Храм царицы хатшепсут

Храм Хатшепсут в Карнаке

Один из самых удивительных храмов Египта — храм Хатшепсут — удивительно гармонично сливается с горами на заднем плане и поражает туристов, лицезреющих его впервые, своей монументальностью. Так и чувствуется, что за этим «песчаным» обликом кроется пыль веков…

Запись относится к месту:
Египет

На самом деле изначально храму было зано название «Священнейший из священных» или, на родном языке — Джесер Джесеру, а храмом Хатшепсут его стали именовать позже

Храм Хатшепсут вырос в этой пустынной местности всего за 9 лет — строительство велось с 1482 по 1473 год до нашей эры. По завершении строительства храм занял законное место среди величайших строений древности, ведь прошло более тысячелетия, прежде чем люди возвели настолько же гармоничный архитектурный комплекс, хотя это тоже вопрос спорный. Речь идёт о появившемся в 400х годах до нашей эры Афинском Парфеноне

Храм Хатшепсут входит в число Карнакских храмов Египта и представляет собой три связанные между собой террасы, пронизанные по центру массивными лестницами, ведущими в главное святилище. Когда-то перед храмом был прекрасный сад, а первой террасе предшествовала целая аллея сфинксов из песчаника

Разрисованные стены храма Хатшепсут повествуют об основных событиях её царствования, а также о выдвинутом ею предложении объединить Верхний Египет с Нижним

По обе стороны второй террасы находятся святилища проводника в загробный мир Анубиса и богини любви Хатхор, представляющие собой небольшие залы с 12 колоннами, из которых можно было попасть вглубь скалы, во внутренние помещения. Верхняя терраса посвящена самой царице Хатшепсут и богам, даровавшим жизнь ей и всему Египту

По обе её стороны находятся святилища родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес, а по центру располагается святилище бога Солнца — Амона-Ра, главная часть храмового комплекса Дейр эль-Бахри. Кроме храма Хатшепсут, в комплекс входят также менее грандиозные поминальные храмы фараонов Ментухотепа II и Тутмоса III

В пустынной долине Дейр Эль-Бахри, неподалёку от Фив, расположен один из самых замечательных памятников древнеегипетской архитектуры – погребальный храм царицы Хатшепсут. Храм является главной частью целого комплекса, включающего также храмы Ментухотепа II и Тутмоса III.

Постройка храма

Царице пришлось немало потрудиться, чтобы убедить всех в легитимности её правления. Жрецы распространили легенду о том, что её отцом был Амон, приходивший к её матери Яхмес в облике Тутмоса I. В благодарность за поддержку жречества Хатшепсут восстановила множество храмов, разрушенных завоевателями-гиксосами, и даровала жреческим общинам немалые привилегии.

Внешняя политика Хатшепсут не отличалась значительной активностью. Ей приходилось направлять войска для подавления восстаний в египетских азиатских владениях, но масштабных походов Хатшепсут не проводила.

Значительным достижением стало восстановление разрушенных торговых связей со страной Пунт (вероятно, в нынешнем Сомали). Хатшепсут организовала масштабную морскую экспедицию в Пунт, которая вернулась с большим количеством ценных товаров – золота, благовоний, слоновой кости, ценных пород дерева, рабов и шкур экзотических животных.

Эпоха правления Хатшепсут стала временем небывалого подъёма Египта, роста экономической и торговой деятельности. Но главное, чем прославилась женщина-фараон, стала грандиозная по масштабам строительная деятельность. Больше неё строил разве что Рамзес II Великий, но многие учёные оспаривают это, поскольку Рамзес II нередко стёсывал с построек имена предшественников и высекал своё имя.

По приказу Хатшепсут по всей стране возводились новые святилища и восстанавливались старые, они украшались новыми росписями и замечательными рельефами. Гигантские гранитные обелиски, установленные в этот период, превосходили своей высотой все аналогичные сооружения предшественников царицы. Но самым выдающимся памятником эпохи Хатшепсут стал Джесер-Джесеру, Священнейший из священных, поминальный храм царицы, возведённый невдалеке от окраины Фив.

