Граница северного и балтийского моря

Мосты Дании

Мосты в Дании — больше, чем мосты.
Речь идет о трех главных мостах Дании — Эресуннском, мосте Большой Бельт и о Новом мосте через пролив Малый Бельт. Для Дании, да и для всей Европы, это не просто обычные мосты, соединяющие берега трех проливов между Балтийским и Северным морями.
Во-первых, потому, что они дают короткий путь по суше между Германией и Скандинавией, образуют важнейшую европейскую автомагистраль.
По сути, благодаря этим конструкциям Дания сама становится мостом между Западной Европой и Скандинавией. Конечно, без них, в принципе, можно было бы добраться по суше из Германии в Швецию, но только вокруг Балтийского моря, через Польшу, Прибалтику и Россию, что бессмысленно, поскольку передвижение на пароме получится заведомо быстрее и дешевле. Во-вторых, Эресуннский мост и мост Большой Бельт — на самом деле не просто мосты, а целые комплексы сложных сооружений, их правильнее было бы называть переправами (иногда их еще называют линиями или соединениями).
Как строились мосты?
Мост через самый узкий из трех проливов — Малый Бельт — был построен давно, еще в 1935 году. Оккупация Дании Германией началась именно с захвата этого объекта. Первый мост был узким, двухполосным, поэтому пришлось сделать еще один, так называемый, Новый мост.
Он строился с 1965 по 1970 год и был открыт 21 октября 1970 года королём Дании Фредериком IX.
1. Старый мост через пролив Малый Бельт

Но один этот мост не мог обеспечить сухопутный транзит между Германией и Швецией. Конечно, между берегами расположенных на этом пути двух других проливов действовали паромы. Но паром — всегда потеря времени и всегда ограничение по трафику. В 1991 году правительства Дании и Швеции подписали соглашение о создании постоянной магистрали через пролив Эресунн. Мечта об этом сооружении родилась в XIX веке, первый проект тоннеля обсуждался еще в 1888 году. Тут можно провести аналогию с тоннелем под проливом Ла-Манш, масштабы этих проектов соизмеримы.
В двадцатом веке дважды возвращались к эресуннскому проекту: первый раз помешала Вторая мировая война, а в 60-е годы не хватило средств. В 90-е придумали план финансирования, который оказался эффективным и не использовал напрямую деньги налогоплательщиков.
Была создана компания, половина акций которой принадлежала государству Дания, а другая половина — государству Швеция. Компания взяла кредит, его дали под государственные гарантии.
Строительство было завершено 14 августа 1999 года, когда наследный принц Дании Фредерик и кронпринцесса Швеции Виктория символически встретились на середине нового моста.
А официальное открытие состоялось 1 июля 2000 года с участием королевы Маргрете II, и короля Карла XVI Густава в качестве почетных гостей. После открытия движения за проезд начали брать плату.
2. Пункт оплаты за проезд через пролив Эресунн. Принимаются кредитки и кэш.

Платить можно в шведских или датских кронах или в евро.
Сначала это отпугивало, тарифы установили не малые, возникла даже опасность финансового краха проекта. Но трафик постепенно рос, поскольку граждане начали понимать преимущества быстрой переправы через пролив. Датчане могли жить в более дешевом шведском Мальмё, а на работу ездить в родную Данию, шведы могли быстро смотать в Копенгаген за дешевым спиртным или, скажем, под настроение, навестить Христианию.
Таможенный контроль тут существует только в одну сторону — из Дании в Швецию. Тем, кто часто пользуется мостом, полагалась большая скидка за проезд. В итоге проект смог отдавать кредит в положенные сроки, планируется, что где-то к 2030 году долг будет полностью погашен, и проект станет приносить прибыль. Либо проезд сделают бесплатным, если так решат правительства двух стран.
Мост через Большой Бельт, соединяющий датские острова Фюн и Зеландия строился в период с 1988 по 1998 год. Проезд по нему тоже платный, в результате его открытия пассажиры авто стали экономить на переправе около часа времени, а трафик вырос более чем втрое.
3. Мост Большой Бельт (вид с острова Зеландия)

4. Мост Большой Бельт (вид с воздуха)

5. Восточная часть переправы через пролив Большой Бельт между островами Зеландия и Фюн. Вантовый автомобильный мост.
Поезда в этой части переправы идут по подводному тоннелю.

