Где памятник пушкину

Данные об авторе Автор(ы): Алина Альбертовна Кудрявцева Место работы, должность: МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл Регион: Республика Марий Эл Характеристики урока (занятия) Уровень образования: основное общее образование Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Методист Целевая аудитория: Учащийся (студент) Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 9 класс Предмет(ы): Литература Предмет(ы): Русский язык Цель урока: Формирование умения работы над сочинением-описанием памятника. Учащихся в классе (аудитории): 20 Используемые учебники и учебные пособия:

1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. «Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений».М., «Просвещение», 2008 г.

Используемая методическая литература:

1. «Русский язык. Поурочные планы. 8 класс».Составитель Сиденко Н.В.Волгоград, «Учитель», 2002 г.

2. Старовой това Г.Р. «Уроки русского языка. 8 класс. Книга для учителя», М., «Просвещение», 1989 г.

Используемое оборудование:

Компьютер, словари.

Используемые ЦОР:

Мультимедиа презентация

Краткое описание: Урок подготовки к сочинению-описанию памятника А.С.Пушкина в Москве.

Описание памятника Пушкину А.С. в Москве.

Урок развития речи – подготовка к сочинению в 9 классе.

Цель урока: Формирование умения работы над сочинением-описанием памятника.

Задачи:

1. Собрать материал к сочинению, обучить порядку работы над сочинением такого типа. 2. Познакомить со значением слов художественно-искусствоведческой терминологии. 3. Воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, к ее культурному наследию.

Подготовка: презентация к уроку, сообщения, работа со словарем.

Эпиграф:

Ничего не боялся я столько,

Как жить в городе без истории,

Преданий и памятников.

Аполлон Григорьев.

Ход урока:

1.1. Вступительное слово учителя:

Аполлон Григорьев сказал (обращение к эпиграфу): «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников». Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе?

У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.

На одной из шумных площадей Москвы на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но и людям, живущим в отдаленных уголках нашей страны и за рубежом.

На пьедестале даже зимой лежат живые цветы, и чьи-то заботливые руки всегда их обновляют. Это памятник великому Пушкину А.С.

1.2.Постановка цели урока:

Сегодня на уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию памятника Пушкину в Москве, а именно – собрать материал к данному сочинению. Запись в тетрадях темы урока. Но невозможно описывать памятник, не зная его специфики как скульптурного сооружения. По ходу рассказа проведем словарно-лексическую работу.

2.1. Беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения.

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал. (Запись в тетрадях слов, синонимов, объяснение значений слов учащимися, работавшими со словарями)

Пьедестал – (от фр. Pied – нога)

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник с пространством улицы, площади, с окружающими зданиями.

Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза.

Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его – скульптор (ваятель). Над пьедесталом работает архитектор, декоратор заботится об окружении, о деталях окружения памятника (фонари, ограда, иногда водное пространство и т.д. ). Иногда в творческий коллектив входит и садовник.

Показ слайдов.

2.2. Варианты тем сочинений: «Памятник любимому писателю», «О чем рассказал памятник»,и т.д. Однако, при выборе любой темы, центральной, обязательной частью сочинения должно стать описание конкретного памятника.

3.1. Работа над конкретным материалом – описание памятника Пушкину в Москве. Доклады обучающихся.

а) История создания памятника.(Собранные по подписке народные деньги. Спор о месте, где должен быть поставлен памятник: в Михайловском, в саду лицея, в Петербурге, в Москве.)

б) О конкурсах на лучший памятник поэту. (3 конкурса, лучшие модели, представленные на конкурс.)

Выход в Интернет. (http://www.cargobay.ru/news/gudok/2003/2/8/id_104696.html) , поиск материала по вопросам:

а) Краткие биографические сведения о скульпторе Опекушине А.М.

б) В чем достоинство памятника Опекушина? Почему он победил на конкурсе?

Монумент Опекушина очень прост, отличается глубиной психологического раскрытия образа поэта. Отсутствие усложняющих второстепенных деталей сосредотачивает внимание зрителей на главном – на образе самого поэта. Достигнуто полное портретное сходство ( в основе – посмертная маска Пушкина). Обаяние памятника, его достоинство заключается также и в том, что он не подавляет, своими размерами, бронзовая фигура поэта кажется очень естественной, живой, и эта иллюзия не покидает нас, даже если мы близко подойдем к памятнику.

в) Выяснение замысла, идеи памятника.

