Хадж

Паломничество в Мекку

Категория: География.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75

Оговоримся сразу же, если вы не мусульманин, то в этом закрытом городе делать вам нечего. Вы можете прочесть о нём или найти видео, но не стоит оскорблять чувства верующих и пытаться прорваться обманным путём в Мекку, тем более, это будет чревато наказанием местными органами властей – религиозной полицией,

т.к. въезд в город очень скрупулёзно контролируется.

Мекка (с древнесемитского переводится как «дом») или по-арабски «Макка» или даже правильнее сказать: «Аль-Мекка-Аль-Мукаррама», что дословно переводится как «Блистательная Мекка» — это столица одноименной провинции, что расположена на западе Саудовской Аравии. С занимаемой площадью порядка 400 км2.

Город окружён, словно стеной невысокими горами, кажется, что город находится в коридоре из этих гор, который многие именуют «впадиной Мекки». Красное море находится приблизительно в 75 километрах от Мекки. Для мира ислама Мекка – самое ценное место на свете. Это святая земля всех верующих мусульман. Поскольку Мекка – это Родина пророка Мухаммеда, основателя ислама, и место, где он похоронен. Город по праву может считаться самым посещаемым местом Саудовской Аравии. И не напрасно, ведь все паломники мира мусульманского вероисповедания считают своим долгом попасть в святую землю, то бишь совершить Хадж. Хадж – это пятый столп ислама. Чтобы совершить Хадж, также необходимо выполнить ряд условий:

  1. Запрещается совершать Хадж, если вы не являетесь не мусульманином или отступником от веры.
  2. Для маленького ребёнка паломничество будет считаться недействительным, поскольку он не осознаёт всей серьёзности происходящего. По достижении зрелого возраста паломничество в священное место необходимо будет провести вновь.
  3. Рассудок паломника должен быть чист. То есть, если человек болен умственным расстройством или по каким-то другим причинам не вполне адекватен, то ему запрещается совершать Хадж.
  4. Человек, находящийся в местах лишения свободы не обязан совершать паломничество.
  5. Обряд Хаджа и Умры необходимо совершить чётко, следуя слову Аллаха, в зависимости от половой принадлежности.

Хадж можно не совершать в случае если вы больны, если вы не можете совершить поездку в силу материальных проблем, если вы находитесь в плену, у вас нет транспорта или же, если дорога для совершения паломничества не безопасна. А в случае женщин, если после смерти мужа или в случае развода не прошёл срок четырех месяцев и 10 дней и обязательным условием является сопровождение мужчиной: мужем, братом, отцом или дядей (Саудовская Аравия не предоставит визу женщине моложе 45 лет, если она будет без сопровождающего. Исключением станет предоставление визы лишь если женщина будет совершать паломничество в группе туристов и имея при себе письменное разрешение мужа или же старшего мужчины в семье).

Территория Мекки и прилегающие к ней места считаются абсолютно священными. Здесь строго запрещены любые действия военного характера, вырубка деревьев и убийство животных, кроме случаев убоя для пропитания или совершения ритуального обряда.

Абсолютно все мусульмане во время молитвы или во время проведения иных религиозных ритуалов обязаны направить свой взор в сторону Мекки. Так что ежедневно в сторону священного города, на сегодняшний момент, направляют свои взоры порядка 1,7 миллиарда человек!

В Мекке проживают порядка 2 миллионов человек.

Управляет Меккой муниципалитет – это совет, который состоит из 14 избираемых членов во главе с мэром. Мэр или правильнее сказать Аль-Амин назначается Саудовским правительством. По сути главой города является король страны, а губернатор – принц Саудовской Аравии.

В плане климата Мекка достаточно тяжёлый город, потому как этот город входит в самые жаркие города мира. Здесь температура может достигать почти 51°С, средняя же температура порядка 31°С, а самая низкая температура это 10°С. Осадки редкие, но случается так, что пришедшие муссонные дожди приводят к наводнениям.

Несмотря на сурово жаркий климат Мекка является одним из самых посещаемых городов мира. Город по праву считается одним из самых древних и содержит в себе множество религиозных и исторических достопримечательностей, которые заслуживают особого внимания.

Абрадж аль-Бейт

Следующая достопримечательность — это башни комплекса Абрадж аль-Бейт.

Это самое высокое сооружение в мире после Бурдж-Халифа и Шанхайской башни. Крупнейшее здание по площади. Отель «Королевская часовая башня» имеет высоту 601 м. На шпиле располагаются 160 громкоговорителей, которые способны на расстоянии более чем семи километров устраивать трансляции с призывами к молитве. Часы строения имеют самый большой в мире циферблат с диаметром 46 метров, который расположен на высоте 400 м. Сами часы направлены во все четыре части света. Благодаря подсветке, время можно посмотреть на расстоянии 17 км от здания, таким образом, часы можно увидеть из любой части города и в любое время суток.

Отель может разместить порядка 100 тысяч паломников, прибывших в Мекку. В общем и целом, комплекс содержит в себе несколько отелей, которые могут принять около 5 миллионов человек! Внутри Королевской часовой башни расположен Исламский музей, а также большая обсерватория для наблюдения за Луной. В состав Абрадж аль-Бейт входит целых семь башен. Помимо Королевской часовой башни сюда входят:

  • Хаджар (высота 260 м),
  • Зам-зам (260 м),
  • Макам (250 м),
  • Кибла (250 м),
  • Сафа (240 м)
  • и Марва (240м).

Башни носят имена и названия важных мест, терминов и личностей мусульманской истории. Всего через улицу от строения Абрадж аль-Бейт расположена главная мечеть Аль-Масджид аль-Харам. Также в состав комплекса входит четырёхэтажный торговый пассаж. А ещё разнообразные гастрономические заведения. На крыше комплекса есть несколько вертолётных площадок, а гараж сооружения может вместить в себя более 800 автомобилей.

Мина

Ещё одна достопримечательность или, скорее, местность — это Мина – небольшое предместье Мекки.

Долина Мина имеет площадь около 8 км в квадрате и протяжённость порядка 3 км. Вершины некоторых гор долины достигают 500 м над уровнем самой долины. В долине расположен палаточный городок, который может разместить более 3 миллионов человек. Палатки представляют собой шатры с площадью 8х8 м и оборудованы электричеством, ёмкостями с питьевой водой, а также, что немаловажно в условиях жаркого климата, системой кондиционирования. Полы шатров застелены коврами. Палатки специально маркируются цветами страны паломника, а также имеют нумерацию. Таким образом, потерять свою палатку практически невозможно. Палаточный городок Мины разделён на подобие лагерей, в каждом есть санузлы, отдельные душевые кабины и кухня. Близ территории Мины расположена наиогромнейшая бойня животных или самый большой жертвенник. Здесь есть все условия для убоя животного и последующей его обработки. После принесения в жертву, животных в качестве благотворительных акций отправляют в страны с продовольственными проблемами. Это, пожалуй, самая масштабная мировая гуманитарная помощь.

Мина — это ещё и место напоминания человеку о покорности Господу. Тысячи мусульман к востоку от Мекки совершают ритуал Побивание камнями шайтана. Этот ритуал считается одним из этапов Хаджа. Ритуал имитирует действия пророка Ибрагима. Он отгонял шайтана или дьявола камнями, в то время, как злой дух пытался уговорить его ослушаться Аллаха, не выполнять повеления Всевышнего и не приносить собственного сына Исмаила в жертву, таким образом, сбивая его с пути. Паломник должен собрать 49 камней в долине Мина в Мекке или равнине Муздалифа в ночь перед Курбан-байрамом. А потом камни бросают в три 25-метровые строения «Джамрат», процесс бросания камней именуется «рамьи джимар». Каждый брошенный камень – это вызов самому себе, своему нафсу и шайтану. Джамраты делятся на три:

  • Первый Джамрат (аль-Джамра аль-уля) или Малый Джамрат,
  • Средний Джамрат
  • и Большой Джамрат или Джамрат Акабы.

