Известные Монастыри России

Монастыри России

Монастыри являются неотъемлемой частью культуры и истории России. В любом старинном русском городе можно подняться на высокий холм, где откроется взору потрясающая картина – купола православных храмов, соборов и монастырей. Сейчас даже будет трудно сосчитать, сколько в России монастырей. По данным за прошлый год только к Русской Православной Церкви относится 804 монастыря.

Как появлялись монастыри?

Греческое слово слова «mono» (монах, монастырь) означает один. Для того чтобы никто не мешал размышлять о вечном и жить по законам Божьим, подвижники проводили много времени в одиночестве. Такие люди часто встречали единомышленников и находили учеников. Позже возникли некие общины с общими идеями, интересами и образом жизни. Они обжились, начали вести общее хозяйство. Так на русской земле появились первые православные монастыри.

Древнейшие монастыри России

В старинном русском городе Новгороде, который играл важную роль в становлении и развитии нашего государства, расположен Юрьев монастырь. Этот самый древний монастырь России находится на левом берегу реки Волхов. Юрьев монастырь был основан еще Ярославом Мудрым. Им была построена деревянная церковь, после чего началась история знаменитого монастыря.

На территории России монастырь зачастую выполнял роль крепости. Неприятелю подолгу приходилось осаждать его стены. Часто монастыри первыми принимали на себя удар, так как располагались за крепостными стенами городов. Долгое время в России они были также центром просвещения. В стенах монастыря организовывали небольшие школы, библиотеки и ремесленнические мастерские. В тяжелое время здесь раздавали еду нуждающимся, в этих стенах находили приют нуждающиеся и больные люди.

В начале 20 века в результате революции Российская Империя развалилась, а на ее месте образовалась новая страна СССР, в которой не было место религии. Монастыри безжалостно разорялись и закрывались. В бывших обителях часто размещались склады или клубы. В начале 90-х годов XX века, когда коммунизм пал, русские православные монастыри начали возобновлять свою деятельность. В России до сих пор появляются новые обители.

Известные монастыри России

Новоспасский монастырь. Один из старинных московских мужских монастырей, который уютно расположился на Крестьянской площади сразу за Таганкой. Монастырь был основан в далеком 1490 году во времена правления Великого князя Ивана III. На сегодняшний день он имеет совершенно иной вид.

Борисоглебский монастырь. Основан Борисоглебский монастырь во времена правления князя Дмитрия Донского.

Монастыри Центральной России

Он расположился в тихом месте на берегу реки Устье, окружен лесом. Помогал Дмитрию Донскому в духовном и нравственном возрождении Руси Сергий Радонежский.

Троице-Сергиева Лавра. Это, пожалуй, самый большой монастырь России. История Троице-Сергиевой Лавры связана также с именем замечательного русского подвижника Сергия Радонежского. Он внес большой вклад в развитие православия в русском государстве. Расположена лавра в городе Сергиев Посад в Московской области.

Еще одним из крупных действующих мужских монастырей в России является Псково-Печерский монастырь. Он был создан в 1473 году. Обитель окружат крепкие стены с башнями и бойницами. Из названия можно понять, что эта обитель расположена в городе Печоры. Оптина пустынь. Большой и известный в России монастырь. Он расположен в Калужской области, возле города Козельска.

Суздальские монастыри являются украшением этого небольшого города Владимирской области. Многие из них имеют очень древнюю историю – так, Ризоположенский женский монастырь был основан в 1207 году.

Миссия монастыря очень скромная – дать прибежище людям, которые решили посвятить свою жизнь служению Всевышнему.

Самые живописные монастыри России

Но, не смотря на эту скромность, здания монастырей притягивают своей красотой, величием и уникальной историей не только верующих, но и атеистов. Сегодня большинство монастырей открывают двери всем желающим. Становится отшельником при этом не обязательно – можно просто совершить экскурсию и познакомиться с архитектурой, традициями и историей самых красивых монастырей мира.

Монастыри часто строили в труднодоступных местах, чтобы создать идеальное уединение. Монастырь Таксанг (Логово Тигра) в Бутане превзошел в этом все остальные обители – он стоит на горе, на высоте 3 тыс. метров над уровнем моря. Добраться сюда можно лишь по пешеходной тропе, поэтому во время пожара в 1998 году монастырю было сложно оказать помощь. Здание сильно пострадало, но потом все же было восстановлено.


