Фото Лувра В Париже

В Лувре, как мы выяснили, собрана всякая всячина – от предметов роскоши до глиняных табличек, которым несколько тысяч лет. Однако и традиционная музейная составляющая, то есть картины великих (и не очень) мастеров, широко представлена в этом музее. Коллекция картин в Лувре поистине огромная, она содержит около 6000 полотен, написанных в период от Средневековья до 1848 года.

Картины, написанные после этой даты, в настоящее время находятся в Музее Орсе, основанном в 1986 году. 1848 год – это дата начала очередной Революции во Франции, в ходе которой был свергнут последний монарх из династии Бурбонов.

В общем, Лувр пережил несколько революций, каждая из которых как-либо отражалась на культурной жизни Франции и, соответственно, на экспозиции музея. В этой связи то, чем особенно может гордиться Лувр, – картины, связанные с революционными движениями Франции.

Содержание

«Свобода, ведущая народ»

Она же – «Свобода на баррикадах». Название и содержание картины являются причиной того, что её очень часто связывают с Великой Французской революцией. В действительности она посвящена революции, но другой – Июльской, произошедшей в 1830 году. Революция прошла за несколько дней, но имела огромное влияние на всю Европу: благодаря ей либеральные настроения во многих странах укрепились, а в Германии, например, прошли массовые беспорядки.

«Свобода, ведущая народ» изображает восстание, предводителем которого выступает женщина с обнажённой грудью. Женщина символизирует эту самую Свободу. На голове у неё фригийский колпак, в руках французский флаг и ружьё. Обнажённая грудь в данном случае отражает самоотверженность, с которой французы шли отстаивать свою свободу.

За женщиной движется толпа повстанцев, один из которых находится с левой стороны от неё. Это мужчина в тёмном костюме, в цилиндре и с ружьём. Мужчина этот – Эжен Делакруа, автор картины, – здесь он изобразил самого себя. О своей картине Делакруа говорил: «Пусть я не сражался в революции, но я буду писать для неё!».

После Июльской революции новое правительство тут же приобрело картину, однако вскоре распорядилось её снять и спрятать: чиновникам показалось, что её воинственный пафос слишком опасный. Ведь Июльская революция удовлетворила интересы только части восставших, волнения пролетарского класса были подавлены. Франция не избавилась от монархии, так как это могло повлечь за собой внешнеполитические трудности для страны.

«Клятва Горациев»

Ещё одна интересная картина из коллекции Лувра – творение Жака-Луи Давида «Клятва Горациев». Картина написана в 1784 году и к революционным событиям прямого отношения не имеет, однако её содержание было весьма актуальным для революционной Франции. И это даже при том, что писал её Давид в Риме, что объяснялось принципом творчества художника: по его словам, римлян он может писать только в Риме.

Картина изображает трёх юношей из рода Горациев, которые произносят клятву перед тем, как отправиться на войну в представителями Альба-Лонги – латинского города, состоявшего во враждебных отношениях с Римом; отец юношей протягивает им мечи. Произведение проникнуто духом братства, единения и борьбы за свободу. Картина интересна прежде всего своей формой, отражающей каноны зарождавшегося французского неоклассицизма. Вот её характерные черты:

1. Фон картины в тени, а основные персонажи на первом плане выделены, чтобы показать их значимость.

2. Картина написана в тусклых красках, чтобы показать, что историческое событие важнее, чем его изображение.

3. Картина выдержана в «троичном» стиле. Три брата Горация, три меча, которые держит в руках их отец, три страдающие женщины на заднем плане.

картины лувра в высоком разрешении

Все персонажи поделены на три группы. Каждой группе соответствует одна из трёх арок здания, являющегося фоном картины. Изображению присуща строгая симметричность. Воздетые руки юношей и отца вместе составляют треугольник, эту фигуру можно заметить и в других деталях.

4. Предпочтение отдаётся чётким деталям.

5. Эмоции проявляют только женщины сзади, а мужчины исполняют свой долг. Эмоции здесь изображены как естественные проявления человеческой сущности, являющиеся, однако, признаком слабости, поэтому они отступают перед воинственным бесстрашием главных героев.

Как и всякое классицистское произведение, «Клятва Горациев» посвящена историческому событию, произошедшему в эпоху классической античности.

Картина Давида повлияла на всё европейское искусство в целом. Для XVIII века была характерна так называемая «женская» вселенная, выражавшаяся в изогнутых, плавных линиях. «Клятва Горациев» утвердила новую эстетику, характерную для «мужского» мира – мира прямых линий, чётких деталей, конкретных объектов и действий.

«Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами»

Это ещё одна картина Давида в стиле того же французского неоклассицизма. Она изображает битву между двумя италийскими племенами – римлянами и сабинянами. Чтобы пресечь в буквальном смысле братоубийственную войну, сабинянки принесли на поле боя своих детей. Герсилия, жена Ромула, встаёт между мужем и своим отцом, готовящимся убить друг друга, и жестом заставляет их прекратить бой.

