Грусть это эмоция

Пожалуй, только страх может быть неприятнее грусти. Грусть отнимает вкус к жизни, мотивацию и смысл существования, делает нас потерянными и безрадостными. Каждый человек знаком с ней не понаслышке, в промежутке от легкой меланхолии до клинической депрессии.

Важно запомнить, что грусть, так же как гнев и тревога, не существует сама по себе. У нее нет собственного самодостаточного источника. Она всегда является следствием невыполненного желания. Чем больше желаний мы подавляем, тем сильнее грусть.

Механизм возникновения грусти выглядит следующим образом:

В начале появляется желание, причем неважно какое, но по каким-либо причинам оно не может быть удовлетворено в данный момент времени, и тогда возникает гнев, как средство для достижения желаемого. Если он не помог исполнению желания, на его место приходит грусть. Чем сильнее было желание, тем сильнее будет и грусть. В случае, когда имеется очень сильное, давно возникшее и никак не реализуемое желание, гнев и грусть могут вполне спокойно уживаться друг с другом, если не разовьется депрессия. Допустим, что легкая грусть в самом начале осени может даже приносить некоторое удовольствие в виде романтической меланхолии, но депрессия в своем клиническом проявлении – это одно бесконечное страдание, парализующее человека от развития и отнимающее вкус к жизни.

Признаки подавленной грусти на уровне нашего тела проявляются в напряжении мимических мышц. Как правило, это опущенные вниз уголки рта. Кроме того, у таких людей часто развивается сутулость и они склонны к тому, чтобы регулярно и тяжело вздыхать. Вздохи – непременный спутник подавленной грусти. Появляется тяжесть в области груди. Причем, чем острее ситуация, тем сильнее ощущается тяжесть. Если же уныние переходит в хроническое, то это постоянное давление в груди становится привычным и, обычно, с течением времени перестает ощущаться. Только регулярные вздохи указывают на то, что давление есть. Голос человека, подверженного грусти, вялый и тихий, в любой момент на его глаза могут навернуться слезы. Излишняя плаксивость – еще один признак избытка этой эмоции.

Выход из состояния хронического уныния

Как обычно, сначала необходимо признать тот факт, что ты расстроен. Не пытайся приуменьшать или уговаривать себя, будто бы огорчаться тут не из-за чего. Это лишь запустит привычные механизмы подавления эмоции и будет способствовать накоплению напряжения в теле. Только приняв свою грусть, ты сможешь начать ее выражать, давать этой энергии течь через себя, не задерживаясь в твоем теле. Прими свою боль, свое огорчение целиком. Хочется плакать – плачь, хочется причитать и жаловаться – позволь себе это. Признай за собой право чувствовать то, что чувствуешь. Абсолютно все эмоции требуют выражения. Выражение эмоций – необходимое условие для сохранения нашего здоровья. Однако в случае с грустью (как, впрочем, и с гневом) нужно быть осторожным, поскольку проявление чувств в виде регулярного плача может стать непродуктивным психоэмоциональным стереотипом. То есть мы становимся заложниками шаблона: когда мы плачем, то переполняемся жалостью к себе, а пребывая в ней, мы через короткое время снова способны заплакать. Жалость к себе подпитывается избытком грусти, но она же и способствует большему ее накоплению.

Выражая печаль, мы должны оставаться наблюдателями. Необходимо фокусировать свое внимание на физических ощущениях, которыми сопровождается эмоция. Они будут тем якорем, который будет удерживать нас в позиции наблюдателя. Будучи тотальными в своем плаче, мы не должны терять осознанность: тогда эмоции будут находить выход, и в то же время мы не отождествляем себя с ними, ведь тот, кто смотрит, не плачет. Необходимо осознанно позволить себе плакать, кричать и выражать эту эмоцию, наблюдая все ее проявления в теле в этот момент. Оставайся осознанным в своем плаче.

Наблюдая себя и проявления грусти, ты, поневоле, столкнешься с причиной своего огорчения, которым окажется очередное несбывшееся желание. Нужно четко уяснить, когда грусть кажется нам беспочвенной – это лишь видимость. Причина всегда есть, пусть мы ее и не осознаем. И научиться видеть истоки своей грусти необходимо, если ты хочешь от нее избавиться. Внутри мы всегда знаем правду, но не хотим ее принять, поскольку любим отрицать многие свои желания и делать вид, что их нет. Но грусть и депрессия не берется из ниоткуда, причина всегда одна – ваше желание, которое не было удовлетворено.

«Калейдоскоп эмоций». Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Жанна Сорокина
«Калейдоскоп эмоций». Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Цель: Развивать и обогащать эмоциональную сферу детей средствами двух дисциплин: музыки и психологии.