3.2. Выявить идею поможет сопоставление московского памятника с памятником Пушкину скульптора М. Аникушина.( Показ слайдов.) Беседа с классом.

— В чем вы видите различия двух памятников?

— Возраст

— Окружение памятников

— Поза

— Черты лица, выражение лица

3.3. Вывод учителя:

Аникушин изображает Пушкина в момент чтения стихов. Все детали памятника: поворот кисти правой руки, приподнятая голова, живой, острый взгляд – подчеркивают страстность, увлеченность поэта, его жизнерадостность. Он весь вдохновение, весь полет. Это ранний Пушкин, Пушкин периода знакомства с декабристами.

Опекушкинский же памятник воссоздает Пушкина зрелых лет. Это гениальный поэт, прозаик, историк. Обо всем этом напоминает нам и надпись на пьедестале: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал», и общий вид памятника, и все его детали.

Опекушин изображает поэта на прогулке, ведь он их так любил. Прогулки помогали ему мыслить, восстанавливать душевное равновесие, давали пищу уму и сердцу. Едва уловимое движение передана в слегка выдвинутой за край пьедестала ноге, в крупных складках плаща, спадающих вниз. Кажется, что поэт, задумавшись, как бы приостановился в своей одинокой прогулке и вот-вот двинется дальше.

В лице, слегка склоненном к зрителям, задумчивая сосредоточенность и даже грусть, правая рука, согнутая в локте, прижата к груди, левая с цилиндром заложена за спину.

Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы она воплощала только обычные черты поэта. Но скульптор в холодном металле запечатлел состояние творческого вдохновения, не передаваемое словами течение мыслей, момент зарождения стиха.

Невольно на память приходят строчки поэта:

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне…

Опекушин показал в своей скульптуре поэта творящего. Очень точно об этом писал Луначарский А.В.: «Пушкин – это творчество. Изобразить момент творчества необычайно трудно. Но всякий другой Пушкин, не творящий, есть случайный Пушкин. Только Пушкин творящий есть подлинный Пушкин».

3.4. Словарная работа.

Пьедестал, постамент, скульптор, ваятель, художник, архитектор, статуя, монумент, цилиндр.

3.5. Определите тип речи своего сочинения.

В сочинении должно преобладать описание с элементами повествования, возможно рассуждения.

3.6. Примерный план сочинения:

· История памятника (где и когда был установлен).

· Автор памятника – скульптор А.Опекушин.

· Замысел художника.

· Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, в окружении.

· Памятник – в прстранстве улицы, площади.

· Впечатление от произведения А.Опекушина.

4.1.Заключительное слово учителя:

За несколько месяцев до смерти, в августе 1836 года, Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием, обращенным к далеким потомкам – к нам:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

В наши дни, как никогда раньше, сбываются великие пушкинские слова. И та «народная тропа», о которой мечтал уходящий из жизни поэт, становится все шире и шире, устремляясь в грядущее, в бессмертие.

Пушкин – неотъемлемая часть русской культуры, духовного и нравственного мира нашего современника.

«Сооружение памятника Пушкину, в котором участвовала, которому сочувствует вся образованная Россия, представляется нам данью признательной любви общества к одному из самых достойных его членов… Это памятник – учителю», — сказал на открытии памятника И.С. Тургенев. Спустя и столетие с лишним эти слова представляются нам верными.

4.2. Рефлексия. Ребята, как вы свяжете слова эпиграфа с темой нашего урока?

4.3.Подведение итогов урока, выставление оценок.

4.3. Д/З — Подготовиться к сочинению.

Памятник Александру Пушкину на Пушкинской площади

Памятник Александру Пушкину на Пушкинской площади — один из самых известных памятников Москвы и однозначно наиболее известный памятник поэту в мире. Скульптура стала настолько популярной, что по праву считается одним из символов столицы.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — известнейший русский поэт, драматург и прозаик, основоположник литературного русского языка и настоящий культурный бренд России. Пушкину ещё при жизни удалось заслужить репутацию великого национального поэта, став одним из наиболее влиятельных и авторитетных писателей своего времени, и после его смерти ситуация не изменилась: на сказках и стихах поэта выросло не одно поколение россиян, а поднятые в прозе и поэмах проблемы остаются актуальными и в наши дни. Его наиболее значимые произведения — «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и ряд других произведений — стали не только российской, но и мировой классикой, были переведены на иностранные языки и принесли Пушкину славу за пределами России. Трагическая смерть поэта, погибшего от полученного на дуэли ранения, добавила его судьбе драматизма и пробудила ещё более яркий интерес к его творчеству.