Как устроены переправы через проливы?
Новая переправа через Малый Бельт — действительно подвесной мост длиной 1700 м. Что касается двух других переправ — тут все гораздо сложнее.
6. Новый мост через Малый Бельт

Соединение Эресунн состоит из трех участков. Если двигаться со стороны Швеции, то сначала вы переезжаете через длинный мост. Мост сложный, двухслойный. По верхнему уровню двигаются автомашины (по два ряда в каждую сторону), а по нижнему — поезда (двухколейка).
7. Снимок переправы через пролив Эресунн, сделанный спутником NASA.
Справа — шведский город Мальмё, слева — Копенгаген.
В середине пролива видны два острова. Большой — «Соль», и маленький рукотворный — «Перец». Название последнего — милая шутка датчан.

8. Заезд на мост Эресунн с искусственного Перец-острова после проезда первой части переправы — тоннеля. Двигаемся со стороны Дании в Швецию.

Большая часть моста покоится на опорах, но есть и красивый, высокий (57 м), похожий на огромную арфу вантовый пролет. Сделан, чтобы под ним могли проходить большие суда. По традиции тип моста определяется его самым большим пролетом, поэтому и весь мост называют вантовым (подвесным). Между прочим, железнодорожные мосты редко бывают вантовыми: трудно обеспечить необходимую для прохода тяжелых составов жесткость конструкции.
За мостом, общая длина которого 7845м, транспорт попадает на намывной искусственный остров Пеберхольм (Перец-остров, шутливое дополнение к расположенному севернее натуральному Соль-острову, датчане не лишены чувства юмора), с которого начинается система подводных тоннелей на другой берег пролива. Такое техническое решение было принято, чтобы со стороны Копенгагена надводный мост не мешал проходу кораблей и заходящим на посадку самолетам. Общая длина всей переправы — около 16 км.
9. Подвесная часть моста через пролив Эресунн. Для автомашин — два ряда в каждую сторону.
Поезда двигаются ниже, под автомашинами.

18-километровая переправа через Большой Бельт также устроена не просто. Если двигаться с востока, со стороны острова Зеландия, транспортная система начинается с вантового моста и железнодорожного тоннеля, затем переходит на промежуточный остров Спрогё. Он, в свою очередь, соединяется с островом Фюн автомобильно-железнодорожным мостом, состоящим из двух путепроводов, выполненных из предварительно напряженного железобетона, — один предназначен для автомобильного, а другой — для железнодорожного транспорта.
Автомобильное движение четырехполосное, железнодорожное — двухпутное.
10. На подъезде к вантовой части моста через пролив Большой Бельт.
Двигаемся со стороны острова Зеландия на остров Фюн.

