Хашима остров призрак

Расцвет и упадок

Угольные шахты уходили глубоко под Хашиму и окружающую его морскую гладь. Объемы добываемого сырья сделали город одним из лидеров угольной промышленности Японии. Тесные улицы полнились людьми, открывались магазины, школы, собственная больница для шахтеров. Большое значение имел синтоистский храм, ставший центром общественной жизни острова. Большинство жителей работали в шахтах, поэтому непременно посещали храм для молитвы, в поисках божественной поддержки во время непростых рабочих будней.

Питьевая вода, продукты питания, необходимые бытовые вещи – все поставляли с «большой земли». В таких условиях, казалось, неизбежным был дефицит некоторых необходимых вещей. Однако жители Хасимы нужды в чем-то не испытывали. Многие молодые шахтеры стремились получить место среди работников шахт «Мицубиси».

Резкий поворот, положивший начало концу Хасимы, случился в конце 60-х годов прошлого столетия. Тогда все большие обороты набирала нефтепромышленность. Добыча угля постепенно становилась менее рентабельной. Японцы обратили все промышленные мощности на добычу «черного золота» – нефти. Несколько лет Хасима еще держалась на плаву, но снижались объемы угледобычи, зарплаты, желание руководства вкладываться в бесперспективный проект.

20 апреля 1974 года последний паром покидает Хашиму. История не сохранила свидетельств, кто был последним жителем, оставившим собственное пристанище. Официально с того момента Хасима перестает существовать. Теперь остров стремительно разрушается, покинутый местными. На долгие 35 лет его аборигенами становятся вездесущие чайки.

Заброшенный остров Хасима как туристический объект

Официально туристическим местом остров стал в 2009 году. Сталкеров и любителей «заброшек» не останавливала нелегальность поездок сюда. Не могла их остановить также уголовная наказуемость проникновения в Хасиму и угроза депортации из страны. Местные дельцы из Нагасаки хорошо поживились на искателях приключений, организовывая незаконные поездки.

Черный рынок полнился артефактами с острова-призрака. Мародеры за 35 лет разворовали почти все оставленные жителями Хасимы предметы быта. «Расхитители гробниц» рассказывали друг другу байки и впечатления о посещении этого места. Постепенно Хашима оброс множеством легенд. По одной из них, здесь все еще бродят духи погибших в шахтах копателей, готовые растерзать каждого, кто потревожит их покой.

Другое поверье утверждало, что после наступления темноты остров становится сосредоточием проклятых сил зла. Лучше не испытывать судьбу, иначе будешь наказан. Некоторые смельчаки пренебрегали этим, за что поплатились жизнью. Известен случай разбившегося альпиниста: он сорвался со страховочного троса, пытаясь забраться в высокое здание.

Хасима — заброшенный остров в тихом океане (58 фото)

Человечество за свою историю успело построить огромное количество величественных сооружений и городов и немало из них оказалось заброшено. Одним из таких мест является Хасима (Пограничный остров). 50 лет это место было самым густонаселенным на планете, кишило людьми и жизнь здесь била ключом. Так что же стало с этим островом и почему он практически 40 лет уже заброшен? Ответ читайте под катом.

20 апреля 1974 года последний местный житель ступил на палубу теплохода, уходившего в Нагасаки, и вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки.

«Пограничный остров», именно так с японского переводится Хасима, расположен на юге страны, в Восточно-Китайском море в 15 километрах от печально известного Нагасаки. Его второе название, наверное даже более популярное в Японии, — Гункандзима, «остров-линкор».

Так его прозвали еще в 1920-е годы. Журналисты местной газеты заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки. Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав», соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения. Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

Хасима не всегда выглядел так внушительно. До конца XIX века это был один из великого множества малопригодных для разумных форм жизни скалистых островков в окрестностях Нагасаки, популярных только среди местных птиц да изредка посещаемых рыбаками.

Все изменилось в 1880-е годы. Япония переживала мощную индустриализацию, ценнейшим ресурсом при которой становился уголь. Грандиозный успех шахт соседнего острова Такасима способствовал освоению альтернативных источников сырья, способных обеспечить бурно развивающуюся металлургию Нагасаки. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890-м остров за 100 000 иен выкупил Mitsubishi, один из самых крупных японских промышленных конгломератов. На снимках конца века Хасима выглядит уже обитаемым, человек активно приступил к освоению его природных богатств.

А угля стране требовалось все больше и больше. Рост большой индустрии сопровождался и увеличением аппетитов, как это принято было раньше говорить, агрессивной японской военщины. Успех в китайско-японской (1894—95) и русско-японской (1904—05) войнах лишь разогрел экономику империи. Концерн Mitsubishi, обладавший практически неограниченными финансовыми средствами, разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну — в 1898 году. В конечном итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

Пустую породу, извлекаемую из шахт, Mitsubishi использовала для увеличения территории острова. Менеджмент компании уже разработал план строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем из Нагасаки.

