Храм на капитолийском холме

Капитолийский храм

Запрос «Храм Юпитера (Рим)» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Капитолий. Модель капитолийского храма

Капитолийский хра́м, также называемый Капито́лием (лат. Aedes Iovis Optimi Maximi Capitolini, aedes Capitolina), был древнейшим храмом на одноимённом холме Капитолий.

В нём почиталась Капитолийская триада (Юпитер, Минерва и Юнона). По преданию, строительство храма началось при Тарквинии Приске, на месте святилища сабин. Храм был освящён в 509 году до н. э. и сохранился до VI века, однако не в первозданном виде — во время гражданских войн 80-х годов до н. э. храм сгорел и в начале 60-х годов до н. э. был отстроен заново под руководством Квинта Лутация Катула, получившего за это прозвище «Капитолийского».

Капитолийский храм был разделён на 3 целлы (придела), средняя посвящалась Юпитеру, где стояла его статуя. Юпитер, сидящий на троне из золота и слоновой кости, был одет в тунику, украшенную пальмовыми веточками (tunica palmata), и пурпурную тогу, вышитую золотом (toga picta, palmata). Целла справа была посвящена Минерве, а слева — Юноне, у каждого божества имелся свой алтарь. Крышу украшала терракотовая (позднее бронзовая) скульптура — Юпитер на квадриге.

Капитолийский храм являлся религиозным центром республиканского и имперского Рима, имел также большое значение в укреплении римского государства. В нём собирался сенат, приносили жертвы магистраты, там располагался архив. Храм являлся для римлян символом власти, силы и бессмертия Рима.

История архитектуры

Ну что ж, пора продолжить наше путешествие по Капитолию. Напомню, что основная мысль текста, начатого , состояла в проведении рискованных аналогий с остатками иерусалимского храма. Я ненавязчиво предполагаю, что сохранившиеся элементы фундамента капитолийского святилища Юпитера для всех, кто духовно чувствует своё римское происхождение, кто возводит себя к Риму как культурному и историческому центру, могут обладать тем же значением, что и «стена плача» для евреев. А так чувствовать и мыслить имеет основание практически каждый человек, которому дорога трехтысячелетняя европейская идентичность (или шире, индоевропейская).
Сейчас мы продолжим маршрут к фундаменту храма, после чего обратимся вновь к такому интереснейшему предмету, как юпитерианская теология.
Итак, некоторое время тому назад мы оказались на террасе palazzo Caffarelli, откуда спустились во внутренний двор, осмотрели места, где когда-то стоял главный храм Римской империи и даже увидели через стекло остатки его фундамента. Замечу, что террасу отличают не только прекрасные виды на памятники истории и культуры (вот, к примеру, на четвертом сверху фото в предыдущей части текста то самое, о чём в «Деяниях Августа» говорится: «Возле храма Аполлона, на земле, купленной большей частью на свои средства, я соорудил театр, который известен под именем моего зятя М. Марцелла» – мы видим здесь и колонны храма Аполлона и в значительной мере сохранившийся театр Марцелла) – но там также можно выпить кофе или прекрасного свежевыжатого апельсинового сока, позавтракать среди других посетителей – или же отдохнуть в отдалении на удобной каменной скамейке:

