Храм на варшавке

Церковь Воскресения Христова (Санкт-Петербург)

Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости.
Телефон/факс: +7 (812) 316-00-49.
Телефон: +7 (812) 316-00-93, 316-10-44.
e-mail: hram-varshavka@yandex.ru
Сайт: hram-varshavka.ru
Страница на сайте «Глобус Митрополии»: globus.aquaviva.ru/khram-voskreseniya-khristova-u-varsh…
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00.
www.hram-varshavka.ru
Церковь Воскресения Христова на набережной Обводного канала была построена в 1904-1908 годах для Всероссийского Александра Невского общества трезвости. Средства на строительство жертвовали члены этого общества. Существует и другое мнение, средства собирались в виде налогов с питейных заведений: одна копейка с каждой тысячи налога. Поэтому церковь прозвали «Копеечной». Из-за близости со зданием Варшавского вокзала храм также называли «Варшавка».
Такой храм на берегу Обводного канала оказался не случаен. В XIX веке после прорытия водной магистрали здесь сложился крупный промышленный район. Из-за тяжёлых условий труда и в целом беспросветной жизни у рабочих главными развлечениями стали кулачные бои и пьянство. Видя это, члены Всероссийского Александро-Невского общества трезвости озаботились постройкой храма, дабы отвлечь рабочих от пьянства.
Архитекторами церкви Воскресения Христова стали Герман Давидович Гримм, Густав Густавович фон Голи и Андрей Леонтьевич Гунн. Ими был создан храм, в котором могут поместиться до 4000 человек. Рассказывают, что облик колокольни именно благодаря просьбам прихожан был устроен в форме бутылки. Так церковь получила ещё одно название — «Церковь с бутылочкой». Внутреннее пространство храма не делится на нефы с колоннами, являет собой единое пространство. Купол поддерживается железобетонными сводами.
Каждый год церковь посещало около миллиона верующих.
Западный фасад храма украшает образ «Воскресение Христово», написанный в 1909 году художником С. Т. Шелковым. Наружная роспись была завершена к 1914 году. Внутреннее убранство церкви Воскресения Христова никогда не отличалось изысканностью. Но здесь хранилось большое собрание живописи и икон. Главная святыня храма — икона «Неупиваемая чаша». Именно ей молились прихожане, чтобы избавиться от пристрастия к алкоголю. Кроме того, здесь хранилась икона «Воскресение Христа» подаренная обществу трезвости Патриархом Иерусалимским Дамианом.
При церкви было построено две часовни: у входа со стороны Обводного канала и у здания Варшавского вокзала. За храмом находилась церковно-приходская школа и библиотека.
В 1930 году церковь Воскресения Христова была закрыта. В советское время здание использовалось как склад. Но даже у стен закрытого «Храма всех трезвенников» продолжали молиться.
walkspb.ru/zd/voskr_hr_ts.html
Церковь возведена в 1904-1908 гг.обществом распространения религиозно-нравственного просвещения по проекту арх. Г. Д. Гримма при участии арх. Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна.
Первая деревянная церковь появилась здесь в 1894 г. Церковь не строили, а перенесли старую с Николаевской улицы.
В начале 1900-х гг. Общество стало собирать средства на постройку каменной церкви, которая была заложена в в 1904 г. по проекту арх. Г. Д. Гримма при участии Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна .
Храм сочетает черты модерна и русской архитектуры.
Бесстолпный храм с большим световым барабаном и сферическим куполом.
Углы церкви завершены башенками. Рядом шатровая колокольня.
Интерьеры расписаны в 1914-1916 гг. художником В. Т. Перминовым по картонам мозаик храма «Спаса на крови».
С 1914 г. храм принадлежал Александро-Невскому братству трезвости.
www.citywalls.ru/house1811.html
Эту церковь с высокой колокольней над входом, стоящую у самого Варшавского вокзала, рабочие, которые населяли район, ласково называли „Варшавкой“. В год ее посещали более миллиона человек. Здесь 19 декабря, в день св. Вонифатия – покровителя трезвенников, происходили торжественные архиерейские богослужения, отсюда, на третий день Пасхи, трезвенники в крестном ходе шли молиться в лавру, к раке благ. кн. Александра Невского, в конце июня – в пустынь, к прп. Сергию, а в конце августа – к Казанскому собору.