Памятник выполнен с портретным сходством: зритель видит поэта кучерявым молодым человеком с пышными вьющимися бакенбардами. Его голова слегка наклонена, взгляд исподлобья напряжён и задумчив, словно поэт размышляет в споре с невидимым оппонентом или продумывает детали нового произведения. Пушкин одет в классический сюртук, поверх которого накинут длиннополый плащ; его правая рука заложена за лацкан сюртука, левая отведена назад — в ней поэт, словно пряча, держит шляпу.

Статуя водружена на большой гранитный постамент, на некотором расстоянии от которого по углам монумента установлены 4 чугунных фонаря, а по периметру между ними — ограда из 20 небольших гранитных тумб, украшенных венками и соединённых фигурной бронзовой цепью. На гранях постамента высечены памятная надпись «Сооруженъ в 1880 году» (в старой орфографии) и четверостишия из стихотворения поэта «Памятник» (в современной орфографии):

«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.»

Александр Пушкин,

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Авторы монумента: скульптор Александр Опекушин, архитектор Иван Богомолов.

История памятника

Памятник Пушкину был открыт 18 июня 1880 года в начале Тверского бульвара и находился там до 1950 года, когда его перенесли на Пушкинскую площадь, на место снесённого Страстного монастыря.

Идея установить памятник поэту возникла в среде выпускников Царскосельского лицея, в котором ранее учился и сам Пушкин: в 1860 году они открывают подписку по сбору средств на установку памятника, однако, набирают всего 30 тысяч рублей, которых не хватает на возведение монумента. В 1870 году лицеист Яков Грот вновь организует сбор средств, и в этот раз удаётся собрать более 160 тысяч рублей. После сбора необходимой суммы был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину, и в 1875 году по его итогам был выбран проект скульптора Александра Опекушина.

Впоследствии проект претерпел некоторые изменения: форма и оформление постамента были упрощены, а вместо шляпы-цилиндра, с которой обычно ассоциируется Пушкин, в левой руке поэта появилась менее броская шляпа. Для строительства постамента был приглашён архитектор Иван Богомолов. Установить памятник решили в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю.

В течение последующих 5 лет мастера занимались изготовлением скульптуры: фигуру писателя отливали на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге, пьедестал возвели из сердобольского гранита. Изначально памятник планировали открыть 19 октября 1879 года — в годовщину открытия Царскосельского лицея, но один из угловых монолитов постамента был повреждён, и его пришлось заменять. Новой датой открытия памятника выбрали 6 июня (26 мая по старому стилю) 1880 года — день рождения поэта, но и эту дату пришлось отложить по причине траура по императрице Марии Александровне. С третьей попытки памятник был открыт 18 июня 1880 года. Москвичи встретили памятник с восторгом: несмотря на дождливую погоду, горожане во множестве собрались на Страстной площади в начале Тверского бульвара, где проходила церемония открытия.

Любопытно, что изначально на пьедестале были выбиты не четверостишия, а двустишия из «Памятника», притом подвергнутые цензуре: стихотворение было опубликовано Василием Жуковским в посмертном собрании сочинений Пушкина, и он заменил крамольную строку «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на «Что прелестью живой стихов я был полезен», изменив часть текста для сохранения рифмы. Таким образом, на монумент были нанесены двустишия:

«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык»

«И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал»

В 1936 году, когда в Москве готовились к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина, было решено заменить двустишия на постаменте на полные четверостишия, исправив «цензурную» версию на оригинальный текст. Старые надписи были стёсаны, новые нанесли уже в новой орфографии.

В 1937 году, в столетнюю годовщину гибели поэта, Страстная площадь была переименована в Пушкинскую, спустя год стоявший на ней Страстной монастырь был снесён, а на его месте разбили сквер с фонтаном. После этого памятник пережил самое неоднозначное событие в своей истории: в 1950 году его перенесли с начала Тверского бульвара на Пушкинскую площадь, развернув на 180 градусов и установив на месте колокольни снесённого Страстного монастыря. Горожане не оценили идею переноса памятника, этот жест был непонятным и неожиданным.

Спустя много лет современные москвичи уже давно привыкли видеть бронзового Пушкина на новом месте, но в обществе до сих пор витает и обсуждается идея обратного переноса памятника на Тверской бульвар, впрочем, неизменно безрезультатно.