Проблемы при строительстве мостов.
Технические проблемы при конструировании соединений были связаны с несколькими факторами. Очень сильные ветры, которые часто наблюдаются в этом регионе, интенсивное судоходство, близость аэропорта в Копенгагене, необходимость обеспечения железнодорожного сообщения, наряду с автомобильным.
Все эти обстоятельства обусловили разнообразие технических решений: сочетание вантовых, опорных мостов и тоннелей при строительстве переправ. Во время строительства Эресуннской переправы произошло как минимум два крупных происшествия: строители наткнулись на 16 неразорвавшихся бомб времен Второй мировой войны на морском дне, и произошел перекос одного из сегментов подводного тоннеля. Тем не менее, работы были завершены в намеченные сроки, даже на несколько месяцев раньше.
Много технических проблем было решено при организации железнодорожного движения. Дело в том, что в Швеции и Дании разные стандарты электрификации и сигнализации на железных дорогах. В итоге, система электроснабжения поезда переключается от шведского стандарта 15 кВ на датский 25 кВ переменного тока непосредственно перед восточным окончанием моста, а сигнал в линии переключается на датский стандарт на искусственном острове Пеберхольме. Естественно, и в конструкцию локомотивов также пришлось внести соответствующие изменения.
Кроме того, Швеция использует железные дороги с левосторонним движением, а Дания — с правосторонним. Переход делается на центральном вокзале Мальмё.
Несмотря на учет местных метеоусловий, все-таки бывают ситуации, когда мосты полностью закрывают для движения при сильном ветре. В 2005 году произошло ЧП, своеобразное испытание переправы на прочность: пилон моста Большой Бельт зацепил датский сухогруз «Карен Даниэлсен». Мосту был нанесен лишь незначительный ущерб, но автомобильное и железнодорожное движение было все-таки остановлено на шесть часов.
Стоимость переправ и стоимость проезда по ним.
По опубликованным в прессе данным на строительство Эресуннской переправы было затрачено 3.8 млрд. USD, а на строительство Большого Бельта — 5.6 млрд. USD. Стоимость проезда по переправам меняется ежегодно, увы, в сторону возрастания. Но растет не быстро, примерно на 1 EUR в год. В 2010 году проезд через Эресунн в одну сторону для обычной легковой автомашины стоил 39 EUR, а через Большой Бельт — 31 EUR. То есть съездить из Швеции на остров Фюн и обратно обойдется в 140 EUR за машину.
Водители должны быть внимательными и осторожными при проезде по переправам: ведь многие, кроме руля, тут держат в руке и фотоаппарат, и смотрят не только на дорогу, но и в видоискатель. Водителей можно понять: виды действительно открываются очень красивые.
11. Вид на переправу Эресунн со шпиля церкви Христа Спасителя в Копенгагене.

А будут ли новые большие датские мосты?
Объявлено о строительстве еще одного, самого длинного моста, соединяющего Германию и Данию. В соответствии с заключенным между двумя странами соглашением, строительство должно быть завершено к 2018 году. Это будет самый длинный в Европе мост — 20 километров.
Он свяжет немецкий остров Фемерн с датским Лолландом, то есть, новая переправа соединит берега пролива Фемерн в Балтийской море.
Строительство переправы приведет к сокращению сухопутного пути из Германии в Швецию примерно на 500 км, автотранспорту уже не потребуется проезжать через полуостров Ютландию и остров Фюн. Переправа будет состоять из четырехполосной магистрали и двухколейной железной дороги. Строительство моста оценено в 4,3 млрд. евро, причем финансирование полностью взяла на себя Дания.
Доходы от эксплуатации также будут полностью поступать в датскую казну. Проект редусматривает строительство дополнительных 119 км железных дорог по территории Дании и 89 км — по территории Германии.

Мост Большой Бельт соединил Европу и Скандинавию

Мост Большой Бельт около Копенгагена (Дания) — это сложнейший инженерный комплекс. Длина моста — 18 км, здесь организовано не только автомобильное, но и железнодорожное движение. Дании и всей Европе этот мост позволяет коротким путем добраться по суше из Германии в Скандинавию и обратно, образуя важнейшую европейскую автомагистраль. Благодаря Большому Бельту, Дания стала мостом между Западной Европой и Скандинавией.

Корреспондент Портала Стройкомплекса проехался по этому мосту. Делимся с вами эксклюзивными видео и фото.

Этот мост — шедевр архитектурной и технической мысли. Строительство началось в 1988 году и закончилось спустя 10 лет. Его возведение обошлось в сумму более 21 млрд датских крон. Проезд для легкового автомобиля составляет 30 евро.