Задачи:

Закреплять имеющиеся знания о различных эмоциональных состояниях: радость, гнев, горе, удивление и т. д., определять и различать их по схематичным изображениям.

Учить распознавать музыку, соотносить ее содержание и настроение с собственными переживаниями и эмоциями.

Обогащать словарный запас детей, развивать их коммуникативные навыки.

Обучать детей определять свое эмоциональное состояние.

Материалы:

• Использование ИКТ: мультимедиа, магнитофон, слайды;

• Магнитная доска «Экран настроения»;

• Схематичные изображения: гнева, радости, грусти, удивления и т. д. ;

• Фонограммы музыкальных произведений: Детский альбом П. И. Чайковский «Болезнь куклы», песня из мультфильма «Приключение поросенка Фунтика»;

• Атрибуты персонажей сказок и рассказов;

• Кукла с мимикой различных эмоций;

• Маски с изображением различных эмоций;

• Магнитная доска для определения настроения;

• Звездочки для оценки знаний детей.

Предварительная работа:

Знакомство с художественными произведениями:

Сказка о царевне Несмеяне.

Ход занятия:

Предварительно в зал вносится магнитная доска на которой располагаются цветные маски ображающие различные эмоциональные состояния детей. (диагностика проведена заранее)

Дети заходят в зал.

Психолог: Здравствуйте ребята. Рада видеть вас сегодня в нашем зале. К нам сегодня в детский сад пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Муз. руководитель: Здравствуйте ребята! Музыка приглашает нас в удивительный мир сказок. Посмотрите на экран. Что вы видите на нем?

(дети видят маски с изображение различных эмоциональных состояний). Ребята, а вы знаете, что каждой маске соответствует своя определенная музыка, и мы должны ее угадать.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Болезнь куклы». Дети выбирают пиктограмму с соответствующей эмоцией (грусть).

Психолог: Ребята, а как вы узнали, что это грусть?

По каким признакам можно определить, что человеку грустно?

Ответы детей: у него наклонена вниз голова, унылый взгляд, брови и уголки рта опущены и т. д.

Муз. руководитель: А что вы скажите о музыке? Какая она?

Ответы детей: тоскливая.

Муз. руководитель: Дети посмотрите, а что это за предметы? Чьи они?

Обращает внимание детей на атрибуты царевны Несмеяны: корона, платок.

Психолог: Давайте ребята изобразим ее. (дети изображают эмоции этого персонажа).

За окошком солнце светит,

Во дворе гуляют дети.

Несмеяна, как всегда

Слезы льет, как из ведра.

Ей не радостны игрушки,

Ей нужны сейчас подружки.

Грустно ей сейчас одной,

Что же делать ей с тоской?

Ответы детей: Дети предлагают подружиться с ней и повеселить ее забавной игрой.

Дразнилка

Здесь живет Хмурилка (дети хмурятся,

Здесь живет Дразнилка (показывают язык).

Здесь живет Смешилка (глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт).

Это носик Бибка! (указательные пальцы сведены на кончике носа)

Где ваша улыбка? (дети отвечают улыбкой на вопрос педагога).

Муз. руководитель: Давайте послушаем следующую музыку и выберем маску.

Звучит песня из мультфильма Приключение поросенка Фунтика «Доброта» В. Шульжик.

Дети: Это веселая музыка.

Психолог: Давайте и мы с вами изобразим радость и веселье. (дети изображают радость)

Каким образом мы выражаем свою радость? По каким признакам можно понять, что человек радуется?

Муз. руководитель: Правильно, угадали.

Дробь барабанов -что за чудо!

Ночное небо, звезды всюду,

А в центре зала – чародей:

В чалме, плаще. Он для людей

Вмиг превращает шелк в шары

И детям раздает дары.

На сцену поднялся наш друг,

Достал из шляпы ленту вдруг,

Он стал тянуть быстрей, быстрей,

Вспорхнул за лентой воробей,

По шляпе маг провел рукой,

Цветы посыпались горой,

Вся сцена Разных красок Цвет,

А чародей нам шлет привет!

Муз. руководитель: Ребята, а давайте мы с вами тоже порадуем чародея игрой на музыкальных инструментах, чем создадим радостное и веселое настроения у всех окружающих.

Оркестр «Каприз» В. А. Гаврилин

Муз. руководитель: Ребята предлагаю вам послушать еще одно музыкальное произведение.

Звучит музыка «Баба Яга» М. П. Мусоргский….

Дети выбирают пиктограмму с соответствующей эмоцией (гнева, злости).

Психолог: А как вы узнали, что это злость или гнев? По каким признакам можно понять, что человек злится?

Ответы детей: у него сдвинуты брови, сердитый взгляд, рот крепко сжат, тело напрежено, кисти сжаты в кулак, движения резкие и отрывистые.