В конечном итоге площадь Хасимы, во многом отвоеванная у Тихого океана, составила 6,3 га. С запада на восток длина острова составляет 160 метров, с севера на юг — 480 метров. В 1907 году Mitsubishi окружила свою собственность железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию ее территории морем и частыми здесь тайфунами.

В 1916 году, когда на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек, Mitsubishi начала здесь масштабное строительство. За 58 лет корпорация возвела тут около 30 многоэтажных жилых домов, госпиталь, школы, детсад, плавательные бассейны, храмы, кинотеатр и клуб для шахтеров. Одних магазинов на острове работало 25 штук. Его силуэт наконец начал напоминать линкор Tosa, Хасима получил свое прозвище.

На плане отмечены основные объекты острова-линкора, речь о которых пойдет в дальнейшем. 1 — госпиталь, 2 — дом №65, 3 — школа, 4 — комплекс Nikkyu, 5 — «Дом Гловера», 6 — детская площадка, 7 — зона шахт, 8 — кинотеатр.

Первым крупным зданием Хасимы стал т. н. «Дом Гловера» (на фото ниже под цифрой 1), названный в честь будто бы проектировавшего его шотландского инженера Томаса Гловера. Семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше сдали в эксплуатацию в 1916 году. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима в принципе стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

Квадратное в плане здание с внутренним двором служило одной цели — дать жилье как можно большему количеству рабочих. Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути это было общежитие в современном его понимании.

Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный колосс в форме буквы E насчитывал 241 столь же скромную, как и у предшественника, комнату.

Любое свободное пространство в условиях крайне ограниченной территории старались использовать с толком. В чрезвычайно узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны, когда в других районах страны оно было заморожено. Топливо по-прежнему было необходимо воюющей империи. В 1941 году на Хасиме установили рекорд — добыли 410 000 тонн угля, а в 1944-м Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса — т. н. «здание №65», 9-этажное П-образное здание на 317 квартир, единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

Рядом с ним находится т. н. «перекресток соленых дождей» — одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

Неподалеку еще один культовый объект Хасимы — «Лестница в ад». Казавшийся бесконечным местным жителям подъем вел к храму Senpukuji. Непонятно, что казалось обитателям острова более адским — необходимость преодолевать сотни крутых ступенек или последующий спуск в узкие лабиринты улочек города, часто не видевших солнечного света.

К храмам на Хасиме относились серьезно — шахтерский труд и сейчас, а в первой половине XX века в особенности, остается крайне опасным занятием. Во время Второй мировой многие из молодых горняков острова были призваны в армию, Mitsubishi заменила их гастарбайтерами из Китая и Кореи. По разным подсчетам жертвами беспощадной эксплуатации на шахтах и полуголодного существования стали 1300 привезенных сюда пленников. Кто-то погибал в забое, кто-то умирал от истощения и болезней, бывало даже несчастные бросались с островной стены в отчаянной, в большинстве случаев тщетной попытке добраться до «большой земли». И ими, конечно, число погибших на Хасиме за 87 лет горных разработок тут не ограничивалось. На совести у острова и Mitsubishi тысячи жизней.

После окончания войны уголь Хасимы по-прежнему был востребован. Экономика Японии начала бурное восстановление уже в мирном русле. 1950-е стали «золотым десятилетием» острова: компания-владелец стала вести бизнес куда более цивилизованно. В шахтерском городке была построена больница, а в 1958 году открылась огромная 7-этажная школа, ставшая последним крупным зданием, возведенным здесь.

С первого по четвертый этаж комплекса занимала начальная школа, выше располагались старшие классы. На самом верхнем уровне находились спортивный и актовый залы.

Своего пика население Хасимы достигло в 1959 году. На шести с небольшим гектарах острова, из которых только 60% были жилыми, жило 5259 человек. Плотность населения здесь составляла 1391 человек на гектар — в этом смысле у Хасимы конкурентов не было. Это было самое густонаселенное место на планете — жилые кварталы были буквально забиты людьми.

Автомобилей здесь, разумеется, не было. Как поговаривали местные жители, из одного конца в другой остров можно было пересечь быстрее, чем выкурить сигарету. Не нужны были даже зонты: запутанный лабиринт крытых лестниц, коридоров и галерей объединял практически все постройки жилых кварталов, позволяя в случае необходимости в принципе не выходить на открытый воздух.

Распределение жилья отражало царившую здесь строгую социальную иерархию. Единственный одноэтажный особняк, причем на вершине скалы, с которой когда-то начинался остров, занимал управляющий шахтой Mitsubishi. Менеджмент, учителя и врачи жили в относительно просторных двухкомнатных квартирах с собственной кухней и санузлом в отдельных жилых домах. Шахтерским семьям тоже предоставлялась двухкомнатная квартира в 20 квадратных метров, но уже с кухнями, туалетами и душами «на этаже». А неженатые шахтеры и сезонные рабочие жили в тех самых первых однокомнатных квартирках на 10 «квадратов», построенных тут еще в начале XX века.