Здесь построены отдельные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта. Единая дорога заканчивается у острова Спрогё, затем поезда «ныряют» в подводный тоннель, а автомобили едут по вантовому мосту.

Из-за ширины дороги не ощущается масштаб всего происходящего. Вероятно, куда более грандиозное зрелище предстанет под другим ракурсом — предположим, с палубы проплывающего под мостом корабля.

На мосту всегда надо быть начеку, поэтому водители сосредоточенно следят за дорогой, а почти все пассажиры, впрочем, как и наш корреспондент, в руках держат фотоаппарат.

Раньше расстояние между Копенгагеном и крупнейшими городами страны преодолевалось только по воздуху. Для датчан это было финансовой пропастью. Судите сами: после появления этого моста время переправы между островами сократилось более чем на час. Благодаря строительству Большого Бельта были прекращены внутренние авиаперелеты между Копенгагеном и третим по величине городом Дании Оденсе, сокращены авиарейсы между столицей Дании и такими городами как Орхус, Ольборг и Эсбьерг.

Для Европы этот мост имеет особое значение: это связь между континентальной Европой и Скандинавией. С его вводом резко увеличилось количество поездок между Швецией и Германией, а также восточной Данией и Германией. Теперь путь из Гамбурга (Германия) в Копенгаген на ночном поезде занимает 4 часа 45 минут, на автомобиле — около 4 часов.

Северное море

Северное море


Космический снимок моря

Характеристики

Площадь

750 тыс. км²

Объём

94 тыс. км³

Длина береговой линии

6 тыс. км

Наибольшая глубина

725 м

Средняя глубина

95 м

Бассейн

850 тыс. км²

Расположение

55°51′47″ с. ш. 3°20′23″ в. д.HGЯOL

Северное море

Аудио, фото и видео на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Северное море (значения).

Се́верное мо́ре (ранее также Немецкое море; фр. Mer du Nord, нем. Nordsee, нидерл. Noordzee, з.-фриз. Noardsee, англ. North Sea, норв. Nordsjøen, дат. Nordsøen или Vesterhavet) — мелководное шельфовое море Атлантического океана, омывающее берега северной Европы. Расположено между Британскими островами на западе, Ютландским, Скандинавским полуостровами на востоке и континентальной Европой на юге. Омывает берега Норвегии, Дании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции и Великобритании.

Площадь — 750 тыс. км². Наибольшая глубина 725 м. Более 2/3 моря имеет глубину менее 100 м; в южной части — отмели (банка Доггер и др.). Впадают крупные реки: Эльба, Везер, Рейн, Темза. Основные порты: Роттердам, Амстердам, Антверпен, Лондон, Гамбург, Осло, Берген.

Прибрежная мелководная часть на юге иногда выделяется под названием Ваттового моря.

Карта Северного моря

Гидрография и гидрология

Северное море расположено в северо-восточной части Атлантического океана, являясь окраинным морем последнего. Протянувшись между Северо-Западной Европой и Великобританией, Оркнейскими и Шетландскими островами, на севере оно соединяется с Норвежским морем, на востоке — через проливы Скагеррак, Каттегат и Датские проливы (Большой Бельт, Малый Бельт и Эресунн), а также Кильский канал — с Балтийским, а на юго-западе через проливы Па-де-Кале и Ла-Манш сообщается с Атлантикой. В очень давние времена этот морской бассейн был частью обширных равнин Северной Европы, которую в конце ледникового периода затопили воды Атлантического океана.

Вместе с заливом Скагеррак площадь Северного моря составляет 565 тыс. км². Изобаты показывают, что Северное море относительно мелководное: его средняя глубина составляет 95 м. В южной части моря встречаются отмели, слой воды над которыми не превышает 40 м; под воздействием ветров и сильных морских течений они постоянно перемещаются, что весьма осложняет навигацию. Самые большие глубины (в том числе и максимальная — 725) находятся в глубоководном Норвежском желобе, который протянулся вдоль южного побережья Норвегии от пролива Скагеррак до Норвежского моря; глубоководные — свыше 450 м — разломы обнаружены и в западной части моря, например восточнее Эдинбурга.