Современный Джамрат представлен в виде четырёхэтажного здания и включает в себя лифты, эстакады и эскалаторы. Во избежание жертв, паломников делят на огромные потоки, которые могут идти пешком или же добраться до Джамратов на специально сконструированный монорельсе. Также сейчас повсеместно установлены камеры и оборудованы вертолётные площадки. Это нужно для того, чтобы можно было вовремя отреагировать на опасные ситуации. В первый день (Курбан-байрам) в самый большой Джамрат люди бросают по семь камней. На второй и третий день камни бросаются по семь во все три Джамрата. После чего обращают взор к Каабе и совершают молитву.
После проведения первого дня ритуала можно заметить, что улицы близ «столбов» усыпаны волосами людей. Верующие состригают волосы дабы выйти из состояния ихрама. Паломникам разрешается после обряда снять белую одежду и вернуться к обычной.

А уже после ритуала Побивания камнями шайтана проходит праздник жертвоприношения или правильно Ид аль-Адха.

Последним этапом Хаджа считается совершение прощального обхода Каабы. Священное строение нужно обойти семь раз, не забывая при этом произносить молитвы.
Раз уж вы прибыли в Мекку, то вам не избежать посещения горы Арафат, она же гора Милосердия, которая находится в 20 км от Мекки. Гора представляет собой всего лишь возвышенность порядка 70 м, но для паломников играет огромную роль. Ведь на этой горе совершается один из значимых ритуалов Хаджа «стояние на горе Арафат». И именно на этой горе после изгнания встретились Адам и Хавва – предки всего человечества. По словам пророка Мухаммеда, долина Арафат — это место ритуального стояния паломников. На Арафате нужно обращаться с мольбами к Аллаху. Именно на Арафате пророк выступал перед мусульманами и там же была произнесена им прощальная проповедь.

Ещё одной важной горой для мусульман всего мира является Джебель аль-Нур или «Гора света». Считается, что именно в этом месте пророк Мухаммед получил первое откровение от Аллаха в пещере Хира. Гора расположена в пяти километрах от Каабы и именно с неё можно увидеть прекрасные виды Мекки и Каабу. Несмотря на то, что туда практически невозможно добраться общественным транспортом, гору всё же стоит посетить. Подъём на вершину не так уж сложен и занимает порядка двух часов. Каждый год не одна тысяча туристов восходит на гору во время Хаджа.

Это далеко не все места, которые стоит посетить паломникам-туристам. Помните, что каждая достопримечательность Мекки по истине уникальна.

Современная Мекка

Стоит отметить, что современная Мекка сильно изменилась и стремительно отстраивается, тем самым приближаясь к современным мировым мегаполисам. В городе сейчас много торговых центров, воздвигаются небоскрёбы, появилось много отелей, которые всегда рады встретить туристов, здесь можно увидеть общемировые сети кофеин, фаст-фудов и бутиков.

В городе есть высокоскоростной метрополитен, благодаря которому жители и гости города комфортно и быстро могут перемещаться до мест ритуальных обрядов. Для тех, кто предпочитает автомобили, предоставлены услуги такси. Также город отлично снабжен автобусным парком. При помощи автобуса можно добраться в любую часть города. А ещё можно, как и во многих других странах, арендовать автомобиль.

В Мекке широко развита торговля сувенирами. Здесь стоит заметить, что Мекка – город, основное экономическое благополучие которого выстраивается на паломничестве. Поскольку предприятия, которые находятся в городе, не играют хоть сколь значимой роли для экономики Саудовской Аравии, которая в первую очередь процветает за счет нефтепереработки. Предприятия Мекки, в первую очередь, направлены на лёгкую промышленность. Это производство посуды, ткани, пищевая промышленность и т.п.

Почему же стоит поехать в Мекку? Потому что Хадж — главное событие в жизни правоверного мусульманина и ежегодная кульминация мусульманского праздника Курбан-байрам. Хотя бы раз в жизни Хадж должен совершить каждый истинно верующий мусульманин. Правоверные, совершившие обряд, будут очищены и душа их обретет покой. Считается, что, если вы смогли поехать на Хадж, вы получили приглашение от самого Аллаха.

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите
Все о каркасном доме можно найти здесь
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут

Метки: мекка, паломник, хадж

История обрядов

История обрядов хаджа, согласно мусульманским преданиям, восходит к самому пророку Адаму и Хаве (Еве), после их изгнания из Рая они встретились на горе Арафат (стояние на горе Арафат является одним из обязательных обрядов хаджа) и Ибрахиму (Аврааму), и его сыну, которого должны были принести в жертву, но Аллах Всевышний воспротивился человеческой жертве. И дабы почтить память о приношении в жертву, было приказано устроить великое жертвоприношение, принеся в жертву жертвенное животное. Испытав веру Своего пророка — Ибрахима (Авраама), Аллах не только сохранил ему сына, но и явил, что Ему не нужны кровавые жертвы.

Не дойдёт до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но дойдёт до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!

В настоящее время мусульмане всего мира празднуют великий праздник жертвоприношения в десятый день месяца зуль-хиджа — Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.), который отсутствует в остальных авраамических религиях, бытуя только в исламе.

На протяжении веков смысл и традиции этого праздника были забыты и вновь восстановлены Мухаммедом.

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого «вакиль аль-хадж», оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж). В первой половине XX века, после отделения Хиджаза от Турции, число паломников было невелико: в 1926 году — 150 тыс. человек, в 1933 году — 20 тыс. человек.

Суть хаджа

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.
  • С точки зрения ислама, хадж является одним из наилучших деяний для мусульманина. «Пророка Мухаммеда спросили: „Какое дело является наилучшим?“ Он ответил: „Вера в Аллаха и Его посланника“. Его спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Борьба на пути Аллаха“. Его снова спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Безупречный хадж“».
  • Хадж является одним из видов джихада.
  • Паломники являются гостями Всевышнего Аллаха

Посланник Аллаха сказал:

Паломники, совершающие хадж и умру, являются гостями Аллаха Всевышнего, ибо поистине если они призовут к Нему, то Он ответит им, если они станут, каяться перед Ним, то Он простит их.

Посланник Аллаха также сказал:

Гостями Всевышнего Аллаха являются три категории людей: паломники, совершающие хадж и умру и воины.

Паломничество, совершаемое за долги

Сообщается, что Абдуллах ибн Абуа сказал:

Однажды я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о человеке, не совершающем хадж или ему нужно взять в долг, чтобы совершать хадж?». Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет».

Это означало, что человеку нельзя совершать паломничество за долги. Ведь если нищий человек совершает хадж, он подвергает себя опасности, ибо нищий, совершающий дело богатых, подобен больному, совершающему дело здорового.

Согласно религиозным канонам, деньги на хадж, включая на дорогу, проживание и пропитание должны быть заработаны исключительно честным путем.

Хадж 2019

На сегодняшний день, существует ряд организаций, чья деятельность направлена на оказание помощи в проведении Хаджа. Среди них числятся как коммерческие, так и некоммерческие благотворительные фонды или организации, которые значительно облегчают финансовые, административные, физические и другие тяготы для людей, стремящихся к выполнению религиозного долга. Большую популярность набирают организации, которые не только предоставляют возможность осуществить паломничество, но и информирующее население об условиях совершения данного вида богослужения. Так, например, в рамках проекта Умра-Хадж граждане могут быть ознакомлены с порядком, в котором осуществляется подготовка к паломничеству, увидеть перечень необходимых документов. Ввиду нестабильного финансового положения в стране благотворительные проекты на данный момент находят широкий резонанс в обществе Известны случаи, когда билеты в Хадж разыгрывались в рамках проектов, не относящихся к религиозным. Так, в 2017 году согласно одному из сюжетов информационной телепередачи Alif TV, неравнодушные дагестанцы подарили малоимущему пожилому человеку путевку в хадж.