Mitsubishi правила на Хасиме железной рукой, установив тут своего рода частнособственническую диктатуру. С одной стороны, корпорация обеспечивала шахтеров гарантированным рабочим местом и заработной платой, бесплатным жильем, электричеством и водой. С другой — жители острова в принудительном порядке привлекались к общественным работам по содержанию зданий в пристойном виде: уборке общественных помещений и территории.

Островное сообщество давало «большой земле» так нужный ей уголь, но в свою очередь его существование целиком и полностью зависело от поставок продуктов, одежды и даже обычной воды. До 1960-х здесь не было ни одного более-менее серьезного растения, только в 1963-м материнская компания завезла с острова Кюсю грунт, что позволило разбить на крышах зданий и немногих доступных свободных площадках небольшие скверы, сады и огороды. Жители Хасимы получили возможность гулять среди деревьев и выращивать хотя бы какое-то минимальное количество овощей.

Будущее Хасимы в начале 1960-х еще казалось безоблачным, но в конце десятилетия с удешевлением нефти добыча угля здесь становилась все более и более нерентабельной. Шахты закрывались по всей стране, и маленький остров в Восточно-Китайском море также в конце концов стал жертвой переориентации японской экономики на потребление «черного золота». В январе 1974 года Mitsubishi объявила о ликвидации шахт на Хасиме, в марте закрылась построенная 16 лет назад школа, а 20 апреля последний житель острова покинул его на теплоходе. Хасима превратился в призрак.

За 87 лет здесь добыли 16,5 миллиона тонн угля, но последние четыре десятилетия остров покинут, а построенные с таким трудом, с использованием малейшего клочка земли здания медленно, но необратимо разрушаются. Брошенный людьми остров-корабль, охраняющий вход в бухту Нагасаки, служит своеобразным монументом истории японского общества.

Долгое время его посещение туристами и любителями «заброшки» было категорически запрещено — слишком активно деградировали построенные в первой половине XX века сооружения. Однако с 2009 года власти вновь допускают на Хасиму всех желающих, организовав специальный пешеходный маршрут в небольшой, но безопасной для здоровья части острова.

Новую волну интереса к Хасиме подняла последняя серия киноэпопеи о приключениях британского агента 007 Джеймса Бонда. Логово главного злодея, Рауля Сильвы, в фильме «Координаты Скайфолл» (2012) было очевидно вдохновлено именно «островом-линкором» в Восточно-Китайском море, хотя и снималось в павильонах английской студии Pinewood.

«Город опустел практически за ночь. Он всех убедил, что на химическом заводе утечка».

Энтузиасты предлагают реконструировать весь остров, туристический потенциал которого огромен, организовать здесь музей промышленной истории под открытым небом и даже включить Хасиму в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, как обычно, все упирается в финансы, ведь бюджет восстановления десятков зданий, многие из которых полуразрушены, трудно предсказуем.

Впрочем, побродить по острову-призраку теперь может любой желающий, не выходя из-за собственного компьютера. В июле 2013 года отснявший Хасиму сервис Google Street View дал возможность увидеть не только недоступные в настоящее время туристам кварталы острова, но даже побывать внутри покинутых зданий, зайти в шахтерские квартиры и увидеть брошенные при отъезде предметы быта.

Хасима, «японская Припять», только без радиации, остается суровым символом рождения в империи большой промышленности и в то же время наглядно показывает, что ничто не вечно, даже под восходящим солнцем.

История

Схема постепенного увеличения искусственных площадей острова

До того, как остров был заселён в начале XIX века (в связи с обнаружением на нём угля), он представлял собой просто обломок скалы, слегка поросший зеленью, на котором гнездились морские птицы и который иногда использовался в качестве временного прибежища рыбаками из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.

Остров заселили в 1810 году, когда там нашли уголь. Изначально это была просто скала в море и остров площадью 0,063 км², который создали искусственно, когда копали шахты. К 30-м годам XX века остров стал серьёзным промышленным центром: кроме шахт, там появились военные заводы.

Так остров выглядел в 1930 году

На Хасиме шла добыча угля на шахтах, уходящих на глубину до 600 метров ниже уровня моря. В период с 1943 по 1945 год для принудительной работы на подводных угольных шахтах Mitsubishi Corporation сюда привозили китайцев и корейцев. Многие из них умерли от тяжелых условий труда.