Характерная черта донного рельефа Северного моря — резкая смена глубин и обширные отмели, называемые здесь банками. Над крупнейшей из них, Доггер у восточных берегов Англии, глубина составляет всего 15-30 м. Когда-то здесь находилось возвышающееся над равниной плоскогорье, а теперь в хорошо прогреваемых солнцем и богатым кормом водах скапливаются огромные косяки рыбы. Другая знаменитая мель — Гудвин-Санд у берегов графства Кент на юго-востоке Англии.

Температура поверхностных вод в феврале (минимум) колеблется от 2 °C в проливе Скагеррак до 7,5 °C на северо-западе, а в августе (максимум) — от 12,5 °C до 18 °C соответственно; это, в частности, обусловлено воздействием тёплого Северо-Атлантического течения, которое попадает сюда из Норвежского моря. На границе с Балтикой заметно холоднее. Солёность воды составляет 32—34,5 промилле в прибрежных водах и достигает 35 ‰ в открытом море. На востоке солёность Северного моря заметно ниже из-за притока холодных и менее солёных вод Балтики, а также впадение в него таких крупных рек, как Рейн, Эльба, Везер, Шельда и Темза.

В течение всего года преобладают западные, юго-западные и северо-западные морские ветры, приносящие частые туманы и дожди, и тогда поднятые порывами ветра волны достигают 6—7 м, а у побережья Шотландии — 11 метров, что сильно осложняет судоходство. Высота приливов колеблется от 0,2 м у берегов Норвегии до 7,6 м у побережья Англии; морские течения ориентированы против часовой стрелки и движутся со скоростью около 1 км/ч.

Побережья

Побережье Германии

Берега Германии — южная граница Северного моря — представляют собой заболоченные низины, во время морских приливов скрывающиеся под водой. Вдоль берега тянется цепочка Северо-Фризских (крупнейший из них — Зильт) и Восточно-Фризских островов, частично принадлежащих Дании. Так как Северная Германия находится в зоне западных морских ветров, зимы в этих местах чаще всего мягкие, со средней температурой января 1 °C, а лето довольно прохладное — около 16 °C (июль). Из-за большого содержания плодородных морских осадочных пород огромные участки почвы на побережье — так называемые марши — очень плодородны. Принадлежащий Германии некогда пустынный остров Гельголанд сегодня является популярным курортом.

Побережье Нидерландов

Нидерланды, западный сосед Германии, — страна относительно небольшая; тем не менее, длина её береговой линии составляет 451 км. Из века в век защищая берега от разрушительных волн Северного моря, голландцы создали целую систему защитных валов, дамб, каналов и шлюзов. Опыт по осушению озёр, заливов и участков побережья в этих краях имеет давние традиции, которые сегодня приумножены сложнейшей техникой, используемой при постройке новых водозащитных сооружений. Неотъемлемая часть пейзажа Голландии — ветряные мельницы, помогающие перекачивать воду и превращать солёные болота в плодородные поля; именно таким образом на месте залива Зюйдерзе в своё время возник самый крупный и знаменитый польдер страны. В 1958 году Нидерланды приступили к реализации мелиоративной программы «Дельта-план», и за три десятка лет территория страны с 32,4 тыс. км² (1950) увеличилась до 36,9 тыс.км² (1980). За столетия упорного труда голландцам удалось отвоевать у моря значительные площади, и сегодня около 40 % территории этого государства находится ниже уровня моря, а почти 35 % выступает над морем не более чем на 1 м. На востоке страны находятся холмистые моренные равнины, защищённые со стороны моря грядами, которые возникли тут относительно недавно — примерно тысячу лет назад. Нидерландам принадлежат Западно-Фризские острова. В северо-восточной провинции Гронинген разведано крупное месторождение газа и небольшие — нефти.