Виды паломничества (ихрама)

Существуют три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности — хаджа и умры, в частности:

  • Ифрад — верующий входит в состояния ихрама с целью совершения только одного хаджа;
  • Таматту — верующий входит в состояния ихрама с целью совершения умры, после завершения всех действий, связанных с умрой, паломник освобождается от состояния ихрама, а затем восьмого числа месяца зуль-хиджа начинает действия хаджа, вступая в состояния ихрама в Мекке;
  • Кыран — верующий соединяет вхождение в состояние ихрама, связанного с хаджем, с вхождением в состояние ихрама, связанного с умрой, с намерением совершить хадж и умру вместе из миката одновременно или сначала совершая умру, а затем хадж, или наоборот. По данному вопросу не существует единого мнения учёных-богословов;
  • Умра (отдельно).

Передают со слов Аиши:

В год прощального паломничества мы выехали в Мекку вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые из нас вошли в состояние ихрама, намереваясь совершить (только) умру, другие — хадж, и умру, третьи — (только) хадж, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил о своем намерении совершить хадж. И что касается объявивших о своем намерении совершить хадж с умрой, то они не вышли из состояния ихрама до дня жертвоприношения.

Среди учёных-богословов нет единого мнения относительно того, какой из видов паломничества (ихрама) является наилучшим, но едины во мнении, что хадж разрешается совершать вышеупомянутыми видами. Кроме того, богословы также не едины во мнении, какой из видов паломничества совершал Мухаммад.

Обязательные условия совершения хаджа и умры

Имеется ряд обязательных условий, при выполнении которых становится возможно совершение хаджа и умры. Считается, что этими условиями является следующее.

  1. Исповедание ислама является обязательным, поскольку немусульманину или кафиру запрещается совершение хаджа и умры. Совершение хаджа и умры запрещается мусульманину, отступившемуся от истинной веры ислама (фасик).
  2. Булуг (зрелость): поскольку маленьких детей, не достигших зрелости, шариат не обязывает совершать хадж и умру. Если ребёнок разумный и совершил хадж и умру или одно из этих действий, то его паломничество будет считаться действительным. Несмотря на это ребёнок не поймёт всего смысла паломничества и в будущем проведение паломничества является обязательным.
  3. Акл (здравость рассудка): паломничество следует совершать в здравом уме. Хадж и умра умалишённого или недееспособного человека не действительно.
  4. Хуррия(т) (свобода): рабу или находящемуся в заключении также не вменяется в обязанность совершать паломничество к святым местам.
  5. Иститоа(т) (возможность совершения): возможность совершения мусульманином обряда хаджа и умры в соответствии со словами Аллаха:

Обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать

Иститоа(т) делится на две части:

  • Возможность, касающаяся мужчин и женщин;
  • Возможность, касающаяся только женщин.

Возможность, касающаяся мужчин и женщин

  • Здоровье. По мнению богословов ханафитского и маликитского мазхабов здоровья, является шурут вуджубих, основываясь на этом, не является обязательным совершать хадж для тех, кто лишён здоровья.
  • Свобода личности. Если имеется опасность захвата в плен или в заложники, то человеку не вменяется в обязанность совершение хаджа или умры.
  • Безопасность дорог.
  • Наличие транспорта.
  • Возможность оплатить поездку.

Возможность, касающаяся женщин

  • Сопровождение выполняется мужем или близким родственником (брат, отец, дядя), которому в силу родства запрещено жениться на женщине.
  • Идда(т) — это период времени, в течение, которого женщина после смерти мужа или развода не имеет право выходить замуж (длится четыре месяца и 10 дней (сура 2, аят 234)). В период идда(т) женщине нельзя совершать обряды паломничества.

Часть исламских богословов считает, что для совершения обрядов хаджа или умры женщинам необходимо иметь сопровождающего (махрама). Другие полагают, что женщина может совершать хадж в составе группы, основываясь на том, что Айша, жена пророка Мухаммада, совершала хадж после смерти своего мужа в сопровождении Абдуллаха ибн Омара, который не являлся её родственником. В настоящее время посольство Саудовской Аравии не выдаёт виз женщинам моложе 45 лет, если они не имеют сопровождающего.

Паломники выполняют обход вокруг Каабы Карта хаджа.

Столпы хаджа

По мнению богословов маликитского и ханбалитского мазхабов хадж состоит из четырёх столпов, при невыполнении которых становится недействительным.

  • «Аль-ихрам»: представляет собой намерение приступить к исполнению обрядов хаджа;
  • «Таваф аз-зияра», также называют «таваф аль-ифада»: представляет собой семикратный обход вокруг Каабы;
  • «Вукуф би-Арафа»: представляет собой стояние на горе Арафат в соответствующее время;
  • «Сай байна ас-Сафа ва аль-Марва»: представляет бег между холмами ас-Сафа и аль Марва.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что:

  • Ихрам — это условие, необходимое для того, чтобы хадж был действительным;
  • Таваф — это также один из столпов хаджа. Паломник четыре раза выполнив обход вокруг Каабы тем самым выполняет один из столпов хаджа, а оставшиеся три являются обязательными действиями при совершении хаджа то есть ваджиб.
  • Сай — это одно из обязательных действий при совершении хаджа то есть ваджиб.
  • Арафат — это также один из столпов хаджа; то есть по мнению богословов ханафитского мазхаба хадж имеет два столпа (таваф и Арафат), не совершение которых делает хадж недействительным.

Богословы шафиитского мазхаба согласны с богословами маликитского и ханбалитского мазхабов, добавляя при этом ещё два столпа:

  • удаление трёх волос с головы частично или полностью и с условием, что это действие будет совершено после стояния на горе Арафат и после второй половины «ночи жертвоприношения» — «праздничная ночь»;
  • последовательность действий — ихрам будет предшествовать остальным действиям, стояние на горе Арафат будет предшествовать действием «Таваф аль-Ифада» и удалению волос, действие тавафа будет предшествовать действием сая

Паломники в долине Арафата. Джамрат аль-акаба. Долина Мина, паломники покидают Джамараты и возвращаются в Мекку. Палаточный городок паломников в долине Мина рядом с Меккой.

Последовательность хаджа

  1. Облачение в ихрам. Пройдя микат (это специальные места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света (афак) прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не войдя в состояние ихрам), мусульманин совершает молитву и произносит особое обращение к Аллаху (тальбийа): «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента считается, что он вошёл в состояние ихрама.
  2. 7-й день зуль-хиджа — первый обход вокруг Каабы паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и следуют к «черному камню»: они целуют его или касаются рукой . В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж.
  3. Сай — семикратный бег между холмами Сафа и Марва.
  4. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем обливают тело с головы до ног.
  5. Молитвенное стояние в долине Арафат — вукуф. На 9-й день совершается центральный обряд хаджа — стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и совершают молитву, обращённую к Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом
  6. 10-го зу-ль-хиджжа (на следующий день) паломник держит путь в долину Мина, где бросает семь камней, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд побивания камнями Шайтана, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни.
  7. В тот же день начинается Курбан-байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и укорачивают бороды; женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина.
  8. «Прощальный» обход вокруг Каабы (таваф аль-вада).

Направление обхода вокруг Каабы

В течение трёх дней, с 11-го по 13-е зу-ль-хиджжа (айям ат-ташрик), паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль-ула, джамрат аль-вуста и джамрат аль-акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан-Нур), у вершины которой расположена пещера Хира, где пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы посетить могилу пророка и его ближайших сподвижников — праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования мекканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби) — вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница пророка Мухаммеда и могилы праведных халифов Абу Бакра и Омара. Подойдя к усыпальнице пророка, паломники произносят приветствие:

Мир тебе, посланник Аллаха, Его милость и благословение! Мир тебе, Пророк Аллаха! Мир тебе, лучшему Его творению! Мир тебе, господин посланников и имам богобоязненных! Свидетельствую, что ты довёл до людей послание, оправдал доверие, давал искренние советы общине, беззаветно боролся во имя Аллаха!