Таксанг (Логово Тигра), Бутан

В Греции, на горе Афон стоит монастырь Григориат. Покровитель монастыря Святой Николай, в честь него и была создана обитель.

Фасад прекрасного монастыря возвышается над морской гладью.  Здесь хранятся мощи Святого Нифонта, Патриарха Константинополя и можно увидеть реликвии разных времен.


Монастырь Григориат

Монастырь Юмбулаганг находится в Тибете на вершине горы Джормо Жакси Цери. Величественное здание было построено для первого тибетского царя более 2-х тысяч лет назад. Монастырем Юмбулаганг стал при Далай Ламе V.  Сегодня монастырь хранит историю монархии – здесь находятся статуи великих правителей Тибета.


Монастырь Юмбулаганг

Монастырь Мадонна дель Сассо был построен в Швейцарии в 1480 году. Он находится в местечке Локарно,  в краю, где в году очень много солнечных дней, на берегу прекрасного озера. Монастырь построен в стиле ранней готики.  Сегодня здесь находится действующий орден капуцинов, а также хранятся ценные произведения живописи и скульптуры.


Монастырь Мадонна дель Сассо

В Бирме находиться уникальный деревянный монастырь Нгафечонь. Его позолоченные купола высятся  над озером – здание стоит на сваях. Нгафечонь – монастырь буддистов, и здесь находится  уникальная коллекция изображений божества – великого Будды.


Монастырь Нгафечонь

В Греции есть еще одна уникальная святыня – монастыри Метеоры. Слово в переводе с греческого значит «парящие в воздухе». Это символично – монастыри расположились на вершинах скал песчаников.  Впервые на вершину скалы монахи поднялись в 11 веке, а первый монастырь на вершине появился в 14-15 веках. 


Монастыри Метеоры

Женские монастыри России

Широчайшие просторы России – это огромное разнообразие как природных зон, так и культурных, национальных и этнических особенностей их жителей.

Самые известные монастыри России

И одна из главных объединяющих сил всего этого многообразия – это, безусловно, православная вера. Ведь от Калининграда до Владивостока люди живут по одним заповедям, а многие из них даже целиком посвящают свою жизнь служению высшей силе. В этом материале мы рассмотрим несколько самых древних и интересных женских монастырей России.

Алексеевский монастырь в Угличе

Православная женская обитель на старинной Огневой горе у Каменного ручья, основанная еще в 1371 году иноком Адрианом с согласия самого Дмитрия Донского. Первые каменные строения начали возводить здесь в 1534 году, а после нашествия польско-литовских войск, перебивших всех монахов в 1609 году, была возведена неведомой красоты Успенская Дивная церковь. Здесь же в 1698 году держали бунтовавших против Петра Великого опальных стрельцов. Также на территории прихода располагается Алексеевская церковь XVI века, полностью переложенная  в XIX-ом, и собор Иоанна Предтечи, известный своими потрясающими изразцами.

Благовещенский Киржачский монастырь

История его основания началась в 1358 году, в котором Сергий Радонежский подвизался со своей братией на киржачской земле. Иноки поставили здесь деревянную церквушку Благовещения Богородицы и несколько скромных келий. Преемником Радонежского стал Роман Киржачский, приумноживший богатства храма и впоследствии причисленный к лику святых. К середине XVI века здесь подвизалось уже около сотни монахов, а владения обители вышли далеко за пределы Переславского уезда. В 1764 году она была упразднена указом Екатерины II, однако уже в 1823 году ее восстановление было инициировано императором России Александром I. Сегодня это действующая обитель, в которой хранится множество православных реликвий, в том числе иконы Благовещение, Спас и Никола.

Богородично-Рождественский Ильинский монастырь

Женская община при Ильинской церкви в Тюмени была основана в 1620 году и за полторы сотни лет успела несколько раз изменить название. При приходе была открыта просторная церковная школа, которая перестала существовать вместе с обителью с приходом Советской власти. До перестройки в зданиях обители размещались ломбард и ликеро-водочный завод, однако уже в 2003 году в свои кельи вернулись первые монахини. Сегодня в этой обители России проживает около 10 насельниц, работает библиотека, детский приют, богадельня и швейный цех.