В самые населённые годы своей истории на острове имелось 30 больших корпусов жилых домов, 25 магазинов, школа, два плавательных бассейна, больницы и кладбище. В течение 50 лет остров являлся одним из самых густонаселённых мест на Земле — 5259 человек на км². (1959) при береговой линии острова около 1 км. При этом плотность населения в жилой зоне достигала фантастического числа в 139 100 человек на км².

Через десятилетия процветающая добыча угля на Хасиме пришла в упадок, и в 1974 году Mitsubishi полностью закрыли шахты. В течение нескольких недель самое густонаселённое когда-либо место на земле оказалось полностью пустым. Все жители покинули остров ввиду иссякших ископаемых, и город превратился в город-призрак. На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Так японское правительство попыталось обезопасить остров от «чёрных копателей» — предметы быта из мёртвого города становятся объектом охоты богатых коллекционеров.

Так как интерес к таинственному острову вырос, в 2008 году было предложено, чтобы Хасима была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Данное предложение было воспринято неоднозначно в свете спорной оценки исторического прошлого острова. Южнокорейские власти обосновывают свои возражения страданиями, понесёнными корейскими подневольными рабочими во время войны. Какие-либо компенсации для оставшихся в живых от японского правительства или компании Mitsubishi не предусмотрены. Тем не менее, в 2015 году, на 39-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО остров Хасима был включён в список Всемирного наследия в составе объекта «Объекты промышленной революции периода Мэйдзи: металлургия, судостроение и угольная промышленность».

В настоящий момент посещение острова разрешено, но доступ туристам открыт только к специально оборудованной для безопасного пребывания части острова. Также планируется превращение острова в своеобразный музей культуры и быта шахтёров, но, так как в настоящее время почти все постройки на острове находятся в аварийном состоянии, для реализации этих планов требуются крупные финансовые вложения.

> Интересные факты

На острове Хасима происходили съемки фильма «007: Координаты „Скайфолл“», остров играл роль резиденции для антагониста-преступника Рауля Сильвы.

Остров-призрак Гункандзима


Хасима, Хашима (в переводе с яп. «пограничный остров») — тихоокеанский остров в Восточно-Китайском море, примерно в 15 километрах от города Нагасаки. Принадлежит Японии. Имеет прозвище Гункандзима (яп. ???), что означает «крейсер», полученное потому, что из-за построек остров с моря напоминает военный корабль. Длина острова составляет с запада на восток 160 метров и 480 метров с севера на юг. Береговая линия острова имеет протяжённость примерно в 1 км. До того как остров был заселён в начале XIX века, в связи с обнаружением на нем угля, он представлял собой просто обломок скалы, слегка поросший зеленью, на котором гнездились морские птицы и который иногда использовали в качестве временного прибежища лишь рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.
(85 фотографий)

Остров заселили в 1810 году, когда там нашли уголь. Изначально это были просто скала в море и остров размером в 1 км?, который создали искусственно, когда копали шахты. К 30-м годам XX века Хасима стал серьёзным промышленным центром: кроме шахт, там появились военные заводы. В течение 50 лет остров являлся одним из самых густонаселенных мест на Земле — пять тысяч двести пятьдесят девять человек (1959) при береговой линии острова около 1 км. К 1974 году все жители покинули остров ввиду иссякших ископаемых, и город превратился в город-призрак. Долгое время посещение острова было запрещено, так японское правительство попыталось обезопасить остров от «чёрных копателей» — предметы быта из мёртвого города становятся объектом охоты богатых коллекционеров. В настоящий момент посещение острова разрешено, но доступ туристам открыт только к специально оборудованной для безопасного пребывания части острова. Также есть планы по превращению острова в своеобразный музей культуры и быта шахтёров, но для реализации этих планов требуются громадные финансовые вложения (почти все постройки на острове находятся в аварийном состоянии). (Википедия)

Сообщества ›
Это интересно знать… ›
Блог ›
Хашима: остров-призрак

Полный размер.
Издалека Хашима (Hashima) может быть ошибочно принят за японского двойника острова Алькатрас, вздымающегося над поверхностью окаена подобно изрезанной глыбе бетона или, возможно, за игровой курорт с опустевшими отелями. Лишь несколько случайных наблюдателей догадаются, что всего 40 лет назад этот крошечный остров был местом существования процветающего общества с самой большой плотностью населения на планете.
Один из 505 необитаемых островов префектуры Нагасаки, Хашима лежит в Восточно-китайском море примерно в 15 км от Нагасаки. Его голые, лишенные растительности скалы дают полный контраст с зеленеющими вершинами соседних островов. Более пристальный взгляд обнаруживает скопление безлюдных высоток, теснящихся у рукотворных укрепленных прибрежных насыпей, разрушенное буддийское изваяние на вершине утеса с невероятно крутым обрывом, и ни единого деревца в поле зрения.

