Храм столпника на арбате

yakaev

В Москве на пересечении улиц Поварской и Нового Арбата находится храм Симеона Столпника на Поварской, чудом уцелевший после прокладки вдоль него проспекта Калинина (ныне это Новый Арбат). В настоящее время храм является памятником архитектуры федерального значения, а построен он приблизительно в 1676-1679 годах по указу царя Фёдора Алексеевича в стиле русского узорочья.

Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.

Каменная церковь была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям — в 1679 году) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой.

Главный престол храма — Введенский, а приделы — во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.

В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII-XVIII веков.

На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 — середине 1820-х годов жил актёр П.С.Мочалов.

Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В.Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре.

Мне удалось найти только два дореволюционных фото храма, но и на них хорошо можно увидеть как он выглядел до своей «реставрации» в XX веке. Самый ранний снимок датируется 1881 годом:


Хорошо можно разглядеть колокольню храма на снимке рубежа XIX-XX веков — за ней не видно уродливого 25-этажного панельного дома, который появится после образования улицы Новый Арбат.

После революции церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. Так храм выглядел в первой половине 1960-х годов:

К 1966 году здание почти совсем разрушилось. Вид со стороны Поварской улицы на уже несуществующую и ещё нереконструированную колокольню храма в 1965 году:

При проектировании проспекта Калинина (Нового Арбата) храм решили оставить. Здание было отреставрировано. Восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки ажурными крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. Отреставрированный храм в 1969 году со стороны Нового Арбата:

Окружающие старые дома были разрушены, и храм стоит теперь среди высотных зданий Нового Арбата на маленьком зеленом островке газона.

Еще один снимок 1969 года — храм совсем потерялся на фоне выстроенных многоквартирных домов, поэтому то как он вообще уцелел не вписываясь в новые масштабы только что образовавшегося проспекта — очень удивительно.


На кадре из фильма «Белорусский вокзал» 1970 года хорошо виден храм и начало Поварской улицы (тогда это была улица Воровского), а также серое здание жилой многоэтажки, ставшее теперь фоном для современных фотографий храма.

В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. На снимке 1973 года видно, что в храме проходит как раз эта выставка:

А вот так весело проводили зимой время местные жители и их дети в 1976 году — увидеть такое в наше время на этом месте невозможно.

1982 год — хорошо видно, что храм находится на углу улиц Поварской и Нового Арбата — здесь ничего больше не менялось до настоящего времени:

Очень нравится мне найденный снимок 1984 года — само фото хорошего качества и храм отчётливо видно:

1987-1988 года — снимок храма вновь на фоне серой многоэтажки:

В 1989 году видно, что храм подвергся небольшой реставрационной работе:

К 1990-м годам в храме устраивались выставки живописи и народного искусства. Небольшая часть храма в 1991 году:

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению заместителя председателя Мосгорисполкома Матросова).

В 1992 году храм Симеона Столпника был вновь передан церкви и заново расписан художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

Храм также известен тем, что здесь венчались известные люди своего времени: в 1801 году тут состоялось тайное венчание графа Н.П.Шереметева и актрисы П.И.Жемчуговой-Ковалёвой; в 1816 году венчались писатель С.Т.Аксаков и О.С.Заплатина; в 1918 году тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Е.С.Нюренберг, со своим первым мужем — Ю.М.Неёловым; в 2005 году в храме венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина (таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы).

Расположен храм Симеона Столпника на Поварской по адресу: улица Поварская, д.5. Ближайшая станции метро — «Арбатская».
При написании статьи кроме моих собственных фотографий были использованы снимки старой Москвы с сайта www.oldmos.ruTags: Москва, история в деталях, православие, храмы

Храм Симеона Столпника

Впервые деревянную церковь Симеона Столпника упоминают в 1625 году. Но считается, что храм построили раньше.

Что есть что в церкви

По одной из версий, церковь на Поварской освятили ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника. Тогда в Москве появилось много храмов во имя этого святого, но сохранилось только два.

Церковь Симеона Столпника на Поварской была популярна среди московской интеллигенции как место венчания: в 1801 году здесь тайно обвенчались граф Н.П. Шереметев и актриса П.И. Жемчугова, в 1816 венчались писатель С.Т. Аксаков и О.С. Заплатина, а в 1866 — К.П. Победоносцев с Е.А. Энгельгардт. В 1918 году здесь же будущая жена Михаила Булгакова Е.С. Нюренберг обвенчалась со своим первым мужем.

Прихожанином церкви в последние годы жизни был Николай Гоголь. И хотя его отпевали в другом храме — университетской церкви мученицы Татианы — запись о смерти писателя сделали в метрической книге храма Симеона Столпника на Поварской.

После революции церковь некоторое время действовала. В 1934-1938 годах в здании храма проходили службы «обновленцев». А 22 сентября 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета, по которому здание церкви передали Райпромтресту. В храме разместились трудовые мастерские глухонемых. Также некоторое время в здании церкви работала керосинная лавка.

При проектировании Нового Арбата церковь Симеона Столпника хотели снести. Но здание удалось отстоять. Большую роль в сохранении храма сыграл архитектор-реставратор Леонид Антропов.

