Иоанна воина на якиманке

10.Памятник композитору Яну Сибелиусу

Оригинальная скульптура, установленная в честь великого композитора в столице Финляндии Хельсинки. Выполнен постамент в виде гигантского органа, состоящего из 600 соединенных между собой огромных металлических труб. Уникальность памятника состоит в том, что им не только можно любоваться – его можно слушать! Когда в трубах завывает ветер, на несколько сотен метров вокруг звучит мелодия гениального музыканта. Автор инсталляции — Эйла Хилтунен, и это один из самых старых необычных памятников мира, ведь установлен он был в 1967 году.

В воскресенье путь-дорога у меня лежала через храм Иоанна-воина что на Якиманке. Церковь эта заметная, старинная, построена при финансовой помощи Петра 1. Сюда делали вклады многие богатые семейства Москвы, ведь территориально это Замоскворечье, а там денежки водились. Делали «вклады» и члены императорского дома России. Легенда гласит, что план храма начертал сам император Пётр I. Правда или нет — доподлинно не известно, но денег на строительство он точно дал, ибо Иоанн-воин святой покровитель воинства российского по мнению Петра. Елизавета Петровна пожаловала храму потрясающую каменную ограду (её нет на снимке, но она того стоит). Император Павел «закрепил» цвета храма, уж очень ему нравилась такая расцветка. Про всех не напишешь, но знати здесь бывало не мало.
Долго ли коротко ли, но храм уцелел и при нашествии Наполеона, правда мародёры вынесли всё — искали золото в стенах и полах; уцелел он и в революцию, вернее после. Храм не взорвали, мало того, он был один из немногих, в котором шли службы.

Сюда переносили иконы из близлежащих закрывающихся церквей: икону «святые Иоаким и Анна» передали из церкви на Якиманке, икону «Великомученица Варвара» — из Варваринского храма на Варварке, Казанскую икону Пресвятой Богородицы — из Казанской церкви на Якиманке.
На одной из фоток стоят в центре женщины — они читают акафист как раз перед мощами великомученицы Варвары. А на следующем фото — Казанская, из того самого храма, который описывал Иван Шмелёв в Лете Господнем.
Храм намоленный, там дышится совсем по другому, оттуда совсем не хочется уходить. Там множество старых икон на темных увесистых досках, там много икон увешанных дарами. Там чудесный иконостас и красивейшие паникадила. Будет возможность — зайдите туда. Только потом не пеняйте, что ваша » на минутку» превратилась «на целый час».

А теперь хотите верьте хотите нет, в этот день когда я зашла в храм — была память великомученицы Варвары, чья частица мощей есть в этом храме. Увидела в ленте икону и подпись о праздновании, и полезла в календарь уточнять.
Так вот почему там читали акафист.
Позвала меня святая Варвара. Знать бы к чему …
.
Адрес: Москва, ул. Большая Якиманка, 46.
Храм открыт с раннего утра до вечера. Ежедневно совершаются две службы: в 8:00 и 17:00,
в воскресенье и на праздники — в 7:00 и 10:00,
накануне — всенощное бдение в 17:00.
При входе есть лавка с выпечкой — очень вкусная. 🙂

История

Низменности между современной улицей Большой Якиманкой и Москвой-рекой регулярно затопляло весной, там проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесённый в результате наводнения, заметил разрушения церкви Святого Иоанна, находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте — в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.

Храм Иоанна Воина, 1882 год

В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754—1758 годах (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).

В 1785—1796 годах в храме служил иерей Матвей Десницкий − будущий митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Михаил. Уже в молодые годы он получил известность как проповедник.

В 1779—1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утрачены в 1860-х годах. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей у Красных ворот.

С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин. При нём в 1912 году храм отметил своё 200-летие − литургию по случаю юбилея и храмового праздника 30 июля совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир. В 1922 году протоиерей Христофор был обвинён в «противодействии изъятию церковных ценностей» и расстрелян в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала. (Прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.

В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый храм Марона Пустынника в Старых Панех, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина († 1950).