Затем паломники посещают две знаменитые мечети — Куба и ат-Таква. Совершив малое омовение (вуду) в месте проживания, паломники направляются в мечеть Куба, следуя наставлению пророка Мухаммеда: «Кто очистится в своём доме, затем придет в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознагражден так же, как и за умру». Согласно традиции, сам пророк посещал эту мечеть каждую субботу, когда жил в Медине. Другая мечеть, ат-Таква, была построена ещё во времена первого вступления Мухаммеда в Медину: она известна тем, что имеет два михраба (михраб — ниша в мечети, указывающая киблу) — один из них обращён в сторону Мекки, другой — в сторону Иерусалима.

Паломники-мужчины поднимаются на гору Джабаль ат-Таур, где пророк Мухаммед скрывался от преследований мекканцев, посещают кладбище Джаннат аль-Баки, на котором похоронены члены семьи Мухаммеда: дочь Фатима, внук Хасан и праведный халиф Осман, а также могилы павших за веру в битве при Ухуде.

Посещая Медину, мусульманин выполняет наставление пророка Мухаммеда, который говорил:

Тот, кто совершает хадж и не посещает меня — ничтожен. Тому, кто посетит мою могилу и поприветствует меня — воздастся ответным приветствием.

Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зелёную чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно.

Примечания

  1. Хаджж // Большая Советская Энциклопедия (в 30 т.) / Прохоров А. М. (гл. ред.). — 3-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1978. — Т. 28. — С. 162. — 616 с.
  2. Аль-Маварди А. «Тафсир аль-Мааварди»
  3. Чикаидзе Ц. М. Саудовская Аравия в межвоенный период: политический ракурс // Достижения вузовской науки. — 2013. — № 7. — С. 45
  4. Tourism and the Less Developed World: Issues and Case Studies. — CABI, 2001. — P. 156. — ISBN 9780851994338.
  5. 1 2 Reynolds, Gabriel Said. The Emergence of Islam: Classical Traditions in Contemporary Perspective. — Fortress Press, 2012. — P. 33. — ISBN 9781451408126.
  6. Penprase, Bryan E. The Power of Stars: How Celestial Observations Have Shaped Civilization. — Springer Science & Business Media, 2010. — P. 142. — ISBN 9781441968036.
  7. Hajj celebrated by Muslims in Mecca — video (15 October 2013). Дата обращения 16 ноября 2014.
  8. Hajj today (14 October 2013). Дата обращения 16 ноября 2014.
  9. Islamic State militants are enemies of humanity: Saudi Grand Mufti (3 October 2014). Дата обращения 16 ноября 2014.
  10. 1 2 3 4 Principal Islamic Days of Observance according to Umm al-Qura Calendar. The Umm al-Qura Calendar of Saudi Arabia (2014). Дата обращения 24 ноября 2014.
  11. Caring for Muslim Patients. — Radcliffe Publishing, 2008. — P. 95. — ISBN 9781857758122.
  12. 1 2 3 4 5 Saudis review Hajj danger points (англ.)
  13. 1 2 3 4 5 6 Blutiger Höhepunkt der Hadsch (нем.)
  14. Why Is the Muslim Hajj So Dangerous? (англ.)

Литература

  • Гусева Ю. Н. Хадж мусульман Волго-Уральского региона в первой трети XX в.: к постановке проблемы // Известия Уфимского научного центра РАН. Серия: История. Археология. Этнология. — Уфа: УНЦ РАН, 2013. — № 2. — С. 123-129.
  • Хадж / Ермаков Д. В. // Уланд — Хватцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 701. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5.
  • Литвинов В.П. Хадж как один из важнейших канонов ислама: история и современность.//Вестник КРСУ, . Том 13, № 6 — С. 36-42
  • Литвинов В.П. К интерпретации проблемы хаджа в ракурсе священных источников ислама.//Пространство и время , М., 2014г. №3, — С. 236-144.

Хадж и умра
Столпы Ихрам · Таваф · Сай · Стояние на Арафате · Побивание шайтана
Топонимы Мекка · Медина · Джидда · Ас-Сафа и аль-Марва · Арафат (гора, долина) · Муздалифа · Мина · Микат · Акаба
Персоналии Ибрахим (Авраам) • Исмаил (Измаил) • Хаджар (Агарь) • Мухаммед • Амир аль-хадж • Хаджи
Мечети Мечеть аль-Харам (Замзам) · Кааба (Кисва · Чёрный камень) · Масджид ан-Набави
Дни Курбан-байрам · День Арафат · Дни ат-Ташрик
См. также Джамрат · Инциденты · Пять столпов ислама · Талбия · Министерство хаджа КСА

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 12533607q · GND: 4125388-7 · LCCN: sh85089072

>Столпы Хаджа

Как совершить хадж Таматту

Ихрам. Мужчина должен снять всю одежду и надеть два куска белой материи, которую называют ихрам. Также ему следует надеть тапочки. Для женщин ихрамом является обычная одежда соответствующая Шариату. Ихрам следует надевать в состоянии омовения.

Намерение. Паломники, следующие в Мекку наземным транспортом, одеваются в ихрам и делают намерение на месте в микате. (О нахождении миката должен сообщить руководитель группы).

Паломники, следующие в Мекку воздушным транспортом, делают намерение для хаджа над микатом. За 15 минут до нахождения над микатом и во время пересечения точки микат пилот объявляет об этом паломникам, и при необходимости, его объявление переводят на русский язык руководители групп. Намерение достаточно сделать в сердце, но лучше выразить и словами:

اللهم لبيك عمرة «Аллахумма ляббейка умратан»

После намерения совершить умру на протяжении всего паломничества мужчинам громко, а женщинам про себя рекомендуется повторять тальбийю:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ Ляббайка-Ллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна-ль-хамда ван-ни ’амата ляка ва-ль-мульк, ля шарика ляк!

(Вот я перед Тобой, о, Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!)

После прибытия в Мекку размещения и кратковременного отдыха, паломнику следует отправиться в мечеть аль-Харам к Каабе для совершения Умры. Вначале совершают таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

Таваф начинают и заканчивают в месте, отмеченном черной линией и светящимся зелёным знаком на стене мечети. В начале каждого круга паломник приветствует Черный Камень правой рукой и поворотом головы со словами:

بسم الله الله أكبر «Бисмиллях, Аллаху Акбар!»

Желательно, чтобы во время тавафа правое плечо было открыто, а левое закрыто ихрамом:

Во время тавафа следует обращаться к Всевышнему с просьбами и дуа, можно читать Коран. В конце каждого круга между Йеменским Углом и Черным Камнем паломник говорит:

رَبَّنَا ءَاتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ Раббана! Ати-на фи-д-дунья хасанатан ва Фи-ль-ахирати хасанатан, ва кына ’азаба-н-нар!

(Господь наш! Дай нам хорошее в этой и потусторонней жизни и убереги нас от мучений Ада!)

Если паломник сомневается, сколько кругов он совершил, например, сделал ли он три или четыре круга, то продолжает, считая с трех, то есть с того числа, в котором он уверен.

После окончания тавафа паломник совершает намаз в два раката по возможности в месте «Макам Ибрахим», но если это будет препятствовать совершению тавафа другими паломниками, можно совершить этот намаз в любом месте мечети. Оба плеча во время этого намаза желательно закрыть ихрамом. Согласно сунне, в первом ракате читают суру «аль-Кафирун», во втором – «аль-Ихляс».

Затем паломник отправляется в сторону холма ас-Сафа, попив по дороге воду Замзам.

