Храм вознесения господня

Схема храма Воскресения Христова

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме – духовный центр земли, где Спаситель рода человеческого пострадал, умер на Кресте, был погребен и воскрес из мертвых. Ныне это величественный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом распятия, Ротонду (купол, покрывающий Кувуклию), Кафоликон (кафедральный храм для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и ряд приделов.

Схема Храма Воскресения Христова

1–2. Малая церковь (Кувуклия)
Кувуклия (пещера размером 8,3 х 5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07 х 1,93 м), где находится Гроб Господень, и восточной (3,4 х 3,9 м), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного Камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В северной и южной стенах расположены овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую Субботу (северное – для православных, южное – для армян). В XVI в., когда армяне при помощи турок решили получить Благодатный Огонь самостоятельно и не пустили православных в храм Воскресения, Огонь исшел из колонны у входа в храм, где стоял православный Патриарх. И теперь, прежде чем зайти в храм, наши соотечественники лобызают эту рассеченную и обожженную колонну – свидетельницу истинности православного вероучения.

Пещера Гроба Господня почти наполовину занята каменным ложем, покрытым мраморной плитой, которая появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни.

Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 г. В западной части к Кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь сидел второй Ангел.

3. Могилы Иосифа Аримафейского и Никодима – учеников Христа

4. Придел Адама
Находится под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку можно увидеть Голгофскую расщелину. По преданию, здесь была погребена глава Адама. В этом приделе располагается Санктуарий Храма Гроба Господня – хранилище святынь, где в определенное время можно припасть к частице Животворящего Древа, мощам христианских святых.

5. Голгофа
Место распятия и обретения Креста Господнего. Пречистая Кровь Спасителя пролилась сквозь расщелину в скале, омыв грех Адама. Трещина образовалась во время землетрясения, сопровождавшего распятие Христа. Открытый Голгофский престол отмечен круглым отверстием, в которое был водружен Животворящий Крест Господень. Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы. Греческий престол Голгофы отделен колоннадой от римско-католического придела, расположенного справа от православного.

Между католическим и православным престолами находится францисканский алтарь Скорбящей Богородицы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.

Голгофа

6. Голгофская скала

7. Остатки фундамента храма, построенного императором Константином IV Мономахом (1042 г.) – дедом Владимира Мономаха
8. Кафоликон
Главный придел Храма Воскресения, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви. У входа в придел со стороны Гроба Господня расположена мраморная ваза с крестом на глобусе, символизирующая духовный центр земли – по слову псалмопевца Давида: «Спасение соделал еси посреди земли, Боже».

9. Остатки базилики императора Константина (335 г.)

10 (1). Проходы

10 (2). Галерея

11. Камень Помазания
Расположен напротив входа в Храм Гроба Господня. Покрыт красной мраморной полированной плитой толщиной 30 см. По ее бокам вырезан греческий текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому. Евангельские стихи (Ин. 19:38–40) написаны по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие Господа с Креста, умащение тела благовониями и положение во Гроб изображены на большом мозаичном панно, расположенном непосредственно за Камнем Помазания. Мозаика была выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 г. В. Цоцонисом. Над Камнем – восемь лампад (четыре православных, две армянских, латинская и коптская).

Свидетельств о том, на каком именно месте Тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой Пятницы выделяется чин Погребения Плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз Плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня Плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Трехдневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.

Камень Помазания

11. Место оплакивания Христа («Не рыдай Мене, Мати»)

12. Южная часть базилики Константина Великого

13. Придел православных сирийцев (Сиро-Яковитской Церкви)
Приделом владеют армяне, разрешающие сирийскому духовенству совершать здесь богослужение по воскресным и праздничным дням. Небольшой проход ведет из него к могилами праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.

14. Северная часть базилики Константина

15. Придел Марии Магдалины
Здесь явился ей Господь по Воскресении Своем, сказав: «Не прикасайся ко Мне» (Ин. 20:17). Ныне это католический придел храма с современным стилизованным скульптурным изображением события.