Но дальше наш путь лежит обратно на piazza Campidoglio, куда правильнее всего попасть, выйдя из подъезда palazzo и отправившись не направо – дорогой, которой мы сюда пришли – но налево, чтобы обогнуть palazzo Caffarelli и вершину Капитолийского холма против часовой стрелки и вступить на небольшую via del Tempio di Giove (улица храма Юпитера). Точное название улицы, по которой мы шествуем, чтобы туда выйти – via di Villa Caffarelli. Улица храма Юпитера ведёт на piazza Campidoglio. Совершив этот маршрут, можно пройти мимо такого легендарного пункта, как тарпейская скала, неоднократно поминаемая у античных авторов, – крутой склон холма, откуда в древнейшие времена сбрасывали вниз, в направлении к реке, приговоренных к смерти; когда вступаешь на via del Tempio di Giove, она остаётся по правую руку. И, вероятнее всего, где-то здесь же пролегала, в более позднюю эпоху, так называемая scalae Gemoniae, «лестница рыданий», по которой крючьями тащили прочь от холма к Тибру тела казнённых. Краткое введение в эту процедуру с интересными подробностями, относящееся ко времени подавления заговора Сеяна при Тиберии, находим у Тацита в VI книге «Анналов» или у Светония в биографии этого императора.
Пройдя этим полукругом по пути адских преданий, через эту своеобразную зону смерти, одолев мысленно отвлекающие преграды, мы готовы снова подняться на вершину холма, чтобы достичь конечной цели. Вспомнив по дороге рассказ Плутарха («Попликола, XIV) об эпизоде, случившемся в то время, как консул Гораций проводил освящение капитолийского храма в сентябре 509 г. до н. э.:
«В сентябрьские иды, как раз соответствующие полнолунию в аттическом месяце метагитнионе, все собрались в Капитолии. Гораций в глубоком молчании совершил все остальные обряды и, держась по обычаю, рукой за дверь храма, хотел произнести установленные при его освящении молитвы, как вдруг брат Попликолы, Марк, долго стоявший в дверях, ожидая этой минуты, крикнул: «Консул, твой сын заболел и умер в лагере!» Эти слова произвели неприятное впечатление на всех, кто их слышал. Но Гораций нисколько не смутился. Он сказал только: «Бросьте труп, куда хотите — горе чуждо для меня!» — и продолжал совершать освящение. Известие было ложно — Марк выдумал его для того, чтобы не дать Горацию совершить освящение». (Мотив – конкуренция среди римской знати за право совершить священный обряд.)
Вернувшись на площадь, в центре которой возвышается копия конной статуи Марка Аврелия, покупаем билеты в Капитолийские музеи. В сравнении с Ватиканскими музеями попасть в них гораздо легче.
Решительно, Марк Аврелий вызвался быть нашим гидом на пути к основанию. Двигаясь по ходу экспозиции, давайте обратим внимание вот на этот барельеф, украшающий (насколько помню) стену площадки перед входом на один из этажей. В 2012 г. изменившиеся правила музея не дали мне его в очередной раз сфотографировать, а вот в 2007 г. ничто не мешало это сделать, правда качеством хвастаться не буду:

А ведь это не кто иной, как император Марк, совершающий, совместно с членами семьи, жертвоприношение… Где? Вот что самое важное. Император с семейством изображен на фоне, вне всяких сомнений, храма Юпитера. Отличительный признак, мешающий допустить ошибку – квадрига на фронтоне. Профессиональное фото барельефа позволяет лучше рассмотреть детали:

Однако, видимо, изображение достаточно условное. Оно не соответствует ни планам, восстановленным благодаря археологическим данным, ни облику сооружения, приводившего современников в трепет (вспомним из предыдущей части текста восхищение императора Констанция, который впервые в жизни поднялся на Капитолий в 357 г.).
Мы должны представлять, как выглядело здание с учетом того обстоятельства, что двери и крыша были покрыты золотом, вход во внутренние помещения (целлы), где на золотом троне находилась статуя Юпитера в одежде триумфатора и короне (которую во время триумфальной процессии держали над головой победоносного полководца), прикрывал с фасада тройной ряд колонн, согласно следующей реконструкции:

Ну, и уж если говорить о колоннах, нужно взглянуть на фото из архибазилики San Giovanni in Laterano – по статусу главного храма католической церкви, кафедрального собора Рима и места служения римского епископа (снова извиняюсь по поводу качества). Говорят, это колонны, когда-то позаимствованные из храма Юпитера.