На ас-Сафа следует читать аят:

إِنَّ الصَّفَا وَ الْمَرْوَةَ مِنْ شَعَائِرِ اللهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا

(Поистине, ас-Сафа и аль-Марва — из числа знаков Аллаха. Тому, кто совершает Хадж к Дому или Умру, дозволено обойти их. И кто изберет добро по собственному почину, , что Аллах — Воздающий по заслугам и Знающий). (Сура «Алъ-Бакара». аят 158).

И, обратившись в сторону Каабы читать дуа:

لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ وَ هُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ، أَنْجَزَ وَعْدَهُ، وَ نَصَرَ عَبْدَهُ، وَ هَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ. Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху, ляху-ль-мульку, ва ляху-ль-хамду ва хуа ’аля кулли шайин кадир! Ля иляха илля-Ллаху вахдаху, анджаза ва ’даху, ва насара ’абдаху ва хазама-ль-ахзаба вахдах!

(Нет бога, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он Всемогущ! Нет бога кроме Аллаха, который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и один разбил (вражеские) племена!)

Потом паломник начинает Са’й — движение от холма ас-Сафа в сторону холма аль-Марва и обратно. Между отрезками пути, отмеченными зелёным светом, мужчинам следует ускорять шаг. Дойдя до аль-Марвы паломник обращается в сторону Каабы, и повторяет аят и дуа, прочитанные на ас-Сафе (см. выше). Затем паломник снова возвращается к ас-Сафе и читает упомянутые аят и дуа. Так повторяется семь раз. Путь от от ас-Сафы до аль-Марвы считается одним отрезком, а обратно – другим. Таким образом получается, что паломник заканчивает Са’й в аль-Марве, дойдя до неё в четвёртый раз. На протяжении всего обряда желательно читать дуа, священные аяты и зикры. Дойдя до аль-Марвы в последний, седьмой раз, паломник, уже не читая вышеприведённые аят и дуа, может покинуть ас-Сафу и аль-Марву. Са’й считается завершённым, и паломнику можно совершить обряд укорачивания волос. Мужчины стригут волосы или бреют голову, женщинам достаточно состричь прядь волос длиной с палец.

На этом Умра считается совершенной, и паломник может снять ихрам и носить обычную одежду до 8-го дня месяца Зуль-Хиджа (дня тарвия).

8-го дня месяца Зуль-Хиджа начинается следующий этап Хаджа. В месте проживания в Мекке паломник одевает ихрам (выполняя те же действия, что и в первый раз: полное омовение, стрижка ногтей и т.д.) и отправляется в Мину. Там он размещается в одной из палаток для паломников. В Мине намазы аз-Зухр, аль-Аср и аль-Иша совершают в сокращенном виде в два раката, но во времени не соединяют.

9-ый день Зуль-Хиджы, в день Арафа, после утреннего намаза паломник отправляется из Мины в долину Арафа. Пребывание в долине Арафа 9-го числа месяца Зуль-Хиджа считается обязательным и главным условием Хаджа. В этот день намазы Аз-Зухр и аль-Аср сокращают и соединяют, совершая их во время аз-Зухр. В день Арафа до захода солнца паломнику следует оставить мирские дела и посвятить всё это время поклонениям, чтению Корана, дуа, зикров. Также следует помнить, что в этот день в долине Арафа одновременно находится почти четыре миллиона паломников. Поэтому важно проявлять максимальную организованность и следовать указаниям руководителей, чтобы не потеряться и не отстать от своей группы.

После захода солнца паломников доставляют в долину Муздалифа. Следует особо отметить, что ожидать подачи транспорта лучше в палатках, и выходить на посадку только по приглашению руководителей. Паломникам следует соблюдать спокойствие и достоинство, пропускать пожилых и женщин вперед, помогать им при посадке в транспорт.

В Муздалифе паломники совершают намаз совмещая аль-магриб и аль-иша во время аль-иша, при этом намаз аль-иша сокращают до двух ракатов. Намаз аль-магриб и аль- иша в Муздалифе желательно совершить сразу по прибытию, не откладывая. Если паломник по дороге в Муздалифу задержится, то ему разрешается совершить эти намазы в пути. В Муздалифе следует собрать камешки для обряда бросания камней (49-70 шт). Размер камешков указан на рисунке.

После полуночи (рассвета) паломники возвращаются в Мину. После утреннего намаза начинается первый день аййяму-ташрик (дни бросания камней). Время бросания камней продолжается 24 часа: от утреннего намаза до утреннего намаза следующего дня. В первый день бросания камней паломник отправляется к месту аль-Джамарат. В этот день он бросает 7 камешков только в Джамра аль-кубра. Бросая каждый камешек, паломник произносит: «Бисмиллях, Аллаху Акбар!» После возвращения в Мину паломник режет (поручает резать) жертвенное животное, стрижет волосы и снимает ихрам. Его состояние называется малый тахаллюль, ему разрешается всё, что можно вне Хаджа, кроме супружеской близости. После этого паломник отправляется в Мекку, чтобы совершить Таваф Аль-Ифада и са`й между Сафой и Марвой. Разрешается отложить Таваф Аль-Ифада до приезда в Мекку и совершить его после всех обрядов в Мине. Далее паломнику можно остаться в Мине до 12 числа месяца Зуль-Хиджа, но он должен будет покинуть Мину до времени намаза аль-магриб (или паломнику следует остаться до 13 Зуль-Хиджы). Каждый день пребывания в Мине в дни аййяму-ташрик (кроме первого) паломник должен совершать обряд бросания камешков, бросая в каждую Джамра по семь камешков, начиная с малой Джамра.

После завершения обряда бросания камешков Хадж считается завершённым, но перед тем как покинуть Мекку, паломнику следует совершить таваф аль-вада` (прощальный таваф). Таваф аль-вада (как и любой таваф) состоит из семикратного обхода Каабы. После его завершения паломник должен покинуть Мекку. При этом желательно не задерживаться в Мекке без причины, и не совершать покупки (это можно сделать до тавафа аль-вада).

Значимость хаджа

Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша при этом, вернется таким же чистым от грехов, как в день своего рождения. Пророк (мир ему и благословение) также отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, призираем, опозорен и разгневан, как в день пребывания паломников в местности Арафа, ибо видит тот, как нисходит на людей Милость Аллаха, и прощаются им великие грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые можно искупить только пребыванием на местности Арафа.

Однажды иблис, проклятый Аллахом, явился к Пророку (мир ему и благословение) в виде странника, стоящего на Арафа, худого, желтого, плаксивого и сгорбленного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его:

— Отчего ты льёшь слезы, отчего исхудал, отчего изменился лицом, почему сгорбился?

На что иблис ответил:

— Из-за множества людей, спешащих сюда, боюсь, что надежды их сбудутся и оттого у меня тоска. От ржания коней на пути к Аллаху, ведь если бы всадники спешили ко мне, было бы лучше. От согласия людей быть послушными Аллаху, если бы покорились они мне, было бы лучше. От слов раба Аллаха, который просил для себя смерть праведника. Горе мне! Он действительно из числа знающих, если способен на такое удивительное действо.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано, что если кто-то покинул свой очаг с целью совершения хаджа или умры и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение хаджей до наступления Судного дня. Тот же, кто умер в одном из двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный день не будет допрошен, и его введут в Рай.

Совершение благословенного хаджа дороже жизни на этом свете, и для совершающих благословенный хадж только одна награда – Рай.

Ислам выделяет несколько видов богослужения, среди которых есть явные и скрытые. Скрытое богослужение – это поклонение сердца, например, любовь к Аллаху, искренность, покаяние, упование, страх и надежда на Его Милость. Явное богослужение бывает двух видов: телом и имуществом. Так вот хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом, а кроме того, у него есть и скрытые стороны, к примеру, чистота намерения.

Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что совершается только в определённом месте Земли – Мекке, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят можно в любом уголке земного шара.