Полный размер.
Ключ к тайне острова лежит в угольных разработках. Достигнутые с помощью глубоко спускающихся туннелей залежи угля под дном океана недалеко от Хашимы в течение столетия вывели на поверхность огромное количество высококачественного угля. Но в 1974 году местные жители покинули остров, спасаясь от ветра и солевого тумана, оставляя позади только бесполезное личное имущество и несколько блуждающих кошек, которых не смогли захватить с собой.

Полный размер.
По истории острова можно изучать хронологию перемен в энергетической политике Японии с периода Мейджи до настоящего времени. Веками люди, живущие на Такашима, большом острове близ Хашимы, как рассказывают, собирали уголь с поверхностных пластов залегания и использовали его для отопления своих домов. Они называли его «гохеита» в честь человека с аналогичным именем, который согласно местной легенде, обнаружил горючее качество угля нечаянным воспламенением породы на черной скале.
Когда сеть дорог была модернизирована в 18 и 19 веках, люди, живущие на Такашиме, начали продавать свой уголь заграницу, приемущественно производителям соли на побережье острова Сето. Одна из самых важных отраслей промышленности в то время в Японии, добыча соли, опиралась традиционно на богатые смолой сосновые деревья как топливо для кипячения морской воды, но производство страдало от продолжающегося истощения хвойных лесов. Уголь считали идеальной альтернативой сосновым дровам.

Полный размер.
В то время остров Такашима был частью феодальных владений, управляемых семьей Фукахори, выходцев из клана Набашима, соответствующего в настоящие дни префектуре Сага. Наблюдая прибыли, пожинаемые от торговли углем, Фукахори захватили права на управление сделками в свои руки, определив островитянам роль субподрядчиков и рабочей силы, и положили угольные прибыли в основу местной экономики.

Полный размер.
Эта схема взаимодействия всё ещё твердо существовала, когда Япония распахнула свои двери миру в конце 1850хгг. И Нагасаки обрел новое значение как ближайший порт к Китаю и промежуточный пункт для иностранных коммерческих судов и военно-морских кораблей. Это был также период, когда Британия, Америка и другие западные державы заменяли свои оснащенные парусами чайные клиперы и военные корабли на пароходы. В результате спрос на уголь побудил Набешиму Наомаса, главу клана Набешима, расширить область разработки залежей.

Полный размер.
Набешима обратился к Шотландскому предпринимателю Томасу Б.Гловеру (1838-1911) за помощью. До тех пор метод добычи угля был примитивным: шахтеры просто откалывали куски породы с открытой поверхности с помощью кирок и затем перемещались на другие места, когда уголь истощался, или яма становилась слишком глубокой для того, чтобы копать без опасности для жизни. Но Гловер привез с собой современное оборудование для добычи из Британии и нанял британских горных инженеров, чтобы пробурить вертикальную шахту к залежам острова. В апреле 1869 года, бурильщики достигли угольного пласта примерно на глубине 45 метров, и началась первая современная добыча угля в Японии.

Полный размер.
Некоторые иностранные судоходные компании и импортеры были настроены скептически относительно качества угля Такашимы. Ходили слухи о том, что он был мягкий и испытывал недостаток в вырабатываемой от сграния энергии. Но в 1873 году — продукт Такашимы доказал свои превосходные качества британским субподрядчикам в экспериментах, порученных Гловеру:
“Благодаря медленному, расширяющемуся жару уголь Такашимы равен во всех отношениях средней жиле Уэльса и гораздо лучше топлива из Северной Англии и любого другого угля, который я когда-либо жег на этом пункте. Для продолжительных поездок он предпочтительнее уэльского, и гораздо превосходит по своим качествам северо английский, так как производит меньше золы, шлака и копоти.”
Огромный успех угольных месторождений Такашимы заполнил Нагасаки казну иностранной валютой и побудил стремление к развитию разработок на соседних островах, включая до тех пор бесполезную гряду скал под названием Хашима.

Полный размер.
Присвоив эксклюзивные права на добычу на месторождениях Такашимы, Клан Набешима позволил Семье Фукахори разработать жилы угля, испещряющие поперек острова пососедству. После нескольких неудачных попыток, семья, наконец, установила шахту на Хашиме в 1887 году, обжив его для начала. Спустя три года, однако, остров продали корпорации Митсубиси за 100000 йен. Сегодня всемирно известная компания стремительно расширилась после своего основания в качестве судоходного предприятия в 1873 году и приобретения угольного месторождения Такашима в 1881г.

Полный размер.
Годы, которые последовали, ознаменовали значительный подъем в японской промышленности и рост военной мощи, поддерживаемой успехами в обеих японо-китайских войнах(1894-1895) и русско-япононской войне (1904-1905). На Хашиме Мицубиси запустила проект по освоению угольных ресурсов морского дна, прорыв 199 метровую вертикальную шахту в 1895 г, а также еще одну шахту в 1898 г. Компания также использовала шлак от добычи, создав ровное пространство для промышленного оборудования, сооружений и жилых зданий для рабочих. Завершенные примерно в 1907 г, высокие защитные укрепления дали острову сравнение с линкором, скользящим по волнам. Сходство было таким сверхъестественным, что репортер местной газеты окрестил его Гунканьима (остров кораблей)- прозвище, которое вскоре вытеснило официальное название из просторечья.

