Храм зевса в олимпии

Храм Зевса Олимпийского

Храм Зевса Олимпийского (Греция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид с высоты на храм Зевса Олимпийского, Афины

Строительство самого внушительного сооружения древнего мира — знаменитого храма Зевса Олимпийского — началось задолго до нашей эры по инициативе тогдашнего правителя Афин — тирана Писистрата. Планы у владыки были воистину амбициозными: новое гигантское сооружение должно было непременно затмить все существующие на то время чудеса света, в частности, непревзойденный храм Артемиды. В общем-то мечта Писистрата впоследствии осуществилась, только вот не при его жизни.

В обществе затею с возведением самого большого в мире храма не оценили, сочтя ее просто актом высокомерия. А рядовые греки усматривали в храме лишь очевидный памятник тирании. Но между тем святость храма отрицать не приходилось, ведь он возводился на месте более древнего святилища Девкалиона — прототипа Ноя в греческой мифологии. Потому строительство храма Зевса Олимпийского хоть и с перерывами, но продолжалось.

Строительство самого внушительного сооружения древнего мира — знаменитого храма Зевса Олимпийского — началось задолго до нашей эры по инициативе тогдашнего правителя Афин — тирана Писистрата.

Завершил проект знаменитый воспеватель греческой культуры — император Адриан. С его легкой руки Афинская агора обзавелась не одним оригинальным шедевром архитектуры. Но время оказалось беспощадным. Храм Зевса Олимпийского просуществовал лишь три столетия (против шести веков строительных работ), прежде чем был основательно разрушен землетрясением.

До настоящего времени от некогда великого храма сохранились лишь руины, впрочем, весьма впечатляющие. Хорошо просматривается угол помещения, состоящий из четырнадцати колон. Еще одна колонна стоит немного поодаль, и последняя — шестнадцатая — завалена. В оригинале же храм Зевса Олимпийского состоял более чем из сотни 17-метровых коринфских колон, расположенных в несколько рядов по периметру здания. Длина и ширина помещения составляла, соответственно, 96 м и 40 м.

Храм Зевса Олимпийского

О внутреннем убранстве храма известно немного. Считается, что практически всю площадь зала занимала гигантская статуя бога Зевса, выполненная из слоновой кости и золота. Ходит легенда, что однажды сам Юлий Цезарь возжелал перевезти исполинскую скульптуру к себе в Рим, на что статуя лишь рассмеялась раскатистым громом. Кроме известного изваяния, зал храма Зевса Олимпийского украшала не менее впечатляющая статуя императора Адриана.

Неподалеку от храма Зевса Олимпийского в древности была сооружена арка Адриана, служившая воротами в новые кварталы города. При взгляде на Акрополь со стороны храма акра словно бы обрамляла величественный Парфенон, а с обратной стороны в ее очертаниях просматривались мощные формы Олимпейона.

Храм Зевса.

A– A A+
НЕ ПЕРЕН.

с. 312 Храм Зев­са в Олим­пии.

Дли­на это­го хра­ма рав­ня­ет­ся 64,1 мет­ра, шири­на 27,7 мет­ра; глав­ный фасад обра­щен к восто­ку.

Внеш­ний пор­тик име­ет шесть колонн по фаса­ду и три­на­дцать по сто­ро­нам. Высота этих колонн с. 314 рав­ня­лась при­бли­зи­тель­но 10,5 мет­ра, а диа­метр при осно­ва­нии был неоди­на­ков: в угло­вых колон­нах от 2,25 до 2,29 мет­ра, а в дру­гих — от 2,19 до 2,22 мет­ра. Рас­по­ла­гав­ший­ся над ними пер­вый ряд кам­ней состав­лял архит­рав, укра­шен­ный позо­ло­чен­ны­ми щита­ми; вто­рой ряд состо­ял из три­гли­фов, т. е. поверх­но­стей с про­доль­ны­ми желоб­ка­ми, чере­до­вав­ших­ся с мето­па­ми, т. е. глад­ки­ми поверх­но­стя­ми. Еще выше над каж­дым фаса­дом воз­дви­гал­ся тре­уголь­ный фрон­тон, разу­кра­шен­ный пре­крас­ны­ми изва­я­ни­я­ми. По сте­нам хра­ма и под пор­ти­ка­ми рас­по­ла­га­лись дру­гие изва­я­ния, изо­бра­жав­шие две­на­дцать подви­гов Гер­ку­ле­са.