Всевышний установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получал пользу, как в этой, так и будущей жизни. Священный Коран, рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключённых в этом столпе Ислама.

Мудрости хаджа

Теперь мы вкратце упомянем о некоторых моментах паломничества (хаджа), имеющих глубокую и скрытую мудрость.

1. Объединение мусульман. Ислам придаёт особое значение теплоте отношений и дружбе между мусульманами. Аллах создал столпы Ислама способствующими к сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала имеют возможность встречаться пять раз в день в близлежащей мечети, совершая коллективный намаз. Кроме того, все жители населенного пункта имеют возможность раз в неделю встречаться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже, поэтому хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.

2. Оживление настоящего мусульманского братства. Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Единого для всех Господа, смотрят в одну и ту же сторону, т.е. Кибла.

3. Притяжение всех мусульман, как бы далеко они не находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке, из которой по всему миру распространился свет Единобожия.

4. Проявление равенства между мусульманами. При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии, все находятся на одном уровне. Воистину это то место, которое напоминает о начале рождения человека, когда у него нет преимущества перед кем-либо. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все станут перед Господом, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.

5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках, пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением, и чтобы вера укрепилась в их сердцах. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием. К примеру, перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима и Исмаила (мир им), которые строили Каабу. Также верующие представляют нашего Пророка (мир ему и благословение), который целовал священный камень «Хаджар уль-Асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына Исмаила (мир ему), а Мина, где кидают камешки, напоминает пророка Исмаила (мир ему), который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни. На Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: «О люди, ваш Господь Один, и все вы потомство Адама (мир ему), Адам создан из земли и нет преимущества у араба перед неарабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не превращайтесь в неверных, которые враждуют друг с другом».

6. Хадж – это воспитание паломника, когда он, находясь в пути и сталкиваясь с трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабр). На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и необходимо проявлять скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное на Курбан или когда раздает милостыню неимущим.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним стремлением, а признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону.

Пусть Всевышний одарит нас Своей Милостью и сделает нас рабами, уходящими из этой жизни с верой! Амин.

Канонический отдел сайта islam.ru

У каждого, кто первый раз направляется совершить пятый столп Ислама, появляется много вопросов того или иного характера. И это немудрено. Поездка в Хадж, особенно в вопросах быта, сопряжена с неизвестностью. Другой климат, другая страна, другие люди — тем более что на время Хаджа в Мекку съезжаются мусульмане со всех уголков земли, со своими национальными традициями и укладами. Для многих паломников это первая поездка заграницу. В данной статье мы попытаемся на основе опыта предыдущих лет Хаджа, дать Вам ответы на многие вопросы. Они, на наш взгляд смогут Вам помочь быть готовым к разным жизненным ситуациям.

Какие лекарства должны быть с собой в Мекке?

В вашей “личной” аптечке обязательно должны быть следующие лекарственные средства( ОБЯЗАТЕЛЬНО вместе с аннотациями):

— Маски для лица (берите сразу упаковку, а то и две, так как наверняка будете дарить тем, кто их забыл или не взял. В аптеках Мекки маски стоят дорого); одевайте маски обязательно при большом скоплении людей(в автобусе, на улице, в мечети и т.д.) помните, что во время хаджа в одном месте “собираются” вирусы со всего мира.

— Оксолиновая мазь – рекомендуем пользоваться при каждом выходе в массы паломников.

— Масло черного тмина. Можно и нужно начать пить в качестве профилактики еще до хаджа по 1-2 раза в день утром и вечером перед едой по 1 ст.ложке. При болезни ОРЗ по три раза в день по столовой ложке. Черный тмин — сильный иммуностимулятор. Пророк (мир ему и благословение) сказал : “Черный тмин лекарство от всех болезней, кроме смерти..”. Не покупайте черный тмин у уличных африканских торговцев возможно купите подделку (цены обычно дешевые).

— Средства от простуды; средства от болей в горле и насморка. Многие можно купить на месте, но названия очень могут отличатся от привычных нам Российских. Берите проверенные лекарства. Также рекомендуем еще взять зарекомендовавшие себя с лучшей стороны лекарственные средства от простуды и гриппа, которые описанные в Сунне, а именно: смесь из молотых семян черного тмина + молотый кыст-аль- хинди +мед + свежий имбирь — мощнейшее средство от любого вида простуды и ангины иншаАллах и многих болезней! Принимать можно,как профилактическое (по 1 ч.ложке) , так и как лечебное средство (1-3раза по 1.ч.л.). В нос можно капать масло черного тмина или смешанное с оливковым, чтобы смягчить остроту тминного. Кыст-аль-хинди можно просто смешать с медом и пить каждый день, для укрепления иншаАллах иммунитета.

— Противоаллергические средства (тавегил, цитрин, супрастин и т.д. )

— Антибиотики (аугментин, амоксиклав и др) — это на крайний случай и лучше только под контролем врача! Когда почувствуете, что организм уже на пределе. В местной аптеке на месте можно купить проверенный антибиотик расширенного действия ( при ангине и т.д.) “Кuram”. Как правило, при каждой группе будет врач и лучше если он посмотрит состояние и потом сам решит пить вам антибиотики (колоть) или нет.

— Средства от диареи, тошноты и рвоты обязательно; лекарства для желудка (также пригодятся для приема вместе с антибиотиками типа “линекс” или “бифиформ”, но лучше с этим справляется Мекканский кефир — “Laban”;); также активированный уголь.

— Лейкопластырь и бинт;

— Левомеколь – мазь для открытых ран;

— Дезинфицирующее средство, для рук;

— ВАЖНО — возьмите вазелин! Ходить пешком придется очень много! из-за постоянного пота, можно до крови натиреть промежность! Можно купить на месте, как дешевый , так и подороже с травами. Пользоваться — обязательно!

— Берите с собой в Хадж те лекарства, которые Вы может принимаете постоянно с расчетом на месяц, поскольку в Мекке и Медине аналоги очень трудно найти, и названия отличаются от привычных нам Российских.

Сколько и какую одежду брать с собой в Хадж тур?

Возьмите с собой в паломничество несколько футболок и летних тонких рубашек (лен,хлопок) с длинным рукавом, но и много брать нет необходимости, так как зачастую многие паломники покупают местную одежду “джалибию” или “пакистанку” и ходят в ней или в ихрамах; можно взять легкую, тонкую ветровку с капюшоном(кругом дуют кондиционеры, иногда ветровка очень нужна, ночью и ранним утром бывает достаточно прохладно); в Хадже пригодиться несколько хлопковых маек (можно носить с собой в сумке одну и менять как только сильно вспотеете — в Мекке и Медине очень жарко днем); так же следует взять одни запасные летние брюки и несколько пар запасных носков. Носки понадобятся, чтобы делать таваф (но без “ихрама”) например, когда натерли мозоли, когда рано утром идешь в мечеть Пророка или Аль-Харам, а в мечети утром очень холодный мрамор; Возьмите полотенца(в Мекканских отелях 1-2* и “домах паломника” полотенец обычно не бывает, а также в некоторых случаях лучше с собой обычные хлопковые простыни и наволочки это для того, чтобы у вас не было “культурного шока”).

Женщинам в Хадж надо брать удобные платья (вискоза,штапель, но не лен) и под платье легкие брюки, а также выберите самый удобный варианта хиджаба (например капор т.к. придется брать омовение в разных местах и завязывать платок будет не удобно, а то что продают там обычно дешевая синтетика). Пригодятся солнечные очки, потому что в Мекке и Медине всегда яркое и жаркое солнце, а белый мрамор у Аль- Харама на солнце сильно слепит глаза.

Какую обувь брать с собой в Хадж?

