Храм св людовика французского в Москве

ГЛАВНОЕ

  • Сегодня в столице работают три католических храма, в которых идут богослужения на разных языках.
  • Первый католический собор появился в Москве в конце 17 века в эпоху преобразований Петра I.
  • Активная роль в московском католическом мире отведена Институту св. Фомы, который был создан в 1991 г. как колледж католической теологии.
  • Кафедральный собор непорочного зачатия девы Марии находится на Малой Грузинской улице. Здесь проходят великолепные органные концерты.
  • Храм св. Людовикастарейший в Москве. Здесь служат мессы на латинском, английском, французском, русском, литовском, итальянском и вьетнамском языках.

Католицизм – одна из традиционных конфессий России. История католической церкви в Москве насчитывает многие столетия и прошла путь от полного неприятия до доброжелательности. Сегодня в столице работает три католических храма — кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии, храм св. Людовика и храм св. равноапостольной княгини Ольги. В них идут богослужения на разных языках, организуются мероприятия скаутского движения, курсы катехизации, работают воскресные школы и проводятся замечательные концерты органной музыки.

История появления католиков в Москве

Рядовые москвичи впервые близко познакомились с католиками в конце XV века во время строительства Московского Кремля и его соборов. Все ведущие архитекторы — Аристотель Фиораванти, Алевиз Фрязин, Марко Руффо — были итальянцами-католиками. В XVI в. был известен Алевизов двор в Кремле, который был своеобразной гостиницей итальянцев, задействованных в строительстве.

В 1469 г. великий московский князь Иван III решил жениться на Софье Палеолог, наследнице византийских императоров. Она долгое время жила и воспитывалась в Италии при папском дворе. Папа римский Павел II, давая согласие на брак, рассчитывал, что это станет залогом сближения церквей и участия Руси в борьбе против турок. Заочное обручение великого князя и греческой принцессы произошло в 1472 г. в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме. Однако при въезде в Москву православное духовенство не пропустило католическую символику в город, и очный обряд венчания прошел по православным традициям.

Еще одной попыткой упрочить влияние римско-католической церкви на Руси был брак царя-самозванца Лжедмитрия I и польской дворянки Марины Мнишек в 1606 г., но новый царь был свергнут в том же году народным восстанием. В годы польской оккупации Москвы в начале XVII в. на Руси был провозглашен царем первый и единственный в истории страны монарх-католик — королевич Владислав, сын короля Польши Сигизмунда III. Его выбрал совет знатнейших московских бояр. Но Владиславу в итоге не суждено было венчаться на царство, поскольку он отказался принимать православие.

В XVI-XVII вв. католики в Москве были представлены многочисленными выходцами из польских земель, осевшими здесь в ходе затяжной эпохи войн и внутренних конфликтов в Польше. Они селились преимущественно в районах «Старые паны» (ул. Ильинка в Китай-городе), «Литовском дворе» на ул. Тверской и на Крымском валу. Это были первые центры католической диаспоры в столице. Вскоре потомки польских переселенцев ассимилировались, и польские слободы исчезли.

Первые католические храмы

Первый католический собор появился в Москве в конце XVII века в эпоху преобразований царя Петра I. Он был построен в Немецкой слободе в 1690-е годы и располагался в Старокирочном переулке. Это было небольшое деревянное здание храма свв. Петра и Павла, которое позже заменили каменным и освятили его в честь Пресвятой Троицы.

В 1789 г. московские власти разрешили строительство католического храма на улице Малая Лубянка, в самом центре города. Одним из самых известных его священников был аббат Адриен Сюррюг. В 1812 г. император Франции Наполеон, вошедший в Москву, пожелал встретиться с ним, но аббат отказался, а позже остановил французских солдат-мародеров, напавших на храм, выйдя к ним в полном священническом облачении с крестом!