Побережье Бельгии

Побережье Бельгии представляет собой почти сплошную аллювиальную низменность, возвышающуюся над уровнем моря всего лишь на 5 м; здесь тоже много плодородных польдеров, и некоторые из них находятся ниже уровня моря. Несколько гряд песчаных дюн образуют вдоль берега «защитный пояс» шириной почти 4 км и высотой до 30-40 м над уровнем моря. С территории Бельгии в Северное море впадают такие полноводные реки, как Шельда и Маас. Устья Рейна, Мааса, Шельды и других рек надёжно защищены от неожиданного вторжения волн Северного моря системой плотин, оснащённых шлюзами.

Побережье Великобритании

На западе Северное море ограничено Великобританией, крупнейшим из Британских островов. Это соседство создаёт дополнительную температурную аномалию: зимой здесь гораздо теплее, чем в других регионах, находящихся на той же географической широте — среднемесячная температура января здесь колеблется в пределах 4—7 °C. В то же время из-за близости моря летом у берегов Великобритании прохладно и температура не поднимается выше 13—17°С. Уровень осадков умеренный — 750 мм в год (для сравнения: на западе Норвегии — 2000—3000 мм). У здешних рек, как правило, длинные воронкообразные устья — эстуарии, из которых речные осадки выносятся далеко в море. В защищённых от волн эстуариях, искусственно углублённых для удобства судоходства, расположены крупные морские порты. Один из них, шотландский Абердин, раньше обслуживал рыболовецкие флотилии, промышлявшие в Северной Атлантике и Северном море, а сегодня это ещё и крупный промышленный узел, где сходятся нефте- и газопроводы, идущие из месторождений Северного моря. Разведанные на шельфе запасы нефти и газа стали важным подспорьем для экономики, и сегодня Великобритания является одним из основных производителей углеводородов в Европе. Расположенный к северу от основной части Шотландии Оркнейский архипелаг состоит из почти семи десятков островов площадью 975 км². Главная археологическая «изюминка» этих мест — поселения позднего неолита и мегалиты, построенные за 2,5-3 тысячи лет до н. э. Местные жители, как и встарь, занимаются ловлей рыбы, а также разводят крупный рогатый скот и овец. Ещё севернее, на границе с Норвежским морем, расположены Шетландские острова.

Побережье Норвегии

Восточная граница Северного моря частично проходит вдоль юго-западного побережья Норвегии. Для этого участка береговой линии характерны фьорды — узкие, длинные, глубоко вдающиеся в сушу разветвлённые заливы с отвесными краями. У сложно расчленённых берегов то и дело встречаются небольшие, преимущественно скалистые острова — так называемые шхеры. В 1960-е года на шельфе Норвежского и Северного морей геологи обнаружили богатые месторождения нефти и газа, и в 1971 году на морском дне было установлено оборудование для добычи этих полезных ископаемых. Норвегия, став обладательницей одного из самых эффективных в мире комплексов по добыче углеводородного сырья, быстро вошла в десятку крупнейших мировых поставщиков энергоносителей.

Побережье Дании

Южнее Норвегии, за проливом Скагеррак, восточная часть Северного моря ограничена датским полуостровом Ютландия, на западных берегах которого преобладают бесконечные дюны, часто рассекаемые заливами или небольшими озёрами. Южнее города Эсбёрг вдоль берега протянулась цепочка Северо-Фризских островов, которые отделены от материка широкими ваттами — затопляемыми во время прилива участками. Экономика Дании тесно связана с морем; в первую очередь это традиционное рыболовство, которое не так давно было дополнено добычей и переработкой обнаруженных на шельфе нефти и газа.