Внут­рен­ность хра­ма дели­лась на три части: про­на­ос, наос, или цел­ла, и опи­сто­дом.

Вход в про­на­ос был укра­шен дву­мя колон­на­ми и запи­рал­ся брон­зо­вой решет­кой. Пол пок­ры­вал­ся камен­ной моза­и­кой; во всех углах были наг­ро­мож­де­ны мра­мор­ные и метал­ли­че­ские пожерт­во­ва­ния, при­не­сен­ные по обе­ту. В цел­лу, кото­рая была дли­ною в 28 мет­ров, а шири­ною в 13, вела брон­зо­вая дверь; дву­мя ряда­ми колонн, по 7 в каж­дом, она так­же под­разде­ля­лась на три части. Про­тив третьей колон­ны воз­вы­ша­лась балю­ст­ра­да, назна­че­ние кото­рой было слу­жить пре­гра­дой для пуб­ли­ки. Меж­ду третьей и пятой колон­ной, на про­тя­же­нии 7 мет­ров, цел­ла была откры­та свер­ху. Внут­рен­ность хра­ма и осве­ща­лась через это верх­нее отвер­стие. Посредине воз­вы­шал­ся алтарь Зев­са и его ста­туя.

Укра­ше­ни­я­ми цел­лы слу­жи­ли мно­го­чис­лен­ные при­но­ше­ния по обе­ту, рас­по­ло­жен­ные по сте­нам и колон­нам, а так­же скульп­тур­ные груп­пы.

Перед ста­ту­ей Зев­са возды­ма­лась вызы­вав­шая вос­хи­ще­ние пре­крас­ная шер­стя­ная заве­са пур­пур­но­го цве­та, разу­кра­шен­ная бога­той вышив­кой. На день ее поды­ма­ли к кры­ше, ночью опус­ка­ли; она защи­ща­ла сра­зу и от све­та и от холо­да.

Пьеде­стал ста­туи, при­над­ле­жав­шей к чис­лу луч­ших про­из­веде­ний Фидия, имел око­ло 10 мет­ров; по с. 315 бокам он был укра­шен позо­ло­чен­ны­ми рельеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми и живо­пи­сью. Самая ста­туя была выши­ною в 13 мет­ров. Зевс, сде­лан­ный из золота и сло­но­вой кости, был пред­став­лен в сидя­чей позе. Трон его был насто­я­щим чудом рез­ной и чекан­ной работы; его укра­ша­ли, кро­ме живо­пи­си и золота, дра­го­цен­ные кам­ни, сло­но­вая кость, чер­ное дере­во, брон­за. В сво­ей пра­вой руке бог дер­жал неболь­шую ста­тую боги­ни Победы, а в левой — ски­петр. Лицо его выра­жа­ло сос­ре­дото­чен­ное вели­чие и спо­кой­ное могу­ще­ство.

За этой колос­саль­ной ста­ту­ей шел про­ход, соеди­няв­ший две боко­вые части хра­ма, кото­рые разде­ля­лись потол­ком на два эта­жа; в верх­ние эта­жи вели две вин­то­вых лест­ни­цы.

За цел­лой был рас­по­ло­жен опи­сто­дом, доступ в кото­рый был открыт для всех и кото­рый отде­лял­ся от соб­ст­вен­но хра­ма глу­хой сте­ной. В дру­гих местах опи­сто­дом, нао­бо­рот, сооб­щал­ся с хра­мом и был закрыт для пуб­ли­ки.

25. Святилища периода расцвета: святилище Зевса в Олимпии.

