Фрески кносского дворца

Содержание

Видео Кносского дворца

Западный двор Кносского дворца

Западный двор – это место религиозного культа. У самой стены Кносского дворца находятся четырехугольные основания двух алтарей, на которых приносили в жертву богам коз, овец. А во время самых важных праздников – и быков.

Пройдя турникеты вы как раз попадаете на Западный двор.

Западный двор Кносского дворца

Три большие круглые ямы – это Кулурес, что означает «бублики». Существует две версии предназначения Кулурес. Первая версия – они предназначались для хранения зерна. Вторая версия – это могильники для останков животных, приносивших в жертву, кости которых после завершения ритуалов сбрасывали в эти ямы.

Ямы Кулурес на западной части дворца

Исторические сведения о Кулурес на греческом и английском языках (на русском языке информации в Кносском дворце нигде нет)

Здесь же на западном дворе находится бюст Артура Эванса, он посвятил свою жизнь раскопкам Кносса. Эванс доказал ученым, что Кносский дворец – не миф, придуманный древними греками. Именно Эванс назвал древнейшую цивилизацию минойской.

Артур Эванс доказал, что минойцы относились не к грекам, а к так называемой среднеземноморской расе. Минойцы имели смуглую кожу, миндалевидный разрез глаз, тёмные вьющиеся волосы, и вообще, походили своим внешним обликом на древних египтян. Вероисповедание также отличалось от греческой, минойцы поклонялись целому пантеону своих божеств, главным из которых являлась богиня Мать. Символом этой богини был двойной топор, который обозначали словом «лабрис». Термин «лабиринт» появляется как производная от слова «лабрис». Т.е. Лабиринт – это не что иное, как храм двойного топора или святилище двойного топора.

Бюст Артура Эванса

Колонны Кносского дворца

Все минойские колонны Кносского дворца терракотового и чёрного цвета являются восстановленными и не сохранились в оригинале, т.к. минойцы создавали свои колонны из дерева. Это связано с частыми землетрясениями на Крите. Минойские архитекторы понимали, что при землетрясении дерево может амортизировать и устоять, а каменная колонна расколоться.

Колонна в Кносском дворце

Южный вход во дворец

Здесь вы увидите восстановленные колонны круглой и прямоугольной формы, между которыми размещена копия фрески «Коридор процессий» (о ней чуть ниже).

Если повернуться на юг вы увидите большие бычьи рога – символ мужского божества.

Поднявшись наверх, увидите большие керамические сосуды – Пифасы. Темные фрагменты Пифасов – настоящие, светлые – это реставрация. Возраст сосудов превышает 3,5 тысяч лет. В них хранили мёд, вино, оливковое масло.

Южный вход в Кносский дворец (на стене фреска «Коридор процессий»)

Бычьи рога

Керамические сосуды Пифасы (темные фрагменты — настоящие, светлые — реставрация)

Тронный зал и покои царя

Это одно из самых важных помещений Кносского дворца. Тронный зал состоит из двух помещений.

Первая комната — приёмная — здесь посетитель готовился предстать перед царём. Здесь же вы увидите деревянную копию трона царя.

Второе помещение за стеклом – тронный зал. У правой стены расположен настоящий трон, выполненный из камня. По обеим сторонам трона находятся скамьи, на них располагались жрецы. На стенах можно увидеть реставрированные изображения грифонов. У грифонов голова орла, тело льва, хвост змеи, это символизирует соответственно верхний, средний и нижний миры. Т.е. грифоны соединяют в себе все уровни бытия.

Чаша, находящаяся перед троном – в действительности находилась в прихожей. Она имела культовое предназначение. Слева, напротив трона находится еще одно небольшое помещение. Это бассейн очищений. Таких бассейнов на территории Кносского дворца было обнаружено несколько. Они предназначались для совершения священных омовений и символизировали очищение человека. Ведь только чистый душой человек мог предстать перед царём.

Тронный зал можно сфотографировать только через стекло, отстояв большую очередь

За колоннами находится бассейн очищения

Деревянная копия царского трона

Центральный двор

Центральный двор – это сердце Кносского дворца, место ритуальных игр с быком, здесь же родился миф о Минотавре и лабиринте. Центральный двор имел невероятно важное техническое так и религиозное значение. С технической точки зрения он необходим был, чтобы обеспечивать достаточное освещение и вентиляцию примыкающих помещений. Также под ним располагалась огромная цистерна объёмом 12 тыс. литров, где собиралась дождевая вода.

Центральный двор Кносского дворца (очередь как раз выстроилась к тронному залу)

Покои царицы

Здесь царица проводила большую часть дня. Покои прекрасно сохранились до наших дней. Здесь была найдена фреска с изображением дельфинов. Сегодня она находится в музее, а на её месте размещена точная копия.

Также здесь вы увидите два дверных проёма. Первый вёл в покои царицы, второй – в покои царя. Справа был выход в небольшой внутренний дворик. Слева был обнаружен будуар царицы (в настоящее время туда пройти нельзя). Ещё одна важная находка – здесь же была полноценная ванная комната с каменным туалетом и канализационная система. Почти 4 тыс. лет назад в 17-18 вв. до нашей эры во многих домах Кносского дворца уже было центральное водоснабжение и канализация!

Покои царицы в Кносском дворце можно посмотреть только через стекло также отстояв очередь

Восточное крыло Кносского дворца или большая лестница

В восточной части дворца было 4-5 этажей. В центре восточного крыла большой четырёхугольный колодец, он был необходим для освещения и вентиляции ниже расположенных уровней. Многие ступени сохранились в оригинале. По этой лестнице можно было спуститься в царские покои.

Северный вход в Кносский дворец (фреска с красным быком за колоннами)

Северный вход– это самая узнаваемая часть Кносского дворца — стена с изображением скачущего быка за тремя колоннами. Через северный вход дворец сообщался с портом.

Что касается фрески с изображением быка – она, конечно же, реставрирована. Оригинал находится в музее.