Еще один католический храм в Москве принадлежал польской общине. Это был костел св. апостолов Петра и Павла (Милютинский пер., д. 18). При храме в XIX веке действовали приходская школа, богадельня, дом польского благотворительного общества и женское училище. В костеле было выстроено шесть алтарей, хранились ковчеги с частицами св. Креста, с частицами мощей св. Станислава Костки, находился образ Матери Божией Ченстоховской. В приходе было около 15 000 верующих. Прихожанами храма были доктор Фридрих Гааз, архитектор Михаил Быковский, меценат Альфонс Шанявский, поэт Юргис Балтрушайтис.

В 1937 г. он был закрыт большевиками, а все священники репрессированы. В годы Великой Отечественной войны здание храма сильно повредила упавшая неподалеку бомба, а позже оно было перестроено как административное. Тем не менее, приход храма свв. ап. Петра и Павла сохранился до наших дней. Он является преимущественно русскоязычным и проводит службы в соседнем католическом храме св. Людовика на русском и литовском языках.

Советский период

Католическая церковь, как и все остальные конфессии, сильно пострадала во второй четверти XX века от большевиков во время «антирелигиозной войны». Храмы всех церквей закрывали по всему Советскому Союзу, их имущество национализировали, а священнослужителей массово расстреливали или отправляли в тюрьмы и лагеря. В Москве работал только один католический храм св. Людовика. Там служили священники, которые были капелланами посольств западных стран и не могли быть репрессированы советскими властями в силу своего статуса.

Большую роль в сохранении католической церкви в советской России сыграл Мишель-Жозеф Бургиньон д’Эрбиньи. Будучи посвященным папой Пием XI в епископы, он тайно рукоположил в епископы священников Б. Слосканса, А. Фризона, А. Малецкого и П. Эжена Невё. Они стали апостольскими администраторами четырех крупных регионов страны: Москвы, Ленинграда, Минска-Могилёва и Одессы.

В 1936 г. епископ Бургиньон д’Эрбиньи выехал во Францию на лечение, и советские власти запретили ему возвращаться в СССР. Считается, что под влиянием его свидетельств была издана энциклика папы Пия XI Divini Redemptoris, в которой осуждался коммунизм.

Возрождение католической церкви в Москве

В начале 1990-ых гг. началось активное возрождение католической церкви в Москве. Не последнюю роль в этом процессе сыграло установление дипломатических отношений России с Ватиканом и открытие посольства Ватикана в особняке А. Маркина (Вадковский переулок 7 стр.1) . Этот особняк выстроен в 1904 г. в стиле модерн по проекту архитектора П. Харко, в его здании, помимо посольства, расположена небольшая католическая часовня. Над особняком реет бело-желтый Понтификальный флаг с золотым и серебряным ключами св. Петра, который является основателем католической церкви.

В 1995 г. католической церкви вернули здание собора Непорочного Зачатия Девы Марии (см.ниже). А в 1996 г. открыли монастырь Св. Франциска (Шмитовский пр-д., 2, стр. 2). Монастырь относится к Российской Генеральной Кустодии св. Франциска Ассизского и принадлежит ордену францисканцев-конвентуалов. Его здание выстроено в классическом стиле в 1993-1996 гг.

Активная роль в московском католическом мире отведена Институту св. Фомы (ул. Фридриха Энгельса, д.46, стр.4, м. Бауманская), который был создан в 1991 г. как колледж католической теологии. При нем работает обширная библиотека и собственное издательство.

В 2011 г. во внутреннем дворике Библиотеки иностранной литературы (ул. Николоямская, д. 1) был открыт памятник Папе римскому Иоанну Павлу II (скульпторы А. Васякин, Илья и Никита Фёклины). Это дань уважения россиян главе римско-католической церкви.

Кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии

Это истинное сердце католической общины Москвы. Собор находится на улице Малая Грузинская, д. 27. Его величественное здание было выстроено в 1906-1917 гг. под руководством архитектора Фомы Богданович-Дворжецкого. Собор Непорочного Зачатия Девы Марии проработал до 1938 г. и был закрыт большевиками одним из первых. Его имущество было разграблено, а фасад и интерьеры сильно обезображены перестройками.