На этой картине Давид сумел изобразить красоту полуобнажённого тела, мастерски используя драпировки (одежду, не скрывающую детали человеческой фигуры, а позволяющую зрителю о них догадываться, при этом избегая пошлости). Также на ней небо над полем боя затянуто тёмными тучами – этот приём при изображении сражений будут использовать и другие художники, в том числе Делакруа в своей описанной выше картине.

Лувр, картины которого отражают историю человечества до Революции 1848 года, «продолжается» в Музее Орсе, в котором представлены картины от 1848 до 1910 года, и в Государственном музее современного искусства, в котором собраны произведения художников ХХ века.

А ещё оснащён Лувр фото- и видеооборудованием, которое позволяет оцифровывать знаменитые полотна.

Видео: Виртуальный Лувр. Путешествие по музеям

)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Музеи мира Лувр

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Лувр (фр. Musée du Louvre) — один из крупнейших художественных музеев мира (третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, из которых на 58 470 располагаются экспозиции).

Слайд 7

Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы.

Слайд 8

Здание музея — старинный королевский дворец (Palais du Louvre). Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.

Слайд 9

Современный Лувр является результатом ряда последовательных строительных проектов, проведенных в течение последних 800 лет. Крепостная структура в стиле форта была построена еще при Филиппе Августе, с 1190 года до 1202 года, чтобы защитить Париж от норманнских и английских нападений.

Слайд 10

Лувр как место, где были собраны произведения искусства, стал действовать еще со времен Франциска Первого (I половина XVI века), однако только во время Французской Революции, королевская коллекция Лувра стала «Центральным Музеем Искусств» и коллекции Лувра открылись для общественности.

Слайд 11

10 августа 1792 года монархии Бурбонов пришел конец, и Луи XVI был заключен в тюрьму. Как часть революционного процесса, и все художественные работы, содержавшиеся в галереях Лувра, были объявлены национальной собственностью, Королевская коллекция была объединена с коллекцией Церкви, составив единое целое в 1789 году. Музей официально открылся для общественности 10 августа 1793 года.
Юбер Робер

Слайд 12

Лувр — один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней.

Слайд 13

В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности и до наших дней

Слайд 14

Самые известные экспонаты Лувра: свод законов Хаммурапи, Венера Милосская, Ника Самофракийская, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Свобода на баррикадах» Делакруа, картины Рембрандта, Тициана.

Слайд 15

Джоконда Леонардо да Винчи была приобретена Франциском I в 1519 году

Слайд 16

Брак в Кане Галилейской» — картина итальянского художника Паоло Веронезе по мотиву известного евангельского сюжета о превращении Иисусом воды в вино. В 1798 году была украдена из монастыря в Венеции армией Наполеона и в том же году передана в Лувр.

Слайд 17

Полотно «Христос на Кресте» Эль Грекодосталось музею даром,его забрали из здания суда в Prades (Восточные Пиренеи) в 1908 году.

Шедевры Лувра

Слайд 18

Венера Милосская найдена в 1820 годуи тогда же приобретёнапослом Францииу турецкого правительства.

Слайд 19

Ника Самофракийская была найдена по частямв 1863 годуна острове СамотракиШарлем Шампуазо, археологом и вице-консулом Франции в Адрианополе

Слайд 20

Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставляются в залах. Многие экспонаты содержатся в хранилищах, поскольку не могут быть показаны посетителям более трёх месяцев подряд из соображений сохранности. Экспонаты Лувра разбиты на следующие коллекции: — Древний восток — Древний Египет — Древние Греция, Этрурия, Рим — Искусство ислама — Скульптуры — Предметы искусства — Изобразительное искусство — Графическое искусство

Слайд 21

Лувр — самый посещаемый музей мира,в 2009 году здесь побывалоболее 8,5 миллионов человек.

Слайд 22

В 2010 году в рамках года Франции и России в Лувре работала выставка «Святая Русь» – уникальную, специально составленную для Франции. Подобная экспозиция в Лувре проходит впервые. До сих пор французы были знакомы в основном с искусством послепетровской России. Большая же часть экспонатов «Святой Руси» – это шедевры древнерусского искусства. Всего на выставке представлено больше четырех сотен произведений, созданных до эпохи Петра Первого. Экспонаты для выставки предоставили крупнейшие музеи нашей страны: Кремль, Государственный исторический музей, Третьяковская галерея, а также музеи Владимира, Суздаля и Новгорода.

Силайн — туры во Францию

Начало -> Париж -> Лувр

Лувр

История Лувра

Лувр занимает около сорока гектаров земли в самом сердце Парижа, на правом берегу Сены. В стенах его выставочных залов хранятся предметы, ярко иллюстрирующие 11 тысячелетий развития культуры цивилизаций.

Здания музея условно делят Париж на северную и южную части. Непосредственно перед Лувром разворачивается великолепная панорама, включающая Арку дю Карусель (Arc du Carrousel), обелиск на площади Согласия, Триумфальную арку на Елисейских Полях и новую арку де ал Дефенсе.