16. Аркады Девы
Огромные четырехгранные столбы, расположенные в северной галерее храма и несущие высокие своды.

17. Францисканская ризница
Здесь хранятся меч и шпоры короля крестоносцев Готфрида Бульонского (1060–1100)

18. Католический придел Девы Марии (Церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии)
Здесь находится Столб бичевания – часть колонны, к которой, по преданию, был привязан Господь Иисус Христос. В этой же церкви почитается место, где воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.

19. Францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса

20. Православный придел Темницы Господней, или Часовня Уз
Перед входом в придел под престолом находится каменная плита с двумя отверстиями для ног. Выполнена по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории – Верховном Судилище, где происходило осуждение Христа на смерть. Православные полагают, что здесь стояла Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Ее Сына ко Кресту. Ранее в одной из ниш Темницы Христовой была помещена икона Пресвятой Богородицы, «плакавшая» на Страстной седмице. Сегодня образ отреставрирован монахинями монастыря св. Марии Магдалины в Гефсимании и передан их храму.
21. Придел Лонгина Сотника
Святой мученик Лонгин Сотник (центурион) уверовал во время смерти Богочеловека при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). Предание гласит, что этот греческий придел устроен на месте обретения слепой женщиной главы св. Лонгина, пострадавшего за Христа. Женщина эта прозрела. Здесь же находится часть камня от Голгофы.
22. Придел разделения риз Господних
На этом месте «распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что» (Мк. 15:24). Придел принадлежит Армянской Патриархии. Но армяне считают его также приделом Лонгина Сотника, поскольку некогда под престолом хранилось его копье.
23. Придел осмеяния или возложения Тернового Венца
Находится справа от придела Адама. Здесь под престолом хранится часть камня, принесенного из Претории. На камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и Тернового Венца. Придел принадлежит Греческой Церкви.

24. Церковь святой Елены
От придела Тернового Венца 28 ступеней ведут вниз, в подземную церковь св. Елены, принадлежащую армянам. Северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; центральный – царице Елене и Григорию Просветителю.
24. Придел святого Вардана
В 1970 г. по благословению Армянского Патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви св. Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца, или Армянских воинов-мучеников, с проходом из церкви св. Елены. В центре часовни расположен алтарь во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 г.

25. Придел Обретения Животворящего Креста
Двенадцать ступеней вниз ведут из церкви святой Елены в подземелье, где царица обрела Животворящий Крест. Ныне здесь греческий престол. В подземелье видны огромные обломки природных скал – в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. Подземелье находится на месте бывшей лощины, именуемой Юдолью мертвых, куда после распятия сбрасывали тела и кресты.

Место обретения Животворящего Кроеста Господня

26. Врата храма
27. Гробница рыцаря Филиппа д’Обиньи
Рыцарь – участник крестового похода германского императора Фридриха II, которому удалось ненадолго завладеть Святым Городом.

28. Капелла Франков
Справа от входа в храм видна небольшая лестница, 12 ступенек которой ведут вверх, в средневековую часовню. Некогда эта лестница служила отдельным входом на Голгофу. Потом проход был закрыт, и строение, своего рода «атриум» Голгофы, было превращено в часовню. Ныне она именуется капеллой Франков, принадлежит католическому ордену монахов-францисканцев.

Под капеллой Франков находится небольшая капелла, посвященная Марии Египетской. Существует предание, что здесь произошло обращение бывшей блудницы, ставшей после своего мучительного покаяния одной из самых почитаемых святых Церкви Христовой. Ступив на лестницу, ведущую на Голгофу, она вдруг ощутила, что не может подняться по ступеням под невыносимой тяжестью грехов. Но воззвав к заступнице грешных, Пресвятой Богородице, блудница Мария обрела силы взойти на Святую Гору.

29. Водохранилище под атриумом храма

30. Придел Архангела Михаила.
Находится правее капеллы Франков, принадлежит Коптской Церкви.

31. Армянский придел Иоанна Богослова

32. Греческий монастырь святого Авраама

33. Церковь святого Иакова, брата Господня, – приходской храм православных Иерусалима

34. Греко-православная часовня святой Марии Магдалины.