Когда Кносский дворец был полностью разрушен землетрясением, данная фреска с быком оставалась целой и невредимой. Найдя данную фреску, греки именно по ней создали легенду про быка Минотавра в лабиринте. Как это ни печально, но, скорей всего, лабиринт никогда не существовал, по крайней мере в реальном мире. Возможно, минойцы подразумевали лабиринт, как промежуточный этап, между миром живых и миром мёртвых. Как путь или испытание, которое должна преодолеть душа на пути в лучший из миров. Чтобы войти в лабиринт, минойцу надо было умереть.

Самая узнаваемая часть Кносского дворца — фреска с быком и тремя колоннами

Подняться к фреске и столбам нельзя, все перекрыто ограждениями. Если кто-то начинает перелезать, охрана громко свистит в свисток

Древний театр

Это не простая лестница, как может показаться вначале. Это самый древний театр Европы. Здесь происходили различные религиозные действа, посвященные минойским богам. Зрители располагались на ступенях, причём стоя, а не сидя. Возвышения предназначалось для наиболее высокопоставленных лиц Кносского дворца. Неровность сцены демонстрирует последствия от землетрясения.

Это вовсе не ступени, а древний театр минойцев

Фрески Кносского дворца

Фрески, найденные при раскопках в Кносском дворце, имеют первостепенное значение, т.к. именно по ним учёные смогли определить внешний вид минойской расы, их вероисповедание, уклад жизни. Да, здесь были также найдены таблички с письменами, но они до сих пор не расшифрованы.

Первая фреска, которую вы увидите во дворце называется «Коридор процессий». На ней изображены мужчины и женщины, несущие подношения богине матери. Люди, изображенные на фреске, имеют черты среднеземноморской расы, о которой мы писали выше.

Фреска «Коридор процессий»

Небольшое количество фресок Кносского дворца можно найти в помещении, называемое Комната копий.

Минойские фрески указывают на наличие матриархата (главенство женщины в обществе и семье).

На следующей фреске изображены женщины — жрицы, а вся красная масса вокруг – это мужчины. Это явное проявление матриархального мировоззрения.

Фреска с изображением женщин жриц

На следующей фреске также изображены жрицы. Здесь большое внимание уделено деталям, прорисовки одежды, украшениям, лицам женщин.

На данной фреске более детальная прорисовка жриц

В минойской культуре отсутствовало изображения насилия, убийства, кровопролития, эротики.

Главная фреска в комнате – Игра с быком. На фреске изображён бык и три человеческой фигуры. Это символ трёх упражнений, которые являлись частью игры с быком. Сначала необходимо было ухватиться за его рога. Затем совершить кувырок через спину животного и приземлиться с противоположной стороны. В чём смысл? А смысл в том, что данная игра с быком – это символическое изображение союза между богиней Матерью и божественным быком. Это ритуал воссоединения божеств минойцев, начало нового природного цикла, возрождение природы. Это был главный праздник для минойцев.

Фреска «Игра с быком»

Причём же здесь минотавр?

Миф о минотавре был придуман именно греками. Когда происходила ритуально-священная игра минойцев с быком, чужеземцев – греков, не пускали во дворец. Они могли только слышать вой быков, душераздирающие крики раненных атлетов, возгласы толпы. Благодаря грекам рождается легенда, что здесь в сердце лабиринта, некое чудовище с головой быка принимает человеческие жертвы, живьём поедая несчастных людей.

Ещё одна важная и самая таинственная фреска Кносского дворца – Принц с лилиями. Фреска является трёхмерной и выделяется своими большими размерами. К сожалению, до сих пор неизвестно, что на самом деле на ней изображено.

«Принц с лилиями»

Наш отзыв о Кносском дворце

Поддавшись на рекламу и раскрученность этого археологического комплекса, мы приехали посмотреть, что за дворец за такой. Кносский дворец представляет собой частично восстановленные руины с частично сохранившимися стенами, арками и фресками. Территория намного меньше археологического парка в Пафосе на Кипре, но сохранившихся и реставрированных руин больше.

Просто так гулять по развалинам Кносского дворца за 15 евро с человека достаточно большое расточительство, поэтому лучше всего воспользоваться хотя бы аудиогидом (можно скачать на телефон перед поездкой). На месте тоже предлагают экскурсии с экскурсоводом. Стоимость может колебаться от 10 до 20 евро (помимо стоимости билета). Имейте ввиду – это не индивидуальная экскурсия, придётся ждать, пока соберётся группа (и группы собирают большие).

При этом придётся отстоять много очередей, чтобы посмотреть ключевые достопримечательности дворца. Самые большие очереди собираются у тронного зала и покой царицы. Стоять в очереди придётся на солнышке, причём, если вы возьмёте экскурсию, то стоять уже придётся 100%, т.к. уплочено.

Совет 1: обязательно возьмите с собой воду, головные уборы и аудиогид на телефон. Ну, или распечатку статьи о Кноссе с нашего сайта.

Совет 2: приезжайте в не сезон или когда, облачная погода и пораньше. В кассах дворца всегда большие очереди, но они быстро двигаются. Стоять придётся 10-15 минут.

Мы засняли небольшое видео, которое также будет выложено на сайте чуть позже.

А теперь важная информация по ценам, времени работы Кносского дворца и маршрутам, как добраться до данной достопримечательности Крита.

Как добраться до Кносского дворца?

Мы не будем сейчас говорить о том, как добраться до него на экскурсионном автобусе – это забота турфирмы.

На автомобиле

На автомобиле тоже всё просто – обозначаете точку на карте в навигаторе (без которого в чужую страну лучше не ехать), и он вас ведёт куда надо. Мы используем MAPS.ME. Но можно и с Google-навигатором попробовать. Дорога к дворцу ведёт хорошая. Единственный момент – лучше приезжать или рано утром к открытию, либо уже где-то к обеду. Стоянка бесплатная возле дворца есть, но она маленькая и вся заставлена автобусами.

На городском автобусе

Из Ираклиона с автовокзала ходит городской автобус №2 синего цвета. У него на лбу написано Knossos, и Кносский дворец является конечной остановкой на его маршруте. Время поездки – 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 1,5 евро.