Берите обувь хорошего качества — открытые сланцы или спортивные сандали, легкие и чтобы в них можно было долго ходить без носков или принять душ. В хадже паломники много ходят, некачественная обувь может быстро прийти в негодность. Обувь должна быть, такой, в которых вы уже ходили до хаджа (сланцы или сандали можно будет купить и на месте, где-то за 5-15 реалов, но есть вероятность натереть в первый же день мозоли до крови и потом мучиться).

Как обстоят дела с едой и напитками во время Хаджа?

Как и в любой другой стране, выбора очень много. Кто привык к чаю берите свой любимый, т.к. там в магазинах чаще всего продают пакетированный не полезный “липтон”, но зато есть всегда в продаже свежая мята и соки и кефир — очень хорошего качества!

Возьмите для профилактики или лечения банку хорошего меда (хороший мед там редкость, а если есть, то только Йеменский,который очень дорогой). Также можно взять отдельно меда смешанного со свежим имбирем — для профилактики и лечения. Просто имбирь продается в супермаркетах, можно пить с чаем, что очень полезно(не зря же Аллах Свят Он и Велик упомянул имбирь и мед в Коране).

СТРОГО не советуем Вам в паломничестве пить сильно охлажденные напитки — из за перемены климата мгновенно начинает болеть горло. Даже Зам-Зам желательно пить не холодным, для этого есть специально бочки с теплым “Not Cold” и холодным зам-замом — можно смешивать и пить.

Возьмите, что нибудь домашнее из еды, национальное. Например домашнюю колбасу, сушеное мясо, копченый колбасный сыр, курдюк, козинаки, халву и другие – поверьте, они будут вам очень кстати, когда будет огромное желание как говориться «заморить червячка» (когда в кафе или магазин идти лень или когда будете несколько дней в палатках Мина, там в Мина особого сервиса нет, если конечно у вас не VIP тур). Еда продается в точках с лотков и по сути вся однообразная и дорогая (фрукты, кока-кола, чай, плов, жареная курица,лепешки, жаренные яйца) и специфические арабские специи не всем придутся по вкусу, вот тут то и пригодятся домашние заготовки.
Также хотим отметить что в стоимость всех наших пакетов на хадж входят — завтраки от фирмы. Подробно о пакетах на хадж вы можете узнать пройдя по :

Что взять из средств личной гигиены?

Мыло, шампунь,зуб.щетка, бритву, ножницы и прочее; дополнительно возьмите мыло или гель “без запаха” для того, чтобы можно было мыться в состоянии “ихрама” во время самого хаджа или умры. Очень желательно взять свою машинку для стрижки волос и хороший станок для бритья головы (как минимум должна быть одна машинка или триммер на комнату в гостинице!). Во-первых это удобно. Во-вторых цена на стрижку во время хаджа вырастает в 2 раза и будут огромные очереди в парикмахерских! Еще совет, для тех кто собирается брить голову после умры или хаджа в парикмахерской: после бритья пускай парикмахер не сыпет вам на голову тальк, так как после этого он щеткой будет его распылять по голове, а щетка зачастую не продезинфицировано, а и это небезопасно, беря во внимание что там очень большое количество людей стригутся.

Быт паломников во время Хаджа?

Возьмите отдельную для себя кружку; качественные булавки , могут однозначно пригодится , например закрепить ихрам; электрический чайник на группу и к нему обязательно удлинитель 5 или более метров; небольшую тканевую сумку (часто выдается тур-операторами), через плечо для того, чтобы можно было положить обувь, сменную майку, бутылочку с зам-замом и что то из мелочи. Также можно взять с собой или купить на месте походный, удобный рюкзак для того, чтобы положить самое необходимое для ночевки в Мина и Муздалиф; надувную подушку для ночевки Муздалифа.

Где купить Ихрам и надо ли его брать с собой?

Если у вас рейс в Джидду , то берите с собой комплект ихрама в ручную кладь (ихрам, пояс, булавки.тапочки), потому что самолет пролетает над Микатом и следовательно, в это время вы уже должны быть облаченными в ихрам, чтобы сделать намерение на “умру” или “Хадж”. Если ваш рейс прилетает в Медину, то купить ихрам можно уже там. По возможности выбирайте ихрам хорошего качества из хлопка или «бамбука». Мы не советуем покупать сильно дешевые и синтетические ихрамы (обычно китайского производства), особенно для людей с чувствительной кожей. Помните в отличии от умры, в хадже в ихраме вы будете несколько суток при +40-50 градусах, а значит будете сильно потеть! Дешевые синтетические ихрамы могут «расползаться», плохо впитывать влагу или вызывают неприятный зуд на теле! Качественные ихрамы из хлопка или бамбука можно привезти домой и они еще Вам иншаАллах послужат.

Что делать с литературой?

Учите обряды хаджа до начало самого хаджа! Это важно для вас! Старайтесь брать информацию о хадже из достоверных источников, если вы не знаете какую брать литературу проконсультируйтесь со знающими квалифицированными имамами. В дороге (особенно в автобусных турах) можно учить дуа для подготовки перед стоянием на Арафате, также важные дуа лучше записать, чтобы потом не забыть в день Арафат. Туроператор обычно дает в поездку книги о совершении хаджа — “Руководство по Хаджу”.

Сколько денег нужно с собой брать в хадж тур?

Нет особой разницы какую валюту брать с собой — доллары или евро. Основной денежной единицей Саудовской Аравии является саудовский риал (SR). Он состоит из 100 “халалов” В обороте имеются банкноты достоинством в 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500 риалов. Советуем всегда иметь при себе мелкие купюры и монеты для оплаты частного такси. С банковских карт Visa и Master Cart можно снимать реалы в банкомате, но учтите комиссия от 1.5-3%. Минимально брать с собой мы считаем необходимой сумму — 500$ на человека (без учета подарков). 1 доллар $ — 3,71-3,75 реалов/ Цены обозначаются двумя буквами SR (саудовский реал). Расчет в саудовских реалах. Другую валюту тоже могут принять (доллары берут почти везде), но курс может показаться вам не выгодным, поэтому лучше разменять деньги заранее в обменниках. В некоторых обменниках принимают с недавнего времени рубли, но это при крайней необходимости — лучше доллары или евро.

С недавних пор в Саудии ввели НДС — его указывают отдельно, то есть на ценнике будет указана цена без НДС и рядом цена с НДС, или же Вам его включат в счет отдельно — 5%. Следует это учитывать при покупке в магазинах и кафе.

Сколько денег уходит на питание во время Хаджа?

Ниже прилагается приблизительная стоимость продуктов питания:

Напитки:

Вода (1л) — SR 1

Сок – SR 1-3

Хлеб — SR 0,5-1 (при покупке обеда обычно подают бесплатно) Молоко (1л) – SR 3-4

Овощной обед – SR 5-8

Чай- SR 1

Еда:

Мясной (говядина, баранина) обед – SR 17-30

Обед с жареной курицей – SR 12-15

Шаурма куриная – от SR 4-7

Адас (суп-пюре и афганская лепешка) — SR 2

Как сделать Курбан?

Что касается покупки жертвенного животного, лучше это сделать лично на одном из рынков или ферм (узнать где находиться ферма в Мина можно у руководителя группы), чтобы при вас зарезали и отдали вам мясо, которое потом можно раздать нуждающимся. Или доверьте этот вопрос проверенному человеку, который сам проконтролирует за небольшую плату забой животных. К сожалению в Мекке распространилось такое явление, что к вам в номер приходит некий “студент” или “представитель” и берет с вас 100$ за оплату жертвенного барана.

Всем этим “сборщикам” некие “компании по забою” обещают примерно 15-20$ комиссионных, но сами эти сборщики забоя не производят и даже не присутствуют при этом. Деньги уходят в эту фирму “рога и копыта”, но вот только забой никто не делает, либо делают его частично. Зачастую эти студенты или другие даже не знают об этом и искренне думают, что с ними поступят честно всегда, но факты такого мошенничества к сожалению бывали.