Изначально Лувр представлял собой крепость Филиппа-Августа, но в начале двенадцатого века строительство его вдоль правого берега Сены приобретало всё больший размах. В конце девятнадцатого века кампания завершилась Великим Проектом « Grand Dessein».

Лувр не является музеем как таковым. Прежде всего, это — жилой дворец. Но античная зала на первом этаже дворца была мало приспособлена для приёма гостей, тем более для приёма гостей королевской особой. А изначально задуманный для публичных встреч королевский кабинет живописи мог вместить лишь немногих избранных. Ситуация поменялась кардинальным образом после того, как в резиденцию покинул Людовиком IV со своими придворными. Дворец полностью перешёл во владение художников и учёных, и до этого времени здесь проживавших. Именно они предложили сделать из частного замка Дворца Муз. Поэтому именно с 1747 года все желающие смогли насладиться видами потрясающей королевской коллекции. В то же время появилось понятие Музей, подробно описанное лишь несколькими строками в Энциклопедии и в трудах философов Посвящения. Окончательно все музейные графические проекты были доработаны к 1779 году.

Картины Писсарро

К этому же времени были сделаны основные приобретения для столь обширной экспозиции «Великого Лувра».

Дворец Муз выполняет не только историко-познавательную и сугубо культурную функцию. Он также является крупнейшим дидактическим центром Европы. Именно здесь проводятся лекции и семинары. Лувром выпускается целый ряд аудиовизуальной и интерактивной продукции, печатается большое количество публикаций, которые можно приобрести в любом выставочном зале или книжном магазине Парижа.

Посещение Лувра

Войти в музей можно через большую Пирамиду, находящуюся во дворе Наполеона. Спустившись по эскалатору, вы попадете в большой холл Наполеона; в центре его — бюро информации, здесь сотрудниками предлагаются план-гиды на разных языках.

Здесь же можно зайти в богатейший книжный магазин, где продается огромное количество книг и журналов по искусству, а также каталогов и путеводителей.

Лувр в плане представляет латинские буквы «p» и «q», соединенные в вершинах квадратным двором.

Музей разделен на три части: Сюлли (министр короля Генриха IV) – вокруг квадратного двора, Денон (директор Лувра при Наполоне) – крыло со стороны Сены и Ришелье – крыло, выходящее на улицу Риволи. Каждая из этих трех зон состоит из четырех уровней (цокольного, первого, второго и третьего этажей).

Размещение коллекций

Коллекции музея подразделяются на следующие отделы: памятники Древнего Востока, памятники Древнего Египта, древнегреческие, этрусские и древнеримские памятники, произведения прикладного искусства, живопись, скульптура, графика, а также «Средневековый Лувр» и «История Лувра».

Памятники Древнего Востока

Это собрание – одно из богатейших в мире. Непременно обратите внимание на следующие памятники: Шумерская стела Эаннатума (стела Коршунов XXV век до н.э.) из Лагаша;

алебастровая статуэтка Иби-ила из Мари середины III тыс. до н.э.;

победная стела царя Нарамсина из Суз XXIII век до н.э.;

статуя сидящего правителя Гудеа XXII век до н.э. – один из самых замечательных памятников искусства Месопотамии – и другие статуи Гудеа;

стелу законов царя Хаммурапи из Суз (около 1750 года до н.э.);

две статуи Шеду – фантастических крылатых быков из дворца Саргона II в Дур-Шарукине VIII века до н.э.

Памятники Древнего Египта

Основу коллекции памятников Древнего Египта в Лувре заложил Жан-Франсуа Шампольон – знаменитый французский египтолог, раскрывший тайну древнеегипетских иероглифов. Египетская коллекция очень богата – здесь огромные статуи и бюсты, и небольшие статуэтки, множество дорогих украшений, коптские ткани и т.д.

Древнегреческие, этрусские и древнеримские памятники.

Древнегреческая коллекция ничуть не уступает египетской по художественным достоинствам и значимости. Начать хотя бы с одного из символов музея Венеры Милосской II век до н.э. и одного из самых ярких и значительных произведений античной скульптуры – статуи Ники Самофракийской начала II века до н.э.

Этрусское искусство представлено многочисленными арскрашенными терракотовыми статуэтками, керамическими изделиями, свидетельствующими о мастерстве этрусских художников. Настоящим шедевром является знаменитый саркофаг из Черветери VI века до н.э. с изображением супружеской четы.

Что касается искусства Древнего Рима, то следует обратить внимание на скульптурные портреты и медали, мозаики начала нашей эры, а также на сокровища из Боскореале – золотые украшения и серебряные сосуды из римского местечка Боскореале, располагавшегося по соседству с Помпеей и разрушенного во время того же извержения Везувия.

Прикладное искусство

Лувр располагает богатейшим собранием произведений прикладного искусства, начиная от эпохи франков. Исключительную ценность составляют памятники Средневековья и сокровищницы аббатства Сен Дени. В собрании музея прекрасная средневековая церковная утварь, лиможские эмали, итальянская майолика, керамика Палисси, шпалеры ХVI века, бронза и фарфор, украшения, великолепные образцы мебели и многие другие замечательные памятники. В Галерее Аполлона выставлены драгоценности, принадлежащие французским королям.