Подводя итог, выделим субъективные плюсы и минусы посещения Кносского дворца.

Плюсы: многовековая история, интересные фрески, экспонаты, запах сосен вокруг.

Минусы: цена за билет, толпы народа и очереди. В кассах нет карт, брошюр с информацией о территории Кносского дворца.

Стоит ли ехать в Кносский дворец? — Скорее да, чем нет. Но, не возлагайте больших иллюзий, если честно, мы не получили большого восторга, возможно, это произошло из-за завышенной стоимости билетов и больших толп туристов. Надо быть к этому готовым.

Ну, и в заключении еще кучка фотографий Кносского дворца.

Смертельная игра с быком — таврокатапсия

Австрийский специалист по древней истории Фриц Шахермайр отмечал особую любовь минойских архитекторов, скульпторов, художников к ярким, иногда даже несколько пестрым тонам в настенной и вазовой живописи. Об их чисто женском восприятии окружающего, столь ясно выраженном в сценах из жизни природы, особенно в изображениях самок различных животных с детенышами, об особом настроении праздничности, буквально пронизывающем все наиболее известные произведения классического критского искусства и царящем даже в сценах заупокойного культа на саркофаге из Айа Триады. Конечно, каждый из этих характерных штрихов в отдельности может найти свое особое объяснение и в каких-то иных глубинных свойствах минойского духа и минойской культуры. Тем не менее, взятые в совокупности они почти неизбежно приводят нас к мысли о том, что присущая этой культуре система ценностей была ориентирована в значительной мере именно на женскую психику, женское восприятие мира.

Женственный или, скорее, андрогинный облик критских мужчин прекрасно гармонирует с их удивительным миролюбием, воспринимающимся как некая аномалия на общем фоне суровых реалий бронзового века. Если принимать всерьёз свидетельства дошедших до нас памятников изобразительного искусства, нам неизбежно придётся признать, что демонстрация религиозного благочестия, то есть участие во всевозможных обрядах и церемониях, занимала в жизни мужчин несравненно более важное место, чем война и охота — подлинно мужские занятия. На самом Крите сюжеты такого рода, если не принимать во внимание некоторые достаточно проблематичные реконструкции Артура Эванса, остаются практически неизвестными вплоть до очень позднего времени.

Итак, есть основания полагать, что природная мужская агрессивность, драчливость и любовь к авантюрам в минойском обществе искусственно сдерживались. Во всяком случае, их демонстративные проявления не поощрялись. Существовали лишь две возможности демонстрации удали и молодечества, видимо, не осуждавшиеся, а напротив, поощрявшиеся общественным мнением.

Таковыми могут считаться кулачные бои и так называемые тавротапсия — «игры с быками». Оба эти сюжета весьма популярны на Крите и на всей территории, охваченной влиянием минойской цивилизации, изображения атлетических состязаний, видимо, заключали в себе некий не вполне доступный нашему пониманию «сакрально-магический подтекст ритуальных действий в самых важных религиозных празднествах годичного цикла.

Об обрядах — таврокатапсии — (греч. ταυροκαθάψια) — ритуальные прыжки через быка, мы узнаём из многочисленных изображений на стенах дворцов, сохранившихся во дворцах острова Крит, на фресках и предметах быта.

Сцены таврокатапсии достаточно хорошо представлены почти во всех основных жанрах минойского искусства: и во фресковой живописи, и в скульптуре, и в глиптике. Насколько позволяют судить эти изображения, игры с быками в минойской цивилизации были сопряжены со смертельным риском для их участников и едва ли обходились без серьезных человеческих жертв. Вполне вероятно, что их конечной целью было умилостивление божества, которому в процессе состязания предоставлялась возможность выбора угодной ему кровавой жертвы.

Трагический исход таврокатапсии, как правило, остается скрытым от нас. Тема смерти если и присутствует в сценах тавромахии, то чаще всего лишь скрыто, неявно. И в этом, как нам думается, нашло свое выражение столь характерное для женственной психики минойцев стремление уйти от слишком мрачных и тяжёлых сторон действительности, сделав вид, что они вообще не существуют в природе.

Эта тенденция тем более показательна, что женщины явно не хотели уступать пальму первенства представителям «сильного пола» даже и в этих своеобразных корридах, несомненно, требовавших от их участников огромной физической выносливости, силы, ловкости и отваги.

На известной «фреске тореадора» из Кносского дворца, кроме мужчины-акробата, совершающего рискованный прыжок через быка, мы видим также двух девушек, одетых по мужской моде в короткие передники с туго стянутыми на талии поясами и легкие полусапожки. Одна из них ухватилась руками за направленные прямо на неё бычьи рога с явным намерением последовать за своим партнером, повторив тот же «смертельный номер». Другая девушка, похоже, уже приземлилась сзади от быка после удачно выполненного сальто и теперь в радостном возбуждении наблюдает за действиями своих товарищей по команде.

Кносская фреска так же, как и некоторые другие росписи из той же серии, достаточно ясно показывает, что в минойской таврокатапсии женщины отнюдь не довольствовались исполнением второстепенных ролей ассистентов матадора, как в испанской корриде, но отважно вступали в смертельно опасную схватку с разъярённым животным наравне с мужчинами.

Уже само по себе это свидетельствует о необычайно высоком, по понятиям почти всех древних народов, уровне социальной активности критских женщин, их чрезвычайной уверенности в себе и обострённом чувстве собственного достоинства. Однако было бы ошибкой полагать, что единственным стимулом, который заставлял их выходить на арену, было обычное честолюбие или жажда самоутверждения.

Игры с быками устраивались, как правило, на центральном дворе Кносского дворца, то есть в самом «сердце» этого огромного ритуального комплекса, что уже само по себе может свидетельствовать об их совершенно исключительной религиозной значимости.

Занимая одно из ключевых мест в традиционной обрядовой практике минойцев, тавромахия представляла собой своего рода священнодействие и женщины, как главные жрицы Великой Матери, не уступали мужчинам это важное средство общения с потусторонним миром. Если признать оправданным высказанное выше предположение о феминизации мужской половины минойского общества, то, пожалуй, не менее правомерной была бы и догадка о встречном процессу маскулинизации минойских женщин.