Олимпия — одно из крупнейших святилищ Древней Греции на Пелопоннесе, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры. Святилище — это храмово-культовый комплекс, на территории святилища, кроме культовых построек, стояли монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Более того, Олимпийское святилище вплоть до IV века до н.э. оставалось средоточием греческого искусства. Веселая природа и беззаботное праздничное миросозерцание греков создали веселый праздничный культ. Ни в одной стране мира не было богов, более родственных человеку. Наделенные всеми человеческими качествами боги Олимпа часто снисходили к человеку и принимали участие в его судьбе. В божестве преобладает человеческая природа, во всей ее мощи и красоте, поэтому рядом с культовыми храмами, возвеличивающими того или иного бога у греков соседствовали стадионы, термы, гимназии для приведения тела и духа в гармонию и красоту, которая воспевалась греками. Святилища не подвергались нападению в период войн, поэтому часто в них хранили сокровища.

Рис. 1 Святилище Зевса в Олимпии (макет)

На генплане святилища вы можете увидеть как соседствовали храмы и культовые статуи( статуи Зевса) со стадионами, столовыми, термами (бани), спортивными школами и гимназиями, жилыми помещениями, проходами и навесами.

Рис. 2: Генплан святилища:

1: Северо-Восточный propylon 2: Пританей (здание, в котором проводились заседания) 3: Филлипейон 4: Храм Геры 5: героон Пелопса 6: экседра Ирода Алтика 7: Метроон 8: Статуи Зевса 9: Крипте (арочный путь к стадиону) 10: Стадион 11: Место для прогулок, покрытое навесом, образующим тень в жару 12: Здание Птолемея II и Arsinoe 13: Hestia stoa 14: Здание эллинов 15: Храм Зевса 16: Алтарь Зевса 17: ex-voto в Achaeans 18 : ex-voto в Mikythos 19: Ника из Paionios 20: Гимназия 21: Палестра (спортивная школа для тренировок) 22: Дом Жрецов (Техолеон) 23: Heroon 24: Мастерская Фидия и христианская базилика 25: Термы Kladeos 26: Греческие ванны 27 и 28: Хостелы 29: Леонидайлн (столовая) 30: Южные ванны 31: Bouleuterion 32: Южная stoa 33: виллы в Nero

Рис. 3: Храм Зевса в Олимпии (воссозданная версия, в настоящей жизни от него остались лишь руины)

Храм Зевса в Олимпии был построен в Vв. до. н.э. Он является одним из лучших примеров дорической стиля периода ранней классики. Он был знаменит огромной статуей Зевса. Храм сооружон зодчим Либоном из Элиды. Это дорический периптер, размером примерно 27Х64м. Число колонн 6Х13. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Был постороен из ракушечного известняка, облицовка бклой мраморной штукатуркой. Черепица и скульптуры из мрамора. Ко входу шел пандус, а не ступени. Дорические колонны чуть наклонялись внутрь, диаметр основания колонны и интерколумний были равны, боковые колонны были чуть шире.

26.Древнегреческие ордера.

Стоечно-балочная конструкция явилась основой создания новой тектонической системы, возникшей в результате стремления к рациональной и художественно совершенной композиции сначала в дереве, а затем в камне. Возникли закономерные взаимосвязи и определен порядок расположения основных элементов этой конструкции, установлены правила их пластической и декоративной разработки. Общий композиционный строй системы получил позднее название классического ордера. К середине V века до нашей эры в Греции сформировались такие архитектурные ордера, как дорический, ионический и коринфский.

1.Дори́ческий о́рдер— один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.

Характерные черты: Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.

