Эчмиадзин В Армении

Эчмиадзин находится недалеко от Еревана. Это место, почитаемое армянами всего мира, так как здесь находится центр Армянской Апостольской церкви.

Эчмиадзин — прежнее название которого Вагаршапат, — основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.

В 301 году христианство стало государственной религией Армении.

Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает«место сошествия Единорожденного».

Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян — католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном.

Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены.

В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.

Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Слева от входа на территорию монастыря — Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа — кельи монахов.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Эчмиадзин — резиденция армянского патриарха — католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются  «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.

На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — всего 50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный так староармянский.

При монастыре была открыта и первая армянская школа.

В Эчмиадзине находится еще три древних памятника. Согласно легенде эти храмы воздвигнуты в честь мучениц — первых христианок, бежавших из Рима от преследований императора. Это храмы: Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат.

Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме.

Декоративное убранство здание очень скромное. В 1790 году к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви.

Эчмиадзинский кафедральный собор

На крайних куполах галереи — изящные звонницы. На архитектурных деталях — орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием  «купольной залы». Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, строители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

На территории Эчмиадзина находится также здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Эчмиадзинский кафедральный собор

Весь цвет армянской церкви Юга России, представители всех религиозных конфессий, гости из Туапсе, окрестных сел, соседних городов собрались в Шаумяне, чтобы отметить юбилей церкви. И – торжество духа народа, его веры…

Во вторник 8 сентября небо несколько раз расцвело ярким бликами над Шаумяном и несколько раз осыпало всех светлым дождем. И каждому такому знаку с небес присутствующие на празднике были рады.. «Бог слышит нас, – говорили все. – Он дает нам знать, что видит нашу радость и наши слезы.»

Отмечать 20-летие Шаумянской церкви приехали почти все настоятели армянских Апостольских Храмов Юга России и даже из Абхазии. И их прекрасное многоголосое пение во время служения Святой Литургии, казалось, возносилось не к четырем высоким куполам Храма, а в само небо…

Вместе с гостями из ближнего и дальнего зарубежья, вместе с самими шаумянцами в празднике участвовали и представители других духовных конфессий – Русской православной церкви, мусульман. И это было очень символично – Бог един!

– Для нас сегодня великий праздник, – сказал, обращаясь к собравшимся глава епархии юга России Армянской апостольской церкви епископ Мовсес Мовсесян. – Мы празднуем 20-й юбилей Шаумянской церкви. Для Бога 20 лет – это мгновение. А для нас важно, что церковь эта была построена первая в постсоветское время, первая не только в Краснодарском крае, но и по всей России…

И снова все вспомнили имена Николая и Ильи Кочьянов, Артура и Геннадия Ламзиных — наших земляков, шаумянцев, которые построили эту церковь и чьи имена высечены на каменном кресте, который стоит возле церкви.

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия рушилось не только государство, но и судьбы человеческие, идеалы, ценности, все вокруг. Николай Айкасович Кочьян видел спасение в вере, в церкви, через которую многие могли обрести покой и душевный мир:

– В Бога я верил, всегда с детства – так нас воспитала бабушка. В церковь мы не ходили (ее и не было), но в мыслях я всегда представлял, что на этой горке в Шаумяне должна быть церковь. Однажды она мне даже приснилась, -говорит он. Он мечтал построить церковь. Словно услышал его Господь, и в начале 90-х в Туапсинский район приехала делегация из Армении, из Храма Сурб Эчмиадзин во главе с Архимандритом Езником. В Шаумяне тогда церкви не было – как не было храмов в Ольгинке, в Туапсе, на Горке Героев, в Новомихайловском, Георгиевском. Нигде еще не было храмов, кроме единственного – Крестовоздвиженского, который существовал все годы в Туапсе. Первую Литургию отслужили на Пасху прямо на кладбище. Вот тогда-то Николай Айкасович сказал себе: «Я построю церковь в Шаумяне!» Родственники его поддержали…

Поэтому и назвали ее Сурб Эчмиадзин, в честь главной Армянской святыни, церкви Эчмиадзин, расположенной в 100 километрах от Еревана. Григорий Просветитель, главный армянский святой, построил ее по повелению самого Иисуса Христа, который сошел с небес, чтобы указать Просветителю место строительства церкви.

Четыре года братья Николай и Илья Кочьяны и их племянники Геннадий и Артур Ламзины (дети старшей сестры Эстер Айкасовны Ламзиной) строили церковь. По индивидуальному проекту, почти вручную – потому что в глубинку не загонишь мощную технику.

Пригласили священника и ему дом построили, чтобы жил и работал здесь.