35. Колокольня и церковь Сорока Севастийских мучеников
Колокольня построена французским зодчим Журденом в 1160–1180 гг., под ней – церковь-усыпальница Иерусалимских Патриархов.

36. Лестница в греческий монастырь

37. Двор храма (Атриум)
Выложен на камнях, оставшихся еще от языческого святилища эпохи императора Адриана. Под ним остается большая цистерна римской постройки (29).

История

Постройка императора Константина

Еще первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившегося тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. Вероятно, память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 году. По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниям раннехристианских авторов и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века).

Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом, далее располагалась базилика — Великая церковь, обращенная алтарем в сторону Анастасиса. Внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Креста. Между Анастасисом и базиликой, а также и у восточного входа в базилику были устроены перистильные дворы. Главный вход располагался с востока, с одной из основных улиц, и с юга, с городского форума. Сооружение было богато украшено разными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем.

Величественный комплекс храма Воскресения был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 года. В память об этом событии в православной церкви в этот день отмечается праздник Обновления Храма.

Персидское и арабское завоевания

Кувуклия храма Гроба Господня

Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хозроем (Хосров II). Сооружения храма были сильно повреждены, но под руководством инока Модеста (позднее патриарха иерусалимского), на средства императора Ираклия, и жены Хозроя, христианки Марии, было восстановлено все разрушенное (616—626 годы). После захвата города халифом Омаром (637 год) патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, приказал сдать город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были.

В 1009 году халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора, заключенного ещё патриархом Софронием и халифом Омаром, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма (в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе). Строительные работы продолжались ещё в царствование Константина Мономаха, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы. Было сооружено несколько отдельно стоящих сооружений, напоминающих часовни. Роль главной церкви была отведена ротонде Воскресения, сохранившейся лучше других, в восточном проёме которой была устроена небольшая апсида (так называемая «Мономахос», 1020-37 годы).

Период крестовых походов

В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой). Строительство, описанное хронистом Вильгельмом Тирским, было завершено при королеве Мелисенде возведением звонницы. После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианские паломничества к храму, а в XIII веке им некоторое время владел отлучённый от церкви император Фридрих II.

Место распятия Иисуса Христа

Построенный в 1130-47 храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные с смертью и Воскресением Иисуса Христа. Крестоносцы не стали существенно менять структуру западной части здания, круглого Анастасиса, сохранившего планировку и украшения, восходящие еще ко временам императора Константина Великого. Эти части можно видеть и до сих пор — это кольцевые опоры ротонды, решенные как колонны коринфского ордера на массивных каменных тумбах, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».

Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви (Кафаликона), примкнувшей с востока к ротонде. Сооружение имело план в виде Т-образного креста с многочисленными приделами. Интересно решение было осуществлено в восточной части здания, где за главным алтарем был устроен обход с своеобразным «венцом» капелл. Такое решение (т. н. Деамбулаторий) послужило отправной точкой для развития композиций такого типа в средневековом зодчестве Западной Европы. В стилистическеских приемах оформления интерьеров и наружного убранства заметны и элементы ранней готики. Заключительным аккордом всего ансамбля стало возведение пятиярусной колокольни с стрельчатым завершением, предпринятое на самом закате существования христианских государств Палестины (1160-80 гг.).

Землетрясение 1545 года привело к понижению колокольни до современного уровня. В 1555 году расширением храма занимались монахи-францисканцы; им же принадлежит внутреннее убранство кувуклии.

Новое и новейшее время

Известен пожар 1808 года, когда сгорел деревянный шатер над Анастасисом и была повреждена кувуклия. Однако в период 1808-10 годов ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран. При восстановлении кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли). В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой из металлоконструкций, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.

В середине XX века планировалась существенная перестройка храма (архитектор Антонио Барлуцци), осуществлению которой помешала Вторая мировая война. В 1959 году началась основательная реставрация здания; в 1995-97 годах реставрационные работы коснулись и купола.