Стоит отметить, что памятник Пушкину на Пушкинской площади — не единственный, хотя и наиболее известный памятник поэту в Москве. Например, бронзового поэта можно встретить на Арбате, где он установлен со своей супругой Натальей Гончаровой, а также на Спасопесковской площади; помимо этого, в городе установлено неясное количество бюстов и прочих более скромных скульптурных изображений поэта.

Памятник Пушкину в Москве

Основные моменты

Скульптура изготовлена из бронзы, который считается «вечным материалом», а это значит, что и сам памятник воспринимается как нечто фундаментальное, как и сама поэзия Александра Сергеевича Пушкина, продолжающая жить в нынешних поколениях. Многие знаменитые люди, в числе которых русский литературный критик В. Г. Белинский, предрекали поэту «бессмертие», что его начнут чтить в России как классика, и что по его произведениям будут учить и развивать не только подрастающее, но и взрослое поколение. Так оно и случилось…

А памятник великому поэту в городе, где он родился в 1799 году и с которым у него связаны многие важные события – например, личная встреча с императором Николаем I, гарантировавшим ему покровительство и освобождение от цензуры – стал признанием его неоценимого вклада в отечественную литературу и воплощением искренней народной любви.

История памятника Пушкину

Александр Сергеевич Пушкин учился в Царскосельском лицее, где впервые открылся и был высоко оценен его поэтический дар. В этом престижном учебном заведении он провел шесть лет, и именно в среде его выпускников спустя четыре десятилетия, в 1860 году, родилась идея возведения такого монумента. Молодые люди объявили сбор средств и одновременно обратились к правительству за разрешением, которое было получено. При этом государство, учитывая не очень теплое отношение к поэту в правящих кругах, никакого финансирования не выделило.

Первые деньги на сооружение памятника Пушкину поступили по благотворительной линии, но этих 13 тысяч рублей было недостаточно. В 1870 году одним из лицеистов, Яковом Карловичем Гротом, был организован дополнительный сбор средств, который продолжался целое десятилетие. За этот достаточно большой временной промежуток удалось собрать 160 575 рублей 10 копеек.

В середине 70-х годов XIX века был объявлен конкурс на лучший проект памятника А. С. Пушкину. Победа в нем досталась известному русскому скульптору Александру Михайловичу Опекушину, популярному в монархических кругах того времени. В процессе создания памятника было рассмотрено множество вариантов. Мастер, которому в работе помогал архитектор Иван Семенович Богомолов, выполнил не менее трех десятков пластилиновых и глиняных моделей. Он также делал наброски на бумаге, изображая Пушкина в разных позах, и таких вариаций собралось на десять больших альбомов. На изготовление модели памятника, отливку самой скульптуры и сооружение пьедестала под ней ушло целых пять лет.

Скульптуру поэта изваяли на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге, а в качестве материала для постамента использовали сердобольский гранит темно-красного цвета, который добывают в каменоломнях на берегу и островах северной части Ладожского озера, недалеко от карельского города Сортавала (старое название – Сердоболь). Когда пьедестал устанавливали на место, то нанесли ему некоторые повреждения. По этой причине назначенное на 19 октября 1879 года открытие памятника Пушкину в Москве не состоялось. Сорвалась и следующая дата – 26 мая 1880 года, на день рождения поэта. За четыре дня до этого от туберкулеза скончалась императрица Мария Александровна, супруга Александра II, и в стране по этому случаю был объявлен траур.

И вот, наконец, настало 6 июня 1880 года – еще одна дата открытия памятника на Страстной площади (название Пушкинская она получила только в 1937 году). В этот раз торжественной церемонии, ставшей заметным событием в общественно-культурной жизни не только Москвы, но и всей страны, уже ничего не помешало. Мероприятие прошло при большом стечении народа, позже его назовут «вторым рождением» поэта, который вошел в историю и как основоположник современного русского литературного языка.

Особенности памятника Пушкину в Москве

Скульптор Опекушин, надо воздать ему должное, изобразил Александра Сергеевича настолько естественно и гармонично, что он смотрится почти как живой. Пушкин стоит в полный рост, его голова слегка наклонена, на лбу можно даже рассмотреть морщины. Его глаза, живые и грустные, взирают на нас из глубины веков. Во взгляде читается незаурядный ум и одновременно некая отвлеченность и даже отрешенность – кажется, что именно в эту минуту он размышляет над своим очередным произведением. Левая нога выдвинута немного вперед, что создает впечатление медленного движения. На плечи накинут плащ, под которым мы видим длинный сюртук. Правая рука поэта заложена под жилет, а левой, заведенной за спину, он держит шляпу.