2.Ионический ордер— один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения.Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света». Ионический ордер резко отличается от дорического пропорциями и деталями. Колонна имеет профилированную базу) и капитель) со спиралеобразными волютами). Горизонтальные членения капители украшены глубоким орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей — иоников). Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы — фасции). Фриз не имел триглифов), но иногда сплошь покрывался барельефом). Карниз часто украшался узкой полосой из иоников и завершался профилем в виде четвертного вала, иногда с тонко прорисованным орнаментом. Резко выступающая прямоугольная плита поддерживалась профилем в виде каблучка. В разработке карниза постепенно намечается деление на венчающую выносную часть и нижнюю — поддерживающую. Профили и детали ордера разрабатывались с ювелирной тонкостью и моделировались индивидуально. Пропорции ионических колонн отличаются от пропорций дорического ордера большей стройностью, а система в целом — легкостью и пространственностью.И дорический, и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек — от небольших галерей) жилых зданий до грандиозных портиков) храмов. Исходя из предельного размера каменной балки и архитрава были устрановлены закономерные связи между интерколумнием) и пропорциями колонны (ее диаметром и высотой), согласно которым была определена зависимость пропорционального строя ордера от абсолютной величины. Однако на практике часто отклонялись от этого правила в соответствии с решением конкретных идейно-художественных задач.

Характерные 3)Коринфский ордерК концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. В усовершенствованном виде мы встречаем его в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах.Характерным признаком ионического ордера является отсутствие пилястр[

Храм Зевса: описание

Ученые и археологи смогли точно восстановить параметры храма в Олимпии. Архитектура храма представляла собой следующее:

  • 6 колонн растянуты по ширине периметра;
  • 13 проходят по длине у основания;
  • Крыши и стены из мрамора;
  • Фундамент из ракушечника;
  • Метопы с подвигами Геракла;
  • Фронтоны со скульптурами и композициями;
  • Фигура Зевса за занавесом в центре.

Статуя Зевса в храме простиралась в высоту на 15 метров. Скульптура выглядела, как Бог, восседающий на внушительном троне. Такая композиция вызывала восхищение и трепет. Поэтому была включена в пресловутые 7 чудес света.

На территории туристического комплекса в наши дни работает археологический музей, часть экспозиций которого составлена из сохранившихся в храме скульптур и фрагментов. Благодаря скрупулезной работе историков прошлый облик храма и статуи Зевса реконструирован с большим количеством подробностей и деталей.

Археологам удалось выяснить, что основа статуи Зевса была сделана из деревянных щитов, которые закрывали пластины из слоновой кости. Одежда Бога была инкрустирована золотом, а его глазами служили драгоценные камни.

Трон Зевса был обильно украшен золотым теснением, драгоценностями и фигурами из камня. Правая рука Бога была занята миниатюрной скульптурой Ники, а в левой у него находился скипетр с орлом из золота.

Есть мнение, что для возведения статуи Зевса было потрачено 200 килограмм золота. Материалы, из которых была сделана величественная статуя, требовали особых условий и ухода. Поэтому храмовые жрецы регулярно мазали слоновую кость оливковым маслом, а также полировали другие детали статуи.

В Греции бытовала традиция, согласно которой каждый эллин был просто обязан узреть великую статую лично хоть раз в жизни. Так его жизнь считалась прожитой не напрасно.

Судьба статуи Зевса доподлинно не известна. Существует две версии ее дальнейшей участи:

  • Исходя из одной исторической версии можно сделать вывод, что храм и статуя были разрушены по эдикту Теодориха, предписывающему уничтожить на этой земле все языческие проявления;
  • Другая версия указывает на 475 год до нашей эры. Именно тогда статую якобы выставили в Константинополе, но затем она сгорела во время пожара во дворце.

Автором знаменитой скульптуры Зевса на троне считают художника и скульптора Фидия. Благодаря оставшейся после него картине ученые смогли точно восстановить облик статуи, а также узнали множество других данных, которые сопровождали историю достопримечательности.

Условия посещения Олимпии

Вход в туристическую часть Пелопоннеса Олимпию для туристов платный. Главное туристическое приключение начинается в археологическом музее. Затем красивая дорога среди кипарисов ведет к подножию горы, где и расположены руины храма.

Стоимость входа в Олимпию приравнивается примерно к 6 евро. Эту же сумму придется отдать за посещение музея. Цена комплексного билета равняется 9 евро.

В выходные дни комплекс работает с 8.30 утра и до 15 часов дня. Летний сезон длится с мая по октябрь. В этот период комплекс открыт с 8 и до 19 вечера. Зимой работа комплекса продолжается до 17 часов вечера.

