Хоральная синагога

Фото и описание

Большая хоральная синагога расположена в Санкт-Петербурге и является памятником архитектуры государственного значения. Синагога на Лермонтовском проспекте — центр духовной жизни еврейской религиозной общины Северной столицы. Здесь евреи совершают религиозные обряды, отмечают праздники и просто общаются. Является второй в Европе по величине.

Еврейская община сыграла важную роль в развитии России и становлении Петербурга. Несмотря на то, что распоряжением Екатерины I евреям запрещалось жить как в Петербурге, так и в России вообще, они все же приезжали на непродолжительное время. Во времена правления Екатерины II некоторым евреям было разрешено в интересах Российского государства жить в Петербурге, но указ о запрете приезда евреев в столицу продолжал действовать.

После раздела Польши Россией был получены огромные территории, населенные белорусами, поляками, украинцами, литовцами и, в том числе, евреями. Поэтому в конце 18 в. евреи стали чаще появляться в Петербурге. В это же время начала свое формирование первая еврейская община в Санкт-Петербурге, крупный предприниматель Абрам Перетц был главным ее представителем.

В 19 веке в еврейскую общину Петербурга входило примерно 10 тыс. верующих. По всему городу у неё было расположено несколько маленьких молелен, но, чтобы в полной мере удовлетворить религиозные нужды верующих, этого было недостаточно. В связи с этим было решено начать строительство синагоги.

Место для строительства искали в течение десятилетия. 16 января 1879 г. еврейской общиной был приобретен дом и участок Ростовского А.А. на Большой Мастерской. Летом того же года был объявлен конкурс на проект строительства синагоги. Проект выполнили архитектор Л.И. Бахман и И.И. Шапошников при участии Н.Л. Бенуа и В.В. Стасова.

В мае 1883 г. Александр II утвердил эскизный проект будущей синагоги. А.А. Кауфман возглавил строительный комитет, а строительными работами руководил А.В. Малов с помощниками С.О. Клейном и Б.И. Гиршовичем. С 1884 г. строительство курировалось Н. Л. Бенуа, а С.С. Поляков был председателем Комитета. Основными спонсорами строительных работ стали первый председатель еврейской общины Петербурга, барон Гораций Гинцбург и известный меценат Поляков. В их честь в главном зале синагоги были устроены памятные места.

В октябре 1886 г. была освящена Малая синагога, до открытия Большого зала в ней разместили Временную синагогу. Строительство Большой синагоги завершилось в 1888 г., но отделочные работы продолжались еще около пяти лет. 8 декабря 1893 г. прошло торжественное освящение Большой синагоги.

Здание Большой хоральной синагоги выполнено в восточном, скорее мавританском стиле. Центр его украшен ризалитом и портал с парными колоннами в виде арки. Здание увенчано сферическим куполом. Вестибюль еврейского храма обладает оригинальной акустикой — шепотом сказанные слова слышны на расстоянии около 10м. В центре же вестибюля голос усиливается в несколько раз.

После открытия Большой хоральной синагоги в городе закрыли все молельни, что привело к определенным трудностям при отправлении обрядов, поскольку новое здание все же не могло вместить всех нуждающихся. В 1909 г.перед зданием синагоги установили ограждение из гранитных блоков вместо обветшавшего деревянного забора.

В 1929 г. по постановлению Ленсовета еврейская религиозная община была ликвидирована, а в январе 1930 г. синагога была закрыта. Однако, уже в июне 1930 г. после жалобы евреев во ВЦИК, синагогу вновь открыли.

Перед Олимпийскими играми 1980 г., которые проходили в том числе и в Ленинграде, Большая хоральная синагога вошла в основные экскурсионные объекты, поэтому были выделены средства на ее реконструкцию и ремонт.

Недавно фасаду синагоги был возвращен терракотово-красный первоначальный цвет. Главный зал еврейского храма украшает оригинальная люстра, она отреставрирована и вновь покрыта сусальным серебром. Первоначально она была газовой, но впоследствии ее переоборудовали в электрическую.

Для женщин здесь предназначена отдельная галерея, расположенная на втором этаже. Во время молитвы мужчины и женщины находятся раздельно, чтобы верующие не отвлекались от общения с Богом. Над женской галереей находится мужской хор.

>Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга

Формирование еврейской общины

Формирование еврейской общины с религиозным центром в Санкт-Петербурге шло очень медленно, ведь по указу Екатерины I евреям было запрещено проживать не только в столице, но и вообще в России. Но если речь шла об особо важных особах иудейского вероисповедания, то им разрешалось находиться в столице временно. Так, среди евреев, приезжавших в Петербург в это время, встречаются финансовые дельцы, купцы и врачи. В основном это были люди состоятельные, имевшие не только домочадцев, но и слуг. Поэтому почти в каждом доме, где жила еврейская семья, был миньян – 10 взрослых мужчин, необходимых для общественной молитвы. Таким образом, хотя в Петербурге не было официальных синагог или молитвенных домов, евреи устраивали молитвы дома.

Императрица Елизавета Петровна в 1742 году издала указ о «высылке всех жидов как из Великороссийских, так и Малороссийских городов, сел и деревень, с их имуществом».

Екатерина II была изрядным дипломатом и понимала, что евреи приносят пользу, поэтому, хотя официально евреям было запрещено посещать Петербург, в государственных интересах Екатерина разрешала некоторым из них проживать в столице.

После трех разделов Польши в конце XVIII века, когда к России отошли большие западные территории, населенные в том числе и евреями, последние стали чаще бывать в столице. Сюда, например, ехали, чтобы держать экзамен при Медицинской коллегии на звание врача.

Еврейская община начала формироваться лишь с конца 70-х XVIII в., вокруг семьи предпринимателя Абрама Перетца, поселившегося в доме генерал-полицмейстера Чичерина на Невском проспекте. Эту общину составляли еврейские депутаты и жили они легально.