Полный размер.
Хашима производил около 150 тыс. тонн угля ежегодно, и численность его населения стремительно приближалась к 3000 чел, когда в 1916 г. Мицубиси построила железобетонный административный комплекс на острове, чтобы восполнить недостаток в жилом пространстве, а также предовратить угрозу бедствия от тайфуна. Это было первым бетонным зданием в Японии, сколько нибудь значительного размера. Тот факт, что первая американская постройка большого масштаба — Офисное здание Ингаллс в Чинчинати — было посторено только четырнадцатью годами ранее, показывает, что здание на Хашиме было фронтменом в новой эре Японской архитектуры.
Прямоугольное, шести-этажное здание выстроенное вокруг грязного, темного внутреннего двора у южного края острова, обеспечивало шахтеров и их семьи тесным, но частным жильем. Каждая квартира состояла всего лишь из единтвенной комнаты с татами (9,9 кв.м), окном, дверью и маленьким вестибюлем – более походила на клетку обезьяны, чем на апартаменты, но всё же была лучше предыдущих жилищных условий для рабочих. Ванна, кухня и туалет были общего использования.

Полный размер.
Вслед за этим зданием последовал двумя годами позже еще больший квартирный комплекс на покатой скале в центре острова. Затем самое высокое здание в Японии, квартирный блок в форме буквы “Е”, имело 9 этажей со стороны океана и три – со стороны скалы. Один квартирный блок следовал за другим, пока крошечный остров не разродился более чем 30 бетонными зданиями. Даже в течение 11 летнего периода, перед и во время 2 мировой войны, когда ни единого бетонного здания не поднималось где либо ещё в Японии, создание квартирных блоков на Хашиме продолжалось как часть национальных усилий по удовлетворению спроса на уголь в ужасное военное время.
В результате этих усилий, ежегодное производство угля на Хашиме в 1941 г достигло отметки 410 тыс. тонн. Но это было достижением, которое добавило человечеству страданий. В то время, как японские юноши пропадали на полях сражения Китая, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского побережья, японское правительство принудительно вербовало большое количество корейцев и китайцев, чтобы заполнить пустующие места на своих заводах и шахтах, и многие из этих людей гибли в результате суровых условий и голода.

Полный размер.
Хашима не был исключением. К тому времени, как в жилых блоках Хашимы стали трещать окна от атомной бомбы, и Япония капитулировала под натиском сил антифашистской коалиции в августе 1945 года, около 1300 рабочих погибло на острове, некоторые в подземных авариях, другие от болезней, связанных с физическим истощением и недоеданием. Прочие выбрали более быструю, но менее ужасную смерть в тщетных попытках доплыть до материка, спрыгнув с береговых укреплений в море.
Су Жанг-ву, один из корейских рабочих, достаточно везучий, чтобы выжить в тяжелых испытаниях, вспоминал о Хашиме в интервью 1983 года:
“Я был одним из двух мальчишек, насильно затолкнутых в грузовик в моей деревне и доставленных в государственное учреждение, где были собраны несколько тысяч других корейцев в возрасте от 14 до 20. После ночи, проведенной на постоялом дворе, нас на грузовике переместили в ближайший город, затем на поезде в порт в Пусане и на корабле из Пусана в Шимоносеки. Около 300 членов группы, включая меня, былы позже отправлены на Хашиму. У меня были родственники в Японии, мои родители в Нагое, а также родственники, живущие в Сасебо. Я думал, что не важно, куда я буду отправлен в Японии, я смогу сбежать и найти укрытие у них. Но как только я увидел Хашиму, я оставил всякую надежду. Остров был окружен высокими бетонными стенами, и там был океан, и ничего кроме всеобъемлющего океана. Хашима был набит бетонными 9 этажными зданиями. Нас, корейцев, запихнули в здания на краю острова. Семь или восемь из нас поместили вместе в крошечной комнате, дав каждому не более чем несколько футов пространства. Постройки были сделаны из железобетона и снаружи были побелены известкой, но внутренняя отделка была отвратительной и отваливалась кусками. Нам выдали рабочую одежду, похожую на рисовые мешки, и заставили работать на следующее утро после прибытия. За нами постоянно наблюдала и охраняла нас японская стража, некоторые из конвоиров были вооружены мечами.