По воспоминаниям Никиты Кривошеина:

Осенью 1952 г. я оказался в Москве студентом, и благодаря покойной Нине Константиновне Бруни (дочери Константина Бальмонта) нашёл дорогу в храм Иоанна Воина на Якиманке. Там были службы и пение — как в парижское отрочество. Там — не помню как вышло — я изумлённо слушал богохульственную панихиду «Со святыми упокой… Господи, душу раба твоего Иосифа…» Месяц спустя, в Великую пятницу утром, сообщили о прекращении дела врачей-отравителей. Прихожанин этого храма Иван Бруни с уверенностью сказал: «Наши скоро вернутся!» (из Воркуты и Тайшета). В этой церкви я свыкся с «коллективными исповедями» (так легко отвечать «грешен» на все вопросы батюшки), привык к совмещениям в одном пространстве и времени главных событий жизни: у алтаря шли венчания, в приделах конвейерные крещения и одновременно — серийные отпевания… Освоить надо было и отгороженность, почти недоступность священников. Мучительнее всего — не боюсь слова — было сохранить в себе неосознанную надежду и слушать, как настоятель совсем нередко читал Патриаршие послания насчёт Кореи, потом Вьетнама, Мира во всём мире и империализма…

Ссылки

  • Сайт храма
  • Страница храма на портале Православие.ru
  • Храм Иоанна Воина на sobory.ru

Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу». Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.

Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.

В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило».1

Также, существует народная легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр». Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, — отец Алексий Федоров (ск. 1731 г.).

В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель. Московский губернатор, князь Михаил Григорьевич Ромодановский, уплату оброчных денег с этих земель отменил, а велел хозяевам платить только «мостовые деньги» — на приведение в порядок дорог у их владений. Через некоторое время новый губернатор, боярин Алексей Петрович Салтыков, предписал собирать и оброчные деньги. Так за церковью Иоанна Воинаобразовалась недоимка (с 1714 по 1720 год): 89 рублей 22 алтына 2 деньги оброчных денег и 24 рубля мостовых.

К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи».

Однако, есть все основания полагать, что строительство Храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнуло начало строительства Храма Иоанна Воина.

Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный(ск. 1727 г.). Уже 11 (23) июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября) и в Храме началось богослужение.

Большое освящение Храма 12 июня 1717 года совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). С этого дня, который считается начало жизни нового Храма, по глубокому замечанию о.Назария, игумена Валаамского, «неотступно пребывает в храме Божием Ангел-блюститель Престола Господня».

Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она «уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни». Таким образом, наряду с Петром Великим основателем новой церкви Иоанна Воина следует признать священника Алексея Федорова.

В 1752 году в истории православной России произошло знаменательное событие — были обретены нетленными и позднее канонизированы мощи Святителя Дмитрия Ростовского (память 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября). Год представления святого совпадал с годом закладки Храма св. мученика Иоанна Воина. Погребение Святителя, своего почившего друга, совершал тот же Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который освящал Храм. Жизнь новоявленного Святителя и Храма протекала, таким образом, почти одновременно и духовно взаимосвязанно. Переплетение дат и событий сподвигли прихожан просить освятить новый престол во имя этого святого.

Таким образом, в 1760 году Храм св. мученика Иоанна Воина стал трехпрестольным.

Отечественная война 1812 года

В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами.

«Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною» («Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85).

Господь сохранил Храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.

После неприятеля престолы были освящены заново: св. Гурия, Самона и Авива — 20 февраля, св. Димитрия Ростовского — 9 марта, св. Иоанна Воина — 29 июня 1813 года. Несколько же дней, когда Храм был разграблен, так и остались единственными днями за всю 300-летнюю историю Храма, когда в нем не совершались богослужения.

Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.

Годы богоборчества

В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как сщмч. Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.

Молитвами сщмч. Христофора и всех небесных покровителей Храму удалось избежать скверны обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Все годы и поныне богослужения совершались и совершаются в соответствии с исторической православной традицией.

Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.

Выпало Храму и иное послушание — стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей. Это и икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи и икона св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.

Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.

Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.

Одним из последних изменений в Храме Иоанна Воина было в 1984 г., когда из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.

Желябужский И.А. Записки // Записки русских людей. СПб., 1841. С.111.

Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве // Московские губернские ведомости. 1841, № 10. С.100.

Иванов О.А. К истории церкви Иоанна Воина // Московский журнал. 1999. № 7

ЦИА Москвы. Ф.2134, оп.1, № 36, л.75

Москва. Актовые книги XVIII столетия. М., 1895. Т.3. С.114 (№ 523).

Leave a Comment