Концентрация легендарных шедевров в экспозиции Капитолийских музеев возрастает по мере приближения к истокам. Лучшее сосредоточено подле стены храма, подобно тому как в Ватиканских музеях все дороги ведут в Сикстинскую капеллу. Перемещаясь к цели в недрах palazzo Conservatori, мы уже совсем рядом и видим… Никак нельзя не подойти и не засвидетельствовать почтение:

Узнаёте?

Бюст, который мы привыкли видеть, кажется, в любом учебнике или книге по римской истории и культуре. Брут Капитолийский. Вот такие основывают республики. Есть смысл у него кое-чему поучиться. Похож на представителей «нетрадиционно-креативного меньшинства»? Нет. Поучительно.
Ну и, наконец:

Ближний круг. Нас опять встречает Марк Аврелий, чтобы на этот раз представить своим лучшим друзьям:

Пришли.

Стена радости.

Макет удачно демонстрирует соотношение целого и сохранившейся части:

Расположение храма на холме с учетом современного состояния объектов и вид Капитолия в древние времена:

Очень интересно, что там, за этой дверью.

Экскурс в юпитерианскую теологию следует.

Капитолийский холм в Риме – наименьший по площади и высоте из семи холмов Рима (46 метров над уровнем моря). Капитолий – это самый главный холм Рима, где в античные времена были построены храмы Минервы и Юпитера.

Капитолийский холм в Риме.

Подняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам. Центральная лестница с бордюром (Кордоната) работы Микеланджело Буонаротти – более широкая и пологая. Ее основание охраняют две скульптуры древнеегипетских львов из мрамора. Центральная лестница украшена Трофеями Марио, статуями Константина и Константина II, двумя вестовыми столбами с Апиевой Дороги. Вершину лестницы венчают две статуи Диоскуров (близнецов Поллукса и Кастора) в окружении лошадей, привезенные из театра Помпея при раскопках 16 века. Слева находится лестница, которая взвивается на 122 ступени к собору Санта-Мария-ин-Арачеле. Справа от проезжей дороги на холм ведет неприметная лестница.

Базилика Санта-Мария-Ин-Арачеле на вершине Капитолийского холма.

Базилика Санта-Мария-Ин-Арачеле на вершине Капитолийского холма – самый почитаемый храм в Риме. Раньше на этом месте располагался «Алтарь Первенца Господнего» и античный храм Юноны Монеты, в котором печатали денарии (римские деньги). С тех пор в обиход вошло название «монета» (мелкие деньги из сплава). Императору Августу здесь было видение «рождение Сына Божьего».

Волчица — символ Рима. Напротив стела с копией Волчицы из бронзы.

Главная площадь Капитолия, ограниченная дворцом Сенаторов, дворцом Хранителей и Новым дворцом, свой вид обрела к 1536 году благодаря проекту Микеланджело Буонаротти. Этот проект был выполнен по распоряжению Папы Павла III и приурочен к визиту короля Карла V (от эскизов и чертежей до дизайна и расположения фасадов зданий, а также рисунка на мостовой площади). Работы по уникальному звездообразному мощению Капитолийской площади были осуществлены только в 1940 году. Сегодня архитектурный ансамбль Капитолия – это место Римского муниципалитета. Стела с копией бронзового памятника легендарной «Волчице» (символ Рима), перенесенного сюда из Латерана, и фонтан украшают Капитолийскую площадь у дворца Сенаторов. Здесь находится самая шикарная смотровая площадка на красоты Рима и Форум. Бронзовая статуя императора Марка Аврелия, занимающая центр площади (копия) – это единственная конная статуя Рима, дошедшая до потомков с античных времен (II век н.э.).

Бронзовая статуя императора Марка Аврелия на площади Капитолия в Риме.

Центральное место на площади занимает Дворец Сенаторов с двух маршевой лестницей. Статуя «Ликующий Рим» с шаром в руке (символ господства Рима) находится в нише под лестницей, спроектированной также Микеланджело, а две статуи по бокам – это олицетворение рек Тибра и Нила.