Самый надежный способ — заказать Курбан у туроператора. Наша компания АВН ТУР гарантирует всем паломникам качественный и правильный забой. После Курбана из жертвенного мяса готовят вкусное блюдо — «кавурма» и угощают всех паломников. Средняя цена на Курбан в 2017 году составила -100$.

Как передвигаться по городу?

В Мекке можно передвигаться пешком. Также широко распространен общественный транспорт — автобусы и такси. Есть бесплатные муниципальные автобусы — красного и синего цвета, они сразу бросаются в глаза. Их остановки находятся в непосредственной близости к Аль-Харам. Узнать о месте остановки лучше у руководителя вашей группы. Обычные маршруты для россиян это район Кудай “гараж” и Азизия.

Цены на такси в Мекке за последние годы сильно выросли. Такси например из Азизии или Кудай в Аль-Харам стоит на часном такси 10-15 реалов, а на лицензионном 20-25. Во время хаджа в дни ташрика цены поднимаются до 5 раз.

Как обстоят дела с мобильной связью?

В Мекке или Медине желательно купить местную сим-карту,чтобы держать связь с руководителем и другими хаджиями. Обычно хорошая связь и интернет от компании Zain и STC. Сразу выбирайте более выгодный тариф на хадж, потому, что взяв один раз сим-карту на свой паспорт, потом поменять оператора вы не сможете или придется переплачивать уличным нелегальным торговцам. Wi-fi в гостиницах слабый и только в фое, поэтому берите сим-карту с наибольшим количеством Гб интернета. Цена подключения от 30 реалов. Некоторые мессенджеры в Саудовской Аравии заблокированы, но для видео-звонков хорошо работает приложение «IMO» в Саудии.

Что можно купить на месте?

-Местную одежду – “джалибия” (длинная арабская рубашка), стоимость от 60-150 реалов и от 10 реалов за штаны. Опять же, не берите дешевую синтетику (нормальное качество от 80 реалов)! “Арабский платок” или “Арафатка” для мужчин, пригодиться как защита от солнца , так и от кондиционеров.

-Заварочный чайник (можете купить традиционный”желтый

арабский чайник”, который продают на каждом углу, кстати его можно потом оставить себе в качестве сувенира);

-Удлинитель (!) минимум 5 м – он вам обязательно понадобится в Мине, так как там розетки в палатках находятся под потолком (зарядить телефон например, включить чайник и т.д.);

-Плед или легкое одеяло (если у вас не предусмотрено одеяло, которое сейчас выдается в Мина “стандартных” турах, уточняйте у менеджеров АВН ТУР);

-Зонтик от солнца (5-10 реалов);

-Предметы гигиены, бритвенный станок, ножницы и другие средства.

-Молитвенный коврик ( от 5 реалов) — пригодится для чтения намаза на холодном мраморе, или если не успеете зайти в Аль-Харам, то придется совершать намаз на улице прямо на асфальте.

-Вазелин. Он продается в любом магазине, как на улице так и в супермаркетах.

-Предметы гигиены.

Что оставить дома?

Имеющему намерение совершить Хадж , желательно составить завещание и оставить его в доступном месте или оповестить близких. Считается правильным, если составить его при двух доверенных свидетелях. В завещании обязательно указываются свои долги, а так же и люди которые, должны вам и другие обязательства. Следует указать, что если вдруг завещатель умрет, то чтобы его близкие вернули долги своим хозяевам, а так указать другие важные наставления или распределения имущества. Не забудьте завещать, чтобы в мирской суете не забывали об Ахирате, о богобоязненности и если умрет, чтобы по нем не носили траур и не оплакивали способом не соответствующим нормам Корана и Сунны.

Надеемся что выше перечисленная информация поможет Вам совершить Хадж максимально комфортно и удобно. И ничто не омрачит Ваше поклонение. В случае если Вы не нашли здесь ответы на интересующие именно Вас вопросы касательно хадж тура, или других вопросов связанных с хаджем, умрой или халяль туризм в Крыму , просим обращаться по следующим контактом:

позвоните нам:
+7978 09 08 202

Что такое Хадж, или Зачем мусульмане совершают паломничество в Мекку?

Хадж рассматривается как пятый и последний из основных столпов ислама. Хадж представляет собой форму поклонения Единому Богу (по-арабски Единый Бог — Аллах), где участвует тело, разум и дух мусульманина, все его существо. Во время паломничества он отказывается от обычного своего течения дел, жизни, отстраняется от благ цивилизации и под палящим солнцем совершает обход вокруг священного камня Каабы в центре Мечети аль-Харам. Кроме того, паломничество на святую землю является проявлением любви к Аллаху.

Хадж совершается в в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря (месяц зу-ль-хиджжа) и длится несколько дней. Само паломничество приурочено к трем знаменательным событиям в истории ислама — прощение и воссоединение Адама и Евы после их изгнания из Рая, готовность Авраама (Ибрахима) принести в жертву своего сына Исмаила ради Бога и жизнь Пророка Муххамеда как пример смирения и покорности Господу Богу.

Хадж должен совершить хотя бы раз в жизни каждый верующий мусульманин, конечно, в силу своих возможностей. После чего совершивший Хадж получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму. Кто не в состоянии самостоятельно совершить Хадж, может отправить за себя другого человека, оплатив ему все расходы на совершение Хаджа. Единственным условием такого паломничества — человек, совершающий за кого-то Хадж, уже совершал его ранее.

Обряды Хаджа со всей силой свидетельствуют о полном подчинении и посвящении себя Богу. На протяжении всего паломничества верующие молятся, направляя свои мысли к Всевышнему. Один из интересных обрядов паломничества — кидание семи камней, подобранных в Муздалифе, в долине Мина, в последний из трех столбов, символизирующих Сатану. По преданию Сатана преграждал путь Аврааму (Ибрахиму), когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни. В завершение паломничества в долину Мина начинается Курбан-Байрам, жертвоприношение. Также паломники посещают святые исторические места, связанные с жизнью Пророка Муххамеда — Гору Света (Джабаль ан-Нур), в пещере которой было ниспослано первое откровение Корана, город Медину, посещая там могилу Пророка и Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби).

Все паломники в Мекке считаются «гостями Аллаха». Собираясь в Мекке вместе, облаченные в одинаковые одежды ихрам мусульмане всех национальностей и рас ощущают свое единство и братство. Съезжаясь вместе, паломники проявляют друг к другу чувство дружбы и мира, проявляют друг к другу заботу и внимание, проявляют сострадание к окружающим людям. Вся церемония хаджа динамичная, в движении с мыслями о Боге и с готовностью самопожертвования. Именно так и должен жить правоверный мусульманин — с любовью к окружающим его людям, независимо от расы и национальности, и к Богу, динамично и с готовностью самопожертвования. Перенося все тяготы и лишения во время паломничества, мусульмане совершают внешнее и внутреннее очищение, внося мир в свои души. Все паломничество верующие молятся и обращают свой взор к Богу. Если мусульмане всем своим сердцем молились и посвящали свое пребывание на святой земле Богу, то домой они вовзращаются совсем другими людьми, с просветленными лицами и сердцем.

Теги: паломничество, мусульманство, молитва, религия, ислам

Хадж – это не турпоездка, а испытание. Проверка паспортов на границе может длиться несколько часов, никто не предоставит паломнику персональный трансфер, а в номере отеля он может оказаться вместе с несколькими незнакомыми людьми. В Каабе скапливается огромное множество людей, толпа там настолько плотная, что даже не страдающие клаустрофобией люди начинают испытывать панику. Еще большая давка возникает во время первого побивания шайтана камнями. В ходе этого обряда иногда гибнут люди. Но паломников это не останавливает, они готовы приезжать в Мекку снова и снова, чтобы ощутить свою близость к Всевышнему. И даже смерть во время хаджа считается благословенной, поскольку умершие на пути к Аллаху попадают в Рай.

Leave a Comment