Памятник Пушкину в Москве гармонично вписался в ансамбль площади, и представить их в отрыве друг от друга невозможно. С обеих сторон постамента установлены четыре изящных фонаря, в каждом по четыре светильника. По периметру памятника мы видим небольшие тумбы, их насчитывается двадцать: они увиты бронзовыми венками и соединены между собой бронзовой цепью. Весь этот ансамбль придает окружающему ландшафту неповторимый колорит XIX века, ознаменовавшегося для России такими событиями, как Отечественная война 1812 года, восстание декабристов в 1825 г., Крымская война 1853-1856 гг., отмена крепостного права в 1861 г. и многими другими. В этом столетии творили такие писатели и поэты, как Карамзин и Лермонтов, Грибоедов и Гоголь, Толстой и Достоевский и, конечно, Пушкин.

Одной из особенной памятника Пушкину можно считать и надписанный пьедестал, который украшают строки из стихотворения «Памятник». Правда, друг поэта Василий Андреевич Жуковский, не оставлявший его ни в годы радостей, ни в годы бедствий и даже на смертном одре после дуэли с Дантесом, из соображений цензуры внес в текст некоторые изменения. Слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» он посчитал «опасными» и заменил их политически нейтральными «Что прелестью живой стихов я был полезен». Однако в 1936 году, когда в СССР шли приготовления к памятной дате – 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, было принято решение восстановить оригинальный текст. При этом исходный шрифт сохранили, а вот орфографию заменили на современную. Единственное, где надписи на пьедестале остались неизменными, так это на тыльной стороне. Здесь можно прочитать следующее: «Сооруженъ въ 1880 году».

Как добраться

Памятник Пушкину в Москве находится в Центральном округе столицы по адресу: Пушкинская площадь, 2, это в начале Тверского бульвара. Напротив располагается кинотеатр «Россия».

Добраться до монумента можно метрополитеном, станции «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская», или автобусом: маршруты №№ Н1, 12ц, 015, 15 и 31, до остановки «Пушкинская площадь». До этой же остановки ходят троллейбусы №№ 1 и 12.

Биография

Родился в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина помещицы Е. В. Ольхиной, который, регулярно бывая в Санкт-Петербурге, отдал двенадцатилетнего сына, с согласия помещицы, на три года в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников. Проявившего незаурядные способности мальчика, окончившего школу за два года, взял в свою скульптурную мастерскую в Петербурге преподававший в рисовальной школе профессор Д. Йенсен. Для дальнейшей учёбы в Императорской академии художеств Александру Опекушину пришлось откупаться — за 500 рублей. 20 марта 1859 года он получил вольную. В 1861 году женился.

В Академии он продолжал заниматься вольноприходящим у Йенсена. В 1862 году получил первую награду — малую серебряную медаль за барельеф на заданную библейскую тему: «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. В 1864 году Академия присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея». Из этого звания он был повышен в 1869 году в классные художники 2-й степени, в 1870 году — в классные художники 1-й степени, за бюст гр. Шуваловой и за семь колоссальных фигур, вылепленных для петербургского монумента императрице Екатерине II М. О. Микешина, и, наконец, в 1872 году — в академики за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В 1872 году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью.

Памятник Карлу фон Бэру в Тарту

В 1878 году на Всемирной выставке в Париже демонстрировалось чеканное блюдо с историческими сценами, отлитое по модели Опекушина на московской ювелирной фабрике П. Н. Овчинникова.

Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882) совместно с М. О. Микешиным и архитектором Д. Н. Чичаговым создал две парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть».

В 1884 году Опекушин выполнил Царские врата для иконостаса Воскресенского собора Троице-Сергиевой Приморской пустыни.

Опекушин выполнил памятник Александру II у южной стены Кремля (бронза, открыт в 1898, не сохранился) и Александру III возле Храма Христа Спасителя (бронза, 1912, не сохранился). Самым крупным по размерам монументом в дореволюционной России: общая высота вместе с постаментом составляла почти 16 м, стал памятник Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (открыт в 1891, уничтожен в 1925). В г. Сумы Харьковской губернии был установлен опекушинский памятник русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко (открыт в мае 1895, уничтожен в 1920-х). Мраморная статуя императрицы Екатерины II, выполненная Опекушиным по заказу московского городского головы Н. А. Алексеева, была установлена в 1896 году в здании московской городской думы.