Скульптура

Французская скульптура представлена такими первоклассными произведениями, как средневековые надгробия, шедевры мастеров Ренессанса – Жана Гужона (рельефы фонтана Невинных, рельефы алтарной преграды из церкви Сен Жермен л’Осеруа) и Жермена Пилона («Три Грации», «Скорбящая Мадонна»); призведения скульпторов XVIII – первой половины XIX века – Куазево, Кусту, Пюже, Жирардона, Пигаля, Гудона, Рюда.

Из лучших образцов итальянской скульптуры отметим два великих творения Микеланджело – фигуры «рабов» или «пленников», рельеф Донателло «Мадонна с младенцем», произведения Бернини, Бенвенуто (рельеф «Нимфа Фонтенбло») и Кановы («Амур и Психея»).

Живопись

Естественно, что Лувр обладает очень богатым собранием французской живописи. Назовем лишь немногое:

Портрет Иоанна II Доброго, короля Франции (XIV век.); «Пьета из Вильнев-лез-Авиньона» Ангеррана Картона и портрет Карла VII, кисти Жана Фуке (XV век); портрет Франсиска I, работы Жана Клуэ; портреты Елизаветы Австрийской и Пьера Кюта Франсуа Клуэ (XVI век).

К числу лучших произведений XVII века относятся великолепные картины Жоржа де Латура («Св. Иосиф-плотник», «Кающаяся Магдалина», «Шулер»), братьев Ленен («Крестьянская семья»).

XVIII Век представлен такими шедеврами Антуана Ватто, как «Отплытие на остров Киферу» и «Жиль», а также натюрмортами жанровыми сценами Шардена («Скат», «Буфет», «Мальчик с юлой», «Молитва перед обедом»), пейзажами Гюбера Робера, произведениями Фрагонара и других мастеров.

Среди произведений XIX века привлекает внимание картина «Коронация Наполеона», его «Клятва Горациев» и портрет Мадам Рекомье; картины Энгра («Купальщица», «Большая одалиска»); удивительно тонкие по ощущению приролы пейзажи Коро. Кисти Делакруа принадлежат «Свобода, ведущая народ», «Резня на Хиосе», «Смерть Сарданапала», «Алжирские женщины».

Исключительную ценность представляет собрание итальянской живописи, начиная с XIV века. Здесь выставлены шедевры мастеров Проторенессанса – Чимабуэ («Мадонна с ангелами», около 1280 года), Джотто («Св. Франциск») и Симоне Мартини («Несение креста», створка полиптиха);

лучших живописцев раннего Возрождения XV века, таких как Фра Анжелико («Коронование Марии»), Мантенья («Св. Себастьян»), Джованни Беллини («Благословляющий Христос»), Антонелло да Мессина («Кондотьер»), Боттичелли (Фрески виллы Лемми), Гирландайо (портрет старика с внуком).

Высокое возрождение (XVI век) представлено произведениями величайших мастеров: портрет Моны Лизы («Джоконда») Леонардо да Винчи стал символом Лувра, здесь же его «Мадонна в гроте» и «Мадонна с младенцем и Св.

Анной»; с творчеством Рафаэля знакомят «Прекрасная садовница» и портрет Бальдассаре Кастильоне.

Из самых значительных произведений конца XVI – начала XVII века – Караваджо – «Успение Марии» и «Гадалка», а XVIII столетие представлено замечательными полотнами венецианцев Тьеполо и Гварди.

Коллекция испанской живописи невелика, но позволяет познакомиться с самыми крупными мастерами: Эль Греко («Распятие»), Сурбаран («Св. Аполлония», два полотна из цикла, посвященного жизни св. Бонавентуры), Рибера («Хромоножка»), Велаксес (портреты инфант), Мурильо, Гоя (портрет Фердинанда Гиймарде, портрет графини де Санта-Крус).

В небольшом собрании немецкой живописи эпохи Ренессанса – произведения Дюрера («Автопортрет»), Кранаха («Портрет молодой женщины»), Гольбейна Младшего (портрет Эразма Ротрдамского).

Фламандская школа представлена произведениями ее крупнейшего живописца Питера Пауля Рубенса, в том числе блестящим «Портретом Елены Форумен с детьми», «Кермессой» и 21 полотном из цикла «Жизнь Марии Медичи», созданного для Люксембургского дворца, а также картинами Ван Дейка (портрет Карла I, короля Англии) и Йорданса.

С голландской живописью знакомят произведения Рембрандта («Автопортрет», «Христос в Эммаусе»), Франца Халса («Цыганка») и Вермера («Кружевница» и «Астроном»).