У входа в Олимпию расположены фонтанчики с водой для питья. Осмотр достопримечательности может длиться до 4-х часов, поэтому необходимо взять с собой солнцезащитные средства. Иначе никто не сможет гарантировать безопасное пребывание на солнце в течение дня.

На территории комплекса работает кафе, где можно вкусно пообедать местной едой. Ежегодно эта достопримечательность принимает огромное количество туристов.

Храм Зевса в Олимпии – это совмещение архитектуры и скульптурного творчества. Его облик и стиль возвели в ранг классики. До сих пор, никому не удавалось повторить или превзойти его в изяществе или внешней гармонии. ЮНЕСКО внесло этот храм в свой известный список наследия за его величие и историческую значимость. Поездка к руинам и поход в местный музей помогут любому ощутить всю прелесть и важность данного места.

Архитектура

См. также: Статуя Зевса в Олимпии

Храм Зевса представлял собой типичный гипетральный храм (Ύπαιθρος; храм без крыши над средней частью, где стояла статуя божества), а именно дорический периптер с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по его длине. Материалом для строительства послужил известняк-ракушечник с Пороса. Фундамент достигал высотой 22 м, в ширину — 27 м, в длину — 64 м. Фундамент, колонны и росписи этого храма были открыты и восстановлены в прежнем виде благодаря раскопкам, проведенным в 1875 году под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.

Внутри храма стояла хрисоэлефантинная Статуя Зевса также работы Фидия — одно из Семи чудес античного мира. Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней с множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса была более 10 метров высотой, с выражением могущества и вместе с тем родительской нежности. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой правой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Как свидетельствует Павсаний, с первого взгляда казалось невероятным, что храм мог вместить эту статую.

Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа мастера Пеония с Меиды, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах перед взором Зевса между Эномаем и Пелопсом, а западный фронтон — группа мастера Алкамена из Афин, представляющий сцену битвы лапифов с кентаврами. На метопах изображены 12 подвигов Геракла.

Примечания

  1. Archaeopaedia: Temple of Zeus at Olympia Архивировано 5 февраля 2007 года.
  2. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 31. — 264 с.
  3. (Hellenic Ministry of Culture: The sanctuary site at Olympia, including the Temple of Zeus
  4. Preceding the Temple of Zeus in the temenos at Olympia were the archaic structures: «the temple of Hera, the Prytaneion, the Bouleuterion, the treasuries and the first stadium.»
  5. Hellenic Ministry of Culture.
  6. Temple of Zeus at Archaeopaedia, Stanford University Архивировано 5 февраля 2007 года.
  7. Павсаний 5, 11, 1

Храм Зевса в Олимпии на Викискладе

  • Олимпия//Реальный словарь классических древностей (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  • Олимпия, место проведения Олимпийских игр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Древняя Греция, которая является родиной современной демократии, страной, давшей миру множество философских учений, фундаментальных научных открытий и величайших произведений искусства, была не блистательным царством истины, а конгломератом больших и маленьких городов-государств и племён, беспрестанно воевавших между собой.

Компьютерная реконструкция Храма Зевса в Олимпии

Самые ничтожные поводы могли вызвать многолетнюю кровавую вражду. Однако раз в четыре года происходило событие, заставлявшее утихнуть этот кипящий котёл. Это были общегреческие спортивные состязания, знаменитые Олимпийские игры, названные по имени города Олимпия в области Элида (Пелопоннес), в котором они проходили.

История постройки

Первый алтарь Зевса был воздвигнут здесь в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.

Скульптуры западного фронтона храма Зевса

Средств при постройке не жалели. В Олимпию свозились лучшие породы камня и дерева всего эллинского мира. Даже кровельная черепица, которая всегда изготавливалась из глины, была мраморной. Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.

Работы были закончены в 456 году до н. э. После завершения строительства храм Зевса в Олимпии предстал поистине величественным сооружением. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия. Масштабы изваяния были столь грандиозны, что ради него пришлось менять первоначальный план здания.