«Парфенон» Древнего Египта

Храм Хатшепсут, являющийся главной частью комплекса Дейр-эль-Бахри, строился 9 лет. Храм частично высечен в скале¸ ширина его по фасаду составляет около 40 метров.

Строительство храма осуществлялось под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.

Сенмуту удалось идеально вписать храм в скальный ландшафт. Монументальное строение включает три последовательно возвышающиеся террасы, прорезанные пандусом, ведущим к главному святилищу. Террасы украшают колоннады из белого песчаника. Своей монументальностью и вместе с тем стройностью колонны напоминают гораздо более поздние дорические. На каждой террасе некогда были сооружены пруды и высажены деревья.

К началу пандуса вела аллея, вдоль которой были установлены сфинксы, изображавшие Осириса с лицом Хатшепсут, и росли мирровые деревья, вывезенные из Пунта. Аллея тянулась от границы обрабатываемых полей и пустыни, начало её было отмечено величественным пилоном.

Портики всех ярусов украшены замечательными стенными росписями и рельефами. Росписи портика нижнего яруса рассказывают о доставке каменных блоков по Нилу, походах, строительных работах. Нередко встречаются изображения сокола и змеи. Это Гор и Уаджет, покровители Верхнего и Нижнего Египта. Тем самым зрителям внушалась мысль о неразрывном единстве страны. На террасе стояли многочисленные статуи Хатшепсут как в парадном одеянии, так и в обычном женском облегающем платье.

Рельефы второго яруса рассказывали об экспедиции в Пунт и других деяниях царицы. Вдоль лестницы находились изваяния кобр с соколами на спине, напоминающие о единстве Египта. По сторонам террасы расположены святилища Анубиса, одного из судей царства мёртвых, и Хатхор, олицетворявшей красоту, женственность, материнство и плодородие. Портики обоих святилищ насчитывают по 12 колонн, за которыми начинаются подземные залы.

На верхней террасе проводились главные религиозные церемонии. По сторонам её находятся святилища родителей царицы, Тутмоса I и Яхмес, в центре яруса располагается главный храм всего комплекса, посвящённый Амону-Ра.

Центральный храм ансамбля состоит из множества вырубленных в скале помещений, в которых находились многочисленные изваяния царицы, изображавшие её в виде сфинксов и в антропоморфном стиле. Огромные статуи Хатшепсут, установленные у входа, были видны от самого Нила. Стенные росписи изображали религиозные обряды и сцены встреч царицы с богами-покровителями. Подземные залы были богато украшены ценными материалами, а главный вход затворяла дверь из чёрной меди с инкрустациями из золота и серебра.

Всего, по подсчётам археологов, в храме было установлено около 200 статуй. Однако храм недолго радовал прихожан своей красотой. После смерти Хатшепсут Тутмос III, желая отомстить за своё отстранение от власти, приложил немало усилий, чтобы уничтожить память о царице. Её изображения были частично стёрты, статуи сброшены с пьедесталов и закопаны неподалёку. Лишь много веков спустя археологам удалось частично восстановить первоначальный облик храма.

Тем не менее, Тутмос III велел соорудить свой погребальный храм здесь же, рядом с творением Сенмута.

Храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира. За уникальность архитекторского решения и совершенство линий храм Хатшепсут иногда ставят в один ряд с шедевром древней архитектуры – афинским Парфеноном.

Ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила — своего рода монументальная сцена для перехода царицы Хатшепсут в загробный мир. Его известняковая, почти 100-метровая крутая стена — словно роскошный складчатый занавес, на фоне которого в XV в. до н. э. был выстроен — точнее, встроен в природную стену — поминальный храм Хатшепсут. Этот храм считается прообразом Парфенона и других зданий классической античной архитектуры.

Поминальный храм Хатшепсут в долине Дейр элъ-Бахри стал в архитектуре каноническим примером величественности строения.

СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА

Сама Хатшепсут назвала возводимый ею храм «Джесер джесеру» — «Священнейший из священных», что исчерпывающе объясняет его основную сакральную концепцию.

Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н. э., 1479-1458 или 1504-1482 гг. до н. э.), женщина-фараон XVIII династии Нового царства, посвятила свой поминальный (заупокойный) храм верховному богу Древнего Египта Амону-Ра. Сохранился папирус, в котором она при начале строительства называет бога своим отцом. Когда храм был построен, она стала его верховной жрицей с титулом «супруга Амона». Главным архитектором храма, непосредственно руководившим и всеми работами на месте, был Сененмут (Сенмуг) — доверенное лицо и, по некоторым сведениям, близкий личный друг вдовствующей царицы.

Храм был задуман им как величайшее строение, этот план был осуществлен в полной мере и блестяще. Сегодня он предстает перед нами уже не полностью в своем первозданном виде: сыграли свою роль катастрофические катаклизмы минувших эпох, конечно. Но началось все гораздо раньше, с одной сугубо семейной драматической истории. Хатшепсут стала фараоном после смерти своего супруга и брата Тутмоса II в 1490 г. до н. э. Двенадцатилетний Тутмос III (сын фараона от наложницы Исиды) был провозглашен «единоличным» фараоном, а Хатшепсут — регентом при нем. Через полтора года жрецы провозгласили Хатшепсут полноправным фараоном. Когда Тутмос подрос и после смерти Хатшепсут вернулся на трон, он стал жестоко мстить мачехе — узурпатору власти, как он полагал. Уничтожались все ее изображения или стирались лица на них и все упоминания о царице на картушах, ее имя заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.

Голова Хатшепсут из расписанного песчаника. Фрагмент статуи великой женщины-фараона в облике Осириса из верхнего портика храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.

Это самая распространенная версия поведения Тугмоса III. Есть и альтернативное мнение историков на этот счет: юноша Тутмос мстил не по собственной инициативе, а был марионеткой в руках интриганов- чиновников, считавших легитимной только власть мужчины, хотя и до Хатшепсут в истории Египта были женщины-фараоны. Но столь влиятельной и блестящей правительницы, совершенно точно, не было: Египет при ней процветал. Храм царицы — лучшее воплощение этого факта. Чтобы представить, каким он был, мало видеть его, надо и включить воображение. Это позволяют сделать исследования археологов, продолжающиеся и по сей день.

Небхепетра Ментухотеп II (2056/2046-2005/1995 гг. до н. э.) — фараон X I династии, основатель Среднего царства. Его красная корона символизирует Нижний Египет, белое одеяние — высшую власть фараона. Статуя из царского кенотафа (ложной гробницы) храма Ментухотепа в Дейр эль-Бахри.

Начинался храм от пилона, за которым шла дорога процессий, по бокам которой стояли раскрашенные статуи сфинксов. У стен храма зеленел и цвел сад из деревьев и кустарников, привезенных царицей в кадках из страны Пунт. Среди деревьев были вырыты два бассейна Т-образной конфигурации. Сам храм был вырублен в скалистой стене, словно вырастая из нее. Основа его конструкции — три огромные террасы, ступенями расположенные одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые гипостильные помещения — портики, за ними находились уходящие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединяли пологие площадки-пандусы для въезда колесниц. Всего в храме было установлено около 200 статуй, 140 из них — в образе сфинксов. Царица представала и сфинксом, и в «осирическом» облике, и как фараон — в белом мужском одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых держала царские скипетры, на подбородке у нее была узкая полоска накладной бородки, какую носили фараоны-мужчины.

Фараон XVIII династии Тутмос III, правивший приблизительно в 1479-1425 гг. до н. э. Фрагмент рельефного портрета этого фараона в короне «атеф» из храма Тутмоса в Дейр эль-Бахри.