Покупайте дачные бассейны интекс по низким ценам в Москве

  • мобильная версия
  • АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

    Марк САРТАН

    Лувр

    Бывший королевский дворец, а ныне знаменитейший музей начинал строиться как крепость для обороны самого уязвимого места стены Филиппа-Августа. Король опасался нападения англичан, которые могли подойти к городу, поднявшись вверх по Сене. Вот в месте пересечения стены и реки для дополнительной защиты и было решено построить крепость, которую возвели к 1202 году. Новая цитадель стала именоваться Лувром, вероятно, от слова louver, обозначавшего укрепленное жилище. Впрочем, на этот счет существует множество версий.

    Средневековая крепость

    Стена пересекала нынешний Квадратный двор Лувра, а первая крепость, квадратная в плане, занимала юго-западную четверть этого двора. Сегодняшние масштабы того монументального сооружения, в которое с годами превратился Лувр, делают истинные размеры первой крепости чуть ли не игрушечными на фоне дворцового великолепия последующих веков. Но для своего времени это было внушительное фортификационное сооружение, настоящая средневековая твердыня. Зубчатые стены толщиной 2,5 метра с машикулями, десять круглых башен, донжон тридцатиметровой высоты (сегодняшний десятиэтажный дом) с четырехметровыми стенами, глубокий ров, наполненный водой, с контрэскарпами – все делало цитадель фактически неприступной.

    План первого Лувра, наложенный на схему современных зданий и улиц

    У гостей Лувра появилась замечательная возможность представить себе старинную крепость во всем ее величии. Во время раскопок были найдены основания стен и башен, и теперь посетитель музея может прогуляться вокруг них по бывшему рву в драматической полутьме.

    История строительства Лувра

    Как уже было сказано, Лувр поначалу имел оборонное значение и не предназначался для проживания монарха. Лишь через полторы сотни лет из королевской резиденции на Сите сюда переехал Карл V. Чтобы приспособить крепость для короля и его свиты, ее пришлось перестроить. Были прорублены окна в стенах, построены жилой корпус и парадная лестница, а все сооружение украсилось печными трубами, башенками и пинаклями. Замечательная миниатюра «Октябрь» из «Великолепного часослова герцога Беррийского» дает прекрасное представление о том, как выглядел Лувр того времени. Отметим, что вместе с королем в Лувр переехала его гигантская по тем временам библиотека из 973 книг, естественно, рукописных.

    Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского.
    Миниатюра «Октябрь».
    1409–1416

    После Карла V французские монархи долгое время предпочитали жить в замках Луары и в Париже бывали редко, отчего он несколько пришел в упадок. Возрождение города связано с именем Франциска I, который переселился сюда в начале XVI века. Дело в том, что, когда король оказался в испанском плену, парижане внесли за него бо’льшую часть выкупа. В знак благодарности монарх дал обет вернуть свою резиденцию в Париж.

    Вновь королевский дворец

    Франциск начал сносить старую крепость и строить новый дворец лишь незадолго до своей смерти. Крыло Леско слева от выхода из Квадратного двора во Двор Наполеона и есть самое старое из дошедших до нас зданий современного Лувра. Оно носит имя архитектора, которому Франциск I поручил в 1546 г. возведение нового дворца и который продолжил эту работу при следующем короле Генрихе II. Плод трудов Леско считается шедевром французского Ренессанса.

    Павильон Леско. Гравюра Жака Андруэ дю Серсо. XVI в.

    Надо сказать, что Пьер Леско как архитектор заботился не столько о выразительном соотношении масс и объемов, сколько о красоте внешних поверхностей здания. Так что заслуги в создании этого шедевра должны быть как минимум поровну разделены между ним и Жаном Гужоном, автором всего скульптурного убранства фасада.

    Дальнейшая история Лувра – это история его постоянного строительства. Сначала на месте южной крепостной стены была построена реплика павильона Леско – правая часть того здания, что замыкает Квадратный двор. Затем, уже при Генрихе IV, после перерыва, связанного с религиозными войнами конца XVI века, возвели длинную галерею вдоль берега – сейчас она скрыта от взгляда посетителя. При Людовике XIII построили центральный павильон с часами и тремя арками-проходами. Он получил название Павильон Часов, а справа от него опять повторили павильон Леско. Руководил этими работами архитектор Жан Лемерсье.

    Лувр. Квадратный двор. Слева – Павильон Леско, в центре – Павильон Часов

    Во время правления Людовика XIV Квадратный двор закрыли со всех сторон идентичными павильонами. Нельзя сказать, что Леско оказался повторен в точности восемь раз, но все же именно его проект определил все пропорции. Тогда же построили величественную восточную колоннаду.

    Восточная колоннада

    Людовик XIV, Король-солнце, Париж не любил. Еще в детстве ему пришлось бежать из города, охваченного восстанием, и с тех пор он никогда не доверял парижанам. Взойдя на престол, он старался бывать в своей столице как можно реже и в конце концов переселился вместе со двором в Версаль.

    Тем не менее Париж оставался главным городом королевства. И король не ставил под сомнение традиции своих венценосных предков, считавших, что лучшим выражением силы королевской власти служат грандиозные строительные проекты. Эта логика вполне понятна и сегодняшним правителям, пусть даже они не носят корону, а избираются или назначаются.