В 1802 году в лютеранской части Волкова кладбища было заложено еврейское кладбище и заведена первая общинная книга, «пинкас». Спустя 20 лет в городе официально проживало около 370 евреев. Община, группировавшаяся вокруг Перетца, со временем распалась, новые еврейские общины появляются в конце 1820-х годов. Речь идет о солдатских общинах (с 1828 года евреев стали призывать в русскую армию). Закон разрешал солдатам-евреям, как, впрочем, и всем нижним чинам, проживание с женами и детьми. Впоследствии указами Александра II им было предоставлено право повсеместного проживания в империи, в том числе и в столице. Либеральное правление Александра II привело к резкому росту еврейского населения в столице. По данным переписей, на 1869 год в Санкт-Петербурге проживало 6624 еврея и 6745 носителей еврейского языка, в 1881 г. – 14 249 евреев и 16 826 носителей еврейского языка.

Правительство не хотело держать в армии раввинов, поэтому религиозные обряды отправляли солдаты-раввины. Они и стали первыми раввинами еврейских общин. Евреи, законно проживавшие в столице, получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов из других городов, теперь это были уже не только солдатские молельни.

Первым петербургским раввином с высшим светским образованием стал выпускник философского факультета Гендцбургского университета Абрам Исайя Нейман.

Строительство синагоги

1 сентября 1869 года император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен. Начался сбор средств на строительство: самое большое пожертвование сделал Евзель Гинцбург (70 тысяч рублей), по 25 тысяч внесли С. С. Поляков и И. А. Вавельберг, остальные взносы были меньше. Но все выбранные места для строительства синагоги, которые устраивали общину, по разным причинам не устраивали власти Петербурга. Только спустя почти 10 лет в 1879 году община приобрела участок А. А. Ростовского на Большой Мастерской улице, за 65 тысяч рублей.

В июле 1879 года был объявлен конкурс архитектурных проектов будущей синагоги, победил проект Бахмана и Шапошникова, но Александр II отказался его утверждать, приказав: «Переделать проект в более скромных размерах». Архитекторы бесплатно сделали новый вариант.

Наконец, 16 мая 1883 года Александр III утвердил эскизный проект синагоги. Куратором проекта стал председатель Петербургского общества архитекторов Николай Бенуа, вхожий в близкий круг императора, председателем Строительного комитета назначили донатора синагоги С. С. Полякова.

В 1888 году строительство завершилось, купол здания Большой синагоги был украшен орнаментом, но еще пять лет продолжалась отделка интерьеров, зал синагоги был рассчитан на 1200 мест. 8 декабря 1893 года Большую синагогу освятили, главы общины открыли серебряным ключом центральную дверь и внесли в зал 7 свитков Торы. На открытии раввин выразил надежду, что новый храм «станет началом храма будущего, храма всеобщей любви и мира на земле». Одновременно с открытием синагоги закрывались все старые молельни.

Отделка синагоги продолжалась и после освящения. Для Свадебного зала, названного Александровским в память Александра II, приобрели люстру, было проведено электричество, а в 1909 году был построен каменный забор и установлены хрустальные фонари.
После революции синагога продолжала работать, во многом благодаря деятельности еврейской общины, но 17 января 1930 года решением Президиума Леноблисполкома ее закрыли. Поводом для этого послужило обвинение в том, что синагога служит интересам еврейской аристократии и буржуазии, в то время как евреи-трудящиеся туда не ходят. Правда, после жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени факультета – ВЦИК – 1 июня 1930 года синагогу открыли. Однако за то время, что синагога была закрыта, из нее вывезли наиболее ценное имущество, в основном в пользу Антирелигиозного музея (открывшегося в Исаакиевском соборе), для отдела, посвященного иудаизму.

Но мысли о закрытии синагоги не оставляли правительство города, например, одно время ее хотели переоборудовать под театр юных зрителей. 6 марта 1941 года было составлено «Заключение о возможности использования здания Хоральной синагоги», в котором говорилось, что для театра помещение не подходит, а для демонстрации кинофильмов или для концертов – вполне. Закрытию Ленинградской хоральной синагоги помешала война.

Во время блокады двор синагоги был завален трупами евреев, которых хоронили в братских могилах на Еврейском Преображенском кладбище.

Синагога в послевоенное время

В 1950-е годы Гедалья Печерский, тогдашний староста синагоги, стал инициатором подачи петиций властям с просьбой о разрешении открыть курсы по изучению еврейской истории и иврита. Петиции были отклонены, а Печерский арестован и приговорён к 12 годам заключения. С началом очередной антисемитской и антирелигиозной кампании, в 1962 – 1964 годах было запрещено выпекать мацу, а также хоронить на Еврейском Преображенском кладбище.

После революции синагога капитально не ремонтировалась, но в преддверии Олимпийских игр в Москве и Ленинграде она попала в число основных экскурсионных объектов и в 1978 году были выделены средства на ее ремонт: в здании синагоги были положены дополнительные балки, и некоторые помещения были поделены на два этажа.

К концу 70-х часть активистов еврейского национального движения, ранее сосредоточенная лишь на политике и изучении культуры, обратилась к иудаизму.

К середине 80-х годов синагога стала центром возрождения религиозной жизни евреев в Ленинграде. В наши дни Большая хоральная синагога, которой более ста лет, вновь стала культурными общественным центром евреев, живущих в городе. При синагоге имеются два детских сада, две еврейские школы, школа-пансион для мальчиков и школа-пансион для девочек; их посещают в общей сложности около 500 детей. Ежедневно в двух благотворительных столовых бесплатно питаются более 300 человек.

Leave a Comment