Структура

Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме.

Современный храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.

Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было каких-то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1109 г. хранятся в одной арабско-мусульманской семье Иерусалима, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Китай-город

Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках с колокольней и храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи

Храм Троицы Живоначальной в Хохлах

Храм Зачатия праведной Анны, «что в углу»

Храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах

Храм Всех Святых на Кулишках

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Храм преподобного Симеона Столпника за Яузой

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах

Храм вмц. Варвары на Варварке

Храм Воскресения Словущего в Борошах и колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Казенной слободе

Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе

Храм вмч. Георгия Победодносца в Старых Лучниках

Собор иконы Божией Матери »Знамение» б. Знаменского монастыря

Храм прор. Илии на Новгородском подворье

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Варварке

Храм прп. Максима Исповедника на Варварке

Храм вмч. Никиты (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе

Храм свт. Николая в Кленниках

Храм свт. Николая в Котельниках

Храм свт. Николая »Красный звон»

Храм свт. Николая в Подкопаях

Храм свв. апп. Петра и Павла у Яузских ворот

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (на Стрелке)

Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках с колокольней и надвратным храмом иконы Божией Матери »Взыскание погибших»

Храм Троицы Живоначальной в Никитниках (Грузинской Божией Матери)

Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву)

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Собор усекновения главы Иоанна Предтечи

Домовый храм прп. Елисаветы

Часовня св. Иоанна Предтечи

Пушкинская

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот (Большое Вознесение)

Храм бессребреников Космы и Дамиана (Благовещения) в Шубине

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной

Храм преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) у Никитских ворот

Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение)

Храм иконы Божией Матери »Знамение» за Петровскими воротами

Бывший Высокопетровский монастырь

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

Церковь «Большое Вознесение»

Храм Вознесения Господня, известный также как «Вознесения Господня, что в Сторожах» или «Большое Вознесение», упоминается
в письменных источниках с 1619 года.
В 1685–1689 годах на территории сгоревшей деревянной церкви Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился на месте нынешнего Столового переулка, возводится каменный пятиглавый Вознесенский храм
с шатровой колокольней.
В конце XVIII века по инициативе князя Григория Александровича Потемкина-Таврического на принадлежащем ему участке начинается строительство нового храма. Большой каменный собор планировалось приспособить преимущественно для чинов лейб-гвардии Преображенского полка. В храме, в частности, предлагалось «венчать браки» в присутствии императрицы. Возможно именно отсюда пошла известная легенда о том, что Екатерина II и Г.А.Потемкин тайно венчались в храме Вознесения.
Существует мнение, что первоначальное строительство было начато в 1798 году по проекту архитектора В.И.Баженова. После смерти Г.А.Потемкина и В.И.Баженова потомки князя приглашают архитектора М.Ф.Казакова. Проект для того времени был непривычным и очень дорогостоящим. Строительство велось медленно.
В 1812 году в числе многочисленных сгоревших московских строений был и храм «Большое Вознесение». К 1816 году была готова трапезная, в которой начинают проводить постоянные церковные службы. В 1820-е годы строительство возобновляется при участии архитектора О.И.Бове.
В 1831 году проект окончательно утверждается, а старая церковь Вознесения, построенная еще Н.К.Нарышкиной, разбирается, кроме шатровой колокольни (она будет уничтожена в годы советской власти в 1937 году).
В трапезной еще недостроенной церкви Вознесения Господня 18 февраля 1831 г. проходит венчание А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой.
Строительство храма продолжается в 1830-е и 1840-е годы и завершается в 1848 году под руководством архитектора А.Г.Григорьева. Иконостасы оформляются по проектам М.Д.Быковского. Освящение собора «Большое Вознесение» состоялось 15 сентября 1840 г.
С началом революционных событий 1917 года храм оказывается в эпицентре восстания. В церкви отпевают погибших во время октябрьских боев.
В 1920 году во время венчания своей дочери Ирины Ф.И.Шаляпин читает здесь «Апостол».
В 1922 году производится изъятие храмовых ценностей. В 1925 здесь отслужил свою последнюю службу Патриарх Тихон, а в 1928 году состоялось отпевание М.Н.Ермоловой.
В 1931 году церковь закрывают, оставшееся имущество экспроприируют. Первоначально в здании размещается склад, затем – гараж. Иконостасы разбираются (старинные иконы сжигаются прямо в здании храма), настенные росписи закрашиваются, устраиваются межэтажные
и межкомнатные перекрытия, в апсиде алтаря пробиваются ворота.
В 1960-е годы в бывшем храме располагается лаборатория высоковольтного газового разряда и молниезащиты Энергетического института им. Г.М.Кржижановского. Все пространство главного придела храма занимает 80-тонная установка для «производства» искусственных молний, стены сооружения потрясают постоянные взрывы.
К визиту в СССР президента США Р.Никсона в 1972 году был произведен косметический ремонт здания. В 1987 году лаборатория была выведена, планировалось провести реставрацию и обустроить в здании концертный зал.
В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, возобновились богослужения, началось восстановление храма.
На обнаруженном в ходе проведения работ фундаменте снесенной шатровой колокольни в 2002–2004 годах возводится 61-метровая колокольня по проекту О.И.Журина (с учетом неосуществленного в XIX веке проекта Ф.М.Шестакова). На следующих этапах работ были отреставрированы фасады, восстановлены трапезная и ограда.
В 2017–2018 гг. были проведены консервация и реставрация живописи в интерьерах храма, в том числе на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части; укреплен штукатурный слой и удалена засмолившаяся копоть на стенах и сводах трех алтарей и в подкупольной части; отреставрированы поверхности из искусственного мрамора и лепной декор.
В 2018 году церковь Большое Вознесение стала лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинациях «лучшая организация ремонтно-реставрационных работ», «научно-методическое руководство» и «высокое качество ремонтно-реставрационных работ».

