал в новом, идейно выдержанном стиле. В результате от старого убранства мало что сохранилось, а жаль — ведь над росписью стен в те годы, помимо прочих мастеров, работали Леонардо да Винчи и Микеланджело. Считается, что это был единственный раз, когда два гения участвовали в одной работе (они друг друга на дух не переносили). Существует не то легенда, не то обоснованная гипотеза о том, что Вазари сохранил фреску Леонардо, просто поместив на неё сверху свою работу.

Так или иначе, но и нынешний вид Зала Пятисот весьма впечатляет. Во времена Медичи здесь проводились торжественные приёмы, да и сейчас зал часто используется для различных мероприятий. Так, например, проходя как-то поздним вечером мимо дворца, я увидела, как в парадную дверь чинно заходят дамы и кавалеры, одетые под старину. Очевидно, что такие балы здесь — не редкость.
Картины на стенах, как водится, прославляют военные победы Флоренции. Изображения очень масштабные и пафосные. Воодушевившись, можно поверить, что Флоренция побеждала всех и вся. В реальности же флорентийцы успешно воевали только с соседними городами, да и то не всегда. Однако настоящий художник и из малозначительных побед сотворит произведение искусства.

Пройдитесь по залу, посмотрите картины и обратите внимание на скульптуру Микеланджело «Гений, попирающий грубую силу». Двигаемся дальше.

Апартаменты Льва X

Несколько залов, объединённых под названием Апартаментов Льва X, расположены по соседству с Залом Пятисот. Эти комнаты посвящены трём членам семейства Медичи, которые, в основном, и заложили основу богатства и власти этой фамилии. Речь идёт о Козимо Старшем (не путать с Козимо Первым!), Лоренцо Великолепном и о Джованни Медичи (ставшим Папой Римским по имени Лев X). Картины во всех комнатах этих апартаментов содержат сцены жизни каждого из них.

Козимо Старший был первым из Медичи, фактически пришедшим к власти. Точнее, власть в то время оставалась республиканской, однако ушлому банкиру с большим количеством денег и влиятельных друзей необязательно было иметь герцогский титул, чтобы дёргать за нужные верёвочки и вершить политику Флоренции. Козимо жил довольно скромно, много работал, накапливал капиталы, одалживал сильных мира сего и обрастал связями. Борьба за политическое влияние в республике кипела нешуточная, и у Козимо было немало тяжёлых моментов: и в тюрьме он побывал (кстати, сидел в башне Палаццо Веккьо), и в изгнании жил, но несмотря ни на что, к концу его жизни семья Медичи была самой влиятельной силой во Флоренции. Кстати, Козимо водил дружбу с Донателло и многими другими мастерами и щедро спонсировал искусство (как впоследствии и все Медичи). Обратите внимание на картину, где Козимо стоит в окружении Донателло и Микелоццо, а Брунеллески и Гиберти показывают ему макет церкви Сан-Лоренцо.

Следующая комната украшена сценами из жизни внука Козимо Старшего — Лоренцо Великолепного. Будучи уже настоящим главой Флорентийской республики, Лоренцо с успехом продолжил дело своего деда. На его веку тоже хватало заговоров и вооружённых конфликтов, но Лоренцо умел мастерски выходить из самых сложных ситуаций. Так, когда Неаполитанский король шёл на флорентийцев с войском, а союзники отказались помочь республике, Лоренцо сам, без армии, выехал навстречу противнику и так умело провёл переговоры, что Флоренция сохранила все свои земли, даже не вступив в битву с врагом. Эта знаменитая история нашла отражение на одной из представленных здесь картин.

Окружение Лоренцо составляли лучшие учёные, поэты и деятели искусств своего времени, да и сам правитель писал стихи и занимался наукой. Можно без преувеличения сказать, что Лоренцо Великолепный пользовался в народе наибольшей популярностью из всех Медичи, что правили до и после него.

Третья большая комната освещает события из жизни сына Лоренцо Великолепного — Джованни. История запомнила его не как Джованни Медичи, а как Папу Льва X —www.win2 он был первым из семейства, кому удалось заполучить папскую тиару. Надо ли говорить, насколько помогло семье Медичи такое возвышение Джованни: в те времена папская власть открывала практически безграничные возможности. Понтификат Льва X во многом заложил основы для будущей, практически королевской, власти Медичи в Тоскане.

Льву X приписывают известную фразу: «Господь даровал нам папство, так будем же им наслаждаться!» Папа и наслаждался вовсю: жил на широкую ногу и не думал о последствиях. Некоторые исследователи вообще считают, что Лев X был одним из первых атеистов своего времени. Не буду слишком углубляться в его историю, приведу лишь ещё один интересный факт: считается доказанным, что за время понтификатов Льва X и его преемника (тоже из Медичи) множество сокровищ и произведений искусства перекочевало из Ватикана во Флоренцию.