Москва ему обязана спасением многих архитектурных достопримечательностей. Среди них церковь Симеона Столпника XVII века, что на углу Нового Арбата и Поварской… То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М.В. Посохина. Сохранил ее для Москвы Л.И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В. Алферова и П.Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану.

В 1966-1968 годах церковь отреставрировали. Тогда даже украсили маковки крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. А о храме говорили, что он как драгоценный камень на половой тряпке. Сейчас церковь Симеона Столпника действует.

Храм Симеона Столпника на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить к истории церкви Симеона Столпника на Поварской?

История

Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.

Каменная церковь была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям — в 1679 г.) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма — Введенский, а приделы — во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.

В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII—XVIII вв.

На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 — середине 1820-х гг. жил актёр П. С. Мочалов.

После революции церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. В. А. Десятников в своей книге писал:

То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М. В. Посохина. Сохранил её для Москвы Л. И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г. В. Алферова и П. Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану

К 1966 году здание почти совсем разрушилось. В 1966—1968 годах прошла его масштабная реставрация, в результате которой была восстановлена изначальная форма кровли, появились даже кресты, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства были срезаны; разобраны искажавшие вид здания пристройки и поздние элементы, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви. В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объём храма, первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т. д. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. В 1990-х годах в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.

В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в эпизоде, где автомобили милиции и скорой помощи едут на вызов, эта церковь дважды попала в кадр, а один раз её изображение было наложено на видео. Обращает внимание надпись «Выставка» крупным шрифтом на щите перед зданием церкви.

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению зам. председателя Мосгорисполкома Матросова). В 1992 году церковь Симеона Столпника была вновь передана церкви и заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

Церковь с аналогичным названием Симеона Столпника находится в селе Развилье Борского района Нижегородской области.

Известные венчания в церкви

Храм был популярен среди московской интеллигенции как место венчания. 6 ноября 1801 года тут состоялось тайное венчание графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалёвой. Венчание проводилось в Москве — подальше от чопорного великосветского Петербурга, но все равно наделало немало шума в высшем свете. Дочь крепостного кузнеца Ковалёва, Параша с 7 лет была взята в шереметьевскую усадьбу Кусково для обучения театральному мастерству. Уроки пения ей давала знаменитая Елизавета Сандунова, жена прославленного комика Силы Сандунова, впоследствии владельца главной из московских бань. Драматическому искусству будущую графиню учила артистка театра Медокса М. С. Синявская. Последний раз Жемчугова сыграла в спектакле «Самнитские браки» в театре подмосковной усадьбы Останкино в 1797 году. Её оперный талант была настолько велик, что говорили, что она могла бы занять одно из первых мест среди прославленных певиц Европы. Владелец крепостного театра граф Николай Петрович Шереметев страстно влюбился в актрису.

Фотография декабря 2008 г. Купола перекрашены в зелёный цвет.

Здесь же в 1816 году венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина, дочь суворовского генерала Заплатина и пленной турчанки, красавицы Игель-Сюм. В декабре 1918 года тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, со своим первым мужем — Юрием Мамонтовичем Неёловым, сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й армией РККА. А ещё через два года она разошлась с Неёловым и вышла замуж за самого командующего — Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова).

1 августа 2005 года в церкви венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина. Таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы. Место венчания также было выбрано не случайно. Некоторые эпизоды фильма «Счастье ты моё», в котором Николай Петрович снимался незадолго до аварии, проходили в церкви Симеона Столпника. В этом же храме крестили и его внучку Янину.

Добро пожаловать на официальный сайт храма преподобного Симеона Столпника на Поварской

Храм преподобного Симеона Столпника на Поварской — один из древнейших и красивейших храмов Москвы. В архивных материалах он упоминается с 1624-1625 годов. Здание было выстроено на месте древнего, скорее всего, деревянного храма, стоявшего здесь со времен Бориса Годунова. Современное каменное здание выстроено в 1676-1679 годах на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем. Главный престол храма освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, другой престол — во имя преподобного Симеона Столпника. Ранее в храме имелся также престол святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. История храма удивительна, но в то же время типична для большинства православных храмов. Егостены помнят войны, революции, мерзость запустения и возрождение из небытия. Они помнят замечательных священников и прихожан, среди которых были и знатные москвичи, и простой люд. Вместе со страной и народом храм прошел свой крестный путь — наполеоновское нашествие и пожар 1812 года; Первую мировую войну; «обновленцев»; закрытие и осквернение в 1930-е; гусеницы бульдозеров, под которыми он едва не погиб при строительстве Нового Арбата; Вторую мировую войну; реставрацию в 1960-х; наконец, возвращение здания Церкви в 1990 году долгое, трудное восстановление. Сегодня к храму вернулась его былая краса. Снова звучит колокольный звон, раздаются слова молитвы. В храм приходят люди, которые во времена всеобщего поклонения золотому тельцу стремятся жить по заповедям Христовым. В 2009 году торжественно отмечалось 1050-летие преставления преподобного Симеона Столпника и 385-летие храма.

Leave a Comment