Большое Вознесение

У этого термина существуют и другие значения, см. Вознесенская церковь.

Православный храм

Храм Вознесения Господня в Сторожах,
у Никитских ворот


Храм «Большое Вознесение»

55°45′27″ с. ш. 37°35′44″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская городская

Благочиние

Центральное

Тип здания

Церковь

Архитектурный стиль

ампир

Дата основания

XV век

Строительство

1798—1816 годы

Статус

Объект культурного наследия № 7710482000№ 7710482000

Состояние

действует

Сайт

Большое Вознесение на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный) Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение») — православный храм Центрального благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Пресненский, Центрального административного округа города Москвы (Большая Никитская улица, 36). Главный престол освящён в честь праздника Вознесения Господня; приделы в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери, в честь праздника усекновение главы Иоанна Предтечи, в честь Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», приставной — в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

Существовавшая в этой местности деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», первое упоминание о которой относится к 1619 году, сгорела в 1629 году. Возможно, название «в сторожах» связано с предпольным деревянным укреплением на опасном западном направлении — острогом.

Старая колокольня. 1882 год

В 1685—1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалёку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами Владимирской иконы Божией Матери и Святителя Николая — чуть западнее ныне стоящего. Рядом с храмом 7 октября 1774 года Дарья Васильевна Потёмкина купила у князя С. В. Гагарина «большой дом с хоромами». После 1784 года участок перешёл в собственность князя Г. А. Потёмкина, который рассчитывал построить новый храм и превратить его в собор Преображенского полка, шефом которого был. Первоначально к проектированию был привлечён В. И. Баженов; в 1792 году священник Антипа Матвеев сообщал П. В. Лопухину о приготовленном «на сие материалом, состоящим в кирпиче (архитектором полковником Баженовым сделана модель в несколько сот тысяч рублей». Но фундамент прежнего храма оказался недостаточно крепким и было решено строить новый храм рядом, для чего Потёмкин отдал свой двор. Смерть в 1791 году помешала ему осуществлению этих планов, но его племянник Н. П. Высоцкий с братом в 1795 году дали священнику Антипе доверенность и капитал на строительство храма и поручили проектирование новой церкви М. Ф. Казакову. В 1798 году была заложена трапезная с двумя приделами, в которых ныне расположены престолы иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Николая Чудотворца. Во время пожара 1812 года недостроенное здание выгорело и было завершено в 1816 году. В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 состоялось венчание поэта Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. К этому времени старая церковь была разобрана, за исключением колокольни, а проект переработан; в сохранившихся чертежах имеются подписи А. Г. Григорьева и Ф. М. Шестакова; в 1830 году О. И. Бове добавил ионические портики на северном и южном фасадах. Лишь в 1845 году строительство было окончено — без запланированной у входа в храм величественной колокольни. После смерти Шестакова работами руководил Е. Д. Тюрин. Окончательно строительство было закончено только в 1848 году А. Г. Григорьевым.