А ведь церковь не была древней и прославленной святынями. Она была заложена 14 августа 1894 в память бракосочетания Их Величеств, с крестным ходом, в котором участвовали самые чтимые столичные иконы. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения построило тогда не новый деревянный храм, а перенесло старый с Николаевской улицы (см. церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ Общества распространения религиозно-нравственного просвещения), который под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых был быстро собран и освящен 4 декабря архиепископом Финляндским Антонием.
В 1896–1897 вышеназванное Общество по проекту Г. Г. фон Голи возвело рядом трехэтажный дом для школы и библиотеки-читальни. 3 августа 1898 настал знаменательный день – по инициативе о. Александра Васильевича Рождественского, второго священника, было открыто Александро-Невское общество трезвости, которое ставило задачей развивать „не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христианско-органическое начало жизни“. В него в столице входило более 70 тыс. членов и религиозно-просветительный союз; отделения с собственными храмами работали по всей стране.
Трезвенники издавали три журнала, сотни тысяч книг, брошюр, воззваний и листовок, вели поучения и беседы в залах и проповеднических пунктах. В 1914 Общество стало Всероссийским братством и получило храм во временное пользование. Трезвенники не довольствовались деревянной церковью и стали собирать средства на постройку каменной – 25 тыс. руб. дал для этой цели Император. Здание заложили 25 июля 1904 по проекту акад. Г. Д. Гримма при участии Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна, и уже к концу следующего года оно было вчерне готово. 11 мая 1906 на шатровую колокольню высотой в 60 м подняли 1000-пудовый колокол, названный „Отец Александр“ в память об умершем основателе Общества. Бесстолпный храм на 4000 человек с большим сферическим куполом и сводом из железобетона был очень просторным и светлым, удачно сочетая черты модерна и традиционной русской архитектуры. Его фасады облицованы декоративным кирпичом, карнизы, оконные наличники и шатер отделаны песчаником.
Украшение церкви несколько затянулась. Наконец, 14 декабря 1908, при пении народного хора, митрополит Антоний освятил главный придел. Через неделю был освящен правый – свт. Николая, а левый – благ. кн. Александра Невского, похоже, так и остался неосвященным, хотя в нем позднее были поставлены иконостас и престол. Образа для главного иконостаса, сделанного по проекту А. Л. Гуна, написали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи; большой наружный образ „Воскресение Христово“ исполнил в 1909 художник С. Т. Шелков. В 1913–1914 была закончена наружная отделка церкви, и проф. В. Т. Перминов начал внутри роспись маслом, длившуюся два года, по картонам, с которых делались мозаики для „Спаса на крови“.
Среди святынь храма следует назвать прежде всего образ „Воскресения Христова“, пожертвованный Патриархом Иерусалимским Дамианом. В нем имелась частица Живоносного Гроба. Другой образ Воскресения был написан на доске мамрийского дуба и подарен Русской Духовной миссией в Иерусалиме. Почитанием пользовались также икона Божией Матери „Неупиваемая чаша“, перед которой пьяницы давали свои обеты, и прп. Серафима Саровского, привезенная из Сарова.
У храма были две часовни: одна – при входе с канала, другая – у главного фасада Варшавского вокзала. Вначале, в память выздоровления Императора, Общество веры и милосердия в 1901 освятило на этом месте гранитный киот с иконой И. А. Коркина „Спаситель, протягивающий руку утопающему апостолу Петру“, а в следующем году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева был сделан железный футляр в виде часовни.
В 1904 на месте убийства министра Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой прп. Серафима Саровского.
Кроме упомянутых многотысячных крестных ходов трезвенников, летом проходили два местных: в Успение – к железнодорожным мастерским, 20 августа – на соседний трубопрокатный завод.
В доме при церкви размещались приходская и воскресная школы, библиотека-читальня, книжный магазин и склад; работали два любительских хора из рабочих и миссионерские курсы. Настоятелем с года освящения служил прот. Петр Алексеевич Миртов, известный церковный публицист и редактор журналов братства.
23 января 1920 в притворе был освящен придел для служб зимой. В октябре 1930 церковь, ставшая обновленческой, закрыта. Часовня у вокзала в 1925 снесена, и на ее месте водружен в 1949 памятник Ленину.
В храме был размещены службы трамвайного парка.
Летом 1989 храм возвращен верующим; в Пасху 1990 в нем состоялась первая служба. 2 апреля 1991 на купол поднят крест. Через год, 20 июня 1992, в храме отпевали известного ученого Л. Н. Гумилева.

Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала

У этого термина существуют и другие значения, см. Воскресенская церковь (Санкт-Петербург).

Православная церковь

Церковь Воскресения Христова


Весна 2008 года

59°54′29″ с. ш. 30°18′35″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 116

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Тип здания

Церковь

Архитектурный стиль

Псевдорусский стиль

Автор проекта

Г. Д. Гримм при участии архитекторов Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна

Основатель

Александро-Невское братство трезвости

Первое упоминание

14 августа 1894 года

Строительство

25 июля 1904 — 1905 годы, освящён 14 декабря 1908 года

Приделы

Главный — Воскресения Господня; северный — святого благоверного великого князя Александра Невского; южный — святителя Николая Чудотворца.

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510359150006 (ЕГРОКН). Объект № 7810087000 (БД Викигида)

Состояние

Восстанавливается

Сайт

Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала на Викискладе

Це́рковь Воскресе́ния Христо́ва у Варша́вского вокза́ла (Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости) — действующая церковь в Санкт-Петербурге. Находится на набережной Обводного канала, рядом с Варшавским вокзалом.

Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель — архимандрит Исидор (Минаев).

История

Первый храм

Первая церковь была заложена на этом месте 14 августа 1894 года в «память бракосочетания Их Величеств» Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения. Этот временный храм был перенесённой деревянной церковью с Николаевской улицы и собран под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых. Он был освящён 4 декабря 1894 года.

В 1896—1897 годах рядом было возведено трёхэтажное здание, в котором разместилась школа и библиотека-читальня (архитектор Г. Г. фон Голи).

В октябре 1897 года вторым священником к церкви был определен окончивший в тот год Санкт-Петербургскую духовную Академию Александр Рождественский. 30 августа 1898 года о. Александр открыл при храме Александро-Невское общество трезвости, вскоре ставшее многочисленным, создавшим в столице несколько отделений (в 1914 году преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости).

Современный храм

Строительство

С основанием Общества начался сбор денег на строительство новой, каменной церкви. Постройка храма стала делом жизни известного петербургского жертвователя на строительство церквей Дмитрия Лаврентьевича Парфёнова. Храм строился под руководством строительной комиссии, возглавляемой им и «Общества религиозно-нравственного просвещения». Работа шла в условиях войны и государственной смуты с чрезвычайными трудностями. Однако строительство удалось завершить в срок. Поражённый успехом Парфёнова Государь пожаловал купца Парфёнова, минуя промежуточные чины, званием генерала.

Новое здание, строившееся по проекту академика архитектуры Г. Д. Гримма при участии архитекторов Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна было заложено 25 июля 1904 года и через год практически закончено. Оно было облицовано декоративным кирпичом и отделано песчаником. Помещение церкви вмещало до 4000 человек.

11 мая 1906 года на шатровую колокольню высотой в 60 метров подняли 1000-пудовый колокол, названный «Отец Александр» в память о безвременно скончавшемся 5 июля 1905 года основателе Общества — священнике Александре Васильевиче Рождественском.

Главный придел был освящён 14 декабря 1908 года. Через неделю был освящён правый — святителя Николая, а левый — благоверного князя Александра Невского, вероятно, не был освящён, хотя в нём позднее были поставлены иконостас и престол.

Главный иконостас был создан по проекту А. Л. Гуна, а образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи. Наружную икону «Воскресение Христово» написал художник С. Т. Шелков в 1909 году.

В 1913—1914 годах наружная отделка церкви была закончена. В следующие два года создавалась внутренняя масляная роспись (художник — профессор В. Т. Перминов). Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.

Советский период

В августе 1922—феврале 1923 года храм примкнул к Петроградской автокефалии, с 1923 года перешёл в Обновленческую церковь.

В 1930 году церковь Воскресения Христова была закрыта.

В храме были размещены службы трамвайного парка.

Восстановление

Летом 1989 года церковь была возвращена верующим, и на Пасху 1990 года состоялось первое богослужение.

20 июня 1992 года в церкви отпевали Л. Н. Гумилёва.

Колокольня, внутреннее убранство, купола храма еще полностью не восстановлены. 20 декабря 2008 года установлен новый крест на главном куполе.

Проведен ремонт купола. Сделан иконостас (в соответствии с историческим первообразом и учетом архитектурных особенностей здания, архитектора В. Антипина). Затем будет продолжена расчистка росписей и отделка интерьеров.

В 2013 году в честь 400-летия дома Романовых у храма с западной стороны был открыт памятник Николаю II с супругой.

Часовни

К храму относились две часовни:

  • при входе с канала
  • у главного фасада Варшавского вокзала. В 1901 году в память выздоровления императора Общество веры и милосердия освятило на этом месте гранитный киот с иконой «Спаситель, протягивающий руку утопающему апостолу Петру» (автор — И. А. Коркин). В 1902 году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева был сделан железный футляр в виде часовни. Часовня была снесена в 1925 году, на её месте был поставлен памятник В. И. Ленину.

В 1904 на месте убийства министра В. К. Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой преподобного Серафима Саровского.

Leave a Comment