Апартаменты Стихий

Ну а теперь, познакомившись с тремя столпами семейства Медичи, поднимемся наверх — в апартаменты их потомка, Козимо Первого.

Своё название эти комнаты (их всего 5) получили благодаря фрескам, на которых аллегорически изображены основные стихии — огонь, земля и вода. Здесь обитал Козимо Первый до того, как переехать в Палаццо Питти. Это был суровый правитель, сумевший навести порядок в государстве после долгого периода смутного времени. При нём Флоренция вышла на пик своего могущества и влияния. Собственно, это наследие Козимо его потомки затем усердно проматывали без малого аж два века. Осматривая эти комнаты, можно выйти на лоджии и полюбоваться чудесным видом на монастырь Сан-Миниато аль Монте.

А в последней комнате можно увидеть фигуру мальчика с рыбой, копия которой украшает фонтан во внутреннем дворике дворца.

Апартаменты Элеоноры Толедской

Сейчас мы переходим в комнаты, которые занимала жена Козимо Первого — Элеонора. Судя по всему, жили супруги душа в душу, Козимо даже не изменял жене, что было крайне необычно для правителя той эпохи. Говорят, жена была единственным человеком, который имел влияние на Козимо и которому тот полностью доверял.

Задержитесь в Зелёном зале — здесь сразу привлекает внимание прелестная маленькая часовня (Элеонора была ревностной католичкой). Часовня украшена работами Бронзино, самые известные — «История Моисея» (обратите внимание на его «рожки») и «Пьета» в алтарной части.

Дальше мы проходим несколько тематических залов — Зал Сабинянок, Зал Эстер, Зал Пенелопы и др. В каждом из них картины иллюстрируют события соответствующего мифа. В Зале Пенелопы обязательно найдите «Мадонну с ребёнком» Боттичелли — как видим, не все шедевры Возрождения помещаются в Галерее Уффици.

Не спеша, рассматривая картины и убранство залов, мы вскоре перейдём в Апартаменты Приоров. Здесь можно увидеть богато украшенную Капеллу Приоров, а также посмертную маску Данте Алигьери. Великий поэт занимался также политикой и был избран приором в 1300–1301 гг. Но уже в 1302 г ему пришлось бежать из Флоренции навсегда (в борьбе чёрных и белых гвельфов, к которым принадлежал Данте, чёрные победили).

Ну а мы сейчас проходим в один из самых красивых залов Палаццо Веккьо — Зал Аудиенций.

Зал Аудиенций и Зал Лилий

В Аудиенц-зале Козимо Первый проводил рабочие встречи, и это одно из немногих мест во дворце, где частично сохранились старые «республиканские» интерьеры. Так, на большой фреске Гирландайо мы видим, помимо прочих, Брута, Цицерона и других ярых республиканцев древнеримской поры.

Фрески периода Козимо Первого, естественно, уже не содержат никаких республиканских намёков. Заметное место занимают работы Сальвиати, представляющие сцены из жизни римского диктатора Камилла. Судя по всему, это прозрачная аллегория на правление самого Козимо, сделанная по его же заказу. Так, интерьеры Палаццо Веккьо дают нам наглядное представление о разных этапах развития флорентийской государственности.

Находясь в Аудиенц-зале, не пройдите мимо знаменитейшей скульптуры Донателло «Юдифь и Олоферн».

Мастер создал её в 1457г по заказу Козимо Старшего и был так впечатлён собственной работой, что подписал её (обычно он так не делал). Сначала «Юдифь» украшала фонтан в первом родовом гнезде Медичи — Палаццо Медичи-Рикарди. После изгнания семейства из Флоренции в конце XV века дворец был разграблен, а «Юдифь» выставили на площади Синьории, вроде как в назидание на тему «что бывает с тиранами». Когда Медичи вернулись к власти, чтобы не злить народ, скульптуру решили оставить на месте — этакий жест примирения. Так и стояла она на площади Синьории, потом — в Лоджии Ланци, потом — снова на площади. В 80-х годах XX века скульптуру перед Палаццо Веккьо заменили копией, а оригинал с тех пор демонстрируется в Аудиенц-зале. Из Зала Аудиенций мы попадаем в Зал лилий — когда-то эти залы были одним помещением, перегородка появилась позже. Обратите внимание на дверь с изображением Данте и лилии на потолке — герб французской фамилии Анжу, помогавшей гвельфам одолеть гибеллинов. Отсюда небольшой коридор ведёт в Зал Географических Карт Средневековья. Мне было интересно их рассматривать — нашлась даже карта «Карелии и Северной России».

После аудиенц-зала мы проходим так называемые Старые канцелярии — последние несколько залов музея. Здесь выставлены без особой системы самые разные экспонаты — картины, скульптуры, предметы мебели разных времён и т. п. Оцените панорамный вид средневековой Флоренции — похожие карты, кстати, активно продаются в городе как сувениры.