Те, кто признают историческую реальность «минойского матриархата», чаще всего склонны оценивать его, как явление скорее пережиточного характера — не до конца изжитое наследие эпохи «материнского права». Однако современная этнография уже давно пришла к выводу, что такой эпохи в истории человечества вообще не было, конечно, если вложить в понятие «материнское право» нечто большее, чем просто матрилинейный счёт родства или же матрилокальный брак.

Следовательно, объяснение этого загадочного феномена может дать только анализ той конкретной исторической ситуации, которая сложилась на Крите в период становления и расцвета минойской цивилизации, т.е. во второй половине III — первой половине II тыс. до н.э.
Появление первых дворцов и всего связанного с ними хозяйственного уклада, политических структур, идеологии и т.п. нередко воспринимается как некий мираж, внезапно возникший на вытянутом в длину гористом и лесистом острове Крит. Это впечатление, отчасти, вызванно крайней неполнотой археологической картины периода генезиса минойской государственности, всё же нельзя признать абсолютно беспочвенным.

За сравнительно короткий по масштабам истории древнего мира срок, за одно-два столетия, на Крите появились минойская дворцовая цивилизация. Важнейшие элементы дворцовой цивилизации — монументальная архитектура, развитая индустрия бронзы, керамика, изготовленная с помощью быстро вращающегося гончарного круга и расписанная в поражающем своей насыщенной красочностью посуда в стиле Камарес, возникло сначала иероглифическое, а затем и слоговое минойское письмо.

Внезапность этого скачка в новое качество кажется тем более очевидной, что до самого конца эпохи ранней бронзы, то есть, до начала периода «старых дворцов» Крит оставался одной из самых отсталых культурных провинций Эгейского мира. В особенности, если сравнивать Крит с такими районами, как Пелопоннес или Троада, где уже во второй половине III тысячелетия до н.э. возникли простейшие своеобразные культурные модели, системы и начали формироваться ранние дворцовые государства.

Эта замедленность развития минойского общества, очевидно, ещё более усугубленная его длительной изоляцией от внешнего мира, имела своим результатом явно преувеличенные формы родоплеменной организации, которые возникли на Крите уже в хронологических рамках эпохи ранней бронзы, а в некоторых местах продолжали существовать ещё и в течение периода «старых дворцов».

Курган Атрея в Микенах. Крито-Микенская цивилизация

О родоплеменной организации на Крите напоминают широко практиковавшиеся на острове массовые курганные, как у скифов Северного Причерноморья, захоронения в больших усыпальницах —»толосах» в южной и центральной части Крита, и «оссуариев»- на Востоке Крита.
С учётом всех этих особенностей исторического пути, пройденного минойской цивилизацией Крита в эпоху бронзы, становится более или менее понятной и природа того парадоксального явления, которое мы условно называем «минойским матриархатом». Видимо, это была своего рода защитная реакция глубоко архаичной системы на слишком быстрый для неё и, видимо, недостаточно подготовленный её предшествующим существованием переход от первобытнообщинного строя к классам и государству.

Эту потребность защиты архаичной системы устройства общества могли ещё более обострить и усилить стихийные катаклизмы наподобие великого землетрясения рубежа XVIII-XVII вв. до н.э., обратившего в развалины чуть ли не все дворцы и поселения Крита. Природные катаклизмы обращали вспять, к своим истокам, и без того уже травмированное этническое сознание минойцев, вынуждали его к отказу от сомнительного и опасного будущего во имя надежного, не раз проверенного прошлого.

Великая богиня Мать — 1800 — 1700 г.г. до н.э. Крит.

В этой обстановке женщины, как более консервативная и традиционно мыслящая часть социума, очевидно, и смогли выдвинуться на первый план общественной жизни. Привязанные к своим домашним очагам и детям, да и чисто физиологически ограниченные в своей самодеятельности, женщины пользовались огромным авторитетом, как главные хранительницы культов хтонических (Хтония – Богиня Земли) божеств, относящихся к земле и подземному миру, которые, по понятиям древних, несли основную ответственность за землетрясения и другие стихийные бедствия. Это давало возможность женщинам контролировать поведение своих мужей и братьев, сдерживать их чрезмерный азарт, жажду нового и склонность к авантюрам и тем самым тормозить слишком быстрое движение общества по пути исторического прогресса.

Иначе говоря, если понимать нравственность и не агрессивность минойского общества, как историческую ущербность Минойской цивилизации, которая сложилась, как следствие сознательно культивируемой в обществе инфантильности мужчин, творчески активной части социума. Матриархат и нравственность минойского общества

Впрочем, едва ли стоит порицать за это минойских женщин, ведь именно их мудрой опеке над представителями противоположного пола обязаны мы тем, что созданная ими культура стала едва ли не самым прекрасным из побегов на древе истории древнего Средиземноморья.

Обряд тавротапсии сохранился в Испании, но приобрёл несколько иные формы.

В 1816 году испанский художник и гравёр Франсиско Гойя создал серию из 33 офортов со сценами корридаы, под названием «Тавромахия»

Тавромахия (греч., от tauros — бык, и mache — бой) (торео, коррида) — публичное зрелище, во время которого боец (тореро или матадор) дразнит быка красным полотнищем (мулетой), проделывая серию искусных телодвижений, а в завершение корриды, как правило, убивает быка шпагой

Секреты Кносского дворца

Кносский дворец на Крите знают во всех уголках планеты, правда, под несколько другим названием – Лабиринт Минотавра.

Древняя история о ребенке-чудовище, который настолько испугал своего отца-царя, что тот приказал навсегда запереть монстра в огромном, специально для этого построенном лабиринте, пережила даже цивилизацию, создавшую ее.

И, несмотря на то, что в мрачные Средние века многие фрагменты греческой культуры были уничтожены, на самой заре Возрождения Данте Алигьери вернул Минотавра к жизни, органично вписав его в «Божественную комедию» как судью и палача в одном из кругов Ада.