Муз. руководитель: А что вы скажите о музыке? Какая она?

Дети: Злая, страшная.

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите на предметы и скажите кому они могли бы принадлежать (наглядное пособие) (метла, ступа).

Дети: Баба Яга.

Психолог: А давайте попытаемся изобразить её.

Ребята, я думаю Баба Яга злая потому, что она совсем одна живёт в лесу, в своей избушке?

Муз. руководитель: Дети наши великолепные актеры, весельчаки и фантазеры.

Игра «Поиграем в сказку»

Детей просят при помощи мимики и жестов изобразить разных персонажей детских произведений: радостного Буратино, грустного Пьеро, трудолюбивую Золушку, отзывчивого Доктора Айболита, злую Бабу Ягу, добродушного кота Леопольда, гордую Снежную Королеву, жадного Медвежонка, удивленного крокодила Гену и т. д.

Психолог: А теперь ребята. Подойдите к экрану настроение и поставьте такой значок, который соответствует вашему текущему настроению.

Вы сегодня хорошо занимались, были активными, верно справились со всеми заданиями и мы дарим вам на память эти чудесные звездочки. (педагоги раздают детям звездочки с надписями «Молодец», «Умница» и т. д.). Прощаются с ребятами.

Конспект был разработан педагогом-психологом Ближенской Н. В. и музыкальным руководителем Сорокиной Ж. П.

Грусть животных

В Милане собака 12 лет, не пропустив ни одного дня, ходила в паровозное депо встречать своего давно умершего хозяина-машиниста, а когда пришедший паровоз спускал пары и бригада его покидала, грустная, опустив голову и хвост, брела домой. Это ли не доказательство, что грусть животным знакома!
Да, высшим животным это чувство не чуждо. А как обстоит дело с более примитивными существами? Способны ли и они испытывать что-нибудь подобное? Судить об этом очень трудно. Как узнать, какое настроение у бабочки, порхающей на лугу? Спросить ее об этом нельзя. Единственный способ что то понять – изучить в сходных условиях поведение самых разных животных. Выяснить, например, как они переносят одиночество, отсутствие контакта с себе подобными.
Для человека это тяжелое испытание. Широкую известность получили истории с так называемыми «робинзонами», то есть с людьми, в силу тех или иных обстоятельств вынужденными жить в полном одиночестве на необитаемых островах. У многих из них это вызвало серьезные психические расстройства. И не мудрено, человек существо социальное.
Среди животных тоже хуже всего переносят одиночество те, кто обычно живет стаями, даже если это совсем примитивные существа. Оказывается, они-то больше всего и страдают, когда отрываются от своего «коллектива». Высшие животные еще в состоянии как то приспособиться к одиночеству. Многим из них человеческое общество может значительно скрасить безрадостное существование. Такие животные, как обезьяны, вероятно, видят в нас, людях, своих собратьев, только слегка экстравагантных, и неплохо уживаются с нами, легко обходясь без сородичей.
Гораздо хуже низшим существам. Им мы составить компанию не можем. Наши маленькие птички: корольки и длиннохвостые синицы очень плохо переносят неволю и быстро гибнут, если их держать по одной. Другое, дело, когда в клетке сидит целая стайка. В компании они живут веселей.
Среди рыб тоже есть немало компанейских. Если вы посадите в аквариум одну-единственную селедку, то через несколько дней она погибнет от самой настоящей зеленой тоски, но не по синему морю, как думали раньше, а по своим друзьям селедкам.
Даже некоторым насекомым компания совершенно необходима. Гусеницы походного шелкопряда, очень опасного вредителя наших лесов, растут всегда вместе. Плотной колонной переползают они с ветки на ветку, с дерева на дерево, уничтожая всю попадающуюся на пути зелень. Но если хоть одна из них отстанет и заблудится, она погибла. У такой гусеницы падает настроение, портится аппетит и понижается обмен веществ. Из нее уже никогда не разовьется взрослого насекомого. Если такой «загрустившей» гусенице показать через стекло кого-нибудь из ее подруг или хотя бы только чучело, настроение у нее сразу повышается, а с ним и обмен веществ.
Особенно тяжело одиночество переносят общественные насекомые: пчелы, муравьи и термиты. Им недостаточно одного-двух партнеров. Оставшись в одиночестве или в небольшой группе, они перестают питаться и скоро гибнут. Только когда «компания» достигает какого-то определенного размера, жизнь этих насекомых начинает упорядочиваться. Для пчел и муравьев такой минимум находится где-то в районе 25 особей. В меньших коллективах эти насекомые, привыкшие к тесноте своей многолюдной квартиры, могут не на шутку «затосковать».

Leave a Comment