Дворец Сенаторов с двух маршевой лестницей, фонтан и статуи.

Достопримечательности дворца Сенаторов:

  • Зал Городской Управы;
  • Зал Советов;
  • Зал Флагов;
  • Капитолийская коллекция бюстов знаменитостей – протомотека (1950 год).

Новый Дворец – это Капитолийский музей, в котором хранятся оригинал мраморной конной статуи Марка Аврелия и памятники античного искусства «Раненая амазонка», «Умирающий галл», «Статуя Сатира с виноградной гроздью». Достопримечательностями Нового дворца являются Залы Философов и Императорский Зал, украшенный 65 бюстами императоров Рима.

Дворец Хранителей – это музей. Главная жемчужина музея — бронзовая скульптура «римской Волчицы», вскормившей Рема и Ромула (подлинник, V век до н.э.). Картинная галерея дворца Хранителей восхищает посетителей шедеврами Веласкеса, Караваджо, Тициана, Рубенса.

Улица Сан-Пьетро-Ин-Карчеле – улица античностей Рима, ведущая к Форуму Цезаря. Форум Цезаря – первый из пяти Императорских форумов Рима (54-46 гг.н.э.). Форум Цезаря сегодня – это прямоугольный участок, который с трех сторон окружен арочной галереей. Развалины храма Венеры – Прародительницы (3 колонны с балкой) – главная достопримечательность Форума Цезаря.

История и древние храмы Капитолия

В Риме множество красивейших и уникальных мест: соборы, памятники известным личностям, фонтаны и дворцы. Наиболее впечатляет Капитолийский холм, его исторические и культурные ценности никого не оставляют равнодушным. По легенде, 2,5 тысячи лет назад Ромул (один из братьев-основателей Рима), стоя на вершине холма, увидел парящих в небе орлов. Рядом с этим местом он и решил основать город. Историки не пришли к единому мнению о происхождении названия холмов. Существует две версии, по одной он носит имя Юпитера Капитолийского, чей храм стоял еще задолго до появления Ромула. Здесь находилось святилище племен сабинян, они воздвигли храм Юпитеру и молились ему, принося жертвы.

Вторая версия от слова «капут» (в переводе означает голова), так как на холме был расположен Сенат, где заседали самые именитые и знатные сановники того времени. В древности на Капитолийском холме был построен храм Юпитеру, Юноне и Минерве, на площади всегда было много народу, здесь собирался Сенат, решались важные вопросы, проходили суды. До сих пор сохранилось здание Мамертинской тюрьмы, которое также стоит на холме. Ему уже более 2700 лет. По одним сведениям, дата строительства относится к VI, по другим она построена в IY веке до н.э. Первоначально это было двухуровневое сооружение, в его подземелье томились в ожидании исполнения приговора и важные сановники, и самые обычные горожане.

По легенде, в этой тюрьме находились перед казнью апостолы Петр и Павел. Когда в XYI тюрьма перестала функционировать, в подземелье был установлен алтарь, и сюда до сих пор идут поклониться паломники. Впоследствии над подземельем возвели церковь Иосифа Плотника. В давние времена на территории Капитолия располагались улицы с торговыми лавочками и магазинами, где ремесленники продавали свою продукцию. Некоторые сохранились до сих пор, например, Серебряная, где, согласно названию, продавались изделия из серебра.

У подножия Храма Аричели находятся древние строения — инсулы, по сути, это многоквартирное общежитие, по образу которых стали обустраиваться современные отели и гостиницы. Первые многоэтажные дома появились еще в III столетии до н.э., а массовое строительство «коммуналок» в Риме началось в I веке. Инсулы сдавались внаем, причем чем ниже этаж, тем дороже была плата за проживание и тем более состоятельные люди в нем селились. На первых этажах были даже канализация и водопровод. Дома близко располагались друг к другу, поэтому часто целые кварталы уничтожались пожарами. Они быстро разрушались, так как строились с нарушениями правил, приходили в упадок, но стоили такие «апартаменты» недешево.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Античные постройки требовали реставрации, эти работы поручил провести знаменитому скульптору и архитектору Микеланджело Папа Римский Павел III. Микеланджело (годы жизни: 6 марта 1475 — 18 февраля 1564) проектировал много зданий, в том числе Собор Святого Петра в Риме. С конца тридцатых годов он приступил к переоборудованию Капитолийской площади. К сожалению, Микеланджело умер, не успев завершить строительство, это сделали его ученики и последователи.