С тех пор жуткое существо с головой быка и телом человека стало популярным героем различных книг и спектаклей, а с прошествием веков, еще и фильмов и компьютерных игр.

Впрочем, речь сейчас пойдет все же не о самом Минотавре, а о месте его обитания, которое, несмотря на все свои мифические атрибуты, является вполне реальным.

Кносский дворец обладает еще более богатой историей, чем его легендарный обитатель, и наверняка вошел бы в список Чудес Света, доживи он до этого момента. В этой статье мы расскажем вам о рассвете и падении как Кносского дворца, так и минойской цивилизации, символом которой он являлся. Приготовьтесь — это путешествие будет долгим.

Где находится дворец и сколько стоит посещение?

Для ответа на этот вопрос нам понадобится супергерой, который явно приложил руку к большинству названий, связанных с древней Грецией. Правильно – Капитан Очевидность.

Посудите сами: минойскую цивилизацию назвали так потому, что ее основал царь Минос, Минотавра –так как в переводе это означает «Бык Миноса», Кносский дворец – потому, что он находится в Кноссе, а Кносс – это столица минойского Крита, которая была разрушена вместе с дворцом в результате извержения вулкана за 1450 лет до нашей эры.

Сам Кносс критяне впоследствии восстановили, но вот дворец оставили в руинах.

Кстати, это был уже второй Кносский дворец – первый был снесен землетрясением за 300 лет до этого.

Географически, древний Кносс находился на северо-востоке центральной области Критского острова, на берегу моря, в нескольких десятков километров от нынешней столицы острова – Ираклиона, дворец расположен в 5 км от центра города.

Добраться до него не сложно, автобусы курсируют регулярно. Их легко узнать по надписи наверху – КNOSSOS, это автобусы голубого цвета компании МINOAN LINES, отходят со станции около порта, а также от расположенного на площади Львов (Lion’s Square) фонтана.
Ехать около 25 минут, стоимость проезда 1.50 евро. Билеты нужно купить заранее – туда и обратно, на конечной станции киоска нет.
Интервал движения автобусов – не больше получаса.

Доехать на арендованном автомобиле тоже не составит труда – по всему пути к главной достопримечательности острова развешаны указатели, заблудиться не получится даже если очень захотеть.
Непосредственно у входа в комплекс расположены три бесплатных парковки.

Очередь за билетами движется быстро, вход – 6 евро, детям до 18 лет – бесплатно.

Дворец принимает туристов круглый год, однако есть зимнее и летнее расписание.

С мая по октябрь комплекс открыт для посетителей с 8.00 до 19.00, а в зимнее время (с ноября по март) с 9.00 до 15.00.

Вход на территорию дворца прекращается за 30 минут до закрытия. Часы его работы устанавливает министерство туризма, ежегодно публикуя расписание.

Бесплатно посетить дворец можно в первое воскресенье месяцев зимнего сезона и в международный день туризма – 27 сентября, а также в дни национальных праздников Греции.

У самого дворца обычно наблюдается интенсивное движение туристов, прибывающих в разное время и ищущих оригинальные сувениры или друг друга.

У входа есть туалеты, сувенирный магазин и кафе, где можно слегка перекусить хот-догами до или после осмотра дворца.

Цены не маленькие, апельсиновый фреш, к примеру – 4 евро, но делают качественно и порции большие.

Вместе с билетами или отдельно (в сувенирном магазине) можно приобрести карту дворца, которая поможет ориентироваться в непростом переплетении комнат, внутренних дворов, лестниц и коридоров.
Путеводители на русском языке продаются в киосках в городе по цене 12-15 евро.

Если вы прибыли в Кносский дворец самостоятельно, то всегда сможете присоединиться к организованной экскурсии на месте, что обойдется вам в 10 евро.
Группы по 6-10 человек набираются каждые 15-20 минут.
Интересно, что на территории дворца громко шумят цикады, и это мешает слышать экскурсовода.

Необходимо учитывать, что в летнее время в полдень солнце тут сильно припекает, поэтому совершить экскурсию лучше до 12 или после 16 часов, или же иметь с собой головной убор.

Тени практически нет — запаситесь водой и удобной обувью!

На осмотр всего комплекса понадобится не менее двух часов, которые, конечно же, стоит потратить, чтобы ознакомиться с легендарным архитектурным памятником минойской культуры, многие загадки которого до сих пор не раскрыты.

Вас ждет рассказ о легенде Греции – достопримечательности горы Акрополь в Афинах, античном храме Эрехтейон.

О богах Древней Греции и связанных с ними достопримечательностях Крита вы узнаете на этой странице.

О погоде на Крите читайте подробный обзор, представленный в нашей статье.

Древний Кносс

О самом городе Кносс известно крайне мало – он был основан примерно за два тысячелетия до Рождества Христова и являлся одним из основных центров древнегреческой культуры и в какой-то период им правил полулегендарный царь Минос. Увы, но это практически все достоверные данные – дальше придется уйти в царство догадок и домыслов. Впрочем, кое-какие моменты из истории Крита мы затронем несколько ниже, когда будем рассказывать о легендах Кносса.

Известно, что Крит, за время существования минойской цивилизации (почти тысяча лет, с момента основания Кносса и до его гибели), дважды подвергался масштабным катаклизмам – землетрясение примерно в 1700 до н. э. и извержение вулкана двести лет спустя.

Также, примерно в 1450 году, на Кноссе произошел большой пожар, уничтоживший остатки второго Кносского дворца и практически все археологические свидетельства минойской цивилизации.

Примерно в это же время Кносс был захвачен Микенами – одним из материковых греческих полисов. Микенские греки довольно бережно обращались с наследием Миноса, но достоверно об их правлении известно мало.

Кносс пришел в запустение примерно в начале первого тысячелетия до нашей эры. Впоследствии на его место пришли римляне и основали там колонию, которой и было передано имя легендарной столицы древнего Крита. Увы, о ней известно еще меньше и основной причиной этого является главный герой следующей части этой статьи.

