Храм в гончарах

МОСКОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ ХРАМ В ГОНЧАРАХ

Московский Успенский храм в Гончарах, 2004 год. Фотография Ивановой С. Т. с сайта temples.ru

Московский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в Гончарах (в Спасской слободе, в Таганке, в Чигасах), подворье Болгарского Патриархата.

  • Престолы: Успения Пресвятой Богородицы (главный), святого Тихона Амафунтского (южный придел)
  • Адрес: Россия, 109172, Москва, ул. Гончарная, 29. м. «Таганская»
  • Тел. 915-62-88
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Гончарная улица сохранила свое название от располагавшейся здесь в XVII в. гончарной слободе, в которой жили гончары, производящие изделия из глины. На деньги этих гончаров и была построена красивая, украшенная изразцами церковь Успения в Гончарах.

Каменный однопрестольный храм Успения Пресвятой Богородицы известен по документам с 1654 г., когда новый каменный храм был выстроен на месте старой церкви.

В 1702 г. к храму была пристроена несимметричная одностолпная трапезная с приделом святого Тихона Амафунтского, при этом был разобран первоначальный притвор. Это южный придел, отмеченный маленькой главкой с изображением четырех евангелистов. Каждая из фигур составлена из трех крупных квадратных изразцов. Евангелисты одеты в зеленые одежды, с белыми руками и лицами на синем фоне. Цилиндр главы покрыт сплошными изразцами, изображающими поле, усеянное цветами.

Успенская церковь — один из ранних образцов посадского пятиглавого бесстолпного храма. Придел и трапезная имеют на фасадах рельефные полихромные изразцы, приписываемые Степану Полубесу. Существующая трехъярусная колокольня построена в сер. XVIII в. в стиле барокко.

В 1812 г. храм был разорен французами, дворы прихода сожжены.

В советское время церковь не закрывалась.

В июле 1948 г. по благословению патриарха Алексия I храм был передан Болгарской Православной Церкви и стал ее подворьем.

Главной святыней храма является икона Божией Матери «Троеручицы», представляющей собой список с чудотворного образа, находящегося в Хиландарском монастыре на Афоне.Ежедневное молебствие перед образом относится к давним традициям церкви Успения в Гончарах. Список иконы так же помещен снаружи храма на западной стене. В храме есть мощевик с частицами святынь: часть Животворящего Древа Креста Господня, камень из Гроба Господня, часть жезла Моисеева и мощи многих святых.

К Успенской церкви приписан храм свт. Николая Чудотворца на Болвановке.

При храме организованы воскресная школа и социальная служба.

Список настоятелей см. в статье Московское подворье Болгарской Православной Церкви.

> Святые

  • мц. Ольга Кошелева (1874 — 1939), прихожанка храма

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах словно драгоценный камень, небольшой по размерам, вкраплен в старые улочки Москвы.

Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский. Тогда церковь называлась «Успения Пресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах», что связано с располагавшейся здесь в древности слободе при Спасо-Чигасовском монастыре, просуществовавшем до середины XVII века. Необычное название монастыря произошло от имени игумена Чигаса, основавшего его в 1483 году.

В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.

Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов.

В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен.

В годы советской власти храм, к счастью, не постигла участь многих других православных церквей, подвергшихся надругательству и разрушениям. Храм никогда не закрывался и сохранил все свои колокола. Правда, в долгое время колокола не звонили, да и в храм многим богомольцам приходилось пробираться украдкой. Вопреки всему этому, количество желающих попасть в храм богослужения было огромным, а число причастников в Великий пост достигла несколько тысяч. В послевоенное время в Успенской церкви был увеличен штат священнослужителей.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1948 году Успенский храм становится подворьем Болгарской православной церкви.

История

История района

Храм Успения Пресвятой Богородицы расположен за Яузой в районе большого Таганского холма. Это один из старейших московских районов. Он стал активно заселяться на рубеже XV—XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников.

Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский, первые упоминания о котором относятся к 1632 году.

Строительство храма

Успенский храм, 1882 год

В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.

Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов.

Святыня храма

«Троеручица» Успенского храма

Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Икона получила своё название в память исцеления Пресвятой Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина. В России эта икона почитается с давних времён, здесь пребывает немало списков с первоявленного образа, некоторые из которых также считаются чудотворными. В 1661 году один такой список был прислан из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и поставлен в 1663 году в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был снят другой список, с тех пор пребывающий в Успенском храме. Существует мнение, согласно которому, именно благодаря заступничеству этой святыни Успенский храм не закрывался даже в самые тяжёлые периоды российской истории и сохранил все свои колокола.

В настоящее время для облегчения доступа к иконе всех желающих на наружной западной стене храма в изразцовом киоте помещён ещё один список с этой чудотворной иконы.

XIX и XX век

В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен. На северном фасаде сделали одно полуциркульное окно, появились новые главы и кресты, к колокольне пристроили южный портал. Внутри храма были объединены в один объём четверик, трапезная и пространство придела. Сохранившаяся до настоящего времени ограда храма была построена в начале XIX века. На рубеже XIX—XX веков на главах появились звёзды. Большая часть оформления интерьера храма относится ко второй половине XIX века. В 1898 году приделы храма перестраивал архитектор Л. О. Васильев. Иконостас оформлен в стиле XVII века, в нём сохранились старинные иконы XVII—XVIII веков.

В годы Советской власти храм не закрывался.

17 июля 1948 года по взаимной договорённости Русской и Болгарской Православных Церквей в этом храме было устроено Подворье Болгарской Православной Церкви

Около часу дня в храм Успения Божией Матери в Гончарах прибыла Болгарская церковная делегация во главе с Блаженнейшим Экзархом, Митрополитом Стефаном. Делегация была встречена приветственной речью бывшего настоятеля этого храма, протоиерея о. Николая Морозова. По окончании положенной церковной встречи и многолетий высоким церковным гостям Митрополит Николай обратился к Блаженнейшему Экзарху с кратким словом, в котором сообщал, что, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, этот храм передается в качестве подворья Болгарской Православной Церкви. В своем слове он выразил мысль о том, что этот храм будет служить живой связью между двумя родными Церквами.

— Журнал Московской Патриархии

В 1949 году в храме были проведены реставрационные работы.

В 2015 году настоятель подворья архимандрит Феоктист (Димитров) сказал:

Болгар здесь немного, это остатки болгарской диаспоры, которая работала в Москве. Московские болгары живут в основном в районе улицы Красный Маяк, где сейчас строится храм в честь святителя Киприана, митрополита Московского. Добраться от Маяка до Таганки бывает тяжело из-за расстояния и из-за того, что у болгар воскресенье — это единственный выходной день в неделю. Большая часть прихожан — русские.

Примечания

  1. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. — М.: Искусство, 1989. — С. 302.
  2. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. — М.: Искусство, 1989. — С. 294.
  3. История храма святителя Николая Чудотворца на Болвановке на pravoslavie.ru
  4. 1 2 История успенского храм на ronde.ru
  5. Белорусские мастера в Московском государстве второй половине XVII века. e-journal.ru
  6. История иконы Божией Матери «Троеручица» на pravoslavie.ru
  7. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 49—50. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  8. Приветственное слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 50-летия Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве 11 октября 1998 года.
  9. Передача подворий автокефальным Православным Церквам/№ 08 август 1948/Архив Журнала Московской Патриархии с 1943 по 1954 год
  10. http://novinite.ru/articles/18114/Маленькая+Болгария+в+центре+Москвы
  11. Настоятель болгарского подворья в Москве покидает Россию / Новости / Патриархия.ru
  12. Негово Светейшество патриарх Максим е спрял връщането на епископ Игнатий в България | Новини от България

Leave a Comment