Площадь Капитолия считается уникальный по красоте и гармоничности — в ее центральной части площади расположился Дворец Сенаторов. С одной стороны от него воздвигнут Дворец Палаццо Нуово, с другой — Дворец Консерваторов, они построены по одному проекту, поэтому совершенно одинаковы. В них теперь расположены музеи, где представлены полотна старых мастеров, одежда разных эпох, посуда, монеты и статуэтки.

В центре площади установлена скульптура императора Марка Аврелия, императора и философа. Это копия античной статуи. С одной стороны площади можно спуститься вниз по старинной лестнице, которая украшена статуями египетских львов и скульптурами мраморных близнецов — Поллукса и Кастора. Они были обнаружены в Помпеях и перевезены в столицу Италии в XYI столетии. Внизу установлены статуи Константина и Константина II, скульптуры с античного фонтана и верстовые столбы с Аллиевой дороги.

Дворец консерваторов

Первое строение дворца Консерваторов было возведено при понтифике Николае Y во второй четверти XY века. В дословном переводе слово означает «Дворец хранителей». В этом помещении заседали сенаторы, магистры и судьи, которых называли консерваторами, что и дало название зданию. В руках этих людей была сосредоточена вся власть. Но со временем увеличивалась папская власть и значимость городской значительно снизилась, казна истощалась, что приводило к запустению и обветшанию строения. В середине XYI века дворец, как и весь архитектурный ансамбль площади, был реконструирован Микеланджело.

Сейчас в здании расположены музеи, первые экспонаты принадлежали Папе Сиксту IY, он в 1471 году передал в дар античные скульптуры, сделанные из бронзы, в том числе скульптуру легендарной «Капитолийской волчицы», по преданию, вскормившей Рэма и Ромула. В центральном зале, богато расписанном фресками, экспонируются мраморные древнеримские бюсты. На втором этаже расположена галерея (Пинакотека). В ней представлены работы Караваджо, Ван Дейка, Тинторетто и других известных художников. В зале Кастелланы экспонируются старинные предметы греков и этруссков, а также ювелирные украшения.

Базилика Санта Мария-ин-Арачели

Церковь Святой Девы Марии основана в XIII столетии. Капитолий — это холм с двумя невысокими вершинами, на меньшей из которых и построена церковь. По древним преданиям, на этой вершине был воздвигнут храм Юпитеру, его жене и дочери Минерве — Богине мудрости. Затем у нее появился свой дворец — храм Юноны-Монеты, именно на этом месте и была впоследствии воздвигнута церковь Девы Марии.

Точных сведений о первых строениях у историков нет. Они опираются на средневековые легенды, которые говорят: когда правил император Август, в его честь сенаторы решили возвести церковь. Император захотел спросить у богов, стоит ли это делать и пошел на холм, желая принести им в жертву голубей.

По дороге ему повстречалась сивилла, прорицательница. Она воскликнула, что видит рождение Бога, в скором времени только ему будут молиться. Император установил Жертвенник Небесный там, где волшебнице пришло видение. Потом здесь возникла церковь Санта Мария-ин-Арачели, первое документальное упоминание о ней относится к первой четверти XIY века. В VI веке построен греческий монастырь, затем в IX столетии бенедиктинцы возвели католический храм. В XIII столетии он перешел к ордену францисканцев, они провели значительную перестройку здания. В эпоху средневековья здесь не только молились, но устраивались собрания народа — провозглашали законы, решали хозяйственные вопросы.