Рельефные композиции первого яруса представляют многофигурные красочные сцены из истории объединения египетских земель. Второй ярус посвящен личности действующего правителя, Хатшепсут, ее высокому происхождению и взаимоотношениям с богами, разумеется, относящимися к ней с покровительственной благосклонностью, что сулило дальнейшее развитие государства и благоденствие всех его подданных. Там присутствовал кардинально важный для царицы мифический сюжет: Амон входит в покои Яхмес, матери Хатшепсут, в облике ее земного мужа, следовательно, она, Хатшепсут, — действительно дочь самого Амона.

МЕСТО ДЛЯ ДРУГОЙ ЖИЗНИ

Во всех поминальных храмах, что строили египетские фараоны, сразу за духовной составляющей следовали рациональный смысл и строгие инженерные расчеты вкупе с чисто эстетическими соображениями. Таков и храм Хатшепсут.

Место для храма Сененмут выбирал придирчиво, советуясь с математиками и землемерами. Результатом был выбор точки на условной оси, идущей от Большого храма Амона-Ра в Карнаке, что находится приблизительно в 2,5 км от Дейр эль-Бахри, и заканчивающейся в Долине Царей, где уже были заготовлена гробница Хатшепсут, а это совсем близко от храма.

Вид на храм Хатшепсут с воздуха.

При всей уникальности храма Хатшепсут его архитектурная концепция не была полностью оригинальной. Отчасти она дублирует конструкцию заупокойного храма Ментухотепа I, основателя XI династии, в правление которого в середине XXI в. до н. э. в стране был восстановлен порядок после 200 лет междоусобиц. От храма-предшественника мало что сохранилось, но по рисункам-реконструкциям археологов начала XX в. можно видеть, что оба храма имеют между собой нечто общее: например, те же ступенчатые террасы, крытые колоннады, и пандусы, да и общие пропорции сходны. Правда, над храмом Ментухотепа было еще и пирамидальное навершие. Некоторые исследователи находят в храме Хатшепсут аллюзии на террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе. Эти факты лишний раз доказывают: даже заимствованная идея, оплодотворенная вдохновением творца (а Сененмут был творцом большого масштаба), может превзойти взятый для подражания образец.

Основная ось храма была установлена по азимуту 116°. В дни зимнего солнцестояния ось выравнивается с точкой восхода. Солнечный свет проникает через отверстие на крыше святилища Амона к задней стене часовни, после чего движется вправо, падая на одну из статуй Осириса, стоящих с двух сторон у дверей. Потом он перебегает на изображение Амона, а после него — на стоящую на коленях фигуру Тутмоса III, заканчивает сноп света свой путь на фигуре бога Нила Хапи. И еще: в течение 41 дня до и 41 дня после солнцестояния солнечный свет достигает внутренней камеры святилища.

Пандусы храма, выглядящие на первый взгляд как декоративные элементы, делили террасы на северную и южную части, создавая тем самым и дополнительный жесткий элемент каркаса здания: землетрясения в ущелье отнюдь не невозможны.

План храма Хатшепсут.