Я задержалась также возле изображения Никколо Макиавелли — ещё одного знаменитого флорентийца. В годы изгнания Медичи он поддерживал Савонаролу и занимал важные государственные посты в республике. Возвращение Медичи, казалось, не сулило Макиавелли ничего хорошего, однако опала оказалась недолгой. Впоследствии Медичи даже прибегали к его советам по некоторым государственным вопросам. Высоких постов Макиавелли, правда, больше не занимал, довольствуясь должностью историографа. А мировую славу ему принесла книга «Государь», популярная и поныне, в которой Макиавелли изложил своё видение наилучшего способа управления государством.

На этом мы заканчиваем осмотр залов Палаццо Веккьо, однако если силы ещё остались, приглашаю вас подняться на башню дворца.

Как я уже говорила, посещение Башни надо планировать, ориентируясь на погоду — во время дождя посетителей туда не пускают. Если же с погодой вам повезло, то купив билет, найдите в вестибюле дворца широкую лестницу, возле которой стоит указатель с надписью «Tower And Battlements». Поднимайтесь наверх, и через несколько этажей вы окажетесь возле лестницы поменьше, которая и ведёт на крышу. Здесь у вас проверят билет и, возможно, попросят немного подождать. На крышу людей пускают небольшими группами и, похоже, ведут учёт посетителей: наверное, существуют определённые ограничения по весу, который гарантированно выдерживает крыша, или просто стараются избежать столпотворения.

Когда вас пропустят, идите наверх по узкой лестнице, и вот — вы уже на крыше. Во Флоренции отовсюду открываются чудесные виды, и обзорных площадок хватает, но крыша и башня Палаццо Веккьо для меня оказались в этом плане вне конкуренции.

Отсюда можно разглядеть буквально каждое историческое здание или церковь, а внизу открывается потрясающий вид на площадь Синьории.

Прогулявшись по крыше, поднимаемся вверх, на Башню. Подъём здесь не такой сложный, как на купол Дуомо или Кампанилу Джотто, да и людей гораздо меньше. На самый верх пускают не всегда, но и вы так не будете разочарованы — эти виды Флоренции навсегда останутся в вашей памяти.

При спуске загляните в небольшую комнатку в одном из пролётов башни. Наверно она когда-то служила караульным помещением, а может быть, и камерой. Напомню, что долгие годы Башня Палаццо Веккьо являлась тюрьмой, в которой сидели, например, такие люди, как Козимо Старший и Савонарола.

Рассмотрев всё интересное, спускайтесь вниз — на сегодня культурная программа выполнена с лихвой.

Как добраться до Палаццо Веккьо

Сориентироваться в окрестностях дворца нам поможет карта, приведённая ниже.

Палаццо Веккьо (1) расположен на одной из главных площадей Флоренции — piazza della Signoria (2). Если вы живёте в центральной части города, настоятельно рекомендую вам передвигаться пешком: тут всё в шаговой доступности и на то, чтобы дойти, например, от вокзала Санта-Мария Новелла до площади Синьории, у вас уйдёт 10–15 минут. Можно, конечно, доехать сюда и на автобусе: ближайшая остановка маршрута С2 (3) находится недалеко от площади.

Площадь Синьории и сама — музей под открытым небом, так что в окрестностях Палаццо Веккьо вас ждёт много интересного. Зайдите в Лоджию Ланци (4), благо пока туда пускают бесплатно. Полюбуйтесь скульптурами, особенно, конечно, «Персеем с головой Медузы» авторства Челлини.

Рассмотрите все памятники на площади. С «Давидом» Микеланджело (5) все фотографируются только здесь: в музее, где стоит оригинал, фотосъёмка запрещена. Говорят, что однажды во время очередного восстания в ходе бурных дебатов из окна Палаццо Веккьо выпал диван и отколол Давиду руку. Вроде бы даже после её восстановления остались швы, и их можно разглядеть.

Обратите внимание на фонтан Нептуна (6). При его открытии в 1565 г над архитектором Амманати толпа смеялась: «Какой прекрасный мрамор ты испортил!», а в наши дни площадь уже трудно представить без этого фонтана.

Невдалеке от фонтана стоит конный памятник Козимо Первому (7), с которым так много связано в Палаццо Веккьо.

Можете обойти дворец кругом: со стороны via dei Leoni (8), на задах Палаццо Веккьо, в средние века находился львиный питомник. А со стороны via della Ninna (9) можно увидеть дверь, через которую бежал из дворца один незадачливый правитель во время бунта 1342г.

Ну и нельзя не упомянуть, что буквально в 20 метрах от Палаццо Веккьо расположен один из главных музеев мира — Галерея Уффици (10), а за ней — набережная Арно и самый старый мост в Европе — Понте Веккьо (11). Поверьте, Флоренция вас не разочарует!

Leave a Comment