Кроме того, из работ Опекушина наиболее известны также: памятники адмиралу Грейгу (открыт 21 мая 1873, уничтожен после 1917) в Николаеве, моделированный по проекту М. О. Микешина, памятник А. С. Пушкину в Москве (бронза, гранит, открыт в 1880), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. Опекушин создал также памятники А. С. Пушкину в Петербурге (открыт в 1884) и в Кишинёве (открыт 26 мая 1885), К. М. Бэру в Тарту (открыт в 1886), М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889), Александру II в Ченстохове (открыт в 1889), Александру II в Рыбинске (открыт в 1914) — все бронза, гранит. В 1913 году в Остафьево была установлена статуя Пушкина, также выполненная Опекушиным.

Александр Михайлович был православным христианином и убеждённым монархистом. Он был весьма популярен в монархических кругах того времени, творчество его высоко ценилось в Царственном доме, ему покровительствовали Александр III и Великий князь Сергей Александрович. Содержать большую семью ему помогал постоянный доход от выполнения декоративных скульптур — его изделия украсили интерьеры многих московских особняков: Елисеева (Тверская улица, 14), Прове (улица Александра Лукьянова, 7), Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.; фасады театра Незлобина, Московского биржевого комитета (Здание биржи (Москва) — улица Ильинка, 6), Московской конторы Государственного банка (Неглинная улица, 12).

С 1875 по 1918 год семья Опекушина проживала в Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский проспект, 52. Его собственный дом, первоначально двухэтажный, был построен в 1877—1878 годах архитектором А. С. Лыткиным, сотрудником скульптора. Впоследствии дом неоднократно перестраивался. Рядом с ним стоит небольшое кирпичное здание — мастерская Опекушина. Построенная в 1887 году по проекту А. А. Гвоздзиевского, она была увеличена пристройками в 1894 и 1901 годах. В отличие от жилого дома, мастерская Опекушина сохранила облик 1900-х годов. Она по-прежнему используется как скульптурная мастерская.

Осенью 1919 года при содействии А. В. Луначарского, больной и нищий, А. М. Опекушин вместе с дочерьми за государственный счёт был отправлен в Ярославскую губернию к двоюродной сестре. Затем, в селе Рыбницы, священником о. Иоанном им был предоставлен дом в бесплатное пользование. Академический паёк, выделенный Наркомпросом, начал поступать только в 1922 году; помогали местные жители. В начале 1923 года А. М. Опекушин простудился и заболел воспалением лёгких и 4 марта скончался. Похоронен был на кладбище возле Спасской церкви села Рыбницы, где был когда-то крещён; только в 1972 году здесь появилась скромная надгробная плита, а в 2012 году — надгробие из чёрного полированного гранита с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».

История создания

В 1870 году выпускники пушкинского и последующих курсов Царскосельского лицея объявили всенародный сбор средств и получили разрешение на установку монумента.

В 1875 году был проведен открытый конкурс проектов памятника поэту, победителем в нем стал Александр Михайлович Опекушин. Скульптор в течение нескольких лет искал образ поэта, было сделано сотни эскизов, гипсовых макетов. Но главное оставалось неизменным – изобразить поэта задумчивым, углубленным в собственные мысли, обдумывающим очередное произведение.

К работе над пьедесталом Опекушин привлек архитектора Ивана Семеновича Богомолова, который создал изящные ступени, невысокий цоколь, 18 гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой стороне и гирляндами литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около монумента завершили композиционную задумку архитектора.

Место для установки памятника было определено в Москве в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская), на противоположной стороне от Страстного монастыря. По различным причинам открытие откладывалось несколько раз, и наконец 6 июня 1880 года в день рождения поэта памятник торжественно открыли. В мероприятиях, приуроченных к этому событию, участвовали Иван Тургенев, Фёдор Достоевский, Иван Аксаков.

В 1937 году облик Страстной площади навсегда изменился. Большевиками был уничтожен Страстной монастырь, а площадь переименовали в Пушкинскую. Памятник поэту тоже постигли перемены – в 1950 году его перенесли на другую сторону Тверской улицы (тогда ул. Горького) и развернули на 180 градусов, считается, что раньше это было место колокольни Страстного монастыря.

Leave a Comment