В 1347 году власть в Риме взял Кола ди Риенцо, политический деятель, он приказал построить грандиозную лестницу, которая вела от основания холма до входа церковь. В 1464 году базилику реставрировали еще раз, в середине XYI века к ней пристроили ризницу и колокольню, в 1565 году возвели хоры, а в 1575 году был сделан прекрасный резной потолок в честь победы итальянского флота над турецким. В наше время собор открыт для верующих и туристов, желающих полюбоваться прекрасным внутренним оформлением базилики.

Капитолийский холм на карте

Капитолийский холм в Риме – один среди 7-и священных холмов, где был основан Древний Рим и откуда взяла исток его история. Тут приносились молитвы античным богам, утверждались законы, возводились замки патриции и трудились мастера Возрождения. Чтобы посмотреть Капитолийский холм в Риме и коснуться его 1000-й истории ежегодно съезжаются в Рим сотни тысяч путешественников с целого света.

…Историю свою Капитолийский холм в Риме начал именно с того мига, когда близнецы Ромул и Рем были найдены волчицей, которая сжалившись над малышами, вскормила их своим молоком.

Капитолийская волчица

Может в память о своем спасении либо по другой причине, однако как раз данное место избрал Ромул для возведения нового города, дав ему имя Рим.

В начале 5-го столетия до нашей эры на данном месте был построен Капитолийский храм. Он был построен во славу древнеримских богов – Юпитера, Минервы и Юноны. Тут сходился сенат, осуществлялись жертвоприношения и создавались законы. Храм являлся для римлян не только центром религии, но олицетворением силы и власти, символом могущества Римской Республики, а позднее Империи.

Крах империи обусловил деградацию и опустошение Капитолийского храма. На античных развалинах строились прочие сооружения, а в определенные времена Капитолийский холм в Риме служил всего лишь местом для выпаса коз.

Капитолийский холм в Риме возвратил себе прежнее величие благодаря решению Папы Римского Павла III (1534 – 1549) – большого ценителя искусства и науки. При нем Микеланджело приступил к постройке Собора Святого Петра в Ватикане, рисовал «Страшный суд» в Сикстинской капелле, а в 1537 году, по распоряжению понтифика, взялся за реконструкцию зданий и переустройство Капитолийской Площади.

И пусть кончина мастера (1564 год) не предоставила возможности завершить замысел (восстановление окончили ученики), ансамбль Капитолийской площади, сотворенный Микеланджело, – наиболее цельный и гармоничный среди всех площадей Рима.

Капитолийский холм в Риме: Капитолийская площадь

В центре трапециевидной площади – конное изваяние императора Марка Аврелия, дивом уцелевшее с античного периода. А по трем ее сторонам расположились: Дворец Сенаторов (тут сейчас городская мэрия), Дворец Консерваторов и его брат-близнец Палаццо Нуово, построенный в 17 столетии. В обоих строениях находятся Капитолийские музеи, где можно посмотреть на легендарные полотна художников, античные скульптуры, фарфор, монеты, старинные костюмы, статую Капитолийской волчицы и прочее.

С четвертой – открытой стороны площади – можно сойти к жилым кварталам по легендарной лестнице Кордоната. В нижней части, у основания, ее «сторожат» мраморные изваяния египетских львов, а вверху поставлены статуи братьев-близнецов Кастора и Поллукса, обнаруженные при раскопках в Помпеях в 1583 году. За Диоскурами вдоль балюстрады находятся еще ряд статуй: императора Константина, его сына Константина II, верстовые столбы с Аппиевой дороги и изваяния с античного фонтана «Трофеи Марио».

Капитолийский холм в Риме: Трофеи Марио

Капитолийский холм в Риме: Инсула и Мамертинская тюрьма

И учитывая, что от античных сооружений на Капитолии мало что дошло до настоящего времени, по своей исторической значимости эти две постройки могут дать фору десятку других. И одно среди них – древнеримская инсула – многоэтажное здание, квартиры в котором отдавали в аренду.