Сэр Артур Эванс

Артур Эванс

Сэр Артур Эванс – это легендарная, но очень противоречивая фигура в археологии. В конце XIX века, вскоре после того, как Шлиман нашел Трою, Эванс отправился в Грецию на Крит, где и получил подтверждения того, что купец по имени Минос Калокайринос нашел неподалеку от Ираклиона странные артефакты и пытается провести дальнейшие раскопки.

Быстро опознав находку как предметы минойской эпохи, Эванс вызвал команду из Англии и перехватил инициативу.

К концу своей жизни он не только полностью раскопал Кносский дворец, но и восстановил некоторые его части (а также чуть не обанкротил свою крайне богатую семью). Между прочим, его документация, составленная во время раскопок дворца, до сих пор считается золотым стандартом. В Англии Эванса почитают наравне со Шлиманом, а на территории Кносса стоит памятник великому археологу.

Однако есть и другая сторона медали. Во время раскопок Артур Эванс, вместо того, чтобы аккуратно снимать слои грунта, приказал просто срыть все неинтересные ему слои – именно поэтому мы почти ничего не знаем о Кноссе после разрушения дворца.

Кроме того, его реставрации дворца вызывают недоумение у большинства современных археологов – Эванс зачастую не мог найти достоверные изображения некоторых частей здания и просто додумывал их. Впрочем, самоотверженность археолога отрицать нельзя, да и восстановленный дворец стал гораздо лучше привлекать туристов, так что на территории нынешней Греции его ни в чем не винят и наоборот, крайне уважают за восстановление фресок минойской эпохи, которые Эванс отреставрировал с невероятной точностью и мастерством.

Архитектура

Начнем с того, что термин «дворец» — некорректен. Кносский дворец Миноса был не только резиденцией царствующей семьи, но и небольшим городом-в-городе, наподобие Ватикана или Запретного города в Пекине.

Отличительной чертой является тот факт, что весь этот город был одним огромным зданием, располагавшимся на площади в 6 акров (примерно 24 тысячи квадратных метров).

Во дворце было более тысячи комнат, соединенных коридорами, а также множество специализированных построек, наподобие театра, храма и даже горшечной мастерской.

В огромных хранилищах дворца были запасы на случай осады, кроме того, прямо во дворце располагались свои мельницы, а также виноградники и винодельни, что позволяло при необходимости поддерживать определенную автономию.

Кроме прочего, стоит отметить, что во дворце была вполне рабочая канализация, а также несколько источников воды.

Что же касается архитектуры декоративной, то здесь интересным моментом являются колонны – минойские колонны в корне отличаются от греческих.

В отличие от материковых версий, которые обычно были белого цвета и сужались к вершине, минойские колонны выкрашены в красный и наоборот, расширяются к верхней части.

Настоящей загадкой стал Малый тронный зал Кносского дворца (Большой до наших дней не дошел).

Это небольшая тронная комната, скорее всего, построенная в период Микенской оккупации Крита, расписана прекрасными фресками и обладает отличным от других комнат стилем, в котором чувствуется влияние уже материковой Греции.

Однако, что наиболее поразило археологов, так это белый трон у северной стены комнаты. До сих пор неизвестно, кому именно он принадлежал, ведь царский трон был расположен в другой части дворца.

Возможно, отсюда правила царица, либо же трон был оставлен пустым как место правления какого-либо бога.

Герои, чудовища и трагедии: древние легенды и секреты Кносского дворца

О том, как был основан город Кносс, известно мало.

Первые легенды о древнегреческом периоде его истории рассказывают о Миносе, как об основателе Кносса, но проблема в том, что Миноса называют основателем практически всех критских городов, что несколько­ маловероятно.

Минос – это легендарный царь Крита, человек, который мог перечить богам.
У Миноса было два брата – Радаманф и Сарпедон, но из-за конфликта между ними, оба брата покинули остров.

Радаманф позже женился на овдовевшей матери Геракла и прославился как самый справедливый судья Греции, а Сарпедон пережил три поколения людей и погиб лишь в начале Троянской войны от рук Патрокла.

Что касается самого Миноса, то он получил свою власть не просто так – по легенде, его власть была дарована ему богами-олимпийцами.

Зевс лично вручил ему царский скипетр и впоследствии не раз помогал с составлением законов, а Посейдон подарил ему прекрасного быка из своих стад, с указанием принести быка в жертву.

Минос ослушался бога морей и принес в жертву другого, менее красивого быка.

Тогда Посейдон решил наказать дерзкого смертного и внушил жене Миноса, Пасифае, невероятную страсть к быку, на которого наслал бешенство.
От этого союза и родился Минотавр.

Мальчик-бык впал в бешенство еще до рождения и почти сразу попытался загрызть кормилицу. Самого быка несколько позже упокоил Геракл в рамках своих двенадцати подвигов.

Здесь и начинается история Кносского дворца царя Миноса.

Увидев «наследника», Минос в ужасе обратился к своему старому другу – архитектору Дедалу.
Тот предложил не убивать родную кровь, а создать огромный лабиринт, из которого глуповатое чудовище просто не сможет выбраться.

Так и был построен первый Кносский дворец-лабиринт.

С годами отношения между друзьями ухудшились и Дедал был вынужден бежать с Крита вместе со своим сыном Икаром.

Подросший к этому времени Минотавр начал требовать свежего человеческого мяса.
Постаревший Минос решил обложить живым налогом покоренные критянами греческие города.

Каждый год Минотавр убивал 7 юношей и 7 девушек, пока однажды в число жертв не попал принц Афин Тесей, который при помощи влюбленной в него Ариадны (дочери Миноса) прикончил чудовище и сумел выбраться из Лабиринта.

Впоследствии Тесей вместе с Ариадной уплыл с острова (правда, чуть позже он ее оставил на одном из островков по пути в Афины), Минос погиб на войне с Сицилией, в которую он ввязался с целью вернуть Дедала на Крит, а Кносский престол унаследовал один из его сыновей.

Триста лет спустя по Криту прошло землетрясение и разрушило старый лабиринт, на месте которого и был построен Кносский дворец, простоявший еще два с половиной столетия и покинутый обитателями после извержения вулкана.