Архитектура храма

От храма остались лишь руины, однако свидетельства очевидцев и сохранившиеся в большом количестве обломки каменных блоков и статуй позволяют реконструировать его внешний вид.

Реконструкция храма

Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.

Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.

Схема Храма

Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.

Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.

Внутреннее помещение

В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.

Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.

Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.

Статуя Зевса в Храме

По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.

Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.

Статуя Зевса и его храм в Олимпии

Городок Олимпия расположен на полуострове Пелопоннес, в 150 км на запад от Афин, ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

В самой целле находилась грандиозная фигура Зевса, спрятанная от любопытных глаз занавесом, она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Это великолепное произведение древнегреческого искусства входило в знаменитый список 7 чудес света.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Музей открыт с 9.00 до 19.00, но новых посетителей после 15.00 обычно уже не впускают.

Статуя Зевса в Олимпии — чудо света

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Согласно описаниям античных авторов, Зевс был изображён Фидием понимающим, способным ободрить в трудную минуту, богом, что противоречило существовавшей традиции изображать Зевса в образе громовержца.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.

О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.

После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.

Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции.

Узнайте о легендарных местах острова Крит, связанных с именем грозного бога Древней Греции Зевса.

Прочитать рассказ о достопримечательностях, хранящих следы богинь Древней Греции, и посмотреть их фото, вы можете на этой странице.

Фронтоны храма

Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.

Западный фронтон посвящён кентавромахии: сцене битвы лапифов и кентавров.

Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.

Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы.
Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.

В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.

Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.

Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.

Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.

Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае, которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.

Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах.
Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.

Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб.
Пелопс получил девушку и царство.

Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.

Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.

Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.

Авторство восточного фронтона приписывают Пеонию, а западного – Алкамену старшему. Однако вопрос о количестве авторов до сих пор остаётся открытым.

Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.

Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.

Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.

Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.

Узнайте интересные подробности о еще одной мифической работе скульптора Фидия – статуе Афины в Парфеноне.

О легендарном Олимпе – самой высокой горе в Греции, читайте в .

Рассказ об архитекторе храма Эрехтейон и его невероятном творении вас ждет по этому адресу: https://anygreece.com/posmotret/istorisheskie-pamyatniki/erehteyon-na-gore-akropol.html

Метопы

По всей длине верхняя часть античного храма над колоннами украшена фризом, состоящим из чередующихся каменных плит и триглифов (трёх параллельных линий).

Такие каменные плиты называются метопами, они часто украшались рельефами.

Большая часть сохранившихся изображений из святилища Зевса хранится в Лувре, и лишь некоторые находятся в музее Олимпии.

Двенадцать метоп храма изображают подвиги Геракла.

Выбор сюжета связан с тем, что в представлении эллинов образ этого героя олицетворял борьбу с окружающими их тёмными силами хаоса и символизировал победу рационального человеческого разума над мифическими силами зла, которым у древних греков ещё не было объяснения.

Эта тема служила продолжением героического пафоса, заданного скульптурными композициями на фронтонах и подготавливала к созерцанию статуи верховного божества.

Метопы располагались в соответствии с движением паломников вокруг храма.

Первый подвиг: сражение с Немейским львом, был изображён на метопе левого западного угла, а последнему подвигу, очистке Авгиевых конюшен, была посвящена метопа в правом углу восточной стороны.

Высота метоп составляет 1.6 м, ширина 1.5 м.

Некоторая их вытянутость в высоту согласуется с общим замыслом архитектора, который стремился придать храму максимальную величавость.

В относительно небольшом пространстве метопы, художнику удалось наполнить скульптуры динамикой подлинной жизни, сохранив при этом их гармонию с чёткой архитектурной формой.

Храм Зевса в Олимпии – один из самых значительных древнегреческих памятников архитектуры.

Здесь впервые наиболее полно был воплощён принцип синтеза архитектуры и скульптуры, который позднее стал классическим и до сих пор считается непревзойдённым.