Эчмиадзинский монастырь, Эчмиадзин

(Отец Иосиф — бессменный настоятель церкви). На освящении церкви Николая Айкасовича рукоположили в сан дьякона (он проходил специальную учебу для этого), и с тех пор он сам раз в месяц служил в своей церкви. Николай Айкасович был дважды делегатом на избрании Католикоса – Гарегина Первого и Гарегина Второго. Именно деятельность Шаумянского духовного просветителя позволила в 90-х годах сблизиться нашим народам России и Армении. Первый в истории России и Советского Союза визит Католикоса всех армян был связан с началом движения строительства Армянской апостольской церкви. На встрече с высшим руководством края в Краснодаре Католикос всех армян Гарегин Первый вручил Николаю Айкасовичу высшую награду – Орден Святого Григория Просветителя. Несколько позже уже следующий Католикос всех армян Гарегин Второй рукоположит Николая Айкасовича в сан архидьякона – с правом ношения нагрудного креста…

Где бы ни трудились Кочьяны, что бы ни строили для себя или по работе – рядом возникала церковь и были люди, которым они помогали. Так, в Новомихайловском, куда со временем переехала семья, они начинают строить вторую церковь – Николая Чудотворца. Сегодня, на крутой вершине, хорошо заметной с моря, возвышается красавица-церковь Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников. В 20 веке они возвели в Шаумяне Апостольскую церковь Сурб Эчмиадзин, 21 веке – в Новомихайловском поставили православную церковь Николая Чудотворца…

Не каждому человеку дано построить по церкви раз в сто лет… А Кочьянам это удалось…
На праздновании 20-летия Шаумянской церкви Мовсес Мовсесян освятил и еще один хачкар – армянский каменный крест, установленный во дворе церкви в память полуторамиллиона жертв армянского геноцида 1915 года.

– Поистине удивительный год, – сказал Илья Айкасович Кочьян, – год столетия армянского геноцида, 70-летия Великой Победы. И в этот великий год мы празднуем 20-летие нашей церкви. Сердце переполняется чувствами. Чем больше ей лет, чем дольше она стоит, тем больше я счастлив…

Особые чувства обуревали и другого нашего земляка – Эдуарда Арутюняна. Это он заказал второй хачкар для шаумянского Сурб Эчмиадзин.

Хачкар представляет собой стелу из камня с резным изображением креста. Тысячи таких памятников, начиная с первых веков нашей эры, находятся на территории Армении, отличаясь своими узорами, выполненными в общем стиле. Хачкары ставили по разным поводам, но основной их целью было воплощение молитвы о спасении души. В тончайших узорах орнамента древний человек видел сложные богословские конструкции. Камни-кресты устанавливали на земле, обломках скал, в церквях, на кладбищах. Эта традиция жива до сих пор. Хачкары снова стали появляться в современных городах — на территории армянских церквей. Есть они и в Москве, и в Сочи, и за границей. В Шаумяне это второй хачкар. Крест сделали в Ереване армянские мастера из туфа, заботливо перевезли и установили на Шаумянской земле. Епископ благословил за этот поступок нашего земляка Эдуарда Арутюняна. Свою благодарность он выразил и Владимиру Гогьяну, хачковору церкви, человеку, который делал на празднике матах (древний обряд жертвоприношения) и накрывал столы для всех гостей праздника.

..А праздник после Святой Литургии и проповеди Мовсеса Мовсесяна расцвел яркими красками нарядов танцевальных ансамблей из ДК Шаумяна и Союза армян России из Туапсе, песнями юных исполнителей, звуками зурны…

Эчмиадзин

Эчмиадзин — монастырь Армянской апостольской церкви; местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 гг. и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Эчмиадзин — прежнее название которого Вагаршапат, — основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.

В 301 году христианство стало государственной религией Армении.

Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».

Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян — католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном.

Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены.

В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация.

Эчмиадзинский кафедральный собор: история, расположение, святые реликвии

Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

Что посмотреть

Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.

Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Слева от входа на территорию монастыря — Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа — кельи монахов.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Эчмиадзин — резиденция армянского патриарха — католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.

На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — всего 50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный так староармянский.

При монастыре была открыта и первая армянская школа.

На территории Эчмиадзина находится также здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин также называют городом церквей. Это не напрасно: помимо Эчмиадзинского монастыря, здесь находится еще три древних памятника. Согласно легенде эти храмы воздвигнуты в честь мучениц — первых христианок, бежавших из Рима от преследований императора. Это храмы: Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат.

Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здание очень скромное. В 1790 году к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи — изящные звонницы. На архитектурных деталях — орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, строители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Как добраться

Добираться до религиозной столицы Армении – Эчмиадзина очень легко. В Ереване на пересечении улицы Сарьяна и проспекта Маштоца, справа от проспекта, имеется скопление таксистов и маршруток, которые отправляются прямиком в Эчмиадзин.

Цены примерно такие:

  • маршрутка: 200-300 драм;
  • такси: 1200 драм за машину. Если набирается 4 человека, то сумма делится на всех. Если Вы один, то можно уговорить таксиста и на 1000 драм. Стоит отметить, что маршрутки, в основном, едут утром и вечером, а днем их почти нет, так что если Вы противник такси, то имейте в виду этот факт.
  • автобус: в Эчмиадзин (Вагаршапат) можно выехать с центрального автовокзала Киликия на автобусе №202 или микроавтобусе № 203, стоимость проезда составит соответственно 300 и 250 драм.

Рекомендуем ознакомится: http://www.smileplanet.ru

Leave a Comment