    Такую политику полностью разделял первый министр короля Жан Батист Кольбер. Одной из своих задач он считал необходимость поставить изящные искусства на службу королевской власти и сделать управление ими частью государственной машины.

    Кольбер хотел убить одновременно нескольких зайцев. Во-первых, Людовик XIV получал в свое подчинение прославляющих его художников – кто платит, тот и заказывает музыку. Во-вторых, результаты их деятельности служили величию Франции в Европе, утверждению ее ведущей культурной роли. В-третьих, было положено начало дошедшей до нас традиции верховенства Франции в производстве и экспорте предметов роскоши.

    Архитектуре Кольбер уделял особое внимание. Он писал королю: «Ваше величество знает, что кроме славы военных побед ничто не выражает королевское величие так красноречиво, как изобильное строительство. Потомство всегда будет оценивать правителя по сооруженным в его время зданиям».

    Возможно, Кольбер выражал свое искреннее мнение. Но скорее всего он просто пытался потрафить королю, у которого были две истинные страсти: строительство и война. И обе, кстати, оказались разорительными для государства. Монарх, считавший, как известно, государством себя, денег на их удовлетворение не жалел и опустошил казну настолько, что два его преемника не смогли восстановить финансовое благополучие государства. Кончились эти проблемы революцией.

    В общем, несмотря на нелюбовь короля к Парижу, предложения Кольбера оставить после себя нечто грандиозное пали на благодатную почву. В частности, решено было создать новый восточный фасад Лувра, формально все еще остававшегося королевской резиденцией.

    Первый министр подошел к делу ответственно. В 1664 г. он фактически устроил конкурс между лучшими архитекторами своего времени. Но всесильного министра не удовлетворили ни Луи Лево, ни Франсуа Мансар, ни даже приглашенный из Рима Джованни Лоренцо Бернини, один из лучших архитекторов своего времени. Итальянец вообще предлагал все снести и построить заново по его проекту. К тому же каждый искал протекции при дворе, отчего Кольбер оказался втянут в многочисленные интриги.

    Чтобы с этим покончить, Кольбер потребовал от архитекторов разработать совместный проект. К тому времени Лево уже был занят строительством в Версале, и потому основная заслуга в разработке финального проекта принадлежала Клоду Перро, архитектору-любителю, врачу и старшему брату знаменитого сказочника Шарля Перро.

    Получился шедевр мировой архитектуры и одно из высших воплощений французского классицизма. Непревзойденное ощущение величия достигнуто, несмотря на крайне скромное использование архитектором всяческих украшательств. Перро не нуждался в роскоши отделки. Как известно, строит богато тот, кто не умеет строить красиво. Эффектный ритм и точно найденные пропорции – вот что делает восточную колоннаду Лувра по-королевски великолепной.

    Лувр. Восточная колоннада

    В дальнейшей истории мировой архитектуры зодчие не раз опирались на соотношения, найденные Перро. Например, расхожей формулой для парадных зданий стал гигантский ордер, водруженный на высокий, но относительно скромный нижний этаж.

    Экспонаты Лувра

    Бесчисленные цитирования этого приема можно встретить по всему миру. Вспомните, например, архитектурное обрамление арки Генштаба напротив Зимнего дворца на Дворцовой площади или Таврический дворец в том же Санкт-Петербурге.

    Арка Генерального штаба. Санкт-Петербург

    Как это часто бывает, сегодня трудно оценить новаторские приемы того времени. Современники же отмечали, например, отсутствие аттиков и высоких крыш, столь характерных для всей предшествовавшей французской архитектуры и ведущих свое происхождение от средневековых башен. Правда, Перро предполагал выстроить их над боковыми павильонами, но вначале помешала банальная нехватка денег, а позже и сама идея стала восприниматься как старомодная.

    В новинку было и смелое использование выдвинутых вперед колонн, поскольку архитекторы барокко предпочитали либо пилястры, либо полуколонны. Не­обычным казалось и их расположение парами, что позволило зодчему добиться широких проемов между ними. Для хорошего освещения внутренних помещений окна можно было сделать большими.

    Перро блестяще решил непростую задачу ритмической организации длинного фасада. Он выглядит цельным, даже единообразным, но никак не монотонным. Ритм сдвоенных колонн подхватывают колонны центрального и пилястры боковых павильонов, а их фасадные стены, выдвинутые вперед, контрастируют со стеной самой колоннады, что придает фасаду особую пластическую глубину. Это не плоская стенка, отгораживающая здание, а сложная объемная конструкция.

    Как обычно, недостатки здания стали продолжением его достоинств. Сложная пластическая разработка фасада привела и к уменьшению размеров внутренних помещений, «съеденных» пространством за колоннадой, и к удорожанию строительства.

    Однако в целом у Перро получилось убедительно выразить несгибаемую мощь французского абсолютизма. Можно сказать, что гигантский и несколько холодный фасад, к тому же не слишком соразмерный человеку, выражает и бездушие бюрократического государства. Что ж, в очередной раз архитектура оказалась ярким воплощением духа эпохи.