> Флора и фауна

Шотландское побережье славится своими многочисленными колониями северных олушей — белоснежных морских птиц с чёрными маховыми перьями.

Экономическое значение

Рыболовство

Летом и осенью в Северном море начинается путина. Северное море обладает значительными рыбными запасами. В море добывают треску, сельдь атлантическую, креветок, палтус и другие виды рыб. В Северном море находится знаменитая банка Доггер, один из крупнейших рыболовных районов мира и Европы на протяжении столетий. На отмелях рыбу поймать довольно легко, а рыбаков бывает так много, что временами они буквально опустошают море; в связи с этим некоторые государства время от времени вводят запрет на дальнейший промысел некоторых видов.

Морские пути и порты

Северное море имеет очень большое транспортное значение. Именно здесь находится главный перекрёсток морских дорог мира, пролегают основные маршруты сообщения между Европой и другими континентами, а порты побережья обрабатывают более 20 % всего морского грузопотока планеты. Через Северное море проложены многочисленные линии паромных сообщений между Норвегией, Данией, Великобританией, Фарерскими островами, Исландией, Нидерландами, Бельгией. Кроме этого, море используется как для торгового, так и для пассажирского каботажного плавания.

На Северном море расположены крупнейшие морские порты мира — Амстердам и Роттердам в Голландии, Антверпен — в Бельгии, Гамбург, Бремен и Вильгельмсхафен — в Германии, Лондон, Гулль и Ньюкасл-апон-Тайн — в Великобритании, Осло и Берген — в Норвегии.

Шельфовые месторождения нефти и газа

Северное море, до сих пор остающееся одним из важнейших источников энергоресурсов для Норвегии, а также Великобритании, Нидерландов и ряда других стран Европейского союза — один из важнейших в мире нефтегазоносных районов.

Нефтяная платформа в Северном море

Самые благоприятные условия для образования шельфовых месторождений нефти и газа складываются на мелководье, в начальной стадии формирования осадочных пород (так называемый процесс седиментации). Именно таким местом и оказалось Северное море, почти всё дно которого представляет собой ряд огромных газонефтеносных провинций. 150 миллионов лет назад в водах этого неглубокого водоёма процент кислорода был намного меньше, чем сегодня, и это замедляло разложение активно накапливавшихся органических веществ. При соответствующих температуре, давлении, а также благодаря работе бактерий органика постепенно трансформировалась в месторождения углеводородов.

Активные поиски шельфовых месторождений нефти и природного газа начались на шельфе Северного моря почти сразу же после Второй мировой войны (в 50-х годах XX века), а первые обнадёживающие результаты были получены в конце 1960-х годов. С 1971 года началась эксплуатация разведанных месторождений, первым и самым богатым из которых оказалось норвежское газоносное поле Экофиск, откуда уже через шесть лет «голубое топливо» по газопроводу длиной 442 км начало поступать в немецкий город Эмден. Вскоре норвежцы разведали ещё несколько крупных месторождений — Фригг, Статфьорд, Хеймдалль, Озеберг, Гуллфакс (их осваивают с 1970-80-х годов), а затем и Тролль — крупнейшее в Северном море (оно находится в 60 км от берега). С буровых платформ на берег идёт сырой газ, где его очищают и по трубопроводу длиной 1100 км поставляют в Бельгию и Германию. Отказавшись от обработки газа непосредственно на месторождении, специалисты газодобывающей отрасли не только увеличили суточную добычу до 100 млн м³, но и перевели работу платформы в автоматический режим, управляя ею с берега. Норвежский газ поступает в Германию, Бельгию, Великобританию и Францию по двум магистралям, из которых восточная идёт в Германию по трём газопроводам (Норпайп, Европайп и Европайп ΙΙ), а западная ветка снабжает газом Бельгию (Зепайп) и Францию (Франпайп); сооружён газопровод и до Британских островов (Вестерлед). Общая пропускная способность всей системы — более 286 млн м³ в день.