Кносские фрески

Дельфины — фреска Кносского дворца

Фрески Кносского дворца – это предмет гордости всех критян. Фактически они являются доказательством культурного превосходства Крита над большинством греческих полисов, так как их красота и уровень исполнения на голову превосходят все творения материковой Греции той эпохи.

Фрески, в большинстве своем, были восстановлены командой Артура Эванса и в этом случае он провел действительно впечатляющую работу.

Вне зависимости от расположения и содержания фрески, реконструкторы с точностью передали как цвета, так и контуры древних рисунков.

Фреска «Парижанка»

А вот некоторые фрески стали жертвами археологического юмора, например, фреска, называемая «Парижанка».

«Парижанка» — это фреска, на которой изображена молодая женщина с вычурной прической жрицы.

Однако именно в прическе реставраторы углядели схожесть с тогдашней парижской модой и окрестили фреску «Парижанка».

В официальных работах ее называют «Минойская леди».

Фреска «Игры с быком»

В наши дни «Минойская леди», как и другие фрески Кносса, находится в музее Гераклиона, расположенном неподалеку от дворца.

Кносский дворец и музей Гераклиона лучше посещать совместно, загодя выделив на это день.

Помимо решения транспортного вопроса, это также позволит вам приобрести комбинированный билет.

Да и минойские коллекции музея смотрятся совсем по-другому после того, как вы лично увидели следы цивилизации, создавшей их.

Кносский дворец – это последнее свидетельство существования минойской цивилизации, доказательство того, что все ее жители жили и умирали не зря.

Несмотря на то что прах тех, кто его населял, уже давно смешался с землей, а их боги покинули этот мир, Кносс все равно продолжает существовать.

Мир помнит о храбрости и предательстве Тесея, величии и гордыне Миноса, безумии и вечном заточении Минотавра.

И если история Кносса подошла к концу, то это еще не значит, что ее не стоит услышать.

Кносский дворец на Крите

Когда-то на территории Кносского дворца жил Минотавр, сын жены царя Миноса и священного быка. Чтобы чудовище с человеческим телом и бычьей головой согласилось безвылазно жить в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников, а раз в восемь лет присылали дань – семь девушек и семь юношей. Дабы не жертвовать своими подданными, критский царь требовал присылать молодых людей с Афин: этот город находился под влиянием царя Миноса.

Тесей, отцом которого являлся афинский правитель Эгей, узнав о происходящем, решил убить чудовище, а потому уговорил отца заменить его на одну из жертв (они договорились: если Тесей победит Минотавра, он заменит черные паруса белыми). К чудовищу юноша отправился не сразу: оказавшись во дворце Мидоса, он очаровал дочь царя, Ариадну, а влюблённая девушка быстро придумала, как сделать так, чтобы её возлюбленный нашёл дорогу из лабиринта, подарив ему клубок, нить которого указала бы дорогу назад.

Победив чудовище, Тесей отправился домой, захватив с собой Ариадну, но было одно «но». Минос обещал отдать дочь в жёны богу Дионисию – а потому её брак с Тесеем в планы олимпийца не входил. Но на все требования вернуть девушку юноша не прореагировал. Тогда боги наслали на Тесея проклятье – и он забыл о том, что обещал отцу. Эгей, увидев паруса чёрного цвета, не дождавшись прибытия корабля, бросился в море.

Дворец

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Двор Кносского дворца

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Дворец изнутри

Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.

Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы. Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).

Гибель Кносса

Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.

Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Предназначение Александрийского маяка106454.65

Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

Кносский дворец в наши дни

Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.

Кносский Дворец на Крите и его фрески

Кносский Дворец — крупнейший археологический объект бронзового века на острове Крит. Он был политическим и церемониальным центром минойской культуры и цивилизации. Комплекс состоял из древнего дворца, а также окружающего его города. Район расположен к югу от современного города Ираклион, который находится на северном побережье Крита.

Запись относится к месту:
Греция

Археологи считают, что Кносс был впервые заселен в неолитические времена, начиная примерно с 6 000 до н.э. Тем не менее, первый дворец на этом участке появился примерно в 1900 г. до н.э. на вершине руин предыдущих поселений. Около 1700 г. до н.э. землетрясение уничтожило Кносс вместе с другими дворцами на Крите. Почти сразу же дворец был перестроен на грандиозном, но менее масштабном уровне. Сегодня это выдающаяся достопримечательность Крита, которую обязательно стоит посетить.


В 1894 году сэр Артур Эванс открыл Дворец Кносса, однако только в 1900 году он и его команда смогли начать раскопки участка. С тех пор его реставрационные работы стали источником безумных споров среди археологов, хотя и дают посетителю примерное понимание того, как выглядел бы дворец. Одним из самых интересных открытий во дворце Кноссос было большое количество покрывавших стены фресок. На этих картинах изображалось немилитаристское общество, в чью деятельность входили рыбалка, спортивные соревнования и ритуалы, такие как гонки на быках.

Прогуливаясь по Кносскому Дворцу, у посетителя есть шанс увидеть некоторые из удивительных фресок в нескольких секциях. Большинство этих фресок являются реконструкциями Пьета де Йонга. Их тщательно воссоздавали из нескольких кусков окрашенной штукатурки. Многие оригинальные и реконструированные фрески размещены в Археологическом музее Ираклиона с копиями во дворце. Краски на некоторых фресках по-прежнему остаются яркими после 4000 лет. Например, при входе во Дворец можно лицезреть потрясающую Фреску «Проклятия». Другие фрески под названием «Парижская», «Кубок Барера» и «Трехсторонний храм» украшают большой внутренний двор дворца под названием «Piano Nobile».

Одной из самых популярных фресок является найденная в апартаментах королевы фреска «Дельфин». Реплика этой работы находится над дверью в комнате, а оригинал — в Археологическом музее Ираклиона. Эта фреска с ее яркими красками считается одной из самых выдающихся работ минойского искусства в Кносском дворце.

Дворец включает многочисленные залы. Одним из самых драматических был Тронный зал с большим встроенным в стену троном. Кроме того, эта комната включала бассейн, который по мнению археологов был аквариумом. На южной стене изображена фреска с грифонами — мифическими существами с львиным телом и головой орла. Если вы до сих пор выбираете, где остановиться на Крите, то возможно стоит обратить внимание именно на эти края.