    Надо отметить, что, пока колоннада строилась, король окончательно переселился в Версаль и совершенно охладел к Лувру и Парижу. Поэтому много лет восточный фасад дворца был своего рода декорацией, за которой прятались недостроенные здания, многие даже без крыши. Только в XIX веке эта часть Лувра была наконец завершена.

    Двор Наполеона

    Двор Лувра, открытый на запад, в сторону Триумфальной арки и маркированный в центре пирамидой, называется Двором Наполеона. Это великолепный пример тактичного обращения со стариной без рабского ей подражания. Эктор Мартин Лефюэль, завершивший строительство Двора Наполеона в середине XIX в., в основных чертах воспроизвел архитектурные особенности павильонов Леско и Часов, но все же трактовал их по-своему. Пилястры уступили место свободно стоящим колоннам, появились аркады, едва ли не все «свободное» место было отдано под скульптурные украшения. 70 статуй посвящены памяти великих людей Франции: Абеляру, Вольтеру, Пуссену, Рабле… Есть среди них и государственные деятели (Ришелье, Кольбер, Мазарини), и ученые (Декарт, Лопиталь, Лавуазье).

    Лувр. Общий вид. На дальнем плане – Квадратный двор,
    в центре – двор Наполеона, на переднем плане – площадь Карузель с одноименной аркой

    Но все это великолепие едва ли не затмила собой знаменитая пирамида Лувра. Она подверглась яростной критике во время строительства и до сих пор популярна скорее у приезжих и дилетантов, чем у парижан и профессионалов, носителей высокого художественного вкуса. Если кажется, что страсти улеглись, то лишь потому, что о Париже мы знаем в основном по путеводителям, а их задача потрафить клиенту и расхвалить все достопримечательности. Специалисты же по-прежнему морщат нос.

    «Лувр и так задыхается от посетителей и зачем же создавать для них приманку? Зачем превращать Лувр в аттракцион? Недаром в знак протеста против стеклянных пирамид директор Лувра Андре Шабо подал в отставку. Хорошо, когда невежественный турист обходит стороной Лувр и с энтузиазмом лезет на Эйфелеву башню, которая именно для того и построена», – считает, например, профессор исторического факультета МГУ Елена Федорова, автор отличной книги «Париж. Века и люди».

    Лувр. Двор Наполеона

    С другой стороны, заманить невежественного туриста в Лувр – означает сделать его хоть чуть-чуть более «вежественным»… А это ли не благородная задача?

    Художественную ценность пирамиды мы уже отстаивали (см. «Искусство» № 1/2006), так что повторяться не будем. Напомним лишь, что она сделала ансамбль Лувра завершенным, как бы сцементировала собой его геометрию и оформила, организовала пространство двора.

    Дворец Тюильри

    Два угловых павильона, которыми заканчиваются здания Лувра, некогда соединял трехэтажный дворец, построенный в тех же пропорциях. Он назывался Дворцом Тюильри и стоял здесь до 1871 г., когда был сожжен коммунарами, – разрушительная сила коммунистических революций уже тогда превосходила созидательную.

    В 1564 г. его начала строить Екатерина Медичи, вдова убитого на турнире Генриха II, которая не хотела жить там, где все напоминало о погибшем муже. Тогда же дворец получил свое название, поскольку был построен на месте фабрики по производству черепицы (фр. tuile). Здесь жил Людовик XIV, пока строился его любимый Версаль, а в 1789 г. революционные массы заставили вернуться сюда из того же Версаля его прапраправнука Людовика XVI. Тремя годами позже разгоряченная толпа штурмовала Тюильри, желая королевской крови. Находившийся под защитой лишь своих швейцарских гвардейцев Людовик XVI попытался задобрить восставших. Он отдал приказ не применять против них оружия, после чего скрылся, оставив своих защитников на растерзание бунтовщиков.

    Погибли все, и до сих пор швейцарцы ждут от Франции хоть какого-нибудь знака памяти своим соотечественникам, до конца исполнившим свой долг. Пока достойно откликнулся лишь Виктор Гюго: «Прекрасно, что нация, которая первой в Европе пролила кровь за рождающуюся свободу, последней пролила ее за умирающую монархию».

    А королю его трусость дала лишь короткую отсрочку: он был казнен через 195 дней.

    Сейчас вполне серьезно обсуждается проект восстановления Дворца Тюильри. Застройщики потирают руки в преддверии выгодного заказа, власти мечтают о новой приманке для туристов, и все дружно отмахиваются от ученых консерваторов. А их аргументы просты: застройка исторического центра сложилась, дворец перекроет главную из Больших осей и навсегда останется новоделом.

    Самый посещаемый музей Лувр в Париже2018

    Лувр (фр. Musee du Louvre) – музей расположенный в Париже (Франция). Он является третьим по величине в мире, и занимает площадь 160 106 м2, 58 470 м из которых занимают экспозиции. Музей находится на правом берегу Сены, в самом центре Парижа, в 1-м округе на улице Риволи.