У берегов Шотландии также обнаружено несколько месторождений нефти и газа, первое из которых — Фортис — находится в 180 км от берега; сегодня по трубопроводу, проложенному по дну моря, нефть из этого месторождения поступает в Абердин, ставший крупнейшим на берегах Северного моря центром нефтепереработки. Характерные силуэты нефтедобывающих платформ сегодня можно встретить в открытом море, начиная от Леман-Банк, находящейся на широте города Бэктон в южной части Северного моря, до самых северных регионов — как, например, нефтеносная провинция Берил на широте Оркнейских островов.

Весь шельф Северного моря поделён между Великобританией, Норвегией, Данией, Германией и Голландией на экономические зоны эксплуатации. Крупнейшие месторождения углеводородного сырья принадлежат Великобритании и Норвегии: ежегодно обе эти страны добывают как минимум по 100 миллионов тонн нефти. От глубины залегания нефти и газа, а также природных условий зависит и степень технической сложности добычи (например, разработка британского месторождения Леман-Банк ведётся на глубине 30 м, Фортис — 115 м, Берил — 125 м, а норвежского Экофиск — на глубине 70 м), хотя почти 90 % нефти с шельфовых месторождений добывается с глубин, не превышающих 60 м. С технической точки зрения самый сложный участок дна находится между норвежским месторождением Экофиск и побережьем этой страны.

К самым богатым месторождениям нефти и газа по морскому дну проложены трубы большого диаметра; некоторые трубопроводы достигают нескольких сотен километров в длину. В зависимости от рельефа дна и морских течений трубопроводы крепят ко дну с помощью скальных или бетонных блоков, покоящихся на бетонных же опорах. Но и в этих случаях не исключена опасность повреждения трубопровода якорями судов или рыболовецкими снастями, а также перемещающимися во время штормов донными осадками; большую угрозу окружающей среде представляет и коррозия труб. Чтобы обезопасить такое подводное сооружение, дно вдоль трубопровода выстилают специальными матами — их ещё называют «подводными газонами».

Слияние Северного и Балтийского морей

Столь необычное природное явление, как встреча двух морей, можно увидеть в окрестностях курортного города Скаген — это самая северная точка Дании. Здесь вы можете наблюдать слияние двух морей — Северного и Балтийского. На самом деле, слияние этих морей невозможно, потому что их воды имеют разную плотность. Кроме того, Северное море имеет соленость в полтора раза выше, чем у Балтики. Граница также четко выражена благодаря двум противоположным проливам, которые перекрываются, образуя сталкивающиеся волны.

Запись относится к месту:
Дания

Местные жители неспроста именовали это место краем света. Вы можете почувствовать это удивительное явление и увидеть всё своими глазами. Для этого вам нужно пройти от стоянки около 1-1,5 км и пройтись по песку мыса Гренен, разделяющего проливы Скагеррак и Каттегат. Согласно отзывам побывавших тут людей, это действительно незабываемое зрелище. Здесь можно стоять одной ногой в Северном море, а другой — в Балтийском море. Но будьте осторожны, потому что поток воды здесь очень сильный. Поэтому купаться в этом месте строго запрещено. Скаген не просто так входит в список самых красивых городов Дании — это действительно уникальное место.


Мыс омывается теплым течением Гольфстрим и известен самым большим количеством солнечных дней на протяжение года. Это дает Скагену звание курортной столицы Дании. Город довольно маленький и далеко от больших городов. Но Скаген привлекает туристов своими дикими пляжами и замечательными достопримечательностями. Это очень живописный город, усеянный невысокими желтыми домами с красными черепичными крышами. Здесь представлены самые дорогие и эксклюзивные виллы аристократической и деловой элиты страны и всей Скандинавии.

В продолжение, читайте также о столь уникальном явлении, как слияние разноцветных рек и феномене встречи вод в Бразилии.

Leave a Comment