Богоявленский Авраамиев монастырь

Старинная православная женская обитель, основание которой датируется еще концом далекого XI века. На месте, где до того находилось языческое капище Велеса, Авраамий Ростовский поставил деревянную церковь и основал мужской приход, и лишь к концу XVII века все постройки были переложены в камне и окружены стеной. Долгое время здесь хранился святой жезл Авраамия, пока его не забрал в поход Иван Грозный. В период советской власти обитель передали под жилые помещения, а каменную крепостную стену попросту разобрали. С 2004 года эта обитель России возрождена как женская.

Николаевский Арзамасский женский монастырь

В конце XVI века на центральной площади основанного Иваном Грозным города Арзамаса поставили храм имени Николая, Мерликийского чудотворца. Весьма скоро при нем было решено образовать женскую общину, ради чего игумен Сергий даже пожертвовал в этот храм большую резную икону Святителя, которая была знаменита своими целебными свойствами. Храм дважды выгорал, и лишь в 1738 году был перестроен в камне. До прихода советской власти обитель была знаменита своими рукодельницами, заказы к которым на вязаную обувь приходили сов сей России. С 1928 по 1994 год кельи с храмы стояли в запустении, после чего вернулись к Церкви и были восстановлены.

Николаевский Клобуков женский монастырь

Эта православная обитель изначально закладывалась как мужская, и свой женский статус обрела лишь после возрождения в конце XX века. Сведения о ее существовании были найдены в источниках еще XIV века, а с 1420 года там подвизался Макарий Калязинский, над собственноручно выстроенной кельей которого в начале ХХ века была выстроена кирпичная часовня. Сегодня в этой женской обители России хранятся такие святыни как мощи и рамка святой Анны Кашинской, копия иконы Андрея Рублева Одигирия, мощи Макария Калязинского и более 200 других святых, а также старинные иконы разных лет.

Петро-Павловский женский монастырь

Основание этой женской обители России приписывают Олегу Брянскому в 1275 году, тем более что в храме до сих пор бережно хранятся частички мощей этого богобоязненного князя. Как и многие другие, был упразднен указом Екатерины Великой, однако восстановлен как община по просьбам меценатов. На их же деньги в приходе были построены соборный и надвратный храмы, организована богадельня и довольно богатое хозяйство, с садом и скотным двором. Там же работали чеканная и иконописная мастерские, рукодельня, больница и церковная школа. В советские годы здания обители пустовали, и возродился приход лишь в 2002 году.

Самые красивые храмы и монастыри в России

Монастырь

Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. В Византии монастыри делились на мужские, женские и двойные, причем женских было значительно меньше, чем мужских. Византия славилась множеством монастырей — как крупных и богатых, так и совсем мелких, где порой жили не более двух-трех монахов.