Строгая иерархия соблюдалась и в том списке богов и людей, которым был посвящен храм. Амон-Ра, его «дочь» и «жена» Хатшепсут, обожествленный реальный отец Хатшепсут фараон Тут- мос I, проводник в загробный мир Анубис, божество с головой шакала и телом человека, и Хатхор-Иментет — имя которой (Хатхор) означает «обитель Хора». Хор — «солнечный» сокол и бог порядка. Хатхор считалась женой Хора, была богиней неба, любви, женственности, веселья и еще защитницей некрополя Фив. Иментет — это Запад, так у древних египтян символически именовался вход в царство мертвых. Хатхор-Иментет встречала умершего у дверей иного мира на Западе, заботилась о нем и не давала в обиду. Изображалась в образе «небесной коровы» — женщины с коровьими рогами на голове. Словом, загробная, другая жизнь Хатшепсут при столь могущественных покровителях обещала быть безмятежной. На террасах храма хоронили верховных жрецов Амона и Монту — покровителя Фив. В греко-римское время в храме рядом с образами Амона были вырезаны изображения двух обожествленных персон — архитектора и целителя Имхотепа и архитектора Аменхотепа, сына Хапу. И к стенам храма за надеждами на исцеление и защитой стали тянуться люди. На стенах храма сохранились надписи с мольбами об избавлении от страданий хотя бы в загробной жизни.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Современное арабское название ущелья Дейр эль-Бахри, в котором расположен храм, по-арабски означает «Северный монастырь»: в период раннего христианства здесь стоял коптский монастырь, от которого не осталось следов.
■ До сих пор неизвестно, где находилась «страна Пунт» — «Земля Богов», куда совершали военные и мирные походы многие египетские фараоны, в том числе и Хатшепсут, которая привезла оттуда саженцы деревьев и кустарников для украшения своего храма. Основные гипотезы называют такие страны — Эфиопия, север Сомали, Зимбабве, Кения. Более отдаленная от Египта Индия тоже фигурирует в подобных предположениях. Российские египтологи допускают, что страна Пунт могла находиться и в Причерноморье, а именно: в долине Колхиды. Гипотезы строятся на таких ключевых интересах египтян, которые заставляли их совершать походы в Пунт: растительность, благодаря которой можно получать ладан и мирру, благовония, пряности и морской берег. Но ни одна из гипотез не была убедительно доказана. И все же, учитывая не слишком великие навигационные навыки египтян и длительность морского путешествия, наиболее вероятное местонахождение загадочного Пунта — побережье между современными Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.
■ Долгое время было неизвестно, где похоронена Хатшепсут: две ее официальные гробницы оказались пусты. В 1903 г. археолог Г. Картер в Долине Царей вскрыл гробницу KV 60 с двумя мумиями женщин. Одна из них, это было написано на саркофаге, носила имя Сатра Инн. Это была знатная дама, близкая к царице, возможно, ее няня в детстве. Вторую мумию опознать не удалось, на саркофаге надписей не было. Предположений, что это Хатшепсут, даже не возникло: мумия при жизни была полнотелой женщиной, а все изображения царицы представляли ее стройной. Потом первую мумию отправили в музей, запечатав гробницу. Мумия осталась лежать на полу, ее саркофаг забрали. Вернулись к ней только в 1989 г., вдруг вспомнив, что правая рука мумии лежала на груди, прикасаясь к сердцу. В такой позе хоронили только монархов. В 2007 г. были проведены генетические исследования. Сравнивались ДНК эпителия мумии и праха бабушки Хатшепсут Яхмос Нефертари. Выводы экспертизы подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, найденный в шкатулке с картушем Хатшепсут в 1880 г., тот самый, который отсутствовал у «полной» мумии. И было объявлено: эта мумия — останки Хатшепсут. Что касается изящества статуй, то тут все объяснимо: облик сильных мира сего художники приукрашивали и в древние времена.
■ Неизвестно точно и то, почему Анубису в храме Хатшепсут посвящено две часовни — на нижнем и верхнем уровне. Можно лишь догадываться, что так подчеркивалось: Анубис — на страже от начала до конца перехода царицы в загробный мир.

Храм царицы Хатшепсут: история и описание

После смерти фараона Тутмоса II власть приняла на себя его жена Хатшепсут, забрав это право у истинного преемника Тутмоса III. С началом правления она сразу же взялась за грандиозные строительные работы.

Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I, являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения – его размеры, архитектура и украшения поражали современников.

К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.

Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.

Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень – здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры – символ Верхнего Египта, Сокол – Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.

Хатшепсут в образе Сфинкса

Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы, которые были заметны даже для проплывающих на Ниле кораблей.

Вход в Святилище

За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности. Так, например, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса.

Осирическая Хатшепсут

Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй, из которых 140 были сфинксами. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах – фараон, Осирис и сфинкс. Особое внимание при их создании уделялось воспроизведению детального образа царицы, поэтому в наше время можно точно представить, как она выглядела.

Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III, было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма и представить его на суд туристам и прочим любителям древности.

Leave a Comment