В 1995 г. собор был передан католической церкви. Ныне он полностью восстановлен. В нем идут службы на разных языках мира, проводятся Божественные Литургии армянского обряда. Здесь же проходят великолепные органные концерты, работает библиотека и церковная лавка. В настоящее время в соборе несут служение салезианцы (общество св. Франциска Сальского, основанное св. Иоанном Боско), а также сёстры Святейшего Сердца Иисуса. Настоятелем собора является о. Иосиф Заневский. В здании курии находятся секретариат и резиденция архиепископа, который руководит учрежденной в 2002 г. Архиепархией Божией Матери в Москве.

В алтарь Собора Непорочного Зачатия Девы Марии помещены частицы мощей св. ап. Андрея, свв. Косьмы и Дамиана, св. Зенона, св. Анастасии, св. Григория Назианина, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии, которая была подарена Веронской епархией. В крипте собора находится Большая часовня, в которой служат тридентскую мессу. Алтарь в северном конце часовни происходит из США. Поскольку реставрация храма шла медленно, он использовался первоначально в качестве дарохранительницы, а потом был перенесен в крипту собора. В нем также заложены мощи святых. На передней стенке алтаря изображены святые Франциск, Тереза Авильская, Елизавета Венгерская и Иосиф. В соборе имеются часовня Божия Милосердия в конце левого нефа (с дарохранительницей и алтарем Святых Даров), реликварий с мощами св. Терезы Младенца Иисуса (дар Посольства Гватемалы). В западной части двух трансептов установлены еще два алтаря: слева — Фатимской Божией Матери, справа — св. Иосифа. В нартексе храма можно видеть вмурованный кирпич из святых врат Латеранской базилики и медаль Юбилейного 2000 г. Под иконой выгравированы тексты молитв на церковнославянском и польском языках.

Орган собора был установлен в 2005 г. Он был создан фирмой Kuhn, и ранее стоял в соборе швейцарского Базеля. Это один из самых больших органов в России: в нем 74 регистра, 4 мануала и 5563 трубы.

Пять колоколов звонницы собора были подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом: это «Фатимская Божья Матерь» «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» «Юбилей-2000» и «Святой Виктор».

12 декабря 1999 г. собор был освящен легатом папы Иоанна Павла II государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал кафедральным собором Москвы. В 2000 г. в здесь был проведен Всероссийский евхаристический конгресс, и прошла евхаристическая процессия по улицам Москвы, а в 2001 г. в соборе завершилось празднование Великого Юбилея, посвященного 2000-летию Рождества Христова, которое завершилось коронацией статуи Фатимской Божией матери. В притворе храма установлена памятная доска в честь Иоанна Павла II, а на одном из шпилей собора и витражах – гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Католический храм св. Людовика

Находясь между улицами Малая Лубянка и Милютинским переулком, этот храм оставался действующим с момента своего открытия до сегодняшнего дня и является самым старым из сохранившихся католических храмов в столице.

Владения, на которых стоит храм, в XVIII веке принадлежали последовательно Тоевой, ее сестре княгине Несвицкой, секунд-ротмистру Лобкову, прокурорше Бахметьевой, а часть – Протасьевым. Французская община арендовала земли и в 1791 году построила здесь небольшой деревянный храм во имя Святого Людовика, почитаемого во Франции святого короля Людовика IX. Король жил в XIII в. и умер в крестовом походе за пределами Франции, что, возможно, и позволило московским французам избрать его своим патроном.

В 1806 г. церковь выкупила арендованные земли и в 1833–1836 годах построила новый каменный храм по проекту архитектора Александра Осиповича Жилярди. Здание в виде базилики с полуциркульной апсидой украшено по главному фасаду шестиколонным тосканским портиком и фланкировано небольшими колокольнями. Строительство храма проведено благодаря вкладам прихожан и займу в 50 тысяч рублей ассигнациями, выданному русским правительством на льготных условиях. Освящение состоялось 17 июня 1849 г., о чем напоминает мраморная доска в алтарной части церкви.