    Музей Лувр расположен в старинном королевском дворце (Palais du Louvre). Статуя Людовика XIV на коне определяет точку начала исторической оси Парижа, которая проходит и через триумфальную арку.

    Лувр в Париже начинает свою историю коллекционирования исторических реликвий и произведений искусства еще со времен династии Капетингов, и потому является одним из старейших музеев Франции.

    Музей можно назвать уникальным. В его коллекции собраны экспонаты из огромных временных и географических пространств: от Европы до Ближнего Востока через Грецию и Египет; от античных времен до 1848 года. Новейший период европейского искусства (с 1848 года) представлен в музеях Орсе и Центре Жоржа Помпиду. В Музей Гиме представлено искусство Азии, а в музее набережной Бранли – Америки, Океании и Африки.

    Для посетителей музей был открыт впервые 8 ноября 1793 года.

    Париж. Лувр — 2

    Во времена Первой империи его переименовали в музей Наполеона.

    В самом начале существования музей наполняли за счет собранных Франциском I и Людовиком XIV королевских коллекций. На момент создания Лувр насчитывал ровно 2500 полотен. Большинство скульптур попали в музей из Музея французской скульптуры и после конфискаций во времена революции. В период расцвета империи Наполеона музей пополнялся военными трофеями и археологическими находками из Ближнего Востока и Египта. В XIX-XX веках коллекцию пополняли в основном приобретения и подарки.

    Лувр хранит у себя шедевры искусства различных эпох, культур, цивилизаций. Музей насчитывает около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставлены в залах. Большинство предметов находятся в хранилищах из соображений сохранности и выставляются не более трех месяцев в году.

    В 1989 году в центре Наполеоновского двора архитектором Йо Минг Пейем была построена стеклянная пирамида.

    Самыми известными шедеврами искусства в Лувре являются: Джоконда (Мона Лиза), Венера Милосская, свод законов Хаммурапи, Ника Самофракийская, полотна работ Рембрандта, Леонардо, Тициана, Делакруа.

    Парижский Лувр – самый посещаемый музей в мире. В год число его посетителей достигает 8,5 млн. человек.

    Что следует обязательно увидеть в парижском Лувре?

    Лувр — это крупнейший музей в мире, находится в Париже во Франции.

    История Лувра

    Лувр разместился в бывшем замке-крепости Большой башне Лувра, которая была построена королём Филиппом-Августом в 1190 году.

    В 1317 году король Карл V делает из замка свою резиденцию.

    В 1528 году разрушают старую Большую башню Лувра, а 1546 начинается перестройка крепости в королевский дворец, к основному зданию пристраивают два новых крыла.

    В 1667—1670 годах строится колоннада Лувра по проекту архитектора Клода Перро.

    В 1682 году Лувр перестал быть королевской резиденцией, так как Людовик XIV переезжает в Версаль, после этого Лувр пришёл в запустение.

    В 1750-х годах появились предложения о сносе дворца, либо по превращению здания Лувра в музей.

    Впервые Лувр как музей открылся для публики 10 августа 1793 года во время Французской Революции.

    В 1852 году было достроено последнее крыло здания, после этого Лувр принял завершённый вид.

    В 1989 году в центре Наполеоновского дворика была построена стеклянная пирамида.

    Экспозиции Лувра

    В Лувре хранится более 400 000 экспонатов, при этом экспонируются только 35 000.

    Коллекции музея разделены на 8 разделов:

    • восточные древности,
    • египетские древности,
    • греческие, этрусские и римские древности,
    • исламское искусство,
    • скульптура,
    • живопись,
    • предметы искусства
    • графическое искусство.

    Всего существует 27 маршрутов осмотра музейных ценностей.

    Основные шедевры

    В Лувре хранятся мировые шедевры:

    • Джоконда или Мона Лиза
    • Венера Милосская (Афродита)
    • Ника Самофракийская
    • Пленник, или умирающий раб
    • Статуя сидящего Рамзеса II
    • Свод законов Хамураппи
    • Картина «Посвящение императора Наполеона I» Жака Луи Давида
    • Картина «Кружевница» Яна Вермеера

    Пирамида Лувра

    Один из новых символов Парижа — стеклянная пирамида Лувра во дворе Наполеона построена в 1985-1989 годах и служит главным входом в Лувр.

    Основная статья:Стеклянная пирамида Лувра

    Посещение Лувра

    Музей Лувр открыт с 9:00 до 18:00 в понедельник, четверг, субботу и воскресенье и с 9:00 до 21:45 по средам и пятницам. Вторник – выходной день.

    Стоимость посещения Лувра — 12-13 евро.

     Адрес: Palais Royal, Musée du Louvre, Париж, Франция

     Время работы:пн, чт, сб, вс — 9:00-18:00, ср, пт — 9:00-21:45, вт — выходной

     Сайт:louvre.fr

    Музей Лувр в Париже на карте

     GPS координаты:48.860611, 2.337633

    Leave a Comment