Полный размер.
Разрабатывавшееся месторождение находилось глубоко под морским дном, рабочие добирались до него на лифте — вниз по узкой шахте. Уголь выносился из просторной подземной камеры, но сами места добычи были настолько малы, что нам приходилось нагибаться для работы. Это был мучительный, изнурительный труд. В туннелях скапливался газ, и скальные потолки и стены угрожали обвалом в любую минуту. Я был убежден, что никогда не выберусь с острова живым. Фактически в авариях погибало ежемесячно пятеро или четверо рабочих. Современные понятия о безопасности тогда отсутствовали. Трупы кремировались на Наканошиме, маленьком острове близ Хашимы.
Вероятно топка там всё ещё сохранилась на сегодняшний день…

.
Несмотря на этот угнетающий труд, наша еда состояла на 80 % всего лишь из бобовой шелухи и на 20 % из бурого риса, сваренных вместе с несколькими сардинами в бесформенную массу. Почти каждый день я мучился от расстройства желудка, и мои силы постепенно истощались. Но если я пытался отдохнуть, конвоиры приходили и заставляли меня работать. Я не знаю, сколько времени я размышлял о прыжке в море и о том, как свести счеты с жизнью…
Сорок или пятьдесят моих приятелей корейцев совершили самоубийство или утонули, пытаясь доплыть до Такахомы . Я не умею плавать . Но я был везунчиком. Через пять месяцев меня перевели на заводе Мицубиси в Сайвай-мачи, Нагасаки, и поэтому я смог покинуть остров. Если бы я остался, я уверен, я бы не дожил до сегодняшних дней. Там находилось уже около 200 корейцев, когда мы прибыли, так что в общем нас было 500-600 человек. Нас всех вместе втолкали в двух-этажный дом с пятью комнатами на каждом этаже и в четыре четырехэтажных помещения с пятью-шестью комнатами на каждом этаже. У меня до сих пор сжимается сердце, когда я думаю о тех остальных корейцах. Сегодня Хашиму называют “остров линкоров”, но для нас он останется безвыходным “островом -тюрьмой”.

.
Окончание второй мировой войны принесло кардинальные перемены на о.Хашима и важную новую цель в производство. Вместо топлива для военных кораблей и стали для пушечных снарядов, на угле с Хашимы ковались инструменты для возрождения Японии после ада унижения и поражения. Иронично, но случился другой конфликт – корейская война (1950-1953гг), который вынес шахтеров и фактически всю остальную японскую промышленность в золотой период роста и процветания.
Численность населения на Хашиме составила 5259 человек в 1959г. Люди были буквально зажаты в каждом закоулке и углу квартирных блоков. Скалистые склоны, вмещавшие большинство этих зданий, составляли около 60 % от общей площади острова в 6,3 гектара, в то время как ровная поверхность суши использовалась преимущественно для производственных сооружений и составляла оставшиеся 40%. 835 человек на гектар площади всего острова, или невероятные 1391 человек на гектар жилого района. Эти цифры говорят о высочайшей плотности населения, когда либо зафиксированной в мире. Даже Вараби, спальный район-пригород Токио, и наиболее плотно населенный город в современной Японии, достигает отметки только 141 человека на гектар.

Полный размер.
На Хашима имелось всё оборудование и службы, необходимые для существования этого комплекса зданий. В тени жилых блоков втиснулись начальная школа, средняя школа, игровая площадка, гимнастический зал, помещение для пинбола, кинотеатр, бары, рестораны, 25 различных розничных магазинов, больница, парикмахерская, будистский храм, место поклонения Шинто и даже публичный дом. Моторные средства передвижения не существовали. Как выразился один бывший шахтер, можно было пройти от одного до другого пункта на острове за меньшее время, чем его потребуется, чтобы выкурить одну сигарету. Зонты были также не нужны: лабиринты коридоров и лестниц соединяли все жилые здания и служили в качестве транспортной системы.
Равенство могло царить в коридорах, но расположение квартир отражало жесткую иерархию социальных классов. Неженатые шахтеры и работники компаний-субподрядчиков были лишены свободы перемещения в старых однокомнатных квартирах, женатые сотрудники компании Мицубиси и их семьи имели двухкомнатные апартаменты с отдельным туалетом, кухней и ванной, высокранговый офисный персонал и учителя наслаждались роскошью квартир с двумя спальнями с кухней и туалетом со смывом. Управляющий Мицубиси Хашима Коал Майн, между тем, жил только в частной резиденции – деревянной конструкции на острове – дом располагался символично на вершине настоящей скалы.

Полный размер.
Самыми запоминающимися чертами острова были полное отсутствие почвы и ратительности. Хашима, к тому же, был ничем иным, как обрамлением из угольного шлака, уложенного вокруг голой скалы. Киноматериал, снятый там компанией Шочику в 1949г был подходяще назван “Остров без растительности” ( Мидори Наки Шима).
Начало озеленительной компании в 1963 было символом впервые тяжело отвоеванного жителями глотка свободы. Используя почву с материка, они создали сады на крышах и наслаждались беспрецедентным удовольствием от выращенных самостоятельно овощей и цветов. Это было примерно в то же время, когда в квартирах острова начали повсеместно появляться электрические рисоварки, холодильники и телевизоры.