Одним из первых настоятелей церкви был аббат Адриен Сюррюг. Личность неординарная, он имел огромное влияние на московскую аристократию, многие представители которой приняли здесь католичество. Когда в 1812 году Наполеон, захватив Москву, пожелал встретиться с Сюррюгом, аббат отказался и спас храм от разграбления, выйдя к мародерам в парадном облачении с распятием в руках.

В первые годы советской власти настоятелем храма был француз Жан-Мари Видаль. Его принудили покинуть страну, продержав несколько месяцев в тюрьме. Службы продолжались, благодаря священникам из соседней католической церкви Св. Петра и Павла в Милютинском переулке.

В 1925 г. в Москву прибыл иезуит Мишель д’Эрбиньи с тайной миссией Ватикана совершить в стенах храма епископскую хиротонию, чтобы возродить католическую иерархию на территории страны. Первым епископом, получившим этот сан в храме Св. Людовика стал Пий Эжен Невё, приехавший с юга России.

С 1938 г. храм Св. Людовика оставался единственным действующим католическим храмом в Москве, а его настоятель американец отец Леопольд Браун – единственным католическим священником.

В настоящее время богослужения совершаются на многих языках, в том числе и русском. Прихожанами являются московские поляки, литовцы, сотрудники посольств. При храме есть воскресная школа.

В 2017–2018 гг. здесь проводились ремонтно-реставрационные работы, в ходе которых были отреставрированы кресты и подкрестные яблоки; белокаменная и кирпичная кладка; декоративные штукатурные элементы (руст, тяги, элементы карнизов). Воссоздан штукатурный слой на фасадах. Произведены ремонт кровли, устройство водостоков, изготовление подоконных отливов. Отреставрированы уникальные интерьеры.

В 2018 году церковь Святого Людовика стала лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинациях «лучшая организация ремонтно-реставрационных работ», «лучший проект реставрации и приспособления» и «высокое качество ремонтно-реставрационных работ».

Польский католический храм Св. Апостолов Петра и Павла

В настоящее время ничто в массивном, вытянутом вглубь участка доме не напоминает католический храм. Лишь ограда с решеткой своеобразной формы, поставленная в 1899 г., да псевдоготическая обработка на флигелях выдают возраст здания.

После Отечественной войны 1812 г. владельцами земли были сестры Анна и Наталья Васильевны Петрово-Соловово. В 1839 г. их земли были выкуплены, и 16 сентября того же года здесь была заложена новая церковь. При закладке в фундамент были помещены золотые и серебряные монеты чеканки 1839 г. Архитектором собора стал А.О. Жилярди, строивший здание другого католического храма в том же переулке. Жилярди построил церковь в готическом духе с куполом посередине. В храме было шесть алтарей, один из которых, Св. Эмилии, сооружен архитектором М.Д. Быковским в память о своей умершей супруге. Освящение храма состоялось в 1845 г.

С момента постройки церковь считалась немецкой, затем — польско-немецкой, а с конца XIX в. — просто польской.

На протяжении всего существования храм Петра и Павла занимался благотворительностью: при нем были богадельня Св. Филиппа, благотворительное общество вспомоществования бедным католического вероисповедания, библиотека, устраивались благотворительные концерты. В конце XIX в. в одном из зданий церкви открылась школа для девочек. И в настоящее время в этом здании располагается школа, вернее — Пушкинский лицей. При храме был также «Дом Польский», объединявший не только поляков, но и католиков литовцев, латышей и др.

Храм Петра и Павла участвовал в делах о разводах католических семей. В обязанности священников входили примирительные беседы, выяснение всех обстоятельств дела с целью определить, не преступили ли супруги церковный закон и не подлежат ли они церковному суду.

Католическую церковь закрыли в 1937 г. Священников отправили в лагеря, где они и погибли. После закрытия церкви здание передали под кинотеатр, который так и не стал функционировать. Во время Великой Отечественной войны в бывший храм попала бомба. Разрушения были настолько велики, что дом практически выстроили заново, включив то немногое, что сохранилось.

С 1946 г. и по сей день здесь находится институт «Гипроугольмаш». Он также перестроил здание для своих нужд.

Leave a Comment