Хотя от самого храма остались лишь руины, посещение музея, благодаря представленным там реконструкциям, позволит понять былое великолепие этого сооружения, а возможность прикоснуться к фрагментам колонн, возраст которых превышает две с половиной тысячи лет, вызовет прилив эмоций, трудно поддающихся описанию.

Руины города организация Юнеско внесла в списки всемирного наследия.
Поездка в древнюю Олимпию стоит того, чтобы оказаться перед лицом вечности.

В самом центре Афин, в 700 метрах на юго-восток от Акрополя возвышается группа колонн, выполненных в коринфском ордере. Это всё, что осталось от некогда великолепного сооружения, самого большого святилища Эллады – храма Зевса Олимпийского.

История создания

История постройки храма Зевса Олимпийского, или Олимпейона, уникальна и растянулась более чем на 6 веков. По преданию, ранее на месте, выбранном для постройки храма, стояло древнейшее святилище Девкалиона, эллинского Ноя, выжившего после всемирного потопа и ставшего прародителем нового рода человеческого. Сын его, Эллин, считался праотцом всех греков. Храм, возводимый в столь священном месте, не мог быть рядовым, и планы по его строительству были очень амбициозны.

Сооружение святилища было начато около 520 года до н. э. Строительство задумал афинский тиран Писистрат, но воплощать идею в жизнь начал его сын и преемник Гиппий. Новый храм был призван затмить своим великолепием прославленные культовые постройки Эллады той эпохи – храм Геры на острове Самос и храм Артемиды в Эфесе, причисленный к чудесам света.

Масштабы замысла действительно впечатляли. По первоначальному плану здание планировалось построить в дорическом стиле. Главным материалом служил известняк. Размеры фундамента составляли 41х108 метров. По форме храм должен был представлять классический периптер, окружённый двойной колоннадой. Число колонн с торцов составляло по 8 в каждом ряду, по боковым сторонам – 21.

Однако Гиппий не смог реализовать замысел отца. В 510 году до н. э. демократическая партия низложила тирана. К моменту свержения Гиппия был готов только фундамент и началось возведение колонн. Демократическим Афинам Олимпейон казался слишком надменным и высокомерным, и неприятие тирании привело к прекращению строительства. Более того, по приказу стратега Фемистокла, прославившегося в битве при Саламине, использовавшиеся для строительства храма каменные блоки были частично разобраны и использованы для строительства афинских укреплений.

Следующий этап строительства храма Зевса Олимпийского связан с именем Антиоха IV Эпифана из династии Селевкидов, царя Сирии, потомка одного из сподвижников Александра Македонского. Антиох всячески стремился укрепить свой авторитет в Афинах и приказал своему архитектору, римлянину Децимусу Косицию, достроить Олимпейон. Проект здания был серьёзно переработан. Дорический ордер заменили более нарядным коринфским, а основным материалом вместо известняка стал более ценный и престижный пентеликонский мрамор. Замысел Косиция предполагал возведение трёх рядов по 8 колонн с торцов и по два ряда колонн на боковых сторонах, по 20 колонн в каждом. Однако в 164 году до н. э. Антиох был убит взбунтовавшимися солдатами (по другим данным, умер во время эпидемии), а здание снова осталось недостроенным.

Завершение античного «долгостроя»

Дальнейшие страницы истории Олимпейона связаны с римским владычеством. Однако римляне не спешили достраивать святилище. Более того, в 84 году до н. э. римский диктатор Сулла, захвативший Афины в ходе войны с понтийским царём Митридатом, приказал снять часть приглянувшихся ему коринфских капителей с колонн и вывез их в Рим, где они пошли на строительство храма Юпитера Капитолийского.

Храм Зевса Олимпийского на фоне города

Лишь спустя более 200 лет история главного «долгостроя» древности завершилась. Произошло это в правление римского императора Адриана. Адриан обожал всё эллинское, он даже отрастил себе бороду, что противоречило римской традиции. Особенно император любил Афины, в которых по его приказу были развёрнуты масштабные строительные работы. Так, в 129-131 годах н. э. возведение храма Зевса Олимпийского, наконец, завершилось.