Полный размер.
Но оптимизм продлился не долго. Процветание Хашимы начало катиться по наклонной в конце 1960 х, когда японская экономика взмыла вверх и нефть заменила уголь в качестве опоры национальных энергетических программ. Угольные шахты по всей стране начали закрываться. Мицубиси проводили сокращения штата на Хашиме шаг за шагом, переучивая рабочих и отсылая их в другие филиалы своей расползающейся и быстро растущей производственной сети. 15 января 1974 г компания провела церемонию в гимнастическом комплексе острова и официально объявила о закрытии разработки.
Последующее массовое покидание обжитых территорий происходило с поразительной скоростью. Последний человек ступил на корабль до Нагасаки 20 апреля 1974 г., укрываясь зонтом от легкого дождя, мельком бросив скорбный взгляд назад на пустые жилые кварталы.

Полный размер.
Сейчас, необитаемый и забытый, Хашима охраняет вход в гавань Нагасаки, как странный мертвый маяк, привлекающий чуть больше внимания, чем визит уставших чаек и любопытные взгляды людей с проплывающих мимо кораблей. Но символизм трудно не заметить. Тесно сплетенное сообщество Хашимы было миниатюрной моделью японского социума и, подражая всему архипелагу, накрыло своей массой остров, разница лишь в отсутствии воды и растительности.
Запустелое состояние острова в настоящем — это урок современной Японии того, что происходит со страной, которая истощает свои собственные природные ресурсы и зависит целиком от торговли с другими странами. Обратив на это внимание, японское правительство поместило фотографии Хашимы на целом развороте национального периодического издания, чтобы призвать к сбережению энергии.

Полный размер.

Остров Хашима

Остров Хашима (Hashima Island) – покинутый людьми кусочек суши, что находится в Восточно-Китайском море, примерно в 15 км от города Нагасаки. В Японии остров получил прозвище «Гункандзима», переводящееся как «крейсер», потому что из-за построек он напоминает с моря военный корабль.

До начала XIX века он представлял из себя обычный обломок скалы, слегка поросший зеленью, на котором гнездились морские птицы и который иногда использовали в качестве временного прибежища лишь рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.

Остров заселили в 1810 году, когда на нём нашли месторождения угля. Изначально это были просто скала в море и остров размером в 1 км², который создали искусственно, когда копали шахты. К 30-м годам XX века Хашима стал серьёзным промышленным центром: кроме шахт, там появились военные заводы. В период с 1943 по 1945 год для принудительной работы на подводных угольных шахтах Mitsubishi Corporation сюда привозили китайцев и корейцев. Многие из них умерли от тяжелых условий труда.

Последующие 50 лет Хашима был самым густонселённым местом на планете: в 1959 году население острова насчитывало 5259 человек. Но ископаемые стали постепенно иссякать и с каждым годом шахт становилось всё меньше. К 1974 году люди полностью покинули рабочий городок и он остался одиноко стоять посреди неспокойной воды.

На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Эти меры были приняты для защиты Хашимы от чёрных копателей. Предметы из города-призрака пользовались спросом у богатых коллекционеров. Но ни депортация, ни недобрые слухи о неупокоенных душах погибших там работяг не останавливали сталкеров, хотевших разжиться своеобразными артефактами.

У охотников за трофеями были свои поверья. Одно из них гласило, что остров нужно покидать до наступления полночи, дабы не накликать беду. Некоторые смелые сталкеры пользовались покровом тьмы как защитой от посторонних глаз, и многие из них погибали или травмировались по весьма банальным, на первый взгляд, причинам. Но когда альпинист со стажем, пытавшийся влезть в окно заблокированного этажа одного из зданий, сорвался с крыши и разбился, не смотря на страховочный трос, то в приметы пребывающие здесь чёрные копатели стали верить более охотно.

В настоящий момент посещение заброшенного шахтерского городка разрешено, но доступ туристам открыт только к специально оборудованной для безопасного пребывания части острова из-за аварийного состояния большинства строений. Любой шаг в сторону от известного маршрута — шанс испытать свою удачу…

Хашима также оставил свой след и в киноиндустрии. В 2009 году в сериале «Жизнь после людей» остров был показан как пример того, что случится с городом, покинутом людьми 35 лет назад. А в 2011 году на нём снимались некоторые эпизоды из фильма «007: Координаты «Скайфолл»».

Больше фотографий этого места вы можете увидеть в нашей HD-галерее.

Видео – Заброшенный город-остров Хашима

Возможно вам будет интересно: Зона отчуждения — территория покинутая людьми.

> Загадочные места планеты <

Leave a Comment