Развалины подобной инсулы (II нашей эры) есть перед подъемом на Капитолийский холм в Риме, с левой стороны от лестницы, приводящей к базилике Санта Мария ин Арачели. Из гипотетических 5-и этажей отлично сохранились 4-е, однако и по ним можно предположить, какой вид имело строение в прошлом. Как уверяют источники, первые этажи как правило были заняты лавками ремесленников и мастерскими. Квартиры на 2-м этаже с туалетом и, крайне нечасто, водопроводом, могли дозволить себе лишь обеспеченные граждане. А на верхних этажах, лишенных удобств, селились бедняки. На любой этаж приводила своя лестница, каменная либо деревянная.

Инсула

Мамертинская тюрьма – наиболее античная достопримечательность Капитолия, построенная по различным источникам либо в 6-м, либо в 4-м веках до нашей эры. В 2-й подземной постройке ожидали казни и государственные деятели и простые преступники.

Согласно притче, как раз тут прожили свои последние дни апостолы Петр и Павел, во славу которых в подземелье поставили небольшой алтарь с фресками святых. После ликвидации темницы (конец 4-го столетия) туда, преклониться перед святыми, стали отправляться многие паломники, а в 16-м столетии над прежним узилищем была возведена церковь Святого Иосифа Плотника.

Любой желающий может отправится туда и преклонить колена перед ликами святых, вход в подземелья прежней темницы, а сейчас музея, совершенно безвозмездный.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Мамертинскую тюрьму, покупаем билеты заранее через Интернет .

Мамертинская тюрьма

Адрес: Via Clivo Argentario 1. Доехать возможно на метро, сойти на станции Colosseo.
Часы работы: каждый день с 9.00 до 18.30. Краткий перерыв с 12.30 до 14.00.

Базилика Девы Марии (Santa Maria in Aracoeli)

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте древнего храма Юноны Монеты, что переводится с латыни как «советница». К слову, римские денежные знаки именовали по имени богини – монетами – и чеканили на территории храма. Как раз оттуда берут свой исток знаменитые каждому слова: «монета» и «money».

Santa Maria in Aracoeli

Легенда про то, как гуси спасли Рим, тоже имеет связь с храмом Юноны. Данная птица, почитавшаяся в храме священной, среди ночи, учуяв «чужих», гоготом подняла на ноги охрану, а та, соответственно, оградила Рим от наступления галлов.

Капитолийский холм в Риме содержит на себе Базилику Девы Марии тоже обладающую собственной легендой, которая прослеживается в ее имени. Согласно притче, императору Октавиану Августу приснился пророческий сон – святая дева с сыном Бога на руках. Видение так поразило императора, что он надумал на вершине холма соорудить жертвенник, наименовав его «Aracoeli» (Алтарь небес). Обнаруженные артефакты и надписи своим наличием по факту являются подтверждением данной легенды. А алтарь, сооруженный в честь Иисуса еще до его появления на свет, из всех христианских алтарей признается наиболее древним.

Сейчас в базилике сохраняются мощи Святой Елены и чудотворная икона Мадонны Арачели (10-е столетие), усыпальницы знаменитых римских семей с надгробиями, исполненными известными мастерами Эпохи Возрождения.

Капитолийский холм в Риме: билеты

Билеты на Капитолийский холм в Риме – в музеи комбинированные, в них соединены сразу ряд экспозиций. Расценки на один билет – 15 €, однако за один день детально посмотреть сразу все невозможно.

Тому, кто намерен отдать посещению музеев (Капитолийский холм в Риме) несколько дней, экономичнее сразу купить «Карту Капитолия» за 16 €. Она предоставляет право на визит во все экспозиции в Капитолийских музеях на протяжении недели.

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.

Leave a Comment