Одним из самых интересных аспектов дворца Кноссос является его место в греческой мифологии. Многие мифы, похоже, основаны на различных аспектах Дворца. К ним относятся строящий дворец без выхода Дедал, путешествующий на солнце со своими восковыми крыльями Икар, а также сражающийся и убивающий Минотавра в Лабиринте Тессей. Прогулка по Кносскому дворцу позволяет посетителю увидеть все уникальные аспекты этого древнего здания, какими они были в прошлом. Кроме того, это позволяет им с головой погрузиться в греческую мифологию.

Фрески Кносского дворца

Блистательного расцвета достигло и искусство живописи, дошедшее до нашего времени во фресковых росписях Кносского дворца. Длинной лентой проходят сцены торжественных церемоний, религиозные процессии, связанные с культовыми праздниками, игры и развлечения детей, театральные представления, ритуальные танцы девушек и юношей со священным на Крите быком. Произведения живописцев поражают удивительной зоркостью видения, богатством воображения, тонким художественным вкусом и чувством меры. И хотя живописцы ещё не владеют приёмами объёмно-пространственного изображения, их композиции не кажутся застывшими и безжизненными. Используя всего пять красок (чёрную, белую, голубую, жёлтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру. Даже пострадавшие от пожара, фрески не утратили свежести и сочности красок. Им, как и египетским рисункам, свойственна условность цвета: мужские фигуры рисуются тёмной кирпично-красной краской, а женские — светлой. Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, «осиными» талиями.

Рисунок 4 «Парижанка». Фреска. Около 1500 г. до н. э. Кносский дворец

Взгляните на так называемую «Парижанку», на её оживлённое личико, капризно вздёрнутый носик, игривый завиток локона, спадающий с высокой и изящной причёски. В этой критской красавице действительно есть что-то от парижанок — законодательниц моды. Огромный глаз, обведённый чёрным контуром, изображён в фас, точно так же как в египетских росписях и рельефах. Но это уже совсем иной, художественно одухотворённый образ.

А вот знаменитая фреска «Игра с быком». Почти не касаясь копытами земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув могучую голову и выставив вперед рога. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Один из акробатов схватился за рога и собирается прыгнуть на спину быка, а другой, выставив перед собой руки, готовится к грациозному сальто прямо над головой священного животного. Художник настолько искусно запечатлел весёлую и непринуждённую игру акробатов, что мы забываем о смертельной опасности

Рисунок 5 Игра с быком. Фреска. Около 1500 г. до н. э. Археологический музей, Ираклион

подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей природой.

КНОССКИЙ ДВОРЕЦ

Город Кносс славился своими дворцами, построенными в период расцвета Минойской цивилизации. В период расцвета критяне чувствовали себя в полной безопасности от нападения с моря и поэтому уже не строили крепостных стен вокруг города и дворца.

Планировка: не имеет четкого плана, органично связан с окружающим пейзажем. Работал над ним афинский зодчий, художник и скульптор Дедал. Лабиринт Кносского дворца имеет весьма сложную архитектуру и состоит из 1500 комнат хаотично расположенных на площади в 22 тысяч квадратных метров. Здесь находились мастерские, внутренние колодцы, работала система водоснабжения и канализации.

Этот дворец был воплощением могущества Кносского государства и играл роль его административного, культурного, хозяйственного и политического центра.

  • 2000-1700 г до НЭ «раннедворцовый период» — первый дворец-храм в Кноссе был построен на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э.
  • 1700-1450 г до НЭ «новодворцовый период» — время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса, был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени
  • 1628 и 1500 г. до н. э. сильнейшее землетрясение и огромное цунами разрушило дворец.
  • 1450 г. до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец.

РОСПИСИ КНОССКОГО ДВОРЦА

Игры с быком — тавромахии: Такие игры занимали значительное место в религиозных обрядах критян. Огромный бык в неистовом галопе. Его нарочито удлинённая фигура своей мощной массой заполняет почти всю фреску. А перед ним, за ним и на нём самом стройные акробаты, проделывающие самые опасные упражнения. Всё в этой композиции живо, порывисто и в тоже время непринуждённо. Фигура быка с опущенной мордой и задранным хвостом кажется грациозной в своём изгибе.

«Ритуальные игры с быком». Роспись Кносского дворца. 1500 г. до н. э.

Придворная дама («Парижанка»): В сравнении с искусством Египта критская живопись раскрывает перед нами совершенно новый мир. фрагмент стенной росписи, изображающий девушку в профиль. Огромный глаз, изображённый, как в египетских росписях, в фас. Влияние Египта часто сказывается в критском искусстве. Но в нём дышит совсем иной дух. Оживлённое личико, вздёрнутый нос, вишнёвый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки тёмных кудрей. Кружева и лиф привлекают сочетанием ярких голубых и пурпурных тонов. Найдя этот фрагмент, Эванс сразу же окрестил девушку «Парижанка». Так она и обозначается до сих пор в истории искусства.

Дамы в голубом, Придворные: Критские дамы, разряженные и оживлённые, глядят на какое-то состязание или церемонию… Возможно, это не просто дамы, а жрицы. У них такое же одеяние как у богинь или жриц со змеями.

Царь-жрец, Принц с лилиями: с осиной талией, в диадеме, такой гордый и властный, что в исследованиях о критском искусстве его называют то «принцем», то «царём-жрецом».

Дельфины Кносса, Новодворцовый период (1500 г. до н.э.) Фреска с северной стены «мегарона царицы» Кносского дворца с изображениями дельфинов, рыб и морских ежей в воде. Эти фрески — великолепный пример ранней минойской живописи. Они располагаются на стенах ванного зала, где актуальна была тема воды.

«Юноша с ритоном». Роспись Больших пропилей Кносского дворца. 1500 г. до н. э.

Сравнение с росписью гробницы Нахта эпохи Нового Царства в Египте (XV в.).

Leave a Comment