Иконостасы были выполнены в 1840 году архитектором М. Д. Быковским.

Хотя официально храм назывался «Церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами», в народе широко распространилось название «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения» — более старой церкви, построенной в 1634 году, у которой официальное название было «Церковь Вознесения Господня на Никитской в Белом городе» (ныне — Большая Никитская улица, 18).

Новая колокольня

Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объём (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: Сретения иконы Владимирской Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом. Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.

Прихожанами церкви были многие представители интеллигенции, дворянства и купечества, жившие рядом. В ней в 1863 году отпевали М. С. Щепкина, в 1928 году — М. Н. Ермолову. В храме были погребены сёстры Г. А. Потёмкина: Мария Александровна Самойлова, Пелагея Александровна Высоцкая и Надежда Александровна Потёмкина.

13 ноября 1917 года в церкви отпевали юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев в Москве. В 1920 году Фёдор Шаляпин читал в церкви «Апостола» на венчании своей дочери Ирины.

5 апреля 1925 года в храме совершил своё последнее богослужение Патриарх Московский и всея России Тихон; за богослужением был поставлен во епископа Сергий (Никольский).

В 1931 году церковь закрыли. В здании разместился склад тары, затем гараж. Иконостасы разобрали (старинные иконы сожгли прямо в здании храма), закрасили стенную роспись, устроили межэтажные перекрытия, возвели перегородки, в апсиде алтаря пробили ворота, разобрали портики и устроили новые оконные проёмы. В 1937 году снесли шатровую колокольню XVII века. В 1960-х годах в здании размещалась лаборатория высоковольтного газового разряда и молниезащиты Энергетического института имени Г. М. Кржижановского. К визиту в СССР в 1972 году президента США Р. Никсона провели косметический ремонт здания. В 1987 году вывели лабораторию — планировалось провести реставрацию и разместить в помещениях концертный зал.

В 1990 году здание передали Русской православной церкви, и 23 сентября 1990 года в нём возобновились регулярные богослужения; на праздник Вознесения Господня, храм был освящен архиерейским чином. Приделы и алтарь в то время были поделены на два этажа, а в полу зияли провалы, которые приходилось закрывать листами фанеры и досками. В начале 1990-х годов прошла реконструкция здания; в 1993—1994 годах обновили фасады.

Во время работ был обнаружен фундамент снесённой в 1937 году колокольни, на котором в 2002—2004 годах с западной стороны храма была построена новая, ранее не существовавшая 61-метровая колокольня, проект которой разработал архитектор-реставратор О. И. Журин на основе неосуществлённого проекта Ф. М. Шестакова. Патриарх Алексий II освятил новую колокольню 20 мая 2004 года. В 2002—2009 и в 2012 годах отреставрировали фасады здания и восстановили трапезную, устроили пандус и переделали лестницу со стороны Малой Никитской улицы, восстановили ограду.

В 2007 году в церкви прошло отпевание историка и исследователя русской архитектуры А. И. Комеча.