10 старейших монастырей России

Монастыри, построенные на средства частных лиц, назывались ктиторскими, царскими именовались те, что появлялись по инициативе царствующих особ. Некоторые монастыри жаловались императорами как доходные предприятия своим подданным; такие обители назывались харистикарными. Для Византии характерны два типа монастырей: сельский (в глухих районах Египта, Сирии и Палестины, Каппадокии, с IX-X вв. — монастыри на горе Афон) и городской (например, константинопольские монастыри, и в особенности Студийский). Монастыри ведали общественной благотворительностью — руководили больницами и странноприимными домами, помогали бедным, устраивали школы. Монастырские уставы (типики) регламентировали всю жизнь монахов, начиная с обязательного участия в богослужениях и заканчивая временем сна, принятия пищи и несения различных послушаний. Управление монастырем осуществляли наместники ачинах архимандрита или игумена, иногда прота или протосинкелла, которые назначались, как правило, по выбору братии, иногда жребием, а затем утверждались высшей духовной властью. Кроме того, в монастырях существовали должности эконома, заведовавшего хозяйством, казначея (дохиара), экклесиар- ха — блюстителя храма, а в крупных обителях и множество других должностей. Основоположником общежительного монашества в Восточной Римской империи был св. Пахомий Великий, умерший в 346 г. Около 340 г. в Табенне (Верхний Египет) возникло первое общежитие (киновия) по древнейшему письменному уставу совместной монашеской жизни, составленному Пахомием. Эта обитель объединила для совместных молитвенных подвигов разрозненных отшельников. Вскоре вокруг Табенны появилось еще несколько монастырей, для которых Табеннская обитель была главной. По инициативе Пахомия его сестрой был основан женский монастырь, организованный почти на тех же началах, что и мужские обители, и подчиненный наравне с ними игумену главной Табеннской обители. По известиям церковных историков IV-V вв., деятельность Пахомия был настолько успешной, что еще до его смерти в Табенне и ее окрестностях собралось около 7 тыс. монахов. Монастырский устав Пахомия св. Аммон ввел и в Нитрийской пустыне, где скоро собралось также несколько тыс. монахов; св. Иларион утвердил его среди сирийских и палестинских отшельников, св. Евстафий Севастийский в Армении, а св. Афанасий Александрийский — в Италии, откуда этот устав распространился по всей Западной Европе. На Востоке, однако, Пахомиев монастырский устав и уставы местного происхождения вскоре были заменены уставом св. Василия Великого, который ввел его в употребление сначала в Каппадокии и Понте. Новый устав сохранял многие черты Пахомиева, но упрочил общежительные начала и несколько смягчил суровость египетского устава. Все последующие уставы восточных монастырей в существенной части повторяли уставы Пахомия и Василия. Первоначально у монастырей не было определенных отношений с церковной иерархией; монахи не получали чинов священнослужителей и для совершения богослужения приглашали посторонних священников. Затем епископы стали ставить из числа лучших монахов священников для богослужения исключительно в монастыре. И только по правилам Четвертого Вселенского собора монахи были причислены к клиру и подчинены ведению епархиальных архиереев. С конца V в. число монастырей в Византии стало быстро умножаться, особенно в Палестине, Сирии и на Синае, где монахи считались тысячами в лаврах Святого Саввы, Святого Феодосия, Синайском монастыре и других обителях; монастырские имущества увеличивались за счет щедрых пожертвований, а права и преимущества монашеского сословия обеспечивались особыми законами. Множество монастырей было создано и в столице империи, причем как в самом городе, так и в его предместьях по обеим сторонам Босфора. Из константинопольских монастырей особенно славились обитель Акимитов и Студийский монастырь, основанные в V в. Монашеские обители во множестве основывались и в других городах: Фессалониках, Амории и Трапезунде. Появление в VII в. мусульманства и последующие завоевания арабов оказали губительное воздействие на монашество в Египте, Палестине и Сирии. Множество монастырей было разграблено и уничтожено, а указ халифа Омара I запрещал постройку новых. Зато возрастало число монахов в пределах значительно сократившейся территории Византийской империи. Крупные центры монашества возникли на нагорьях Каппадокии, а также на горах Святого Авксентия, Олимпе, Сигриане, Галезионе и Латре, расположенных в западных прибрежных областях Малой Азии. С VIII в. многие монахи в Византии подвергались преследованиям в связи с правительственной политикой иконоборчества, поскольку именно монашество выступало главным защитником иконопочитания в империи. Торжество Православия в 842 г. позволило тысячам изгнанных иноков вернуться в Константинополь. Тогда же были построены новые монастыри и восстановлены старые, как в столице, так и в прежних монашеских центрах: на Олимпе и Латре, в Афинах, в Фессалониках и других местах. Оживление монашеской жизни произошло и в Южной Италии, особенно Калаврии, где насчитывалось до 200 православных монастырей. При первых императорах Македонской династии строительство монастырей велось почти на всей территории византийского государства; каждый вельможа в то время почитал своей важной обязанностью перед Богом отстроить монастырь на свои средства. Многие монастыри в то время имели огромные земельные наделы, освобожденные от налогов, строили роскошные здания и разводили громадные стада лошадей, рогатого скота и верблюдов. Большую известность приобрел монастырь Саккудион на горе Олимп в Вифинии, настоятелем которого некоторое время был знаменитый подвижник св. Феодор Студит, под чьим началом пика своего процветания достиг в то же время и столичный Студийский монастырь. С конца X в. возрастает влияние на духовную жизнь империи монастырей горы Афон, как особого объединения монастырей, развившегося позже в прославленную монашескую «республику». Среди других обителей периода IX—XII вв. наиболее знамениты следующие: монастырь Полихронион в окрестностях горы Олимп, чьим игуменом был св. Мефодий; монастырь Пантократора в Константинополе, основанный императором Иоанном II Комнином; монастырь Космосотира, основанный севастократором Иоанном; монастырь Символон, основанный св. Мелетием на горе Киферон; монастырь Святого Маманта в окрестностях столицы, где игуменом был св. Симеон Новый Богослов. По свидетельству новгородского архиепископа Антония, число монастырей при императоре Мануиле I (1143-1180) достигало 14 тыс. Начавшееся в XIII в. нашествие крестоносцев на Византию повлекло за собой гонения на православных монахов, разорение православных монастырей. Подобные же гонения с началом эпохи Крестовых походов испытали православные монахи в трех восточных патриархатах: Антиохийском, Иерусалимском и Александрийском. Восстановление Византийской империи в 1261 г. привело к возрождению сохранившихся монастырей, однако строительство новых было весьма затруднено в связи с недостатком средств. В основном проводилась реставрация уцелевших константинопольских обителей. Более активно монастыри строились на территориях, уже не принадлежавших Византийской империи, но все еще входивших в сферу ее культурного влияния: в Эпирском деспотате, Трапезундской империи, на островах Эгейского моря и на Афоне.

Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.73-76.

Далее читайте:

Православные монастыри (справочник).

Идиоритм — тип византийских монастырей, основанных на принципах свободы и раздельного проживания своих насельников.

Православные иконы (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

крупный мужской монастырь

Варианты ответов к вашему кроссворду

ЛАВРА

  • Ла́вра (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.
  • Киево-Печерский монастырь
  • Наиболее крупный и прославленный святынями монастырь
  • Не женский монастырь
  • Монастырь при отсутств. монахинь
  • Крупный, важнейший православный монастырь
  • Монастырь без монахинь
  • Монастырь не для дам-с
  • Монастырь без баб-с
  • Православный мужской монастырь
  • Монастырь не для слабого пола

ЧУДОВ

  • Чу́дов монастырь (старинные названия — Великая Лавра, или «Чудо») — кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского Кремля.
  • Кафедральный мужской монастырь в восточной части Кремля в Москве (разрушен)

БОСС

  • «Босс-молокосос» (англ. The Boss Baby) — американский мультфильм режиссёра Тома Макграта, снятый по одноимённой книге Марлы Фрэйзи о мальчике Тиме, открывающем для себя заговор, который организовал директор компании Puppy Co, стремящийся уничтожить любовь во всём мире.
  • Крупнейшая европейская фирма, законодатель мужской моды

АББАТСТВО

  • Абба́тство (лат.

    Православные действующие монастыри России

    Abbatia) — католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, а иногда непосредственно римскому папе.

  • Католический монастырь с принадлежащими ему владениями
  • Монастырь для католических монахов
  • Монастырь католиков
  • Католический монастырь
  • Монастырь для Арамиса

АВЕЛЛАН

  • Авелла́нский оре́х, или чили́йская лещи́на, или чили́йский лесно́й оре́х, или Гевуи́на авелла́нская (лат.
  • Крупный лесной орех типа фундука в Италии

АВТОГИГАНТ

  • Крупный завод по сборке средств передвижения

АГАРЦИН

  • Агарци́н (арм. Հաղարծին) — армянский монастырь, расположенный в Тавушской области Армении в 18 км от города Дилижан, в лесистой долине Иджеванского хребта.
  • Этот монастырь недалеко от города Дилижана строился под покровительством династии Багратидов

АГНАТ

  • Бесчелюстны́е (лат. Agnatha) — архаичная группа (надкласс или града) черепных из типа хордовых, почти полностью вымерших в наше время, за исключением 39 видов миног и 76 видов миксин.
  • Предок или потомок по мужской линии

Эти слова находили также по запросам:

Leave a Comment