Храм был поистине величественным сооружением, гигантом античного зодчества, достойным Отца богов. Он стоял на фундаменте из трёх ступеней размерами 107,7 х 41,1 метров. Длина самого здания составляла 96, а ширина 40 метров. Храм окружала двойная колоннада, с торцевых сторон к нему были пристроены портики, по 8 колонн каждый. Всего колоннада насчитывала 104 колонны высотой 17 метров, увенчанные пышными коринфскими капителями. Диаметр колонн у основания составлял 2 метра, а диаметр капителей – до 3 метров.

В центральном зале храма находилась гигантская статуя Зевса, выполненная в хрисоэлефантинной технике и являвшаяся копией знаменитой статуи Громовержца работы Фидия из храма в Олимпии. Статуя производила неизгладимое впечатление, взглянуть на неё приезжали паломники со всего римского мира. В знак благодарности афиняне заказали огромную статую самого Адриана, которую установили рядом с храмом.

Дальнейшая судьба Олимпейона

Храм высоко почитался как греками, так и римлянами, которые видели в Зевсе своего верховного бога Юпитера. Многие императоры приезжали в Афины для церемоний в знаменитом святилище, а император Калигула, по легенде, даже попытался вывезти изваяние Зевса в Рим, однако при приближении рабочих статуя якобы расхохоталась, и рабочие категорически отказались к ней подходить.

С распространением христианства храм стал приходить в упадок. В 425 году император Феодосий полностью запретил поклонение старым богам, и здание начало разрушаться. Нередкие землетрясения неотвратимо превращали заброшенный храм в руины. Приложили свою руку и люди, растаскивавшие элементы храма для постройки новых зданий. К концу византийской эпохи от грандиозного некогда сооружения уже мало что оставалось.

В настоящее время памятником былого великолепия остались лишь 15 возносящихся в небо стройных колонн. Здесь же лежит 16-я, поваленная ураганом в 1852 году. Сегодня храм Зевса Олимпийского – одна из самых известных достопримечательностей Афин, хотя, увы, только незаурядное воображение позволит представить всё величие одного из крупнейших святилищ Древнего мира.

Достопримечательность

Храм Зевса Олимпийского


Храм Зевса в Афинах

37°58′10″ с. ш. 23°43′59″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Греция

Местоположение

Афины

Архитектурный стиль

архитектура Древнего Рима

Храм Зевса Олимпийского на Викискладе

Олимпейо́н, храм Зевса Олимпийского (греч. Ναός του Ολυμπίου Διός) — самый большой храм Греции, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.; располагается в Афинах в 500 метрах к юго-востоку от Акрополя и около 700 метров южнее площади Синтагма.

Согласно легенде храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа.

Возведение храма было начато в период тирании Писистрата, в 515 г. до н. э. Афинская демократия интересовалась храмом мало, Фемистокл использовал его части для оборонительной стены, связавшей Афины с Пиреем (её раскопанный участок виден рядом с храмом).

В 175—164 гг. до н. э. строительство храма Зевса (уже в коринфском ордере) продолжил царь эллинистической Сирии Антиох IV Эпифан. В 84 году до н. э. римский диктатор Сулла снял с колонн несколько резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога, Юпитера Капитолийского. Несмотря на это Тит Ливий почти столетие спустя называет афинский храм Зевса «единственным на свете, достойным этого божества».

Завершён храм был только через 650 лет после начала строительства, при римском императоре Адриане, поклоннике греческой культуры. Освящение нового храма, который Адриан посвятил Зевсу Олимпийскому, было приурочено ко второму визиту императора в Афины и стало центральным пунктом программы Всегреческих празднеств 132 г.

Храм был сильно повреждён во время нашествия герулов в 267 г. и едва ли восстанавливался после этого. После того как Феодосий запретил почитание языческих богов, элементы храма были использованы при строительстве церквей и домов.

В настоящее время от храма уцелел один угол, состоящий из 14 колонн, увенчанных коринфскими капителями, 2 отдельностоящие колонны и одна поваленная.

> Примечания

Leave a Comment