Литература

  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Москва в границах Садового кольца : Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. — М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1994. — Т. 2. — С. 297—304. — 646 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-7119-0013-7.
  • Храм Вознесения Господня в Москве // «Русский архив». — М.: Университетская типография (М. Катков), 1882. — Вып. 3—4. — С. 91—96.
  • Васькин А. А Я не люблю московской жизни, или Что осталось от пушкинской Москвы. — М., 2010.
  • Храм Вознесения Господня на russian-church.ru
  • Храм Вознесения Господня на patriarchia.ru
  • Храм Вознесения Господня на pravoslavie.ru
  • Храм Вознесения Господня на sobory.ru

Пушкинские места

  • Дом в Немецкой слободе (1799)
  • Елоховский собор (1799)
  • Захарово (1805—1810)
  • Лицей (1811—1817)
  • Кишинёв и Долна (1820—1821)
  • Каменка (1820—1822)
  • Одесса (1823)
  • Михайловское, Петровское, Тригорское (1824—1826)
  • Верхневолжье: Торжок, Берново, Малинники (1828—1829)
  • Болдино (1830)
  • Большое Вознесение
  • Остафьево (1830—1831)
  • Арбат (1831)
  • Татищево и Языково (1833)
  • Каменный Остров (1834, 1836)
  • Квартира на Мойке (1836—1837)
  • Чёрная речка (1837)
  • Спасо-Конюшенная церковь
  • Святогорский монастырь
  • Усадьба Ганнибалов
  • Вязёмы
  • Дом-музей В. Л. Пушкина
  • Домик няни
  • Музей в Гурзуфе
  • Музей в Киеве
  • Музей на Пречистенке
  • Музей в Новгороде
  • Выра
  • Усадьба Загряжских
  • Усадьба Гончаровых
  • Ярополец
  • Усадьба Васильчиковых
  • Музей в Вильнюсе
  • Музей в Бродзянах

Храм Вознесения Господня (Вознесенская церковь) города Курска была построена в 1887 году «тщанием прихожан и доброхотных жертвователей», как писали современники. До этого приходским храмом для жителей Казацкой слободы служила Михайловская церковь на улице Архангельской (ныне — К. Либкнехта).
Церковь — кирпичная, пятикупольная. Построена в стиле позднего классицизма с чертами эклектики. Приземистый четырёхстолпный главный храм трапезной связан с трёхъярусной колокольней, боковые фасады украшены портиками. Правый придел посвящен Покрову Божией Матери, а левый-апостолам Петру и Павлу. В 1888 году с горы Афон были привезены иконы Божией Матери Скоропослушница и великомученика Пантелеимона.
В 1893 году усилиями приходского священника Иоанна Ершова в церковной ограде было выстроено каменное одноэтажное здание для одноклассной церковно-приходской школы. Самым известным настоятелем здесь был священник Алексей Карасев, служивший с 1909 по 1915 год. Регент первого разряда, устроитель и руководитель певческих курсов, автор многочисленных трудов по церковно–певческой педагогике, он был известен на всю Россию. Судьба пастыря трагична, в 30-е годы его расстреляли. Кстати, до наших дней сохранился его бывший дом на улице Куровой-Береговой, 5. Одним из источников существования причта Вознесенской церкви до революции были 33 десятины пахотной земли, сдававшиеся в аренду. В 1907 году на церковной усадебной земле были построены два деревянных дома для священнослужителей. Третий, купленный прихожанами еще в 1887 году, использовался для псаломщика. В 1919 году частью прихожан Вознесенской церкви в свое заведывание был взят домовый храм в Знаменской роще (бывшей летней резиденции курских архиереев), где в воскресные и праздничные дни совершались богослужения. Однако продолжалось это недолго. В 1940 году по решению местных властей храм был закрыт. Но прихожане не отдали его на разграбление безбожникам. Узнав о том, что приход собираются закрывать, коренное местное население – казаки – с вилами в руках окружили храм, не дав этого сделать. В храме ежедневно совершалась молитва. Во время Великой Отечественной войны храм вновь был открыт для богослужений. Особая благодать, как считается среди православных, в тех церквях, которые не закрывались и не были осквернены. Вознесенский храм — единственный в Курске, который фактически не закрывался со дня освящения и до настоящего времени.
Туристско-информационный центр Курской области http://www.gokursk.ru

Leave a Comment